Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности

eandryushhenkova 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2021
Для проверки гипотезы в исследовании использовались психодиагностические методики: - Методика многофакторного исследования личности Кеттела/Детский вариант; - Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; - Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; - Методика «Социометрическое исследование»; - Методика «Незаконченные предложения» (Л.М. Шипицыной); - Метод ранговой корреляции Спирмена. Структура работы обусловлена логикой исследования. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цель и задачи, объект и предмет, гипотезу предстоящего исследования. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает аспекты изучения межличностных отношений младших школьников и проявления ими агрессивности. Во второй главе проводится описание организации и методов экспериментального исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. Третья глава посвящена результаты проведения эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. В заключении приводятся основные выводы, достигнутые в процессе написания работы.
Введение

Актуальность исследования детской агрессивности определяется особенностями общественной жизни на современном этапе. На сегодняшний день дети входят в мир, который весьма сложный по своим установкам и содержанию социализации. Связано это с перенасыщенным характером информации, оказывающим глубокое воздействие на детскую психику, у которых пока нет четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Также связано это с ритмом и темпом научно-технических преобразований, которые предъявляют новые требования к детям. Сложность современного мира связана с нарушением последовательности между поколениями, отсутствием духовности и внедрением посторонних традиций, ценностей, с падением культурного и образовательного уровня подрастающего поколения. Тяжело бывает определить: является ли детская агрессивность признаком психического заболевания или это психологическая возрастная особенность, или это просто дефект воспитания. Еще одна сложность заключается в том, что находится на стыке таких наук, как психологии, педагогики, социологии, философии. Однако, в любом случае, агрессивность имеет естественную связь с личностью, указывает на любые ее отклонения в формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека. Агрессивные дети представляют собой такую категорию, которая малоуправляема и с трудом поддается терапии психолого-педагогическими средствами. Важно определить причины, которые вызывают агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить последующее разрушение в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально значимых контактов. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, А. Басса, Л. Берковица, А. Бандуры, С Розенцвейга, А.В. Петровского, Л.М. Семенюка, Ф.Е. Василюка, Я.Л. Коломинского, Ю. В. Егошкина и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Д. Ричардсон, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, О.Ю. Михайлова, Т.Н. Курбатова, А.А. Реан, С. Фешбек, Т.Г. Румянцева и другие. Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинским, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г.Утробиной, Д.И. Фельдштейн и другими. Результаты анализа научных исследований и образовательной практики показывают наличие противоречий: между возрастающими общественными потребностями в решении проблемы роста агрессии у детей и недостаточным вниманием учреждений образования к решению данной проблемы; между потенциальными возможностями социально-педагогической деятельности в решении проблемы профилактики агрессии у детей и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий осуществления этой задачи в учреждениях образования; между необходимостью взаимодействия с родителями в решении проблемы профилактики агрессии у подростков и их нежеланием включаться в активное сотрудничество на принципах социального партнерства с педагогами. Проблема исследования: в чем заключается теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения младших школьников, и каковы методы, формы психологической деятельности по профилактике такого поведения? Объект исследования – учащиеся младших классов. Предметом исследования выступают особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессии. Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. Гипотеза исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким уровнем агрессивности и враждебности. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический обзор проблемы межличностных отношений младших школьников. 2. Проанализировать причины детской агрессии. 3. Изучить и сопоставить уровни агрессивности младших школьников. 4. Установить взаимосвязи между проявляемой агрессивностью младших школьников и особенностями их межличностных отношений. 5. Разработать практические рекомендации. Для решения поставленных задач и использован следующий комплекс методов исследования: - теоретические методы (анализ и синтез психологической, педагогической литературы, сравнение и обобщение данных); - эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ учебной документации и продуктов деятельности детей, эксперимент) - математические методы: (ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов эмпирического исследования).
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений младших школьников и проявления ими агрессивности …………………….. 9 1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………...……… 9 1.2 Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми …………………………...……………………. 14 1.3 Общая характеристика и основные понятия агрессии в отечественной и зарубежной литературе …………………………………….………………….. 18 1.4 Причины детской агрессии ………............................................................... 23 Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности ……… 28 2.1 Методологические принципы исследования …………………………….. 28 2.2 Организация и планирование исследования ………………………….….. 29 2.3 Характеристика выборки исследования ………………………………….. 30 2.4 Методы и методики исследования ……………………………..…………. 31 Глава 3. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности ……… 37 3.1 Результаты исследования по методике «Социометрическое исследование» ………………………………………………………………………………...…. 37 3.2 Результаты исследования по методике Басса-Дарки ………………….… 38 3.3 Результаты исследования по методике Филлипса …………………...….. 42 3.4 Результаты исследования по методике многофакторного исследования личности Кеттела/Детский вариант ……………………………………...…… 44 3.5 Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» (Л.М. Шипицыной) …………………………………………………………… 45 3.6 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………… 46 Практические рекомендации ………………………………………………….. 52 Выводы ……………………………………………………………….………… 53 Заключение ……………………………………………………….…………….. 55 Список литературы …………………………………………………………….. 57 Приложение …………………………………………………………….………. 61
Список литературы

1. Акопян, А.А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А.А. Акопян, М.А. Абелян // Наука и образование сегодня. – 2018. - №7. – С. 69-72. 2. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 14 (73). - С. 243-245. 3. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология. / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 248 с. 4. Бегиева, Б.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиев, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. - 2020. - №26. - С. 29-31. 5. Бережная, А.М. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / А.М. Бережная, Е.С. Лукьяненко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. - №11. – С. 61-70. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Питер, 2008. - 398 с. 7. Бэрон, Р. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2009. – 325 с. 8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 159 с. 9. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 432 с. 10. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. - 1993. - №3-4. - С. 14-19. 11. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. - №44. – С. 239-243. 12. Забегалина, С.В. Агрессивность у младших школьников / С.В. Забегалина, А.Ю. Тюрина // Бизнес. Наука. Образование. Проблемы, перспективы, стратегии. Материалы Российской научно-практической конференции с международным участие. – 2015. – С. 116-119. 13. Запруднова, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / А.А. Запруднова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Сборник статей по материалам XCI студенческой международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 38-43. 14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1998. - 360 с. 15. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. — 368 с. 16. Кон, И.С. Какими они себя видят? / И.С. Кон. – М.: Знание, 1975. – 93 с. 17. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. - №1. – С. 13-141. 18. Ласкин, А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания / А.А. Ласкин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - №6. – С. 119-124. 19. Ляхов, А.В. Специфика организации детского коллектива в начальной школе / А.В. Ляхов, И.Е. Декман, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. – 2020. - №3. – С. 31-41. 20. Масагутов, Р.М. Детская и подростковая агрессия / Р.М. Масагутов. – Уфа, 2008. – 101 с. 21. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. - №6. – С. 30-34. 22. Панкова, О.А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками / О.А. Панкова // Актуальные вопросы науки: материалы 49-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 70-74. 23. Печенкина, К.О. Особенности межличностных отношений младших школьников / К.О. Печенкина, Е.А. Евсецова // Психолого-педагогическое сопровождение творческого саморазвития личности в инновационной образовательной практике. Сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 280-285. 24. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. – СПб.: «Речь» 2009. – 336 с. 25. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков / В. А. Попов. — М.: Академия, 2013 — 176 с. 26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 27. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. – Мн.: Университетское, 1991. - 148 с. 28. Соковни, И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / И. Соковни - М.: Просвещение, 2009 – 107 с. 29. Смирнова, Д.В. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте / Д.В. Смирнова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 342-348. 30. Смирнова, Т.П. Коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Р./на Дону, 2010. – 154 с. 31. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2009. – 408 с. 32. Черная, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте / А.В. Черная, Е.С. Лукьяненко. – Ростов-на-Дону: ООО «Фонд науки и образования», 2014. – 104 с. 33. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92. 34. Шевырдяева, К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников / К.С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - №4. - С. 25-29. 35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
Отрывок из работы

Дети младшего школьного возраста весьма эмоциональны. Сказывается эмоциональность, во-первых, в том, что их психическая деятельность, как правило, окрашена эмоциями. Все, что ребенок наблюдает, о чем думает, что делает, вызывает у него эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, в выражении радости, печали, горя, удовольствия или неудовольствия младшие школьники очень непосредственны и откровенны. В-третьих, выражается эмоциональность в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, бурным и кратковременным проявлениям горя, радости, страха, гнева. Все больше с годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [13]. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. Младший школьник за несколько лет накапливает при правильном воспитании важный для своего последующего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в коллективных, общественных делах. Именно здесь дети приобретают основной опыт коллективной общественной деятельности. Младший школьный возраст для развития коллективных отношений представляется самым благоприятным. Не всегда учащиеся самостоятельно смогут или захотят идти к реализации цели, а работая в группе, они видят активность участников данной группы, они берут пример с наиболее активных детей, у них просыпается желание осуществлять деятельность вместе. За годы обучения в начальной школе дети накапливают принципиальный для своего последующего развития опыт групповой деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Участие младших школьников в общественных делах способствует воспитанию коллективизма, дети приобретают основной опыт групповой общественной деятельности [22]. Исследования последних лет показали, что современные дети младшего школьного возраста стали более эрудированными, осведомленными, раскрепощенными, но для них также характерны такие полярные проявления как: эгоизм и доброта, индивидуальное и коллективное, страх и бравада одновременно. Наиболее частая проблема, которая встречается у младших школьников – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети несамостоятельны, инфантильны) на фоне развитого по возрасту интеллекта [34]. Современные дети сегодня воспитываются по демократическим принципам, они знают больше своих родителей (в определенных сферах), и между ними разница существенная. Ключевая причина этого, то, что сегодняшние дети растут в совершенно ином, более насыщенном информационном поле. Дети быстро и легко воспринимают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Однако выполнить творческую работу или написать сочинение является проблемой. Детям сложно систематизировать и обобщить полученную информацию и придумывать сюжеты. В общей массе современные школьников начальной школы менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выводы и выбор без помощи взрослых [4]. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, происходит формирование интереса у школьников любви и интереса к чтению, как на уроках, так и в процессе внеурочной деятельности. В процессе учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее важные достижения в развитии детей младшего школьного возраста и являющиеся основой, обеспечивающей развитие ребенка в последующем: развитие ощущения, памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления, функциональное совершенствование мозга.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg