Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование метода сказкотерапии в работе с тревожностью детей дошкольного возраста

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Цель исследования: формирование психолого-педагогических рекомендаций по коррекции тревожности детей ГБОУ «Школа № 1987», дошкольное подразделение «гармония» дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Объект исследования: тревожность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические условия, необходимые для коррекции тревожности дошкольников посредством сказкотерапии. Гипотеза: если применять в работе с детьми дошкольного возраста занятия с использованием сказкотерапии, это будет способствовать эффективной коррекции их тревожности. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: 1. Теоретически обосновать проблему тревожности у детей дошкольного возраста. 2. Выявить уровень тревожности у дошкольников. 3. Разработать и реализовать комплекс занятий с использованием сказкотерапии, направленный на коррекцию тревожности дошкольников. 4. Проанализировать эффективность разработанного комплекса занятий с использованием сказкотерапии, направленного на коррекцию тревожности дошкольников. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение и тестирование; психолого- педагогический эксперимент и качественная и количественная обработка результатов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты опытно-экспериментальной работы в социально-педагогической практике, в деятельности социальных педагогов, педагогов-психологов дошкольных учреждений. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Введение

Число тревожных детей в настоящее время значительно увеличилось. Такие дети отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. В современном мире ребёнку приходится сталкиваться с различными проблемами, это и активный ритм жизни ребёнка, и всегда занятые родители, новые школьные программы, высокие требования, изменения социального статуса ребёнка, социального окружения и многое другое. С началом посещения школы у детей появляются обязанности, на них возлагают надежды, они чувствуют себя ответственными. В результате усиливается чувство тревожности несоответствия ожиданиям окружающих. Неудовлетворение возрастных потребностей детей приводит к их тревожному состоянию. Среди детских эмоций часто присутствуют не только, положительные, но и отрицательные эмоции, которые негативно влияют как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Дети с повышенной тревожностью начинают сомневаться в своих способностях и силах, что приводит к формированию заниженной самооценки. Дети очень часто начинают испытывать тревогу, беспокойство, потому как они более чувствительны, чем взрослые и оказываются совершенно незащищенными. Мир для таких детей кажется враждебным, поэтому у них затруднены контакты с окружающим миром. Они постоянно находится в подавленном состоянии. Тревога разрушает не только учебную деятельность, но и личностные структуры детей. Поэтому нужно знать причины возникновения повышенной тревожности, это поможет создать и своевременно провести коррекционно-развивающую работу, которая поспособствует снижению тревожности и формированию правильного поведения у детей дошкольного возраста. Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди дошкольников, которые являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим, в настоящее время психологами используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Проблемой детской тревожности и снижением ее уровня занимались многие психологи и педагоги, это Н. Е. Лысенко, Р. С. Немов, Р. В. Овчарова, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн и др. Существенный вклад в развитие сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги А. Н. Азовцев, И. В. Вачков, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, А. И. Константинова, Е. Н. Лисина, М. В. Осорина, Е. А. Петрова, Д. В. Соколов, а также зарубежные психотерапевты Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, Э. Фромм, А. Менечетти.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ 6 1.1.Проявление тревожности у детей дошкольного возраста 6 1.2.Сказкотерапия как средство коррекции тревожности дошкольников 14 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА КОРРЕКЦИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ, В ГБОУ «ШКОЛА № 1987», ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ГАРМОНИЯ» 21 2.1.Констатирующий эксперимент. Исследование исходного уровня тревожности дошкольников 21 2.2.Формирующий эксперимент. Реализация комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии 25 2.3.Контрольный эксперимент. Анализ результатов 34 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ГБОУ «ШКОЛА № 1987», ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ГАРМОНИЯ» ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ 41 3.1.Методические рекомендации педагогам ДОО по коррекции тревожности детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии 41 3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям по коррекции тревожности детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48 Приложение 1 52 Приложение 2 58
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Общая психология.: Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2013. - 496с. 2. Андрущенко, Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса.: Семейная психология и семейная терапия / Т.Д. Андрущенко. - 1998. 3. Беляева, Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности дошкольников / Е.В. Беляева.- Курск, 2005. - 189 с. 4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский.- М.: Воронеж: Институт практической психологии «МОДЭК», 2007.- 575 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - СПб.: Питер 2008.-400с. 6. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности. : Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л. И. Божович. - М.: Воронеж. МОДЭК, 2011. - 349с. 7. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии / К. Бремс.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012.- 640 с. 8. Вард, И. Фобия. / И. Вард.- М.: Проспект, 2012. - 78с. 9. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания черезпсихологическую сказку. / И.В. Вачков.- М., 2011. - 213 с. 10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007 11. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2011. - Ч.1. - 160с. 12. Вилюнас, В. Психология эмоций / В.Вилюнас.- Питер, 2004. - 496 с. 13. Волков, Б. С. Психология младшего школьника. : Учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2005.-208с. 14. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМОПресс, 2011. - 1008с. 15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 668с. 16. Джемс, У. Психология. / У. Джемс. - СПб.: 2012. - 375с. 17. Дмитриева, С.Т. Влияние социальных эмоций на положение ребенка в группе сверстников / С.Т. Дмитриева // Вестник ХГУ – 2013.- С.2225. 18. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия / А.В. Гнездилов.- СПб.: Речь, 2012.- 290с. 19. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей : Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448с. 20. Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. / О. В. Защиринская.- СПб.: «Издательство ДНК», 2011. - 152 с. 21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2012. - 168с. 22. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству : Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Златоуст, 1998. - 352с. 23. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240с. 24. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2008. - 464с. 25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. -752с. 26. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 464с. 27. Колесников, В.Г. Сказкотерапия / В.Г. Колесников // Психология в ВУЗе. - 2006.- № 2.- С.30-44. 28. Колосов, Е.Н. Сказкотерапия / Е.Н. Колосов // Специалист. - 2006.- № 4.- С.29-31. 29. Кудинов, С.А. Психология младшего школьника / С.А. Кудинов - М.: Юнити, 2001. - 631с. 30. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей / Ю.А. Лебедев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 288 с. 31. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми : шпаргалка для родителей/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2010. -192 с. 32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2008. - 532с. 33. Нартова-Бочавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной сказкотерапии / С.К. Нартова-Бочавер.- М.: Просвещение, 2012. - 415 с. 34. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 576с. 35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова.- М.: Издательство Юрайт, 2013. - 460с. 36. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования : учеб.пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 448с. 37. Петровский, А.В. Введение в общую психологию / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2010. 38. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304с. 39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2011. - 712с. 40. Рудякова, О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий / О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 89 с. 41. Смирнова, Е.О. Детская психология : учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.:Питер, 2009.- 304с. 42. Стрекозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения. : пособие для учителя / В.П. Стрекозин. - М. Просвящение, 2013. - 207с. 43. Сухарев, А.В. Сказкотерапия / А.В. Сухарев // Прикладная психология. - 2003. - № 6. - С.21 - 25. 44. Фрейд, З. Психология бессознательного / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2007. - 144с. 45. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры /С. А. Черняева. - СПб.: «Речь», 2012. - 168 с. 46. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с. 47. Элкин, А. Психология эмоций и методы коррекции / А. Элкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 372 с. 48. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. - М: Канон, 2015. 49. Юнг, К.Г. Феноменология духа в сказках /К.Г. Юнг.- СПб.: «Знание», 2009. - 420 с. 50. Якбсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ 1.1.Проявление тревожности у детей дошкольного возраста Проблемы, связанные с психологическими состояниями, занимают главное место из числа более важных проблем, которые появляются в практической деятельности человека. Термин «тревога» часто используется для описания психического состояния, которое определяется субъективными ощущениями напряжения, беспокойством, мрачными предчувствиями, а с физиологической стороны сопутствуется активизацией автономной нервной системы. «Тревога переживается как состояние в норме каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих прогнозирование негативных результатов». Такое состояние появляется, когда человек воспринимает определенные раздражители или ситуацию, которая несёт в себе элементы угрозы, вреда и опасности. Например, научный работник при выступлении переживает состояние тревоги более остро, потому что видит, что его материал скуден и слабо аргументирован, и он со страхом ожидает возможных возражений или критики. Тревога играет серьезную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Термин «личностная тревожность» применяется с целью обозначения сравнительно стабильных личных отличий в предрасположенности индивида ощущать состояние тревожности. В этом случае тревожность значит свойство личности. Определяется уровень личностной тревожности, отталкиваясь от того, как часто и интенсивно у индивида появляется состояние тревожности. Вслед за Ж. Тейлор тревожность как свойство личности, обычно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как грозящей и соответствующей данной поведенческой направленности предотвращения вымышленной опасности. Тревожность рассматривается как устойчивая характеристика личности, как её качество, которое отображает возможную склонность рассматривать разнообразные ситуации как включающие в себя опасность. Тревожность – это индивидуальная психологическая черта, проявляющаяся в предрасположенности индивида часто испытывать мощную тревогу по сравнительно незначительным причинам. А.М. Прихожан, определил тревожность, как стойкое личностное образование, сохраняющегося в течение довольно продолжительного временного периода, которое, обладает собственной побудительной силой, и постоянные формы осуществлении действия с доминированием в последних компенсаторных и защитных проявлениях [38]. Как комплексное психологическое формирование, тревожность характеризуется трудной структурой, содержащей, познавательный, эмоциональный и оперативный аспекты, при доминировании эмоционального. Л.И. Божович, обозначила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь либо предвиденье заболевания. Н.Д. Левитов в отличие от Л.И. Божович, дал следующее определение: «Тревога – это психологическое состояние, вызывающееся вероятными либо возможными проблемами, внезапностью, переменами в обычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желанного, и проявляется в своеобразных переживаниях (страхи, беспокойства, нарушения покоя и др.) и реакциях» [5]. Большой силой, смягчающей образующиеся вокруг детей напряжения, как оказалось, является семейный круг. В семье ребенок, в первую очередь, приобретает принятие собственного человеческого «я», утверждается как личность, обретает мир людей, с какими способен разделить собственные переживания и, что немаловажно, может, не делиться, в случае если не считает необходимым. Семья, не предоставляющая данной эмоциональной основы, делает его беззащитным пред проблемами и противоречиями окружающего его мира. И поэтому ему приходится находить подобную искреннюю опору из числа других взрослых людей [26]. И в данной ситуации семейный круг и образовательное заведение никак не обязаны повторять действия друг друга, а должны гибко их дополнять, для того чтобы в одной из сфер жизни существования ребенок имел возможность приобрести то, что ему никак не хватает в другой. Незаслуженно было бы перекладывать ответственность за эмоциональные трудности дошкольников только лишь на плечи учебного заведения, забыв о семье. В жизни ребенка данные два условия неразделимо объединены. Доброе, хорошее отношение в семье к ребенку способно возместить негативное волнение, связанное с жизнью в детском саду. И напротив, минусы воспитания имеют все шансы быть погашены и внимательным педагогом, и доброжелательным взаимоотношением одногрупников [50]. Это может быть, когда семья и ДОО дополняют друг друга – на пользу детей, формируя для них правильную, гармоничную и единую среду. Однако, к огорчению, семья и ДОО объединяют свои действия и усилия никак не с целью помощи и поддержки детей, а с целью порицания и наказания. Что формирует у ребенка ощущение безвыходности: ни один человек не верит в него, все без исключения – против него. Часто тревожность увеличивается при воздействии переутомления. Высокая нервозность, конфликтность, тревожность, раздражительность – это сильный стресс для многих дошкольников. В любое время более важным для детей оказалось отношение различных людей. Степень тревожности дошкольников очень сильно находится в зависимости от того, в какой степени пропорционально получается сочетать в собственном сознании требования двух весьма важных для их общностей, членами которых являются: семья (к её условиям уже давно привыкли) и ДОО (определенные ею условия не столь известны, однако весьма значимы). В случае если семья отпускает их «в мир», а ДОО принимает их такими, какие они есть, в таком случае психологических трудностей не появляется. Тревожность различают как эмоциональное состояние и как постоянную и устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности к учащенным сильным переживаниям состояния беспокойства [10]. К 6-7 годам при огромном числе неразрешимых и исходящих с наиболее раннего возраста страхов становится возможным уже говорить о формировании тревожности как о конкретном эмоциональном настрое с доминированием ощущения беспокойства и страха совершить что-то не то, опоздать или не соответствовать общепризнанным условиям и общепринятым требованиям и нормам. Многие детские страхи представляют собой скрытую угрозу тревожных состояний. Вследствие этого, устранение одного страха способно послужить причиной к возникновению другого: предотвращение объекта никак не ведёт за собою устранения причин беспокойства. Большая часть детей проходят в собственном психологическом развитии несколько возрастных этапов высокой восприимчивости к страхам. Все без исключения страхи носят переключающийся характер, однако они склонны возрождать аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родных. Опасения и страхи старших в семье передаются детям. Это более, классический психологический путь передачи страхов. Возможность возникновения страхов у ребенка всегда больше при присутствии их у родителей, в особенности, в случае если присутствия высочайшей нервозной деятельности, а так же, если отец с матерью пользуются у ребенка авторитетом и если между ними имеется тесная эмоциональная связь. Причина серьёзных детских страхов – взрослые, которые окружают детей (отец, мать, бабушки, дедушки, педагоги детских учреждений), бессознательно передающие детям свои страхи, так как чрезмерно настойчиво, акцентированно эмоционально показывают на присутствие угрозы. К числу внушенных страхов возможно причислить кроме того и опасения, какие появляются у чрезмерно тревожных родителей. Беседы в присутствии ребёнка о смерти, заболеваниях, пожарах, преступлениях отражаются в его нервной системе, калечат ее. Всё данное предоставляет основу говорить о рефлекторном характере страхов, в том числе и, в случае если дети пугаются (вздрагивают) при непредвиденном стуке либо шуме, так как последний когда-то сопутствовался с весьма малоприятными переживаниями. Такое сочетание осталось в памяти в виде определённого психологического отпечатка и сейчас бессознательно ассоциируется с различными неожиданными звуковыми воздействиями. Различные тревоги не только лишают ребят эмоционального удобства, но и содействуют формированию детских неврозов. Тревожные дети весьма восприимчивы к собственным неудачам, критически обращают внимание на них, предрасположены, отказываться от этой деятельности, к примеру, рисование, в котором они ощущают затруднения. У подобных детей, можно, отметить значительную разницу в поведении на занятиях и вне их. Вне занятий они активные, общительные и непосредственные ребята, а на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на заданные вопросы педагогом тихим и еле слышным голосом, возможно даже могут начать заикаться. Речь их, способна быть как весьма быстрой, поспешной, так и медленной, затрудненной. Обычно, появляется продолжительное возбуждение: ребенок теребит ручками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети обладают склонностью к пристрастию к вредным привычкам невротического характера (они могут грызть ногти, сосать пальцы, крутить волосы и др.). Манипулирование со своим телом уменьшает у них эмоциональную напряжённость, успокаивает [4]. Факторы, оказывающие большое влияние на появление страхов (согласно А. И. Захарову): ? присутствие страхов у родителей, в основном у мамы; ? тревожность во взаимоотношении с детьми, излишняя защита его от угроз и изолирование от общения его со сверстниками; ? чрезмерно преждевременное совершенствование чувств детей, объясненное излишней принципиальностью родителей либо их психологическим неприятием ребенка; ? огромное число запретов со стороны родителя этого же пола либо абсолютное обеспечение независимости ребенку родителем иного пола, а кроме того множественные неисполняемые угрозы абсолютно всех старших в семье; ? недостаток способности для ролевой идентификации с родителем этого же пола, в большей степени у мальчиков, образовывающее трудности в общении с ровесниками и неуверенность в себе; ? остроконфликтные взаимоотношения между отцом и матерью в семье; ? психологические травмы в виде испуга, обостряющие возрастную восприимчивость ребенка к этим либо другим страхам; ? психологическое заражение страхами в ходе общения с ровесниками и взрослыми [17]. Тревожность изменяет поведение, сформировывает надежды и ожидания, отражаются в характере. Влияние тревоги в формирование личности имеет собственные очень далеко идущие последствия. По этой причине психическая коррекция более эффективна на ранних стадиях развития психосоматического комплекса. И, наоборот, чем больше образовалось происшествий в существования человека, тем длительнее и труднее требуется разгадывать их связь и влияние. Таким образом, немаловажно осуществить комплексную работу, нацеленную в профилактику патологий эмоционального здоровья детей и коррекцию ранее существующих в рамках психологического сопровождения. Обеспечение сотрудничества психолога с детьми возможно реализовать только с поддержкой индивидуальной формы деятельность с ним. При присутствии множества положительных сторон, у групповой формы деятельность имеется и значительные недостатки. Таким образом, групповая форма работы никак не учитывает глубокого личного погружения в проблему отдельных детей, что отображается в тех ребятах, которым трудно открыться в условиях группы. В тот период времени, когда дошкольники со значительной степенью тревожности часто не сразу идут на связь со взрослыми людьми и никак не торопятся открываться в группе. Это обуславливает потребность индивидуальной деятельности подобных детей со специалистом психологом и только по истечении определенного периода времени тревожных детей нужно группировать по 3-5 человек. В последний период времени начали появляться труды ученых, отображающие специфику формирования тревожности дошкольников при способности оценки её уровня у детей с 3-лет. В основной массе работ, рассматривающих появление и формирование тревожности, исполняется психодинамический подход. Разделяющие этот подход авторы отталкиваются от того, что в старшем дошкольном возрасте довольно отчетливо выражаются индивидуальные характерные черты высшей нервной деятельности детей, на базе которых лежат свойства нервных действий возбужденности и торможения и их разных комбинаций. Свойства нервной системы (сила, устойчивость, уравновешенность), как отмечает А.И. Захаров, довольно отчетливо выражаются во внешнем поведении. Дети с сильной нервной системой имеют все шансы долгое время трудиться либо играть, у них, как правило, высокая эмоциональная активность, стойкое в пределах возрастных способностей внимание, превосходное умение ориентироваться в непривычных условиях. Такие ребята имеют все шансы относительно быстро переходить на новый тип деятельности, у их большая скорость и насыщенность деятельности. Дети со слабой нервной системой апатичны, замедленны в абсолютно всех поступках и действиях, они долго включаются в работу, долгое время переключаются и восстанавливаются. Работают долго, медленно, однако весьма быстро отвлекаются. Скорость и насыщенность деятельности у этих детей – невысокие. В ряде трудов согласно исследованию свойств нервной системы наглядно представлена существенная значимость её силы в динамике психологических состояний. Тревожное состояние – это хаотичность нервных воздействий и показатель слабости нервной системы, как отметил Н. Д. Левитов [14]. Ещё с этапа возникновения трудов Б.Г. Ананьева общепринято рассматривать, что естественные свойства человека действуют в согласье и связи с его свойствами как личности. На сегодняшний период времени связи физиологических характеристик с уровнем тревожности у взрослых людей исследованы довольно хорошо, но отображения подобного рода изучений детей попадаются в литературе крайне редко, при этом, как правило, они базируются на наблюдении. С другой страны, установлено, что, в случае, если основным в становлении характера считается генетический, конституционный фактор, то в характере он станет выражаться наравне с социальным, общественным воздействием. Данное понимание устанавливает социальный подход к рассмотрению факторов детской тревожности. Н.Д. Левитов сообщает, что тревожность у ребенка способна вызываться отсрочкой подкрепления. Если ребенку обещают то, что для него приятно, к примеру, какой то подарок, и сразу не выполняют обещания, в таком случае ребенок, как правило мучается в ожидании, волнуясь, обретет ли он обещанное. Отсрочка подкрепления побуждает у многих детей состояние тревожности, беспокойства [14]. Беспокойство появляется зачастую при отсрочке чего-то замечательного, значимого. Ожидание малоприятного способно быть сопровождено не столь тревогой, сколько верой в то, что все же может быть неприятности не будет. Ребенок, ждущий наказания от родителей либо педагогов, рассчитывает на то, что наказания не будет. Как отмечает К. Хорни, появление и закрепление тревожности объединены с неудовлетворением основных возрастных нужд детей, которые обретают гипертрофированный оттенок [26]. Смена социальных взаимоотношений, зачастую показывающая для детей существенные проблемы, кроме того способна быть фактором формирования тревожности. Таким образом, тревожное состояние и эмоциональное напряжение связаны в основном с отсутствием родных для детей людей, с переменой находящейся вокруг ситуации, обычных условий и ритма существования детей. 1.2.Сказкотерапия как средство коррекции тревожности дошкольников На сегодняшний день имеется большое число разных средств, помогающих результативной коррекции психологических нарушений дошкольников. Подобные средства весьма многообразны. Довольно популярные средства коррекции психологических нарушений дошкольников, испытанные, результативные и главное увлекательные и интересные для этих детей. На сегодняшний день, востребованы такие средства коррекции психологических нарушений дошкольников, как песочная терапия, игротерапия, танцетерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и другие. Сказкотерапия – это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предоставляет превосходный результат уже на первоначальных этапах деятельности. Этот весьма увлекательный способ коррекции психологических нарушений дошкольников. Имеется колоссальное число типов и видов сказок, которые способствуют стремительной коррекции нарушений детей. Сказкотерапия – это направление психотерапевтического влияния на людей для коррекции поведенческих реакций, исследование страхов и фобий. А, кроме того, способно применяться как ресурсная практическая деятельность и как инструмент изучения первопричин в психотерапии. Сказкотерапия – это направление, которое применяет ресурсы сказок с целью решения таких задач, как: воспитание, формирование, образование, развитие личности и коррекция поведения. В широком смысле, сказки окружают индивида всю жизнь, данное направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия безупречно подойдет и ребятам и взрослым, так как мы знакомимся с языком сказок гораздо раньше, чем начинаем учиться читать и считать. Сказкотерапия считается весьма значимым способом эмоциональной деятельности с ребенком, предоставляя естественную и классическую форму общения детей и взрослых – посредством сказки. Сказкотерапия активизирует творческие возможности, учит наблюдать собственную жизнь со стороны, показывая собственное поведение как определенную значимость в конкретном сюжете. Один из основных полезных результатов в работе со сказкой считается осознание, предоставляющее вероятность углубленного принятия собственных душевных воздействий, с одной стороны, и контролирования над ними, с другой [27]. Метод работы с использованием сказкотерапии обладает многовековой историей. Слово «сказка» в первый раз встречается в семнадцатом столетии. Но вплоть до того как возникли исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, В. Проппа, К. Юнга в сказках представляли «одну забаву», достойную низших слоев сообщества. В дальнейшем на основе изучений была создана нынешняя теория деятельность со сказкой [33]. Сказка, как заявлял Э. Фромм, многогранна, равно как и жизнь. Непосредственно это создает сказку результативным психотерапевтическим и развивающим методом. О воздействии сказки на формирование личности детей, на его речевое развитие писали такие учёные как А. Адлер, В.П. Аникин, Э. Берн и многие другие. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, ведущий специалист в этой области, сообщает: «Главное различие сказкотерапии от любых других технологий состоит в том, что психологическое влияние совершается на ценностном уровне. Сказки могут предупреждать о последствиях разрушительных поступков, но никак не навязывают важных программ. По этой причине, первый принцип сказкотерапии – довести до рассудка детей, подростков, взрослых сведение о базовых жизненных ценностях. Второй принцип – приём накапливания, восстановления, осмысления жизненных сил. Третий принцип – многогранность, изменение взаимоотношения личности к обстоятельству совершается в следствие рассмотрения максимального диапазона её границ. Четвёртый – принцип связи между реальностью, равновесие между реальностью общественной и психологической». Основная цель сказкотерапии – предельно максимально способствовать индивидуальному формированию ребенка и его социальной адаптации. В частности, с помощью сказкотерапии возможно работать с трудностями враждебности, неуверенности в себе, тревожности и страхов, робости и стеснительности, лживости, а кроме того с разными психосоматическими отклонениями. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит, что сказкотерапия это процесс поиска смысла, расшифровка познаний об обществе и системе отношений в нём; создание взаимосвязи между фантастическими событиями и действием в настоящей, реальной жизни, подчёркивая, то, что данный процесс это и есть способ перенесения сказочных смыслов в действительность. Она рассматривает сказкотерапию как процесс объективации проблематичных ситуаций и активизации ресурсов, возможности личности, усовершенствования внутренней природы и окружения вокруг. «Сказкотерапия – это еще и лечение средой, особенной волшебной обстановкой, в которой имеют все шансы выразиться потенциальные части личности, что-то нереализованное, способна осуществиться мечта, а основное, в ней возникает ощущение защищённости и запах Тайны» [20]. Известность сказок разъясняется тем, что значение сказки, её смысл воспринимается мгновенно на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Сказкотерапия способна применяться при работе в различных возрастных пределах. У дошкольников она дает возможность проработать различные страхи, эмоциональное состояние, продемонстрировать на примере сказочных героев способы решения трудностей. Рассказывание сказки детям означает для них столько, сколько и психическое консультирование для взрослого. Различие только лишь в этом, что детей не призывают вслух анализировать и делать выводы, деятельность проходит на внутреннем, подсознательном уровне. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет 7 видов сказок: художественные, народные, авторские, дидактические, медитативные, психокоррекционные и психотерапевтические сказки [23]. 1. Художественные – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа. 2. Народные – древнейшие сказки в литературоведении, которые называются мифами. Древняя база мифов и сказок – целостность личности и природы. 3. Авторские художественные сказки. Для того чтобы оказать помощь ребёнку понять собственные внутренние переживания, предпочтительно подобрать для работы с ним авторскую сказку, невзирая в огромное число индивидуальных проекций. 4. Дидактические сказки формируются преподавателями для «упаковки» тренировочного, учебного материала. Присутствие абстрактных знаков (чисел, букв, звуков, арифметических действий и пр.) одушевляются, формируется вымышленный, сказочный облик мира, в котором они обитают. 5. Психокоррекционные сказки пишутся с целью мягкого воздействия на поведение детей. Под коррекцией подразумевается «замена» малоэффективного стиля поведение на наиболее эффективный, а кроме того разъяснение детям значения происходящего. 6. Психотерапевтические сказки. Сказки, открывающие глубокий смысл совершающихся происшествий. События, помогающие увидеть совершающееся с другой стороны. Подобные сказки бывают, не однозначны, не всегда могут заканчиваться счастливо, однако всегда глубоки и проникновенны. 7. Медитативные сказки успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них закладываются лучшие представления о самих себе [23]. Сказка предназначается для детей посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка приобщает ребёнка и к существованию, и к тысячелетней человеческой культуре. Сказка – это мост из прошлого в сегодняшний день. Волшебное действие информирует детей значительно более того, что находится в сюжетных перипетиях и приключениях персонажей. На примерах героев ребята учатся ориентироваться в человеческих характерах, так как в сказках большое количество крайне жизненных, легко распознаваемых детьми моментов. Сказка обучает терпению, упорству, умению устанавливать цели и следовать к ним, несмотря на трудности, учит быть хорошими, добрыми, трудолюбивыми, делится с ребятами оптимизмом. Сказки обладают воспитательным моментом. Значимой особенностью сказки считается то, что в процессе её совершается преобразование. Кто-то небольшой и слабенький в начале к окончанию превращается в сильного, мощного и самодостаточного. Данное возможно определить историей о взрослении. Юнг заявлял о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуализации. Это не в целом повзросление, а абсолютно определенный его этап, на котором формируется и отделяется сознание, которое возвращается к собственной подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимосвязи, расширяясь, обретая допуск к новейшим архетипическим образам и энергиям. Возможно отметить, то что детей сказка влечет вперёд, а взрослого человека возвращает обратно, в детские годы [49]. Дети не только являются слушателями, но и сами принимают участие в творческом процессе, к примеру, при работе с перчаточными игрушками, говоря фразы и совершая движения за персонажа. Отмечено, то, что дети с нездоровой агрессией хотят исполнять роли положительных героев, этим стремятся являться превосходными детьми. Сказочные образы дают большой смысловой и эмоциональный заряд. К примеру, облик зайца в русских народных сказках связан с похожими человеческими свойствами, такими как трусливость, неуверенность, он порождает у ребенка сострадание, сопереживание, стремление помочь. Несмелые ребята зачастую сравнивают себя с данным сказочным персонажем. Победа боязливого сказочного зайца над серым волком либо лисой воспринимается детьми как их личная и способна стать катализатором к преодолению личных страхов ребят. Сказки сеют в детской душе понятия о зле и добре, о разумном и неразумном, о жизни и смерти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg