Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Социально-культурная деятельность как средство организации досуга молодежи в условиях креативного пространства

cool_lady 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2021
Цель исследования: выявить и обосновать организационно-технологические условия организации досуга молодежи на базе креативного пространства средствами социально-культурной деятельности. Задачи исследования: 1. Раскрыть психолого-педагогические особенности молодежи; 2. Определить сущность креативного пространства; 3. Выявить потенциал социально-культурной деятельности в организации досуга молодежи в креативных пространствах; 4. Проанализировать деятельность креативного пространства «Ткачи» по организации досуга деятельности молодежи; 5. Провести диагностику досуговых интересов и предпочтений потенциальной аудитории; 6. Разработать методологические рекомендации по совершенствованию деятельности креативного пространства «Ткачи» по организации досуга молодежи. Объект исследования: организация досуга молодежи. Предмет исследования: процесс организации социально-культурной деятельности креативного пространства по организации досуга молодежи. Гипотеза исследования состоит в том, что организация досуга молодежи в креативном пространстве средствами социально-культурной деятельности будет более эффективна при следующих условиях: 1. Учет психологических и педагогический особенностей молодежной аудитории. 2. «Погружение» молодежи в творческую атмосферу при использовании современных технических и художественных средств; 3. Взаимодействие молодежных организаций и креативных пространств; 4. Комплексное использование ресурсов креативных пространств. Методологическая база исследования: - концепция психологических особенностей молодежи (Э. Шпрангер, В. С. Мухина, Э. Эриксон и др.) - концепция деятельности креативных пространств (Г. Эванс, Р. Флорида, А. В. Коровин, Д. Абрамов и др.) - концепция социально-культурной деятельности как предмета научного осмысления (М. А. Ариарский, Г. Ю. Литвинцева и др.) Степень научной разработанности проблемы: Анализ психолого-педагогических, социологических и экономических исследований, образовательная и социальная практика свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме организации социально-культурной деятельности молодежи и креативных пространств. Вопросами развития молодежи занимались Э. Шпрангер, Л. С. Выгодский, В. С. Мухина, Э. Эриксон, А. И. Донцов, И. П. Клеп и др. Научное обоснование сущности креативных пространств связывают с именами Г. Эванса, Р. Флориды, А. В. Коровина, Д. Абрамова, С. Крэтке, Е. А. Барышевой, Л. Бонета и др. Вопросы организации деятельности молодежи в креативных пространствах с точки зрения социально-культурной деятельности исследовали: Дж. Тиерни, В. Э. Гордин, К. А. Кузьмина, М. В. Никольская, Р. Флорида, Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская и др. Организация наиболее эффективной социально-культурной деятельности рассматривалась в трудах М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильникова. Также стоит отметить значительные достижения российских ученых, представляющих теорию социально-культурной деятельности: Г. М. Бирженюка, С. Н. Иконникову, А. П. Маркова, Г. Ю. Литвинцеву. Несмотря на значительную изученность проблемы, возможности использования социально культурной деятельности для организации досуга молодежи в креативных пространствах раскрыты не достаточно полно. База исследования: Креативное пространство «Ткачи», г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 60. Методы исследования: При проведении данного исследования были использованы следующие методы: 1. Теоретические методы: • Анализ научной литературы: • Метод научного обобщения. 2. Эмпирические методы: • Анкетирование; • SWOT-анализ. Методика и организация исследования включала следующие этапы: 1. Теоретико-аналитический этап, на котором были изучены психолого-педагогические основы молодежи, организация досуга молодежи как актуальная проблема и роль социально-культурной деятельности и в организации досуга молодежи. На данном этапе были использованы теоретические методы исследования – теоретический анализ и синтез. 2. Диагностический этап состоял в разработке программы инструментария эмпирического исследования, направленного на диагностику досуговых интересов и предпочтений молодежи. На данном этапе был осуществлён анализ деятельности креативного пространства «Ткачи» по организации досуга молодежи. Методом анкетирования была проведена диагностика досуговых интересов и предпочтений целевой аудитории. Обобщались и интерпретировались результаты, полученные в ходе исследования. 3. Проектный этап включал в себя разработку методических рекомендаций по организации досуга молодежи для креативного пространства «Ткачи». Новизна исследования проявилась в обосновании реализации потенциала социально-культурной деятельности в организации досуга молодежи в условиях креативного пространства. Положения, выносимые на защиту: 1. Организационно-технические особенности организации досуга молодежи на базе креативного пространства средствами социально-культурной деятельности, включая: «погружение» молодежи в творческую атмосферу при использовании современных средств социально-культурной деятельности; взаимодействии молодежной аудитории и креативных пространств; комплексном использовании ресурсов креативного пространства. 2. Методологические рекомендации по организации досуга молодежи для креативного пространства «Ткачи». Структура работы отражает общий замысел исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что молодежь все больше времени своего досуга проводит на территории креативных пространств, которые набирают популярность в связи со своей многофункциональностью. Именно в возрасте от 18 до 24 лет заканчивается основное социально-культурное формирование установок личности, ее ключевых интересов и направлений развития. В связи с развитием и ростом городов сегодня появилась необходимость в рациональном использовании городской среды, которое бы позволило разместить в одном месте максимальное количество культурно-экономических объектов. Примером решения данных задач стало создание многофункциональных центров, одним из которых стали креативные пространства. Они объединяют в себе несколько площадок, пригодных для проведения культурных мероприятий, а также развлечений и работы. Данные пространства проявляют себя как перспективные социально-культурные центры, которые способны оказать большое влияние на предпочтения молодежи. Именно поэтому необходимо формировать качественные социально-культурные программы для реализации из на базе креативных пространств. Период молодости связан с множеством внутренних и внешних изменений. В это время происходит принятие себя как взрослого человека, формируется целостное представление о самом себе, будущем и жизненных целях, выделение основных интересов. Эти и другие метаморфозы делают особенно важным вопрос социально-культурного развития молодежи и предоставления возможности креативной самореализации. Социально-культурная ориентация является важной общественной задачей и призвана создать условия для гармоничного развития личности в период перехода к взрослой самостоятельной жизни. Социально-культурная деятельность обладает обширным потенциалом в области формирования целевых установок личности, ее социальной адаптации и снятия стресса, а потому является одной из самых значимых сфер для молодежи. Программы социально-культурной деятельности также реализуются на базе креативных пространств как выдвигающихся экономических и культурных центров, однако многочисленные социальные, психологические и педагогические исследования свидетельствуют о необходимости определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Креативные пространства начинают играть всё более важную роль в социально-культурной жизни молодежи наряду с Домами культуры и различными творческими объединениями, привлекая ее представителей широким выбором форм досуга и способов для творческой самореализации. Эти площадки стремятся следовать веяниям моды и максимально удовлетворять постоянно изменяющиеся и возрастающие требования молодого поколения, предоставляя широкий спектр социально-культурной активности от разовых лекций от популярных или влиятельных личностей до масштабных фестивалей. Востребованность креативных пространств и их популярность у молодежи связана с их гибкостью, которая достигается за счет расположения множества разноплановых креативных организаций в одном комплексе, и непосредственной ориентированностью на новое креативное поколение. Таким образом, можно сделать вывод, что программа по организации досуга молодежи, использующая формы, методы и средства социально-культурной деятельности и реализованная на базе креативного пространства может помочь с решением проблемы выбора способа проведения досуга молодежи. Проблема исследования заключается в объективно существующем противоречии между имеющейся потребностью в организации досуга молодежи в условиях креативного пространства, с одной стороны, и недостаточным использованием возможностей социально-культурной деятельности для удовлетворения этой потребности, с другой стороны.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы социально-культурной деятельности как средства организации досуга молодежи в условиях креативного пространства 10 1.1 Психолого-педагогические особенности молодежи 10 1.2. Определение сущности креативного пространства 16 1.3. Потенциал социально-культурной деятельности в организации досуга молодежи в условиях креативного пространства 24 Выводы по главе I 28 Глава II. Реализация потенциала социально-культурной деятельности по организации досуга молодежи в условиях креативного пространства «Ткачи» 29 2.1. Характеристика и анализ деятельности креативного пространства «Ткачи» по организации досуга молодежи 29 2.2. Диагностика досуговых интересов и предпочтений потенциальной аудитории 36 2.3. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности креативного пространства «Ткачи» по организации досуга молодежи 44 Выводы по главе II 48 Заключение 49 Список литературы 50
Список литературы

1. Banks M., O’Connor J. (2009). Introduction : After creative industries. New York: Verso, 361-370. 2. Evans S. (2006). Creative clusters: key concepts. IJBIT, 7(1), 52-59. 3. Throsby, D. (2007). Modelling the creative industries. New Directions and research: Substance, Method and Critique. ESCRC/AHRB Seminar Network, Royal Society of Edinburgh, Scotland, 8-19. 4. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / Марк Ариевич Ариарский ; Рос. акад. образования, Науч.-образоват. центр пед. культурологии. - Санкт-Петербург : Концерт, 2013. - 248 с. 5. Ариарский М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский.– Санкт-Петербург – Анатолия, 1999, – 530 c. 6. Барбур Л. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель / Пер. с англ. // Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. - С. 80-83. 7. Васильева Г.А. Социально–культурная деятельность. – Ярославль: Институт культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2015. – 411с. 8. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития // Творческие индустрии: модель для сборки. - М.: Институт культурной политики, 2005. - С. 7-15. 9. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры Профиздат, 2002. - 287 с. 10. Желнина А.А. Творчество для «своих». Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ СПб.: Левша-Санкт-Петербург.- 2012.-С.2,6 11. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис.: М., 2008.- С.50 12. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии в России: Сб. / Сост. Е. Зеленцовой. М.: Институт культурной политики.- 2004. — С. 98 13. Литвинцева Г. Ю. Культурология досуга : учебное пособие / Г. Ю. Литвинцева. - Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2018. - 267 с. 14. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов по педагогическим специальностям / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : ACADEMIA, 2006. – 606 с. 15. Николаева П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры. — Автореф. Дис. П.В. Николаевой канд.культурологии: cпец.: 24.00.01 / П.В. Николаева ; МГУКИ. – Москва, 2015 – 52 с. 16. Новаторов В.Е. Деятельность учреждений социально–культурной сферы в период модернизации. Профилактическая роль культуры и искусства/В.Е. Новаторов – Тюмень, 2009, – 3–6 с. 17. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 650-652 18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Ричард Флорида ; [пер. с англ.: А. Константинов]. - Москва : Классика-XXI Арт-транзит, 2011. – 419. 19. Челышева И.В. Социокультурное поле медиа / И.В.Челышева, А.В. Федоров, Т.Д. Скуднова; – Москва : МОО «Информация для всех», 2016 – 178 с., 20. Шпрангер Э. Формы жизни: Гуманитарная психология и этика личности / Эдуард Шпрангер; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - Москва : Канон+, 2014. - 399 с. 21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : Пер. с англ / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М. : Прогресс, Б. г. (1996). – 340 с. 22. Ярошенко Н.Н. Социально–культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестник Моск. ун–та культуры и искусства. – 2001. – Вып. 23.– 39–47 с. 23. Креативное пространство «Ткачи» // официальный сайт. Спб, 2005. URL: http://tkachi.com (дата обращения 1.06.2019).
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы социально-культурной деятельности как средства организации досуга молодежи в условиях креативного пространства 1.1 Психолого-педагогические особенности молодежи О возрастающем интересе общества к молодежи говорит то, что больше тридцати процентов всех социологических исследований в нашей стране направлены на изучение потребностей и интересов молодого поколения. Молодёжь - это особенная социально-возрастная группа с широкими возрастными рамками и собственным статусом в обществе. В возрасте от 18 до 24 лет происходит переход от юношества и поиска себя к формированию зрелой личности. Понятие «молодежь» по-разному трактуется в зависимости от науки, которая раскрывает понятие, поэтому до сих пор не существует единого определения молодежи как совокупности уникальных психологических, социальных и биологических аспектов. Так Гигантская Русская Энциклопедия определяет молодежь как "социально-демографическую группу, выделяемую на базе совокупности возрастных данных, индивидуальных особенностей общественного положения, обусловленных теми или иными социально-психологическими особенностями". Отдельными учёными молодёжь понимается как совокупность людей в возрасте от 18 до 24 лет, через общество обеспечивающих себе возможность социального определения. Общество обеспечивает их льготами, но ограничивает в активном участии в некоторых сферах жизни социума [22]. Понятие молодежи основано также на учете особенностей психологического развития человека. По данным ученых, примерно в 14 лет человек начинает осознавать свои социальные связи и свое место в обществе. К восемнадцатилетнему возрасту заканчивается формирование основных психофизических особенностей человека, а к 24 годам завершаются процессы роста в человеческом организме и формируется социальный статус личности, что сопряжено с окончанием к этому времени высшего учебного заведения, демобилизацией из армии и получением профессионального образования. Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать весьма своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества. Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор остается предметом научных дискуссий. К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей разного возраста. Но большинство ученых нижней границей молодежного периода считает 16 – 17 лет, когда заканчивается первичная социализация. Верхним пределом называют 24 – 25 лет, на которые приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. В России же в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи относятся граждане от 14 до 30 лет. Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27 % от общей численности населения страны. Психо­физиологические функции достигают в этот период своего оптимального развития: активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции; в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. И если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками зрелости. Что касается развития познавательной сферы, то направление её развития может быть как положительным, так и отрицательным и в значительной степени имеет индивидуально-ситуативную обусловленность. Считается, что в этом процессе участвуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится одаренность индивида. У более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, чем у менее одаренных. Внешние факторы –­ это социально-экономические и культурные условия [22]. Основным новообразованием молодости становится достижение социальной зрелости. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости. Для некоторых молодых людей достаточно сложным становится столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Если у молодого человека есть иллюзии, не соответствующие действительности, то сразу наступают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. Большинство психологов считают, что для зрелой личности характерны чувство ответственности и наличие ряда индивидуальных особенностей. Атрибутами зрелости выступает наличие таких сформировавшихся качеств, как: 1) Способность самостоятельно мыслить. Зрелая личность способна иметь по любому вопросу собственное мнение, основанное на ее системе ценностей. Конечно, может советоваться с другими людьми, но окончательные решения всегда принимает сам. 2) Готовность принять на себя ответственность за свои поступки. Если совершена ошибка, то есть и готовность признания своих недостатков и принятия вины на себя. 3) Умение преодолевать страх и сдерживать гнев. Несмотря на то, что все по-прежнему иногда испытывают тревогу или раздражение, то здесь уже имеет место искусство владения собой. 4) Желание работать. Вместо того чтобы уклоняться от ответственности, молодой человек уже желает приносить пользу обществу и добиться полной финансовой незави­симости. Появляется также желание, чтобы материальное положение не зависело от родителей и родственников. 5) Способность к любви и построению прочных отношений с партнером. Зрелая личность уже способна проявлять свои чувства и понимать чувства другого человека и спо­собна поддерживать глубокие и близкие отношения. В молодости также может сохраняться гетерохронность (разновременность) развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. В отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального и несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность) [21]. Для достижения социальной зрелости, в свою очередь, молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу развития в юности. Именно потребность в самоопределении, возникшая к началу молодости, является отправной точкой решения вопроса о реальном самоопределении в течение этого возрастного периода. Особенность самосознания и самоопределения в юношеском возрасте – его проекция в будущее, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии. Формируется и осознается потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. И наоборот, какое место в общественной системе ценностей займет он в результате того или иного выбора жизненного пути. Характерная черта юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой человек, как следствие построения «пирамиды» мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. В период юности, как правило, закладываются и основы для формирования идентичности индивида как члена устойчивой пары [21]. Обращенность в будущее, как было сказано выше, становится основной направленностью индивида, а одной из главных проблем – выбор профессии, обретение своей идентичности, что превращается в «аффективный центр» жизненной ситуации, на котором концентрируется основная деятельность и интересы человека. Важную роль в этом играет оценка своих возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.п. Важнейшими психологическими предпосылками успешного социального самоопределения личности является сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка. В ранней юности зарождаются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, социально-политическая активность и способность строить жизненные планы. Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации. Нравственные убеждения, в свою очередь, возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный, и обобщенный с точки зрения нравственных норм, его убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация мотивационной сферы, в которой ведущее место начинают занимать нравственные и культурные мотивы. Можно также отметить, что выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения [22]. Для здорового формирования культурных ценностей и социальных взглядов молодежи необходимы пространства, на базе которых они могут реализовывать свой творческий потенциал. Новым типов подобных организаций стали креативные пространства. Благодаря разнообразию кластеров, входящих в них, креативные пространства предоставляют широкий выбор для досуга молодого поколения и его самореализации. ? 1.2. Определение сущности креативного пространства Сегодня в обществе происходят серьезные изменения как в экономической, так и в культурной жизни. Инновационный вид предпринимательской активности, объединяющий бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность, получил определение «творческие индустрии». Особенностью креативных индустрий является деятельность человека не в роли потребителя или работника организации, а творца неповторимого продукта своей личности. Отсюда определяется основная функция креативных пространств - предоставление площадок для деятельности представителям креативного класса, численность которого возрастает в связи с переходом общества к постиндустриальной модели. Они не всегда представляют собой творческие студии, но также могут служить и офисом, в котором организованы нестандартные условия работы: дизайнерское оформление рабочих зон, особые рекреационные зоны и зоны неформального общения, пространства в формате «open space». Помимо экономической функции, которая реализуется через создание рабочих мест и деятельность офисов и магазинов, креативные пространства выполняют рекреационную и образовательную функции. На их территории проводятся различные культурные мероприятия: от фестивалей и лекций до инновационных форм социально-культурной деятельности. Основными видами креативных пространств являются коворкинги и арт-центры, арт-кварталы, центры современного искусства [3]. Впервые креативные пространства появились в Великобритании. Один из первых проектов был реализован в городе Хаддерсфилд, в котором к 1980 году практически не осталось действующих рабочих мест. Решающую роль в организации кластера сыграли муниципальные власти: благодаря их активной деятельности было создано пространство для общения и реализации людей различных профессий и групп. Кроме того, по инициативе властей была проведена программа по обучению шахтеров работе на компьютерах. На сегодняшний день Хаддерсфилд является одним из лидирующих мультимедийных центров Великобритании. Вскоре опыт центра начали применять по всей стране для оптимизации ситуации в заброшенных районах. С 1998 года поддержка креативных индустрий была заявлена одним из приоритетов государственной политики Великобритании. На 2018 год около 15-20% населения Лондона заняты в области креативных индустрий, в среднем в их деятельность вовлечено 7-8% населения, при этом этот процент постоянно увеличивается [1]. Опыт Великобритании постепенно переняла вся Европа. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. По оценке федерального министерства экономики, оборот креативной экономики в Германии составляет около 125 млрд евро в год, тенденция растет. Наиболее яркие примеры креативных пространств в странах Европы — лофт «Tea-factory» в Лондоне; «Kaapelitehdas» в зданиях бывшего кабельного завода в Хельсинки, также в Хельсинки — культурная фабрика «Korjaamo» в бывшем трамвайном депо; культурный центр «Melkweg» в бывшем молокозаводе в Амстердаме; Superstudio в Милане. Сегодня практика создания креативных пространств приобрела общемировой характер. США уверенно наращивает обороты креативной экономики, там же издается большинство публикаций в этой области. В странах востока, особенно в Китае, креативные пространства организуются при усиленной поддержке властей, что связано с национальной идеологией. Самой известным китайским кластером стала «Фабрика №798», которая по годовому денежному обороту находится на одном уровне с Берлинскими организациями [2]. Первыми продвигать креативные индустрии в России стали два центра: «Центр развития творческих индустрий» в Санкт-Петербурге, основанный в 2001 году, и «Институт культурной политики» в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia». В рамках программы московского «Института культурной политики» и его партнеров, развитие творческих индустрий осуществлялось в «пилотных» регионах (Архангельск, Петрозаводск, Тальятти, Сургут и т. д.). Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В результате действительно было выявлено, что без федеральной поддержки креативные индустрии в Росси, как инновационный сектор в культуре и экономике, не могут в большинстве случаев полноценно функционировать. В связи с отсутствием данной поддержки массовое появление креативных кластеров в нашей стране началось на почти двадцать лет позже, чем во всем мире. Одним из первым пространств подобного типа, положившим начало новому направлению в социально-культурной сфере, стал московский кластер «Art Play». Он был основан в 2005 году в здании бывшей фабрики «Красная роза». «Artplay» успешно функционирует до сих пор, несмотря на то, что сменил свое месторасположение. В последующие годы в нашей стране наблюдается медленный, но стабильный рост количества креативных пространств: открылся центр современного искусства «Винзавод», дизайн-завод «Флакон», открытый в 2009 году на территории бывшего хрустальном заводе имени Калинина, лофт-квартал «Даниловская мануфактура» [18]. В «культурной столице» России, Санкт-Петербурге, креативные пространства начали появляться ещё раньше московских. Арт-объединение «Пушкинская-10» было основано еще в 1989 году, а арт-центр «Борей» - на два года позже. При этом оба пространства получили менее громкую известность среди широких слоев общества, так как почти игнорировали пиар-деятельность и имели узкую профессиональную направленность. Разработка стратегических направлений развития сектора творческих индустрий была начата в Санкт-Петербурге только в июне 2001 года. Она объединила усилия специалистов городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера в рамках проекта приграничного сотрудничества ТАСИС «Партнерство по поддержке творческих индустрий». По данным исследования Джейн Джекобс, после стагнации в 2009 году, вызванной кризисом, рост креативных пространств в городе начал набирать обороты. В среднем ежегодно открывалось около 20 новых кластеров, коворкингов и галлерей [10]. Однако крупных проектов немного. Среди наиболее успешных - "Этажи" и "Ткачи", а также развивающаяся «Новая Голландия». Однако сейчас наблюдается коммерциализация этих креативных кластеров, которые должны были стать образцом для других подобных объединений: актуальные экспозиции, которые несколько лет назад успешно сочетались с торговой деятельностью, лекциями, фестивалями и мастер-классами, всё более уступают место формату торгового центра с завышенными ценами. Иллюстрацией этого служат фестивали животных, которые уже несколько лет проходят в лофт-проекте «Этажи»: культурное понятие «фестиваль» скрывает акты жестокого обращения с животными, которые содержатся в неподходящих условиях и постоянно подвергаются стрессу [8]. Подобные изменения в идеологии связаны с необходимостью окупаемости. Интервьюирование менеджеров творческих кластеров показало, что что в Москве и Санкт-Петербурге площадки являются полностью коммерческими проектами. Их деятельность включает проведение творческих мероприятий, выставок и сдачу площадей в аренду в качестве мастерских для художников или продавцов креативных товаров. Но деятельность творческого класса окупается меньше, чем деятельность торговых точек, не связанных с созданием нового продукта, что обуславливает тенденцию к превращению креативных кластеров в обычные торговые центры в старых зданиях. При этом, по прогнозу Центра стратегических разработок, через десять лет из-за роботизации треть профессий в России исчезнет. Особую ценность на этом фоне будут представлять творческие идеи человека и креативные индустрии. На мировом уровне эта тенденция уже ощутима: в течение нескольких последних лет креативная индустрия росла быстрее, чем какие-либо другие отрасли - на 14-15 процентов ежегодно. Однако эксперты утверждают, что условий для развития нового типа экономики в нашей стране сегодня практически не существует. Это приводит креативные центры к необходимости отклонения от изначальной миссии или исчезновению. Среди отдельно открывающихся проектов нет никакого взаимодействия, и большинство из них не могут удержаться на рынке. По статистике одного из петербургских бизнес-инкубаторов, в первый год работы закрывается 40% творческих стартапов, во второй - еще 30% [6]. Ни в федеральных, ни в региональных документах РФ такого понятия, как "креативная индустрия", нет, а потому нет и направленной системы помощи. Даже в «культурной столице России» процесс модернизации культуры в основном направлен на сохранение ее существующих наработок и памятников и приобщения к ним горожан и туристов через современные медиа-технологии и формы социально-культурной деятельности. Из факта неоцененности креативных пространств как важного сектора экономики вытекает вторая проблема их развития в Санкт-Петербурге: нехватка финансирования. Государственного финансирования креативные пространства лишены, исключая возможность получения грантов, а примеры, когда владелец крупного бизнеса начинает интересоваться организацией и вливанием средств в подобные центры, хотя и случаются, но редко. Монетизация может осуществляться в короткое время, но тогда креативное пространство постепенно под финансовым давлением превращается в бизнес-центр с налетом креативности (пример – «Ткачи»), либо приводит к снижению качества резидентов и событий, как это происходит с лофт-проектом «Этажи» [18]. Другой проблемой креативных пространств в Санкт-Петербурге стала их недолговечность. Город является потенциально-сильной площадкой для создания подобных городских образований: процент креативного класса в нем выше среднего по России, а заброшенные просторные здания могут стать идеальным помещением для создания и передачи творческого продукта. Но на данный момент существует тенденция, что креативное пространство, если и создаётся, то служит лишь временным этапом использования той или иной территории, призванным повысить интерес к ней. После повышения рентабельности здания хозяева нередко повышают аренду для организаций креативного пространства или не продлевают срок аренды. В итоге центр вынужден либо менять формат для повышения самоокупаемости, либо менять месторасположение, что влечет потерю части аудитории и составляющих организаций. Средний возраст функционирования креативных кластеров составляет 3,8 года, в основном за счет таких долгожителей, как «Пушкинская 10» (30 лет), «Этажи» (12 лет) и «Ткачи» (8 лет). Стремясь к выживанию, креативные кластеры Санкт-Петербурга вынуждены принимать арендаторов, не принадлежащих к креативной индустрии. Проблема наполнения особенно остро встает сейчас, когда происходит отдаление российских креативных пространств от идеологии европейских. Так, среди арендаторов креативного кластера «Ткачи» творческие организации составляют не более 40%. Уровень конкуренции творческих деятелей в Санкт-Петербурге чрезмерно высок, однако результаты исследований показывают, что соседство работников креативной индустрии необходимо для создания новых проектов и беспроблемного нахождения партнеров [11]. В качестве проблемы стоит также выделить сложность управления креативным пространством. Неумение составить адекватный бизнес-план, просчитать долгосрочный эффект от своего предприятия и продумать бренд, отсутствие навыков самопрезентации и уверенности в себе - все это тормозит даже самую прорывную идею уже на этапе переговоров с потенциальными партнерами .Из сложностей также было выделено интенсивное ненормированное расписание площадок – постоянная организация мероприятий, сбой коммуникаций, непредсказуемость творческих людей, нехватка человеческого капитала, отсутствие высокого имиджа культурных площадок в городе, работа с волонтёрами, поиск эффективных инструментов рекламы[10]. Итак, Санкт-Петербург оставляет за собой звание культурной столицы России, но для дальнейшего успешного развития городу следует обратиться к инновациям, - так сохранится его привлекательность для представителей современной культурной элиты. Чтобы этот дисбаланс ликвидировать, необходимо постоянно создавать условия для творческих индустрий, привлекающих в город креативных специалистов новых профессий. Творческий потенциал выступает фундаментальным ресурсом производства, поэтому креативная экономика способна отказаться от сырьевой зависимости и может обеспечить стабильность развития региона, повысить инвестиционный климат, создать благоприятные социокультурные условия для общества [11]. Политика в отношении творческих индустрий не может представлять собой расширенную версию существующей культурной политики, построенной на принципах экономики благосостояния, а должна рассматриваться как элемент инновационной политики в экономике в целом. Чтобы ликвидировать дисбаланс в развитии креативных пространств Санкт-Петербурга, необходимо постоянно создавать условия для творческих индустрий, привлекающих в город не нуворишей разного рода, а креативных специалистов новых профессий. Государству необходимо пересмотреть свое отношение к креативным пространствам как к незначительным явлениям современной бизнес-культуры, и начать относиться к ним как к зародышам новой ступени экономического развития. Началом решения проблем креативных пространств должна стать именно инициатива государства и законодательное оформление креативных пространств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 31 страница
340 руб.
Курсовая работа, Культурология, 31 страница
340 руб.
Курсовая работа, Культурология, 22 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Культурология, 24 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg