Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Оценка эффективности инновационной деятельности

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Выпускная квалификационная работа на тему «Оценка эффективности инновационной деятельности» содержит пояснительную записку из 87 страниц текста, 7 таблиц, 18 рисунков, списка использованной литературы и 12 слайдов презентации. Ключевые слова: актуальность темы, научная новизна, инновационная деятельность, инновации, оценка. Объект исследования: инновационное развитие рыбоперерабатывающей отрасли. Предмет исследования: совокупность теоретических и практических методов оценки эффективности инновационной деятельности субъектов пищевой отрасли. Цель выпускной квалификационной работы: разработка методики оценки эффективности инновационной деятельности. В теоретическом разделе рассматриваются основы инноваций, инновационной деятельности и ее оценки. В аналитическом разделе изучается инновационная активность предприятий пищевой отрасли. В расчётно-проектном разделе разрабатывается методика оценки эффективности инновационной деятельности. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы и предложения, выдвинутые и обоснованные в ходе данной работы, могут использоваться в процессе оценки эффективности инновационной деятельности предприятия
Введение

В рыночных условиях управление инновационной деятельностью в значительной степени зависит от эффективности использования предприятием возможностей рыночной среды и четкой системы планирования ресурсов предприятия, прежде всего - финансовых, при реализации инновационных проектов, что, в свою очередь, требует анализа возможностей получения финансирования, условий и способов его реализации. Актуальность темы исследования. Инновационное развитие предприятий в современных условиях выдвигается в число приоритетных проблем в связи с качественными изменениями его экономического базиса. Формирование и регулирование рыночных отношений все больше превращаются в сферу применения достижений науки. Инновации, включающие как отечественные, так и зарубежные достижения, позволяют сначала создавать предпосылки к стабилизации положения в экономике России, а затем к кардинальному повышению ее эффективности. Именно поэтому теоретическое обоснование концептуального подхода, выработка практических рекомендаций по разрешению проблем и стратегии инновационного развития предприятий становится важным фактором прогресса и, следовательно, весьма актуальным и значимым исследованием для практики. Целью работы является изучение и анализ инновационной деятельности предприятия на примере ООО «Европак» и разработка методики оценки эффективности инновационной деятельности. В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи: - исследовать сущность инновационной деятельности; - изучение теоретических аспектов оценки эффективности инноваций на основе существующих методик расчетов показателей эффективности; - предложить направления совершенствования методов оценки и повышения эффективности инновационной деятельности предприятия. Предмет исследования – совокупность теоретических и практических методов оценки эффективности инновационной деятельности субъектов пищевой отрасли. Объектом исследования является инновационное развитие рыбоперерабатывающей отрасли. Информационную базу исследования составили: нормативные законодательные и программные документы Российской Федерации, отечественная и зарубежная литература, посвященная инновационному развитию субъектов экономики.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..6 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности в пищевой промышленности………………………………………………………………...8 1.1 Экономическая сущность основных понятий инновационной деятельности………………………………………………………………………8 1.2 Эффективность инновационной деятельности и ее показатели….............29 1.3 Анализ существующих подходов к оценке эффективности инновационной деятельности…………………………………………………..............................36 2. Состояние и тенденции развития инновационной деятельности в пищевой индустрии России…………………………………………………...44 2.1 Современное состояние инноваций в пищевой промышленности России………………………………………………………..44 2.2 Обзор рыбоперерабатывающей промышленности России………............48 2.3 Анализ инновационной активности предприятий рыбоперерабатывающей промышленности РФ…………………………………………………………….55 3. Предложения по совершенствованию методики оценки эффективности инновационной деятельности рыбоперерабатывающей промышленности……………………………………………………………….61 3.1 Оценка эффективности инновационной деятельности рыбоперерабатывающей отрасли РФ…………………………………………..61 3.2 Разработка методики оценки эффективности инновационной деятельности предприятия на примере ООО «Европак»……………………..68 3.3 Прогнозирование деятельности предприятий рыбной отрасли………….75 Заключение……………………………………………………………..............83 Список литературы……………………………………………………............85
Список литературы

1.Абрамов А.Н., Акимова Е.Н., Микроэкономика: Конспект лекций - М.; Издательство МГОУ, 2015 – 65 с. 2.Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2018. 3.Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ж. Механизмы технологического развития экономики России: макро- и мезоэкономические аспекты / М., Наука, 2016. С. 216. 4.Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2018. - 518 с. 5.Варшавский А.Е., Макаров В.Л., Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / М., Наука, 2016. С. 70-72. 6.Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: 2017. 189 с., 7.Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2018. С. 8.Лейнер Г.Б. «Стратегическое планирование и развитие предприятий» – М.: ЦЭМИ РАН, Апрель 2018. - С. 155 9.Кристенсен Клейтон М. Решение проблемы инноваций в бизнесе.; Пер. с англ. – М.: Альшина Бизнес Букс, 2017.-290 с. 10.Лихачев М.О. Мировая экономика. Конспект лекций. – М., 2016. – 167 с. 11.Масленникова Н.П. Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере: Учебное пособие для вузов. - М., 2015 г. - 536 с. 12.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2018. С. 139. 13.Мешков Н.А. Бизнес-планирование: конспект лекций. -М.: Издательство МГОУ, 2017. – 120 с. 14.Мешков Н.А. Исследование систем управления: конспект лекций. – М.: Издательство МГОУ, 2007. – 120 с. 15.Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.; М.: Вита-Пресс, 2014. - 272 с. 16.Словьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике М. — Киев: Феникс, 2016. — 560 с. 17.Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: Приор, 2014. 18. Анопченко Т.Ю., Новицкая А.И. Динамика и тенденции развития пищевой промышленности в современных условиях России // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6. № 1. С. 20–27. 19. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Красанд, 2010. 216 с. 20. Елагина А.С. Структура рынков инновационных товаров: подходы к оценке влияния на эффективность // Крымский научный вестник. 2015. № 2. С. 59–64. 21.Захарова Е.В., Русакович В.И. Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе. М.: Проспект, 2015. 160 с. 22. Инновационная Россия – 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2010. URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016 23. Клейнер Г.Б. Системные проблемы развития отечественной промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 3. С. 90–101. 24. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Наука, высокотехнологичные отрасли и инновации // Экономика России. Оксфордский сборник. М.: Издательство Института Гайдара, 2015. Т. 1. С. 815–846. 25. Мумладзе Р.Г. Эффективность управления инновациями в сельском хозяйстве. М.: Русайнс, 2014. 96 с. 26. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р. URL: http://lawru.info/dok/2012/04/17/n23282.htm 27. Семеркова Л.Н., Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Инновационные модели российского предпринимательства (на примере малого инновационного бизнеса) // Креативная экономика. 2014. № 3 (87). С. 50–57. 28. Тютюкина Е.Б. Инвестиции и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы. М.: Дашков и К°, 2014. 220 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1.1 Экономическая сущность основных понятий инновационной деятельности Понятие «инновация» можно истолковывать по-разному. Первоначальное его значение — это «создание нового» или «создание чего-то нового». Но даже здесь слово «инновация» многозначно — оно может означать как процесс творения, так и само творение. В настоящее время в литературе, посвященной нововведениям, как правило, используется наиболее близкий его синоним — английский термин инновация. По мнению Алана Баркера, сегодня инновация — это слово дня. Все компании хотят, чтобы их считали исключительно инновационными. Несмотря на его многозначность, а может быть благодаря этому, слово «инновация» используется сплошь и рядом, хотя в разных контекстах оно приобретает совершенно разные значения. Например, понятие «инновация» может относиться к процессу внедрения новых товаров, обычно относящихся в той или иной мере к высоким технологиям. В этом контексте ее часто путают с изобретением. Эти два понятия следует различать: изобретение становится инновацией только после того, как оно вышло на рынок. Одно и то же изобретение может привести к различным инновациям. Например, холодильник — это полезное изобретение. В качестве приспособления, сохраняющего продукты свежими, он стал очень успешной инновацией. Но гипотетический продавец, который продавал бы холодильники эскимосам как устройство, позволяющее избегать глубокой заморозки продуктов, создал бы еще одну инновацию из того же самого изобретения. В экономических исследованиях в 1912 году, в работе Й. Шумпетера "Теория экономического развития", выделяется пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно: - использование новой техники, технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства; - внедрение продукции с новыми свойствами; - использование нового сырья; - изменение в организации производства; - появление новых рынков сбыта. Рис. 1.1. Типы нововведений Им же, впервые, в работе " Капитализм, социализм и демократия" (30-е годы) употребляется в экономике и термин "инновация". Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: "Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций ... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития". Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами, при этом инновация выполняет следующие три функции: -воспроизводственную; -инвестиционную; -стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов. Рис. 1.2. Функции инноваций Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации. Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя к внедрению новых инноваций; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все это составляет содержание стимулирующей функции инновации. Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или технологию. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение инвестиций в достаточном объеме. Малым предприятиям, в силу их специфики, приходится проявлять большую активность на рынке, используя гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации на рынке происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса. Обязательными неотъемлемыми свойствами инноваций является научно-техническая новизна и производственная применимость и коммерческая реализуемость. Коммерческая реализуемость является потенциальным свойством, для проявления которого необходимы определенные условия, в первую очередь предпринимательские усилия. Слово «инновация» также может объяснять метод создания новых товаров: создание чего-то нового пытаются систематизировать по множеству моделей. В этом контексте слова «инновация» и «творчество» порой полностью взаимозаменяемы. В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение - это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом - процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т.д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: нововведение и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения. Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению сущности нововведения предложил А.А. Кутейников, определяя его как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Отсюда, оно обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи иди технического решения (научно-технической новизной). Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования. Интересна точка зрения на сущность нововведения (инновации) одного из основоположников менеджмента как науки: Питера Дракера. Инновация определяется им как специальный инструмент предпринимателя для реализации потенциальных возможностей в бизнесе. Изучив опыт успешного инновационного предпринимательства, Дракер пришел к выводу, что таких предпринимателей объединяет одна черта - стремление к созданию новых отличных от других ценностей и новых отличных от других способов удовлетворения потребностей. Его точка зрения в этом схожа со взглядом А.А. Кутейникова на сущность инноваций. П. Дракер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются: 1. Неожиданный успех, неудача или какое либо внешнее событие; 2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий; 3. Потребности предприятия; 4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка; 5. Демографические изменения; 6. Изменения в восприятии и настрое; 7. Новое знание, как научное, так и ненаучное. Не следует смешивать понятия "открытие", "изобретение", и "нововведение" (инновация). Отличия состоят в следующем: изобретение и открытие делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация - на уровне прикладного порядка; открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарем, а инновация, как правило, разрабатывается комплексными промышленными лабораториями; открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения ее в процессе производства или управления; открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д. В современном обществе потребления инновация — это создание новых источников удовлетворения покупателей. Инновация поставляет и применяет на практике различные идеи, причем не только внутри какой-нибудь организации, но и в окружающей ее среде. Применение на практике означает, что покупатель сам распознает что это: товар или услуга. Новизну и ценность инновации определяет покупатель, а не сам новатор. Сегодня понятие инновация в широком смысле слова определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. В экономике понятие инновация обозначает конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация — это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности. Пищевая промышленность — одна из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности любого государства. Для многих казахстанских предприятий пищевой промышленности, столкнувшихся с острой конкуренцией, проблемой выживания в жёстких условиях рынка, инновационная деятельность и её результаты являются главным условием успеха и эффективности. Инновационная деятельность в современных условиях стала основой устойчивого экономического роста практически всех стран мира; она позволяет полнее удовлетворять потребности общества, населения в разнообразных видах продукции и услуг при существенной экономии природных ресурсов, сырья и материалов, ведёт к коренным изменениям в технологическом способе производства. Инновации – единственный ресурс, уникальный на любом предприятии, который крайне сложен для копирования конкурентами. Именно инновации могут стать не только главным конкурентным преимуществом, но и источником прорыва для тех предприятий, которые стремятся стать лидерами рынка. Исследование инноваций в промышленности показало, что наиболее успешные и в большей степени, завершенные из них были в пищевой промышленности. Быстрый оборот и постоянный спрос на продукты первой необходимости позволили многим предприятиям использовать это условие для накопления средств, аккумулирования и направление их на обновление основных фондов, расширение ассортимента продукции, на новую рыночную политику. Результаты изменений на пищевых предприятиях сразу сказывались на качестве продукции, инновационная деятельность становилась очевидной для потребителей. Рис. 1.3. Классификация инноваций в области производства пищевых продуктов Нынешнему искушенному потребителю постоянно предлагается широкий спектр товаров: продукты быстро изменяются, совершенствуются. Инновационная продукция – продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Охватывает изделия: · новые (вновь внедрённые) – радикальная продуктовая инновация; · изделия, подвергавшиеся усовершенствованию; · изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства – прочая инновационная продукция. К идее постоянного изменения продукции руководство предприятий идет разными путями: через изменения в технологии (закупка оборудования), через разработку и внедрение новой рецептуры продукции, через увеличение срока реализации продукции, использование новых упаковочных материалов и т.п. Особое значение для продуктов питания стали иметь красивый внешний вид и удобство использования продукта. Не используя инновационный потенциал, производитель обрекает себя на неизбежное отставание от современных требований рынка, и, как следствие, от более восприимчивых к этим требованиям предприятий-конкурентов. Необходимость следить за развитием современных технологий требует постоянного совершенствования оборудования, внедрения инноваций. В то же время, преобладание стихийных и динамичных факторов внешней среды определяет необходимость прогнозирования результатов инновационной деятельности. Это особенно важно в производстве продуктов питания, так как пищевая промышленность связана с постоянно изменяющимися потребительскими предпочтениями, функционирует на высококонкурентном рынке. Кроме того, специфической особенностью предприятий пищевой промышленности РК является преобладание продуктового типа инноваций, что обусловлено низкой технологичностью отрасли и традиционными типами сырья. В промышленности различают два типа инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации. Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки, технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены, или поставлены, с использованием обычных производственных методов. Таким образом, в общей системе экономических отношений инновационной деятельности отводится ключевая роль, так как её конечными результатами – повышением эффективности производства, ростом производительности труда и капитала – определяется экономическая мощь страны. Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность. Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры должны найти и устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу. Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помогающие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы. Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Вместе с тем характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и макросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия. Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия -- его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся: * сложившийся ранее уровень развития производства; * состояние механизма и системы управления; * тип и ориентация организационной структуры; * тенденции экономической и инновационной политики; * понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д., Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы: * факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления; * факторы внутренней среды; * факторы внешней среды. Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ. Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются: 1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей; 2) поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри, так и внефирменных; 3) использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников; 4) поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований; 5) поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе; 6) четкая стратегия управления нововведениями. Если первые пять признаков характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей. Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах - способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние "запасы" управленческих талантов определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы. Рис. 1.4. Типы инновационной стратегии В литературе различают два основных типа инновационной стратегии: * адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания; * конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась. Между этими двумя процессами возникает противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису. Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность. Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем. Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фактором здесь является то, как усваивается управленческий опыт, какие уроки извлекаются из прошлого. Понятие эффективности инноваций является одним из самых спорных и проблемных аспектов инновационного менеджмента. Необходимость оценки эффективности инновационных проектов возникает в следующих ситуациях: · когда существует множество инновационных проектов в различных областях деятельности фирмы, различных хозяйственных подразделениях и встает вопрос о приоритетности их финансирования; · на начальной стадии разработки инновационного проекта, когда в проектно-целевой группе возникает несколько альтернативных проектов по воплощению инновационной идеи и встает вопрос о выборе наиболее эффективного варианта; · на заключительной стадии принятого к реализации инновационного проекта для анализа его результативности. Последняя ситуация является наиболее простой и понятной, так как анализ эффективности реализованной инновации осуществляется путем сравнения плановых и фактических показателей. Проект считается эффективным, если полностью достигнуты поставленные цели и количественные экономические показатели соответствуют запланированным.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 83 страницы
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg