Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением средствами изобразительной деятельности

cool_lady 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Объектом исследования выступают ценностные ориентации подростков с отклоняющимся поведением. Предметом исследования является изобразительная деятельность, как средство формирования ценностных ориентаций подростков. Задачи: 1. Выявить особенности ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся типом поведения; 2. Разработать и внедрить программу на формирование ценностных ориентаций подростков; 3. Сделать анализ, проследить динамику влияния изобразительной деятельности на формирование ценностных ориентаций. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что средства изобразительной деятельности окажут положительное влияние на формирование ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением. Методы исследования: 1)Теоретические: изучение и анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования; 2)Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос; 3)Психодиагностические методики: • «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) А.Е. Личко; • методика самооценки Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); • методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич); 4)Методы математической обработки данных по Т-критерию Вилкоксона. Опытно-экспериментальной базой исследования послужила МБОУ Верхнеталицкая СОШ Воткинского района. В исследовании принимало участие 14 подростков в возрасте 14-17 лет, из них 7 подростков с отклоняющимся типом поведения и 7 с нормативным типом поведения.
Введение

В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся типом поведения. Проблемой изучения ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся типом поведения занимались К.С. Лебединская, Г.В. Грибанов, М.М. Райская, В.Г. Степанов, Н.Б. Лисовская, И.А. Кудрявцев и другие. Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества. В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Выявление ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением и их анализ позволит перестроить или усилить деятельность в каких-либо направлениях различных социальных институтов для становления человека, обладающего гуманными, нравственными ценностями. В этой связи изобразительная деятельность, имеющая гуманистическую направленность и способствующая объективному видению действительности, рассматривается как фактор и одновременно средство, помогающее формированию ценностных ориентаций подростков. Подростковый возраст чувствителен для развития творческих качеств личности и наиболее благоприятным для этого средством является искусство. Изобразительная деятельность отвечает насущным задачам подросткового возраста - социальной причастности, самоопределению и самореализации. Глубоко и всесторонне изучается изобразительная деятельность детей и подростков: этапы ее становления, педагогические проблемы обучения и воспитания в художественном творчестве, происхождение изобразительной деятельности и т.д. (А.В.Бакушинский, В.Г.Лабунская, А.М.Серов, Е.И.Игнатьев, Н.Н.Волков, Ф.И.Шмидт, В.С.Мухина, Б.К.Кравчунас и др.) Но психологических работ, посвященных изучению влияния изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков немного и результаты их трудно сопоставимы ввиду различных исследовательских подходов. Исходя из предположения о существовании отличительных психологических особенностей ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением, и ценностных ориентаций подростков с нормативным поведением была определена цель исследования: разработка и внедрение программы изобразительной деятельности по формированию ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением.
Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретический анализ специфики ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением ………………………………… 6 1.1. Характеристика отклоняющегося поведения и его признаки………… 6 1.2. Формирование ценностных ориентаций у подростков………………... 14 1.3.Изобразительная деятельность как средство формирования ценностных ориентаций…………………………………………………. 18 Глава 2. Изобразительная деятельность как средство формирования ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением……… 23 2.1. Описание методов и методик исследования …………………………... 23 2.2. Изучение ценностных ориентаций, самооценки, уровня притязаний, типов акцентуаций характера подростков на констатирующем этапе эксперимента…………………………………………………………………… 2.3. Реализация программы изобразительной деятельности «Вернисаж» по формированию ценностных ориентаций подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………... 2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………….. Вывод по 2 главе……………………………………………………………….. 28 36 38 53 Заключение……………………………………………………………………... 56 Список использованных источников…………………………………………. 60 Приложения…………………………………………………………………….. 64
Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учебное пособие. - Свердловск: Свердл.инж.инст-т, 1987. - 180с. 2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Урал. ун-т, 1989. - 150с. 3. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221с. 4. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Наука, 1978. - 213с. 5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104с. 6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. - М.: «Социальное здоровье России», 1994. - 221с. 7. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст/ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 96с. 8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// воспросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-34. 9. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С.С. Бубнова// Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С.38-44. 10. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528с. 11. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности/ Е.К. Владимирова// Психологический журнал. - 2001. - №4. - С.15-21. 12. Воронов В.В. Технология воспитания/ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с. 13. Высшие и средние специальные учебные заведения в Новосибирской области/ Новосибирское областное управление статистики. - Новосибирск, 2001. - 116с. 14. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения/ М.В. Демин// Вестник Моск. ун-та. Сер.философии. - М., 1974. - 63с. 15. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме/ Ю.М. Жуков// Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Просвещение, 1976. - 277с. 16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1996. - 128с. 17. Зинченко С.Н. Трудные дети/ С.Н. Зинченко. - Киев: Рязанская школа, 1989. - 225с. 18. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2006; 19. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков/ Г.В. Камова// Вопросы психологии. - 1983. - №3. -С.21-28. 20. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с. 21. Клейбери Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ю.А. Клейбери// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.141-145. 22. Кле М. Психология подростка/ М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176с. 23. Кондратенко В.Ф. Изменение социальных связей и поведение безнадзорных детей/ В.Ф. Кондратенко. - М.: Просвещение, 1984. - 289с. 24. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225с. 25. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование/ Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1977. - 421с. 26. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160с. 27. Крутецкий В.А. Психология подростка/ А.В. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Просвещение, 1989. - 255с. 28. Кудрявцев И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших насильственные правонарушения/ И.А. Кудрявцев, О.Ф. Семенова// Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.54-62. 29. Кулагина И.Ю. Возратсная психология/ И.Ю. Кулагина. М.: РОУ, 1996. - 180с. 30. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика трудных подростков/ К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М. Педагогика, 1988. - 168с. 31. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб.пособ./ В.Т. Лисовский. - СПб: СПБГУП, 2000. - 519с. 32. Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы/ Г.М. Миньковский// Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Педагогика, 1987. - 64с. 33. Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): автореф. канд. дисс./ В.А. Мурзенко. - Л.: Лениздат, 1979. - 24с. 34. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностная основа. Типы. Диагностика. Фомирование/ Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2000. - 211с. 35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: [учебное пособие]. – Самара: Бахрам-М, 2011.-672 с. 36. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие /— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 412 с. 37. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ф. Патаки// Психологический журнал. - 1987. - №4. - С.27-35. 38. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: Руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени.- М., 2004. 39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. 40. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности. М., 2002. 41. Социальные отклонения/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 1989. - 196с. 42. Стурова М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М.П. Стурова, В.И. Силенков// Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-42. 43. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных школьников/ С.Ф. Устименко// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.27-33. 44. Учителю и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Архипова. - М.: Просвещение, 1990. - 103с. 45. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток/ Д.И. Фельдштейн. - .: Знание, 1978. - 258с. 46. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности.- М., 1999. 47. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект. Трикста, 2007. — 336 с. 48. Яковлев А.М. преступность и социальная психология (Социально-психологические закономерности противоправного поведения)/ А.М. Яковлев. - М.: Юрид.лит., 1971. - 208с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Характеристика отклоняющегося поведения и его признаки. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты и стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера поведения подростка [29]. К.С. Лебединская отмечает, что психическое созревание подростка включает две следующие друг за другом фазы психических изменений: негативную и позитивную. Негативная фаза характеризуется внешне отрицательными характерологическими сдвигами, большой дисгармонией, особенно в сфере эмоций. Наблюдается сочетание повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с родителями, невыносимость опеки, гипертрофированное стремление к самостоятельности иногда приобретает характер реакции. Повышенный интерес к своей внешности обусловливает сензитивную реакцию на ее оценку другими. Возникают переживания, нередко более или менее конфликтные, связанные с пробуждением сексуального влечения. Типичны эмоциональная неустойчивость, лабильность аффекта. В этой фазе подросток отличается повышенной внушаемостью к стилю поведения внешне эффективных, нередко случайных авторитетов и резко противостоит авторитету родителей, учителя и других взрослых. Свойственная негативной фазе импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цели при неблагоприятных средовых условиях приводят к легкому возникновению реакций оппозиции и отказа. При конфликтных ситуациях в семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко становится асоциальная группа. Желание самоутверждения в данной группе - частая причина вовлечения подростка в асоциальные действия. Поэтому вершина кривой, выражающей детскую трудновоспитуемость и склонность к криминальным поступкам, совпадает с негативной фазой пубертата [30]. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Проблемное поведение часто называется отклоняющимся, девиантным, делинкветным, асоциальным. Девиантное, или отклоняющееся поведение - система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам [12, с.31]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения». Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны - их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [6, с.25]. Как отмечает Р.В.Овчарова, в соответствии с компетенцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Такие обстоятельства объединены в группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами и условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения поведении, приводящие к той или иной реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменения деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя, расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, наркотиками, алкоголем, токсическими и лекарственными веществами. В этом проявляется компенсаторное поведение, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма [37]. В психологии выделяют следующие факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение несовершеннолетних: а) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию; б) психологические, включающие наличие у ребенка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера; в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка. В области проблемы отклоняющегося поведения можно назвать две основные психологические (внутренние) причины: неудовлетворенные общественные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей и наличия асоциальных личностных ориентиров, приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (например, путем самоубийства) [28]. Подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточно жизненного опыта, этических взглядов, не умея различать настоящие жизненные ценности от придуманных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные установки социального развития [42]. Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность подростка. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы [6]. При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации, могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [41]. Среди асоциальных проявлений выделяются: - докриминальный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, - криминальный уровень, выражающийся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами [7]. Г.М. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушений в зависимости от степени выраженности преступной направленности. 1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жесткость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организаторами. 2. Отрицательная направленность личности (30-40%). Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению». 3. Неустойчивая личностная направленность (25-30%). Конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступления совершаются, прежде всего, по преступным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении. 4. Положительная направленность. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» - легкомысленности или неправильной оценки действия или его последствий (25-30%) [32]. Несмотря на большое разнообразие форм отклоняющегося поведения, девиантного или так называемого «трудного» подростка, по мнению С.А. Беличивой, определить легко. Его характерные черты - хроническая неуспеваемость, обособление от остального коллектива, плохие отношения с родителями и учителями [7]. Что же касается индивидуально-личностных качеств, то постоянно присутствующими являются свойство подростка приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам и уровень самоуважения. Пониженное самоуважение наблюдается у большинства подростков с отклоняющимся поведением, так как, участвуя в антисоциальных действиях, подросток пытается найти свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется общественно приемлемыми способами, то они обращаются к девиантными формам поведения. Например, чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, но поскольку такое поведение принято лишь в соответствующей среде, то в случае ее смены оно теряет смысл. Отклоняющееся поведение подростка вначале всегда необоснованно. Как правило, он хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные, социальные, материальные, психологические и др.) он не может этого сделать [44]. Отклоняющееся поведение усиливает черты, свойственные подросткам. Это в особенности касается акцентуаций характера. Повышенная активность гипертимного подростка сменяется неуправляемостью; некоммуникабельность шизоидного - мрачной замкнутостью; утомляемость астено-невротического - ипохондрией; впечатлительность - сензитивно-слезливой депрессией; конфликтность эпилептоидного - аффективными вспышками; кокетство истероидного - крайним эгоцентризмом; несамостоятельность комфортного - крайней зависимостью от групп и т.д. Знание этих опасных симптомов позволит педагогам и родителям отреагировать на них соответственно ситуации [45]. Одной из характерных черт подростков с отклоняющимся поведением является неразвитость познавательных интересов. У них редко бывают любимые предметы, занятия - хобби, за исключением спортивных, поэтому малосодержательный досуг приводит их в группу таких же ищущих разнообразия и ярких, острых ощущений подростков, где наконец-то удовлетворяется потребность в общении [7]. Важнейшим фактором отклоняющегося поведения является общение с девиантными сверстниками. Наличие девиантной группы: а) отмечает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые смогли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой же стиль поведения, подросток привлекает к себе внимание, интерес. Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из своей среды. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой и уменьшает возможность социального контроля [3]. Чаще всего группа подростков с отклоняющимся поведением объединяется по принципу общего места жительства, неудачах избегают говорить о родителях, о семейных и личных осложнениях, жизненных планах, часто вспыхивают беспричинные конфликты, основной способ разрешения которых - драка. Не соблюдается элементарный речевой этикет, средство общения - вульгарный сленг. В группах культивируются клички и прозвища, которые могут отражать или психофизиологические особенности, или иерархию в групповых отношениях. Сам по себе факт широкой распространенности кличек свидетельствует о поверхностном общении подростков, склонности к стереотипии, невниманию к внутреннему миру. Клички служат также закреплению групповой обособленности [43]. Оторванности от внешнего мира и внутригрупповому объединению способствуют групповые моральные нормы и нравственные ценности, которые распространяются только на членов группы. Верность группе понимается как круговая порука, смелость - как готовность к асоциальным поступкам, нерациональному риску. Нарушение этого «кодекса чести» жестоко карается. Групповая интеграция поддерживается противопоставлением себя окружающим, как взрослым, так и другим подобным компаниям. Таким образом, общение подростков в асоциальной группе - еще один шаг к криминалу [7]. Девиация, характеризующаяся социальными отношениями и социальной дезадаптацией, сопровождается искажением социальных связей и отчуждением подростков от основных социальных институтов, прежде всего семьи и школы, поэтому важнейшей задачей психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно-значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усвоить позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка с отклоняющимся поведением, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников [26]. Профилактика отклоняющегося поведения подростков предполагает формирование позитивных ценностных ориентаций через различные программы, осуществляемые в образовательных учреждениях (например, вовлечение учащихся в школьное планирование; программы предупреждения употребления наркотиков и алкоголя, возникновения ранней беременности, вовлечения в криминальные группы; программы обучения критическому отношению к социальным сетям; формирование партнерских взаимоотношений с родителями и т.п.). 1.2 Формирование ценностных ориентаций у подростков Базовым основанием личности является, так называемая, «ценностность». Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе [34]. Понятие «ценности» часто употребляется в таких науках, как философия и социология, где оно обычно объясняется как общественно значимые для личности, общества материальные, социальные объекты; как духовная деятельность человека и ее результаты; как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат стандартом, идеалом для всех людей, они выступают или могут выступать предметом мотивации, интереса, потребности и т.п. Существует множество определений терминов «ценность» и «ценностные ориентации». Понятие «ценность» может приобретать различные значения в зависимости от рассматриваемого аспекта: -ценность как социальный эталон, выработанный общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах обязательного в различных сферах общественной жизни – это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности; - ценности, являющиеся в объективированной форме, в виде созданий материальной и духовной культуры или человеческих поступков; - социальные ценности, которые, преломляясь через призму личной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Предметом психологического анализа являются ценностные ориентации как личностное образование, выборочное отношение личности к ценностям, которое характеризуется осмысленностью, прочностью, положительной эмоциональной окрашенностью, готовностью воплощать ценность деятельности. Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностных ориентаций является концепция М. Рокича. Он формулирует понятие ценностей двояко: как убеждение личности в достоинствах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо как убеждение человека в достоинствах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого, формулируется гипотеза о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными, в них отражается важность для человека определенных жизненных целей. Ценности-средства называются инструментальными, они говорят о важности для человека определенных типов поведения, ведущих к выполнению соответствующих терминальных ценностей. Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом демонстрируют ее отношение к миру, то есть являются элементом мировоззрения, разумно предположить, что формирование их как неразрывной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым возрастом и началом юношеского возраста. О том, что именно подростковый возраст является этапом усиленного формирования ценностных ориентаций, демонстрируют достаточно высокий уровень рефлексии, накопление необходимого нравственного опыта, произвольное поведение подростков. Процессу становления системы ценностных ориентаций также дает толчок значительное расширение круга общения, столкновение с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов, интересов [38]. Понимание ценности предусматривает наличие у подростка определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющимися внутренним психологическим устройством, создающим те или иные предпочтения личности, по характеру и тенденции которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций [11]. Ценностные ориентации - одно из основных структурных образований развитой личности. Именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. Особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности предопределяют ее направленность и обуславливают позицию человека по отношению к тем или иным явлениям жизни [4]. Ценностные ориентации играют главную роль в нормализации социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки мотивы и интересы. В структуре ценностных ориентаций обычно выделяют три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в становлении ценностных ориентаций подростка и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления. Общественные явления, отражающиеся в сознании подростка, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремится схватить, прежде всего, наиболее характерные и существенные для нас свойства отражаемого объекта. Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с точки зрения системного ценностного подхода, допускающего рассматривать ценностные ориентации как результат освоения подростком явлений окружающей действительности с точки зрения их ценности [7]. Ценностным ориентациям, присуще такое внутренняя интенсивность, которая способна пробудить желания, намерения, интерес, направленный на определенный вид деятельности. Благодаря этим качествам ценностные ориентации могут выполнить определенную систему общественных функций. Во-первых, ценностные ориентации приобщают подростка, адаптируют его к системе норм и ценностей данной социальной среды. Во-вторых, они помогают самоутвердиться личности, реализовать таланты, социальные ожидания. В-третьих, они обеспечивают «гармонию» внутреннего мира личности, приведение в систему ее знаний, норм, шаблонов и пр. [9]. В системе ценностей подростков находят связь такие устоявшиеся для нашего общества терминальные ценности как семья, дружба, интересная, любимая работа, трудолюбие, здоровье [9]. Однако явно прослеживаются сдвиги в сторону новых способов достижения жизненного успеха: через высокое образование, получение профессии, конкуренции в рыночной экономике; через упорный труд, но не всякой, а, по возможности, на высокооплачиваемой и престижной работе, способной обеспечить в будущем продвижение в должности и высокое социальное положение [46]. В тоже время для большинства современных подростков хорошее образование, по мнению Д.Л. Константиновского и В.Н. Шубкина, представляет собой, по крайней мере, инструментальную ценность («легче найти работу», «легче начать свое дело», «приобрести положение в обществе»). Много и тех, которые думают, что оно важно само по себе, чтобы быть культурным человеком. Однако большей части подростков неинтересно учиться в школе, они все реже вносят в систему целей продолжения учебы познавательный мотив (глубокое познание изучаемых предметов). Поэтому одной из важных проблем сегодня остается «отсутствие интереса к учебе» [25]. Исходя из сказанного, мы пришли к выводу, что ценностные ориентации являются элементом направленности личности. Особенности строения и содержания ценностных ориентаций подростка обуславливают направленность и определяют положение человека по отношению к явлениям действительности. Система ценностных ориентаций формируется в подростковом возрасте и зависит от влияния на личность подростка различных социальных норм. 1.3 Изобразительная деятельность как средство формирования ценностных ориентаций Подростковый возраст чувствителен для развития творческих качеств личности и наиболее благоприятным для этого средством является искусство. Изучение ценностных ориентаций в сфере изобразительной деятельности, как общественно значимой, специально задаваемой является фактором и условием воспитания социальной активности подростков. Опыт обучения и приобщения подрастающего поколения к изобразительной деятельности показывает, что развитие художественного творчества подростков способствует, в первую очередь, духовному восхождению личности. В процессе изобразительной деятельности у подростка формируются личностные качества, культура поведения и общения, формируется положительная Я-концепция, осуществляется развитие культурно-нравственной позиции, подросток может передать рисунком настроение, самочувствие. Происходит формирование ценностных ориентаций подростков. Изотерапия – терапия изобразительным искусством, в первую очередь рисованием; это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и моделирование, выражение отношения к ней. Можно сказать, что во время занятий изотерапии подростки получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Очень важно отметить, что изотерапия не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе. Изобразительная деятельность дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество. Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведений искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Изотерапия служит инструментом для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе [20]. Техники изотерапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри-
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg