Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Анализ и прогноз влияния инновационного потенциала России на обеспечение экономической безопасности

cool_lady 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
75 с., 10 рис., 11 табл., 38 ист. Объектом исследования выпускной квалификационной работы является инновационный потенциал России. Предметом исследования является влияние инновационного потенциала на экономическую безопасность . Методологическая основа исследования состояла в применении методов: теоретического анализа, статистического анализа, сравнительного анализа, графический метод, факторный анализ. Цель данной работы – рассмотрение взаимосвязи инновационным потенциалом и экономической безопасностью. В первой теоретической главе рассматриваются основные теоретические аспекты инновационного потенциала России. Во второй главе дается анализ экономико-правового обеспечения инновационного потенциала в России. В третьей главе проводится анализ инновационного потенциала России. В четвертой главе определены рекомендации по совершенствованию инновационного потенциала России В заключении сформулированы выводы и предложения, вытекающие из логики и результатов исследования.
Введение

Согласно проведенным исследованиям экономическое развитие России невозможно без осуществления коренных структурных изменений в?производстве и?обновление его технологий, с?использованием современных достижений в?научно-техническом прогрессе. Поэтому именно внедрение новых достижений в?науке и?технике позволит достичь высокой прибыли предприятиям и?позволит стимулировать экономический рост в стране. Определить возможности инновационного и?экономического развития России можно с?помощью оценки инновационного потенциала. Об инновационном потенциале страны можно судить по уровню развития научно-исследовательских и?опытно-конструкторских работ, учебных заведений, технических новшеств. Конечно, в?настоящее время работам в научном – исследовательском секторе в?России уделяется достаточно большое внимание, но тем не менее инновационный потенциал России находится на достаточно среднем уровне , если сравнивать его с другими, развитыми странами. Для того, чтобы оценить инновационное развитие, обычно используют различные индексы и?показатели, которые характеризуют прежде всего инновационный потенциал, инновационную активность и?инновационные результаты. Все эти показатели затрагивают широкий объем статистической информации. Именно благодаря всем этим индексам в?нашей стране обнаруживаются слабые звенья, исправление ситуации в которых является необходимым условием для успешной инновационной деятельности. В?России, для того чтобы оценить инновационный потенциал в?регионах, очень часто используют индекс инновационности , который состоит из оценки научных знаний, применение и?реализацию новых знаний, возможность создания ноу-хау. Индексы для измерения инновационного развития страны показывают ее готовность к?созданию и?освоению новшеств. Для того, чтобы получить наиболее полную и?достоверную информацию об инновационном потенциале страны, нам необходимо использовать несколько индексов, которые характеризует количественные и?качественные показатели. По мнению Всемирного экономического форума Российская Федерация занимает лишь 66 место по мировой конкурентоспособности. Такой небольшой показатель является следствием низкой инновационной активности. Проблема дотации в?инновационной области заключаются в?том, что предпочтения отдаются работам с?глобальной конкурентоспособностью. К?сожалению, в данный момент, научные школы в России весьма и весьма далеки от такого состояния. Одной из самых больших проблем является низкая конкурентоспособность большинства из этих проектов, даже очень глобальных. В настоящее время начался такой процесс как старение кадров. Именно отсутствие молодых кадров – это один из факторов, который тормозит развитие инновационного потенциала. Также необходимо отметить то, что научная деятельность имеет достаточно низкий социальный статус, низкая информированность населения, недостаточное финансирование науки. В?России практически отсутствует качественный научно-технический прогноз, который является составной частью модернизации. Основная ее задача - изменение и?усовершенствование экономики, ее инновационного развития. Рассмотрение проблем инновационного потенциала позволит выявить новые стороны и аспекты совершенствования инновационного развития, государственно-правового механизма обеспечения инноваций, его институтов и инструментария и рассмотрение угроз экономической безопасности в инновационной сфере. Целью данного курсового проекта является заключается в исследовании обстоятельств, формирующих инновационный потенциал Российской Федерации на современном этапе. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач: – дать определение инновационного потенциала, выявить его роль в системе экономической безопасности Российской Федерации; – определить основные факторы, влияющие на экономическую безопасность страны на современном этапе; – выявить угрозы для инновационного потенциала Российской Федерации; – выработать методы совершенствования инновационного потенциала России; – представить основные приоритетные направления обеспечения инновационного потенциала Российской Федерации. Проблема инновационного потенциала государства опосредованно рассматривается во многих работах, посвященных экономической безопасности. Теорию инновационного потенциала государства разрабатывают отечественные и зарубежные экономисты, в частности, Л.И. Абалкин, В.В. Бурцев, А. Илларионов, Е.А. Олейников, В.К. Сенчагов, Г. Г. Фетисов, Г. В. Коржов, Г. М. Лонская, Д. Кидуэлл, Р. Петерсон, Д. Блэкуэлл, Г. Молл, К. Мюрдох и др. Объектом дипломной работы выступает инновационный потенциала Российской Федерации на современном этапе. Предмет исследования – влияние инновационного потенциала на экономическую безопасность , а также факторы, способствующие их возникновению. Методологической основой курсового проекта является корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на состояние инновационного потенциала Российской Федерации.
Содержание

Введение 6 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА 10 1.1Сущность экономической безопасности России, и факторы, ее определяющие 10 1.2Инновационный потенциал и его роль в обеспечении экономической безопасности России 13 1.3Инновационная система и ее влияние на экономическую безопасность……………………………………………………………………..19 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ И САМЫХ ИННОВАЦИОННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА …………………………………………………………………………………….24 2.1 Анализ инновационного развития в России 24 2.2 Анализ инновационного развития в инновационно развитых странах…………………………………………………………………………31 2.3 Экономико – правовое обеспечение экономической безопасности России, связанное с внедрением цифровых технологий 36 3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ 39 3.1Оценка инновационной деятельности в России …………………………………………………………………………………….39 3.2 Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность в РФ … ……………………………………………………………………………40 3.3 Анализ факторов инновационного развития России……………………………………………………………………………54 4. РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ…………………………...58 4.1. Прогноз развития инновационного потенциала РФ…………………...58 4.2. Социально – экономические последствия увеличения инновационного потенциала в РФ…………………………………………………………………64 Заключение 66 Список использованных источников 48
Список литературы

Нормативно – правовые документы: 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.09.1993 г. (редакция от 21.07.2014 г.) 2. Федеральный закон от 28.10.2010 г. №390 – ФЗ “ О безопасности ” (редакция от 05.10.2015 г.) 3. Федеральный закон “ О государственной тайне ” от 21.07.1993 №5485 – 1 ( редакция от 29.07.2018 г. ) 4. Указ Президента РФ “ О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации за период до 2030 г. ” от 13.05.2017 № 208 5. Федеральный закон “ О Федеральной службе безопасности ” от 03.04.1995 № 40 – ФЗ (редакция от 18.12.2018 г.) 6. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 №208 – У) // Правовая система “ Консультант + ” 7. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 № 127-ФЗ (редакция от 23.05.2016) Книги: 8. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России // Маркетинг. – М.: Маркетинг. – 2014. -72 с. 9. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / В.А. Богомолов. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2015. – 303 с. 10. Вечканов Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4 – е издание. Стандарт третьего поколения. – Санкт – Петербург: Питер 2016 г. – 512 с. 11. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л.П. Гончаренко [ и др.] : под общ. Ред. Л. П. Гончаренко. – Издательство “Юрайт”, 2018. – 360 с. 12. Бондаренко, В.В. Управление инновационным потенциалом и факторы, способствующие его активизации: корпоративный аспект // В.В. Бондаренко, К.С. Уварова // В сборнике: Управление ре-формированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник науч-ных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016. С. 217-219.Сенчагов В.С. Понятие экономической безопасности // – М.:Экономика и менеджмент, – 2016. – № 2. – С. 152 13. Тихонов, С.В. Инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал: обзор литературных источников // С.В. Тихонов // В сборнике: Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексовсборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 87-92. 14. Цветкова А.Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления, Санкт-Петербург.: Институт бизнеса и права. - 2015. - №7(42). – С.65-69; 15. Шалаев И.А. Управление инновационными проектами на основе стандартов экономической безопасности и регулирования рисков Актуальные вопросы менеджмента современной организации, – М., – 2015. – С. 324- 328; 16. Алла, Калинина Активизация инновационного потенциала региона / Калинина Алла , Марина Буянова und Анна Трухляева. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 276 c. 17. Волынкина, М.В. Инновационное законодательство России / М.В. Волынкина. - М.: Аспект-пресс, 2017. - 198 c 18. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 240 c. 19. Робертс, М. Идеальный инновационный менеджмент. НЛП в XXI веке / М. Робертс. - М.: КСП+, 2015. - 240 c. 20. Экономические санкции против России: ожидания и реальность / Р.М. Нуреев. - 2017. – М.: КНОРУС. – 132 с. Под ред. Р. М. Нуреева. 21. Попов А. В. и Плотников А. Н. (2015). Научная сфера и ее влияние на инновационный потенциал региона // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. С. Д. Резника. Вып. 5. Пенза, с. 30–35. 22. Скрипко В. И., Сергеева А. И. Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/archive/112/28838/ (дата обращения: 12.04.2019). 23. Келле, В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование / В.Ж. Келле. - М.: Едиториал УРСС, 2016. - 148 c. 24. Катасонов, В.Ю. Инвестиционный потенциал хозяйственной деятельности. Макроэкономический и финансово - кредитный аспекты / В.Ю. Катасонов. - М.: МГИМО(У) МИД Росси, 2013. - 320 c. 25. Соколова, О. Н. Инновационный менеджмент / О.Н. Соколова. - М.: КноРус, 2013. - 200 c. 26. Ханларзаде, Сарвиназ. Инновационный потенциал малого бизнеса: моногр. / Сарвиназ Ханларзаде. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 431 c. 27. Хрусталев, Б.Б. Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями / ред. В.Д. Дорофеев, Б.Б. Хрусталев, Г.В. Семенова, и др.. - М.: Пенза: Приволжский дом знаний, 2015. - 260 c. 28. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В.С. Бард и др. - М.: Экзамен, 2016. - 320 c. 29. Баринова В.А., Земцов С.П., Сорокина А.В./ Инновационная деятельность быстрорастущих компаний как условие повышения их конкурентоспособности (Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара, г.Москва, Россия) // Экономика науки. №3. 2015. 30. Бойко И.В. Основы инновационного развития и новой экономики. – СПб: Университет ИТМО, 2015. С. 14. 31. Ворожихин В.В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса. 2018. N 1. С. 3 — 11. Интернет – ресурсы : 32. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.cbr.ru/finprosvet/print.aspx?file=finpotreb/m_scam.html &pid=fingrf&sid=itm_19029; 33. Судебно-экономическая экспертиза // Альфа проект – 2016. – № 10. [Электронный ресурс] доступа. Режим доступа: http://www.ekspert-centr.ru/sudebno-jekonomicheskaja-jekspertiza; 34. Национальная инновационная система: сущность и структура // КиберЛенинка – 2018. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-innovatsionnaya-sistema-suschnost-i-struktura 35. Модель национальной инновационной модели // КиберЛенинка – 2018. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/model-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy 36. Рябых В.Н. К вопросу об инновационном потенциале Российской экономики. – 2017 // [ Электронный ресурс ]. Режим доступа https://science-education.ru/ru/article/view?id=6111 37. Шавина Е.В., Бабкина Е.В.ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // РЭУ им. Г.В Плеханова РФ, г. Москва. – 2018 [ Электронный ресурс ]. Режим доступа http://impulse-science.ru/wp-content/uploads/2018/06/ЭЗ-6_1.pdf 38. А.А. Давыдов. Инновационный потенциал России: настоящее и будушее. – 2016. // [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html 39. Трунаева О.Ю. , Смольянова Е.Л.Инновационный потенциал России. // Успехи современного естествознания. – 2018. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29946 40. Внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). // [Электронный ресурс ]. Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site//technol/3-01.xlsx
Отрывок из работы

1.1. Сущность экономической безопасности России и факторы, ее определяющие Большинство современных ученых экономическую безопасность характеризу¬ют как устойчивость и восприимчивость экономической системы к воздействию внеш¬них и внутренних факторов, а это требует устойчивого и стабильного развития. Если экономика не развивается, то она сталкивается с большим количеством проблем и теряет конкурентоспособность. Состояние экономической безопасности оценивается определенной объективной системой индикаторов , параметров и критериев, которые определяют пороги тех значений, благодаря которым происходит функционирование экономической системы. За пределами порогов этих самых значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, теряет конкурентоспособность на внутрен¬них и внешних рынках, есть риск становления объектом экспансии для трансна¬циональных корпораций, страдает от внутреннего и внешнего гра¬бежа национального богатства страны, коррупции. В системе показателей экономической безопасности выделяют: • уровень и качество жизни; • темпы инфляции; • норму безработицы; • экономический рост; • дефицит бюджета; • размер государственного долга; • состояние золотовалютных резервов; • деятельность теневой экономики; • состояние экологии. Ослабление экономической безопасности в стране допустимо лишь до какого-то предела. Важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговое значение. Общепринято считать, что пороговые значения— это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроиз¬водства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. По мнению экономистов, важны не сами макроэкономические индикаторы, а их динамика. Лишь динамика отражает соотношение показателей и пороговых значений, обозначая перемены развития системы. На практике можно использовать трехуровневую систему показателей экономической безопасности. Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики экономического роста. Эти показатели наиболее важны для экономики страны, но их достижение ориен¬тировано на долгосрочную перспективу. Поэтому такие показатели в настоящий момент пе могут являться пороговыми в российской экономике, их целесообразно использовать в экономиках развитых стран, где имеется стабильный рост. Второй уровень— критериальные значения, при кото¬рых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса, однако изменение качественных характеристик системы маловеро¬ятно. Примером качественных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение режима внешней торговли, нало¬говая реформа, изменение условий обслуживания рынка государст¬венных заимствований и т.п. Эти показатели целесообразно ис¬пользовать для анализа экономической безопасности в переходной экономике. Третьим уровнем экономической безопасности явля¬ются показатели, достижение которых может привести экономиче¬скую систему к серьезному структурному кризису. Использование этих показателей наряду с показателями экономической безопасно¬сти второго уровня позволило бы прогнозировать кризис обслужи¬вания долга и разрушение финансовой системы страны. Индикаторы экономической безопасности практически опреде¬ляют долю участия государства в экономике. Как отмечают многие авторы, в настоящее время в высокораз¬витых странах наблюдаются две тенденции: 1. снижается доля государственной собственности, а также уменьшаются инвестиции и предпринимательская деятельность государства; 2. растет доля государственных расходов в ВВП страны. Если говорить конкретно о уровне экономической безопасности в России, то если с 1998 по 2013 год наблюдалось его повышение, то с 2014 года наблюдается его стремительное снижение, вплоть до критических отметок, что свидетельствует о необходимости изменить саму структуру обеспечения государственной экономической безопасностью. Исследователи вывели ряд угроз, которым наиболее подвержена наша экономика, а именно: • Низкий уровень развития промышленного производства • Зависимость экономики от импортированной продукции и экспорта сырья • Низкий уровень жизни населения • Развитие сектора теневой экономики, рост коррупции • Отсутствие развития науки и инноваций Здесь мы подходим напрямую к теме нашего исследования, но прежде нужно сказать несколько слов о инновациях и их роли в обеспечении экономической безопасности России. 1.2. Инновационный потенциал и его роль в обеспечении экономической безопасности России Инновационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. Конкурентоспособность страны не является статичной. Постоянные изменения как внутри самой страны, так и в мире в целом, несомненно, оказывают на нее влияние. При этом, рассматривая конкурентоспособность в разрезе веков, важно отметить, что конкурентные преимущества, позволяющие той или иной стране выигрывать в конкурентной борьбе с другими странами, постоянно меняются. Если века назад определяющими являлись обладание обширной территорией, выходом к морям, такими природными ископаемыми, как золото и серебро, то в настоящее время большее значение имеют такие полезные ископаемые, как нефть и газ. Несомненно, важными являются такие факторы, как квалификация работников, интеграция страны в глобальную экономику и ее внешнеэкономические связи. Однако испокон веков в конкурентной борьбе выигрывали государства, способные воспринимать и, что самое главное, создавать нововведения. Именно инновации (в совершенно различных сферах) давали странам столь необходимые конкурентные отличия, делавшие их сильнее своих соперников. Таким образом, только инновационное развитие способно обеспечить государству конкурентоспособность. При этом в настоящее время при очень высоких темпах развития технического прогресса инновации не могут возникать сами собой , для их создания необходима определенная база, подготовка и поддержание которой являются первоочередными задачами государства. Именно обладание базой для возникновения инноваций мы определяем как инновационный потенциал страны. Инновационный потенциал основывается на определенных факторах Таким образом, инновационный потенциал формируется в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Он должен базироваться на уже имеющихся научных разработках, исходить из достижений научных школ, приносить результаты на организованных ранее инновационных предприятиях. В настоящее время инновационный потенциал создают высококвалифицированные кадры, текущие научные внедрения и разработки. И, наконец, инновационный потенциал – это возможность будущих успехов ученых исследователей, это новые изобретения и внедрения, которые приобретут вещественную форму через какое-то время (назовем их пластами инновационного потенциала). Совокупность пластов инновационного потенциала изображена на рисунке. Рисунок 1.1 – Пласты инновационного потенциала Инновационные традиции страны – это совокупность предыдущих достижений страны в сфере инноваций. Они определяются не просто количеством разработок, совершенных в границах того или иного государства, но и совокупностью ресурсов, опыта и знаний, накопленных в стране за всю ее историю. Общепризнанным является факт, что Российская Федерация обладает сильными инновационными традициями. Свидетельством этого может служить огромный список внедрений и инноваций, предложенных российскими учеными, а также сами исследователи – инноваторы, которые внесли колоссальный вклад в развитие научно-технического прогресса. Очевидно, что инновации не могут возникнуть на пустом месте. Инновационные традиции, таким образом , являются базой для возникновения нововведений и инноваций. Восприимчивость общества к инновациям – это способность населения принимать и адаптировать инновации в повседневной жизни. В современном мире каждое государство восприимчиво к инновациям в разной степени. Восприимчивость также в значительной мере зависит от направления инноваций . На степень восприимчивости общества к инновациям влияют приверженность страны каким-либо традициям, религиозным канонам, политический режим , открытость экономики, доступность информации и другие факторы. Например , несмотря на большой потенциал исследований стволовых клеток, многие государства считают их опасными и противоречащими религиозным воззрениям. Из-за тоталитарного политического режима Северной Кореи распространение Интернет-технологий в этой стране крайне затруднено . Также на восприимчивость общества к инновациям оказывают влияние институты, дающие либо не дающие инновации возможность быть внедренной в повседневную жизнь. Это различные коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся серединным звеном между «лабораторной» разработкой ученых и товаром (услугой), доступным для применения в реальных условиях. Направления исследований – это совокупность научных областей, в которые вкладываются ресурсы для получения инноваций. При международной специализации, имеющей место в современном мире, несмотря на глубокую научную интеграцию и кооперацию, каждое государство ставит свои приоритеты инновационного развития, базирующиеся на своих текущих и стратегических потребностях, а также своих возможностях в том или ином направлении исследований. Например, Россия и США являются общепризнанными лидерами в изучении космоса, Япония специализируется на роботостроении. В настоящее время огромное внимание в нашей стране отведено развитию нанотехнологий. Сфера применения инноваций – это а) все субъекты экономики, которыми данная инновация будет востребована; б) отрасли, в которых внедрение данной инновации возможно. Сфера применения инновации может быть от очень узкой до всеобъемлющей. Например, изобретение какого-либо лекарства от очень редкого заболевания имеет очень узкую сферу применения, а изобретение сотовой телефонной связи получило распространение практически повсеместно. Однако, учитывая то, что каждая инновация создает базу для последующих инноваций, нельзя «отбрасывать» инновации с узкой сферой применения. Возможно, после некоторых доработок и видоизменений они будут способны улучшить жизнь огромному числу людей. Так, например, случилось с компьютерами. Созданные первоначально для узкого круга специалиста, сейчас они распространены в миллионах фирм и домохозяйств во все мире. Мотивация и контроль за разработками – это совокупность способов и методов государственного регулирования инновационной деятельности. Она отражена прежде всего в законодательной базе, актах Правительства и национальных проектах. Мотивация и контроль за разработками – это стимулирование государством развития инноваций в какой-либо сфере, и мониторинг всех результатов проведенного исследования. И, наконец, материальная готовность государственного и частного сектора к внедрению инноваций – это совокупность материальных ресурсов государства в виде государственных расходов и свободных средств бизнеса в виде инвестиций, направляемых на создание нововведений. Очевидно, что совершая инвестиции в инновации, государство и бизнес прежде всего заботятся о повышении своей конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Совершенно понятно, что инновационный потенциал страны определяется ее способностью вести эффективную инновационную деятельность. Инновационный потенциал включает совокупность материально-технических, трудовых, информационных, правовых, социальных, информационных и других видов ресурсов, то есть является составляющей общего ресурсного потенциала всей страны. Очевидно, что именно высокий инновационный потенциал является основой для привлечения инвестиций в экономику государства, роста производительности труда, прибыльности предприятий в долгосрочном периоде, и, в конечном счете, повышения уровня жизни населения и эффективности экономики в целом. Инновационный потенциал является важнейшей частью инновационной системы, которая , в свою очередь, является одной из главных составляющих экономической безопасности в целом. 1.3. Инновационная система и ее влияние на экономическую безопасность Для того чтобы России стать равноправным партером развитых стран в международной деятельности, геополитических вопросах, торговле, ей необходимо на международных рынках перейти от сырьевой специализации к экспортированию товаров, услуг, востребованных потребителями. В основе конкурентоспособности современных товаров лежит технологичность их производства, которая позволяет создавать уникальные товары, решающие специфические задачи, обеспечивать низкую себестоимость, доступность для покупателей, массовое потребление высокотехнологической продукции. Основа функционирования любой экономической системы претерпевает постоянные изменения, изначально это был физический труд и сельское хозяйство, далее сырьевое превосходство, впоследствии научно-технологический прогресс. Но современные реалии таковы, что даже прогресс и модернизация не способны в полной степени удовлетворить всё нарастающие потребности общества. Это связано с сокращением жизненного цикла товаров, а значит, и технологий, на основе которых они создаются. То есть обновление технологий происходит не за счет прогресса, постепенной модернизации, а на основе принципиально новых способов, методов, принципов производства – инноваций. Динамичность такого развития может осуществляться только за счет новой системы отношений государства и общества – экономики знаний. Экономика, базирующаяся на знаниях, – тип экономики, где сектор знаний играет решающую роль, а производство новых знаний является источником роста экономики. Продуктом экономики знаний являются инновации, воплощенные в высокоэффективные технологии, товары или услуги, так как само знание, не имеющее под самой коммерческой основы, рынка сбыта может являться основой развития, но при этом не обеспечивать экономического роста страны. В данной экономической системе знания становятся одним из специфических ресурсов производства, который характеризуется глобализацией и неограниченностью. В рамках данной парадигмы знания подвержены постоянной деградации во времени, поэтому большое значение приобретают информация как источник генерирования знаний и технологии ее обработки, хранения и получения. В результате происходит интеграция науки и бизнеса, изменение роли ученых в экономической системе. Развитие общества происходит за счет преобразования знания в предпринимательскую идею, так она имеет тенденцию к постоянному воспроизводству. Потенциал общества к развитию определяется скоростью трансформации идеи в готовый продукт, потому что это определяет темп воспроизводства инноваций. Таким образом, потенциал общества создается в материальном производстве, способном к быстрому реагированию на запросы потребителей и бизнеса. Национальная инновационная система – это одна из экономико-социальных подсистем экономики знаний, которая одновременно является необходимым условием для перехода к новой системе экономических отношений и конечным результатом ее трансформации. Национальная инновационная система (НИС) – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики развития инновационной системы. Объектами НИС выступают инновации, институциональная инфраструктура, стимулирующая их воспроизводство, предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Субъектами НИС являются государство, предприниматели, научные и исследовательские институты, потребители инновационной продукции. Современные ученые дают определение, что инновация – это результат творческого, интеллектуального труда по созданию продукта, услуги, технологии, организационно-экономической формы и предпринимательского труда по их практической реализации на рынке через создание необходимого сочетания средств производства, формирование спроса и предложения для получения экономической или общественной выгоды. Инновационность продукта определяется либо его значительным преимуществом над предшествующей формой, либо отношением общества к созданным новшествам. Институциональная инфраструктура НИС – совокупность институтов, представляющих собой набор правил и норм, на основе которых происходит взаимодействие субъектов НИС, призванных обеспечить ее эффективное функционирование через реализацию государственной политики, направленной на стимулирование инновационных процессов, распространение, внедрение новых технологий, выпуск инновационной, конкурентоспособной продукции. Предприятия НИС – сформированная в зависимости от принятой модели инновационного развития страны система предприятий, осуществляющих внедрение инновационных технологий в собственный производственный процесс или выпускающих инновационную продукцию. Это может быть крупная транснациональная компания, включающая в себя научные и прогрессивные производственные центры. Также предприятия НИС могут быть представлены сетью взаимосвязанных предприятий с высокой степенью децентрализации – «инновационной средой» либо системой предприятий военно-промышленного комплекса, инициирующих инновационные процессы в экономике. Государство как субъект НИС выступает как системообразующий институт, обеспечивающий целостность системы «наука – производство – инфраструктура» и реализацию инновационных процессов на всех уровнях: международном, региональном, муниципальном, корпоративном. Предприниматели НИС – самостоятельный общественный слой, характеризующийся наличием специфических экономических, социальных и политических интересов, способный определять структуру потребностей, согласовывать потребности с имеющимися ресурсами, находить новое сочетание производственных фактора, заниматься предпринимательской деятельностью, в рамках которой он выступает как: • собственник капитала (А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Б. Кларк, М. Вебер); • организатор производства, ориентированный на создание рациональной комбинации факторов производства (Ж.-Б. Сей, К. Маркс, А. Маршалл, К. Менгер, Ф. Визер); • дисфункциональное явление социально-экономической системы (Ж. Сисмонди, К. Маркс, Т. Веблен ); • носитель риска и неопределенности (Р. Кантильон, Й. фон Тюнен, Ф. Найт); • субъект рыночной конкуренции (Л. Мизес, Ф. Хайек, И.К. Кирцнер, Дж. Кейнс); • управленец техноструктурой (Д. Гэлбрейт); • организатор, осуществляющий инновации в экономике (Й. Шумпетер, П. Друкер). В работах, посвященных вопросам предпринимательства, оно характеризуется как деятельность, как процесс и как поиск. На сегодняшний день распространены два вида предпринимательства: • традиционное, ориентированное на организацию производства и рациональное использование ресурсов • инновационное предпринимательство, нацеленное на поиск нового сочетания факторов производства с целью выпуска конкурентоспособной продукции. Исходя из декомпозиции понятия «предпринимательство», акцентируя внимание на его ключевых компонентах, мы уточнили термин «инновационное предпринимательство». Инновационное предпринимательство – инициативная, творческая, рисковая деятельность физических и юридических лиц в любом секторе экономики, направленная на распределение капитала, соединение и комбинирование факторов производства, принятие управленческих решений, несение ответственности за результаты своей деятельности в рамках реализации всех структурных элементов процесса разработки и внедрения инноваций: развитие идей, создание предприятий, производство новых продуктов и услуг, освоение новых рынков, внедрение организационных и технологических новшеств. Целью инновационного предпринимательства является получение дохода и прибыли, за счет создания нового источника удовлетворения потребностей, нового блага, формирования нового потребительского спроса, изменение и преобразование ценностных установок. Научные и исследовательские институты – это система образовательных, научных учреждений и организаций, способных к подготовке и переподготовке кадров, участвующих в инновационной деятельности, к самостоятельной поисковой, исследовательской, инновационной деятельности, к роли равноправных участников рынка инноваций. Потребители инновационной продукции – это потребители, характеризующиеся таким уровнем и качеством жизни, ценностными ориентирами, что для полного удовлетворения их потребностей необходима наукоемкая, высокотехнологическая продукция. Глава 2. Анализ состояния инновационного потенциала в России и самых инновационно развитых странах мира 2.1. Анализ инновационного развития в России Если рассмотрим инновационный индекс и его рейтинг, то увидим следующую картину. Рис.2.2. – Рейтинг самых инновационно развитых стран На данном рисунке мы видим, что Россия занимает очень низкое, 46 место, в то время как страны бывшего СНГ, которые, казалось бы, не обладают тем научным и ресурсным потенциалом, что наша страна, смогли повысить инновационный индекс. Рассмотрим такой важный сравнительный показатель как ВВП с учетом паритета покупательской способности в расчете на одного занятого. Рис.2.3. – Сравнение паритета покупательской способности России и развитых стран Как мы видим, высоких показателей Россия достигает только по добыче полезных ископаемых, и ни в одном из показателей наша страна не обогнала лидеров по данным отраслям. Попробуем более подробно рассмотреть инновации не только по отраслям , но и разделить их на сектора по их последующему применению и цели Рис.2.3. – Доля стран в мировом ВВП по отраслям Как мы видим, если в плане эффективных и инженерных инноваций Россия более – менее равномерно развивается, то в плане потребительских и научных инноваций очень сильно проигрывает своим странам – конкурентам. Почему же так происходит? Ответить на этот вопрос нам поможет Индекс относительной рыночной доли отраслей Он рассчитывается как доля российских компаний в отрасли в вкладу России в мировой ВВП. Рис.2.4. – Индекс относительной рыночной доли отраслей И тут же мы видим очень типичную для нашей страны ситуацию – развиваются 3-4 отрасли, больше всех конечно развивается нефтегазовая. В остальных отраслях показатели очень, крайне малы и подвижек для изменений не наблюдается. Поэтому имеет смысл рассмотреть, как же работает инновационная система в самых успешных странах и в чем их секрет. 2.2. Анализ инновационного развития в самых инновационно развитых странах мира Качество социально-экономического развития стран в настоящее время во многом зависит от создания в бизнесе новых идей, внедрения инновационных процессов, как в производство, так и в управление предприятием, применения высокотехнологичного оборудования для производства более совершенных продуктов и оказания востребованных услуг. Для анализа мы будем использовать Международный инновационный индекс. В основе его лежит следующая модель. Рис.2.5. – Показатели инновационного индекса Каждое из этих направлений является очень важным, и без любого из них система в стране функционировать не будет. У всех стран есть направления, в которых удается добиться роста и определенных успехов, есть и проблемные направления. Секрет стран с высоким инновационным индексом, что они стараются развивать все направления равномерно. Одним из важнейших показателей, которые входят в основу инновационного потенциала страны, является кол-во научных статей на миллион жителей. Рис. 2.6. – Кол-во научных статей на миллион жителей среди инновационно развитых стран Анализируя данный рисунок, мы можем заметить, что Швейцария занимает первое место и данный показатель у них находится на уровне примерно в 4350 статей на миллион человек. Также важным является то, насколько затраты на инновации себя оправдывают, то есть продуктивность исследования Рис. 2. 7. – Продуктивность исследований среди самых инновационно развитых стран Рассмотрим рейтинг самых инновационно развитых стран мира Рис. 2. 8 – Рейтинг стран по инновационному потенциалу Для сравнительного анализа возьмем страну, которая занимает первое место – Швейцарию. Секрет успеха Швейцарии в плане инноваций, в том, что они привлекают средства из частного бизнеса. Рис. 2. 9. – Расходы на исследования и разработки в Швейцарии Как мы видим, расходы частного бизнеса на инновации занимают почти 2/3 от общей суммы. Люди, вкладывая свои деньги, тщательнее следят за тем, чтобы их средства были использованы по назначению и в срок. Также можно заметить, что именно исследования и разработки являются третьей по популярности отраслью для вложения частного бизнеса. Стоит также сказать, что большая часть частных компаний, инвестиции которых в НИОКР составляют львиную долю, являются международными игроками.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 83 страницы
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg