Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЭКОНОМИКА

Мониторинг экономической безопасности

cool_lady 3630 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 121 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Выпускная квалификационная работа содержит 116 листов пояснительной записки, 14 рисунков, 5 таблиц, 55 использованных литературных источников, 4 приложения. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, АНАЛИЗ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Тема: «Мониторинг экономической безопасности». Цель работы: исследование теоретических и практических подходов организации к проведению процесса мониторинга экономической безопасности хозяйствующего субъекта, разработка рекомендаций совершенствования этих процессов. Объект исследования – экономическая безопасность. Предмет исследования – система мониторинга экономической безопасности. В процессе исследования были изучены теоретические положения, нормативная база и проведение процесса мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское», раскрыта организационно-правовая форма МУ МВД России «Волгодонское», специфика деятельности, практические подходы системы мониторинга экономической безопасности. В данной работе разработаны практические рекомендации по совершенствованию системы мониторинга экономической безопасности в МУ МВД России «Волгодонское». Графическая и текстовая часть пояснительной записки выполнены с применением ЭВМ.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие общественных, экономических, политических, научно-технических, инновационных процессов в обществе и в государстве в условиях глобализации всемирной информационной системы невозможно без эффективной работы служб экономической безопасности. Все современные тенденции несут в себе проблемы и угрозы экономической безопасности. Изучение и мониторинг угроз такого характера способствуют предотвращению проблем и повышению экономической безопасности регионов и государства в целом. Именно поэтому проблема мониторинга экономической безопасности выходит на первое место и становится особо актуальной в современном мире. Обеспечение экономической безопасности играет большую роль в развитии государства. Экономическая безопасность гарантирует экономическую независимость государства, способствуя социально-экономическому благосостоянию общества, уменьшая социальные противоречия и повышая благосостояние граждан. В этой связи, экономическая безопасность считается одним из важнейших национальных приоритетов, а мониторинг экономической безопасности – ее важнейшим и неотъемлемым элементом. Степень разработанности проблемы. Анализ современной научной литературы по исследуемой выпускной квалификационной работе проблематике показал, что теоретическими аспектами мониторинга экономической безопасности занимались отечественные ученые такие, как Авдийский В.И, Абрамов В.Н., Барт А.А., Суглобов А.Е., Уразгалиев В.Ш., Лоханова В.Н., Мику А.А., Минвалиева М.С. и другие авторы. Однако, исследования связанные с мониторингом экономической безопасности, проводились крайне редко. Цель и задачи исследования. Цель работы: исследование теоретических и практических подходов организации и проведения процесса мониторинга экономической безопасности хозяйствующего субъекта, разработка рекомендаций совершенствования этих процессов. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: ? изучить теоретические аспекты мониторинга экономической безопасности; ? провести анализ процесса мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское»; ? разработать перспективные направления по совершенствованию мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское». Объект и предмет выпускной квалификационной работы. Объектом исследования является экономическая безопасность. Предметом исследования является мониторинг экономической безопасности. Теоретико-методологическую основу исследования составили нормативные документы, действующие на территории Российской Федерации, Ростовской области и города Волгодонска. Инструментарно-методический аппарат исследования представлен формально-логическими, структурно-функциональными методами, системного анализа, статистическими методами, методами сравнений и сопоставлений. Информационно-эмпирическая база представлена наблюдением, экспериментом, проводился опрос специалистов и сотрудников организации, были использованы методы дедукции. Эмпирической базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики по России и области, Отчёт МУ МВД России «Волгодонское» об итогах оперативно-служебной деятельности за 12 месяцев 2017, 2018 года // Электронный ресурс. Официальный сайт Администрации города Волгодонска, финансовая отчетность МУ МВД России «Волгодонское». Нормативно-правовой базой исследования послужили Федеральные законы РФ, Конституция РФ, данные Федеральной службы государственной статистики по России и области. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции», Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 об утверждении «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»: Приказ МВД России № 844 «Об утверждении положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другие официальные нормативно-правовые документы. Апробация результатов исследования проведена на Международной Конференции «Аспирант» научно-практический журнал (РИНЦ), опубликована статья «Мониторинг экономической безопасности региона Органами внутренних дел». Объем и структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; трех глав, объединяющих 9 разделов, заключения и списка использованных литературных источников из наименований и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 116 страниц.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….10 Глава 1 Теоретические аспекты мониторинга экономической безопасности……………………………………………………………………..13 1.1 Экономико-правовое обеспечение процессов мониторинга экономической безопасности ………………………………………………13 1.2 Сущность и основные компоненты мониторинга экономической безопасности ………………………………………………………………...20 1.3 Инструментарий мониторинга экономической безопасности……......32 Глава 2 Анализ процесса мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское»…………………………………..................48 2.1 Общая характеристика деятельности МУ МВД России «Волгодонское»……………………………………………………………...48 2.2 Мониторинг текущего состояния деятельности МУ МВД России «Волгодонское» с точки зрения экономической безопасности………......63 2.3 Оценка системы мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское» …………………………………………74 Глава 3 Перспективные направления по совершенствованию мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское»………………………………………………………………….84 3.1 Направления по совершенствованию мониторинга экономической безопасности МУ МВД России «Волгодонское»……….84 3.2 Основные направления использования информационных технологий в деятельности МУ МВД России«Волгодонское»………… .89 3.3 Расчет экономической эффективности разработанных мероприятий……….......................................................................................100 Заключение……………………………………………………………………...106 Библиографический список……………………………………………………110 Приложения…………………………………………………………………….117
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). ? URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2019). 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). ? URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2019). 3 Федеральный закон РФ от 28.12.2011 № 390 «О безопасности» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. ? 2011. ? № 5. ? С. 234-245. 4 Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришедший на смену ФЗ от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». ? URL: http://base.garant.ru/195521 (дата обращения: 20.03.2019). 5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года. ? URL: http://base.garant.ru/195521 (дата обращения: 21.02.2019). 6 Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» ? URL: http://base.garant.ru/195521 (дата обращения: 21.03.2019). 7 Постановление СФ ФСРФ от 08.08.1996 № 327-СФ. «О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ» ? URL: http://base. garant. ru/195521 (дата обращения: 21.02.2019). 8 Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ». ? URL: http://base.garant. ru/195521 (дата обращения: 21.03.2019). 9 Указ Президента РФ от 01.03.1999 № 333 «О структуре аппарата Совета Безопасности РФ». ? URL: http://base.garant ru/195521 (дата обращения: 21.02.2019). 10 Приказ МВД РФ от 30.06.2009 № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 11 Приказ МВД России от 18.07.2011 № 844 «Об утверждении положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – № 26. – С. 113-125. 12 Приказ ГУ МВД России по Ростовской от 20.10.2016 № 1433 «О вводе в эксплуатацию официальных интернет-сайтов подразделений и территориальных органов ГУ МВД России по Ростовской области – структурных компонентов официального интернет-сайта ГУ МВД России по Ростовской области, входящих в аппаратно-программный комплекс «Официальный интернет-сайт МВД России» // Наше время. – 2016. – № 10. ? С. 111-116. 13 Приказ Генпрокуратуры России от 08.06.2015 № 286 ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 14 Письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 15 Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Заключено 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3) (ред. от 24.12.2018) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 16 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Менеджмент» (ГАС Менеджмент). ? URL: http://base.garant.ru/195521 (дата обращения: 26.03.2019). 17 Абрамов, В. Комплексная система безопасности предпринимательства / В. Абрамов // Мир безопасности. ? 2010. ? № 5. ? С.51-55. 18 Авдийский, В.И. Национальная и региональная экономическая безопасность России : монография / В.И. Авдийский. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 134 с. 19 Барт, А.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России / А.А. Барт // Российское предпринимательство. ? 2015. ? № 11. ? Вып. 1 (170). ? С. 4-6. 20 Волков, С.П. Особенности обеспечения экономической безопасности ? отрасли национальной экономики / С.П. Волков. ? URL: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbm05/04.shml. (дата обращения: 03.09.2016). 21 Грязновой, А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязновой; под общей ред. д.э.н., проф. А.Г. Грязнового. ? М.: Финансы и статистика, 2012. ? 94 с. 22 Журило, П.П. Механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях / П.П. Журило // ARS ADMINISTRANDI. ? 2013. ? № 4. ? С. 79-83. 23 Журавлева, Л.А. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Теория и практика : учебное пособие / Л.А. Журавлева. ? Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019. ? 197 с. 24 Захарова, О.И. Современное состояние экономической безопасности в РФ / О.И. Захарова, И.И. Кеосиди // Экономика и менеджмент инновационных технологий. ? 2015. ? № 7. ? С. 114-117. 25 Калина, А.В. Экономическая безопасность государства и регионов : учебное пособие / А.В. Калина, В.В. Криворотов, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2017. – 350 с. 26 Концептуальные подходы к разработке Стратегии экономической безопасности Российской Федерации: обсуждены на заседании секции научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. ? URL: http://www.scrf.gov. ru/news/990.html/ (дата обращения: 18.02.2019). 27 Критерии экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров. ? URL: http://www. zakonprost. ru/content/base/19838/ (дата обращения: 18.02.2019). 28 Лоханова, В.Н. Мониторинг экономической безопасности организации / В.Н. Лоханова // Вестник университета. ? 2016. ? № 3. ? С. 27-35. 29 Мику, А.А. Роль мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства / А.А. Мику // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 3. – С. 86-90. 30 Минвалиева, М.С. Налоговый мониторинг для проведения предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации/ М.С. Минвалиева // сборник статей Международной научно-практической конференции «Экономика, управление и право: инновационное решение проблем». ? Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». ? 2016. ? С. 47-51. 31 Орешина, Е.Ю. Система индикаторов и мониторинг экономической безопасности корпоративных структур / Е.Ю. Орешина // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2011. – № 7. – С. 53-57. 32 Официальный сайт Администрации города Волгодонска. Отчёт МУ МВД России «Волгодонское» об итогах оперативно-служебной деятельности за 12 месяцев 2018 года – 24.01.2019 г. ? URL: http://volgodonskgorod.ru/node/30548. (дата обращения: 18.02.2019). 33 Предтеченский, К.С. Особенности взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе борьбы с преступлениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем / К.С. Предтеченский // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2013. – № 2. – С. 57-72. 34 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. ? М.: ИНФРА-М, 2015. ? 382 с. 35 Романовский, М.В. Финансы и кредит : учебник / М.В. Романовский; под ред. проф. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. ? М.: Высшее образование, 2015. ? 86 с. 36 Рубцов, Б.Б. Глобальные финансовые рынки: масштабы, структура, регулирование / Б.Б. Рубцов // Век глобализации. ? 2015. ? № 2(8). ? С. 61-64. 37 Савин, В.Н. Некоторые аспекты экономической безопасности России / В.Н. Савин // Международный бизнес России. – 2015. ? № 9. ? С. 14-17. 38 Соложенцев, Е.Д. Топ-экономика. Управление экономической безопасностью : монография / Е.Д. Соложенцев. ? СПб: Троицкий мост, 2016. ? 272 c. 39 Суглобов, А.Е. Экономическая безопасность предприятия : учебное пособие / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ? 271 с. 40 Самойлова, Л.К. Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства / Л.К. Самойлова // Известия ОГАУ. – 2014. ? № 1. – С. 9-15. 41 Тамбовцев, В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы / В.Л. Тамбовцев // Вестник МГУ. Экономика. ? 2013. ? № 3. ? С. 3. 42 Терешев, М.А. Зарубежный опыт функционирования рынка кредитных ресурсов / М.А. Терешев, Ф.С. Зумакулова // Успехи современной науки. ? 2015. ? № 5. ? С. 62-65. 43 Уразгалиев, В.Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В.Ш. Уразгалиев; – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 380 с. 44 Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru (дата обращения 29.03.2019). 45 Федораев, С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина / С.В. Федораев // Вестник С.-Петерб. унта ГПС МЧС России: научный электронный журнал. ? URL: http://vestnik.igps.ru/wp-content/up- loads/V2/15.pdf (дата обращения: 20.02.2019). 46 Хандруев, А. Интегрированный надзор / А. Хандруев // Прямые инвестиции. ? 2016. ? № 4. ? С. 87-90. 47 Харламов, А.В. Развитие теории о хозяйстве и глобальные проблемы экономики / А.В. Харламов // Общество. Среда. Развитие. ? 2013. ? № 3. ? С. 11-14. 48 Харламова, А.А. Глобализация и процесс обеспечения экономической безопасности государства / А.А. Харламова // Петербургский экономический журнал. ? 2016. ? № 4. ? С. 6-11. 49 Черемисина, Н.В. Экономическая безопасность как комплексная оценка социально-экономического развития региона / Н.В. Черемисина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 123-127. 50 Экономическая безопасность : учебник для вузов / под ред. Ф.В. Акулинина, Л.П. Гончаренко. ? М: Издательство Юрайт, 2018. ? 478 с. 51 Официальный сайт МВД России. Режим доступа к данным МУ МВД России «Волгодонское» ? https://61.мвд.рф/gumvd/Struktura/ Territorialnie_organi/Mezhmunicipalnoe_upravlenie_MVD_Rossii_V (дата обращения: 20.02.2019). 52 Портал государственных закупок. Единая информационная система в сфере закупок. ? Режим доступа: http://www.zakupki. gov.ru/epz/main/ public/home.html. (дата обращения: 20.02.2019). 53 Postalyuk, M. Assessment as the factor of management of territorial socio- ecological-economic systems under blur background information / M. Postalyuk // VEPS. – 2014. – № 3. ? Р. 128-134. 54 Hamidullin, F. Risks assessment of investment projects in the public utilities: the quantitative aspect (art) / F. Hamidullin, G. Kwon // Problems of the modern economy. – 2016. – № 1 (41). – Р. 318-322. 55 Young, Trevor L. The Handbook of Project Management. / L. Trevor Young // A Practical Guide to Effective Policies, Techniques and Processes. ? Trevor L. Young, 2015.
Отрывок из работы

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1 Экономико-правовое обеспечение процессов мониторинга экономической безопасности Основным инструментом оценки уровня экономической безопасности является мониторинг. Это закреплено в соответствующих положениях Стратегии федеральной экономической безопасности России до 2030 года. Кроме того, в документе о стратегическом планировании говорится, что «мониторинг и оценка состояния экономической безопасности основываются на официальных статистических наблюдениях [4]. Однако следует отметить, что нормативно-правовые документы, используемые в этой области и большая часть научных исследований, в основном сосредоточены на национальном уровне, а региональные аспекты не рассматриваются отдельно. Анализ научных публикаций показывает, что в настоящее время не существует общепринятого и законодательно утвержденного метода мониторинга. При этом, отсутствуют научные исследования, направленные на определение ключевых средств мониторинга экономической безопасности на региональном уровне. Особое внимание следует уделять определению «экономической безопасности». Поскольку, концепция экономической безопасности является относительно новой для отечественной экономики, и связана с подробным раскрытием характера экономического явления, необходимо первоначально определиться с истоками и сущностью. В 1934 году по просьбе президента Соединенных Штатов г-на Рузвельта впервые была записана формулировка экономической безопасности. Затем, под его руководством были созданы первый Комитет экономической безопасности и Консультативный комитет. Основная задача учреждения-учредителя заключается в обеспечении экономической безопасности страны и борьбе с безработицей. В дальнейшем осуществлялись попытки развития научной категории экономической безопасности, как составляющей национальной безопасности, однако данные предпосылки не получили дальнейшей реализации [32]. Хотя на законодательном уровне существует четкое определение, отечественные ученые, занимающиеся вопросами безопасности, не имеют единого объяснения концепции экономической безопасности. Накопленный опыт определения экономической безопасности неоднократно побуждал исследователей систематизировать ее, однако, пока не могут найти термины, которые определяют все компоненты этой концепции. В целом, некоторые авторы считают, что экономическая безопасность является неотъемлемой частью качественных характеристик всей экономической системы. Чтобы иметь возможность определения способности поддержания необходимых условий для жизни и деятельности населения, предоставления ресурсов для национальной экономики и решения национальных интересов. Обеспечение национальной безопасности в целом в настоящее время предполагает предотвращение внутренних и внешних угроз и опасностей, а также стабильное и благоприятное развитие ценностей, прав и законных интересов государства, общества и отдельных лиц в экономической сфере. Поэтому, выявление угроз, выражающих прикладной, практический характер безопасности, неразрывно связано с теоретическим исследованием безопасности и представляет внешние и внутренние изменения, которые негативно влияют на состояние безопасности и беспрепятственную реализацию прав и законных интересов общества, личности и государства в экономической сфере. В этом контексте мониторинг экономической безопасности должен учитывать общие аспекты правового регулирования отношений национальной безопасности в целом. Правовое регулирование экономической безопасности предполагает обеспечение правовых средств государства, общества и отдельных лиц в экономической сфере. Таким образом, нормативные акты определяют различные экономические ценности (свобода экономического пространства, собственность, конкуренция и т. д.), средства и меры, направленные на их охрану и защиту [15]. Защита территории, суверенитета и граждан ? это органическая миссия государства, начиная с момента его основания и формирования. Важность безопасности заключается в состоянии, в котором включены как внешние, так и внутренние угрозы, и опасности. Безопасность становится основой для развития карательных функций и органов безопасности в стране, охватывая со временем разнообразные сферы жизнедеятельности [18]. В целом, мы должны признать существование системы правовой безопасности в нашей стране. Например, Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют вопросы безопасности, например, согласно пункту «м» ст. 71 «…Оборона и безопасность находятся под юрисдикцией Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей «d», статьи 114, реализующей меры по защите страны, государственной безопасности [1]. Правовые акты, которые регулируют экономическую безопасность представлены такими документами как: ? Международные правовые акты; ? Конституция РФ; ? Федеральное законодательство; ? Уставы и законодательство субъектов РФ; ? Нормативные правовые акты органов местного самоуправления; ? Судебные решения. В настоящее время в современной экономике проблемы правового регулирования обеспечения экономической безопасности приобретают особо сильное и влиятельное значение. Уже возникла потребность в новом федеральном законе о безопасности, который будет фиксировать довольно действенные правовые механизмы по усилению безопасности Российской Федерации и сможет определить юридическую ответственность должностных лиц, принимающих важные государственные решения в этой сфере. Федеральный закон от 28 декабря 2011 г. № 390-Ф3 «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению государственной безопасности, общественной безопасности, экологической безопасности, личной безопасности и других видов безопасности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Полномочия и функции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ [3]. Эффективная реализация политики безопасности невозможна без четко сформулированной цели. В связи с этим, Указом Президента № 683 от 31 декабря 2015 года утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [5], которая является основным документом стратегического планирования и определяет национальные интересы и стратегические приоритеты Российской Федерации, цели и действия в области внутренних и внешних связей. Внешняя политика по укреплению национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Этот документ наглядно демонстрирует неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности России и социально-экономического развития страны. 7 декабря 2016 года в нашей стране была утверждена стратегия экономической безопасности на период до 2030 года, и правительству было поручено разработать план действий по ее реализации до 1 июня 2017 года с целью ее нейтрализации или минимизации базовых угроз [4]. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является неотъемлемой частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и направлена на реализацию экономических реформ в Российской Федерации в ближайшие три-пять лет [4]. В соответствии с этим нормативным законом, фундаментальные исследования в рамках экономической безопасности являются одним из стратегических компонентов развития общества. Результаты фундаментальных исследований, основные прикладные исследования и разработки, служат основой для экономического роста государства, его устойчивого развития, и являются фактором, определяющим место России в современном мире. В рамках изучения современного состояния нормативно-правового регулирования в области экономической безопасности в России были определены и охарактеризованы специальные экономические меры в тематике правовой политики. В состав органов государственной власти, участвующих в разработке соответствующей правовой политики, входят органы исполнительной власти, в том числе Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства и учреждения, управляемые Президентом Российской Федерации (Министерство внутренних дел России, Федеральный Служба безопасности, ФАС и др.), также Председатель Правительства Российской Федерации (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и др.) [8]. Законодательные органы участвуют в правовой политике, что отражается в применении специальных экономических мер, а также в осуществлении особого контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации. Также, органы специального статуса, такие, как Центральный банк Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и правоохранительные органы участвуют в правовой политике по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. В Постановлении СФ ФСРФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ», от 8 августа 1996 г. № 327-СФ, утверждена система государственных органов, которые занимаются обеспечением экономической безопасности, включая разработку соответствующей политики, разработку норм военного права, которую возглавляет Президент РФ, в целях обеспечения экономической безопасности государства и общества в целом и минимизации внешних и внутренних угроз [6]. Другая категория вопросов правовой политики в целях обеспечения экономической безопасности включает в себя институты гражданского общества, которым представляется целесообразным включать в муниципальные образования, представленные уполномоченными органами местного самоуправления, общественных объединений, саморегулируемых организаций и некоммерческих организаций в соответствии с законодательством, и имеющие специальный статус торговые палаты, юристы и нотариальные ассоциации. Обе категории участников образуют систему правовых вопросов в целях обеспечения экономической безопасности государства, общества и отдельных лиц в Российской Федерации в настоящее время, что также нашло отражение в программных документах. Такие документы определены законом, но фактически определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, степень участия институтов гражданского общества. Правовые основы организации эффективной системы надзора созданы Законом Российской Федерации «Информация, и защита информации» [9]. Согласно этому закону мониторинг осуществляется путем интеграции информационных ресурсов на основе создания единого информационного пространства. Комплексный информационно-аналитический материал по экономической безопасности российских регионов включен в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [4]. На современном этапе развития экономики и общества, деятельность по созданию информационно-аналитической системы для мониторинга экономической безопасности регионов, анализа угроз экономической безопасности и комплексной оценки экономической безопасности региона с целью разработки ряда мер по устранению этих угроз, чрезвычайно актуальна и необходима. На основе системы показателей экономической безопасности России, дается интерпретация региональной системы экономической безопасности, ее показателей и пороговых значений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 утвержден Постановление «О государственной автоматизированной информационной системе «Менеджмент» (ГАС Менеджмент) определены его цели и задачи [14]. Одной из основных задач этой системы является мониторинг, анализ и контроль выполнения решений этих органов, реализация основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, реализация приоритетных национальных проектов, реализация мероприятий по оздоровлению российской экономики, вливанию инновационных процессов в реальную экономику, банковские и социальные услуги, социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, что и будет являться ударной мощной силой для субъектов Российской Федерации. В состав ГАС «Менеджмент» входят ведомственные информационные системы (ВИС). Это информационные системы федеральных агентств, информационные ресурсы которых предназначены для поддержки принятия решений руководством в области государственного управления на уровне ведомств. ВИС решает проблему сбора и обработки данных для мониторинга и анализа социально-экономического развития федераций-членов Российской Федерации, мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти, принятию мер по оздоровлению российской экономики и др. Осуществление сбора, систематизации и анализа данных, необходимых для формирования специальных показателей. ГАС «Менеджмент» также включает региональные информационные системы, обеспечивающие информационную поддержку принятия управленческих решений на уровне государств-участников Российской Федерации [14]. Следовательно, на современном этапе развития российской экономики экономическая безопасность совместно с неотъемлемым ее элементом мониторинга, интерпретируется как неотъемлемая часть экономики и институтов власти, обеспечивающая гарантированную защиту национальных интересов, ориентацию на социальную политику и достаточный оборонительный потенциал даже при неблагоприятных условиях внутренних и внешних процессов. 1.2 Сущность и основные компоненты мониторинга экономической безопасности В рамках экономической безопасности мониторинг играет ведущую роль по укреплению и стабилизации всей социально-экономической системы общества и государства в краткосрочной перспективе. Экономическая безопасность определяется уровнем экономического развития, который представляет собой национальный экономический комплекс, состоящий из основных этапов деятельности: производства, распределения, обмена и потребления. Разработка мер по обеспечению экономической безопасности страны в настоящее время требует учета глобальных тенденций развития. Экономическая безопасность на современном этапе развития российской экономики рассматривается как неотъемлемая часть экономики и государственных институтов, гарантирующих защиту национальных интересов, ориентацию на социальную политику и достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внешних процессов. «Экономическая безопасность как общественная категория ? это единый процесс поддержания государственного управления следующими элементами экономики страны ? важнейшими экономическими показателями на уровне, отвечающем за устойчивое развитие, внутренний экономический и внешнеэкономический баланс и распределение экономических ресурсов, дефицита бюджета и защиту от внешних угроз. Эти элементы реализуются с помощью установленных правовых актов, административных процедур с определенными принципами и правилами для распределения экономических ресурсов, осуществления государственного управления в экономическом секторе и способов защиты прав и свобод участников (в том числе, государства) экономических правоотношений» [15]. Еще одно мнение специалиста в этой области В.Н. Савина: «Экономическая безопасность как часть национальных средств обеспечения эффективного и непрерывного производства, обмена, потребления и распределения материальных и нематериальных благ в интересах государства, общества и отдельных лиц, посредством определенного развития, и законодательно регулируемого государством социальных отношений, которые могут быть достигнуты в сфере экономики» [18]. В настоящее время достаточно широко распространено мнение, что довольно мало экономических угроз связано с проблемой экономической безопасности. По мнению сторонников этой теории [24], таких как Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б, большая часть угроз связана с обычной, экономической деятельностью субъектов хозяйствования и составляют ее издержки. То, что в краткосрочной перспективе представляется угрозой, может стать стимулом для более рациональной политики и более быстрого технологического развития в долгосрочной перспективе. Ущерб, причиняемый бизнесу, может проявляться в потере дохода экономического субъекта, так и в глобальном смысле ? в разрушении целых структур, отраслей, комплексов. Процессы по улучшению экономической безопасности должны происходить с помощью постоянной системы отслеживания. Мониторинг экономической безопасности российского региона является современной и популярной практикой, которая помогает совершенствовать экономические механизмы территориальных единиц для обеспечения оперативного контроля за экономической безопасностью и своевременного выявления угроз для социально-экономической системы региона. Мониторинг экономической безопасности региона представлен на рисунке 1.1: мониторинг состояния социально-экономической сферы в регионе и получение деловой информации о регионе своевременное выявление изменений в социально-экономической сфере региона и их причины предотвращение негативных тенденций, приводящих к возникновению и развитию социально-экономической напряженности, угрожающих экономической безопасности региона краткосрочное прогнозирование развития важнейших процессов в социально-экономической сфере региона оценка методов, организационных структур и процессов управления для обеспечения экономической безопасности в регионе Рис.1.1. Мониторинг экономической безопасности региона Основными задачами мониторинга экономической безопасности в регионе являются:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg