Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Исследование и совершенствование управления государственными общеобразовательными учреждениями (на примере школы №9 г. Дмитрова)

cool_lady 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Объектом исследования выступает Муниципальное Общеобразо-вательное учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №9 города Дмитрова. Предметом исследования являются формы, методы, принципы управления образовательным учреждением, нормативно-правовые акты регулирующие эту деятельность. Целью исследования на основе исследования теоретических и правовых аспектов проблемы проанализировать деятельность и систему управления в МОУ СОШ №9 и определить пути её улучшения. Задачи работы: - исследование теоретических и правовых основ управления обще-образовательным учреждением; - анализ деятельности и управления общеобразовательным учре-ждением МОУ СОШ №9 г. Дмитрова; - анализ особенностей и проблем управления общеобразовательным учреждением; - пути повышения эффективности управления общеобразователь-ным учреждением Методологической основой выпускной квалификационной работы служит совокупность методов, используемых в управленческих науках. В работе использованы общенаучные методы, к которым относятся диалектический анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование; специально-научные методы – системный, сравнительный, функциональный, статистический и т.д. Исходя из цели и задач, определена структура работы. Она состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемых источни-ков и литературы. Во введении сформулированы актуальность темы, степень ее разра-ботанности, объект, предмет, цель, задачи, методы, а так же краткая структура работы. В первом разделе исследуются теоретические и правовые основы управления общеобразовательным учреждением: система управления об-разованием в РФ; рассматриваются правовые основы управления образо-вательным учреждением; представлена информатизация системы управ-ления образовательным учреждением как фактор социального развития. Во втором разделе проанализированы деятельность и управление общеобразовательным учреждением в МОУ СОШ №9 г. Дмитрова: общая характеристика школы, проводится анализ управления и анализ основных особенностей и проблем образовательного учреждения. Третий раздел включает в себя пути повышения эффективности управления общеобразовательным учреждением. В заключении сформулированы основные выводы работы, даются предложения с рассчитанной эффективностью их внедрения. Список использованных источников и литературы состоит из нор-мативно–правовых актов, учебников и статей, общее количество которых составляет 40.
Введение

Актуальность темы исследования. Образование является важ-нейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний умений и навыков в целях эффективного их использования в профессиональной деятельности. Проблема состоит в том, что происходящие изменения в социаль-но-экономическом устройстве России с начала 1990-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения в регулировании деятельности образовательных учреждений на всех уровнях. Это связано как с расширением прав и ответственности образовательных учреждений, органов управления, образованием на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный. Актуальность темы исследования связана со: - снижением качества и доступности образования, - обострением проблем конкуренции в сфере образования, - трудностями в реализации ЕГЭ, ОГЭ и ГИА, - возрастающими региональными разрывами, - проблемой стандартизации образования, - проблемой обновления педагогических кадров и повышение тре-бований к качеству их труда в современных условиях, - трансформацией существующей системы оценки образовательных результатов, - проблемой выявления и поддержки талантливых детей и их ранней профориентации Степень научной разработанности темы. Исходя из актуальности темы, ей посветили свои исследования многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Боревская Н.Е. , Водопьян Г.М. , Конаржевский Ю.А. , Кумбс Ф. и другие, которые в своих работах раскрывают теоретические основы построения системы управления образовательным учреждением, дают оценку ее эффектив-ности, анализируют опыт зарубежных стран в сфере управления образовательным учреждением. Проблемы государственного и муниципального управления образованием и образовательными учреждениями нашли свое отражение в работах Зотова В.Б. , Соколинского В.М. , Чиркина В.Е. Однако, по совершенствованию управления в школе №9 г. Дмитрова таких материалов недостаточно, что так же свидетельствует об актуальности темы.
Содержание

Введение...................................................................................................................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 7 1.1. Система управления образованием в Российской Федерации 7 1.2. Правовые основы управления образовательным учреждением 17 1.2.1 Информатизация системы управления образовательным учреждением как фактор социального развития 26 Выводы по 1 разде-лу.............................................................................................30 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В МОУ «ДМИТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9» ................................32 2.1. Краткая характеристика и основные направления деятельности МОУ «Дмитровская СОШ №9» г. Дмитрова............................................................32 2.2 Анализ системы управления в МОУ «Дмитровская СОШ №9» г. Дмит-рова......................................................................................................................41 2.3. Особенности и проблемы управления в МОУ «Дмитровская СОШ №9» г. Дмитрова 50 Выводы по 2 разде-лу.............................................................................................54 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 57 Выводы по 3 разде-лу.............................................................................................69 Заключение 71 Список использованных источников и литературы 73 Приложения
Список литературы

Источники Опубликованные 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 (с изм. и доп.) // Собрании законодательства РФ. - 2015. - №15. Ст. 4398. 2. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015) // Собрании законодательства РФ. - 2015. - № 23. 3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 31.12.2015. - № 20. Ст. 2945. 4. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р» Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Собрании законодательства РФ. - 2015. 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрании законодательства РФ. - 2015. Неопубликованные 6. Постановление Администрации Дмитровского муниципального рай-она Московской области от 30.07.2013 No 5287-П «Об изменении типа бюджетных муниципальных образовательных учреждений Дмитровского муниципального района Московской области» 7. Устав МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа №9». Утвержден Постановлением Администрации Дмитровского района № 13/3 от 27 декабря 2013 года // Не опубликован. 8. Договор с Учредителем «О взаимоотношениях между Учредителем и муниципальным общеобразовательным учреждением Дмитровская сред-няя общеобразовательная школа №9» 9. Отчетный доклад МОУ СОШ № 9 г. Дмитрова за 2017-2018 учебный год. Литература 10. Алексеев А.Н. Стратегическое управление в школе // Образование и наука, 2015. – 13 с. 11. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – послед-ствия выбора/ О.А. Александрова // Знание. Понимание. Умение., 2016. –93 с. 12. Балтин В.В. Педагогический менеджмент в средней школе// Педагогика, 2015. – 103 с. 13. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 437 с. 14. Боревская Н.Е. Образовательное законодательство и управление образованием в РФ/ Н.Е. Боревская, Л.М. Гудошников. – М.: Статут, 2017. – 170 с. 15. Братановский С.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности / С.Н. Братановский, Ю.Н. Царев. – М.:, 2017. 16. Водопьян Г.М. Об одном инструменте управления процессом инфор-матизации школы // Вопросы образования, 2016. – 21 с. 17. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие / С.В. Воробьева. – М.: Academia, 2018. – 208 с. 18. Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – Москва – Белгород: БГПУ, 2017. – 251 с. 19. Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой. Автореферат дис. докт. пед. наук. – М., 2016. – 35 с. 20. Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразова-тельным учреждением: Книга руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н / Д.: Феникс, 2016. – 320 с. 21. Зотов В.Б. Система муниципального управления. Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. – СПб.: Лидер, 2017. – 250 с. 22. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 2015. – 135 с. 23. Коврижных И. В. Анализ и оценка эффективности управления в орга-низации: Учебно-методическое пособие/ И.В. Коврижных. – Барнаул: АФ СибАГС, 2015. – 94 с. 24. Коротков Э.М. Исследование систем управления/ Э.М. Коротков. – М.: Дело, 2017. – 29 с. 25. Козырина А.Н. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран / А.Н. Козырина М.: Дело, 2018. – 320 с. 26. Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в обла-сти образования: дис. канд. юрид. наук / А.К. Куранов. – Липецк, 2017. – 45 с. 27. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. – М.: Прогресс, 2018. – 293 с. 28. Низиенко Е.Л. Перспективы развития системы школьного образова-ния в РФ / Е.Л. Низиенко // Вестник образования. – 2018. – № 3. – С. 111. 29. Окорокова А. В. Управление муниципальными бюджетными школь-ными образовательными учреждениями / А.В. Окорокова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – 42 с. 30. Панасюк В.П. Школа и качество: Выбор будущего. – СПб: Питер, 2017. – 74 с. 31. Поташник М. М. Оптимизация управления школой. – М., 2016. – 180 с. 32. Поташник М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: пособие для руководителей образоват. учреждений / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. – М.: Пед. общ-во России, 2015. – 479 с. 33. Соколинский В.М. Государственное и муниципальное управление/ В.М. Соколинский. – М.: Магистр, 2018. – 56 с. 34. Ткач Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире: Учеб. Пособие/ Г.Ф. Ткач, В.М.Филиппов, В.Н. Чистохвалов.– М.: РУДН, 2015. – 303 с. 35. Третьяков П. И., Шамова Т. И. Управление качеством образования – основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО. – М.: Бакалавр, 2016. – 154 с. 36. Чалов А. Педагогический менеджмент. // Педагогика, 2017. – 103 с. 37. Чиркин В.Е.. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ, 2014. – 320 с. 38. Шакирова В.В. Управление развитием образования. - М.: Высшая школа, 2016. – 25 с. 39. Широков, А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление. / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. – М.: Юрайт, 2015. – 326 с. 40. Яшин О.А. Образование в России: пути повышения качества // Народ-ное образование. – 2015. – 152 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 1. 1 Система управления образованием в Российской Федерации Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений (дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений дополнительного образования, учреждения высшего, среднего и начального, профессионального образования) и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функ-ционирование системы. Принцип системного подхода к образованию предусматривает, что система образования включает в себя самостоятельные составляющие - подсистемы этой целостной и единой системы. В свою очередь, каждая из них, в своей области, представляет собой самостоятельную систему более конкретного уровня. Это системы профессионального и общего образования, высшего, среднего специального, среднего, начального, дошкольного, дополнительного образования. В настоящее время, в рамках модернизации сферы образования, успехи России в социально-экономической, политической, международ-ной сферах связываются с успехами именно в системе образования. В судьбе системы образования наступил важнейший этап реального вхож-дения в сферу рыночных отношений со всеми вытекающими последстви-ями, проблемами и радикальными изменениями основ функционирования и определения стратегии развития. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Цель модернизации образования состоит в обеспечении конкурен-тоспособности России на мировом уровне. Необходимо повысить каче-ство образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Управленческие аспекты модернизации образования в Российской Федерации включают следующие основные аспекты: - создание целостной системы управления российского образования; - создание нормативно-правовой базы обеспечения широкого уча-стия семьи, работодателей, общественных институтов в обсуждении и ре-шении проблем образования, а также основы развития многообразных договорных отношений в сфере образования; - формирование оптимальной отраслевой системы управления, где четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики; - развитие негосударственных форм образования и упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг (сверх образова-тельного стандарта) при усилении контроля за качеством реализации об-разовательных программ. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается актуаль-ность стратегической цели государственной политики в сфере образова-ния - повышения доступности качественного образования, соответствую-щего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современная Россия переживает непростой период становления гражданского общества. Одна из отличительных особенностей современ-ной системы образования - это переход от государственного к государ-ственно-общественному управлению образованием. Встреча государ-ственных ведомств с обществом происходит непосредственно и каждо-дневно, в массовых масштабах, что делает сферу образования одним из важнейших пространств поиска оптимального сочетания государственно-го и общественного начал. Одновременно система образования является наиболее мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, и от нее во многом зависят темпы развития гражданского общества в стране. Государственный характер управления системой образования озна-чает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Федеральном Законе. В ст. 2 названного закона, под образованием понимается - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Основная идея государственно-общественного управления образо-ванием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, детям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. Одной из тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Сегодня реализация основных образовательных программ осуществляется в соответствии с ФГОС , которые должны обеспечивать: - единство образовательного пространства Российской Федерации; - преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования; - требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за деятельностью. Введение новых образовательных стандартов в образовательную практику потребовало создания и иных условий качества. Решение задачи по созданию общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений, достигается совершенствованием механизмов контроля и управления на всех уровнях образования, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о качественных параметрах образования в Российской Федерации, что подразумевает: - повышение уровня прозрачности системы образования и открытости для общества оценок качества образовательных услуг; - расширение участия общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы их публичной отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации учащихся; - введение единой независимой системы оценки качества образова-ния в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников обще-образовательных учреждений; освоение образовательными учреждениями механизмов инновационного развития. В соответствии с Законом об образовании, управление системой образования включает в себя : - формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; - осуществление стратегического планирования развития системы образования; - принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования; - проведение мониторинга в системе образования; - информационное и методическое обеспечение деятельности феде-ральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; - государственную регламентацию образовательной деятельности; - независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; - подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работ-ников образовательных организаций. Структура управления образованием в России сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления с распределением функций по уровням управления, которая характеризуется основными чертами: - наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего - решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих; - ограничение административного подчинения нижестоящих уров-ней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором - вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов; - возможность для органа управления управлять только теми орга-низациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении. Государственное управление в сфере образования в пределах своих полномочий осуществляют: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы власти. Федеральный уровень управления образованием представляют Ми-нистерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобр-науки России), которое является центральным органом управления обра-зованием в России. Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Цели его деятельности: 1) Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения соци-ально-экономической дифференциации в обществе; 2) Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалифи-кации, создание условий для развития непрерывного образования; 3) Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества; 4) Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала; 5) Создание условий для активизации инновационной деятельности. Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества. Государственные органы управления образованием субъекта Рос-сийской Федерации представлены такими службами, как Министерства, Комитеты, Департаменты (республиканские, краевые, областные), основ-ная задача которых заключается в следующем: - нормативное правовое регулирование и разработка проектов законов и правовых актов субъекта федерации в областях дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка; - оказание государственных услуг, управление и распоряжение гос-ударственной собственностью в областях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка; - координацию и контроль деятельности находящегося в его веде-нии органа исполнительной власти края. Администрации муниципальных образований в Российской Федерации, в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как Управления, Комитеты и т.д., в состав которых входят различные отделы (например, отдел по работе со школами, дошкольный отдел, территориальные отделы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационная контора и т.д.). Особое место в системе управления отводится методам (способам) управления, так как благодаря этому элементу системы достигается цель управления, осуществляется управленческая деятельность. На сегодняш-ний день в педагогической науке нет единой классификации методов внутришкольного управления. Приведём пример наиболее доступной классификации методов управления. Классификация О.А. Яшина строится на основе видов деятельности директора – субъекта управления, а объектом управления выступает образовательное учреждение как целостная система (таблица 1) . Таблица 1 Классификация методов управления образовательным учрежде-нием Группа методов Методы Социально-психологические Создание здорового психологического климата, формирование стиля взаимо-отношений; методы стимуляции деятельности (поощрение, убеждение, наказа-ние); формирование системы перспектив Организационно-педагогические Формирование структуры воспитательного коллектива, органов ученического самоуправления; организация общественно полезной деятельности; выработка единых требований; установление твердого режима и порядка в образовательном учреждении; создание полезных традиций Административно-хозяйственные Расстановка кадров, издание приказов, инструкций, распоряжений; распреде-ление обязанностей между членами администрации, установление правил внутреннего распорядка; заключение хозяйственных договоров; хозрасчет Управленческая культура руководителя образовательного учреждения определяется, в первую очередь, использованием необходимого для организации планомерного, целенаправленного образовательного процесса, количества методов управления. Применение руководителем того или иного метода управления за-висит от особенностей взаимодействия субъектов управления различных уровней организационной структуры управляющей системы учебного за-ведения и предполагает: знание о цели деятельности, одновременно являющееся знанием в результате деятельности; знание о необходимом для достижения цели способе деятельности; знание субъекта о необходимых и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами интеллектуального, практического или предметного характера; знание об объекте деятельности, так как без объекта, идеального или материального, деятельности не бывает. Таким образом, использование эффективных методов управления должно способствовать достижению главной цели управления любого образовательного учреждения. В этой связи мы солидарны с В.П. Панасюк в том, что качество управления можно определить как «совокупность свойств управления, соответствующую современным требованиям управленческой теории и практики, удовлетворяющую потребности субъектов и объектов данного процесса, отражающую запрос общества и государства . Комплексная характеристика управления системой в образователь-ном учреждении позволяет сделать существенный вывод о том, что, вы-бирая определённую систему управления, руководитель должен учиты-вать специфику и основную направленность развития системы в образовательном учреждении. В практике управления системами в образовательном учреждении применяются различные схемы управления, но каждая из них может быть эффективной только тогда, когда она в полной мере отражает оптимальный вариант достижения главной цели развития этой системы в образовательном учреждении. Поэтому каждый руководитель должен владеть необходимой информацией о содержании и основной направленности развития по различным областям деятельности данного образовательного учреждения. Построение и эффективное управление системой в образовательном учреждении немыслимо без соблюдения комплекса условий, а именно: - формирования временного научно-исследовательского коллектива, прошедшего соответствующую теоретико-методологическую, дидакто-методическую, конкретно-практическую подготовку; - интенсификации функций управления, обеспечивающую необхо-димую организацию, обеспечение и контроль за ходом развития системы. 1.2 Правовые основы управления образовательным учреждением Правовые основы управления образованием заложены ФЗ «Об образовании» . Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Получение образования состоит в достижении и подтверждении определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответ-ствующим документом. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечелове-ческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лич-ности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного про-странства. Защита и развитие системой образования национальных куль-тур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образова-ния к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Система образования в РФ представляет собой совокупность взаи-модействующих: а) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; в) органов управления образованием и подведомственных им учре-ждений и организаций; г) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Образовательная программа определяет содержание образования соответствующего уровня и направленности. В РФ реализуются следую-щие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общего образования. 2) профессиональные (основные и дополнительные). Направлены на решение задач последовательного повышения про-фессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специали-стов соответствующей квалификации: - начального профессионального образования; - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования; - послевузовского профессионального образования. В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (обра-зовательные цензы) основного образования: 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвое-нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвое-нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвое-нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего професси-онального, высшего профессионального и послевузовского профессио-нального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Прави-тельством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые по-ложения об образовательных учреждениях выполняют функции пример-ных. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Государственные и негосударственные образовательные организа-ции могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмот-ренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Учредителем образовательного учреждения могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собствен-ности, их объединения (ассоциации и союзы); 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ; 5) граждане РФ и иностранные граждане. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не уре-гулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg