Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра как средство речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

kglieva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2021
Поскольку готовность детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, речевое развитие является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и, также, залогом успешного обучения в школе, содержание нашей работы составляли научно-методические рекомендации по вопросам речевой готовности детей к школьному обучению; особенностей познавательно-речевого развития детей с нарушением интеллекта и нарушениями речи старшего дошкольного возраста, было рассмотрено значение дидактической игры для речевого развития детей дошкольного возраста.
Введение

На современном этапе развития российского общества, его стратегией является доступность молодых людей к качественному и полноценному образованию в соответствии с их предпочтениями и интересами. Основная цель специального коррекционного образования – обеспечить доступное и качественное образование для детей с ограниченными возможностями, формировать наилучшие пути для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодня в центре внимания - ученик, его личность, богатый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога - выбрать оптимальные методы и формы организации учебного процесса учащихся, которые будут соответствовать поставленной цели развития и коррекции личности учащихся с ограниченными возможностями в развитии [21]. Особое внимание педагоги и психологи уделяют процессу развития речи детей. Хорошо развитая речь – продукт сложнейших психических процессов человеческого организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни человека. Недоразвитие речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Сензитивным периодом для развития речи является дошкольный возраст. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.И. Тихеевой. .Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Е.А. Флерина и др. Проблемами формирования речи в дошкольном возрасте занимались А.М. Бородич, В.В. Гербова, Л.А. Горбушина, Р.П. Короткова, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева и др. В литературе по специальной психологии и специальной педагогике, где рассматриваются вопросы особенностей психического развития умственно отсталых детей, отмечается замедленное развитие ориентировки на звуковые сигналы и бытовые шумы, недоразвитие фонематического слуха, слухо-речевой памяти и речи. Известно, что умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки, испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит порой к несчастным случаям. В дошкольной коррекционной педагогике много исследований посвящено и формированию восприятия речевых звуков у детей с нарушением интеллекта (Д.И Аугене, А.А. Катаева, Г.В. Кузнецова, Н.Д. Соколова, Г.В. Цикото и др.). Самые большие возможности для развития дошкольников дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста и поэтому использование дидактических игр на занятиях считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога. Игра как средство воспитания и обучения детей широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у дошкольников с нарушениями в развитии. И именно для детей с нарушениями интеллекта игре отводится особое место [6]. Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Фридрих Фребель и Мария Монтессори. Описанием дидактических игр, изучением их влияния на обучение занимались К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в процессе развития речи дошкольников с нарушением интеллекта. Проблемам развития связной речи дошкольников с нарушением речи, в том числе и посредством использования игры, посвящен ряд современных исследований И.С. Исмаиловой (2009), Н.В. Павловой (2003), Е.В. Казанцевой (2010), В.П. Глухова (2010) и др. Однако несмотря на достаточно широкую освещенность проблемы, использование дидактической игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта педагогами на практике сегодня до сих пор осуществляется бессистемно, не всегда результативно. Актуальностью данной проблемы обусловлен выбор темы исследования «Дидактическая игра как средство речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Объект исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Предмет исследования - дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Цель исследования: подобрать комплекс дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и доказать на практике результативность его использования. Гипотеза исследования: уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта повысится при проведении дидактических игр, сочетающих речевую и экологическую направленность, направленных на формирование звуковой культуры речи, навыков звукового анализа и синтеза, графомоторных навыков, расширение кругозора, развитие психических процессов. Задачи исследования: ? Проанализировать особенности проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. ? Изучить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. ? Подобрать комплекс дидактических игр, способствующих развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. ? Проверить результативность комплекса опытным путем. В исследовании использовались следующие методы: - теоретические: анализ литературных источников. Обобщение, синтез, классификация; - эмпирические: тестирование, наблюдение; - методы наглядного представления данных: таблицы, схемы. Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования составленного комплекса дидактических игр в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта воспитателями, логопедами, студентами на практике. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Содержание

Введение....................................................................................................................3 Глава 1 Психолого-логопедические основы формирования детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста…………………..............................7 1.1 Особенности познавательно-речевого развития детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста……………………………………..7 1.2 Значение дидактической игры для развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста...............................................................................................16 Выводы к главе1……………………………………………………………………31 Глава 2 Опытно-эмпирическая работа, направленная на формирование нарушения речи детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...32 2.1 Изучение нарушений речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ……………………………………….…………………..32 2.2 Практическая работа по повышению уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…..…………............................37 2.3 Изучение нарушения речи детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста после проведения коррекционно-логопедической работы.........................................................................................................................48 Выводы к главе 2…………………………………………………………………...52 Заключение ................................................................................................................53 Список литературы……………….……………………………………....…….…..56 Приложения…………………………………………………....................................61
Список литературы

1. Гаврилушкина о.П., Соколова Н.Д. //Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников М., 2009. 2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. – 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с. 3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред., пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 20032. - 400 с. 4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 2007. - 176 с. 5. Бельтюков, В.И. об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В.И. Бельтюков. – М.: Просвещение, 1964. - 91 с. 6. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» [Текст] / Л.В. Бондарко. – М.: Просвещение, 1977. - 175 с. 7. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек, вып. № 5. [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Изд-во МГУ, 1970. [Электронный ресурс] // http://www.pedlib.ru/Books/5/0098/index.shtml 8. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДоС, 2008. - 703 с. 9. Выготский, Л. С. Развитие устной речи [Текст] // Детская речь. Ч. 1 / Л.С. Выготский. – 2003. – 451. с. 10. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Учпедгиз, 1935. [Электронный ресурс] // http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2586529 11. Гаврина, С. Е. Как звучат слова [Текст] / С.Е. Гаврина. – Ярославль: Издательство Академия развития, 2007. – 34 с. 12. Гаврина, С. Е.: Играем в слова [Текст] / С.Е. Гаврина. – Ярославль: Издательство Академия развития, 2004. – 32 с. 13. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Акцидент, 1995. - 64 с. 14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. – 120 c. 15. Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Г. Голубева. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2100. - 175 с. 16. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О.Л. Жильцова. – М: Изд-во АПН РСФСР, 1965. 17. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / И.Н. Жинкин. – М.: Советская педагогика. – № 6. – 1954. [Электронный ресурс] // http://www.twirpx.com/file/4о2464/ 18. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / И.Н. Жинкин. – М.: Наука, 1958. – 65с. 19. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / И.Н. Жинкин. – М.: Наука, 1982. - 157 с. 20. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников / Л.Е. Журова, Д.Б Эльконин. – М., 2003. 21. Левина, А.М. Начинаем читать: 5-6 лет: Рабочая тетрадь (Полный курс подготовки к школе) [Текст] / А.М. Левина. – М.: Издательство «оЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2004. – 16 с. 22. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред. – сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с 23. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 320 с. 24. Львов, М.Р. Методика русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М.: 2003. – 450 с. 25. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с. 26. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] / В.К. орфинская. – Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946. – 152 c. 27. Спирова, Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений // основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2002. – 249 c. 28. Ткаченко, Т.А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2008. - 56 с. 29. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2007.-142 с. 30. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГоПИ, 1993.-72 с. 31. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Учебное пособие для учащихся пед. училищщ по спец. № о3.о8 «Дошкольное воспитание» [Текст] / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с 32. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев. - М., 2007. [Электронный ресурс] // http://www.pedlib.ru/Books/2/0327/2_0327-1.shtml 33. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2оо4. - 330 с 34. http://www.pedlib.ru/Books/5/0435/5_0435-1.shtml // [Электронный ресурс] 35. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t= // [Электронный ресурс] 36. http://www.pedlib.ru/Books/3/0157/3_0157-1.shtml // [Электронный ресурс] 37. Anni Sennov Кристальные дети, дети Индиго и взрослые нового; Книга по Требованию - Москва, 2011. - 144 c. 38. Учимся говорить, чтобы дети слушали, учимся слушать, чтобы дети говорили; Харвест - Москва, 2011. - 320 c. 39. Йессен Ида Дети; МИК - Москва, 2012. - 320 c. 40. Фабер Адель , Мазлиш Элейн Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили; Эксмо - Москва, 2009. - 336 c. 41. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка; Владос Северо-Запад - Москва, 2010. - 280 c 42. Дети; М.: Детгиз - Москва, 1981. -331c. 43. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно-отсталых детей; М.: МГПИ им. Ленина - Москва, 1983. - 110 c. 44. Исаев Д. Н., Колосова Т. А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков; КАРО - , 2012. - 176 c. 45. Эрзяйкин Павел Ваши дети - не ваши дети; Рипол Классик - Москва, 2013. - 416 c. 46. Выготский Л.С. Основы дефектологи – СПБ и др..ДАНЬ: С-Петерб. Психол.о-во,2003.-654с 47. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание/Шпек О.; пер.с нем. А.П.Голубева;науч ред.текста Н.М.Назарова.-М.:Академия,2003.-432с 48. Петрова,В.Г.Психология умственно отсталых школьников:Учеб. Пособия для студ.вузов /В.Г.Петрова, И.В. Белякова.-М.:академия 2011- 325с. 49. Закрепина А. Изучение особенностей социального развития детей с отклонениями в умственном развитии/Закрепина А.//Дошкольное воспитание.- 2010.- №1.- С.86-93 50. Ковалева.Г.А. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития/Ковалева.Г.А.,Бусарнова Н.В//Коррекционная педагогика:теория и практика.-2010-№1.-С.18-31.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-логопедические основы формирования детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста. 1.1 Особенности познавательно - речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В старшем дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. Мухина В.С считает, что восприятие в пяти - семи летнем возрасте утрачивает свой первоначальный аффективный характер, эмоциональные и перцептивные процессы дифференцируются. Восприятие становится анализирующим, осмысленным, целенаправленным. Выделяются произвольные действия такие как, рассматривание, поиск, наблюдение. Ребенок активно начинает использовать название качеств состояний различных обьектов, признаков и отношений между ними. Это имеет значительное влияние на развитие и восприятие речи. Внимание носит непроизвольный характер в дошкольном возрасте. В.С Мухина указывает, что состояние повышенного внимания связано с ориентировками во внешней среде, с эмоциональными отношениями к ней, при этом с возрастом изменяются содержательные особенности внешних впечатлений. [35, 24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg