Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Развитие системы управления конкурентоспособностью продукции на предприятии

cool_lady 2475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2021
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) содержит 85 страницы, 59 использованных источников и 3 приложения. Объектом исследования выступает ПАО «РЕМСТРОЙ». Целью исследования является развитие системы управления конкурентоспособностью продукции на предприятии ПАО «РЕМСТРОЙ». В основу исследования положена гипотеза: в настоящее время появилось много фирм выпускающих строительную продукцию. Одновременно с этим выросли и требования к конкурентоспособности строительной продукции, сейчас преимущество отдается качественной и недорогой продукции. В ходе выполнения исследования использовались следующие научные методы: научной познания, эмпирические методы, экономико–статистические методы. В результате исследования раскрыты теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции на предприятии; проведен экономико–статистический анализ действующей практики управления конкурентоспособностью продукции в ПАО «РЕМСТРОЙ». Степень внедрения – частичная. Область применения – в практике работы менеджера. Эффективность – рекомендации по совершенствованию развития системы управления конкурентоспособностью строительной продукции на ПАО «РЕМСТРОЙ».
Введение

сложных, неустойчивых и противоречивых процессов. Эти процессы затронули все отрасли национальной экономики, в том числе и розничную торговлю. По существу, торговля уже становится самостоятельной отраслью рыночной экономики, которая постоянно приспосабливается к нуждам целевых потребителей и ищет пути сокращения издержек по всему циклу своей производственно–хозяйственной деятельности. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий розничной торговли в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития экономики регионов. Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования в структуре оптовой торговли системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на товары, ценности товара для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов торговли и т.д. В связи с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий. Тем самым становится необходимым и практически востребованным исследование вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли на основе современных средств менеджмента и маркетинга не получивших до настоящего времени соответствующего решения. Важность рассматриваемой проблемы для теории и практики эффективного функционирования предприятий розничной торговли в условиях усиления конкурентной борьбы предопределили выбор и актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определена тем, что в современных условиях глобализации и ужесточения конкуренции выявляется тенденция к повсеместному расширению масштабов и сфер применения конкурентных стратегий. В российской экономической литературе проблемам эффективного функционирования предприятий различных отраслей национальной экономики в современных условиях посвящено немало научных исследований. Это работы Новикова В.Е., Фатихова А.Ф., Федоренко К.П., Нетаева О.В., Хубаева Т.А., Хеллата А.А., Максимова Ю.Н., Ризокулова Т.Р., Сазонова B.В., Серёгина Д.И. Однако в них не в полной мере рассмотрены все аспекты функционирования и развития предприятий розничной торговли. Остаются нерешенными вопросы управления конкурентоспособностью предприятий торговли, создания организационного механизма управления стратегией развития конкурентных преимуществ предприятия. Это и предопределило цель, задачи и направленность настоящего исследования. Целью исследования является развитие системы управления конкурентоспособностью продукции на предприятии ПАО «РЕМСТРОЙ». В работе будут решены следующие задачи: – рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции на предприятии, её сущность, показатели и проблемы анализа конкурентоспособности продукции; – провести анализ действующей практики управления конкурентоспособностью продукции в ПАО «РЕМСТРОЙ»; – предложить рекомендации по совершенствованию развития системы управления конкурентоспособностью строительной продукции ПАО «РЕМСТРОЙ». Объектом исследования выступает ПАО «РЕМСТРОЙ». Предмет исследования: система управления конкурентоспособностью продукции в ПАО «РЕМСТРОЙ». В ходе выполнения исследования использовались следующие научные методы: научной познания, эмпирические методы, экономико–статистические методы. Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические разработки и рекомендации используются ПАО «РЕМСТРОЙ» для стратегического развития, обеспечения конкурентоспособности и совершенствования управления в условиях рыночных отношений. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, одного приложений. Апробация основных положений работы докладывалась на Всероссийской студенческой научно–практической конференции на тему «Управление качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия», указанная в сборнике( г. Саранск, 2019 г).
Содержание

Введение 5 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью продукциииии на предприятии 8 1.1 Сущность конкурентоспособности продукции и ее роль в системеиии управления предприятием 8 1.2 Показатели конкурентоспособности продукции 14 1.3 Проблемы анализа конкурентоспособности продукции…………...22 2 Действующая практика развития системы управленияиии конкурентоспособностью продукции в ПАО «РЕМСТРОЙ» 32 2.1 Оценка конкурентного положения ПАО «РЕМСТРОЙ»иии в строительной отрасли 32 2.2 Анализ конкурентоспособности строительной продукцииии акционерного общества 44 2.3 Рекомендации по совершенствованию развития системыии управления конкурентоспособностью строительной продукции наии ПАО «РЕМСТРОЙ» 59 Заключение 76 Список использованных источников: 78 Приложение А «Факторы конкурентоспособности» 86 Приложение Б «Устав ПАО «Ремстрой» 87 Приложение В «Бухгалтерская отчетность ПАО «Ремстрой»« 90
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30. 11. 1994 № 51–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 3. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 17. 11. 1995 № 169–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. закон от 25. 02. 1999 № 39–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 5. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30. 12. 2004 № 214–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 6. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18. 07. 2011 г. № 223–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 5. 04. 2013 г. № 44–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 8. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. закон 28. 06. 2014 № 172–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 9. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 3. 07. 2016 г. № 372–ФЗ – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постан. Правительства РФ от 15. 04. 2014 № 328 – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 11. О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: Постан. Правительства РФ от 1. 07. 2016 г. № 615 – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 12. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: Приказ Минрегионразвития России от 30 декабря 2009 г. № 624 – Доступ из справ. –пра¬вовой системы «КонсультантПлюс». 13. Абройко, Г. Н. Проблемы развития конкурентной среды в России / Г. Н. Абройко // Российская наука в современном мире. Сборник статей XI международной научно–практической конференции. Научно–издательский центр «Актуальность. РФ». 2017. С. 262–264. 14. Акмаева, Р. И. Менеджмент : учебник / Р. И. Акмаева, Н. Ш. Епифанова, А. П. Лунев. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2018. – 442 с. : табл. , ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–4475–9631–6 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=491959 (15. 06. 2019). 15. Амедиева, Э. А. Особенности экономический конкуренции в России / Э. А. Амедиева // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Сборник научных трудов III Международной научно–практической конференции. Крымский инженерно–педагогический университет. 2017. – С. 87–89. 16. Барсукова, К. В. Проблема слабой конкуренции в России / К. В. Барсукова, А. Г. Кузнецов // Современный взгляд на будущее науки. Сборник статей международной научно–практической конференции: в 3 частях. 2017. – С. 16–18. 17. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент : учебник / Ю. М. Беляев. – Москва : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 220 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. : с. 159–162. – ISBN 978–5–394–02070–4 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=496063 (15. 06. 2019). 18. Вохмянин, И. А. Конкурентная среда в экономике – отечественные и зарубежные подходы к формированию / И. А. Вохмянин // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 6–2 (45). – С. 93–98. 19. Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом : учебник / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова. – Москва : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 208 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. : с. 201–203. – ISBN 978–5–394–02527–3 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=496191 (15. 06. 2019). 20. Доклад Аналитического центра при Правительстве РФ «Оценка состояния конкурентной среды в России» за 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac. gov. ru/files/publicatio№/a/12824. pdf (дата обращения: 10. 05. 2018). 21. Муравьева, Е. В. Управление конкурентной средой: учебное пособие / Е. В. Муравьева. –Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГУ». 2016. – 191 с. 22. Ермолов, М. Г. , Набиев Р. А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» / М. Г. Ермолов, Р. А. Набиев // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2014. – № 2–4. – С. 37–41. 23. Зедгенидзева, Т. И. Конкуренция как фактор устойчивого развития российской экономики / Т. И. Зедгенидзева // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4–2 (81–2). – С. 241–245. 24. Иванова, Ю. А. Становление институтов собственности и конкуренции как условие рыночных преобразований ресурсоориентированной экономики России / Ю. А. Иванова // Вопросы экономики и права. – 2014. – № 74. – С. 43–48. 25. Иванченко, И. В. Обеспечение конкурентоспособности российской экономики на примере опыта зарубежных государств / И. В. Иванченко // Первая ступень в науке. Сборник трудов по результатам работы V Международной научно–практической студенческой конференции. – 2017. – С. 72–73. 26. Кан, В. Кластерный фактор конкурентоспособности экономики: зарубежный опыт / В. Кан // Труды Университета. – 2015. – № 2 (59). – С. 148–151. 27. Князев, Ю. В. Экономическая оценка современного состояния конкуренции в России / Ю. В. Князев, С. В. Ряшенцев, Н. А. Ильин // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. 2017. – С. 118–120. 28. Ковтун, М. Е. Онтология понятия «конкуренция» / М. Е. Ковтун // Eco№omics. – 2016. – № 1 (10). – С. 11–15. 29. Котрус, В. А. Проблемы развития конкуренции в России и пути их решения / В. А. Котрус, Т. В. Гапоненко // Вопросы экономики и управления. Материалы III Международной научно–практической конференции. 2016. – С. 31–34. 30. Лескова, Ю. Г. Влияние регионального принципа образования саморегулируемых организаций по состоянию конкуренции в строительной отрасли / Ю. Г. Лескова // Конкурентное право. 2017. № 4. С. 36 – 39; Ее же. Ключевые изменения института саморегулирования строительной деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 54 – 62; Ее же. Стандарты и правила саморегулируемых организаций в строительной сфере и их объединений: вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 8. С. 44 – 47 31. Максимов, Ю. Н. Механизм формирования стратегии повышения качества продукции и его влияние на конкурентоспособность товаров на внешнем рынке: Дис. . . . д. э. н, 08. 00. 14, 08. 00. 05 / Ю. Н. Максимов. – М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. – C. 155 32. Мандель, Б. Р. Современный менеджмент в образовании : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2018. – 493 с. : ил. , табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–4475–9413–8 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=477497 (15. 06. 2019). 33. Марусева, И. В. Современный менеджмент (Классический и прикладной аспекты) : учебное пособие для вузов / И. В. Марусева. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2018. – 540 с. : ил. , схем. , табл. – Библиогр. : с. 428–436. – ISBN 978–5–4475–9728–3 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=494455 (15. 06. 2019). 34. Методические основы управления конкурентоспособностью строительной продукции и услуг : автореферат дис. . . . кандидата экономических наук : 08. 00. 05 / Дагестан. гос. техн. ун–т. – Махачкала, 2004. – 26 с. 35. Михненко, П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. – 4–е изд. , стер. – Москва : Университет «Синергия», 2018. – 520 с. : ил. – (Легкий учебник). – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–4257–0342–2 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=490881 (15. 06. 2019). 36. Мишин, В. М. Управление качеством: учебник для вузов / В. М. Мишин. – 2–е издание. – М. : Юнити–дана, 2014. – 463 с. 37. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2014. – 194 с. 38. Моросанова, А. А. Зарубежный опыт адвокатирования конкуренции: цели, методы и результаты / А. А. Моросанова, А. И. Мелешкина, А. Ф. Фатихова // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2015. – № 1 (15). – С. 95–117. 39. Никитина, Е. А. Проблемы и пути развития конкуренции в России / Е. А. Никитина, К. О. Ортиз // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XVIII международной научно–практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Уварина. – 2017. – С. 161–162. 40. Новиков, В. Е. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа: Монография / В. Е. Новиков, М. В. Крайнова, О. В. Круглова, Е. А. Чернышевская. – М. : РИО Российской таможенной академии, 2015. – C. 222–225. 41. Оберт, Т. Б. Формирование конкурентной среды в российской экономике / Т. Б. Оберт // Стратегические направления развития науки, образования, технологий. Сборник научных трудов по материалам Международной научно–практической конференции. В 4–х частях. Под общей редакцией Е. П. Ткачевой. 2017. – С. 104–106. 42. От управления качеством продукции к управлению качеством человеческого капитала // Управление качеством. – 2015. – № 10. – С. 8–11. 43. Пакизат, Ш. Основные подходы к понятию «конкуренция» / Ш. Пакизат // Научные идеи в контексте модернизации современного общества. Материалы международной научно–практической конференции. 2017. – С. 100–103. 44. Панькова, М. К. Конкурентная среда: методы исследования / М. К. Панькова, Е. А. Маргович // Научный альманах. – 2016. – № 3–1 (17). – С. 262–265. 45. Петрище, Ф. А. Товарный менеджмент и экспертиза строительных товаров : учебник / Ф. А. Петрище, М. А. Черная. – Москва : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 424 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–394–02418–4 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=495814 (15. 06. 2019). 46. Петровская, Т. К. Государственная антимонопольная политика России и формирование конкурентной среды / Т. К. Петровская, А. А. Петрушина // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Материалы докладов естественно–научных секций региональной университетской научно–практической конференции. Сер. «Естественные науки» 2017. – С. 458–463. 47. Ризокулов, Т. Р. Международный опыт повышения конкурентоспособности: общие контуры и уроки / Т. Р. Ризокулов, М. И. Каримова // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально–экономических и общественных наук. – 2017. – № 2–7. – С. 130–135. 48. Розанова, Н. М. Политика поддержки конкуренции в России: вчера, сегодня, завтра / Н. М. Розанова // Jour№al of Eco№omic Regulatio№. – 2015. – № 3. – С. 6–21. 49. Сазонов, В. В. Анализ опыта европейского союза в области активизации стимулов к рыночной конкуренции / В. В. Сазонов, Д. В. Николаев // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 10. – С. 53–57. 50. Сайфидинов, Б. С. Конкурентная среда в экономике – отечественные и зарубежные подходы / Б. С. Сайфидинов, А. Е. Коростелев // Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам III международной научно–практической конференции. В 4–х частях. 2017. – С. 7–14. 51. Салимова, Т. А. Управление качеством / Т. А. Салимова. – М. : Омега–Л, 2013. – 384 с. 52. Серегин, Д. И. Становление законодательства о защите конкуренции в России / Д. И. Серегин // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2017. – № 9. – С. 29–37. 53. Тахаев, А. А. Анализ эволюции понятия «конкуренция» / А. А. Тахаев // Научные диалоги в эпоху инновационных преобразований общества. Материалы III Международной научно–практической конференции. Под общей редакцией Мягковой Т. Л. 2014. – С. 97–100. 54. Третьяк, Г. Е. Становление институциональной конкуренции в России / Г. Е. Третьяк // Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР. Материалы III евразийской научно–практической конференции с международным участием. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Приморский филиал. 2016. – С. 34–38. 55. Федоренко, К. П. Общий и таможенный менеджмент : учебник / К. П. Федоренко, В. В. Витюк, О. В. Нетаев. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2018. – 618 с. : ил. , табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–4475–9661–3 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=486378 (15. 06. 2019). 56. Финансовый и инвестиционный менеджмент : учебник / И. З. Тогузова, Т. А. Хубаев, Л. А. Туаева, З. Р. Тавасиева ; Финансовый университет при Правительстве РФ. – Москва : Прометей, 2018. – 375 с. : схем. , табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–907003–06–4 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=494863 (15. 06. 2019). 57. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Фомичев. – Москва : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 468 с. : ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–394–01974–6 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub. ru/index. php?page=book&id=496068 (15. 06. 2019). 58. Хеллат, А. А. Рыночные структуры и конкуренция в современных условиях России / А. А. Хеллат, Д. В. Пермякова // Форум молодых ученых. 2017. – № 1 (5). – С. 632–636. 59. Чубинский, А. Н. , Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции / А. Н. Чубинский, О. С. Ракитова // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – №4. – С.20–27.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции на предприятии 1.1 Сущность конкурентоспособности продукции и ее роль в системе управления предприятием Обострение конкуренции на мировом рынке приводит к ужесточению требований к качественным параметрам реализуемой продукции и способом ее продвижения. Приоритетом развития рыночных отношений становится использование неценовых методов конкурентной борьбы, предполагающей ориентацию на удовлетворение будущих потребностей и ожиданий потребителей. Определение качества готового изделия приобретает новый смысл – теперь оно включает не только перечень потребительских свойств товаров и требований к их безопасности и экологичности, но и методы организации всей системы производства и сбыта [54, c. 34]. Продукция – является основным объектом рыночных отношений, обладающим стоимостью и потребительной стоимостью (или ценностью), качеством, техническим уровнем и надежностью, определяемой потребителем полезностью, эффективностью производства и потребления и другими характеристиками [13, c. 262]. В современных условиях товар выступает в качестве индикатора предпринимательской силы и активности производителя, а его качество выходит на первое место. В этих условиях конкурентоспособность продукции является серьезным инструментом для удержания позиций на рынке любого эк субъекта [50, c. 7]. В таблице 1.1 представлен обзор следующих трактовок понятия «конкурентоспособность». Таблица 1 Сводная таблица подходов к определению сущности понятия «конкурентоспособность» Автор Понятие Сафиуллин Н. З. [19, c. 44] Под «конкурентоспособностью организации» понимается текущее положение организации на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка — объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж конкурентов) и тенденции его изменения. Ялунина Е. Н. [45, c.29] Под конкурентоспособностью автор понимает способность розничного торгового организации сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей. Портер М. [38, с. 100] Конкурентоспособность– свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений Макдоналд М., Данбар Я.[36, с. 104] Конкурентоспособность компании– это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка ее способности удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами. Жан–Жак Ламбен [12; c.22] Конкурентоспособность фирмы– ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты Магометов Ш. Ш. [14; c.69] Конкурентоспособность — означает быть способным к конкуренции. Конкурентоспособность фирм в основном определяется конкурентоспособностью предложенных ими товаров. Дулисова И. Л. [42, с. 6] Конкурентоспособность– это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке Азоев Г. Л., Завьялов П. С. [36, с. 104] Конкурентоспособность фирмы — это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей Позиция производителя определяется в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях открытого рынка на основе рыночного механизма, в условиях которого отличительных особенностей товара выявляется как с точки зрения степени удовлетворения социальных потребностей и с точки зрения суммы затрат для удовлетворения этих потребностей. Сочетание этих характеристик определяет конкурентоспособность продукции, который характеризует уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров изделия, позволяющих выдерживать конкуренцию (конкуренцию) с другими аналогичными продуктами на рынке. Конкурентоспособность продукции – решающий фактор ее коммерческого успеха на рынке [15, c. 89]. Данное понятие объединяет в себе соответствие продукции рыночным условиям, потребностям потребителя, требованиям к качеству, техническим, эстетическим характеристикам, коммерческим условиям продажи, доходам населения. Таким образом, конкурентоспособность интегрирует в себе совокупность потребительских и стоимостных характеристик продукта, обеспечивая его превосходство над аналогами. Каждый потребитель стремится приобрести продукт, который удовлетворит его индивидуальные потребности. Механизм формирования конкурентоспособности и ее элементы представлены на рисунке 1.1. Рисунок 1 – Механизм формирования конкурентоспособности продукции Неоднородность товарной массы, вызванная снижением инновационного развития экономики и переходом к расширению ассортимента продукции на основе выделения новых потребительских свойств, приводит к размыванию конкурентных преимуществ товаров. Последствием этой проблемы стало снижение способности рынка к самоорганизации, отразившееся на процессах концентрации имеющихся ресурсов для производства, распределения, обмена и потребления продукции [18, c. 93]. Конкурентоспособность продукции на рынке в большей степени зависит от своевременности реакции производителя на изменения потребительского спроса и предпочтений. В сущности, конкуренция определяется исходя из соотношения способностей и потребностей человека, устремленных к возвышению и усложнению потребительских предпочтений. Анализ ключевых составляющих конкурентоспособности продукции показала, что важнейшей ее составляющей является качество. Качество продукции – совокупность его физических, функциональных, эстетических и других свойств, обеспечивающих возможность удовлетворять определенные потребности и делающих продукцию привлекательным для покупателя. [14, c. 384] Качество продукции является относительно устойчивой совокупностью свойств, характеризующих специфику данного вида продукции. Дополнительным параметром в определении качества обозначена способность предмета удовлетворять общественные потребности. Как и сама продукция, качество связано со стоимостью и потребительной стоимостью. Помимо этого, качество системно связано с другими экономическими категориями, представляющими собой «качественно–категориальные и количественные показатели» (производительность, эффективность, конкурентоспособность, прибыль, рентабельность, затраты, издержки и себестоимость) [16, c. 16]. Для достижения конкурентоспособности производства на любом уровне необходимо ориентироваться на перспективные потребности общества. При этом перспективные потребности должны объективно соотноситься с уровнем развития производительных сил. Таким образом, возникает необходимость создания высококонкурентной рыночной среды, что позволит ускорить темп возвышения общественных потребностей и способов их удовлетворения. Для оценки возможностей производства необходимо учитывать стадии экономического развития экономики. На фазе роста объем спроса (потребительского избытка) повышается, увеличивается объем выпускаемой продукции в соответствии с возрастающими потребностями на рынке. Расширение номенклатуры по группам товаров стимулирует рост среднего уровня цены. На фазе спада в мировой экономике происходит снижение спроса, объем выпуска продукции сокращается соответственно сформированным на данный момент потребностям. Снижение платежеспособности потребителей приводит к уменьшению набора потребительских предпочтений, соответствующему понижению цен. В данной ситуации может происходить замещение смежных категорий потребностей населения. Индикаторы конкурентоспособности продукции в зависимости от отраслевой принадлежности имеют разное выражение. Поскольку объектом настоящего исследования выступает предприятие строительной отрасли, то далее по тексту мы будем конкретизировать содержание данного понятия применительно к этой сфере. Учитывая особенности строительного производства, которые представлены нами в приложении А. Как показывают исследования, что большую долю строительного рынка приходится на малый и средний бизнес, развитие которого является одной из стратегических целей экономики РФ[25].Стратегическое планирование в области развития малого и среднего предпринимательства является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Строительство является отраслью материального производства, в ней создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения: готовые к эксплуатации зданий, строений, сооружений, их комплексов. Различают промышленное, транспортное, жилищное и гражданское строительство, гидротехническое и ирригационно–дренажное строительство. Основой капитального строительства является процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ, это одна из основных форм использования капитальных вложений и инвестиций. Правового регулирования строительства, в том числе капитального, регулируется следующими нормативными документами. 1. Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1] ,: в частности главой 37 «Подряд» ГК РФ [1] регулируются общие положения о подряде, а также отношения сторон по договорам бытового подряда, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. 2.Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГсК РФ) [2]; 3.Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39–ФЗ).[3]; 4.Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214–ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214–ФЗ).[4]; 5.И иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Раскроем содержание основных положений указанных нормативных документов: Совершение системы законодательства в строительной отрасли, в частности изменения в Градостроительном кодексе РФ [2], касающиеся деятельности СРО в сфере строительства могут оказать существенное влияние на конкурентоспособность строительных компаний. Ряд новелл законодательства напрямую касается проведения закупочной деятельности заказчиков, которая осуществляется в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ (далее – Закон № 44–ФЗ) [7], Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223–ФЗ (далее – Закон № 223–ФЗ) [6] и Постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615 (далее – Постановление № 615) [11]. Эти нововведения позволят усилить конкурентоспособность позиции строительных предприятий.Однако необходимо отметить, что в любом случае крайне мало научных исследований, аргументированных авторских мнений, глубокого анализа в плоскости исследования изменений конкурентоспособности строительных организаций после вступления в силу новых законодательных норм. Таким образом, конкурентоспособность продукции – решающий фактор ее коммерческого успеха на рынке. Данное понятие объединяет в себе соответствие продукции рыночным условиям, потребностям потребителя, требованиям к качеству, техническим, эстетическим характеристикам, коммерческим условиям продажи, доходам населения. Конкурентоспособность продукции является достаточно сложным многомерным, экономическим объектом, который характеризуется совокупностью свойств. В первую очередь это потребительские свойства, т. е. продукт удовлетворяет потребности того, кто его приобретает. Продукция – это продукт труда, который произведен для продажи. 1.2 Показатели конкурентоспособности продукции Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов о способности выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [38, c. 100]. Конкурентоспособность продукции является достаточно сложным многомерным, экономическим объектом, который характеризуется совокупностью свойств. В первую очередь это потребительские свойства, т. е. продукт удовлетворяет потребности того, кто его приобретает. Продукция – это продукт труда, который произведен для продажи. Понятие « продукт «является более общим термином, в то время как понятие» продукт « является более универсальным. Потребительская ценность продукта характеризуется способностью удовлетворять потребности определенной группы потребителей (потребительского сегмента). Потребительская ценность продукта–это степень ее соответствия потребностям соответствующей группы потребителей. Мерой потребительской ценности товара является цена, которую потребитель готов платить за продукт без сожаления. Цены на товары зависят от потребительской стоимости. Чем ниже цена товара относительно его потребительской стоимости, тем выгоднее потребительская покупка товара, иными словами, выше конкурентоспособность товара. Для покупателей, неоплаченная часть потребительской ценности равна дополнительной прибыли, полученной от использования товара. Для производителя это соответствует «резервной конкурентоспособности его продукции» [38, c. 95]. Многие покупатели, принимая решение о покупке товара, используют такие критерии, как цена и качество (причем одни покупатели могут понимать это как надежность, другие эстетические характеристики). Потребитель всегда внимательно рассматривает, предлагается ли ему качественный продукт по указанной цене. Часто описывая успешную покупку, люди говорят, что за очень низкую цену они смогли купить продукт, который имеет много положительных характеристик. Иными словами, покупатель считает, что не жалко было заплатить большую сумму за купленный товар. Но так как товар попал по низкой цене, то покупная цена ниже потребительской стоимости. Конкурентоспособность товаров выше, когда доля неоплаченной полезности, получаемой потребителем, больше [20]. Если сравнивать продукты, которые предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, то мы говорим, что покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет, как продукт отвечает собственным потребностям. При этом она стремится достичь оптимального соотношения между потребительскими свойствами продукта и затратами на его приобретение и использование, то есть получить максимальный потребительский эффект на единицу затрат. По отношению к определенной потребности, это отношение может быть достигнуто несколькими различных продуктов должных к их подобным свойствам. То есть, все они будут иметь возможность удовлетворить эту потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые [24, c. 43]. Таким образом, важнейшим критерием конкурентоспособности продукции является возможность предприятия существовать на рынке. Основным источником конкурентных преимуществ одних предприятий по сравнению с другими является производство продукции наилучшего качества и предоставление наилучших услуг. Одним из факторов, влияющих на рост продаж и прибыли, качество продукции. В научной литературе выделяют следующие основные задачи анализа конкурентоспособности продукции [16, с. 16]: 1)необходимо оценить технический уровень продукции; 2)необходимо выявить, какие существуют отклонения отдельных видов этого уровня производства по сравнению с базовым и теоретически возможным уровнями; 3)изучить структуру изделий по параметрам, характеризующим качество их изготовления; 4)выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня и качества продукции (начальным моментом для организации всей производственно–хозяйственной активности в условиях рыночной экономики считать необходимость определения характеристик конкурентоспособности предприятия, исследовать конкурентоспособность на всех стадиях жизненного цикла, применять ряд характеристик производственно– хозяйственной деятельности фирмы и считать оценку уровня конкурентоспособности предприятия); 5)осуществлять поиск резервов повышения качества продукции и путей мобилизации этих резервов. Анализ конкурентоспособности имеет специфические черты и задачи [25, c. 72]. В рыночной экономике основной целью любого предприятия является сохранение, расширение рыночных позиций, рост или стабильная прибыль. Это возможно только если вы нацелены на максимизацию прибыли. Средств увеличения прибыли является высокий уровень конкурентоспособности предприятия [27, c. 118]. Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой и поэтому ее определение возможно только путем сравнения предприятий, которые состоят в одном и том же секторе услуг, производят аналогичные товары по отношению к территории, в пределах которой эти предприятия работают. То есть одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и мировом рынке. Для того чтобы проанализировать конкурентоспособность организации, необходимо установить, каких преимуществ организация может достичь по сравнению с другими фирмами и как ее можно реализовать и защитить в конкретной ситуации [29, c. 31]. Конкурентное преимущество делится на внешнее и внутреннее. Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах продукта, которые представляют определенную ценность для потребителей за счет повышения эффективности его работы или снижения ее затрат или более высокого эмоционального и эстетического удовлетворения. Внутреннее конкурентное преимущество ориентировано на повышение превосходства компании в затратах и управлении, что может создать любую ценность для продавца. Это позволяет получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Благодаря своему внутреннему конкурентному преимуществу фирма может быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок [41, c. 104]. Существует несколько уровней конкурентоспособности: 1) рынок ориентируется на известное, стабильное положение цен на рынке за счет качества товара; 2) внимание к конкурентам. Предприятие старается превзойти успешных конкурентов в технологии, производстве товаров, обслуживании; 3) успех в конкуренции рассматривается как функция управления. Успех производства во многом зависит от совершенствования навыков организации и эффективности системы управления предприятием; 4) компетентность руководства и персонала, ориентация на инновации, привлечение поставщиков высокого уровня [34, c. 15]. Выделим пути повышения конкурентоспособности продукции организации: 1) необходимо обеспечить преимущества продукции на рынке за счет технико–экономических и качественных характеристик продукции; 2) учитывать пожелания потребителей по изменению качества продукции; 3) использовать скрытое качество продукции с целью повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами; 4) установить преимущества и недостатки подобных продуктов, использовать эти результаты для дальнейшего поддержания конкурентоспособности продукта на рынке; 5) анализ всех мероприятий, проводимых конкурентами для повышения конкурентоспособности [48, c. 6]; 6) расширение сферы применения; 7) разработка стратегии снижения коммерческого риска; 8) внедрение в производство новейшего оборудования и технологий; 9) использование рекламы; 10) влияние на покупателей, создавая временный дефицит новых продуктов; 11) модификации изделий путем улучшения конструкции, надежности, функциональной полноты, эффективности в эксплуатации; 12) улучшить качество продукции [50, c. 7]. Используя эти способы повышения конкурентоспособности, можно добиться того, чтобы продукция была привлекательной для покупателя по сравнению с другими товарами того же типа и назначения. Конкуренция представляет собой борьбу технико–экономическими методами независимых субъектов рынка за доступ к ограниченным экономическим ресурсам путем завоевания потребительских симпатий. Другими словами, это динамический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции путем наибольшего удовлетворения запросов потребителей [46, c. 458]. Таким образом, следует отметить, что устойчивая долговременная победа в конкурентной борьбе становится одной из важнейших конечных целей эффективного функционирования любой строительной фирмы в условиях рынка. Причем не просто случайная победа, а закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет –зависит от конкурентоспособности товарной продукции и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогичной продукцией и услугами других строительных организаций [56, c. 451]. Обычно под конкурентоспособностью строительной продукции принято понимать некую относительную характеристику, отражающую отличия этой продукции от продукции конкурента и, соответственно, определяющую ее привлекательность в глазах потребителя. При этом важно, но и проблематично правильно определить содержание этой характеристики. Практика показывает, что конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность продукции и определяющих объем ее реализации на рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и принято разделять их на три группы: технико–экономические, коммерческие, нормативно–правовые. Все рассмотренные факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность строительной продукции (услуг) [57, c. 47]. Определить характер этого влияния и выразить его количественно трудно, однако наличие указанных факторов является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности строительной продукции. Больше всего для этой цели, на наш взгляд, подходят экспертные методы. Это объясняется тем, что конкурентоспособность продукции фактически является субъективной оценкой продукции, и ее оценка должна проводиться на интуитивном уровне при помощи экспертных методов. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность строительной продукции различного вида [48, c. 6]. Качество – главная характеристика продукции, т. к. оно определяет способность строительной продукции выполнять свои функции, обладая рядом положительных для потребителя свойств на заданном уровне.В понятие качества строительной продукции обычно входят следующие свойства: долговечность, надежность, простота эксплуатации и ремонта, архитектурные особенности, планировка, прочие ценные свойства и отсутствие дефектов или брака [42, c. 8]. Таким образом, для повышения конкурентоспособности строительной продукции путем снижения ее себестоимости строительному предприятию необходимо регулировать объемы производства с целью минимизации своих издержек.Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Качественная строительная продукция просто не может быть произведена без применения новейших технологий. Но сегодня не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой – создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования [44, c. 262]. Сегодня большинство российских предприятий используют только 15 – 35% имеющихся в распоряжении производственных мощностей [5]. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переоснащены и не требуют инвестиций. В этом случае в первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствие с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктуризации предприятия [45, c. 174]. Следует заметить, что проблема соотношения спроса и предложения является также одним из ключевых вопросов эффективной работы строительного предприятия и конкурентоспособности его продукции на том или ином сегменте рынке. Конкретная потребность заказчика может быть более или менее настоятельной, и это зависит от огромного числа факторов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Менеджмент организации, 63 страницы
1675 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 89 страниц
2225 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 104 страницы
3000 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 57 страниц
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg