Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь коммуникативной рефлексии и профессиональной направленности у студентов

eandryushhenkova 400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Данное исследование позволило нам выявить и доказать существование значимой и тесной взаимосвязи между коммуникативной рефлексией и профессиональной направленностью студентов, обучающихся по направлению «Специальное(дефектологическое) образование». Гипотезой исследования являлось то положение, что между направленностью на профессию и коммуникативной рефлексией студентов психологического факультета есть взаимосвязь. В ходе проведения исследования эта взаимосвязь и ее значимость была выявлена, что говорит об успешном подтверждении выдвинутой гипотезы. Взаимосвязь, выявленная в ходе проведения эмпирического исследования, носит положительный характер. Соответственно, можно утверждать, что, чем выше у студента показатель уровня рефлексивности и коммуникативной рефлексии, тем выше уровень его профессиональной направленности. Студентам, способным к самоанализу и анализу внутреннего состояния других людей, проще сделать выбор в пользу той или иной профессии. Рассматривая ситуацию с разных сторон, мысленно проецируя себя в различные сферы, представление себя на месте других, оценка собственных возможностей – все это позволяет студентам более осознанно взглянуть на профессию и представить в ней себя. Развитые аналитические способности позволяют взглянуть на какие-либо вещи под иным углом, и это подчас определяет их значимость для человека.
Введение

Вопрос взаимосвязи профессиональной направленности и коммуникативной рефлексии у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, сохранил свою актуальность и до наших времен. Нельзя сказать, что эта тема исследована достаточно глубоко и полно, именно поэтому необходимо изучить все ее аспекты, а также уделить внимание практической части, не забывая и про теорию. Актуальность данного исследования обусловлена малоизученностью этого вопроса, а также тем, что в связи с реформированием и прогрессированием Российской системы образования детей с отклонениями в развитии растет и востребованность молодых специалистов в различных сферах деятельности, в том числе и в коррекционных образовательных учреждениях. Необходимо понимать, что становление профессиональной направленности у студента как будущего специалиста находится в определенной зависимости от уровня его рефлексивности. На сегодняшний день мы можем наблюдать разнообразие множества форм и видов рефлексии, каждый из которых в той или иной степени оказывает влияние на рост заинтересованности в выбранной профессии и осознание студентом себя в роли узконаправленного специалиста. Научный интерес к рефлексивным процессам и рефлексии как явлению в целом проявили А. В. Карпов[17], Я. А. Пономарев[29], Ю. С. Степанов[37], С. Л. Рубинштейн[33], А. В. Брушлинский[4], В. И. Слободчиков, И. Н. Семенов[37] и другие. Из зарубежных психологов мы можем выделить А. Буземана, который пожелал выделить в отдельную, особую область все исследования рефлексии и самосознания. Вопросом влияния рефлексии на стремления к профессии и направленность на достижения в работе занимались А. Н. Леонтьев[21], Б. Ф. Ломов, Е. М. Чудновский, В. В. Столин, К. А. Абульханова-Славская, Е. М. Иванова и другие. Тем не менее, мало кто из них рассматривал именно коммуникативную рефлексию как отдельный тип, а также ее взаимосвязь с профессиональной направленностью молодых дефектологов. Однозначно, этот вопрос остается актуальным в наши дни, что и послужило толчком к выбору мной темы выпускной квалификационной работы, определения в ней предмета исследования, объекта, а также целей и задач исследования. Предмет исследования: взаимосвязь двух явлений, характерных для будущих специалистов. Объект исследования: студенты третьего курса очного отделения в количестве 22-х человек, обучающиеся по направлению 44.03.03 «Специальное(дефектологическое) образование». Цель исследования: выявление взаимосвязи между коммуникативной рефлексией и профессиональной направленностью у студентов. Задачи исследования: 1. Ознакомиться с основными видами и формами рефлексии в современной психологии с научной точки зрения. 2. Изучить особенности развития коммуникативной рефлексии у студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. 3. Проанализировать процесс формирования профессиональной направленности у студентов и влияющих на него факторов. 4. Провести экспериментальное исследование с целью выявления взаимосвязи между профессиональной направленностью и коммуникативной рефлексией у студентов. Гипотезой данного экспериментального исследования послужило предположение о том, что между коммуникативной рефлексией и профессиональной направленностью студентов имеется взаимосвязь. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили: • Концепция рефлексии (А. В. Карпов) [17]; • Субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн) [35]. Методы исследования: 1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; 2. Психодиагностический метод (проведение тестирования с помощью опросников); 3. Методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕФЛЕКСИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.03.03 «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………………………………… 1.1. Основные научные подходы к рефлексии и коммуникативной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии........................................................................……… 1.2. Особенности профессиональной направленности студентов………….……………………..………………………………… 1.3. Специфика взаимосвязи коммуникативной рефлексии и профессиональной направленности студентов………………………..………………………………….. Выводы по главе 1……………………………………………………….. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ………………………………………………….. 2.1.Организация и методы экспериментального исследования взаимосвязи……………………………………………….…………………..… 2.2. Результаты проведенного исследования взаимосвязи…………………. Выводы по главе 2…………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………….
Список литературы

1. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 2. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 272 с. 3. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 75. – №11. С. 43. 4. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс. — Вопросы психологии, 1984, No 5, с. 17 — 29. 5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М., 1984. — 433 с. 6. Городничева, А. С. Дидактические технологии развития профессионально-педагогической направленности студентов( в курсе педагогики): Дисс. канд. пед. наук / А. С. Городничева. Шуя, 1999. -202с. 7. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. — В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982, с. 100— 108. 8. Давыдов, В. В. О двух основных путях развития мышления школьников. — В кн.: Материалы ГУ Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси, 1971, с. 686 — 687. 9. Дубровицкая, Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т. Д. Дубровицкая // Психологическая наука и образование. 2004. - №2. – С. 82-86. 10. Зеер, Э. Ф. Психология профессии: Уч. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, М.: Академ. проект. 2003. – 336с. 11. Зимичева, С. А. Лонгитюдное исследование динамики профессиональной направленности: Автореф. дис. . канд. психол. наук / С. А. Зимичева –Л., 1977. – 24с. 12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2000. – 215с. 13. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М., 1983, — 336 с. 14. Карнелович М.М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования. – Гродно : ГрГУ, 2009. – 67 с. 4. 15. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. т. 27. № 6 С. 18-28 16. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления М.: Институт психологии РАН, 2000. 283 с. 17. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 450 с. 18. Коколова Т.В. Рефлексивные умения будущих педагогов-психологов и их формирование в процессе педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. 2012. – №3. С. 208-210. 7. Коржуев А.В., Попков В.А., Антонова Н.Н. Педагогика рефлексии как компонент дополнительного образования преподавателя высшей школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. – №3. С. 26-32. 19. Кондратьева С.В. Профессионализм в педагогическом общении. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2003. – 330 с. 5. 20. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 21. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология : журн. Высш. шк. экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135. 22. Лидак Л.В., Погребная О.С. Рефлексия как условие формирования адекватной «Я-концепции» педагога: Монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 128 с. 6. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 375 с. 7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004. – 318 с. 8. 23. Лушпаева Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. …канд. психол. наук / Елена Владимировна Лушпаева. – М., 1989. 24. Морозюк С.Н. Акцентуации характера и саногенная рефлексия. М.: «Штыкова М.А.», 2000. 243 с. 25. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия и акцентуация: Автореф. доктора психол. наук. М., 2001 26. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. — Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», 1984, No 4, с. 71 — 72. 27. Овсянникова, И.Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики / И.Г. Овсянникова // Изв. Волгогр. гос. пед. Сер.: Педагогические науки. – 2013. – №2 (77). – С. 33-36. 28. Орлов Ю.М. Саногенное мышление / Составители А.В. Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн. 1—М.: Слай-динг, 2003,—96 с. 29. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983. — 205 с. 30. Проблемы эвристики / Под ред. Б. Н. Пушкина. М., 1969. — 272 с. 31. Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 288 с. 32. Рефлексия в науке и обучении, — Новосибирск, 1984. 33. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2003. - 720 с. 35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Издание 2-е М.: Просвещение, 1976. — С.415. 36. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. — М., 1990. 37. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, с. 154 — 182. 38. Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. — В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984, с.127 — 129. 39. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии. – М., 1989. 40. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. — В кн.: Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983, с. 76 — 82. 41. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М., 1997. 42. Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). — В кн.: Социальная психология личности. Л., 1973, с. 140 — 149. 43. Тарасюк Н.А., Семенова Ю.И. Развитие рефлексивных умений как основа профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. – №12. С. 159-162. 44. Ткачева, Н. Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Автореф. дисс. . канд. психол. наук / Н. Ю. Ткачева. М., 1983. - 16с. 45. Халяпина, Л. Н. Социализация учителя / Л. Н. Халяпина. – Кузбассвузиздат, 1995. -128с. 46. Черных, А. Н. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических институтов: Дисс. . канд. пед. наук / А. Н. Черных. Рязань, 1976. – 218с. 47. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. — В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974, с. 12-28. 48. Щербаков, А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. –Л., 1968. – 120с. 49. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расш. изд. Москва: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
Отрывок из работы

Обеспечение современной системы образования высококвалифицированными специалистами в области психологии, способными справляться с большими объемами работ и исполнять свои обязанности максимально профессионально – задача, стоящая перед высшей школой на сегодняшний день. Этот вопрос сохраняет свою актуальность уже многие годы, так как все чаще и чаще общество сталкивается с разногласиями в вопросах нехватки профессиональных кадров и нежеланием большинства студентов-выпускников психологического факультета работать по приобретенной специальности. Исходя из этого, мы можем понимать, какие цели и задачи преследуются высшими учебными заведениями. Это обеспечение в полной мере всей необходимой информацией о выбранной специальности, раскрытие положительных ее сторон, а также совместное обсуждение многообразия различных профессиональных сфер и областей, в которых могут быть применимы полученные студентами-психологами знания. Поскольку особенности профессиональной направленности студентов – тема противоречивая и многогранная, к ней проявляли интерес множество советских и нынешних ученых. Было проведено немало исследований различных аспектов этого вопроса. На сегодняшний день мы можем открыть для себя эту проблему с разных сторон благодаря работам современных исследователей. Условия и пути формирования, а также коррекции профессиональной направленности студентов изучали Э. Ф. Зеер[10], Н. В. Кузьмина[20], В. А. Сластенин[41], С. А. Зимичева[11], А. Н. Черных[46] и другие. Критерии оценки профессиональной направленности, а также методы и диагностики были разработаны А. А. Реаном[31], Н. Ю. Ткачевой[44], А. И. Щербаковым[48], Е. П. Ильиным[12] и другими. Уровни сформированности профессиональной направленности и этапы ее становления были описаны в работах Л. Н. Халяпиной[45], Е. М. Никиреевым, Т. Д. Дубровицкой[9], А. С. Городничевой[6] и другими. Профессиональная направленность на сегодняшний день представлена совокупностью мотивационных факторов личности, так или иначе связанных с ее профессиональной деятельностью и несомненно влияющих на выбор будущей профессии. Такими факторами могут быть интересы, стремления, различные склонности к тому или иному виду деятельности. Выбор профессии, с которой человек намерен работать в дальнейшем, является одним из главных решений в его жизни, именно поэтому ему стоит подойти к этому вопросу со всей своей ответственностью. Необходимо отдавать себе отчет в том, что от уровня профессионализма будет зависеть качество выполняемой работы, а вместе с тем удовлетворенность или же неудовлетворенность собственной профессией. Относительно общей направленности личности, профессиональная направленность выступает ее структурным компонентом и является показателем осознанности и зрелости. В структуре же самой профессиональной направленности мы, опираясь на исследования В. А. Ядова[49], такие структурные компоненты, как: • мотивационный; • аффективный(эмоциональный); • когнитивный. Мотивационный компонент этой структуры обусловлен устойчивой мотивацией личностно-профессионального развития, а также возрастанием и укреплением интереса к приобретаемой профессии в ходе обучения. Среди главных мотивов выбора студентом профессии можно выделить, прежде всего, желание решить собственные проблемы психологического характера, стремление к саморазвитию, желание изучить психологию с целью лучшего понимания своего внутреннего мира, себя и людей в дальнейшем, а также стремление помогать другим людям в их психологических трудностях. Аффективная, или эмоциональная сфера студентов психологического факультета обусловлена положительным эмоциональным отношением к будущей профессии, уверенностью в своем профессиональном будущем и полной готовностью быть ответственным за свою работу. К когнитивному компоненту мы можем отнести такие понятия, как полностью осознанный и самостоятельный выбор будущей профессии, твердость намерений развиваться именно в этой сфере и ценность личностного роста и профессиональной самореализации. Исходя из рассмотренных аспектов, мы можем судить о том, каким может и должен быть тип личности студента психологического факультета. По результатам исследований с помощью психодиагностических методик уже известного нам А. В. Карпова, а также Е. М. Павлютенкова и Дж. Холланда, исследователями было установлено, что среди всех типов личности студентов-психологов преобладают интеллектуальный, социальный, и артистический типы. Интеллектуальный тип личности студента характеризуется развитыми аналитическими способностями, направленностью и способностью решать сложные интеллектуальные задачи. Виды деятельности, которые чаще всего предпочитают студенты интеллектуального типа личности – сбор информации, анализ и систематизация ее. Социальный тип личности обусловлен развитыми навыками коммуникации, потребностью в общении, склонностью к лидерству в группе людей. Такие студенты предпочитают работать с людьми посредством консультирования, обучения, оказания разного рода помощи. И, наконец, артистический тип личности отличается острой потребностью в самовыражении, оригинальностью мышления, желанием преобразовать скучную однообразную работу в веселое приключение, при этом не утратив значимости результата. К такому типу можно отнести многие творческие сферы деятельности. Таким образом, полноту и эффективность деятельности студента-психолога могут обеспечить типы личности, обладающие развитыми аналитическими способностями, оригинальные и творчески направленные, а также ориентацией на социальное взаимодействие и стремлением к коллективной деятельности. Они же положительно влияют и на профессиональную направленность, что в конечном итоге позволит найти в выбранной профессии больше положительных сторон и выстроить комфортную, подходящую для творческой работы среду. В ходе проведения исследований с помощью различных методик также было выявлено, что преобладающими мотивами выбора студентами профессии можно считать моральные, творческие, познавательные и социальные. К моральному и социальному мотивам здесь мы можем отнести стремление студентов своей деятельностью в психологической сфере и упорным трудом оказать помощь другим людям и общественному развитию в целом. А творческий и познавательным мотивы характеризуются желанием изучить глубже психологическую сферу, постигнуть суть профессии при помощи творческого вида деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg