Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Реализация возможностей web-программирования для организации контрольно-оценочной деятельности учителя

cool_lady 1125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) содержит 51 страницу, 61 использованный источник. Данная бакалаврская работа посвящена проблеме использования web-технологий в реализации контрольно-оценочной деятельности учителя. Бакалаврская работа включает описание контрольно-оценочной деятельности. В ней рассмотрены виды и формы оценивания, технологические подходы к реализации контрольно-оценочной деятельности в образовании. В работе предложена практическая реализация контрольно-оценочной деятельности с использованием Web-программирования. Предмет работы: организация контрольно-оценочной деятельности учителя. Объект работы – возможности современных технологий Web-программирования в аспекте организации контрольно-оценочной деятельности учителя. Цель работы – изучение использования web-программирования при разработке сетевых ресурсов для реализации контрольно-оценочной деятельности учителя. В процессе работы использовались методы: анализ научной и методической литературы, изучение технологических аспектов обработки видеоинформации, обобщение и систематизация теоретического и практического опыта в области контрольно-оценочной деятельности учителя. В результате был разработан web-сайт, направленный на реализацию контрольно-оценочной деятельности учителя химии. Степень внедрения – частичная. Область применения – материалы могут быть использованы при проведении курсов по выбору, факультативных и элективных занятий, в качестве справочной информации для самообразования. Эффективность – повышение качества контроля знаний учащихся.
Введение

В педагогических исследованиях проблеме контроля и оценки достижений учащихся всегда принадлежало важное место. Это одна из важных проблем процесса обучения, имеющая различные подходы к решению. Одним из таких подходов является применение средств ИКТ, которые позволяют по иному организовать этап контроля. Средства ИКТ, сравнительно недавно проникшие в сферу образования, позволили автоматизировать контрольно-оценочную деятельность учителя, существенно расширив ее возможности. Программное обеспечение, реализующее автоматизацию, достаточно обширно, но следует выделить те средства, которые направлены на реализацию сетевых технологий, так как они на сегодняшний день являются весьма распространенными. Актуальность работы определяется тем, что реализация контрольно-оценочной деятельности с использованием сетевых технологий и соответствующих средств Web-программирования позволит существенно повысить эффективность работы учителя. Цель выпускной квалификационной работы – изучение использования web-программирования при разработке сетевых ресурсов для реализации контрольно-оценочной деятельности учителя. Для достижения цели исследования потребовалось решение следующих задач: – рассмотреть понятие контрольно-оценочной деятельности, изучить виды и формы оценивания; – проанализировать технологические подходы к реализации контрольно-оценочной деятельности в образовании; – рассмотреть традиционные средства реализации контрольно-оценочной деятельности в образовании; – осуществить практическую реализацию контрольно-оценочной деятельности с использованием Web-программирования. Предметом выпускной квалификационной работы является организация контрольно-оценочной деятельности учителя. Объектом выпускной квалификационной работы являются возможности современных технологий Web-программирования в аспекте организации контрольно-оценочной деятельности учителя. Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: анализ научной и методической литературы, изучение технологических аспектов обработки видеоинформации, обобщение и систематизация теоретического и практического опыта в области контрольно-оценочной деятельности учителя.
Содержание

Введение 5 1 Контрольно-оценочная деятельность в образовании 7 1. 1 Понятие контрольно-оценочной деятельности. Виды и формы оценивания 7 1.2 Технологические подходы к реализации контрольно-оценочной деятельности в образовании 14 2 Средства реализации контрольно-оценочной деятельности 25 2.1 Традиционные средства контрольно-оценочной деятельности. Развитие оценочной системы обучения 25 2.3 Практическая реализация контрольно-оценочной деятельности с использованием Web-программирования 32 Заключение 43 Список использованных источников 45
Список литературы

1. Агапов, А.М. Формирование новых компетенций педагогов в условиях перехода на деятельностный подход / А.М. Агапов, В.А. Львовский. –М. : Авторский Клуб, 2018. – 204 с. 2. Акулов, О. А. Информатика : базовый курс / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Омега-Л, 2011. – 574 с. 3. Антипов, И. Н. Основы информатики и вычислительной техники : метод. пособие для техникумов / И. Н. Антипов. – М. : Высш. школа, 2001. – 246 с. 4. Баранников, К.А. Обновление содержания основного общего образования. Теория и практика / К.А. Баранников, С.Н. Вачкова, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский и др. – М. : Авторский клуб, 2018. – 204 с. 5. Босова, Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы / Л.Л. Босова. – М. : Просвещение, 2017. – 144 с. 6. Воронкова, О. Б. Информатика / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 280 с. 7. Воронцов, А.Б. Инструктивно-методическое обеспечение учета индивидуального прогресса учащихся (уровень образовательного учреждения) / А.Б. Воронцов, П.Г. Нежнов, В.А. Львовский, Б.Д. Эльконин и др. – М. : ОИРО, 2011. – 120 с. 8. Воронцов, А.Б. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения / А.Б. Воронцов, Б.Д. Эльконин, В.А. Львовский и др. – М. : Просвещение, 2013. – 192 с. 9. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ф. Голованова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 240 с. 10. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/ main.htm. 11. Гусарова, Л. В. Виды затруднений учителя в организации контрольно-оценочной деятельности при реализации ФГОС / Л. В. Гусарова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 9–2 (13). – С. 22–26. 12. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина. – СПб. : КАРО, 2015. – 176 с. 13. Демчинова, Е. А. Web-программирование / Е. А. Демчинова, М. В. Исаева ; Костромской государственный университет. – Кострома, 2017. – 193 с. 14. Добротин, Д. Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности / Д. Ю. Добротин // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе : сб. науч. ст. / под ред. Е. Я. Аршанского. – М., 2016. – С. 221–224. 15. Загвязинский, В. И. Педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский ; под ред. В. И. Загвязинского. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 351 с. 16. Закинов, Э. Ю. Система оценки знаний в условиях инновационного образования / Э. Ю. Закинов // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 7. – С. 53–57. 17. Злыднева, Т. П. Технология проектного обучения Web-программированию в рамках компетентностного подхода / Т. П. Злыднева // Журнал естественнонаучных исследований. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 23–31. 18. Иваньшина, Е. Современные педагогические технологии. Основная школа / Е. Иваньшина. – М. : КАРО, 2015. – 176 с. 19. Информатика : учебник / Б. В. Соболь, А. Б. Галин, Ю. В. Панов. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 448 с. 20. Каймин, В. А. Информатика : учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Каймин. – М. : ИНФРА, 2009. – 232 с. 21. Кочурова, Е. Э. Педагогическая диагностика образовательных результатов как компонент контрольно-оценочной деятельности / Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Начальное образование. – 2017. – № 3. – С. 20–28. 22. Крылова, Е. Г. Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики / Е. Г. Крылова // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 49–55. 23. Ллойд, Й. Создай свой веб-сайт с помощью HTML и CSS / Й. Ллойд. – СПб. : Сфера, 2013. – 330 c. 24. Локтева, Г. Г. Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики [Электронный ресурс] / Г. Г. Локтева // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/index.php/files/organizatsiia-kontrolno-otsenochnoi-deiatelnosti-n.html. 25. Лукьянова, В. А. Web-программирование как элективный курс / В. А. Лукьянова // Информационные технологии в социальной сфере : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Арина. – М., 2016. – С. 120–122. 26. Лукьянова, В. А. Мотивация учащихся в изучении элективного курса «Web-программирование» / В. А. Лукьянова // Информационные технологии в социальной сфере : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Кириной. – М., 2017. – С. 100–103. 27. Любушкина, Л. А. Психологический аспект контрольно-оценочной деятельности учителя / Л. А. Павлов, Л. А. Любушкина // Научные открытия 2016 XII : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. И. Комова. – М., 2016. – С. 696–703. 28. Макарова, Н. В. Информатика : учебник для вузов / Н. В. Макарова, В. Б. Волков. – СПб. : Питер, 2011. – 573 с. 29. Маркин, А. В. Электронный учебный курс «Web-программирование» / А. В. Маркин, С. С. Шкарин // Наука и образование. – 2013. – № 3 (46). – С. 51–53. 30. Михаленок, В. В. Об использовании возможностей современных Web-ориентированных платформ при обучении программированию и построении открытого образовательного пространства / В. В. Михаленок // Ученые записки ИИО РАО. – 2013. – № 9. – С. 236–244. 31. Муштавинская, И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО / И.В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2015. – 144 с. 32. Ниматулаев, М. М. Отражение дидактического функционала Web-технологий в содержании компонентов профессиональной деятельности учителя / М. М. Ниматулаев, М. М. Абдурзаков // Развивающий потенциал образовательных Web-технологий : сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Миронова, С. В. Напалкова. – М., 2018. – С. 273–278. 33. Новожилов, О. П. Информатика : учеб. пособие для бакалавров / О. П. Новожилов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 564 с. 34. Одинамадов, Ф. И. Web-программирование / Ф. И. Одинамадов // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине : сб. науч. тр. II Междунар. конф. / под ред. А. С. Лисина ; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск, 2015. – С. 180–185. 35. Павлов, А. Ф. Культура контрольно-оценочной деятельности учителя / А. Ф. Павлов // Ступень в педагогическую науку : материалы VIII Междунар. форума работников образования / под ред. А. А. Митина. – М., 2016. – С. 58–69. 36. Пачевский, Д. Е. Web-дизайн и Web-программирование : учеб. пособие / Д. Е. Пачевский ; ГОУВПО «Воронежский гос. технический ун-т». – Воронеж, 2007. – 173 с. 37. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 511 с. 38. Педагогика : учебник / под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с. 39. Петруленков, В. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В. Петруленков. – М. : ВЕКО, 2017. – 112 с. 40. Писарева, С. В. Интерактивные возможности в контрольно-оценочной деятельности [Электронный ресурс] / С. В. Писарева. – URL: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/interaktivnye-vozmozhnosti-v-kontrolno- ocenochnoy-deyatelnosti-548166. 41. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»). – URL: https://docs.google.com/file/d/0B4XeHaHQ5z5ccVdUMTZkOS0yU0U/edit. 42. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М. : Юрайт, 2013. – 574 с. 43. Поташник, М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие / М. М. Поташник, М.В. Левит. – М. : Педагогическое общество России, 2015. – 320 с. 44. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ Об утверждении 1897.rtf. 45. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/4588/приказ Об утверждении 413.rtf. 46. Прончев, Г. Б. Информационная система для создания виртуальной образовательной среды в общеобразовательной школе / Г. Б. Прончев, Д. А. Кузьменков // Педагогическая информатика. – 2013. – № 1. – С. 57–65. 47. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. 48. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2765-р и «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. 49. Сафонов, В. И. Методика использования Web-программирования в школьном курсе математики : учеб. пособие / В. И. Сафонов. – Саранск : Копир, 2007. – 52 с. 50. Сафонов, В. И. Подготовка учителей математики и информатики к использованию Web-программирования для организации вычислительного эксперимента / В. И. Сафонов // Учебный эксперимент в образовании. – 2014. – № 2. – С. 23–31. 51. Ситник, З. Н. Контрольно-оценочная деятельность учителя в рамках ФГОС / З. Н. Ситник // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О. Б. Даутовой, И. И Соколовой, З. Н. Ситник. – М., 2014. – С. 276–280. 52. Скрипова, Н. Е. Методические особенности подготовки педагогов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности / Н. Е. Скрипова, С. И. Макушкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 2 (31). – С. 14–20. 53. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 11-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 608 с. 54. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие / сост.: М. С. Волкова, Ю. Е. Паулова, М. Г. Якунчева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019. – 148 с. 55. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2974. 56. Федеральный портал «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. – URL: http://school-collection.edu.ru/. 57. Федорова, Г. Н. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Федорова. – М. : Академия, 2016. – 333 с. 58. Хисамудинов, А. Р. Использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя [Электронный ресурс] / А. Р. Хисамудинов. – URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314256/. 59. Цукреман, Г. А. Что такое умение учиться и как его измерять / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. – Вопросы психологии, 2015. – С. 3-14. 60. Чибизова, Н. В. Программирование для Web : учеб. пособие / Н. В. Чибизова, А. Г. Шевченко ; М-во образования и науки Российской Федерации. – М., 2012. – 132 с. 61. Чубаро, С. В. Организация контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся в рамках стратегии активной оценки / С. В. Чубаро, Г. А. Лешко // Наука – образованию, производству, экономике : материалы ХХIV (71) Регион. науч.-практ. конф. / под ред. И. М. Прищепа [и др.]. – М., 2019. – С. 101–102.
Отрывок из работы

1 Контрольно-оценочная деятельность в образовании 1. 1 Понятие контрольно-оценочной деятельности. Виды и формы оценивания Сегодня перед современной школой стоит очень важная задача –подготовка школьников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором непрерывном потоком появляются новые знания, соответственно постоянно возникает потребность в новых профессиях, а так же в непрерывном и качественном повышении образования. Образование должно соответствовать современным тенденциям и требованиям, предъявляемым к современной системе образования. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий, которые получили мощное развитие в связи с массовым распространением интернет-ресурсов и стали доступными для всех образовательных учреждений. Важнейшим условием успешности учения является активность учащихся в познавательной деятельности. Характер и степень активности учащихся могут быть различными, но процесс обучения не может состояться, если они пассивны. Усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, хотя и руководимой и направляемой преподавателем. То же относится к развитию познавательных способностей учащихся – это результат их собственной мыслительной деятельности [2, c.29]. Контрольно-оценочная деятельность – это важное условие повышения эффективности учебного процесса, которое является систематическим получением учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Первая трёхбалльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд, место ученика (по успеваемости) среди других учащихся класса (1-й – лучший, 2-й – средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Цифровая система оценки знаний была введена Министерством просвещения Российской империи в 1837 году. Баллам стали придавать иное значение: с их помощью старались оценить познания учащихся. Было установлено, что 1 балл говорит о слабых успехах, 2 балла оценивают посредственные знания, 3 – достаточные, 4– хорошие, 5 – отличные [12, с. 48]. Противниками балльной системы отметок были А. Н. Страннолюбский, П. Г. Редкий и др. русские педагоги, которые считали, что баллом (числом) не могут быть оценены нравственные качества человека, его трудовые усилия. Преподаватель обязан не только определить уровень знаний и умений учащихся, но и разъяснить каждому ученику и его родителям все те обстоятельства, которые способствуют или препятствуют успешности обучения, выявить причины неуспеваемости. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. В педагогической практике полезно различать несколько видов контроля диагностики: предваряющий, текущий, периодический и итоговый. Предваряющий (или входной) контроль необходим для выявления уровня знаний и развития учащихся вновь созданных классов, где учитель начинает работать. Он должен в отношении новичков, приходящих в сложившийся класс, или в начале нового раздела курса для выявления базовых знаний и умений. Текущий контроль проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков. Периодический (этапный) контроль выполняется в виде контрольных работ, зачетов, тестирования и полезен после изучения крупных тем или разделов [4, с. 3]. Итоговый контроль проводится после курса или в конце крупного этапа обучения (четверть, полугодие, учебный год, переход из одного возрастного звена образования к другому). Такой контроль проводится как экзамен, зачет, защита проекта, курсовой работы. При оценивании знаний важны следующие требования, предъявляемые к оценке: объективность: отсутствие любой предвзятости в оценке; субъективность: гуманистический подход, стимулирующий, а не дезорганизующий эффект оценивания; учет реальных возможностей и здоровья учеников; систематичность, зависящую от возврата учеников: текущий контроль более эффективен в младших классах, старшим же школьникам предпочтительны периодический и итоговый виды контроля; открытость (или гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки; конструктивность, которая может выражаться в конкретных действенных рекомендациях, улучшающих достижения учащихся и намечающих направления последующих этапов работы [4, с. 59]. В социальной сфере объектами проверки становится степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде. В число основных задач проверки и оценки результатов обучения включает образовательную, стимулирующую, воспитывающую, аналитико-корректирующую и контрольную функции. В рамках образовательной функции проверка, контроль и учет остается частью обучения; важно не только выявить и зафиксировать уровень обученности, но и способствовать обучению, исправлению ошибок, дальнейшему развитию. Продолжая образовательную функцию, стимулирующая функция следит, чтобы проверка и контроль не дезорганизовывала деятельность ученика, а, создавая психологически комфортные условия, вселяли уверенность в достижении новых целей. В воспитывающей и развивающей функциях формулируется самооценка учащегося, ответственности, устремленности и других социально значимых способностей [12, с. 38]. Аналитико-корректирующая функция – это самоанализ учителя и его педагогическая рефлексия; с точки зрения ученика, это освоение методов преодоления трудностей, коррекции учебно-познавательной деятельности. Контрольная функция нужна для отслеживания норм и стандартов и фиксирования достижений. Традиционные средства, использующиеся совместно со средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повышают функциональность и эффективность образовательного процесса. Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием специализированного программно-аппаратного комплекса (СПАК), или автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся. Компьютерные средства обучения и информационные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают создание глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам. Применение компьютерных технологий обучения влечет за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания. Информация о том, как оценивает компьютер работу ученика, необходимо учителю, но ни в коем случае не для выставления этой оценки (пусть даже в форме, преобразованной в баллы), а исключительно для учительского анализа конкретной учебной ситуации. При любой степени информатизации школьного учебного процесса и любой насыщенности школ компьютерами ответственность за подготовку, планирование, проведение и анализ результатов урока(включая оценивание учеников) несет учитель, даже если при этом использует информацию компьютера в качестве рекомендации, в качестве информационного обеспечения своей миссии [39, с.15 ]. Использование компьютерных средств и специализированного программного обеспечения позволяет учесть индивидуальные особенности ученика, повысить наглядность преподаваемого материала и многое другое. Учитель – ключевая фигура в реализации идеологии информационных технологий в образовании, что отмечалось еще на ранней стадии компьютеризации учебного процесса. В 1971 году на международном семинаре в Париже по проблеме включения информатики в содержание образования подчеркивалось, что подготовка учителя, формирование его активной позиции – ключевой вопрос в решении этой проблемы. Между тем, на начальном этапе информатизации у большинства учителей, получивших образование до середины 80-х годов, наблюдался определенный конфликт между их жизненным опытом, в котором не было компьютера, и действительностью, когда средства вычислительной техники завоевывали все новые области человеческой деятельности [41, с. 69]. Большинство учителей воспитывалось в то время, когда еще не было персональных ЭВМ, и общение с компьютером осуществлялось через посредников-программистов, аналитиков, операторов. Кроме того, было распространено мнение о компьютерах, как о технически сложных машинах, предназначенных для использования исключительно высококвалифицированными специалистами. Отсутствие у учителя необходимой подготовки для работы с современными средствами вычислительной техники было одной из главных причин, сдерживающих действительно широкое использование компьютеров в учебном процессе. Относительно недавно компьютер рассматривался в качестве исполнителя команд, записанных на некотором языке программирования. Это сильно тормозило применение информационных технологий в учебном процессе, поскольку предполагало владение педагогом основами информатики. В настоящее время разработан целый спектр педагогических программных средств, ориентированных на применение в учебном процессе для автоматизации учебной деятельности, повышения наглядности изучаемого материала, учета индивидуальных особенностей обучающихся и др [13, с. 23]. Переход на новые ФГОС требует нового подхода к системе контрольно-оценочной деятельности в школе. У школьников осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Результат его деятельности определяется, прежде всего, по глубине, прочности и системности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. В современной педагогике не установились понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет». Общим понятием является контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. У оценки две функции: контролирующая и стимулирующая. Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся – это страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у них, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть как отличник, так и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт [14, с. 35]. Важное условие повышения эффективности учебного процесса – систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. От того, как осуществляются контроль и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учебе, формирование интереса к предмету, воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия. С целью сохранения психического здоровья детей предполагается для текущего, периодического и итогового контроля обозначать индивидуальную динамику развития учащегося и степень усвоения им знаний, умений и навыков в наглядно-игровой, занимательной форме. Принцип дифференциации даёт возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика, использовать разного уровня сложности контрольные работы. Это даёт возможность каждому ученику попробовать свои силы при выполнении нестандартных заданий [8, с. 26]. Задания повышенного уровня проверяют способность ученика выполнять такие учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительные задания или выполнил его с ошибкой. Во-вторых, это даёт учителю право выбирать ту форму контроля, которая больше подходит для данного класса. (Диктант или тест, контрольная работа или тест). Такой подход к контрольно-оценочной деятельности учащихся повышает степень усвоения изученного материала, качество начального образования в целом и мне как учителю помогает проследить уровень учебных достижений каждого ученика и скорректировать дальнейший процесс обучения [38, с. 58]. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Далее будут рассмотрены технологические подходы к реализации контрольно-оценочной деятельности. 1.2 Технологические подходы к реализации контрольно-оценочной деятельности в образовании В педагогических исследованиях важное место всегда принадлежало проблеме контроля и оценки достижений учащихся. Актуальность данной проблемы сохраняется и сейчас. Проблема как раз и состоит в том, чтобы разработать единые подходы к процедуре оценки качества результатов обучения, т.к. большинство проводимых в последние годы разработок носят фрагментарный характер, при этом реализуются различные, несогласованные друг с другом, модели качества, что не допускает их обобщения и распространения на всю систему образования. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов, реализующей заявленный в ФГОС системно-деятельностный подход, является защита итогового индивидуального проекта. Индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект) – особая форма организации деятельности обучающихся. Результаты его выполнения связаны с сформированностью метапредметных результатов обучения школьников. Защита индивидуального проекта в примерной основной образовательной программе является основной процедурой итогового оценивания сформированности метапредметных результатов [36, с. 47]. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [11, с. 37]. Учитель, в соответствии с уровневым подходом оценивания планируемых результатов, разрабатывает оценочные материалы, используемые затем для оценивания представляемых проектов. Проект (в самой общей формулировке) – реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на бумажных или электронных носителях. Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа. Рассмотрим виды проектов в школе. Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Надпредметный проект – вне предметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта – это уже реализация проекта. В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Кейс – описание ситуации, заимствованной из реальной практики бизнеса или жизни. Кейс метод относят к неигровым имитационным методам обучения. Кейс-метод предназначен для организации активной работы слушателей (самостоятельный анализ, предложения, обсуждения, дискуссии). Преимущества использования кейс-метода: развитие умений применять знания к решению профессиональных проблем, получение навыков решения профессиональных проблем введение элементов проблемного обучения- получение навыков групповой работы в команде-получение навыков анализа информации, принятия решений, их аргументации и презентации [18, с. 46]. Рассмотрим методы проведения рефлексии на уроках. Рефлексия от латинского «reflexio» – обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ, самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия возможна на любом этапе урока. Цель рефлексии – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: – рефлексия настроения и эмоционального состояния; – рефлексия деятельности; – рефлексия содержания учебного материала. Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения, педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия [17, с. 31]. Критерии оценки – компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.). Ещё одним средством реализации контрольно-оценочной деятельности являются тесты. На современном этапе развития диагностики существует несколько подходов к пониманию категории «тест». Тесты не могут являться универсальным средством диагностики, так как имеют границы использования. Они имеют как достоинства (по сравнению с другими способами они являются более объективными и качественными способами оценивания; обладают емкостью, широтой, объемностью, гуманистичностью, эффективностью с экономической точки зрения), так и недостатки (низкая объективность, возможность случайного выбора правильного ответа, направленность обследуемого на социально приемлемые варианты ответов и т.д.) [29, с. 58]. Важной частью диагностического исследования является процесс интерпретации полученных данных. Интерпретация (истолкование) результатов исследования включает в себя наиболее общие положения и рекомендации, относящиеся к завершающей стадии исследовательской работы. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, нетривиального. Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок. Интерпретация полученных результатов зависит от того, на что был направлен тест [23, с. 35]. Тесты могут быть ориентированы на критерий и на норму. Согласно первому подходу, по мнению В.С. Аванесова, вывод достраивается рейтингом: заданияю Например, главным ориентиром при интерпретации является некая норма, по которой происходит сравнение всех полученных результатов по данному тесту. В соответствие со вторым подходом, для критериально-ориентированной интерпретации вывод выстраивается по логической цепочке: задания ответы выводы о соответствии испытуемого заданному критерию. Например, главными критериями при интерпретации являются выделенные уровни, которые определяются с помощью данного теста. Использование ненадежных тестов, допуск большого количества ошибок в тестировании людей может стать причиной педагогических и административных ошибок, последствия которых трудно исправить. При оценке надежности теста используются три основных метода: 1) повторное тестирование (ретестирование) – определение помехоустойчивости; 2) расщепление группы – определение помехоустойчивости; 3) расщепление теста – определение внутренней согласованности. В большинстве случаев надежность определяется как коэффициент корреляции. Валидность – характеристика инструментария, критерий его качества. Валидность указывает, что именно инструмент измеряет и насколько хорошо он это делает. Чем валиднее инструмент, тем лучше отображается в нем свойство, ради измерения которого он создавался. Валидность внешняя – обоснованность распространения результатов, полученных на экспериментальной группе, в экспериментальных условиях[43, с. 33]. Создание психолого-педагогических тестов достаточно сложный процесс и требует от исследователя не только знаний, но и компетентности в данном виде деятельности. Любое исследование необходимо проводить с учетом требований методологии исследования. Для того, чтобы мониторинговое исследование было проведено научно и грамотно, важно учитывать все методологические основы исследования. Поэтому далее предлагается алгоритм его проведения. Рассмотрим алгоритм проведения мониторингового исследования. 1) Разработка программы исследования (постановка проблемы, задач, определение объекта и предмета изучения, уточнение основных понятий и т.д.). 2) Определение объектов исследования (выборки). 3) Разработка методики конкретного исследования. 4) Апробация (пилотаж) методики, ее доработка, проверка надежности. 5) Сбор первичной информации с контролем надежности и достоверности получаемых данных. 6) Логическая количественная обработка полученных данных. 7) Интерпретация результатов, подготовка выводов и отчета. Возможна следующая структура отчета об исследовании. 1) Введение (излагаются предпосылки работы, ее условия, указываются участники и т.п.). 2) Программная часть (обзор литературы по проблеме, задача исследования, гипотезы и т.п.). 3) Объекты и методы (описание объектов исследования, методов, процедур пилотажа, проверка надежности изучаемых данных, сбора первичной информации). 4) Результаты (описание и анализ полученных данных в соответствии с поставленными задачами и гипотезами в компактной форме). 5) Выводы и рекомендации. 6) Заключение (краткое сообщение материалов отчета и возможные планы на будущее). 7) Приложения (описание инструментария, использованного в исследовании: анкет, схем наблюдения, кодировочных матриц, инструкции, таблицы, графики и т.д.) [39, с. 33]. Проводя мониторинговое исследование, важно выбрать наиболее эффективный и экономичный метод исследования, который поможет исследователям эффективно проводить диагностику методом опроса. Продолжая разговор о применении информационных и коммуникационных технологий в образовании, нельзя не остановиться на такой актуальной проблеме, как итоговая аттестация обучающихся. С переходом на единый государственный экзамен как обязательный при итоговой аттестации, возникли многочисленные Интернет-ресурсы, посвященные, помимо прочего, подготовке выпускников основной и средней школы к сдаче итогового экзамена [16, с. 27]. Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта: 1) общешкольное оснащение; 2) оснащение предметных кабинетов; 3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование. Так, в соответствии с п.3.2 Рекомендаций, совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся, что стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся и развивает их познавательные интересы. Кроме того, она позволяет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Программирование, 46 страниц
450 руб.
Дипломная работа, Программирование, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Программирование, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Программирование, 70 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Программирование, 71 страница
6000 руб.
Дипломная работа, Программирование, 92 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg