Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности использования приемов моделирования в процессе совершенствования вычислительного навыка у младших школьников

cool_lady 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Актуальность работы заключается в том, что формирование вычислительного навыка у младших школьников признается одной из важнейших задач в процессе обучения математике. При этом основой навыков вычисления является прочное и осознанное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования качеств вычислительного навыка (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова), применения средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений (Т.И. Фаддейчева). В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения вычислительных приемов, при котором постепенно вводятся приемы, включающие большее число операций, а приемы, усвоенные ранее, включаются в новые в качестве основных операций. Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности учащихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию и закреплению вычислительного навыка у учащихся, но это не означает, что проблема потеряла актуальность. Прочный, осознанный навык счета позволяет обучающимся решать многие учебно-познавательные задачи, обеспечивает успешность в учебной деятельности. Цель исследования: выявить особенности совершенствования вычислительного навыка у учащихся начальной школы и разработать комплекс упражнений, способствующий осознанному совершенствованию вычислительного навыка с помощью приема моделирования вычислений. Объект исследования: процесс совершенствования вычислительного навыка учащихся младшей школы. Предмет исследования: актуальное состояние сформированности вычислительного навыка у учащихся начальной школы и способы его изменения. Гипотеза исследования: у обучающихся 3 класса вычислительный навык сформирован преимущественно на среднем уровне и характеризуется следующими критериями: правильность; осознанность; автоматизм. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: - провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - разработать программу и на основе программы выявить актуальное состояние сформированности вычислительного навыка у учащихся 3 класса; - провести статистическую обработку результатов исследования и представить результаты в виде таблиц и диаграмм; - провести содержательный анализ полученных результатов и убедиться, что гипотеза верна; - разработать комплекс заданий, позволяющих использовать прием моделирования вычислений в процессе совершенствования вычислительного навыка у младших школьников.
Введение

В России введены требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта в практику работы учителей образовательных школ, в частности начальной. Приоритетной задачей школьного обучения становится проектирование путей реализации поставленных целей, контроль и оценка своих достижений, иначе говоря – формирование умения учиться. Достичь вышеуказанную цель возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Сущность понятия вычислительный навык 5 1.2 Психовозрастные особенности развития вычислительного навыка у младших школьников 15 1.3 Методические особенности организации деятельности учащихся в процессе совершенствования вычислительного навыка у младших школьников 19 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 37 2.1 Методика проведения констатирующего исследования уровня сформированности вычислительного навыка младших школьников 37 2.2 Результаты исследования уровня сформированности вычислительного навыка младших школьников 42 2.3. Особенности использования моделирования числа в процессе формирования вычислительного навыка. 47 Выводы по II главе. 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 Приложение А 65 Приложение Б 66
Список литературы

1. (ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт– М. Просвещение, 2013 2. Акимова, М.К. Упражнения по развитию вычислительных навыков младших школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск: Печать, 2013. – 242 с. 3. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И.Моро. — М.: Педагогика, 1977. — 248 с. 4. Баматова Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях// Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С.66-68. 5.Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа, 1995, №11, с.38 - 43 6.Белошистая А.В., Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования». – М, Владос, 2016. – 455 с. 7.Васянькина Е.М. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. – М. ЛОГОС, 2014– 221 c 8.Волкова С. И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С. И. Волкова, Н. Н. Столярова // Начальная школа. - 1990. - №7. - 42 с. 9.Волкова С.И. Математика. 1-ый класс. УМК «Школа России». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – Просвещение, 2018, с. 128 10.Волкова С.И. Математика. 2-ой класс. УМК «Школа России». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – Просвещение, 2018, с. 132 11.Волкова С.И. Математика. 3-ий класс. УМК «Школа России». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – Просвещение, 2018, с. 142 12.Волкова С.И. Математика. 4-ый класс. УМК «Школа России». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – Просвещение, 2018, с. 140 13.Горская Е. А. Игра-соревнование «Математический поезд» / Е.А. Горская // Начальное образование. - 2007. - №3. - С. 34-36 14.Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В.А. Гусев. - М.: Бином, 2013. - 456 c. 15.Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: Учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И. Зубарева. - М.: Бином, 2014. - 247 c. 16.Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной де???љности: книга для учителя. [Текст]./ О.Б.Епишева. М.: Просвещение, 2010. - 152 с. 17.Ефимов В. Ф. Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения математики. / В. Ф. Ефимов, Л. В. Епишина // Начальная школа. - 2008. - №11 - С. 42 18. Зайцева О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О. П. Зайцева // Начальная школа. - 2001. - №1 - С. 30 19.Ильина Л.П. Совершенствование устных вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС. – М. Дело, 2014, с. 124 20.Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. М: Просвещение. - 1985. - 12 с. 21.Козловский, С.Н. Методика обучения математике: Учебное пособие / С.Н. Козловский. - СПб.: Лань, 2015. - 512 c. 22.Комарова О. Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики. // Начальное образование / О.Н. Комарова - 2005. - №5 - 39 с. 23.Круглова, А. Математика для начальной школы / А. Круглова. - М.: АСТ, 2015. - 726 c. 24. Круглова, А. Математика для начальной школы. Пособие / А. Круглова, Н. Анашина. - М.: АСТ, 2015. - 422 c. 25. Курганов, С. Ю. Математика для начальной школы в таблицах и схемах / С.Ю. Курганов. - М.: Феникс, 2014. - 717 c. 26. Курганов, С. Ю. Математика для начальной школы в таблицах и схемах. Правила и формулы, определения и примеры, задачи с решениями / С.Ю. Курганов. - М.: Феникс, 2012. - 224 c. 27. Матекина, Э. И. Все правила математики для начальной школы / Э.И. Матекина. - М.: Феникс, 2014. - 722 c. 28. Матекина, Э. И. Все правила математики для начальной школы / Э.И. Матекина. - М.: Феникс, 2015. - 235 c. 29. Матекина, Э. И. Математика в начальной школе. Тестовые проверочные задания / Э.И. Матекина. - М.: Феникс, 2014. - 144 c. 30. Математика в начальной школе. Тестовые проверочные задания. - М.: Феникс, 2015. - 144 c. 31.Купчик Л. С. Элементы занимательности при отработке навыков табличных случаев умножения и деления / Л. С. Купчик // Начальная школа. - 1991. - № 10. - 43 с. 32.Мартынов И. И. Устный счет для школьника, что гаммы для музыканта / И. И.Мартынов // Начальная школа. - 2007. - №12 - С. 36. 33.Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О.С. Медведева. - М.: Бином, 2014. - 204 c. 34.Михайлова И. И., Мендыгалиева А. К. Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 701–705. 35.Михайлова С.С. Формирование вычислительных навыков умножения и деления. //Начальная школа, 2016, №2, с. 35-41 36.Мищенко Н.Ю. Приемы рациональных вычислений на уроках математики в начальной школе.//Начальная школа, 2015, №4, с. 41-45 37.Морозова И.В. Формирование вычислительных умений и навыков в курсе математики начальной школы.//Начальная школа, 2014, №7, с. 25-32 38. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 39.Никулина А. Д. Формирование прочных навыков устных вычислений / А.Д.Никулина // Начальная школа. - 2011. - №1. - С.38 40.Рудовская В.Н. Овладение вычислительными приемами /В.Н. Рудовская //Начальная школа. - 1992. - № 1. - С. 24 41. Самсонова Л. Ю. Устный счет. Сборник упражнений / Л. Ю. Самсонова - Москва - 2009 - 48 с. 42.Селезнева Н.А. Исследовательская деятельность учащихся при формировании вычислительных навыков.//Начальная школа, 2016, №2, с. 12-15 43.Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай! Пособие для учащихся начальной школы / В. П. Труднев. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2017, с. 118 44.Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях.// Начальная школа. 2012. № 11. С.51 – 60. 45.Цыварева М.А. Формирование у младших школьников вычислительных навыков в условиях сотрудничества.// Начальная школа плюс До и После. 2014. № 3, с. 38 - 42 46.Чебакова, Н.В. Устный счёт на уроках математики в начальной школе.// Начальная школа. 2014. № 11. С.51 – 60. 47.Черкасова А.М. Пошаговые алгоритмы при обучении математике // Начальная школа. 2014. №11. С. 60 – 63. 48.Чернова, Л.И. Проблемы формирования вычислительных умений и навыков у школьников. // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12,c. 14-20 49. Шаравина Е.Г. Математическая перекличка / Е.Г.Шаравина // Начальная школа. - 2016.- №9. - С.103 50. Шаталова Е. В. Проблемы обучения математике детей 5 - 7 лет: учебное пособие / Е. В. Шаталова, А. П. Тарасова. - Белгород: КОНСТАН¬ТА, 2007. - 6-10 с. 51. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - Москва, 1974 52. Эрдниев П. М. Теория и методика обучения математики в начальной школе / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. - М.: Педагогика, 1988. 53.Шилова, Е. С. Эффективные методы и приемы усвоения зависимости между компонентами арифметических действий сложения и вычитания / Е. С. Шилова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. – № 10. – С. 31–34, 39–41. 54.Шилова, Е. С. Интерактивный метод «Рецепты успеха»: учим таблицу умножения / Е. С. Шилова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2016. – № 2. – С. 3–6. 55.Шубина, В.П. Формирование вычислительных навыков у младших школьников.//Начальная школа. 2014. №8. С. 52 - 56
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятия вычислительный навык Вычислительный навык – это способность выбирать и выполнять для каждого случая вычислений систему операций, составляющую вычислительный прием. Формирование вычислительного навыка - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Этот навык должен формироваться осознанно и прочно, так как на его базе строится весь начальный курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительного навыка на основе сознательного использования приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями [3 c.107]. Также одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является «умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями» [38 с.5]. Умение быстро, правильно считать помогает учащемуся быть успешным не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Согласно позиции Баматовой Д.К., формирование вычислительного навыка у учащихся осуществляется, руководствуясь следующими требованиями: 1. Обязательная подготовительная работа к выполнению вычислений на каждом уроке. 2. Создание определенного настроя учащихся на предстоящие вычисления при помощи форм и приемов работы, которые активизируют внимание учащихся, повышают их ответственность и желание получить правильный результат. 3. Соблюдение постепенного нарастания сложности в вычислениях. 4. Проверка полученного результата. (В данном случае проверка выступает как прием самоконтроля, который воспитывает у учащихся ответственность и вызывает интерес к выполненной работе). 5. Систематический контроль деятельности учащихся и анализ допущенных ими ошибок. (Контроль позволяет организовать целенаправленную индивидуальную работу, вовремя обратить внимание ученика, на пробелы в его знаниях, умениях и навыках, целенаправленно использовать тренировочные упражнения) [4 c.67]. Бантова М.А. определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами. «Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро» [5 c.40]. Вычислительный навык рассматривается как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций. Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью. Приобрести вычислительный навык - значит, для каждого случая знать какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность [48 с.18]. Вместе с тем, учитывая, что ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом - системой операций, мы относим к основным критериям и степень овладения умением контролировать себя при выполнении вычислительного приёма. Чтобы овладеть методикой формирования вычислительных навыков, учителю надо знать, какими качествами в современных условиях обучения должен обладать вычислительный навык или показатели его сформированности. Охарактеризуем эти качества [8 c.42]. Правильность – ученик правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием, т. е. правильно находит результат арифметического действия. Осознанность – ученик актуально осознает теоретическую основу вычислительного приема и в соответствии с этим может обосновать выбор системы операций, составляющей вычислительный прием, т. е. в определенном смысле «доказать» правильность выбора системы операций. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может дать обоснование выбора системы операций, применяя соответствующие знания. Например, выполняя сложение чисел 30 и 26, ученик рассуждает: число 26 заменю суммой разрядных слагаемых 20 и 6, получился пример: к 30 прибавить сумму чисел 20 и 6, прибавлю к 30 первое слагаемое 20, получится 50, и к результату, к 50, прибавлю второе слагаемое 6, получится 56. Как видим, ученик сразу «запланировал» прием, основанный на свойстве прибавления суммы к числу, а затем в своем объяснении показал, что использовал это свойство «получился пример: к числу … прибавить сумму» и выстроил все операции в соответствии с одним из способов прибавления к числу суммы. В этом и проявилась осознанность выполнения операций, что характеризует осознанность вычислительного навыка. Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием: выбирает те из возможных систем операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к нахождению результата арифметического действия. Разумеется, это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая ученику известны различные вычислительные приемы, и он выбирает более рациональный. Надо иметь в виду, что на выбор учеником рационального приема могут влиять и субъективные факторы: наиболее легким может оказаться для него тот вычислительный прием, который он лучше усвоил, хотя этот прием и не будет рациональным, или же ученик может использовать тот прием, который первым воспроизвел, хотя ему известны и другие, более рациональные приемы. Обобщенность – ученик может применить вычислительный прием к большому числу аналогичных случаев и использовать его в новых условиях, причем новыми условиями, как правило, является новая область чисел, определяемая новым концентром. Например, навык сложения двузначных чисел будет обобщенным, если ученик может сложить любые двузначные числа, а перейдя к новой области чисел, например, к числам в пределах 1000, он может самостоятельно сконструировать прием для случаев аналогичных рассмотренным ранее (так, при сложении чисел 300 и 260 он использует известный ему прием для случаев вида 30 + 26). Это качество навыка образуется благодаря овладению учащимися теоретической основой вычислительного приема, следовательно, обобщенность непосредственно связана с осознанностью вычислительного навыка и определяется ею. Автоматизм (свернутость) – ученик выбирает и выполняет операции свернуто и предельно быстро. Это качество формируется благодаря специальным упражнениям (об этом речь пойдет дальше). Заметим, что свернутость выполнения операций не исключает осознанности вычислительного навыка, они выступают в единстве: при свернутом выполнении операций осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свернуто в плане внутренней речи. Благодаря этому ученик может в любой момент дать развернутое обоснование выбора системы операций. По отношению к различным случаям вычислений целесообразно и нужно формировать вычислительные навыки разного уровня свернутости (автоматизации). Самый высокий уровень автоматизации должен быть достигнут по отношению к табличным случаям арифметических действий, а именно - ученик должен сразу же соотносить с двумя данными числами третье число, являющееся результатом: 9 * 6 = 54. Такой уровень необходим потому, что табличные случаи чаще других встречаются в жизни, но главное – все другие случаи вычислений включают в качестве основных операций преимущественно табличные случаи, следовательно, если по отношению к табличным случаям не будет достигнут высокий уровень автоматизма, то возникнут непреодолимые трудности при нахождении результатов для случаев отличных от табличных вследствие обилия операций. По отношению к другим случаям, не являющимися табличными, достигается частичная автоматизация, т. е. автоматизируется выполнение отдельных операций. В этих случаях ученик предельно быстро выбирает и выполняет систему операций, не фиксируя внимания на том, почему выбрал эти операции и как выполнял каждую из них. Прочность – ученик сохраняет сформированные навыки на длительное время. Это качество также тесно связано с другими: благодаря осознанности, обобщенности и свернутости знание систем операций надолго запоминается и быстро восстанавливается в случае забывания. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции, приводящие к решению [2 c.87]. В таблице 1 представлены уровни и критерии сформированности вычислительного навыка. Таблица 1. Показатели уровня сформированности вычислительного навыка Критерии Высокий Средний Низкий 1. Правильность Ученик правильно на-ходит результат ариф-метического действия над данными числами. Ребёнок иногда допус-кает ошибки в проме-жуточных операциях. Ученик часто неверно на - ходит результат арифме тического действия, т.е. неправильно выбирает и выполняет операции 2. Осознанность Ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции. Может объяснить решение примера. Ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоя- тельно объяснить, почему решал так, а не иначе Ребёнок не осознаёт по-рядок выполнения операций. 3. Рациональность Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём. Может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный. Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём, но в нестандартных условиях применить знания не может. Ребёнок не может выбрать операции, выполнение которых быстрее приводит к результату арифметического действия. 4. Обобщённость Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев только в стан-дартных условиях. Ученик не может применить приём вычисления к большему числу случаев. 5. Автоматизм Ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде. Ученик не всегда выполняет операции быстро и в свёрнутом виде. Ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг своих действий 6. Прочность Ученик сохраняет сформированные вы-числительные навыки на длительное время. Ученик сохраняет сформированные вы-числительные навыки на короткий срок Ребёнок не сохраняет сформированные вычислительные навыки Случаи вычислений принято также делить на устные и письменные. К устным относят случаи выполнения арифметических действий над числами в пределах ста и аналогичные случаи вычислений над числами большими ста, которые легко сводятся к случаям вычислений над числами в пределах 100, например, для случая 8 + 6 аналогичными будут: 80 + 60, 800 + 600 и т. д. К письменным вычислениям относят случаи выполнения арифметических действий над числами большими ста, приемы для которых непосредственно не сводятся к приемам вычислений над числами в пределах ста (587 ± 395, 736 * 27, 4782 : 6 и т. п.). Вычислительные приемы для соответствующих случаев принято называть устными и письменными. Заметим, что случаи устных вычислений в ряде случаев допускают использование различных вычислительных приемов, тогда как письменные вычисления выполняются только одним способом, например, прием письменного сложения – это всегда поразрядное сложение, начиная с единиц первого разряда. При выполнении письменных вычислений для удобства используется особая запись «в столбик». При устных вычислениях тоже используются записи, но они выполняются «в строчку». При этом выделяют развернутую запись устного приема вычислений, когда записываются все операции, например: 84 – 3 = (60 + 24) : 3 = 60 : 3 + 24 : 3 = 28, и краткую запись, когда записывается арифметическое действие и результат, например: 84 : 3 = 28. Деление вычислительных приемов на устные и письменные позволяет раскрыть в методике особенности их изучения [14 c.221]. Выделяются «внутри» многих приемов случаи вычислений без перехода и с переходом через разряд, что обусловлено особенностями чисел, над которыми выполняются действия. Например, 452 + 237 будет случаем письменного сложения трехзначных чисел без перехода через разряд, а 452 + 239 и 452 + 289 будут случаями сложения с переходом через один и два разряда, легко установить, что число операций здесь увеличивается от случая к случаю, что указывает на возрастание их сложности. Следовательно, такое выделение случаев вычислений помогает расположить их от простого к сложному. Вычислительные приемы группируются также по признаку их включения в тот или иной концентр. Так, выделяются приемы сложения и вычитания в пределах 10, в пределах 100, приемы умножения и деления в пределах 100 и т. п. Из всего разнообразия случаев вычислений выделяются табличные случаи арифметических действий. К ним относятся [16 c.81]: - случаи сложения и вычитания однозначных натуральных чисел и обратные по отношению к ним случаи вычитания; - случаи умножения однозначных чисел не меньших 2-х и обратные по отношению к ним случаи деления. Выделение табличных случаев связано с их исключительной ролью в формировании вычислительных навыков, так как почти все вычислительные приемы включают в качестве основных операций табличные случаи вычислений. В качестве одного из показателей полноценного вычислительного навыка мы выделим контроль. При этом мы отдаём себе отчёт в том, что контроль - качественно иной показатель, чем перечисленные выше, а поэтому, его не следует располагать с ними. Умение осознанно контролировать выполняемые операции, позволяет формировать вычислительный навык более высокого уровня, чем без наличия этого умения. Это значит, что все ранее раскрытые нами качественные характеристики, проявляются при формировании вычислительного навыка на более высоком уровне. Как видим, умение контролировать себя в процессе формирования вычислительного навыка требует от ученика полноценного, осознанного, обобщённого и самостоятельного владения всеми операциями, определяющими процесс выполнения вычислительного приёма [7 c.101]. В целях формирования осознанных, обобщенных и рациональных навыков начальный курс математики строится так, что изучение вычислительного приема происходит после того, как учащиеся усвоят материал, являющийся теоретической основой этого вычислительного приема. Например, сначала ученики усваивают свойство умножения суммы на число, а затем это свойство становится теоретической основой приема внетабличного умножения [17 c.38]. Так, при умножении 15 на 6 выполняется следующая система операций, составляющая вычислительный прием: 1) число 15 заменяем суммой разрядных слагаемых 10 и 5; 2) умножаем на 6 слагаемое 10, получится 60; 3) умножаем на 6 слагаемое 5, получится 30; 4) складываем полученные произведения 60 и 30, получится 90. Здесь применение свойства умножения суммы на число (термин «распределительный закон» в начальном курсе не вводится) определило выбор всех операций, поэтому и говорят, что прием внетабличного умножения основан на свойстве умножения суммы на число или что свойство умножения суммы на число — теоретическая основа приема внетабличного умножения. Кроме свойства умножения суммы на число здесь использованы и другие знания, а также ранее сформированные вычислительные навыки: знание десятичного состава чисел (замена числа суммой разрядных слагаемых), навыки табличного умножения и умножения числа 10 на однозначные числа, навыки сложения двузначных чисел. Однако выбор именно этих знаний и навыков диктуется применением свойства умножения суммы на число. 1.2 Психовозрастные особенности развития вычислительного навыка у младших школьников Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [55 c.55]. Общеучебные универсальные действия: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • умение структурировать знания; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 51 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg