Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога

natali2018 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.05.2018
Проблема формирования социальной мотивации у младших школьников остаётся актуальной в психолого-педагогической науке в связи неукоснительным требованиями времени для современного россиянина. Проявление социальной мотивации у младших школьников имеет свою специфику, обусловленную начальным этапом вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Важнейшей теоретико-методологическим аспектом является определение содержания воспитания и развития социальной мотивации у школьников данного возраста.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества повышаются требования к образовательному уровню школьников, студентов и взрослых. Для достижения целей современного образования необходимо использовать не только возможности методики преподавания различных предметов, но и психологические особенности обучающихся, в частности их мотивацию, так как мотивационный фактор является важнейшим внутренним условием активного включения школьника в учебную деятельность. Важным является вопрос о становлении мотивации в онтогенезе. В дошкольном возрасте начинает формироваться иерархически организованная мотивационная система (что соответствует положению А.Н.Леонтьева о появлении механизма соподчинения мотивов и показано в эмпирическом исследовании В.В. Назаренко, 2008). В последующие возрастные периоды она развивается и перестраивается. В связи с этим актуальной задачей оказывается исследование возрастных закономерностей развития мотивации, и в частности учебной мотивации. В отечественной психологии проблему мотивации как основного компонента деятельности рассматривали В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др. Формирование мотивов учения школьников на различных возрастных этапах и в разных видах деятельности изучали Л.И. Божович, А. К.Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. Следует отметить, что данная проблема активно рассматривалась в 80-90х годах XX в. Другой аспект проблемы связан с тем, что в учебной мотивации большинство ученых ведущую роль отводят познавательным мотивам и методам, приемам их развития. В то же время мало внимания уделено путям формирования социальных мотивов у младших школьников именно в профессиональной деятельности социального педагога, а не учителя или психолога. С учетом указанных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы теоретические подходы и практические пути формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога. Объект исследования: формирование социальных мотивов у младших школьников. Предмет исследования: формирование социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога. Цель исследования: изучение структуры и видов социальных мотивов у современных младших школьников, а также особенностей методов и приемов их формирования в профессиональной деятельности социального педагога. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1) Проанализировать теории, подходы, классификации социальных мотивов младших школьников в психолого-педагогической литературе. 2) Рассмотреть используемые методы и приемы в работе социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников. 3) Провести эмпирическое исследование по формированию социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога. 4) Составить рекомендации для социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования социальной мотивации в младшем школьном возрасте будет происходить более эффективно, если соблюдать следующие условия: - развитие положительных мотивов учения. - обеспечение групповых форм работы, учитывающей индивидуальные потребности и возможности детей. - организация совместной деятельности учащихся и родителей, основанной на сотрудничестве и передаче социального опыта. - гуманистический характер межличностных отношений учащихся и педагога в условиях совместной деятельности. Методологической основой исследования выступили концептуальные подходы к исследованию смыслообразующих мотивы, они же ведущие (Н.Ф. Талызина), доминирующие (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев), преобладающие (В.Э. Мильман), определяющих направленность всей мотивационной системы; научные взгляды к рассмотрению полимотивации в процессе учебной деятельности А.К.Марковой. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: методика изучения уровня развитости потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач; диагностика изучения эмоционального компонента нравственного развития по методике Р.Р.Калининой. 3. Организационный: сравнительный анализ. 4. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования: работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 96 г.о. Самара. Объем выборки исследования составляет 21 учащихся второго класса. Практическая значимость исследования: заключается в том, что составленный комплекс занятий, обеспечивающий работу социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников, поможет более эффективно проводить свою деятельность. Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА I Теоретические аспекты формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога........................................................................................................................6 1.1. Анализ теорий, подходов, классификаций социальных мотивов младших школьников в психолого-педагогической литературе.............................................6 1.2. Методы и приемы в работе социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников........................................................13 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I............................................................................................19 ГЛАВА II Эмпирическое исследование формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога......................................................................................................................20 2.1. Организация и методы эмпирического исследования....................................20 2.2. Результаты эмпирического исследования........................................................24 2.3. Рекомендации для социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников.............................................................................26 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II...........................................................................................30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................33 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................35
Список литературы

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006. С.238. 2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2005. С.496. 3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2006. С. 158. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб: Питер, 2008. С. 468. 5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972, С. 7- 44. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984. 7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. С. 332. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М., 1992. 9. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. – М.: ВЛАДОС, 2002. С. 289. 10. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес //Вопросы психологии. –2008. - № 2.- С.23-28. 11. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 120. 12. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002. С. 172. 13. Ерошина Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание. Спб: Питер, 2006. С. 208. 14. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 2005. - № 3.- С.23-32. 15. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002. С. 489. 16. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. – 1995. - № 2. 17. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Харьков: Юго-Восток, 2001. С. 122. 18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Педагогика, 1988. С. 168. 19. Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ «Сфера», 2006. С. 464. 20. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005. С. 254. 21. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. – СПб.: Питер, 2007. С. 386. 22. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М., 1972. С. 205. 23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение. 1990. С. 198. 24. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004. С. 278.
Отрывок из работы

ГЛАВА I Теоретические аспекты формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога 1.1. Анализ теорий, подходов, классификаций социальных мотивов младших школьников в психолого-педагогической литературе Как показывают исследования, мотивация обучения является решающим фактором для эффективности процесса обучения. Методологической базой для изучения данного вопроса являются положения в теории деятельности психологического содержания, функции, механизм формирования и функционирования мотивов. Осуществление деятельностного подхода выражается в необходимости исследования образовательных мотивов в качестве структурного элемента типа обучения, который развивается в процессе их реализации. Рассмотрим последовательно, основные вопросы теории учебной мотивации в педагогической психологии[1]. Во - первых, выясним какова суть содержания понятия «учебная мотивация». В психолого - педагогической литературе не удалось найти как таковое определение данного термина. По - видимому, это связано с терминологической путаницей, которая существует в общей психологии. Непосредственно мы можем утверждать, что понятия «учебная мотивация» и «мотивация учения», используются как синонимы в широком и/или узком смысле. В первом случае, эти термины относятся ко всему набору мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяют его направление. Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (В.Я.Ляудис, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина) [7]. В первой половине века в западной психологии доминировали психоаналитические представления о мотивации поведения, опираясь на которые можно сделать выводы о том, что, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и в последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным. Например, значительную роль в обучении играет мотивация достижения (которая проявляется в постановке новых целей, стремлении к успеху в деятельности и т.п.), согласно представлениям психоаналитиков, является следствием невротического, по своей природе, детского конфликта, когда ребенок, желая добиться расположения родителя противоположного пола (сын - матери, дочь - отца), пытается превзойти во всем своего родителя – «конкурента». Разумеется, что такие представления об источниках формирования амбиций человека, его мотивации достижения фактически закрывали всякую возможность целенаправленного формирования этих качеств в более поздних школьных возрастах. В психологической науке существуют различные подходы к определению обучения как взаимодействие двух деятельностей - учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя. Один из них заключается в том, что учение - это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с данным подходом педагог демонстрирует учащимся верные ответы, учащиеся их воспроизводят, запоминают, задача учителя, при этом, подкреплять и усиливать правильные ответы с помощью самых различных методов, тем самым обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков. Представители иного подхода исходят из того, что ученик - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями и информацией.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Информационные технологии, 24 страницы
200 руб.
Дипломная работа, Информатика, 64 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 39 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 36 страниц
500 руб.
Отчёт по практике, Менеджмент, 89 страниц
4000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg