Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дифференциация речевых нарушений у детей с ФФНР

eandryushhenkova 400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2021
В современных условиях жизни возрастает количество детей, имеющих нарушения речи. Изучением данной проблемы занимались такие специалисты как Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Г.В. Бабина, В.К. Воробьева, Н.Ю. Шарипова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Как указывает Е.Ф. Архипова [3,с.3], от 40 до 60% детей в старших и подготовительных группах школ имеют речевые нарушения. При этом среди детей в группах с ФФНР – 35% детей. Т.Б. Филичева приводит следующую статистику по ряду городов России: из 100 обследованных детей от 12% до 21% имели общее недоразвитие речи и от 30% до 43% - другие нарушения речи (как правило – ФФНР). [33, с. 111-115]. Значительная часть нарушений звукопроизношения вызвана не возрастными особенностями артикуляционного аппарата, а патологиями различной природы. Нарушения звукопроизношения могут быть связаны с нарушениями фонематического слуха, недоразвитием или поражением речевого и рече-двигательного анализатора, иных структур ЦНС. В наше время среди дошкольников одним из достаточно распространённых нарушений является – фонетико-фонематическое недоразвитие. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети, у которых присутствует нарушение формирования фонетико-фонематических процессов, имеют особенности звукового оформления речи и фонематического восприятия. У этих детей присутствуют ошибки звукопроизношения и различения звуков. С помощью целенаправленной и комплексной работы достигается преодоление фонетико-фонематического недоразвития. Помимо задач общего развития детей с ФФНР, перед педагогами дошкольного учреждения стоят задачи обучения детей правильному произношению, развитию фонематического восприятия, устранения речевых недостатков для успешного поступления в школу.
Введение

Увеличение роста числа детей с нарушением фонематической стороны речи свидетельствует о том, что дифференциация речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием представляет в настоящее время актуальную проблему. Цель исследования: на основе анализа речи детей с ФФНР дошкольного выявить и описать особенности нарушений звукопроизношения. В рамках заявленной цели будут выполнены следующие задачи: -провести классификацию нарушений речи; -изучить систему коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста -организовать экспериментальное исследование нарушений произношения у детей дошкольного возраста с ФФНР; -проанализировать результаты исследования; Объектом исследования является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Предметом исследования являются особенности дифференциальной диагностики фонетико-фонематического недоразвития. Теоретико-методологической базой исследования явились работы, посвященные проблемам речевого развития детей дошкольного возраста: Архиповой Е.Ф., Филичевой Т.Б, Лалаевой Р.И., Шаховской С.Н и др. Методы исследования: Теоретические: контент-анализ тематической литературы Практические: диагностические методики Е.Ф. Архиповой и Л.В. Лопатиной, количественный и качественный анализ.
Содержание

Введение 2 Глава I. Теоретические основы дифференциации речевых нарушений у детей с ФФНР 5 1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как вид речевых нарушений 5 1.2 Основные клинические диагнозы, обуславливающие фонетико-фонематическое недоразвитие 8 1.3 Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей с ФФНР 22 Глава II. Материал и методы обследования нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР 27 2.1 Организация и методы обследования 27 2.2 Проведение обследования 28 2.3 Анализ результатов исследования 40 Заключение 43 Список использованных источников 45 Приложение 49
Список литературы

1. Алексеева О.И., Морозова В.В. Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией /О.И. Алексеева, В.В. Морозова// Специальное образование . 2014. №X. С.8-10. 2. Артеменко О. Н., Хлюстова И. А. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // международный журнал экспериментального образования . 2011. №8. С.43- 44. 3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с. 4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007 – 331 с. 5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия /Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова// Международный журнал экспериментального образования . 2010. №11. С.35. 6. Богатырева А. О. Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями / А.О. Богатырёва// Проблемы современного образования . 2013. №2. С.168-175. 7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- 384 с. 8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141с. 9. Деменина Т.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения. /Т.А. Деменина// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2014. №2. С.77-85. 10. .Денисова О. А., Захарова Т. В., Поникарова В. Н. Детская 11. логопсихология/О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова - М., Коррекционная педагогика, 2008. – 159 с. 12. .Добрынина Ю.А. , Виноградова Л.В. Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК /Ю.А.Добюрынина, Л.В. Виноградова// Ученые записки университета Лесгафта . 2012. №1. С.63-67. 13. .Йощенко В.О. сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. / в.О. Йощенко - М.: АРКТИ, 2010 – с.248 14. .Колганова О.А. Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы/ О.А. Колганова // Специальное образование . 2014. 15. №X. С.95-100. 16. .Колодяжная Т.П., Жикривецкая Е.С., Косачёва А.А. Педагогические условия коррекции звукопроизношения детей с дизартрией в процессе взаимодействия детского сада и семьи / Т.П. Колодяжная, Е.С. Жикривецкая, А.А. Косачёва А.А. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2014. №8-2. С.104-105. 17. .Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи./И.Ю.Кондратенко// Дефектология. - 2002. - №6. 47-50 с. 18. .Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. М.: Парадигма, 2009 - 216 с. 19. .Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов /под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: — М.: ВЛАДОС, 2003.В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с. 20. .Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с. 21. .Лопатина Л.В. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи)/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. под ред. Т.В. Лопатиной. СПб: 2014 г. – 145 с. 22. .Макарова С.В. Коррекция нарушений звукопроизношения как основа предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией /С.В. Макарова// Специальное образование . 2008. №10. С.50-52. 23. .Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС – 2011 – с. 166-173 24. .Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец . -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. 25. .Панченко Я.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия./ Я. И. Панченко, Л. А. Щербакова // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузовПод ред.Л.С. Волковой: В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: — М.: ВЛАДОС, 2003.В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с. 26. .Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -- 448 с. 27. .Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста/О.Г. Приходько // Специальное образование . 2010.№2. С.68-81. 28. .Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи О.Г. Приходько // Специальное образование . 2010. №3. С.82-87. 29. .Приходько О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии О.Г. Приходько // Специальное образование . 2010. №4. С.57-79. 30. .Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006 – 103 c/ 31. .Репина З. А., Мельникова О. А. Характеристика результатов исследования опосредованной памяти детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии /З.А. Репина, О.А. Мельникова О. А. // Специальное образование . 2012. №2. С.137-147. 32. .Свинина Н.А. Мониторинг речевого развития детей дошкольного и школьного возраста /Н.А. Свинина// Специальное образование . 2007. №8. С.49-52. 33. .Усанова О.Н. Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи / О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011 34. .Филатова И.А. Теоретические аспекты формирования языковой личности дошкольников с дизартрией/И.А. Филатова // Образование и наука . 2007.№4. С.40-45. 35. .Филичева Т. Б., Чиркина Г.А, Чевелёва Н.А. . Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. А. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: 36. .Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. / Т. Б. Филичева – М.,2000. – 314 с. 37. .Чиркина Г.А., Туманова Т.В., 29. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./ Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009.
Отрывок из работы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения, вызванное дефектами восприятия и произношения фонем. Трактовка понятия фонетико-фонематического недоразвития неоднозначна – в ряде источников выделяют в отдельную группу фонематическое недоразвитие (ФН) – это дети, у которых нарушено произношение фонем, но не нарушено их восприятие. В этой трактовке ФФНР следует понимать как нарушения звукопроизношения, сопровождающееся нарушениями восприятия фонем. В обоих вариантах трактовки термина в группу с ФФНР попадают дети, у которых выраженно страдает только восприятие и произнесение звуков. Нарушения лексики, структуры высказывания если и встречаются, то носят менее выраженный характер. Хотя опять же это понимание носит достаточно условный характер, т.к. возможность правильного различения и произнесения фонем могут обуславливать и формирование других сторон речи. Так, например, Т.В. Волосовец указывает, что при нарушенном распознании фонем, ребёнок с значительно большим трудом различает окончания слов, приставки, общие суффиксы, предлоги, различает однокоренные слова и т.д. Всё это, конечно, оказывает влияние на формирование лексико-грамматической стороны речи [22]. Однако при ФФНР недостатки лексико-грамматической стороны в данном случае являются вторичными, в то время как при ОНР они, как правило, первичны. Детям с ФФНР свойственны следующие особенности звукопроизношения: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [й]'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный [ы].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg