Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Совершенствование управленческого учета на предприятии на основе внедрения практики сегментарного учета на примере АО МАКФА

cool_lady 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2021
Актуальность выбранной темы дипломной работы представлена в интересах любого предприятия, которое намерено изучить все поставленные вопросы по представлению сегментарной отчетности. В первую очередь сегментарной отчетностью заинтересованы внешние пользователи финансовой отчетности, так как любое предприятие имеет финансовую отчетность, которая показывает финансовое состояние предприятия, его лидирующее место на рынке и экономическое развитие, которое важно при решении связать свою экономическую деятельность с другим предприятием. Основной целью составления отчетности является предоставление информации, с которой могут ознакомиться все пользователи финансовой отчетности. Целью данной дипломной работы является изучение методики составления сегментарной отчетности, в которой можно отметить следующие задачи: - раскрыть понятие сегмента, определить порядок применения РСБУ, а именно ПБУ12/2010 «Информация по сегментам» ; - дать сравнительную характеристику ПБУ12/2010 и МСФО 8 «Операционные сегменты» ; - рассмотреть по каким признакам и по какой информации идет формирование по операционным и географическим сегментам; - раскрыть информацию по отчетному сегменту и географическому сегменту; - перечислить и дать характеристику построения сегментарной отчетности для пользователей. Объект исследования - система формирования сегментарной отчетности на предприятии АО МАКФА. Предмет исследования – сегментарная отчетность предприятия, цели, состав и методы составления. Теоретической базой исследования послужил анализ законодательных актов, нормативных актов, положение по ведению бухгалтерского учета, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности, таких авторов как В.П. Литовченко, Е.Ю. Алексейчева, Л.В. Прыкина, Т.И. Григорьева, Е.С. Ерина, Л.Г Мишура, Т.М. Сизова, В.П. Смекалов, Т.У. Турманидзе, Е.М. Акимова, Л.В. Прыкина, Е.Н. Елманова и др. В качестве информационной базы выпускной квалификационной работы были использованы данные управленческого учета, бухгалтерской отчетности и независимого аудиторского заключения предприятия АО МАКФА за период 2016г – 2018г. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений и обоснованных рекомендаций по совершенствованию управленческого учета на основе внедрения практики сегментарного учета на предприятии, способствующего оптимизации и улучшению получаемых финансовых результатов предприятия.
Введение

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет: лучше понять результаты прошлой деятельности организации, точнее оценить риски и прибыли организации, принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем. В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.
Содержание

Введение 2 Глава 1 Экономические аспекты сегментарного учета и формирования отчетности 5 1.1 Понятие сегмента. Отчетность по сегментам в национальном учете и МСФО 5 1.2 Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему 15 1.3 Этапы построения системы сегментарной отчетности организации 19 Глава 2 Управленческий учет по сегментам в АО МАКФА 25 2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия 25 2.2 Оценка эффективности деятельности по сегментам предприятия 39 3.3 Методика проектирования системы сегментарного учета 59 Заключение 70 Библиографический список 73 Приложение 79
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, N 303, 31.12.2012. 2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. Официальная статистика. [Электронный ресурс]. URL: http://chelstat.gks.ru/ 3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н (с изменениями) 4. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (с изменениями) 5. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (с изменениями) 6. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010г. № 11н (с изменениями) 7. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Книги 1. Литовченко В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2014. - 214 c.; 2. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.; 3. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 214 c.; 4. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров / Л.В. Прыкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 256 c.; 5. Экономический анализ: учебник / [Ю. Г. Ионова и др.]. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 426 с.; 6. Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 462 с.; 7. Ерина Е.С. Основы анализа и диагностики финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ерина Е.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20017.html.— ЭБС «IPRbooks»; 8. Мишура Л.Г. Организация, анализ и управление финансовыми ресурсами предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мишура Л.Г., Сизова Т.М.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Университет ИТМО, 2016.— 35 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67457.html.— ЭБС «IPRbooks»; 9. Смекалов В.П. и др. Анализ финансовой отчетности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Смекалов В.П. и др.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Проспект Науки, 2017.— 472 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80089.html.— ЭБС «IPRbooks»; 10. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ [Электронный ресурс]: учебник/ Турманидзе Т.У.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 289 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10524.html.— ЭБС «IPRbooks»; 11. Акимова Е.М. Правовое обеспечение финансовой деятельности предприятия [Электронный ресурс]: курс лекций/ Акимова Е.М., Чибисова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30442.html.— ЭБС «IPRbooks»; 12. Неудачин В.В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирование [Электронный ресурс]/ Неудачин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дело, 2011.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51074.html.— ЭБС «IPRbooks»; 13. Ярушкина Е.А. Актуальные проблемы бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: краткий курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)/ Ярушкина Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 51 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62608.html.— ЭБС «IPRbooks»; 14. Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях [Электронный ресурс]: сборник Межвузовской конференции научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях» (20 января 2017 г., г. Москва)/ Р.Б. Абдураззоков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Научный консультант, 2017.— 574 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75111.html.— ЭБС «IPRbooks»; 15. Бухгалтерский финансовый учет [Электронный ресурс]: методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)/ — Электрон. текстовые данные.— Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 84 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76911.html.— ЭБС «IPRbooks»; 16. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (080109), слушателей курсов по подготовке и переподготовке бухгалтеров и аудиторов/ Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 583 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7032.html.— ЭБС «IPRbooks»; 17. Королева Т.В. Информация по сегментам: практическое применение // Бухгалтерский учет. 2010. N 12.; 18. Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 2010.; 19. Соколов А.А. Как составить сегментарную отчетность // Учет в производстве. 2011. N 1. С. 68 – 76; 20. Соколов А.А. Обоснование содержания сегментарной отчетности // Аудитор. 2011. N 1. С. 16 - 24.; 21. Титова С.Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2010. N 8.; 22. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: «Перспектива», 2010г; 23. Климова, Н.В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли [Текст] / Н.В. Климова // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №1. – С.2 – 8; 24. Когденко, В.Г. Практикум по экономическому анализу [Текст] / В.Г. Когденко. – Москва : Перспектива, 2014. – 240 с.; 25. Когденко, В.Г. Рентабельность инвестированного капитала в системе анализа цепочки создания стоимости [Текст] / В.Г. Когденко, М.В. Мельник // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №9. – С.15; 26. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия [Текст]: учебник / М.Н. Крейнина. – М: ДИС, 2017. – 107 с.; 27. Кычанов, Б.И. Использование формализованных процедур в финансовом планировании [Текст] / Б.И. Кычанов, Е.В. Храпова// Финансовый менеджмент. – 2017. – №2. – С.3 – 13; 28. Кычанов, Б.И. Оптимизация финансовых результатов с учетом соотношения переменных и условно-постоянных расходов [Текст] / Б.И. Кычанов // Финансовый менеджмент. – 2014. – №3. – С.30 – 31; 29. Леонтьев, А.М. О сущности финансового анализа [Текст] / А.М.Леонтьев // Деньги и кредит. – 2015. – № 5. – С.11–12.; 30. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст] / Л.В. Андреева. – Москва : Финансы и статистика, 2017. – 264 с.; 31. Мешков, В.М. Прибыль в промышленности: формирование и факторы роста [Текст] / В.М. Мешков // Финансы. – 2018. - №11. – С.8-10; 32. Морозова, Е.Я.Экономика и организация предприятий [Текст]: учебное пособие. / Е.Я.Морозова, Э.Д. Тихонова. – Санкт-Петербург : Изд–во Михайлова, 2017. – 384 с.; 33. Остапенко, В.В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения [Текст] / В.В. Остапенко, Л.А. Подъяблонская, В.А. Мешков // Экономист. – 2017. – № 7. – С. 37 – 42.; 34. Остапенко, В.В. Финансы предприятия [Текст]: Учебное пособие /В.В. Остапенко. – Москва : Омега–Л, 2017. – 301 с.; 35. Пласкова, Н.С. Экономический анализ [Текст]: учебник. / Н.С. Пласкова. – Москва : Эксмо, 2015. – 704с.; 36. Руденская, И.П. Анализ финансовых результатов [Текст] / И.П. Руденская, В.И. Скрипка // Аудит и финансовый анализ. – 2015. - №1. – С.53-55; 37. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В.Савицкая. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2015. – 498 с.; 38. Смирнов, А.Д. Финансовый анализ деятельности фирм [Текст]: учебник / А.Д.Смирнов. – Москва : Ист–Сервис, 2017. – 450 с.; 39. Соловьева Е.А. Методология анализа финансовых результатов в строительстве [Текст] // СТЭЖ. – 2017. – №12. – С. 31 – 35.Титов, В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.И. Титов. – Москва : Дашков и Ко, 2014. – 352 с.; 40. Толпегина, О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования [Текст]/ О.А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – №2. – С. 35 – 44; 41. Толпегина, О.А. Показатели прибыли [Текст] / О.А. Толпегина // Экономический анализ теория и практика. – 2014. – №20. – С. 10 – 14; 42. Ушакова, М.С. Рентабельность организации [Текст] / М.С. Ушакова // Экономический вестник РТ. – 2017. – №3. – С.27; 43. Финансы предприятий [Текст]: учебник для вузов / Н.В.Колчина, Г.Б.Поляк, Л.П.Павлова [и др.]; – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 447с.; 44. Хайруллин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации [Текст] / А.Г. Хайруллин // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №10. – С.40; 45. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст]: учебник. / А.Д.Шеремет, Р.С. Сайфуллин. – Москва : ИНФРА–М, 2017. – 364 с.; 46. Юрченко, Т.И. Управление затратами в организации: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Т. И. Юрченко, Ю. В. Воронцова. – Москва : Спутник+, 2015. – 159 с.; 47. Юсупова, А. В. Различия понятий «издержки», «затраты», «расходы», их отражение в российских и международных стандартах бухгалтерского учета [Текст] / А. В. Юсупова // Время бухгалтера. – 2016. – № 11. ? С. 25 – 31.; 48. Якушев, Б.С. Управление финансовыми результатами [Текст] / Б.С. Якушев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – №4. – С. 44 – 47.; 49. Яцюк, Н.А. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия [Текст] / Н.А. Яцюк // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – №1. – С.2;
Отрывок из работы

Глава 1 Экономические аспекты сегментарного учета и формирования отчетности 1.1 Понятие сегмента. Понятие отчетности по сегментам в национальном учете и МСФО В условиях рыночной экономики ведение управленческого учета представляет собой объективную необходимость. В связи с тем, что каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта продукции, социальную и инвестиционную политику, то возникает потребность по всем этим параметрам накапливать информацию, получать необходимые учетные данные в целях принятия управленческих решений. Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации. При внедрении системы управленческого учета необходимо решение следующих задач: 1. определение целей, которые при этом должны достигаться; 2. подготовка и принятие управленческих решений; 3. установление уровня ответственности отдельных работников на различных ступенях организационной структуры; 4. анализ полученных отклонений; 5. совершенствование текущего и последующего контроля. Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации соответствующих решений. Основным нормативным документом, необходимым для формирования и представления в годовой бухгалтерской отчетности информации по сегментам, является Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2010, утвержденным Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 143н. Правовые нормы ПБУ 12/2010 практически полностью соответствуют нормам, определенным в Стандарте МСФО 14 «Сегментная отчетность» , который в дальнейшем был заменен на Стандарт МСФО 8 «Операционные сегменты» . Стандарты МСФО в основном регулируют вопросы раскрытия той или иной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не методологию бухгалтерского учета (порядок отражения тех или иных хозяйственных операций на счетах). Для большего понимая сущности разработанного положения и стандартов составим краткую характеристику ПБУ№12/2010 «Информация по сегментам» и Стандарта МСФО 8 «Операционные сегменты» и изложим ее в Приложении №1. При составлении краткой характеристики основных пунктов стандартов, можно прямо сказать, что ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» разительно отличается от МСФО 8 «Операционные сегменты». Данные различия позволяют оценить степень нормативного обеспечения процесса формирования и представления сегментарной отчетности в России, в сравнении с международными требованиями в представлении сегментарной отчетности. Положение бухгалтерского учета 12/2010 обязательно только для организаций – эмитентов, которые публично размещают ценные бумаги на рынке. Всю информацию по выделенным сегментам они раскрывают в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Но это действие только для них, для всех остальных организаций ПБУ 12/2010 может применяться только в том случае, если предприятие самостоятельно приняло такое решение о раскрытии информации по своим сегментам или если организация составляет сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность. Так же правила ПБУ 12/2010 не обязательны для организаций малого предпринимательства. Само понятие «Информация по сегментам», предоставляет информацию, которая раскрывает определенный участок деятельности предприятия в определенных условиях, это могут быть различные виды производимой продукции, товаров, работ или услуг, определенная деятельность организации в различных географических регионах. Такая информация получается в результате оценки соответствующих рисков, убытков и прибыли организации. Данная информация закладывается в основу анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, результаты которой имеют большое значение при принятии в дальнейшем решения по управлению организацией руководителем. Информация, которая позволит оценить характер и финансовые результаты разных видов деятельности определяет основной принцип выделения сегментов в МФСО. Выделение сегментов в МСФО и ПБУ12/2010 идентично и заключается в выделении определенной информации о части деятельности организации, которая направлена на повышение экономической выгоды и возможности снижения расходов выделенного сегмента. Результаты информации анализируются ответственными лицами организации, которые оценивают эти результаты и принимают решения по распределению ресурсов внутри организации, такая информация может быть сформирована как финансовый показатель отдельно от показателей других частей деятельности организации. Основа выделения сегментов зависит от организационной и управленческой структуры организации и может быть выделана по: • производимой продукции, товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; • основным покупателям (заказчикам) продукции, товаров, услуг, работ; • географическим регионам, в которых осуществляется деятельность организации. В основном выделяют два вида сегментов: операционные и географические. К операционным сегментам относят вид деятельности предприятия по производимой продукции, от которой получает доход, а также несет расход в связи с этой деятельностью. Возможно объединение продукции, товара в группу по следующим факторам: • по назначению производимой продукции, товаров; • по схожестью процесса производства; • по потребителям; • по методам, применяемых для продажи продукции или предоставлению услуг; • и т.д. К географическим сегментам относят часть деятельности предприятия по производимой продукции в определённых географических регионах, от которой организация получает доход и несет расход в связи с этой деятельностью. Выделение географических сегментов зависит: • от сходства условий, определяющих экономические аспекты, на территории которых организация ведет свою деятельность; • от устойчивости деятельности в различных географических регионах; • сходства характера деятельности. Если операционный сегмент был выделен в соответствии с определением операционного сегмента или является объединением сегментов, а также превышает количественные значения для отчетных сегментов, то по правилам МСФО организация должна предоставлять отдельно информацию по каждому операционному сегменту. По правилам РСБУ операционный или географический сегмент, у которого получена от продажи продукции, товара или предоставляемых услуг внешним покупателям значительная величина выручки, то такой сегмент признается отчетным. Существенным отличием является включение с точки зрения МСФО в операционные, а потенциально и в отчетные сегменты компонентов компании, которые продают свою продукцию или оказывают услуги преимущественно или исключительно другим операционным сегментам. Как в МСФО, там и в РСБУ установлены пороговые значения. Рассматривая данные стандарты можно с уверенностью сказать, что существенных различий нет, однако по-иному раскрывается информация, если сегмент, в предыдущем отчетном периоде, не удовлетворяющий пороговым значениям, в отчетом периоде превышает указанные значения. В МСФО ударение делается на структуру сегментов, действующую на отчетную дату, а данные за прошлый период изменяются, с тем, чтобы выделить информацию о сегменте, ставшем в текущем периоде отчетным. В ПБУ 12/2010 отмечается, что организацией должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. При этом основной акцент сделан на том, что: - если сегмент, выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде; - если сегмент впервые стал удовлетворять условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, то по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие отчетному периоды, за исключением случаев, когда необходимая информация отсутствует и ее подготовка противоречит требованию рациональности. Оценка доходов и расходов, активов и обязательств сегмента в МСФО исследуется как, оценка суммы, каждого показателя, включенного в сегмент, должна быть оценкой, сообщаемой руководителю, принимающему операционные решения для целей распределения ресурсов сегментов и оценки результатов их деятельности. Корректировки и исключения, которые делаются при подготовке финансовой отчетности должны отражаться в составе прибыли или убытка, активов и обязательств сегмента только в тех случаях, если они включены в состав показателей сегмента, используемой руководителем, принимающим операционные решения. В РСБУ информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации, применяемой для целей бухгалтерского учета, т.е в той оценке, в которой используется при подготовке бухгалтерской отчетности. Различие существенно, так как по МСФО 8 в публичной отчетности необходимо раскрывать информацию, которая готовится компанией для своих внутренних целей при оценке финансовых показателей отдельных сегментов. Использование в МСФО такой оценке - попытка приравнять пользователя финансовой отчетности, не имеющего доступа к внутренней информации и менеджера, принимающего решения, основываясь на данных управленческой отчетности. МСФО указывает о необходимости раскрытия следующих показателей сегмента: - получаемой прибыли и убытка от вида деятельности сегмента; - о составляющих показателей актива сегмента; - о обязательствах сегмента; - об отдельных выделенных статей доходов и расходов, которые отражаются на принятии операционного решения руководителя. Организация обязана дать оценку показателей прибыли или убытка сегмента, активам и обязательствам сегмента по каждому отчетному сегменту, по которому должна раскрыть следующую информацию: - общие признаки учета операций между отчетными сегментами; - характер разницы между: показателями прибыли или убытков, активов и обязательств отчетных сегментов, прибылью или убытком компании до расходов налога на прибыль (или соответствующего дохода), прекращенной деятельности, активами и обязательствами (если она не очевидна из сверки). Разницы в совокупных показателях сегментов и организации в целом могут быть обусловлены расхождениями в способах установленных учетной политикой принятой для подготовки финансовой отчетности и политикой распределения централизованных затрат и совместно используемых активов и обязательств между сегментами; • характер изменений в сравнении с предшествующими периодами методах оценки, используемых для определения прибыли или убытка отчетного сегмента, и влияния (при наличии такового) этих изменений на показатели прибыли или убытка сегмента; • характер и влияние асимметричного распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами. Например, компания может распределить амортизационные расходы на сегмент, не распределяя соответствующие активы на этот сегмент. В РСБУ в информации по отчетным сегментам организацией приводится: • признаки выделения сегментов, которые признаны отчетными; • причины объединения сегментов, если такое имеется; • наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах. В отличие от РБСУ в МСФО регламентация состава показателей, включаемых в активы, обязательства, доходы и расходы сегмента, является менее жесткой и ориентируется, в первую очередь, на порядок формирования соответствующих показателей для целей внутренней отчетности, используемой руководством, принимающим операционные решения. В МСФО требования по делению сегментов на первичные и вторичные отсутствуют, основа сегментирования теперь только внутренняя структура принятия операционных решений. Тогда как в РСБУ при формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, при этом не выделяется первичная и вторичная информация по сегментам. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основа для выделения сегментов может быть различна. В МСФО организация должна представить результаты сверки следующей информации: • совокупной выручки отчетных сегментов с выручкой компании; • совокупных показателей прибыли или убытка отчетных сегментов компании с прибылью или убытком компании до налоговых расходов (налогового дохода) и прекращенной деятельностью. Если компания распределяет на отчетные сегменты такие статьи как налоговые расходы (налоговые доходы), можно провести сверку совокупных показателей прибыли или убытка сегментов с прибылью или убытком компании после указанных статей: • совокупных активов и обязательств отчетных сегментов с активами и обязательствами компании; • совокупных показателей отчетных сегментов со всеми соответствующими показателями иных существенных статей, раскрываемых по компании в целом. Несмотря на схожие требования смысл проведения сверки различен ввиду различных оценок, применяемых для предоставления сегментной информации. В МСФО выручка по организации в целом определяется в соответствии с принятой учетной политикой организации, разработанной на основе МСФО, а выручка по сегментам предоставляется в оценке, используемой для внутренних нужд компании, в частности для принятия решений, поэтому смысл сверки заключается в сопоставлении двух разных оценок, в то время как в РСБУ сверка заключается в простом суммировании показателей сегментов. По правилам МСФО, если компания изменила свою внутреннюю структуру, вследствие чего изменилась структура ее отчетных сегментов, информация предоставленная за предыдущие периоды должна быть пересчитана, за исключением случаев если необходимой информации не имеется в наличии и затраты на ее получение были бы значительными. Если компания не смогла выполнить пересчет по предшествующему периоду, необходимо представить по периоду, в котором изменилась структура, данные основанные как на старой, так и на новой сегментации. При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, по правилам РСБУ, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и такой пересчет противоречит требованию рациональности. При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента. Случаи пересчета (невозможности такого пересчета) подлежат раскрытию в составе информации по отчетным сегментам. Если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов. РСБУ не рассматривает случаи изменения внутренней структуры организации. При этом ПБУ 12/2010 ориентировано, в первую очередь, на обеспечение сопоставимости с предыдущим периодом. Таким образом, можно сделать вывод, что правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций в РФ установлены ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», где данный стандарт нечасто применяется на практике, так как предназначен в основном для крупных компаний. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» обязателен не для всех, а только для эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Организации применяющие данное ПБУ 12/2010 основываются на самостоятельном решении о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Решение, которое принимается руководителем, заинтересованным в быстроте и точности, а также в полезности информации, раскрывающей детали деятельности организации, которые приносят прибыль или же убыток предприятию. На основании сделанных выводов и принятых ранее решений, руководитель принимает новые решения, которые способствуют повышению экономического развития предприятия в лучшую сторону по всем выделенным сегментам. Так же руководителям организации рекомендуется наладить внутри организации такую организационно - управленческую структуру, которая бы способствовала улучшению работы ответственных подразделений, обеспечивающие формирование информации по сегментам и предоставляющих всю информацию в «онлайн режиме». Такие подразделения помогут предприятию вовремя проанализировать экономическое состояние предприятия в целом, а также выделить конкретные показатели сегментов, приносящую прибыль или убыток предприятию. Так же рекомендуется внести в Учетную политику положения определяющие раскрытие и предоставление информации по сегментам видам деятельности предприятия, такие как: • порядок определения отчетных сегментов; • способы распределения информации; • метод распределения активов, обязательств, доходов и расходов. Если деятельность организации стабильна на протяжении многих лет, указанные положения учетной политики могут не меняться в течении всего времени. Однако, существует риск, что при использовании оценки сегментов предприятием, может быть различие и несопоставимость данных организации, сформированных на основе учетной политики с разработанной в соответствии с нормативной базой РСБУ, поэтому следует разработать методику формирования сегментарного учета и разработать формат отчетности по сегментам деятельности, которая будет отвечать требованиям руководства организации и внешних пользователей. 1.2 Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему Организация выбирает и раскрывает информацию отчетного сегмента если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и соответствует следующим условиям: - не менее 10% должна составлять выручка сегмента от общей суммы выручки всех сегментов; - не менее 10% должен составлять финансовый результат деятельности сегмента от суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов; - не менее 10% должны составлять активы данного сегмента от суммарных активов всех сегментов. Так же в бухгалтерской отчетности выделяют отчетные сегменты согласно ПБУ 12/2010 и МСФО 8, в которых сказано, что отчетные сегменты, выделенные должно приходиться не менее 75% выручки организации, если же данное условие нарушено и приходится менее 75 % выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты. Все отчетные показатели, которые используются в раскрытии информации по сегментам должны применяться и истолковываться согласно правилам нормативных актов по бухгалтерскому учету. При определении доходов и расходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» . При формировании сегментарной информации по группе взаимосвязанных организаций или объединению юридических лиц (ассоциаций, союзу и т.д.) в качестве отчетных показателей могут быть использованы данные бухгалтерских балансов и отчета о прибылях и убытках. Данные аналитического и синтетического учета по счетам активов, обязательств, доходов и расходов организации послужат в качестве показателей раскрываемой информации по сегментам, если конечно информация раскрывается конкретно одной организации. Существует вероятность, что организация не может выделить суммы бухгалтерского учета, определенных географических и операционных сегментов к которым относятся, то тогда ответственное лицо может использовать свой способ или метод распределения отчетных показателей организации по сегментам. Однако при расчете показателей по сегментам не применяются данные аналитического и синтетического учета, такие как: - обороты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», отражающие поступление процентов и дивидендов (если они не являются предметом деятельности организации), и поступления от продажи финансовых вложений (если они не являются предметом деятельности организации); - обороты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», отражающие доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Рассмотрим понятия выручка (доходы) сегмента и расходы сегмента. Выручка (доходы) сегмента – это выручка от продажи определенных товаров или выручка от продажи товара в определенном географическом регионе (данные о величине, непосредственно относящиеся на данный сегмент), а также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). К выручке сегмента не могут быть отнесены следующие показатели бухгалтерской отчетности: - проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы образованы в связи с основной деятельностью отчетного сегмента; - доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; - чрезвычайные доходы. Такая выручка должна быть указана в процессе подготовки сводной бухгалтерской отчетности, после объединения всей информации предоставляемой по бухгалтерской отчетности головной организации с информацией дочерних обществ, данные которых, должны быть сведены в общую сводную бухгалтерскую отчетность до корректировки или же исключении данных некоторых показателей бухгалтерской отчетности. Аналогичный подход должен быть использован в отношении финансового результата, обязательств, активов. В отчетности юридического лица выручка отчетного сегмента от операций с другими сегментами может быть оценена только условно, поскольку ни юридически, ни по данным бухгалтерского учета факт продажи товаров между подразделениями одного юридического лица не имеет места. В соответствии с ПБУ 12/2010 при формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен. Основа ценообразования на передачи между сегментами и изменения этой основы подлежат раскрытию в отчетности. Расходы сегмента – это расходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаров в определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Расходами отчетного сегмента нельзя отнести данные следующих показателей: - проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); - расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); - налог на прибыль (оборот по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»); - общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом (обороты по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»); - чрезвычайные расходы (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»). Помимо показателей выручки и расхода сегмента, рассматривается и финансовый результат сегмента. Финансовый результат сегмента – это разница между доходами и расходами сегмента. Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства. Немало важен показатели активов сегментов, которые по данным бухгалтерского баланса отражены в первом и втором разделах баланса. Активы сегмента - это активы, используемые для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Обязательства сегмента - обязательства, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенных работ, оказания определенных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. В обязательства сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль. Путем обоснованного распределения доходов, расходов, активов и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы. Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом в отношении разных объектов могут применяться разные способы распределения. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Теория управления, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 98 страниц
2450 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 66 страниц
1650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg