Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методическое обеспечение логопедической работы по развитию навыков письма у обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью

kglieva 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2021
Дисграфия по мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Чаще всего дети с интеллектуальной недостаточностью воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому возникновение в последние годы тенденции к увеличению расстройств письма у детей младшего школьного возраста, можно остановить с помощью применения как педагогических методов, логопедических так и медицинских. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников коррекционных школ.
Введение

Актуальность исследования. Современная логопедия к преодолению нарушений письма строится на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма, в частности. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности. Трудности овладения навыком письма обучающихся с лёгкой умственной отсталость выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина). [18, 24]. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы. Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушений речи и особенности их коррекции у умственно отсталых школьников. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников с лёгкой умственной отсталостью являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекции этих дефектов речи уделяется особое внимание. В младших классах должна осуществляться наиболее интенсивная коррекция нарушений речи. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева и др.) Разработка, теоретическое обоснование и практическая реализация методов исследования, позволяющего определить закономерности овладения письмом младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, наметить и реализовать новые методико-логопедические подходы к их обучению определяют актуальность исследования.. Цель исследования – выявить направления логопедической работы по развитию навыков письма у обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью Светлолобовской СОШ № 6. Объект исследования – письменная речь обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью. Предмет исследования – методика логопедической работы по формированию навыков письма средствами дидактических упражнений. Гипотеза: мы предполагаем, что положительная динамика процесса формирования навыков письма обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью МБОУ Светлолобовская СОШ № 6 будет возможна при методически обоснованном использовании в логопедической работе дидактических упражнений. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить уровень сформированности письма у обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью. 3. Рассмотреть методики логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических упражнений. Методы исследования Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов. В исследовательской работе принимали участие 10 обучающихся второго класса с лёгкой умственной отсталостью МБОУ Светлолобовская СОШ №6.
Содержание

Введение ................................................................................................... 3 Глава I Проблема развития навыков письма у обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью в научно-методической литературе.... 4 1.1. Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Классификация дисграфий 4 1.2. Специфика организации процесса письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.............................. 13 1.3. Методика логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических упражнений .................................................. 20 Глава II Практическое изучение особенностей навыков письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями................. 30 2.1. Методика и организации констатирующего эксперимента........ 30 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента............. 37 Заключение ................................................................................................ 47 Библиографический список ...................................................................... 48 Приложение ............................................................................................... 51
Список литературы

1.Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М:Московкий психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2005 - с. 193-199 2.Иванова, Т. А. Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования / Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 560-562. 4.Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы. - Учитель, 2014. 5.Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И.Бойков; под ред. Бгажноковой И. М. – М.: Владос, 2013. – 181с. 6.Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллект / И. М. Бгажнокова, Баряева Л. Б., Бойков Д. И.; под. общ. ред. И. М.Бгажноковой. – М.: Владос, 2013 г. 7.Иванова, Т. А. Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования / Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 560-562. 8.Копрова Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 103-108. 9.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001. - 224 с. 10. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988 - 72 с. 11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб. Изд-во «Союз», 2004-224 с. 12.Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2005. 13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 504 с. 14. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с. 15.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 184с. 16. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 128с. 17. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88с. 18.Мамаева А.В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в соответствии с требованиями федеральных госдарственных образовательных стандартов / Мамаева А.В. //Сибирский вестник специального образования. 2017. 19. Матвеева Е.М. Коррекционно - логопедическая работа в школе - интернате 8 вида// Логопед 2006 - № 1, с. 88. 20. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.:В. Секачев, 2008 – 128 стр. 21.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). –– М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика) 22.Салахова В.Я., Белозерова Л.И. Система логопедической работы с учащимися 6-7 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения УШ вида. Методические рекомендации. – Челябинск, 2007, 41с. 23. Соколова И. А. Механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 URL: http://e-koncept.ru/2018/182036.htm. 24.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с. 25.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младщих школьников. М: Аркти, 2000, 26.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Изд. 2-е, исп. и доп. . —— М.: Российское педагогическое агентство; Когито-центр, 1998. — 128 27.Шиповалова О.С. Готовность к письму у умственно отсталых детей // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 3) – С. 371-372. 28. Ященко, С. М. Формирование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ / С. М.Ященко // Логопед. – 2015. – № 6. – С. 80–87. 29. Уфимцева Л.П., Агаева И.Б. Организационно-педагогические условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью. // Вестник КГПУ им В.П.Астафьева. 2016.№11, с.99-104. 30. Янчева С.В. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.// Логопед 2011. № 3, с.6-12
Отрывок из работы

Глава I Проблема развития навыков письма у обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью в научно-методической литературе 1.1. Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Классификация дисграфий Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с нарушением интеллекта является одной из первостепенных задач обучения родному языку. В первый класс адаптивных школ поступают дети, имеющие стойкие нарушения устной речи. Они значительно позднее своих сверстников осваивают звуковые, лексические и грамматические речевые нормы родного языка. Часто в школу поступают дети, не прошедшие уровень дошкольного образования, что отрицательно влияет на развитие речи младших школьников. По данным М. Ф. Гнездилова и В. Г. Петровой, у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются расстройства всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Авторы отмечают трудности анализа и синтеза речевого потока, восприятия и понимания речи. В результате у школьников наблюдаются различные нарушения письма [1]. Авторы, изучающие дисграфии (Г. А. Каше, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.), высказывают различные мнения о механизмах дисграфий у детей с нарушением интеллекта, связывая их с логопатологическими, психологическими и лингвистическими факторами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 46 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 21 страница
320 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg