Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ХИМИЯ

Методика изучения периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева на основе проблемного подхода

cool_lady 1225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2021
Объектом исследования является процесс обучения химии в основной школе. Предметом – выявление особенностей проблемного подхода к изучению Периодического закона. Целью данной работы является разработка методики обучения первоначальным знаниям о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов в процессе усвоения новых знаний на основе историко-логического подхода. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по данной теме исследования. 2. Изучить основные положения проблемного подхода к изучению данной темы. 3. Провести педагогический эксперимент и осуществить анализ полученных результатов. В ходе исследования были использованы методы обучения: микролекции, эвристические беседы, система познавательных заданий. Для обработки результатов самостоятельных и проверочных работ были использованы методы поэлементного анализа и методы математической статистики. Практическая значимость исследования в подборе инновационных методов и приемов обучения. Бакалаврская работа состоит из двух глав, списка литературы (источников), приложения. Имеется список публикации по теме исследования.
Введение

В 1869 году, 150 лет тому назад, великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев в журнале Русского химического общества в статье «Соотношение свойств с атомным весом элементов» опубликовал свою первую схему Периодической таблицы. Организация объединенных наций объявила 2019 год Международным годом периодической таблицы химических элементов. Тема «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» занимает важное место в обучении химии. В контексте современных теорий интеллектуального развития особое значение приобретают направления, связанные с «качественными» изменениями в обучении. Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе выделяется «проблемное обучение», которое придаёт познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения. Актуальность данной работы обусловлена многообразием авторских линий, учебно-методических комплексов (программы, учебники, пособия для учителя и учащихся, рекомендации и т.д.), что затрудняет работу учителя по их выбору для обучения учащихся. Анализ программ различных авторов (О.С. Габриелян, Л.С. Гузей, Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, В.В. Лунин, Д.М. Жилин, И.И. Новошинский, С.Т. Сатбалдина и др.), позволяет определить противоречие между последовательностью изучения определенных тем и их содержательным насыщением. Это обусловило проблему исследования – поиска оптимальной методики первоначального изучения Периодического закона и периодической системы химических элементов. Проблема исследования заключается в поиске подходов к изучению темы «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Содержание

Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проблемного подхода в обучении учащихся 8-го класса 1.1. Литературный обзор 1.2. Формирование представлений о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов в курсе химии основной школы………………………………………………………………………. 1.3. Педагогический опыт………………………………………………….. 1.4. Выводы по первой главе Глава 2. Технология обучения первоначальным знаниям о Периодическом законе и Периодической системе. 2.1. Основные положения проблемного обучения Периодическому закону и Периодической системе химических элементов. 2.2. Методика проведения уроков. 2.3. Педагогический эксперимент: организация, проведение и результаты. 2.4. Выводы по второй главе Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля [Текст] / Е.Я. Аршанский. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 176 с. 2. Аршанский Е.Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся обучающихся в системе «профильный класс – педвуз – профильный класс»: Монография. – М.: Проматей, 2005. 3. Аршанский Е.Я., Алесьева О.В. Предпрофильная подготовка: как её реализовать в школьной практике // Химия в школе. – 2006. – №5. – С. 12-19 3. Ахметов, М.А. Стратегии успешного изучения химии в школе / М.А. Ахметов. – М.: Дрофа, 2010. – 95 с. Другой 3. Боровских Т.А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» / Т.А. Боровских. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 158 с. (Серия «Учебно-методический комплект»). 4. Васильева П.Д. Методика преподавания химии [текст]: учебное пособие / П.Д. Васильева. – Элиста: Изд-во Калм. Ун-та, 2012. – 102 с. 5. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Химия: 8 – 9 классы: Дидактические карточки. – М.: Вентана- Граф, 2004. – 72 с. 6. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 416с. 7. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 класс: учебное пособие к учебнику О.С. Габриеляна / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2014. – 221 с. 8. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с. 9. Емельянова, Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8 – 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть 1. / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко – М.: Школьная Пресса, 2002. – 144 с. 10.Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с. 11. Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: методическое пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 224 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя). 12. Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения, 8 – 11классы. – М.: ВАКО, 2014. – 208 с. – (Мастерская учителя химия). 13. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / О.С. Зайцев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с. 14. Иванова Р.Г. Самостоятельные работы по химии. / Р.Г. Иванова, Т.З. Савич, И.Н. Чертков. – М.: Просвещение, 1982. – 206 с. 15. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам). 16. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам). 17. Качалова Г.С. Методика изучения основных вопросов курса химии 8 класса: учебное пособие по методике обучения химии для студентов педвузов, обучающихся по специальности «химия» / Г.С. Качалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 305 с. 18. Краснова В.Г. Проблемный подход к изучению периодического закона Д.И. Менделеева // Химия в школе, 1980. – №5. – С.23 – 26 19. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с по свежее 20. Корощенко А.С. Химия. 8 – 9 классы. Тематические тестовые задания / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2011. – 207 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом). 21. Корощенко А.С. Химия. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс. / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова, Р.Г. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 94 с. – (Серия «Итоговая аттестация»). 22. Космодемьянская С.С. Методика обучения химии: учебное пособие. / С.С. Космодемьянская, С.И. Гильманшина – Казань: ТГГПУ, 2011. – 136 с. 23. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии: методическое пособие для учителя [Текст] / Л.М. Кузнецова. – М.: Мнемозина, 2006. – 270 с. 24. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. / Н.Е. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с. 25. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8–9 классы [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 352 с. 26. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с. 27. Левитина З.К. Наш подход к изучению химического элемента // Химия в школе,2008. – №2. – С.47 – 50 28. Матвеева Э.Ф. Контроль результатов обучения. Учебное пособие. / Э.Ф. Матвеева, Т.А. Колесникова – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 46 с. 29. Матвеева Э.Ф. Теория и методика обучения химии. Учебное пособие. – Астрахань: Издательский дом « Астраханский государственный университет», 2007. – 106 с. 30. Методика обучения химии в 8 – 9 классах [Текст] / Е.Е. Минченков, А.С. Корощенко, Л.С. Зазнобина, А.А. Журин; под ред. Е.Е. Минченкова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 158 с. 31. Методика преподавания химии / Под ред. Кузнецовой Н.Е., учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с. 32. Минченков Е.Е. Химия 8 класс. Методическое пособие для учителя / Е.Е. Минченков, И.И. Пронина. – М.: Мнемозина, 2013. – 261 с. 33. Минченков Е.Е. Общая методика преподавания химии. Учебник для ВУЗов. / Е.Е. Минченков – М.: БИНОМ, 2014. – 850 с. 34. Общая методика обучения химии в школе / Р.Г. Иванова, Н.А. Городилова, Д.Ю. Добротин и др.; под ред. Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008. – 319 с. – (Российская академия образования – учителю). 35. Пак М.С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Владос, 2000. – 112 с. 36. Пак М.С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов / М.С. Пак. – изд. 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: ООО «Трио», 2012. – 457 с. 37. Практикум по методике обучения химии в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / П.И. Беспалов, Т.А. Боровских, М.Д. Трухина, Г.М. Чернобельская. – М.: Дрофа, 2007. – 222 с. 38. Педагогические технологии на службе успешности обучения: Учебно-методическое пособие / Э.Ф. Матвеева, П.Д. Васильева, Н.В. Багрова, Т.А. Колесникова, Е.К. Минкина, Н.М. Рябинина, Е.В. Шахайда. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2013. – 120 с. 39. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 44 с. – (Стандарты второго поколения). 40. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с. 41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 42. Семенькова Н.И. Изучение периодического закона Д.И. Менделеева в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с. – ISBN 5-09-002638-6/ 42. Сорокин В.В. Химия в тестах. Пособие для школьников и абитуриентов. / В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 312 с. 43.Суворова Т.Ю. Системный подход при формировании знаний о строении атома. // Химия, 2008. – №17. – С.35 – 37 44. Теория и методика обучения химии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / [О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, В.Г. Краснова, С.А. Сладков]; под ред. О.С. Габриеляна. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с. (Уроки мастерства). 45. Титова И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения // Химия в школе – 1996. – №5. – С.8 – 12 46. Титова И.М. Уроки химии. VIII класс. Система личностного развития учащихся: Пособие для учителя. – СПб.: КАРО, 2002. – 256 с. 47. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А.В. Усова // Физика. – 2006. – №16. – С. 3 – 8 48. Фадеев Г.Н., Лебедев Ю.А Периодический закон: история и современность. // Химия в школе, 2019. – №1. – С.71 – 78 49. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 50. Фомина Н.Б. Новая модель оценки качества образования: технология педагогической оценки ожидаемых результатов обучения. Методическое пособие. – М.: УП «ПЕРСПЕКТИВА», 2012. – 40 с. 51. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -–2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. 52. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с. 53. Химия. 8 – 11 классы: рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна / авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 203 с. 54. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна / авт.-сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 171 с. 55. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: учебник по специальности «Химия»: рек. УМО вузов РФ / Г.М. Чернобельская. – М: Дрофа, 2010. – 318 с. 56. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с. 57. Шалашова М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения / М.М. Шалашова // Химия в школе. – 2008. – №10. – С.17 – 21. 58. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций / М.М. Шалашова // Химия в школе. – 2010. – №8. – С.11 – 15. 59. Шаталов М.А. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: методическое пособие [Текст] / М.А. Шаталов, Н.Е. Кузнецова. – М.: Вентана- Граф, 2006. – 256 с. 60. Штепа Л.И. Проверка решения как необходимый элемент обучения химии / Л.И. Штепа // Основные вопросы теории и практики преподавания химии. Сборник научных и методических статей межрегиональной научно- практической конференции. Волгоград, 7 – 8 октября 2009 г. – М.: Глобус, 2009. – С. 98 – 100. 61. Якиманская, И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы использования проблемного подхода в обучении учащихся 8-го класса 1.1. Литературный обзор Под проблемным обучением в настоящее время понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Данный вид обучения направляет учащихся на самостоятельный поиск новых понятий и способов действий; предполагает целенаправленное и последовательное выдвижение познавательных проблем перед учащимися, разрешение которых под руководством учителя приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Н.И. Семенькова обратила внимание на историю развития периодического закона (три этапа по Б.М. Кедрову) [42, с.9]. Первый (1869-1900 гг.), который он называл «химическим». Это время открытия предсказанных Д.И. Менделеевым скандия, германия, а также инертных газов. Это период утверждения периодического закона. Второй (1895-1912 гг.) характеризовался острыми противоречиями между законом и новыми открытиями, сделанными физиками. На третьем этапе (с 1913 г.) происходил бурный «прорыв» периодического закона в область атомной физики. Также в своем пособии Н.И. Семенькова акцентирует внимание на три этапа в развитии периодического закона: химический (менделеевский), физический (электронный) и ядерный (по Н.П. Агафошину и В.И. Семишину). На первом, химическом, этапе развития периодического закона определяющим свойством элемента являлся его атомный вес и была принята формулировка периодического закона, данная Д.И. Менделеевым. На втором, физическом, этапе развития закона критерием химического элемента стал заряд ядра его атомов, соответственно изменилась и формулировка периодического закона: свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов. На третьем, ядерном, этапе развития закона была дана его следующая формулировка: с увеличением числа нуклонов в ядре и электронов в оболочке периодически повторяются особенности в свойствах атомов простых тел, сложных соединений, а также ядер элементов. По мнению И.Я. Лернера проблемное обучение, как процесс творческого решения учащимися проблем и проблемных задач в определенной системе, в которой происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение опытом творческой деятельности, накопленным обществом, формирование граждански активной, высокоразвитой и сознательной личности социалистического общества [29]. Определение проблемного обучения наиболее полно отраженно И.Я. Лернером: «Проблемное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала» [29, с.3]. И.Я. Лернер выделил признаки учебной проблемы: • наличие проблемной ситуации; • готовность субъекта к поиску решения; • возможность неоднозначного пути решения. Матвеева Э.Ф рекомендует использовать опыт обучения учащихся, рассматриваемый В.П. Гаркуновым [30, с.38]. Способы создания проблемной ситуации (по В.П. Гаркунову): 1. Сообщение таких фактов, которые требуют для объяснения дополнительной информации (например: «Случайно просыпали две соли – хлорид аммония и хлорид калия. Как их разделить?»). 2. Когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения, возникает противоречие между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами (например: «Может ли получиться прозрачный раствор, если пропускать углекислый газ в раствор известковой воды?»). 3. Когда надо объяснить факты на основании известной теории (например: «Какие продукты образуются на электродах при электролизе раствора карбоната натрия?»). 4. Когда с помощью известной теории строится гипотеза, затем проверяется практикой (например: «Будет ли уксусная кислота (органическая кислота) проявлять общие свойства кислот?»). 5. Когда заданы условия и дается конечная цель, но надо найти рациональный путь решения (например: «В трех пробирках находятся вещества (даны названия веществ). Предложите путь для распознавания.»). 6. Когда при заданных условиях предлагается найти самостоятельное решение (например: «Разработать прибор для каких-либо целей») [8, 9]. М.И. Махмутовым были сформулированы основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: 1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности 2) развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной са-мостоятельности и творческих способностей; 3) формирование диалектико-материалистического мышления школьников 4)формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Специальные функции проблемного обучения: 1) воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); 2) воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; 3) формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); 4) формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Особенности проблемного обучения: 1. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний 2. Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. 3. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом - как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. 4. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. 5. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства. 6. Особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). 7. Высокая эмоциональная активность обучаемых, обусловленная, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником се возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психи¬ческой деятельности. 8. Обучение обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.[https://megaobuchalka.ru/8/20936.html] Выделенные И.Я. Лернером виды методов проблемного обучения в современной методической литературе определяются как самостоятельные технологии обучения. Так же Г. К. Селевко предлагает три вида: научное творчество (теоретическое исследование), практическое творчество (поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение), художественное творчество (художественное отображение действительности на основе творческого воображения) [41, с.142]. Э.Ф. Матвеева выделяет этапы осуществления проблемного подхода: 1 этап – актуализация знаний, подготовка к восприятию проблемы (например, перед изучением темы «Теория электролитической диссоциации» необходимо повторить понятия: строение атома, ион, виды химической связи). 2 этап – создание проблемной ситуации – состояние затруднения (учащиеся находятся в «затруднении», нужны новые знания, противоречия с теми знаниями, которые они приобрели заранее). Проблема должна быть посильной, класс должен «созреть для нее». «Что – то не так!» (по Л.А. Цветкову). 3 этап – формулирование проблемы (установка). 4 этап – процесс решения проблемы: а) выдвижение гипотез; б) построение плана решения для проверки каждой из гипотезы; в) подтверждение или опровержение гипотезы. 5 этап – доказательство правильности избранного решения, подтверждение, если возможно, его на практике О.С. Зайцев отмечает, что проблемное обучение «основано на деятельности обучаемых и рассчитано на формирование умственных действий и понятий через собственную познавательную деятельность» [13, с.118]. В своем учебнике он раскрывает конкретные примеры возможности использования содержания курса химии в организации проблемного обучения [13, с.117-143]. В основе деятельностного подхода к процессу обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина [44]). 1.2. Формирование представлений о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов в курсе химии основной школы На первых уроках химии используется проблемный подход, когда учитель спрашивает учащихся, почему химию начинают изучать лишь в VIII классе. По мнению Г.М. Чернобельской в процессе изучения периодического закона Д.И. Менделеева особенно четко проявляются три важнейших его аспекта, на которых базируется обучение, образовательный, воспитывающий и развивающий, находящиеся в его единстве [56]. Образовательный аспект темы. Г.М. Чернобельская предлагает нам следующее определение: «Периодический закон и периодическая система элементов – это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии». В современном обучении любой систематический курс химии имеет в своей основе периодический закон. В связи с этим особое значение приобретает определение его места в курсе химии. Здесь важно учитывать обе функции периодического закона: цель и средство обучения, которые должны находиться во взаимной связи и в определенном равновесии. При рассмотрении периодического закона как цель изучения, для достижения большей доказательности и убедительности ему должно предшествовать достаточно большое число фактов. Без учета же второй функции можно впасть в ошибку, характерную для старых программ: периодический закон изучался в конце курса как обобщение, а все элементы и их соединения — до него. После него рассматривалась лишь теория строения атомов как убедительное подтверждение его объективности. По мнению Г.М. Чернобельской перед тем, как приступить к изучению новой темы учителям необходимо проводить актуализацию предшествующих знаний у учащихся, т.к. тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» носит обобщающий характер. 1. Понятие о химическом элементе. Понятие об атоме химическою элемента, его относительной атомной массе, валентности. 2. Понятие о простом и сложном веществе. 3. Понятие о кислороде как химическом элементе и его валентности. 4. Понятие о водороде как химическом элементе и его валентности. 5. Обобщение представлений о металлических и неметаллических свойствах. 6. Понятие об оксидах (основных и кислотных). 7. Понятие о гидроксидах (основаниях и кислородных кислотах). 8. Понимание генетической связи между металлами, основными оксидами и основаниями, а также между неметаллами, кислотными оксидами, кислотами. Все содержание темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» состоит как бы из двух тесно переплетающихся крупных блоков информации, связанных между собой четко выраженными причинно-следственными связями: сведений о периодическом изменении свойств химических элементов и веществ в зависимости от возрастания атомных масс элементов и сведений о строении атомов элементов. Вскрытие причинно-следственных связей между этими блоками, зависимости первого блока от второго — в этом и заключается главная образовательная задача изучения темы [56, с. 223] В программе урока, при построении темы необходимо использовать историко-логический подход. Вначале показана обнаруженная Д.И. Менделеевым периодическая зависимость свойств элементов, а затем выявляется ее причина на основе строения атомов элементов. Данный подход создает условия для организации поисковой деятельности учащихся, активизирует учебный процесс, а также способствует усилению воспитательного аспекта, раскрывая значение научного подвига Д.И. Менделеева. Воспитательный аспект темы. По мнению Кедрова Б.М. «Одной из наиболее существенных особенностей научного творчества Менделеева было неиссякаемое стремление его мысли к отысканию зависимостей между самыми различными свойствами исследуемых веществ» Изучая химию, учащиеся должны понимать значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева для развития науки и производства; понимать идею материального единства химических элементов и веществ, переход количественных изменений в качественные, внутреннюю противоречивость в строении атомов элементов, значение этих противоречий для химических превращений веществ. Эти требования определяются необходимостью формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении периодического закона Д. И. Менделеева, который представляет для этого богатый материал. На основе изучения творческой деятельности Д. И. Менделеева у учащихся должны формироваться уважение к труду ученого, чувство патриотизма и национальной гордости [56, с. 225] Реализация развивающей функции обучения при изучении периодического закона Само содержание темы, его дидактическое решение способствуют развитию важнейших химических понятий в сознании учащихся. Однако методически тема должна быть подана так, чтобы мыслительная активность учащихся не ослабевала при ее изучении. Для этого, кроме уже отмечавшегося исторического подхода и эмоционального воздействия, важно, как можно шире использовать проблемный подход, применяя систему проблемных ситуаций. 1.3. Педагогический опыт На основе анализа литературных данных, а также из опыта работы учителей химии МБОУ г. Астрахани «СОШ №30» Л.К. Шамгуновой и Э.Ф. Матвеевой, становится очевидным, что у ряда учащихся не сформирована способность характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов, описывать основные этапы открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность ученого, а также характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Е.Я. Аршанский и О.В. Розновская рекомендуют использовать интегративный подход к изучению Периодического закона, т.к. с точки зрения гносеологии процесс познания окружающего мира имеет определенную логику: первичный синтез – анализ – вторичный синтез. Следовательно, процесс обучения должен состоять из следующих этапов: целостного восприятия объекта изучения (интеграция) – системного анализа объекта (дифференциация) – обобщения данных, полученных в результате анализа (интеграция). Таким образом, процесс познания должен начинаться и заканчиваться интеграцией знаний [2]. В основу были положены следующие ведущие идеи: • отражение в структуре и содержании курса основных компонентов химической картины природы (химические законы, теории и методы исследования, используемые в химии); • ориентация учащихся на специфику школьного курса химии в классах естественно-научного профиля посредством интеграции их знаний по химии и биологии; обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных в курсе химии основной школы, с целью обеспечения их необходимой базой для продолжения образования в классах естественно-научного профиля [3]. По теме «Периодический закон химических элементов в свете учения о строении атомов» был проведет открытый урок Л.Н. Будаевой. Цель урока заключается в степени усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках. Поэтапно сформулированы основные аспекты урока. Учитель начинает урок с организационного момента, затем учащиеся проговаривают девиз урока, и учитель вместе с учениками выявляют цели. Учащиеся самостоятельно работают по опорному конспекту (примерно на 7 минут). Самостоятельная работа состоит из работы с карточками, по желанию один из учащихся может работать у доски. Целью данной самостоятельной работы заключается в умение работать с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева и знаниях о строения атома. После самостоятельной работы учитель предлагает провести работу с определениями, в которой два ученика работают со словарем, шесть человек работают с тестами, основные работают с определениями, дежурные собирают работы. Будаева Л.Н. рекомендует проводить проверку словарных определений, а также оценку учащихся своей работы в личной учебной карте. Также Будаева Л.Н. предлагает работу с «сорбонками» (з минуты). «Сорбонки» – это так называемые карточки небольшого размера, предназначенные для тренировки памяти. В конце урока Будаева Л.Н. рекомендует подвести итог в виде устных ответов учащихся. Химический словарь «Периодическая система химических элементов» Вариант 1 1) Деберейнер И.В. 2) Мейер Л. 3) Ньюлендс Д. 4) Определение Периодического закона. 5) Сущность Периодического закона. 6) Металл. 7) Неметалл. 8) Массовое число атома. 9) Принцип Паули. 10) Правило Хунда. 11) Атом. Вариант 2 1) Менделеев Д.И. 2) Период. 3) Номер группы. 4) М. Складовская – Кюри 5) Изотоп. 6.) Протон. 7) Электрон. 8) Порядковый номер элемента. 9) N= 2n2 10) s–орбиталь. 11) Электронная оболочка. Вариант 3 1) Группа. 2) p – орбиталь. 3) Номер периода. 4) Периодическая система. 5) А. Беккерель. 6) Нейтрон. 7) Резерфорд Э.. 8) Квант. 9) Химический элемент. 10) Квантовое число электрона. 11) Элементарные частицы. Е.М. Снигирева и Л.И. Асанова рассматривают Периодическую систему как средство формирования навыков работы с информацией. Предлагают следующие задания на анализ, интерпретацию и преобразование данных, включенных в Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева [химия в школе №5,2014 с.20]. Задание 1. На графиках представлены зависимости распространенности химических элементов во Вселенной (рис. 2) и в земной коре (рис. 3) от атомного номера. Проанализируйте представленные данные и выполните следующие задания. 1. Как вы считаете, почему зависимость распространенности химических элементов во Вселенной (см. рис. 2) представлена двумя кривыми? Определите по графику два наиболее распространенных химических элемента во Вселенной. 2. Попробуйте выявить закономерности, которым подчиняется распространенность химических элементов во Вселенной. Сравните распространенность химических элементов во Вселенной с их распространенностью в земной коре (см. рис. 3). Подумайте, существуют ли между ними какие-либо аналоги. Есть ли различия? Чем их можно объяснить? Рис. 2. Распространенность химических элементов во Вселенной Рис. 3. Распространненость химических элементов в земной коре Задания, основанные на систематизации и интерпретации различных данных, содержащихся в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Применение таких заданий в учебном процессе позволяет значительно разнообразить методы обучения и активизировать познавательную активность учащихся, совершенствуя у них навыки поиска информации и работы с ней. На первых уроках изучения темы «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» мы предлагаем учащимся провести ролевую игру открытия Д.И. Менделеева Периодического закона по материалу Ефима Ефимовского. Цель ролевой игры: моделирование силами учащихся открытия Периодического закона. Формирование в ходе игровой ситуации представлений о сложности научного открытия. Организация самостоятельной работы: заблаговременно, до начала игры учитель выдает учащимся пронумерованные листочки (1) и после вступительного слова учителя, учащиеся устанавливают последовательность. Они должны знать кто за кем Сценарий. Слова учителя: Случилось в Петербурге это. Профессор университета писал учебник для студентов… Задумался невольно он: «Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?» Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути, бросали. Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?» Мир состоит из Элементов. (В то время знали шестьдесят.) А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад. Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!» Учащиеся: (1) Но вот дела отложены, расчеты прерываются. С утра в поездку дальнюю ученый собирается. (2) Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается: «Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!» (3) А барин одевается и к двери направляется. Он к двери на-прав-ля-ет-ся… И вдруг!!! (4) Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу и строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел! (5) Он на чем попало пишет, ничего вокруг не слышит. Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон! (6) В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье. И озарения момент порой— важнейший Элемент! (7) Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!» Он элементы ставит в строй, но все ж Таблица не выходит… (8) Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон… То кружились, то мелькали, то водили хоровод, (9) то взрывались, то пылали, то шипели, то сверкали, то в покое пребывали Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород… Учитель: Кому-то сон веселый снится, кому-то страшный снится сон. А Менделееву — Таблица приснилась. Он открыл Закон, а также правило простое: «Ученый должен отдыхать, но и во сне не знать покоя, тогда открытие любое вовек не сможет он проспать». Учащиеся: (10) Был четвертый ряд нарушен, Элемент не обнаружен. Элемент не обнаружен — тот, что в этом месте нужен. (11) Но напрасно беспокойство. Существует где-то он! «Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!» (12) Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе иль нет, как плавится, в чем растворим… Законом пользуясь своим, ТРИ ЭЛЕМЕНТА ПРЕДСКАЗАЛ, как будто их в глаза видал! Подведение итогов ролевой игры: учитель совместно с учащимися подводят итоги и закрепляют изученный материал и определяется насколько эффективно достигнута цель ролевой игры. 1.4. Выводы по первой главе В ходе выполнения исследования нами изучены психолого-педагогические и учебно-методические рекомендации к формированию теоретических представлений о химии в основной школе. В первой главе были изучены основные положения проблемного подхода к изучению данной темы исследования. Изучен литературный обзор педагогического опыта учителей химии разного уровня школ Л.К. Шамгуновой и Э.Ф. Матвеевой (СОШ №30, г. Астрахань), Н.И. Семеньковой (г. Москва), Л.Н. Будаевой (Астраханский технический лицей), Е.К. Минкиной, Н.М. Рябининой (СОШ №27, г. Астрахань) и др. ? ГЛАВА 2. Технология обучения первоначальным знаниям о Периодическом законе и Периодической системе. 2.1. Основные положения проблемного обучения Периодическому закону и Периодической системе химических элементов. Проблемное обучение – это развивающее обучение, потому что человек начинает размышлять в тот момент, когда ему необходимо что – либо понять. Именно данный метод обучения повышает самостоятельность учащихся, увеличивает их творческую активность, способствует развитию речевых навыков и коллективистских наклонностей. С.Л. Рубинштейн писал, что мышление – это по существу своему, познавание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач [13]. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Периодический закон Д.И. Менделеева – фундаментальный закон, устанавливающий периодическое изменение свойств химических элементов в зависимости от увеличения зарядов ядер их атомов, открытый Д.И. Менделеевым в марте 1869 года при сопоставлении свойств всех известных в то время элементов и величин их атомных масс. О.С. Зайцевым было схематически показано (рис. 1) продвижение обучаемого в сообщающем объяснительно – иллюстративном и проблемном обучении. 7 8 9 6 10 1 2 3 4 5 ? ! 11 12 13 14 15 16 рис. 1. Продвижение при встрече с проблемой: 1-16 – порции знаний Пусть 1-2-3-5-6 соответствует получению полной ориентировочной основы. Стрелками обозначены ориентиры, по которым следует обучаемый при усвоении нового материала.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg