Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Тенденции развития Фонда социального страхования в РФ

cool_lady 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Цель курсовой работы: выявить наиболее эффективные способы решения проблем социального страхования в современной России в рамках развития Фонда социального страхования. Задачи: • Изучить содержание и сущность социального страхования; • Рассмотреть особенности и принципы социального страхования; • Определить функции механизма социального страхования; • Исследовать формы реализации социального страхования; • Дать характеристику организации и российской законодательной базы социального страхования; • Провести анализ основных показателей, отражающих динамику социального страхования; • Рассмотреть механизм социального страхования как способ перераспределения денежных ресурсов; • Выявить наиболее актуальные проблемы социального страхования в России и дать их оценку; • Привести возможные способы решения проблем. Предмет исследования: актуальнейшие и наиболее значимые проблемы социального страхования в современной России. Объект исследования: система социального страхования Российской Федерации. Методы исследования: • Анализ; • Обобщение; • Социологический метод; • Метод сравнения; • Исторический. Структура курсовой работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав и девяти параграфов, заключение и список используемой литературы.
Введение

В современном мире жизнь человека, его собственность и деньги не только позволяют пользоваться всеми возможными благами, но и напрямую связаны с различными рисками. С учетом этого, одним из наиболее оптимальных способов защиты жизни и имущества от разнообразных рисков является страхование. Социальное страхование подразумевает под собой специфические экономические отношения, направленные на обеспечение социальной защиты людей. Социальное страхование в России распространяется на экономически активную, занятую часть населения. С переходом к рыночной экономической системе, актуальность проблемы социального страхования возрастает, поскольку в социально-экономической среде происходят коренные изменения, возвращается понятие« социальный риск», то есть возможность стать необеспеченным из-за отсутствия способности участвовать в процессе производства. В связи со всеми преобразованиями, в системе социального страхования возникают проблемы и недостатки, которые будут рассмотрены в данной курсовой работе. Кроме того, правовое регулирование в сфере социального страхования до сих пор находится в стадии формирования, несмотря на продолжительное развитие страхового рынка в России. Это также является одним из важнейших аспектов, которые будут исследованы в работе, так как несовершенство организационно-правовых основ социального страхования является актуальнейшей проблемой. Таким образом, социальное страхование в любом государстве представляет собой достаточно эффективный способ организации системы социальной защиты. Данная система базируется на отчислениях от заработной платы трудоспособного населения и контролируется государством с помощью социальной политики. В случае, если государственная политика грамотная и эффективная, происходит обеспечение социальной защиты трудящийся благодаря механизму социального страхования, а также возникает возможность осуществления инвестиций в производственную сферу для повышения квалификации и мотивации работников, то есть для развития человеческого капитала. Все это в итоге позволяет достичь некоторой устойчивости и стабильности в обществе. В условиях полного отсутствия экономической стабильности и затяжного кризиса в России, данная тема становится особенно актуальной. Тем не менее, важно заметить, что Фонд Социального Страхования( ФСС) продолжает исполнять свои обязанности по плану и в полном объеме, несмотря на кризисную ситуацию в стране и сокращение бюджета. Учитывая широту и объем предмета исследования и количество нормативно-правового материала, в курсовой работе будут представлены проблемы и вопросы, несущие наибольшую актуальность и практическую значимость.
Содержание

Введение 2 Глава I. Понятие, принципы и особенности социального страхования 5 1.1. Содержание и сущность социального страхования 5 1.2. Особенности и принципы социального страхования 8 1.3. Функции и роль социального страхования в государстве 11 Глава II. Действующая система социального страхования в России 15 2.1. Организация и законодательная база социального страхования в России 15 2.2. Сравнительный анализ основных показателей социального страхования в России и странах Европейского Союза 23 2.3. Преимущества современной системы социального страхования 25 Глава III. Основные проблемы развития Фонда социального страхования и пути их решения 28 3.1. Актуальные проблемы Фонда социального страхования 28 3.2. Возможные варианты решения проблем социального страхования в рамках развития ФСС 30 Заключение 32 Список использованной литературы 35 Приложение 1 37
Список литературы

1. Федеральный закон №165-ФЗ от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» 2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. № 1 (часть I). Ст. 18. 3. Андрющенко, Г.И. Современные тенденции эволюции систем социального страхования / Г.И. Андрющенко // Бизнес в законе. - 2011. - № 3. - С. 161-164. 4. Бакаева Ф. Современная концепция социального государства и социально-экономические права // Общественное мнение. Права человека. - 2014. - N 4. - С.18-45. 5. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журн. рос. права. - 2016. - N 1. - С.99-106. 6. Борзунова, О. А. Комментарий к Федеральному закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды / О.А. Борзунова. - М.: Юстицинформ, 2015. - 376 c. 7. Государственное социальное страхование. - М.: Профиздат, 2012. - 270 c. 8. Замалетдинова, Э.Н. Социальное страхование в России и за рубежом / Э.Н. Замалетдинова // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 8. - С. 42 - 50. 9. Роик, В. Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? / В. Д. Роик. – М. [и др.]: Питер, 2014. - 350 с. 10. Фролов О. Социальный кодекс // Охрана труда и соц. страхование. - 2013. - N 3. - С.56-62.
Отрывок из работы

Глава I. Понятие, принципы и особенности социального страхования 1.1. Содержание и сущность социального страхования Жизнедеятельность человека всегда сопряжена с риском и опасностью наступления обстоятельств, способных привести к нанесению вреда здоровью или отсутствию источника доходов. Примером таких обстоятельств может послужить старость, болезнь, потеря кормильца, инвалидность и т.д. Важной особенностью является то, что преодолеть их самостоятельно в большинстве случаев невозможно, кроме того данные обстоятельства не зависят от воли человека и тесно связаны с производственной деятельностью. Именно поэтому государство, неся ответственность за их наступление, формирует систему социальной защиты для предоставления помощи населению в виде социальный пенсий, пособий и услуг. Концепция социальной защиты содержит в себе два элемента: социальное страхование и социальное обеспечение. Последний термин подразумевает под собой форму выражения социальной политики государства, которая направлена на обеспечение средствами определенные группы граждан с помощью ресурсов внебюджетных государственных фондов. Социальное страхование экономисты трактуют как механизм снижения риска, работающий с помощью разложения его на участников производственного процесса. Таким образом, социальное страхование позволяет обеспечить защиту имущественных интересов граждан от разнообразных рисков. Социальные процессы и закономерности, а также внимание к поведению и интересам людей очень важны в сфере социального страхования. Суть данного аспекта состоит в двух главных задачах: • защите имущественных интересов физических и юридических лиц; • смягчении всевозможных негативных последствий непредвиденных событий. Сущность социального страхования можно охарактеризовать с помощью следующих четырех признаков; 1. Социальное страхование является одной из причин возникновения перераспределительных отношений. Это обусловлено присутствием вероятности наступления случайных, внезапных событий, которые влекут за собой возможность причинения вреда и нанесения материального ущерба населению. 2. Социальное страхование позволяет осуществить раскладку нанесенного ущерба страхователями, то есть участникам социального страхования. Непредвиденный характер событий приводит к материальным и другим потерям, охватывающим территорию региона или страны. 3. Система социального страхования предусматривает возможность перераспределения ущерба, как по территории, так и по времени. Для эффективного территориального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуется территория и значительное число страховых объектов. 4. «Раскладка» ущерба является замкнутой, что подразумевает выплату средств, ранее мобилизованных в ФСС. Кроме того, социальное страхование как элемент социальной политики государства, требует правового регулирования и укрепления, которые могут быть обеспечены с помощью надежной и устойчивой нормативно-правовой базы. Это обусловлено тем, что социальное страхование в той или иной степени затрагивает большую часть населения государства. Соответственно, во внебюджетных страховых фондах и частных страховых компаниях концентрируются большие объемы финансовых ресурсов, предназначенных для последующих возможных выплат. А от контроля за соблюдением финансовых обязательств страховщиков зависит финансовое благосостояние большей части населения государства. Именно поэтому отрасль социального страхования нуждается в соответствующей гражданско-правовой основе, способной регулировать возникающие страховые отношения. Таким образом, социальное страхование представляет собой самодостаточный и самостоятельный институт, имеющий собственную законодательную базу, экономическую основу и организацию. Социальное страхование делится на виды в зависимости от сочетания указанных рисков, такое деление дифференцируется по странам. Например, во многих европейских государствах в рамках социального страхования на случай временной утраты трудоспособности в результате общего заболевания предусмотрена также оплата медицинских услуг, страхование на случай инвалидности может быть выделено в отдельный вид социального страхования. В Норвегии отказались от обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности — законодательством предусмотрена обязанность работодателя сохранять полностью заработную плату работников в результате их заболеваний, но при этом сам работодатель определяет механизм финансового обеспечения таких выплат. В целом в большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования: 1) пенсионное страхование; 2) страхование на случай безработицы; 3) страхование на случай общего заболевания( здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг); 4) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 1.2. Особенности и принципы социального страхования Правительство Российской Федерации ежегодно выносит на рассмотрение отчетность об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые впоследствии утверждаются федеральным законодательством. Фонды обязательного социального страхования обладают целым рядом особенностей: • бюджеты данных фондов не включаются в федеральный, региональные или местные бюджеты; • любые нецелевые расходы средств из ФСС запрещены; • денежные средства ФСС не подлежат изъятию и хранятся строго на счетах Центрального Банка России или других банков, определенных Правительством; • оплата банковских услуг с участием денежных средств ФСС не взимается; • общий перечень государственных социальных обязательств определяется Конституцией РФ: здоровье и труд населения подлежат охране; предусматривается минимальная оплата труда; проводится господдержка семей, инвалидов и пожилых граждан; совершенствуется система социальных служб; назначаются государственные пенсии и прочие гарантии социальной защиты. Правовую базу социального страхования составляет Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», а также различные Федеральные законы (об основах обязательного соцстраха, об обязательном пенсионном страховании в РФ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие федеральные законы о бюджетах). Так как социальное страхование является одной из форм выражения социальной политики государства, в его основе должны лежать принципы, отражающие подконтрольность, эффективность и способность адаптироваться и изменениям в экономике. В России социальное страхование базируется на следующих принципах: • общеобязательность для всех граждан Российской Федерации; • контроль со стороны государства; • обязанность отчислений средств в Фонд социального страхования лежит на работодателях, в отдельных случаях на индивидуальных предпринимателях; • степень защиты, необходимая населению, является главным фактором определения размеров Фонда социального страхования, исходя из качества и уровня жизни; • Размер социальных выплат зависит от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов в ФСС; • Право гражданина на получение социальных выплат зависит от факта уплаты взносов, а также от наступления социального риска. При этом проверка нуждаемости в доходе не производится Социальное страхование можно определить, как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков. Финансовой основной социального страхования являются страховые отношения, которые носят строго обязательный и всеобщий характер в рамках конкретного государства. Социальное страхование, в отличие от других типов страхования, не ставит целью получение прибыли, то есть является некоммерческим. При этом все доходы, поступающие в ФСС, в том числе от инвестирования временно свободных средств, по определению должны расходоваться только на социальные цели. Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного социального обеспечения и личного страхования. Все вместе они определяют место и роль социального страхования в системе социальной защиты государства. К указанным признакам относятся: • Использование принципа эквивалентности между индивидуальными взносами в ФСС и выплатами из них, тогда как государственное социальное обеспечение базируется на принципе солидарности в создании и использовании финансовых фондов. • Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой. • Как уже было написано выше, в социальном страховании используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается данный принцип, тем ближе финансовый механизм социального страхования именно к страховому механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования именно к государственному социальному обеспечению. В результате, социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как элемент финансовой системы социальное страхование представляет собой совокупность экономических отношений, с помощь которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации воздействия социальных рисков и различных негативных последствий непредвиденных событий. А сущность социального страхования, в свою очередь, заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для обеспечения социальной защиты населения. 1.3. Функции и роль социального страхования в государстве Система социального страхования, как отмечено было ранее, является необходимым звеном государственной социальной политики и, будучи главным элементом системы социальной защиты, призвана выполнять целый ряд функций и задач. 1. Аккумулирующая функция подразумевает мобилизацию и резервирование денежных средств для компенсации возможных социальных рисков при наступлении страховых случаев. Накопление и последующее перераспределение страховых средств осуществляется с позиции солидарного участия субъектов страхования в помощи тем, кому был нанесен материальный или иной ущерб. Данная функция реализуется посредством вышеописанного механизма замкнутой раскладки материального ущерба. Благодаря этому методу, страховые субъекты, незатронутые страховым случаем, оказывают поддержку и помощь пострадавшим. Иными словами, экономически занятое, здоровое население оказывает солидарную поддержку инвалидам, больным, безработным и т.п. Финансовый механизм перераспределения в системе социального страхования организован на основе формирования страхового фонда посредством определения заранее фиксированных страховых платежей, который является специализированным источником возмещения ущерба застрахованным. Аккумулирующая функция реализуется с помощью законодательной основы, имеющей публично-правовой характер. Это позволяет достичь высокой надежности функционирования институтов социального страхования и финансового обеспечения, что может быть объяснено необходимостью предоставления гарантий государства на социальное страхование работникам. 2. Функция покрытия финансовых издержек рисков реализуется за счет обязательного охвата страхованием наемных работников и, соответственно, регулярных отчислений в ФСС в их пользу со стороны работодателя. При этом страхователь решает проблему покрытия риска с помощью внесения страховщику страховых платежей определенного размера, установленного законом, в пользу застрахованного работника. Одновременно с уплатой взносов, страхователь осуществляет переложение финансовых последствий социальных рисков на страховщика. Данный механизм передачи риска является достаточно выгодным для работодателей, так как позволяет освободить их от финансовой ответственности за разнообразные социальные риски, которые несут дополнительную финансовую нагрузку. Иными словами, работодатель распределяет социальные риски во времени, используя систему регулярных социальных взносов. 3. Перераспределительная функция связана использованием ранее сформированного фонда денежных средств. Реализация этой функции позволяет говорить о социальном страховании как о специфической сфере перераспределительных отношений. Перераспределительная функция предполагает разложение различных рисков не только во времени, но и между субъектами страхования. Предполагается, что при формировании фондов происходит объединение финансовых возможностей экономических субъектов, что позволяет облегчить финансовое бремя тех, кто подвергся определенному риску. Данная схема работает как при обычном страховании, так и при социальном. Однако в последнем она особенно проявляется, так как речь идет о материальном благополучии наемных работников и членов их семей, вероятность утраты заработков для которых весьма велика и сопряжена с наличием значительного круга социальных рисков. 4. Воспроизводственная функция является важнейшей для социального страхования и реализуется также за счет создания специализированных фондов, ресурсы которых расходуются по мере возникновения негативных последствий социальных рисков для застрахованных лиц. Именно поэтому страховые взносы, выплачиваемые работодателем, направляются в ФСС строго для целевого использования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg