Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФИЛАКТИКИ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА

kglieva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2021
В ходе выполнения данной дипломной работы нами был изучен во-прос склонности ко лжи студентов техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами был проведён анализ литерату-ры, касающейся данной проблемы, был подобран диагностический материал для проведения психолого-педагогической диагностики с целью выявления склонности ко лжи среди студентов данной группы.
Введение

Актуальность исследования. Одной из основополагающих задач образовательных учреждений любого уровня, наряду с обучением, является воспитание. Будущее нашей страны зависит от современной молодежи. Их знания, навыки и способности, полученные в период обучения, а также ценности, интересы и потребности, определяющие направленность личности, будут влиять на то, насколько серьезно они будут относиться к своей будущей профессии, семье и стране. В современном российском обществе, в условиях трансформации ценностных ориентиров, происходит размывание традиционных базовых ценностей, обесценивание таких понятий как любовь, семья, альтруизм, ответственность, в результате наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2, 20]. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Ослабление основ института семьи, бездуховность и низкий культурный уровень родителей приводит к увеличению численности детей-сирот [9, 20]. Неблагоприятная среда развития, в которой в силу различных обстоятельств вынужден формироваться ребенок, оказывает деструктивное воздействие на его личность, о чем свидетельствуют статистические данные о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Каждый третий становится алкоголиком или наркоманом, 40 процентов – преступниками, десятая часть юношей и девушек кончают жизнь самоубийством. И только 10 процентам удается адаптироваться в обществе [9, 16, 29]. Результаты различных психологических исследований свидетель-ствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспи-танников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудно-сти и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, несформированности базового доверия к миру, низкой самооценке, снижении самоорганизованности, целеустремленности, ответственности, что приводит к возникновению болезненного чувства одиночества, оставленности, повышенной тревожности, склонности к девиантному поведению [13, 20, 55]. Результатом является увеличение числа детей с ассоциальным (отклоняющимся от норм и правил, принятых в обществе) поведением. К основным отклонениям в поведении детей, относятся: грубость, ложь, неврозы, сквернословие, азартные игры, бродяжничество, курение, употребление алкоголя и наркотиков и т.д., каждое из которых имеет в своей основе попытку индивидуума, в данном случае деструктивную, сохранения стабильности психики в условиях постоянной тревоги и неудовлетворенных первичных базальных потребностей в любви, заботе, безопасности, принадлежности. [13, 20, 55] Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, трудностях в межличностном общении. Цель исследования: теоретически обосновать проблему профилак-тики лжи у студентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях техникума и разработать программу снижения проявлений лжи у данного контингента. Объект исследования: ложь как составляющая личности. Предмет исследования: профилактика лжи у студентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях техникума. Задачи работы: 1. Провести анализ теоретической литературы по проблеме профилактики лжи у студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Выявить уровни или показатели лжи у студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Разработать и апробировать программу по профилактике лжи в юношеском возрасте у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях техникума, оценить ее результативность. Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из допущения, что для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерно проявление лжи, а именно, ложь – самопрезентация и ложь – сплетня. Можно предположить, что индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение самооценки, доверия, взаимоуважения в межличностном общении будут способствовать профилактике данных форм лжи. Теоретической базой исследования послужили работы по изучению лжи В.В. Знакова, А.Н. Тарасова, Д.И. Дубровской, А.К. Секаций, А.В. Соколова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, А. Ф. Стрихарц, Р. В. Бертона и других исследователей. Методы исследования: 1. Методы теоретического анализа: изучение психолого-педаго-гической, социально-педагогической, философской литературы по пробле-ме исследования. 2. Методы эмпирического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, опрос, качественный и количественный анализ результатов. Были использованы следующие методики исследования: 1) методика «Виды лжи» И.П. Шкуратовой; 2) методика «Отношение ко лжи» И.П. Шкуратовой; 3) опросник «Честность», разработанный лабораторией «azps.ru». Для проведения сравнительного анализа показателей лжи у студентов, имеющих семьи и студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был использован статистический критерий Манна-Уитни. Для выявления сдвига показателей в результате реализации Программы профилактики лжи у студентов техникума нами был использован статистический критерий Вилкоксона. 3. Социально-педагогический эксперимент. База исследования: ГБПОУ Сахалинский индустриальный техникум г. Оха. В исследовании приняли участие 30 студентов, из них 15 студентов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же 15 студентов из полных семей. Структура работы: выпускная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечиваются всесторонним анализом изучаемой проблемы; адекватностью методов исследования, выделенным целям, объекту, предмету, задачам и гипотезе исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; обоснованным применением количественного и качественного анализа экспериментальных данных, подтвержденных математической статистикой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА 8 1.1 Общее представление о лжи в психолого-педагогической литературе 8 1.2. Социально-психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста 16 1.3. Особенности формирования индивидуальных психологических особенностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей 18 1.4. Профилактика лжи: основы организации, сущность и особенности 22 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ ИЗ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА 30 2.1.База, организация и методы исследования 30 2.2. Выявление лжи у студентов из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях техникума 34 2.3. Сдвиг показателей лжи у студентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в результате проведения занятий по профилактике лжи 40 Выводы по второй главе 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 ЛИТЕРАТУРА 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Применяемые методики 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Программы профилактики лжи для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Данные математической статистики 70
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2001. – 267 с. 2. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н. Алмазов, Н.Н. Бессонова – М.: Академия, 2006. – 192 с. 3. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н. Алмазов. – М.: Дата Сквер, 2009. – 248 с. 4. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с. 5. Бабаджанова-Павлова А.В. Проблемы детской лжи в духовном становлении ребенка // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2009. – № 5. – С. 57-61 6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы фор-мирования личности / под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МПА, 1995. – 338 с. 7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович, Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт прак-тической психологии, 1996. – 551 с. 8. Бурчевский С.В. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних вчера, сегодня, завтра: анализ личного опыта практической, общественной и научно-практической работы автора с детьми с девиациями в развитии и поведении / С.В. Бурчевский // В сборнике: Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии под редакцией Коврова В.В. – 2019. – С. 273-280. 9. Вилкова А.В. Асоциальная семья как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие нравственных ценностей под-ростков, совершающих правонарушения / А.В. Вилкова // Мир политики и социологии. – 2013, - № 10. – С. 116-119. 10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубовина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с. 11. Волосюк Т.П. Феномен лжи в социаьном взаимодействии / Научный вестник МГТУ ГА. Серия История, философия, социология. – 2009. – № 142. – С. 173-175. 12. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский, Л.М. Семенюк / под.ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогиче-ская психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с. 14. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голо-ванова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 15. Горчакова И.А. Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы : диссертация ... кандидата психологических наук. 19.00.07 / Горчакова И.А. – М., 2010. – 184 с. 16. Грушко, Н.В. Психология лжи как новое направление исследований в социальной психологии (из опыта преподавания спецкурса «Психология лжи») / Н.В. Грушко // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2009. – № 2. – С. 38-43. 17. Гусева Т.Б. Феномен лжи: представления и отношение ко лжи в юности и зрелости / Т.Б. Гусева // Новое слово в науке: перспективы разви-тия. – 2014. – № 1. – С. 108-111. 18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. / В.И. Даль – М., 1979. – 932 с. 19. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / Дементьева И. // Социологические исследования – 2001. – № 11. – С. 108-118. 20. Жданова М.С. Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема / М.С. Жданова // Наука и инновации в XXI веке. – 2019. № 8. – C. 218-222. 21. Запорожец Л.В. Условия и движущие причины психического раз-вития ребенка / Л.В. Запорожец, Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 22. Зиглер Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т. Зиглер, Л.Хьелл. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с. 23. Калинина З.Н., Пазухина С.В., Декина Е.В. Комплексное исследование проблем современной семьи как фактора социализации / З.Н. Калинина, С.В. Пазухина, Е.В. Декина // Живая психология. – 2019. – Т.6. – № 1.– С. 9-24. 24. Козулева А.А. Подходы к пониманию лжи и ее проявления на психофизическом, психологическом и социально-психологическом уровнях функционирования психики / А.А. Козулева // Сибирский юридический вестник. – 2009. – № 3. – С. 67-73. 25. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1997. – 286 с. 26. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социаль-но-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 2008. – 193 с. 27. Крогиус Н.В. Правда о лжи: проблема рефлексии. Серия Филосо-фия. Психология. Педагогика / Н.В. Крогиус // Известия Саратовского уни-верситета. – 2009. – Т.9. – № 3. – С.107-110. 28. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 116 с. 29. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие ребенка / Н.П. Листратенко // Социальная педагогика. – 2006. – № 2. – С. 88-95. 30. Личко А.Е., Иванова И.П. Патохарактерологические исследования у подростков / А.Е. Личко, И.П. Иванова. – М.: МГУ, 2003. – 264 с. 31. Лукьянова У.А. Коррекция асоциального поведения воспитанни-ков в условиях социально-реабилитационного центра / У.А. Лукьянова // Велес. – 2016. – № 32. – С.75-79. 32. Мясников А.Г Античная философия о целесообразности и вынужденном характере лжи / А. Г. Мясников // Известия ПГПУ. Гуманитарные науки. – 2008. – № 9. – С.9-14. 33. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. – М.: Просвещение, 2005. – 258 с. 34. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний: в 3 кн. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с. 35. Нирконен О.М., Климова А.А., Матвеева М.В. Формирование навыков конструктивного общения детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, как необходимое условие для подготовки к самостоя-тельной жизнедеятельности // Сборник: Сопровождение личности, оказав-шейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности. Материа-лы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летия Иркутского Педагогического института. – 2019. – С.147-152. 36. Общая психология / под ред. Е.И. Рогова – М.: Владос, 2005. – 413 с. 37. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Ов-чарова. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 24 с. 38. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 1988. – 1034 с. 39. Опросник «Честность». А. Я. Психология / Лаборатория azps.ru // [Электронный ресурс] – URL: http://azps.ru/tests/ kit/kit1011 (дата обращения 26.04.2020). 40. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2002. – 640 с . 41. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МОДЕК Институт практической психологии, 2001. – 352 с. 42. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997. – 526 с. 43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 255 с. 44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.– 144 с. 45. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн.– Спб. : Питер, 2003. – 512 с. 46. Семенюк Л.Д. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.Д. Семенюк. – М.: Институт практической психо-логии, 1996. – 304 с. 47. Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение / В.Ф. Сержантов. – СПб.: Ривьера, 1993. – 217 с. 48. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 704 с. 49. Тигунцева Г.Н. Девиантное поведение в подростковом возрасте : практикум / Г. Н. Тигунцева. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 231 с. 50. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психоте-рапии, 2003. – 195 с. 51. Харламова В.С., Коленко Л.В. Влияние воспитания в неблагополучной семье на формирование страхов и фобий у ребенка / В.С. Харламова // В сборнике: Психология трудного детства. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию научной школы доктора психологических наук, профессора, академика АПСП и РАЕ, заслуженного деятеля науки и образования, заслуженного работника высшей школы РФ Р.В. Овчаровой. – 2014. – С. 204-209. 52. Шамрицкая И.А. Ложь как одна из форм проявления девиантного поведения / И.А. Шамрицкая // Сборник научных работ «Эврика». – 2011. – № 4. – С. 23-29. 53. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 345 с. 54. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. – СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. – 624 с. 55. Talanov S.L. General and professional education as the most important condition of the re-socialization of condemned people / S.L. Talanov // European journal of natural history. 2020. № 2. Р. 15-22.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА 1.1. Общее представление о лжи в психолого-педагогической литературе Отношение ко лжи в обществе всегда было неоднозначно. С одной стороны признается, что ложь вредна и порождает недоверие и даже пре-зрение к лжецу, а с другой стороны – она может быть полезна. К анализу понятия «ложь», проблемы морального отношения к ней обращались еще античные философы [32, с. 9]. А.Г. Мясников изучая труды Платона, Ари-стотеля, связанные с данной проблемой, указывает на основной вывод, к которому пришли философы античности: «требования правдивости и честности должны подчиняться высшей добродетели – справедливости, которая нацелена на высшее благо» [там же, с. 10]. Несмотря на общеизвестный конструкт о том, что правда – это хоро-шо, а ложь плохо и заслуживает порицания в реальной жизни все не столь определенно. Н.В. Крогиус описывает довольно интересный эксперимент, проведенный им в конце 1970-х гг. Он предложил своим студентам попы-таться прожить сутки и ни разу (даже в малом) не солгать. В эксперименте приняли участие 5 человек, 2 юноши и 3 девушки. Результатом явился факт того, что ни одному участнику эксперимента не удалось прожить сутки ни разу не обманув. Мотивы лжи в каждом случае были разные [27]. Несмотря на незначительную по количеству участников выборку, ав-тор приходит к выводу, что «даже в повседневной жизни, лишенной острых противоречий, больших соблазнов и потрясений, ложь и обман (пусть в незначительных масштабах) присутствуют в качестве непременных составляющих межличностного общения» [27, с. 106].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg