Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социальная защита людей пожилого и старческого возраста в современной России

cool_lady 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Цель исследования – раскрыть сущность проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России, и определить пути их решения. Так же целью работы является анализ и понимание различия пожилого и старческого возраста в современной России. Для достижения поставленных целей стоит рассмотреть решение следующих задач: Задачи исследования: -проанализировать граждан пожилого и старческого возраста как объекта социальной работы; -рассмотреть исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России; -проанализировать социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого и старческого возраста; -рассмотреть предназначение и решаемые задачи работы в управлении социальной защиты населения (далее УСЗН) и центра социальной поддержки (далее ЦСО); -рассмотреть особенности социальной работы, на практике УСЗН и ЦСО; -проанализировать нормативно-правовую базу для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации; Объектом исследования – является система социального обслуживания граждан пожилого и старческого возраста. Предметом исследования – является Социальная защита людей пожилого и старческого возраста в современной России Практическая часть исследования заключается в том, что внесенные предложения, по усовершенствованию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста могут существенно повысить качество предоставляемых услуг, а значит и конечный результат. Степень исследования проблемы – в рамках работы рассматриваются все актуальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, в том числе проблемы социальной защиты и материальной обеспеченности. Метод исследования – теоретическое исследование и анализ научной литературы, анализ и обобщение знаний, изучение опыта работы в организации УСЗН. При проведении исследования использовались, частнонаучные и специально-юридические методы познания, что позволило провести всестороннее исследование, и найти существующие проблемы данной работы. Теоретической базой работы является труды российских и немецких ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по праву социального обеспечения России. Социальное обеспечение как гарантия конституционных прав и свобод человека в сфере социальной защиты Российской Федерации исследовались такими известными учеными в области права социального обеспечения как: JI. Ашоффа, С.Т. Струмилина и Б.Ц. Урланиса, Е.Ф. Молевича; А.Н. Чашина; Лопатин Н. М Эмпирическую основу исследования составляют: международные правовые акты, свод правовых норм права социального обеспечения, регулирующих отношения по социальному обслуживанию. Структура дипломной работы включает в себя: введение, 2 главы, по 3 параграфа, заключение, список литературы и приложение.
Введение

Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому гражданину «социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» . Это значит, что государство берет на себя обязательства сохранять и продлевать полноценную жизнь пожилого человека, таким образом признает свой долг перед гражданами РФ. Актуальность исследования выражается в том, что в настоящее время пожилые люди – самые слабые слои населения. В процессе своей жизнедеятельности они сталкиваются с материальными проблемами, проблемами медицинского и бытового характера. Так же люди пожилого возраста являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Социальная помощь может быть рассмотрена как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле, она означает все денежные выплаты различных категорий граждан, которые в настоящие время, непосредственно, нуждаются в ней. К ним относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. А в узком смысле, социальная помощь граждан, определяется в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Под этим понимаются различные выплаты, такие как – компенсации, субсидии, пособия. А также предоставление жизненно необходимых товаров.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Граждане пожилого и старческого возраста как объект социальной работы 6 1.2. Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России 10 1.3. Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста 16 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО И ПРЕСТАРЕЛОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ УСЗН РАЙОНА ЮЖНОЕ БУТОВО ГОРОДА МОСКВЫ И ЦСО 19 2.1. Предназначение и решаемые задачи, функции УСЗН и ЦСО 19 2.2. Особенности социальной работы, реализованной на практике УСЗН и ЦСО с лицами пожилого возраста 25 2.3 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации пункт «в» статьи 71. (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Федеральный закон от 09.04.2007 N 43-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/2119.html/ 3. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ 4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. (с изменениями от 23 июля 2008 г.) 5. Федеральный закон "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 06.03.2001 N 21-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30606/ 6. Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" от 04.03.2002 N 21-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35725/ 7. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ 8. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/ 9. Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" от 24.07.2002 N 111-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37863/ 10. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/ 11. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ 12. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9839/ 13. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=224010#08189046162510181 14. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 (ред. от 01.07.2014) "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13819/ 15. Указ Президента РФ от 27.07.1992 N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_692/ 16. Указ Президента РФ от 09.07.1997 N 710 (ред. от 12.04.1999) "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177" 17. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786/ 18. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4436/ 19. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71759/caf3e1993f8ce74dcae4ce578de1e9ee9ff6e3ef/ 20. Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) https://base.garant.ru/12126964/ 21. Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3491) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36983/ 22. Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37728/ 23. Постановление Правительства РФ ОТ 29.10.2002 № 781 https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/3/doc_id/6439/release_id/15408/ 24. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 24.03.2014) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37891/ 25. Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 N 1151 (ред. от 17.04.2002) "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8439/ 26. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 N 473 (ред. от 15.06.2009) "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" 27. Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1090 (с изм. от 21.09.2000) "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=203440&dst=100001#06636637248119033 Научная и учебная литература 28. Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты пожилых людей в российской федерации. www.globalaging.org/elderrights/world/2005/federation2.htm 29. Лопатин Н. М. Социальная защита граждан пожилого и преклонного возраста. Сборник нормативых актов, 2006. 30. Принципы ООН в отношении пожилых. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года. 31. Сергеева Е.Н. Специфика политики социальной поддержки уязвимых категорий населения // Отечественный журнал социальной работы. 2005, №4. 32. Чернышев В.В. Пожилые люди в современном обществе: модернизация региональной политики. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2010.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 1.1. Граждане пожилого и старческого возраста как объект социальной работы Пожилые люди переживают один из наиболее сложных этапов в своей жизни. Так как изо дня в день им приходится сталкиваться с проблемами психологического и медицинского характера, а также они имеют материальные и бытовые трудности, с которыми приходится бороться ежедневно. Старение является естественным процессом. Поэтому предотвратить старость и смерть невозможно, но продлить жизнь — это ответственная и благородная задача, которая ложится на плечи социальных работников по уходу за пенсионерами, а также современной медицины. Знание закономерностей развития старения, его механизмов необходимо врачу для должной оценки здоровья, возможной продолжительности жизни и причин развития болезней. Таких заболеваний, как атеросклероз (хроническое заболевание артерий), артериальная гипертензия (это часто диагностируемая патология сердечно-сосудистой системы, которая сопровождается повышением давления), ишемическая болезнь сердца и мозга (это самая распространенная неврологическая болезнь, которая проявляется, чаще всего у пожилых людей), диабет, рак возникают в основном во второй половине жизни человека и нередко связаны с процессом старения. Вот почему наиболее эффективными средствами профилактики этих заболеваний являются воздействия, направленные на процесс старения людей. Стоит также понимать, разность понятия «старость» и «старения» Старость – это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития. А старение – это разрушительный процесс, который развивается в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внутренних и внешних факторов, ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Пожилой возраст нередко подвергается изменениям. Связано это с тем, что ситуация в социально-экономической сфере нашей страны также варьируется. Из-за того, что старение в больше степени социальный, а не биологический процесс, оно различно для разных эпох и культур, и разных социальных слоев, и групп. Чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступления социальной старости так же зависит от условий труда и отдыха, уровня здравоохранения, санитарно-гигиенических условий, культуры и образования, так же социального обеспечения, удовлетворения материальных и духовных потребностей, безопасности и социального обеспечения. Огромную роль играет также наличие вредных привычек, травм, хронических заболеваний и наследственность. Современные ученые в своих исследованиях различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Хронологическая (календарная) старость — это количество прожитых лет. Существуют различные виды определения календарной старости. Немецкий ученый патологоанатом Л. Ашофф считал наступление старости от 65 до 85 лет. Современные английские физиологи утверждают, что старость наступает после 50 лет. Советские демографы С.Т. Струмилин и Б.Ц. Урланис старость подразделяли на пожилой возраст (60-69), раннюю старость (70-79), глубокую старость — после 80 лет. В классификации, принятой в международных сравнениях, возраст 45-64 года считается средним, 65-74 года—ранним периодом старости, а старость— от 75 лет. Физиологическая (физическая) старость труднее поддается классификации и установке возрастных барьеров, потому что процесс физического старения во многом индивидуален. Люди одного возраста могут очень сильно отличаться друг от друга, один здоровый и в рассвете сил, а другой по состоянию здоровья уже не может вести спокойный и нормальный образ жизни и ему требуется помощь в медицине и не только. Психологическая старость. Этот вид старости можно определить, как момент в жизни человека, когда он сам начинает осознавать себя старым. Все люди по-разному начинают ощущать себя старыми, кто-то слишком рано, а кто-то достаточно поздно. Социальная старость. Эта старость зависит от возраста всего общества в целом. Социальный возраст приблизительно соответствует продолжительности жизни в конкретной стране в определенном отрезке времени. В Замбии, Мали, Афганистане, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики «моложе», чем в Японии, Канаде, Швейцарии. Можно сказать, что все её виды, взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга. Наступление разных видов старости могут не совпадать по времени, они могут обгонять и отставать друг от друга. В то же время, можно сказать о том, что все эти процессы тесно взаимосвязаны и невозможно уверенно сказать, какой из названных видов может наиболее активно влиять на общий процесс старения. Так же скорость старения может характеризоваться как биологическими, так и социальными условиями. Хочется добавить то, что развитие социальной работы с пожилыми людьми должно быть нацелено на повышение качества и расширение спектра услуг, в частности, в области профилактики и социально-медицинского обеспечения: на создание условий в обществе, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли социальный статус, оставались активными и полезными членами общества. Следует отметить, что в теории социальной работы особое внимание акцентируется на неоднородности социальной группы людей пожилого возраста. Так, Е.Ф. Молевич полагает: «Никакой единой оценки понятия старости нет. На деле мы имеем дело с двумя совершенно разными группами, качественно отличающимися друг от друга». Автор отмечает возрастную группу 65–75 лет, характеризующуюся большей или меньшей утратой способности к материальному обеспечению и можно сказать полным сохранением к самообслуживанию, и возрастную группу за 75 лет, которая характеризуется полной утратой трудоспособности. Люди данной группы переходят на полное иждивение с большей или меньшей, а чаще с полной утратой, способности к самообслуживанию. Существуют индивидуальные особенности старения, которые свойственны отдельным людям: 1. Естественное (физиологическое) старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции. Его определяют пол, вид, генотип. По статистике около 40% долгожителей имеют благоприятную наследственность 2. Преждевременное (ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. Преждевременному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, в том числе стрессовые ситуации, которые могут воздействовать на разные звенья цепи возрастных изменений, ускорять, извращать, усиливать обычный их ход. 3. Ретардированное (замедленное) старение, ведущее к увеличению продолжительности жизни, долголетию. Возрастные изменения в этих случаях наступают значительно позже. 1.2. Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России Для осуществления функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения на территории Российской Федерации действует система социальной защиты, на работу которой выделяются бюджетные средства. Все трудоспособное население (все общество в целом), поддерживает нетрудоспособную часть населения в частности пожилых и старческих граждан. Конкретный пример социальной помощи пожилым людям выражается в системе льгот на проезд, жилье, лекарства, предметы первой необходимости, предоставлении государственной пенсии по старости и не только. Так же в силу особенности людей пожилого возраста они считаются социально-уязвимой частью населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны. Государство и в этом помогает им: 1. Помощь на дому, и социально-медицинское обслуживание (тоже на дому). 2. Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания. 3. Стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других учреждениях. 4. Срочная помощь разового характера. 5. Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе. Данные услуги бывают бесплатные, или предоставляются на условиях частичной оплаты. Также есть пенсионное обеспечение по старости. В России оно впервые было введено в конце двадцатых – начале тридцатых годов XX (20) столетия, и предоставлялось при потере трудоспособности и в случае болезни. Было принято решение Верховным Совет СССР 14 июля 1956 г, в результате которого был установлен единый пенсионный возраст и требуемый стаж работы для назначения пенсии по старости: мужчинам - 60 лет с 25-летним стажем работы, и женщинам – 55 лет с 20-летним стажем работы. Было предусмотрено снижение возраста выхода на пенсию для людей служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. По списку производств, утвержденному Советом Министров СССР, снижение возраста выхода на пенсию предоставлялось и по ряду других работ с тяжелыми условиями труда, а также женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей; работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера 15 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 20 лет; инвалидам 1 группы по зрению и инвалидам Великой Отечественной войны. Минимальный размер пенсии по старости был установлен 30 рублей (7500 руб ), впоследствии увеличенный до 50 рублей (12500 руб); максимальный размер пенсии был 120 рублей (30000 руб). Размеры пенсии не изменялись до 1990 г. К пенсии предусматривались надбавки: за непрерывный стаж свыше 15 лет - 10% от размера пенсии; на иждивенцев - 10% на одного, 15% - на двух и более человек. Закон о пенсиях 1956 г. действовал свыше 35 лет. Те же, кто не смог выработать требуемый стаж и не попал в жесткие рамки условий для назначения пенсии по старости при неполном трудовом стаже, пенсиями не обеспечивались. С тех пор общеустановленный пенсионный возраст не менялся долгое время и составляет для мужчин 60, а для женщин 55 лет. Но 3 октября 2018 года, пенсионный возраст поменялся в связи с новым законом о пенсионном возрасте в России № 350-ФЗ, который был подписан Президентом и официально опубликован на государственном портале правовой информации, и теперь для мужчин он составляет 65 лет, а для женщин 55 лет. Изменение затрагивает ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г (Приложение А). Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. В последнее десятилетие активно стали строится и обновляться стационарные учреждения для пожилых людей: дома-интернаты и геронтологические центры. Появилась система стационаров для дневного пребывания пенсионеров. Строятся жилые многоэтажные дома, в которые вселяются только пожилые и старые люди. Более активными в этой области стали клубы социальной взаимопомощи пожилых людей. Боязнь одиночества, утрата многих производственных и дружеских контактов приводят к тому, что многие пенсионеры принимают участие в организациях, основанных на возрастной общности с целью управления, регулирования как внутри, так и снаружи этой социально-демографической группы. Государственная социальная политика диктует адресность социальной помощи, стремится к превращению пожилого и старческого человека в субъект социальной защиты. В настоящее время выявилась иная ситуация: обнаружилось замедление роста относительного числа пенсионеров по старости, а в некоторых регионах России наблюдается и уменьшение абсолютного числа пенсионеров. Главная причина – самая страшная – резкое возрастание смертности как среди самих пенсионеров, так и лиц предпенсионного возраста. Около 50% пенсионеров получают минимальную пенсию и находятся за чертой бедности. Всего лишь 2-4%7 неработающих пенсионеров по старости получают максимальную пенсию, превышающую минимальный потребительский бюджет, рассчитанный на полное удовлетворение разумных потребностей человека, и бюджет прожиточного минимума, обеспечивающий элементарные условия жизни. На сегодняшний день пенсия является главным источником дохода для многих пожилых и старых граждан РФ. В целом по России 21,1%7 граждан назвали пенсию по старости в качестве основного источника существования, что сопоставимо с долей пожилых людей в составе населения страны. По уровню своего материального положении пенсионеры по старости относятся к категории “традиционно бедных”. Эта проблема беспокоит 48% лиц в возрасте от 50-54 лет и от 80 лет и старше; 63% - в возрасте 55-59 лет, причем женщин больше, чем мужчин, так как их пенсии меньше. 80-90% женщин пенсионного возраста хотят получать дополнительный заработок, среди мужчин, таких желающих - 76-78%7. Одна из проблем на сегодняшний день в Российской Федерации является рост числа людей пожилого возраста в составе населения. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста в настоящее время по России составляет 21% или 29,8 млн. человек. Согласно прогнозу, статистика по России, в период до 2025 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей. Из-за этого доля населения старших возрастов достигнет 23% или 36 мил. человек . На протяжении всей истории человечества неоднократно предпринимались попытки обозначить хронологический рубеж старости в рамках возрастных классификаций. Проблема выделения границ старости является очень сложной. Переход от периода зрелости к началу старости трудноуловим. В большинстве периодизаций начало старости, или "пороговый возраст", обозначается в 60-65 лет. Это объясняется тем, что именно в пороговом возрасте многие психологические и физиологические изменения имеют тенденцию обнаруживать себя. Однако, при анализе периодизаций старости необходимо учитывать два момента: во-первых, не существует одного определенного момента во времени, когда человек становится старым; во-вторых, в любом случае биологический возраст является произвольным и не очень точным критерием. В соответствии с документами Организаций Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике. Таким образом возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран – 65 лет (в России – 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин). К пожилым людям можно отнести разных граждан – от относительно здоровых и крепких до пожилых людей с тяжелыми заболеваниями; представители из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин. Такая разница частично объясняется более ранней смертностью мужчин и частично - долголетием женщин. Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. Так в каком же возрасте человек считается пожилым, а в каком старческим? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос далеко не однозначен. Например, в начале прошлого столетия 30-40 летняя женщина считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение такую женщину, будущую маму, уже относили к категории, старо родящей и посматривали на них неодобрительно. В романе Горького «Мать», (написанный в 1906 году во время путешествия Горького в США). 40-летнюю женщину называют старухой. Печально, но в те времена, люди намного раньше говорили и ощущали себя старыми. В наше же время все кардинально изменилось. Сейчас 40-летняя беременная женщина не привлекает столько негативного внимания и мало кого удивляет её возраст. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), еще в 2016 году большинство людей при опросах считали, что временем наступления старости считается возраст 50 лет. Буквально за последние время произошло изменение в определении биологического возраста. Теперь люди считают, что старость наступает в возрасте от 64 до 70 лет. Поменялся и кризис среднего возраста, полсотни лет назад он наступал в возрасте – 36 лет, в наше время он наступает в – 55 лет. В соответствии с новой классификацией, разработанной и принятой ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет. (приложение Б). 1.3. Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста Особую роль для пожилых людей приобретает законодательство, определяющее нормы и правила выхода на пенсию граждан Российской Федерации. Это законодательство представлено Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных актов». Также большую роль играет Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В перечисленных выше документах обозначены правила и основы социального обслуживания и обеспечения категории граждан, которая вышла из трудоспособного возраста и нуждается в особой социальной помощи и поддержке со стороны государственных органов власти и его субъектов. Старение общества – это серьезная экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22% населения земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходится по пенсионеру. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее - и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода – социального, экономического и технологического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более или менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволяет пожилым людям с ухудшающимся физическим состоянием работать. Во многих сферах возможна удаленная работа, которая подходит для пожилых людей. Работа, которая не требует таких нагрузок как: - проблема рабочей силы (нагрузки на работе, которые не по силам пенсионерам) - рост различных нагрузок (экономических, демографических и т.д.) - проблема отчужденности от молодого поколения, одиночество. - необходимость учета уровня потребностей. - нагрузки приводят к проблемам со здоровьем, а, следовательно, к дополнительным затратам на медикаменты. Медики уже долгое время занимаются улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к рождению детей, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и другими факторами. Некоторые ученые убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на сегодняшний день она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств и самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представлением старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре – пять раз быстрее, чем общая численность населения, Этим и другими критериями и обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в разных странах мира. Западные ученые выдвинули теорию активности людей, которая основывалась на исследования проведенных в Голландии, Италии, Германии и США. В соответствии с этой теорией, пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми видами и формами. Любой пожилой человек в обществе способен найти свое место, в соответствии с его здоровьем, жизненными планами, интересами и способностями. Данная теория самая популярная во многих западных странах. Концепция продуктивного старения считает, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, считается продуктивной. Подготовка и обучение пожилых людей, направленная на приобретение и овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская, забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность как дома, так и, вне его - тоже продуктивная деятельность для пожилых и старческих людей. Подводя итоги, можно сказать, что лица пожилого и старческого возраста очень специфический слой населения, требующий повышенного внимания и заботы. Часто данная группа людей попадает в безвыходные для них ситуации, где им просто необходима помощь со стороны специальных Государственных организаций, или волонтеров. Государство, в свою очередь, активно поддерживает и делает все возможное, чтобы лица пожилого и старческого возраста, могли ощущать себя полноценными членами общества, и не выделялись на фоне остального населения. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО И ПРЕСТАРЕЛОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ УСЗН РАЙОНА ЮЖНОЕ БУТОВО ГОРОДА МОСКВЫ И ЦСО 2.1. Предназначение и решаемые задачи, функции УСЗН и ЦСО Департамент управления, а также организаций и учреждений социальной защиты образуют единую государственную систему социальной защиты города Москвы. УСЗН района Южное Бутово города Москвы является уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (это гражданско-правовые формы защиты и помощи социально чувствительным слоям населения, то есть детям, оставшимся без попечения родителей, недееспособным, престарелым. Многим людям кажется, что эти три понятия обозначают одно и то же, на самом же деле они существенно отличаются друг от друга (приложение В.) Работники УСЗН несут полную ответственность за работу организаций и учреждений, осуществляют постоянный контроль деятельности службы ЦСО и УСЗН, распределяют поступающие финансовые средства из таких отделений, как Пенсионный фонд по г. Москвы, и контролируют их использование и распределение. По вопросам социальной защиты населения можно обратиться с такими вопросами как: 1) Предоставление в аренду средств реабилитации (костыли, инвалидная коляска, медицинские приборы и пр.). 2) Подбор социального работника для ухода за престарелыми или одинокими людьми. 3) Консультации по вопросам начисления пенсий и прочих выплат. 4) Бесплатные юридические консультации (при наличии собственного юриста в отделе соцзащиты). 5) Консультации по правам инвалидов и помощь в прохождении Медико-социальная экспертиза (МСЭК), оформлении документов на группу инвалидности. Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы Медико-социальная экспертиза – признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Медико-социальная экспертиза возлагаются на: ? установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; ? разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов; ? изучение уровня и причин инвалидности населения; ? участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; ? определение степени утраты профессиональной трудоспособности; ? определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего; ? выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; ? обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. 6) Материальная и вещевая помощь пострадавшим от пожара, наводнения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 57 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 115 страниц
2875 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg