Глава I. Психолого-педагогические основы развития творческой активности в современной начальной школе
1.1 Понятие «творческая активность» в психолого-педагогической литературе
Вершиной детства называют младший школьный возраст. Ведь, ребенок в этом возрасте сохраняет много детских качеств: наивность, легкомыслие, детское мировоззрение, артистизм, творческое мышление. Но, постепенно, он теряет детскую непосредственность, именно в поведении и соответственно, у него появляется совсем другая логика мышления. Он уже начинает смотреть на мир по-другому, но, продолжая извлекать из него всю поступающую информацию.
Наиболее ответственное время в жизни маленького человека - начальная школа. Именно здесь закладываются основные азы обучения и целенаправленное воспитание личности, а учебная деятельность становится основным видом деятельности. Наряду с учебным видом деятельности, важную роль имеет творческая деятельность, именно она помогает ребенку творчески мыслить, развивать свои таланты, искать выходы из сложившихся ситуаций.
Современное общество нуждается в новом поколении детей, нацеленных на саморазвитие, самосовершенствование, креативность, нестандартному подходу решения возникших проблем. Именно поэтому, в ребенке нужно воспитывать, прежде всего, богатый духовный мир, уделяя основное внимание развитию творческой активности.
Проблему развития творческой активности многие рассматривают в совокупности проблем растущего человека, которые воплощаются во многих видах созидательной деятельности младшего школьника. К сожалению, результат обладает не очевидной ценностью, но активный процесс и участие, которые так важен для формирования творческой активности младшего школьника, имеют первостепенное значение. Здесь проявляется инициатива, самостоятельность, и раскрытие творческого потенциала личности. В процессе формирования младшие школьники овладевают эвристическими приемами знаний, воспитывают в себе любовь к вдумчивому труду, настойчивость на достижение поставленной цели, стремление к самообразованию.
Современное образование нацелено на всестороннее воспитание и развитие личности ребенка. Поэтому творческая активность учащегося расположена на первом месте и формирует целенаправленные, волевые и всесторонние развитые качества младшего школьника. Без неё не смогут развиваться и познавательные способности младшего школьника в овладении других предметов.
Для всестороннего развития младших школьников необходимо определить наиболее существенные стороны такого понятия как «творческая активность», и раскрыть все пути данного понятия в процессе обучения.
По определению Я.И. Пономарева: «Творчество заключается не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности в деятельности, приносящей новую информацию, предлагающей самоорганизацию» [45,с.68].
Следует заключить, что творческая активность - это высший уровень активности, так как сама задача ставится учащимся, и пути её решения избираются новые, оригинальные. Поэтому её показатели выявлены психологией в характере творчества: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность, ценность [41].
Активность можно рассматривать с любой точки зрения, но это не просто деятельность. Проблемы взаимосвязанные с её изучением, рассматриваются и анализируются во многих науках, в частности педагогики, философии и психологии. Многие ученые изучают понятие активности, как характеристику личности, ее потенциал и самодеятельность, стимулами которой являются характер и содержание данной деятельности. Только самодеятельность несет в себе творческий потенциал, потому что обусловлена не одной внешней необходимостью, а внутренней инициативой.
Большое внимание творческой активности уделяется в литературе с философской точки зрения. Рассматривая труды Аристотеля и Платона, можно заметить, что изучены попытки механизма активности личности, которые приводят к развитию творческих способностей.
Лев Семенович Выготский думает, что вся деятельность человека разделена на два вида:
-воспроизводящую (репродуктивную)
-комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией [7].
Б.М. Теплов утверждал в своих трудах, что важнейшая трудность в педагогической работе, именно в художественном воспитании, что творческая деятельность не мотивируется так, как учебная. Поэтому, важно, что хоть какая-то малейшая часть художественной и творческой деятельности, была сосредоточена на осуществлении продукта деятельности, который должен оказывать воздействие на кого-то[32].
При отсутствии развития творчества у младшего школьника неизбежно заместиться развитием формального умения. «Детское творчество имеет место быть» утверждал А.В. Запорожец, но самое главное, нужно обращать внимание, на то, как оно проявляется [21,с.35]. Учитывать все специфики данного понятия, так же, учиться управлять принципами его проявления, создавать методы, которые будут стимулировать и развивать детское творчество. А еще выдающийся советский психолог, кондидат педагогических наук придавал большое значение занятиям, нацеленным на художественную деятельность и активность, так же на воспитательную работу с детьми, в ходе которой он развивал у них восприятие прекрасного в окружающей среде и в работах известных и малоизвестных художников, которое сыграло многозначительную роль в развитии, как общего так и творческого восприятия [21].
В детской педагогике и психологии самой главное задачей является развитие и воспитание в ребенке творческой активности. Новаторство и креативность ученые устанавливают посредством творческого процесса. Творческий путь становления личности заключается в том, что человек стремится исключить общепризнанных и явных заключений, изучает задачу, выставляя множество гипотез, контролируя собственные предположения, пока решение не будет найдено.
А.Н. Леонтьев, просматривая составляющие творчества, подчеркнул в своей структурной схеме мотивационные и оперативные аспекты творчества. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают расширить данную схему психологическими и мировоззренческими элементами. Принимая во внимание то, что структуру творчества можно показать, как комплекс мировоззренческих, мотивационных, эмоционально-волевых и содержательно-операционных компонентов [22].
Заинтересованность в творческой деятельности устанавливает формирование других качеств. На наиболее высоких уровнях формирования творчества у ребенка, доминируют такие мотивы как стремление к лидерству и получению высокого балла, которые зачастую возместятся удовлетворением в творческой деятельности.
Для формирования творческой активности младшего школьника необходимо присутствие объектных и субъектных условий.
Объективные условия:
а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, которые создают благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми [49].
Творческая активность - это целостность, для которой свойственно множественность ее проявлений, таких как: неделимость внутренней и внешней активности, обоюдность операционных и мотивационных компонентов. Воображение и продуктивное мышление является основой первостепенного исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский) результат творческой активности не задан изначально, вследствие этого включается поисковая активность[7,с.69].
Итак, можно сделать вывод, что творческая активность - сложное понятие, связывающее и приводящее во взаимодействие творчество, и активность.
1.2. Возрастные особенности младшего школьника в третьем классе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми. Меняются факторы места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного состояние, к обязательному, в которой общественно-значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил [28,с.3].
В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он – посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребенку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает новый тип взаимоотношений: учитель спрашивает – ученик отвечает, учитель объясняет – ученик должен понять и выполнить; учитель оценивает – ученик принимает как должное. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным.
В возрасте девяти-дести лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности [31].
Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и оценивает свою уникальность, своё «Я», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции [30].
Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок, может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться» [26,с. 36].
У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.
С поступлением в школу ребенок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться [33].
В то же время, если сверстники произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи.
Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремится выразить таким же образом – он учится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.
В это же время, поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.
Фамилия представляет собой наследованное семейное (родовое) наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Конечно же, для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя [35].
Перед учителем стоит социальная задача подготовиться к беседе с детьми по поводу происхождения тех или иных фамилий и предупредить возможность появления обидных прозвищ и дразнилок.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность [31].
Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами [33].
Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей. Следует учить детей управлять своим поведением.
Развитие произвольности идет по двум направлениям: [28]
• формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
• формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.
Желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения.
Теперь уже в учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше, чем все». Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей, вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Это происходит в младшем школьном возрасте, особенно в первом классе. Ребенку свойственны выраженные комфортные реакции на незнакомые для него ситуации [26]. Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников.
Конформное поведение, следование за сверстниками становится типичным для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках ( например, дети часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях [34,с.17].
В то же время огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Потребность в положительных эмоциях – первейшая человеческая потребность. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения [36].
Стремление к положительным взаимоотношениям со сверстниками определяет и характер поведения ребенка – он хочет быть не только лояльным, но и приятным другим детям. При этом если речь идет о детях, к которым ребенок привык и с которыми у него уже установились дружеские отношения, то здесь он может проявлять самостоятельность в суждениях и поступках. Во взаимоотношениях со знакомыми сверстниками ребенок уже может противостоять, если ему предлагают сказать или совершить что-нибудь такое, что противоречит его знаниям о нормах поведения и его внутреннему чувству порядочности.
В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга.
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. Каприз – часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами поведения. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные дети, которые отстали от сверстников. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении. Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей [36].
Замкнутость, одиночество. Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
Появление тайн, озорство, шалости. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры [57].
Возрастные особенности:
Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.
Советы:
1. Использовать прогулки, поездки.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
3. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
4. «Золотой возраст памяти»
Советы:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.
3. Поощрять к обогащению его словарного запаса. последовательности событий.
Эмоциональные [58]
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Советы: [62]
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха, учиться понимать конкретные проблемы и преодолевать трудности.
Социальные:
1. Ребенок начинает быть самостоятельным.
2. Приспосабливается к обществу вне семейного круга.
3. Ищет группу ровесников того же пола.
Совет: Учить дружелюбию, не изолировать себя от сверстников [37].
Духовные
1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.
Советы:
1. Познакомить с детством известных людей [37].
2. Рассказывать захватывающие истории о сверстниках.
Уроки физической культуры дают возможность ребенку критично оценить свои достижения или свои неуспехи в физических упражнениях, сравнить себя с другими детьми. Ребенок оценивает свои движения, координацию, ловкость и быстроту реакций.
Образ «Я» – это и образ физических данных, особенности телесной конституции. Очень важно правильно строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных или бытовых действиях. Ведь тело открыто для наблюдения, его статика и двигательная активность или пассивность легко просматриваются [26].
Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям [30].
В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ребенок в третьем классе несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированном мышлении. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста продолжает стремиться иметь положительную самооценку [34].
«Я хороший» – внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции – большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свою потребность на это признание [26].
Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием.
1.3. История возникновения бумаги
В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Далекие предки с этой целью использовали камень и глину. Тот и другой материал был дешевым и доступным для письма, но книги были очень тяжелыми. На смену пришли деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Их сменил папирус – растение, близкое нашим болотным осокам. Берега реки Нила были покрыта зарослями папируса. Стебли папируса разрезали на тонкие продольные полосы и укладывали их слоями крест – накрест друг на друга. Смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Впоследствии греки их называли «библос» (отсюда «библиотека»). Папирус был предшественником бумаги, потому она и стала называться у немцев «папир», у англичан – «пейпер», у испанцев – «панель»; русское слово «бумага» происходит от итальянского (бомбаджио) – хлопок. Первым сырьём для бумаги были тряпки из хлопчатобумажных тканей [51].