Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности творческой активности при работе с бумагой на уроках технологии в третьем классе

cool_lady 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Решение данной проблемы является целью исследования. Объектом исследования: являлась творческая деятельность учащихся третьего класса. Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников в процессе выполнения аппликации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую основные понятия темы и исторические аспекты творческой активности; 2. Рассмотреть особенности творческой активности при работе с аппликацией на уроках технологии с детьми младшего школьного возраста и её значение в современной начальной школе; 3. Проанализировать опыт проведения аппликационных работ с младшими школьниками на уроках технологии; 4. Проанализировать исследование развития творческой активности младших школьников с помощью аппликационных работ. Исходя из цели и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: занятия аппликацией будут способствовать развитию творческой активности, если будет соблюден ряд следующих условий: - в задания будут включены моменты самостоятельного поиска решения проблемы; - задания должны сопровождаться репродуктивными и творческими методами и подходами в работе с детьми; - в конце работы должен быть заметен существенный результат Для решения задач исследования были использованы следующие методы: · теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; · эмпирические (практические): - индивидуальная и коллективная работа учащихся; - работа с учащимися (тестирование, наблюдение, сравнение, беседа) - анализ результатов творческой работы учащихся. Экспериментальная база являлась МБОУ СОШ «Горки-Х», 3 класс Данная работа состоит из введение, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Наш мир состоит из результатов человеческого творчества: литературные, музыкальные и художественные композиции, разные открытия, технические средства, информационные системы, изобретения и многое другое. Во все свои труды человек вкладывает свое творчество, воображение, мысли, чувства. Способность к созданию чего-то нового, необузданного, пожалуй, черта, которая свойственна только для человека. Люди, которые способны творчески мыслить, переделывать, перестраивать, способны и к новым открытиям, которые будут основываться на заимствованных элементах, но воплощение этой среды будет отражать их творческую активность, и будет соответствовать их интеллектуальным потребностям. Дети с первого дня жизни окружены той средой, которую воздвигли взрослые. И им предстоит большая и кропотливая работа, чтобы в ней обустроиться, жить изменять и меняться, осваивать творческие навыки, быть творчески активными, подстраиваться под требования, которые представляют новейшие технологии, достижения в художественных сферах, в компьютерной графике. Ведь сейчас нужно воспитывать новое поколение, которое напрямую связано с современными технологиями. И эта среда напрямую зависит от того, как ученики себя покажут и чему их научат на уроках изобразительного искусства и технологии. Много времени и сил выдающиеся педагоги, такие как: Януш Корчак, Ян Амос Коменский, Мария Монтессори, Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий, Надежда Яковлевна Брюсова, вложили в разработку педагогических проблем, которые связанны с творческим развитием личности и активностью. Нужно умело развивать способности ребенка к творчеству, направлять в нужное русло. Самое главное не заставлять, иначе у ребенка возникнет антипатия к творческому процессу, а хуже, ненависть. В этом и заключается основная задача педагога, направить ребенка в творческую деятельность и развить творческую активность, которая поспособствует дальнейшему художественному развитию. В наше время современный ребенок, живущий в мегаполисе, подвержен постоянным стрессам, обилию информации, неимением свободного времени, экологическим катаклизмам. Отсюда он и испытывает душевные расстройства, нервозность, быструю утомляемость, кризис определенного возраста. Каждые ученые, педагоги, психологи, философы борются и ищут возможности, заменить и компенсировать негативное влияние со стороны внешней среды и общества на психику ребенка. И опираться на методики 20-80-х годов, поскольку они были сформированы для детей и школьников того времени и практически не подходят, и не соответствуют психологии современного детства. В решении эстетических задач активная изобразительная деятельность имеет важное значение, потому что является художественной деятельностью. Занятия, которые задействуют творческую активность дают возможность познать прекрасное, почувствовать то, в чем задействована их активная творческая деятельность. Любой вид изобразительной деятельности очень влияет на эстетически-нравственные способности ребенка и оказывает свое специфическое воздействие. В свою очередь, аппликация как средство развития творческой активности имеет обширное значение в творчестве младших школьников. Она формирует личные качества ребенка, способствует развитию таланта учащегося, бережное отношения к природе, социальные качества учащегося, так как аппликация дает возможность коллективного и группового исполнения композиции, а также эстетические и психологические возможности учащегося. Учащиеся должны в процессе занятия аппликации выделять существенные, чувственные и предметные свойства. Уметь устанавливать связи между объектами композиции и отображать их образный формат. Занятия аппликацией благоприятно сказываются на творческой активности младших школьников. Благодаря своей специфике техника обработки оказывает влияние на характер работы, как по отдельности, так и в целом, так как работа с материалами представляет возможность творческого и активного воображения. Творческая активность формируется в процессе самой деятельности, которая несет в себе творческий характер, несущая в себе способность решения нестандартных ситуаций, активного участия в процессе деятельности, заставляющая познавать, удивляться, творить, активно мыслить, воображать. Развитие творческой активности с помощью аппликации хороший подход, после которого будут видны результаты творческой деятельности. Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: при каких условиях аппликация способствует развитию творческой активности младших школьников на уроках технологии?
Содержание

Введение 3 Глава I. Психолого-педагогические основы развития творческой активности в современной начальной школе 7 1.1. Понятие «творческая активность» в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Возрастные особенности младшего школьника в третьем классе 11 1.3. История возникновения бумаги 20 1.4. Виды апликации 32 Вывод по первой главе 39 Глава II. Практическое исследование развития творческой активности младших школьников 40 2.1. Анализ учебной и методической литературы по предметной области «Технология» 40 2.2. Исследование уровня развития аппликационых навыков и творческой активности младших школьников 47 Вывод по второй главе 75 Заключение 76 Список литературы
Список литературы

1. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб. : КАРО, 2004. 2. Боно Э. Серьезное творческое мышление;-Мн.:ООО «Попурри», 2005 3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 2009.-256с: 4. Выгонов В.В. Технология. Поделки из рахныъ материалов. 1-4 классы- М.: Издательство «Экзамен».-2013 5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328 с. 6. Галямова Э.М. Методика составлени сценария урока по предметной области «Технология», М.: Издательсво «Янус-К»,- 2016 7. Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподования технологии- М.: Издательский центр «Академия», 2015 8. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы. – М.:АСТ-ПРЕСС «Школа», 2002. 9. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: Книга для учителя начальных классов. - М.: Просвещение, 2005.- 160с. 10. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК "Русский Центр". – 2003 11. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии./ В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2002. – 620с. 12. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика/ А.Н. Джуринский .- М.: Владос-Пресс: КДУ,2013 13. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. –М.: Альма Матер: Академический Проект,2009 14. Динерштейн И. В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дис. канд. психол. наук. М., 2002, С. 130. 15. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 2005. - 186 с 16. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитани младших школьников. Учебник. –М.: Юрайт, 2015 17. Казакевич В.М. Основы методики трудового обучения /Под ред. В.А. Полякова – М.: Просвещение, 2003.-192с. 18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителей/ под ред. А.Г. Асмолова. -5-е изд.-М.: Просвещение, 2014 19. Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5. 20. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 21. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. 22. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. 23. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М. : Просвещение, 2007. 24. Кукиль Н. В., Воронин А. А. Взаимосвязь интеллекта и креативности при позиционном чередовании заданий // Интеллект и творчество. М., 2000, С. 65 25. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии - М. : 2002, № 8, С. 34-47. 26. Лук А. Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. – 126 с. 27. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1-4 классы / Вентана-Граф, 2011. 28. Макарова Ю. В. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 128-130. 29. Методика трудового обучения с практикумом: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. /Д.А.Тхоржевский, А.И.Бугаев, Б.И.Бухалов и др.; под ред. Д.А.Тхоржевского. – М.: Просвещение, 2007. – 447с. 30. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л. В. Русскова) - М. : Просвещение, 2006. 31. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 2009. 32. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. / Б.П. Никитин – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 161 с. 33. Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ, 2005. 34. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенко, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2-е изд. –М.:Просвещение, 2010 35. Примерные программы по учебным предметам. Начельная кшола. В 2-х частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 36. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т. Н. - М. : 2003. 37. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2002. 38. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2005. 39. Рябцев М.И. Педагогика ручного труда, как предмет общего образования // Учительская газета.-1998.-№7.-С.18-22. 40. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ «Школьные технологии», 2012. – 816 с. 41. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 42. Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. 43. Терехова Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для родителей. / Г.В.Терехова. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2005. – 175 с. 44. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. - М. : Просвещение, 2006. 45. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 5. – М.: Изд-во Просвещение, 1999.-592с. 46. Ушинский К.Д.. Труд в его психологическом и воспитательном значение. –М.,1998. 47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 31с. 48. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли" / Асмолов А. Г. – М.: "Просвещение" - 2011. – 159 с 49. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи» (сост. Е. П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005. 50. Художественное творчество и ребенок. Под редакцией Н. А. Ветлугская. - М, 2010 - 174 с. 51. Цирулик Н.А.Умные руки. Самара. – Учебная литература, 2005. 52. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92. 53. Шадриков В.Д. психология деятельности человека. –М., 2014 54. Шалимова О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения // Начальная школа. — 2009. — № 8. 55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Ред. Фельдштейн Д.И. - М.: Академия, 1995. – 281 с. 56. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. 57. Юркевич В. С. Экспериментальное исследование «реакции на новизну» как проявления умственной активности // Вопросы
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические основы развития творческой активности в современной начальной школе 1.1 Понятие «творческая активность» в психолого-педагогической литературе Вершиной детства называют младший школьный возраст. Ведь, ребенок в этом возрасте сохраняет много детских качеств: наивность, легкомыслие, детское мировоззрение, артистизм, творческое мышление. Но, постепенно, он теряет детскую непосредственность, именно в поведении и соответственно, у него появляется совсем другая логика мышления. Он уже начинает смотреть на мир по-другому, но, продолжая извлекать из него всю поступающую информацию. Наиболее ответственное время в жизни маленького человека - начальная школа. Именно здесь закладываются основные азы обучения и целенаправленное воспитание личности, а учебная деятельность становится основным видом деятельности. Наряду с учебным видом деятельности, важную роль имеет творческая деятельность, именно она помогает ребенку творчески мыслить, развивать свои таланты, искать выходы из сложившихся ситуаций. Современное общество нуждается в новом поколении детей, нацеленных на саморазвитие, самосовершенствование, креативность, нестандартному подходу решения возникших проблем. Именно поэтому, в ребенке нужно воспитывать, прежде всего, богатый духовный мир, уделяя основное внимание развитию творческой активности. Проблему развития творческой активности многие рассматривают в совокупности проблем растущего человека, которые воплощаются во многих видах созидательной деятельности младшего школьника. К сожалению, результат обладает не очевидной ценностью, но активный процесс и участие, которые так важен для формирования творческой активности младшего школьника, имеют первостепенное значение. Здесь проявляется инициатива, самостоятельность, и раскрытие творческого потенциала личности. В процессе формирования младшие школьники овладевают эвристическими приемами знаний, воспитывают в себе любовь к вдумчивому труду, настойчивость на достижение поставленной цели, стремление к самообразованию. Современное образование нацелено на всестороннее воспитание и развитие личности ребенка. Поэтому творческая активность учащегося расположена на первом месте и формирует целенаправленные, волевые и всесторонние развитые качества младшего школьника. Без неё не смогут развиваться и познавательные способности младшего школьника в овладении других предметов. Для всестороннего развития младших школьников необходимо определить наиболее существенные стороны такого понятия как «творческая активность», и раскрыть все пути данного понятия в процессе обучения. По определению Я.И. Пономарева: «Творчество заключается не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности в деятельности, приносящей новую информацию, предлагающей самоорганизацию» [45,с.68]. Следует заключить, что творческая активность - это высший уровень активности, так как сама задача ставится учащимся, и пути её решения избираются новые, оригинальные. Поэтому её показатели выявлены психологией в характере творчества: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность, ценность [41]. Активность можно рассматривать с любой точки зрения, но это не просто деятельность. Проблемы взаимосвязанные с её изучением, рассматриваются и анализируются во многих науках, в частности педагогики, философии и психологии. Многие ученые изучают понятие активности, как характеристику личности, ее потенциал и самодеятельность, стимулами которой являются характер и содержание данной деятельности. Только самодеятельность несет в себе творческий потенциал, потому что обусловлена не одной внешней необходимостью, а внутренней инициативой. Большое внимание творческой активности уделяется в литературе с философской точки зрения. Рассматривая труды Аристотеля и Платона, можно заметить, что изучены попытки механизма активности личности, которые приводят к развитию творческих способностей. Лев Семенович Выготский думает, что вся деятельность человека разделена на два вида: -воспроизводящую (репродуктивную) -комбинирующую (творческую). Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией [7]. Б.М. Теплов утверждал в своих трудах, что важнейшая трудность в педагогической работе, именно в художественном воспитании, что творческая деятельность не мотивируется так, как учебная. Поэтому, важно, что хоть какая-то малейшая часть художественной и творческой деятельности, была сосредоточена на осуществлении продукта деятельности, который должен оказывать воздействие на кого-то[32]. При отсутствии развития творчества у младшего школьника неизбежно заместиться развитием формального умения. «Детское творчество имеет место быть» утверждал А.В. Запорожец, но самое главное, нужно обращать внимание, на то, как оно проявляется [21,с.35]. Учитывать все специфики данного понятия, так же, учиться управлять принципами его проявления, создавать методы, которые будут стимулировать и развивать детское творчество. А еще выдающийся советский психолог, кондидат педагогических наук придавал большое значение занятиям, нацеленным на художественную деятельность и активность, так же на воспитательную работу с детьми, в ходе которой он развивал у них восприятие прекрасного в окружающей среде и в работах известных и малоизвестных художников, которое сыграло многозначительную роль в развитии, как общего так и творческого восприятия [21]. В детской педагогике и психологии самой главное задачей является развитие и воспитание в ребенке творческой активности. Новаторство и креативность ученые устанавливают посредством творческого процесса. Творческий путь становления личности заключается в том, что человек стремится исключить общепризнанных и явных заключений, изучает задачу, выставляя множество гипотез, контролируя собственные предположения, пока решение не будет найдено. А.Н. Леонтьев, просматривая составляющие творчества, подчеркнул в своей структурной схеме мотивационные и оперативные аспекты творчества. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают расширить данную схему психологическими и мировоззренческими элементами. Принимая во внимание то, что структуру творчества можно показать, как комплекс мировоззренческих, мотивационных, эмоционально-волевых и содержательно-операционных компонентов [22]. Заинтересованность в творческой деятельности устанавливает формирование других качеств. На наиболее высоких уровнях формирования творчества у ребенка, доминируют такие мотивы как стремление к лидерству и получению высокого балла, которые зачастую возместятся удовлетворением в творческой деятельности. Для формирования творческой активности младшего школьника необходимо присутствие объектных и субъектных условий. Объективные условия: а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка; б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики; в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, которые создают благоприятную атмосферу. К субъективным условиям относятся: а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость; б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми [49]. Творческая активность - это целостность, для которой свойственно множественность ее проявлений, таких как: неделимость внутренней и внешней активности, обоюдность операционных и мотивационных компонентов. Воображение и продуктивное мышление является основой первостепенного исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский) результат творческой активности не задан изначально, вследствие этого включается поисковая активность[7,с.69]. Итак, можно сделать вывод, что творческая активность - сложное понятие, связывающее и приводящее во взаимодействие творчество, и активность. 1.2. Возрастные особенности младшего школьника в третьем классе Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми. Меняются факторы места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного состояние, к обязательному, в которой общественно-значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил [28,с.3]. В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он – посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребенку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает новый тип взаимоотношений: учитель спрашивает – ученик отвечает, учитель объясняет – ученик должен понять и выполнить; учитель оценивает – ученик принимает как должное. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным. В возрасте девяти-дести лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности [31]. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и оценивает свою уникальность, своё «Я», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции [30]. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок, может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться» [26,с. 36]. У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий. С поступлением в школу ребенок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться [33]. В то же время, если сверстники произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремится выразить таким же образом – он учится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. В это же время, поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии. Фамилия представляет собой наследованное семейное (родовое) наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Конечно же, для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя [35]. Перед учителем стоит социальная задача подготовиться к беседе с детьми по поводу происхождения тех или иных фамилий и предупредить возможность появления обидных прозвищ и дразнилок. Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность [31]. Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение. Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить. У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами [33]. Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей. Следует учить детей управлять своим поведением. Развитие произвольности идет по двум направлениям: [28] • формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый; • формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения. Теперь уже в учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше, чем все». Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей, вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Это происходит в младшем школьном возрасте, особенно в первом классе. Ребенку свойственны выраженные комфортные реакции на незнакомые для него ситуации [26]. Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников. Конформное поведение, следование за сверстниками становится типичным для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках ( например, дети часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях [34,с.17]. В то же время огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Потребность в положительных эмоциях – первейшая человеческая потребность. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения [36]. Стремление к положительным взаимоотношениям со сверстниками определяет и характер поведения ребенка – он хочет быть не только лояльным, но и приятным другим детям. При этом если речь идет о детях, к которым ребенок привык и с которыми у него уже установились дружеские отношения, то здесь он может проявлять самостоятельность в суждениях и поступках. Во взаимоотношениях со знакомыми сверстниками ребенок уже может противостоять, если ему предлагают сказать или совершить что-нибудь такое, что противоречит его знаниям о нормах поведения и его внутреннему чувству порядочности. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. Каприз – часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами поведения. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные дети, которые отстали от сверстников. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении. Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей [36]. Замкнутость, одиночество. Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения. Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними. Появление тайн, озорство, шалости. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры [57]. Возрастные особенности: Физические 1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним видом. Советы: 1. Использовать прогулки, поездки. 2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности. Интеллектуальные 1. Нравится исследовать все, что незнакомо. 2. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. 3. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. 4. «Золотой возраст памяти» Советы: 1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?» 2. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. 3. Поощрять к обогащению его словарного запаса. последовательности событий. Эмоциональные [58] 1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. 2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. 3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. 4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным. Советы: [62] 1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым. 2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей. 3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей. 4. Учить свободе от страха, учиться понимать конкретные проблемы и преодолевать трудности. Социальные: 1. Ребенок начинает быть самостоятельным. 2. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. 3. Ищет группу ровесников того же пола. Совет: Учить дружелюбию, не изолировать себя от сверстников [37]. Духовные 1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам. 2. Нравятся захватывающие рассказы. Советы: 1. Познакомить с детством известных людей [37]. 2. Рассказывать захватывающие истории о сверстниках. Уроки физической культуры дают возможность ребенку критично оценить свои достижения или свои неуспехи в физических упражнениях, сравнить себя с другими детьми. Ребенок оценивает свои движения, координацию, ловкость и быстроту реакций. Образ «Я» – это и образ физических данных, особенности телесной конституции. Очень важно правильно строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных или бытовых действиях. Ведь тело открыто для наблюдения, его статика и двигательная активность или пассивность легко просматриваются [26]. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям [30]. В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок в третьем классе несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированном мышлении. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста продолжает стремиться иметь положительную самооценку [34]. «Я хороший» – внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции – большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свою потребность на это признание [26]. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. 1.3. История возникновения бумаги В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Далекие предки с этой целью использовали камень и глину. Тот и другой материал был дешевым и доступным для письма, но книги были очень тяжелыми. На смену пришли деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Их сменил папирус – растение, близкое нашим болотным осокам. Берега реки Нила были покрыта зарослями папируса. Стебли папируса разрезали на тонкие продольные полосы и укладывали их слоями крест – накрест друг на друга. Смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Впоследствии греки их называли «библос» (отсюда «библиотека»). Папирус был предшественником бумаги, потому она и стала называться у немцев «папир», у англичан – «пейпер», у испанцев – «панель»; русское слово «бумага» происходит от итальянского (бомбаджио) – хлопок. Первым сырьём для бумаги были тряпки из хлопчатобумажных тканей [51].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg