Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые основы и перспективы таможенно-тарифного сотрудничества ЕАЭС с третьими сторонами

cool_lady 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Объект исследования: общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. Предмет исследования: право ЕАЭС, правоприменительная практика и научные исследования в сфере правового таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. Цель исследования: состоит в том, чтобы представить общую характеристику таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. Задачи исследования: 1. Раскрыть общее определение понятия таможенно-тарифного регулирования. 2.Рассмотреть историю формирования источников таможенно-тарифного регулирования между государствами членами ЕАЭС. 3. Рассмотреть особенности таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. 4. Дать характеристику основным новеллам Таможенного кодекса ЕАЭС. 5. Изучить заключаемые в рамках ЕАЭС соглашения о зоне свободной торговле и их влияние на экономику стран. 6. Рассмотреть перспективы и проблемы модернизации таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. Эмпирическая основа исследования: Особое значение для исследования приобрели публикации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), иллюстрирующие основные направления деятельности ЕАЭС в сфере таможенно-тарифного регулирования. В качестве правоприменительной практики использовались Решения Совета Евразийской экономической комиссии и Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, связанные с изменениями в таможенно-тарифном регулировании в Союзе. Теоретическая основа исследования включает труды юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения исследования были важны труды Козырина А.Н., Хапилина С.В., осветившие ретроспективу и современное состояние таможенного регулирования в ЕАЭС. Огромную роль сыграли труды в области анализа законодательства о таможенном регулировании в ЕАЭС, под авторством Кобзарь-Фроловой М.Н., Кожанкова Ю.А., Мозер С.В. и Халипова С.В. др. Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход и сравнительно-правовой метод. Новизна исследования заключается в комплексном анализе автором таможенно-тарифного регулирования до и после образования ЕАЭС, в рамках которого: - Проанализированы изменения в нормативной базе таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС; - Оценены возможные пути для модернизации таможенно-тарифного регулирования; - Проанализирована возможность имплементации положительного зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования в деятельность ЕАЭС; - Выявлены проблемы модернизации норм таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС. Положения, выносимые на защиту: На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы: 1. Принятия нового Таможенного Кодекса ЕАЭС оказало положительное влияние на систему взаимоотношений стран-участниц: а именно, новый кодекс закрепил приоритет электронного таможенного декларирования, развил применение инструмента «единого окна», усовершенствовал институт уполномоченных экономических операторов и установил ряд мер, направленных на оптимизацию уже имеющихся механизмов таможенно-тарифного регулирования, что позволит ЕАЭС выйти на новый уровень. 2. Существующее между ЕАЭС с Вьетнамом Соглашение о зоне свободной торговле доказало свою эффективность, а также выявило риски в отношении защиты внутренней экономики стран. При разработке Временного соглашения с Исламской Республикой Иран странам ЕАЭС необходимо учесть опыт взаимодействия с Вьетнамом и установить нормы, которые позволят стабилизировать торговый баланс между государствами. 3. По результатам работы выявлено несколько направлений совершенствования таможенного регулирования в рамках ЕАЭС: - Унификация основных параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС; - Изменение перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС, уменьшение практик одностороннего предоставления тарифных преференций; - Улучшение структуру Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, связанную с детализацией кодов товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС для определения перечня инновационных товаров. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Евразийском экономическом союзе осуществляется в сложной многокомпонентной организационной системе, существование которой в каждом конкретном государстве и интеграционном объединении определяется специфическим набором элементов, на что в первую очередь влияют исторические, геополитические, внешнеэкономические, национальные, глобальные факторы, совокупность которых определяет уникальность таможенных институтов. Таможенно-тарифное регулирование занимает значимое место в системе международных отношений, а также непосредственно влияет на экономическую ситуацию в стране и ее геополитическое положение. Эффективно выстроенная система таможенно-тарифного регулирования является необходимым условием для реализации результативной таможенной политики и выполнения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны. Создание международных организаций экономической интеграции направлено на поддержку стабильного развития государств-членов, формирование единого рынка товаров и услуг, всестороннюю модернизацию и кооперацию для повышения конкурентоспособности национальных экономик путем использования государственных инструментов правового регулирования отношений. Для достижения данных целей необходима выстроенная система по усовершенствованию законодательных актов как в рамках национальной правовой системы, так и на наднациональном уровне во всех сферах общественной жизни, в том числе и в таможенной системе. Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), который в настоящее время объединяет Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизстан, является международной таможенной организацией, основной задачей которой провозглашена либерализация торговых отношений, снижение и обнуление таможенных пошлин, а также облегчение товарооборота между странами. Помимо этого, в настоящее время ЕАЭС расширяет сферу своего влияния, разрабатывая ряд соглашений о зоне свободной торговли с иностранными государствами. Данные соглашения увеличат политическое влияние стран ЕАЭС, окажут воздействие на их внутреннюю экономику и правовую систему государств. Однако, это влияние может стать как положительным и увеличить и стабилизировать торговый баланс, так и негативно сказаться на экономике стран и допустить снижение налоговых поступлений от таможенных пошлин и незащищённость внутренней экономики стран-участниц ВЭД от импортируемых на их территорию товаров. Именно поэтому сейчас, на этапе формирования соглашений о внешней торговле, так важно учесть все существующие риски и предусмотреть систему сдержек и противовесов, которая одновременно либерализирует торговлю и в то же время поддержит развитие внутренней экономики государств. Степень разработанности проблемы. Вопрос таможенно-тарифного регулирования является актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. Многие исследователи данного вопроса попытались в своих работах дать характеристику понятия таможенно-тарифного регулирования. Так данной темой занимались Казанцев С.М., Кожанков Ю.А., и Халипов С.В. Также можно выделить таких ученых, как Дмитриева Е.О., Дробот Е.В и Козырин А.Н., Боброва О.Г. Борисова И.И., Кожанков Ю.А., и Чернявскаяя Е.В., которые внесли свой вклад в изучение особенностей таможенного регулирования. Исследуя тему таможенно-тарифного регулирования большинство исследователей заостряют внимание на недостаточную определенность терминов, неэффективность и декларативность существующих законов, существование множества коллизий и двойственности в понимании тех или иных норм. Так, например, идут активные споры между содержанием понятий «таможенное регулирование», «таможенно-тарифное регулирование» и «таможенное дело» (об их разграничении речь пойдет в первой главе). Также ученые исследуют сам феномен экономических интеграций и его влияние на внутреннюю политику и экономику стран – ведь любое экономическое объединение может как усилить торговлю, так и дестабилизировать внутренний рынок стран-участниц. На сегодняшний день широко освещены все аспекты таможенного регулирования в рамках ранее действующего таможенного законодательства на территории ЕАЭС. Однако с принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который привнес нововведения в таможенное регулирование стран-участников Союза, а также с созданием новых соглашений по зоне свободной торговли, возникло множество новых проблем и вопросов внешнеэкономического регулирования.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3 Глава 1. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС…..9 §1.1 Понятие таможенно-тарифного регулирования в праве ЕАЭС …...9 §1.2 Новеллы таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС…...………24 Глава 2. Таможенно-тарифное сотрудничество ЕАЭС на примере отдельных государств……………………………………………………………………...…34 § 2.1 Соглашение о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам…….……………………...34 §2.2 Временное соглашение о формировании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран……...………………………...47 Глава 3. Перспективы сотрудничества ЕАЭС с третьими сторонами…….…53 §3.1 Перспективы взаимодействия ЕАЭС с третьими сторонами…….53 §3.2 Правовой статус и влияние заявлений и меморандумов о сотрудничестве между ЕАЭС с третьими сторонами в сфере таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………….60 Заключение……………………………………………………………………….64 Список использованной литературы…………………………………………...67
Список литературы

I. Официальные документы 1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 08.05.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017); 2. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (Подписан в г. Минске 10.10.2014); 3. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (с изменениями на 02. 03.2015 г.); 4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // официальный сайт Евразийского экономического союза URL: http://www.eaunion.org/ (дата обращения 13.05.2019); 5. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 года) // официальный сайт Евразийского экономического союза URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения 13.05.2019); 6. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (Бурабай, 29 мая 2015г.); 7. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999); 8. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г.; 9. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ; 10. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ; 11. Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции»; 12. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 № 11 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2018 – 2019 годы»; 13. Решение № 99 Высшего Евразийского экономического совета "О Порядке осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества" (Принято в г. Москве 23.12.2014); 14. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 № 221 «Об одобрении плана проведения мероприятий по сотрудничеству Евразийской экономической комиссии и Европейской экономической комиссии ООН на 2013 - 2015 годы»; 15. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 115 «О применении триггерных защитных мер и двусторонних защитных мер в рамках Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года»; 16. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2018 № 27 «О мероприятиях, направленных на реализацию Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны от 17 мая 2018 года»; 17. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза»; 18. Единый Таможенный Тариф Евразийского экономического союза // Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 19. Пояснения к Единой Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической Деятельности Евразийского Экономического Союза (ТН ВЭД ЕАЭС)//В ред. Рекомендации Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 24.07.2018 № 12, от 30.10.2018 № 23, от 16.04.2019 № 12); 20. О начале переговоров с Исламской Республикой Иран о заключении временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли// Высший Евразийский Экономический Совет//Решение от 26 декабря 2016 года № 18; 21. Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 17 декабря 2012; 22. Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Королевства Камбоджа от 17 мая 2016; 23. Решение ВЕЭС «О положении о статусе государства-наблюдателя в ЕАЭС» от 14 мая 2018. II Книги, монографии, аналитические и исследовательские работы 24. Евразийская интеграция: сборник научных трудов: ежегодник. Вып.1. СПбГУП, 2017. – 156 с.; 25. Основные интеграционные торговые объединения мира: цели и перспективы развития: информационно – аналитическая записка / Исполнительный комитет СНГ. – М., 2017. – 96 с.; 26. Основные интеграционные торговые объединения мира: цели и перспективы развития: информационно – аналитическая записка / Исполнительный комитет СНГ. – М., 2017. – 96 с.; 27. Евразийский экономический союз. Архитектура будущего. Годовой отчет. Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. – 316 с.; 28. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты, Евразийская экономическая комиссия. – М., 2018. – 506 с.; 29. Внешняя торговля товарами государств – членов Евразийского экономического союза за январь – сентябрь 2017 года: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. – М.: Издательство ООО «Сам Полиграфист». 2018. – 312 с.; 30. Мисько О.Н. Международная экономическая интеграция: учебник. – СПб: Издательство Университет ИТМО, 2017. – 174 с. – ISBN 978-5-9916- 3300-0; 31. Зиядуллаев Н.С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. – № 5 – С. 3 – 18; 32. Зиядуллаев Н.С. Евразийский экономический союз: первые итоги и новые вызовы // Мир перемен. – 2017. – № 1 – С. 149 – 164; 33. Ковалев В.Е., Фальченко О.Д. Евразийская экономическая интеграция: современное состояние и перспективы развития // Уральский государственный экономический университет. – 2017. – № 1 – С. 6 – 12; 34. Мансуров Т. А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы // Экономические стратегии. – 2018. – № 4 – С. 19 – 27; 35. Мигранян А.А. Агрегированная модель оценки конкурентного потенциала стран ЕАЭС // Евразийская Экономическая Интеграция. – 2018. – № 4 (29) – С. 35 – 38; 36. Нарышкин С.Е. О перспективах Евразийской экономической интеграции // Проблемы современной экономики. – 2016. – № 3 (47) – С. 15 – 29; 37. Нигматуллин Н.З. Экономические приоритеты Евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 3 (47) – С. 15 – 28; 38. Пантелеев А.А., Чалая Ю.Ю., Байболотова Р.Ш. Оценка интеграционного потенциала экономик государств – членов Евразийского экономического союза: концептуальные и методологические подходы // Евразийская Экономическая Интеграция. – 2017. – № 2 (27) – С. 12 – 25; 39. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская Экономическая Интеграция. – 2017. – № 2 (27) – С. 14 – 17; 40. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 89–98; 41. Е.В. Федина, И.П. Килина // Анализ механизма взимания таможенных платежей? в ЕАЭС// 2018.; 42. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2018. Т. 12, No 1. С. 89–98; 43. Л.Г. Гревцева, А.В. Аносов// Таможенный? Кодекс Евразийского Экономического Союза: возможности и перспективы// 2017.; 44. Dentones//Таможенное Регулирование // Обзор основных изменении? в таможенном законодательстве и правоприменительной? практике в 2018 году// 2018.; 45. Евразийский экономический союз. Архитектура будущего. Годовой отчет. Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. – 319 с.; 46. Министерство экономики Республики Беларусь// Экономические союзы, доступ на рынки / Зоны свободной торговли между ЕАЭС и другими странами / Зона свободной торговли ЕАЭС Вьетнам/ URL: https://www.economy.gov.by/ru/zst-vietnam-ru/ (дата обращения 25.05.2019); 47. Николаи? Викторович Федоров // Соглашение о зоне свободной? торговли между ЕАЭС и Вьетнамом как фактор россии?ско-вьетнамских отношении?// Санкт-Петербургский? государственный? университет// 2017.; 49. Мазырин В. Соглашение о создании зоны свободной? торговли между ЕАЭС и Вьетнамом // Проблемы Дальнего Востока. – 2015. – No 5. – С. 79.; 50. Мазырин В. Вьетнам: Зоны свободной? торговли // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – No 3. – С. 72.; 51. Внешняя торговля товарами государств – членов Евразийского экономического союза за январь – сентябрь 2017 года: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. – М.: Издательство ООО «Сам Полиграфист». 2018. – 312 с; 52. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: Монография. М., 2014.; III Статьи: 53. Статья: К вопросу о таможенной пошлине и таможенно-тарифном регулировании в связи с образованием Евразийского экономического союза (Гутарина О.В.) ("Реформы и право", 2016, № 4); 54. Статья: К проблематике конституционализации правового статуса Суда ЕАЭС в национальных юрисдикциях государств - членов ЕАЭС (Серобян А.Г.) ("Международное публичное и частное право", 2017, № 6); 55. Статья: Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс (Капустин А.Я.) ("Журнал российского права", 2015, № 11); 56. Статья: Имплементация норм права Евразийского экономического союза в законодательство государств - членов ЕАЭС (Шулятьев И.А., Шкурченко Н.В.) ("Международное экономическое право", 2017, № 3)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС 1.1 ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРАВЕ ЕАЭС В настоящее время в мире идет активное формирование таможенных союзов, основной задачей которых является облегчение процесса торговли между государствами-участниками, снижение таможенных пошлин и создание форм коллективного протекционизма внутреннего рынка от третьих стран. В общем виде таможенные союзы являются мощным политическим инструментом, который устанавливает паритет между странами на мировой арене. Одним из таких союзов является Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), который в настоящее время объединяет Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизстан. Для того, чтобы понять влияние и значение таможенно-тарифного регулирования внутри Союза, автор видит смысл рассмотреть историю формирования этого объединения и понять степень интеграции и взаимодействия стран-участниц друг с другом. Эта информация поможет более точно уловить специфику Союза, тенденции его дальнейшего развития, а также влияние, которое он оказывает на нынешнюю геополитическую ситуацию в мире. Историю формирования ЕАЭС условно можно разделить на несколько этапов: 1) Процесс объединения стран после распада СССР (1995-2000 гг.) 2) Создание Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) (2000-2015 гг.) 3) Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (2015 – по настоящее время) (см. Приложение 1) Первый этап формирования Союза характеризуется попытками стран наладить взаимодействие и торговлю после развала СССР. Созданное в 1991 году Содружество Независимых Государств (далее – СНГ) устанавливало лишь нормы декларативного характера и не предусматривало конкретных механизмов взаимодействия между новыми суверенными государствами. Поэтому на протяжении 1990-1995 гг. Россия взаимодействовала с иностранными государствами посредством двусторонних соглашений. Эта система отличалась особой сложностью, так как в государстве отсутствовали единообразные правила ведения торговли и установления таможенных пошлин, что сильно затрудняло как импорт, так и экспорт товаров и негативно сказывалось на экономике всей страны. В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза (далее – ТС), на основе которого и происходила дальнейшая интеграция между странами. В 1999 г. стороны заключили договор о Едином экономическом пространстве (далее – ЕЭП), в соответствии с которым обязались завершить формирование ТС и перейти к построению «общего рынка». Второй этап создания Союза характеризуется усилением интеграции и взаимодействия между экономиками стран. Еще в марте 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, озвучил идею «евразийской» интеграции представив в МГУ им. Ломоносова «Проект о формировании Евразийского Союза Государств». Однако на тот момент его инициатива не была поддержана другими государствами. Между тем, дальнейшее усиление взаимодействия стран, создание ТС и ЕЭП, дали основания к созданию более сильного экономического союза. В итоге 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Казахстан, Белоруссия, Россия, Таджикистан, Кыргызстан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 года. С его образованием Таможенный союз прекратил свою деятельность. В отличие от ТС Договор об ЕврАзЭс устанавливал нормы более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества стран, предусматривал организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, систему контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности сторон. Целями сообщества ЕврАзЭс были объявлены обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, единого экономического пространства, введение единой валюты. Третий этап ознаменовался значительным прогрессом в вопросах разработки и принятия мер торгового регулирования между странами. 29 мая 2014 г. в Астане по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали Договор о ЕАЭС. Три государства приняли обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики. Согласно договору, ЕАЭС начал работу с 1 января 2015 г., с этого же дня ЕврАзЭС прекратил свою деятельность. Основными органами управления ЕАЭС стали Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК). Основное отличие между ними заключается в том, что Высший евразийский экономический совет состоит из глав государств стран участниц и собирается один-два раза в год для определения стратегии дальнейшего развития объединения и назначения состава и полномочий регулирующих государственных структур (ст. 12 Договора о ЕАЭС). ЕЭК в свою очередь является постоянно действующим регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС. В соответствии со ст. 2 Договора о ЕАЭС основными задачами союза являются обеспечение «свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики». Таким образом, в настоящее время ЕАЭС представляет собой союз с наибольшей степенью экономической интеграции и проработанностью внутренних норм и договоренностей между странами участницами. В отличие от ранее существовавших объединений его нормы носят не декларативный характер, а применяются и используются во внутреннем законодательстве стран-участниц союза. Именно поэтому вопрос таможенно-тарифного регулирования в рамках союза приобретает важное значение для экономики России и развития взаимодействия стран в целом. Рассматривая вопрос таможенно-тарифного регулирования, в первую очередь стоит отделить понятия «таможенного регулирования», «таможенного дела» и «таможенно-тарифного регулирования». Так в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.08.2018 №289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 289) «таможенное регулирование в РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации». В свою очередь таможенное дело представляет собой «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза и вывоза товаров в РФ, их нахождения и использования, порядка совершения таможенных операций, исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами». Таким образом, предмет таможенного регулирования широк и включает в себя как установление полномочий государственных органов, так и регулирование таможенных операций, платежей, порядок ввоза и вывоза товаров». В то же время «таможенно-тарифное регулирование» имеет менее широкий предмет, что подтверждается п. 3 ст. 2 ФЗ №289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования». Из этого определения видно, что таможенно-тарифное регулирование является лишь частью таможенного регулирования. Также п. 21 ст.2 Таможенного Кодекса ЕАЭС дает следующее определение мерам таможенно-тарифного регулирования: «меры таможенно-тарифного регулирования - меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот». В качестве примера ситуации, которая подпадает под «таможенное регулирование», но не подпадает под понятие «таможенно-тарифного регулирования» можно привести транзитную перевозку товаров. Она осуществляется в соответствии с процедурой таможенного транзита, но не подпадает под предмет «таможенно-тарифного регулирования», так как осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования. Также, изучая вопрос таможенно-правового регулирования в контексте ЕАЭС стоит обратиться к нормативно-правовым актам, регулирующим эти взаимоотношения между государствами. В соответствии со ст. 6 Договора о ЕАЭС право Союза формируется из: 1) Договора о ЕАЭС 2) Международных договоров в рамках Союза (в частности Таможенный Кодекс ЕАЭС (далее ТК ЕАЭС)) 3) Международных договоров Союза с третьими сторонами 4) Решений Высшего Евразийского экономического совета и ЕЭК Все вышеперечисленные источники в той или иной степени формируют нормы, которые контролируют взаимоотношения стран в рамках таможенно-тарифного регулирования. Так Раздел IV Договора о ЕАЭС посвящен вопросам формирования единого Таможенного союза на территории стран-участниц. В рамках таможенного союза государств-членов: 1) функционирует внутренний рынок товаров; 2)применяются Единый таможенный тариф ЕАЭК и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами; 3)действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами; 4) осуществляется единое таможенное регулирование; 5)осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором. Договор о ЕАЭС дополняется нормами ТК ЕАЭК, который осуществляет «единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами» (ст. 1 ТК ЕАЭК). Говоря о соотношении между внутренним законодательством стран и ТК ЕАЭС необходимо подчеркнуть, что Договор и ТК ЕАЭС превалируют над внутренним законодательством стран-участниц Союза. В том случае, если таможенным законодательством Союза не урегулированы какие-либо правоотношения, то они регулируются в соответствии с законодательством государств - членов Союза до момента установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Союза. Если в соответствии с таможенным законодательством Союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена Союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Союза. При возникновении противоречий между таможенным кодексом Союза и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения таможенного кодекса Союза. Также в дополнении к ТК и Договору ЕАЭС существует множество решений и пояснений ЕЭК и Высшего Евразийского экономического совета. В качестве примера можно привести Пояснения к Единой Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической Деятельности Евразийского Экономического Союза (ТН ВЭД ЕАЭС) , Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений к Единой Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС», Решение ЕЭК об утверждении Единого таможенного тарифа ЕАЭС и многие другие поясняющие и конкретизирующие документы. На основании вышеприведенных фактов можно вывести два уровня таможенного регулирования на территории Союза: 1) Наднациональный уровень 2) Национальный уровень Наднациональный уровень таможенного регулирования представлен главами государств и главами правительств государств - членов таможенного союза, уполномоченными на подписание международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, а также единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза. Национальный уровень представлен законодательством стран-участниц Союза, чьи нормы дополняют и конкретизируют положения Договора и ТК ЕАЭС, однако, не могут им противоречить. Наконец, рассматривая вопрос таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС, автор работы видит смысл обозначить основные механизмы с помощью, которых страны осуществляют контроль внутри Союза и взаимодействуют с третьим сторонами. В качестве наглядного примера возьмем ситуацию, при которой на территорию Российской Федерации осуществляет импорт товаров. В этом случае условия импорта зависит от страны-поставщика – условно их можно разделить на три категории: 1) страны-участницы ЕАЭС 2) страны, с которыми был заключен договор о зоне свободной? торговли (страны-члены СНГ, Социалистическая Республика Вьетнам, Сербия, Грузия, Республика Югославия) 3) третьи страны В первом случае ввозные таможенные пошлины уплачиваться не будут, налоговая база по косвенным налогам будет определена как сумма внешнеэкономического контракта, а ставки косвенных налогов будут определяться в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах на основе реализации принципа страны назначения. Во втором случае ввозные таможенные пошлины также не будут уплачиваться и косвенные налоги будут рассчитаны исходя из принципа страны назначения, который? предполагает применение ставки 0 % к экспорту товаров и обложение косвенными налогами по законодательству страны назначения. (см. Рис.1) Рис.1. Особенности исчисления таможенных платежей при импорте товаров на территорию ЕАЭС (страна отправления – член ЕАЭС, либо страна, с которой заключен договор о зоне свободной торговли) В третьем случае необходимо учитывать возможность применения преференций, установленных Договором ЕАЭС (см. Рис. 2) 1. Ввозные таможенные пошлины определяются в соответствии с ЕТТ ВЭД ЕАЭС. Если страна отправления является наименее развитой? и входит в соответствующий перечень, а ввозимый? товар включен в перечень товаров, ввозимых с территории наименее развитых страны, то ставка таможенной? пошлины будет составлять 0 %. Если страна отправления является развивающейся, то при выполнении описанных выше условии?, применяется 75 % от базовой? ставки таможенной? пошлины. 2. Косвенные налоги определяются в соответствии с национальным законодательством и законодательством ЕАЭС. При этом необязательна реализация принципа страны назначения. 3. Зачисление сумм таможенных пошлин происходит на единый? счет в Федеральном Казначействе, после чего распределяется в соответствии с Договором о ЕАЭС. Рис. 2. Особенности исчисления таможенных платежей при импорте товаров на территорию ЕАЭС (страна отправления – третьи страны) Из вышеперечисленных примеров мы видим, что на территории стран Союза формирует единая Таможенная территория, на которой не устанавливаются таможенные пошлины (ст. 5 ТК ЕАЭК). Также таможенные пошлины не уплачиваются в отношении государств, с которыми заключен договор о зоне свободной торговли. В случае, если участники ЕАЭС осуществляют взаимодействие с третьими странами (и товары пересекают таможенную границу Союза), такие товары помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, устанавливаемых законодательством ЕАЭС. В этом случае в рамках Союза действуют единые таможенные правила: 1) Единый Таможенный тариф 2) Тарифные квоты 3) Тарифные льготы Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Применение ЕТТ ЕАЭС на таможенной территории Союза является одним из основных принципов функционирования таможенного союза и является неотъемлемым условием обеспечения свободы перемещения товаров между государствами- членами Евразийского экономического союза. Полномочия по ведению ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС переданы государствами - членами Союза на наднациональный уровень и закреплены за Евразийской экономической комиссией. Тарифные льготы применяются в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, которые представлены в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и, согласно статье 43 Договора о ЕАЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров. Полномочия по установлению случаев и условий предоставления тарифных льгот, а также по определению порядка применения тарифных льгот государства - члены ЕАЭС передали Евразийской экономической комиссии. В части II Приложения № 6 к Договору определены случаи предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран. Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о ЕАЭС, международными договорами Союза с третьей стороной, решениями Комиссии. Тарифная квота позволяет регулировать ввоз на таможенную территорию Союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества. Договором о ЕАЭС предусмотрено установление тарифной квоты в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза. Если объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара на таможенной территории Союза или превышает его, установление тарифной квоты не допускается. Условия и механизм применения тарифных квот определены в части III приложения № 6 к Договору. Комиссия распределяет объем тарифной квоты между государствами Сторон в пределах разницы между объемами производства и потребления в каждом из государств, а также определяет метод и порядок распределения тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, при необходимости распределяет тарифную квоту между третьими странами. Наконец стоит отметить, что в рамках взаимодействия Союза с третьими странами применяются так называемые меры «нетарифного регулирования», которые не действуют внутри самого Союза. Нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений. Нетарифные меры (НТМ) — это любые действия кроме таможенных тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли. Данные меры можно разделить на: 1. Нетарифные барьеры «технического характера». К данной группе можно отнести санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле и неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры количественного контроля, отличающиеся от санитарных и фитосанитарных мер и технических барьеров. 2. Нетарифные барьеры «продуктивного» характера, включая меры ценового контроля, финансовые меры, влияющие на конкуренцию (например, институт спец импортёров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии и так далее). В торговле с третьими странами Союзом на основе принципов гласности и недискриминации применяются следующие единые меры нетарифного регулирования: запрет ввоза и (или) вывоза товаров; количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров. Единый перечень товаров, в отношении которых установлен запрет на ввоз таможенную территорию ЕАЭС или вывоз с таможенной территории ЕАЭС представлен в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии. Разрешительный порядок реализуется посредством лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности. Таким образом, анализируя вышеперечисленные источники права, можно прийти к выводу, что в общем виде таможенно-тарифные меры представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенное регулирование устанавливает на таможенной территории ЕАЭС единые правила перемещения товаров через таможенную границу ТС, их перевозки и временного хранения под таможенным контролем на таможенной территории, декларирования товаров, таможенного контроля и др. В завершении подведем итоги первого раздела работы: 1) ЕАЭС представляет собой союз с наибольшей степенью экономической интеграции и проработанностью внутренних норм и договоренностей между странами участницами. Формирование этого союза происходило на протяжении 1995-2015 года и продолжается до сих пор; 2) В ЕАЭС существуют два уровня регулирования: Наднациональный (который включает в себя Договор ЕАЭС, ТК ЕАЭС, Международные соглашения в рамках ЕЭС, Решения Высшего Евразийского экономического совета и ЕЭК) и Национальный (который включает в себя внутреннее законодательство стран-участниц, которое не должно противоречить нормам Наднациональной системы); 3) Размер таможенных пошлин при импорте и экспорте товаров определяется в зависимости от страны- контрагента. Если это страна – член ЕАЭС, таможенные пошлины не уплачиваются, а зачисления от налогов поступают на счет Федеральной Налоговой Службы РФ (ФНС РФ) в Федеральное Казначейство. Если страна-контрагент – третья сторона, с которой не заключены дополнительные соглашения – то таможенные пошлины уплачиваются, и их сумма распределяется между странами-участницами ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС; 4) В отношении третьих стран возможно применение мер как тарифного, так и нетарифного регулирования. 1.2 НОВЕЛЛЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕАЭС Одним из основных документов, содержащих нормы таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС, является Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он призван регулировать взаимоотношения, связанные с перемещением товаров через внешнюю границу ЕАЭС, а также их нахождение на таможенной территории союза (ст.1 ТК ЕАЭС). До конца 2017 года взаимоотношения государств регулировал ТК ЕАЭС от 27 ноября 2009 года (ТК 2009). Однако, с 1 января 2018 года в силу вступил Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (далее - ТК 2018), который внес множество изменений в процесс таможенно-тарифного регулирования, упросив и облегчив многие процедуры предоставления документации и объединив ранее разрозненный и противоречащие друг другу договоры. Во-первых, стоит отметить, что ТК 2018 принципиально отличается от ТК 2009 по своей структуре. Данный документ состоит из 9 разделов, 61 главы, 465-ти статей – тогда как ТК 2009 состоял из 8 разделов и 50 глав. По сравнению с таможенным кодексом ЕврАзЭС в ТК 2018 нет деления на части – общую и специальную. Во-вторых, в ТК 2018 включены положения 16 действующих международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и учтены результаты переговорного процесса по шести проектам международных договоров. После вступления в силу ТК 2018 в качестве отдельных международных соглашений останутся только 5 договоров, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Это соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, особенностей привлечения лиц к административной и уголовной ответственности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
2025 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg