Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ИХ ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

kglieva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2021
Теоретический анализ научной литературы подтвердил значимость личностных преобразований в юношеском возрасте для личностного развития человека на протяжении всего жизненного пути. Изучены характеристики отношений, содействующих личностному росту, которые определены нами как позитивные. К таким отношениям относятся помогающие, доверительные и эмпатические отношения, характеризующиеся наличием симпатии, стремлением к пониманию и принятию. Позитивные отношения предполагают выход субъектов взаимодействия за рамки социальных ролей, ценность не полезности и правильности, а искренности, правдивости и открытости. Позитивные отношения характеризуются как событие со-творчески сопричастных субъектов.
Введение

Особенности личностного развития старшеклассника достаточно полно изучены в отечественной (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, Л.И.Божович, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, А.В.Мудрик, Д.Б.Эльконин, и др.) и зарубежных исследователей (Э.Эриксон, М.Кле, Х.Ремшмидт, Ш.Бюлер и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось в связи с тем, что именно в период ранней юности происходят существенные преобразования личностных пространств, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием, переосмыслением системы личных отношений. В настоящее время появилась необходимость в теоретическом переосмыслении и эмпирическом исследовании специфики личностного развития данной возрастной группы. Это связано как с изменением социальной ситуации развития в России, так и со сменой парадигмального строя отечественной психологической науки. Современные юноши и девушки развиваются в условиях социальной нестабильности, в период формирования новых эталонов личности и новых жизненных ценностей, а также изменения форм социальной регуляции жизнедеятельности человека, характеризующейся переходом от коллективного типа регуляции к индивидуальному. Необходимо отметить, что, несмотря на достаточную изученность проблем межличностного общения (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская, Б.Д. Парыгин, Л.А.Петровская и др. ), положительный (позитивный) полюс отношений, в отличие от отрицательного (негативного) исследован значительно меньше. Защитные механизмы, жестокость, агрессия, деструктивность изучены более тщательно, чем творчество, конструктивное взаимодействие, со-действие и альтруизм. Более того, достаточно длительное время в психологической науке существовала тенденция рассматривать позитивные аспекты как своеобразную форму выражения негативных. Например, рассмотрение творчества как сублимации. Таким образом, значимость работы заключается в том, что исследуется относительно слабо изученный позитивный полюс отношений. Между тем, позитивные отношения в большей степени, чем негативные, связаны с реальным взаимодействием с другим человеком, и в них более ярко проявляются не только общепсихологические, но и социально-психологические закономерности. Неформальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность, связь с интимной стороной жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных отношений на личность. Именно поэтому уже давно личные отношения учитываются и используются психиатрами и психотерапевтами при коррекции личности с помощью индивидуальной и групповой терапии. Кроме прикладного значения указанных проблем, необходимо отметить их теоретическую значимость для развития и углубления социально-психологической теории, проблем педагогического взаимодействия и т.п. Назрела необходимость теоретического анализа критериев личностного развития, представленных в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Требуется их дифференциация и сравнительный анализ по содержательному наполнению. Определение психологических коррелят успешности в социальном взаимодействии старшеклассников со сверстниками позволит выявить особенности личностного развития успешных и неуспешных юношей и девушек. Определение успешности с позиции субъектности отвечает современным тенденциям психологической науки. Выявление взаимосвязи позитивных отношений и успешности старшеклассников в группе сверстников, имеет значение для создания программ психологической поддержки юношей и девушек и содействия их развитию. До настоящего времени психологическая практика в системе образования не имеет достаточно разработанных теоретико-методических материалов для осуществления основных направлений работы с различными группами. В связи с этим попытка создания такой программы работы со старшеклассниками является актуальной. Назрела необходимость теоретического анализа критериев личностного развития, представленных в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Требуется их дифференциация и сравнительный анализ по содержательному наполнению. Актуальность работы заключается в том, что исследуется относительно слабо изученный позитивный полюс отношений. Между тем, позитивные отношения в большей степени, чем негативные, связаны с реальным взаимодействием с другим человеком, и в них более ярко проявляются не только общепсихологические, но и социально-психологические закономерности. Цель исследования: выявить характер взаимосвязи позитивных отношений старшеклассников со сверстниками и их уровень личностного развития. Объектом исследования является личностное развитие старшеклассников, а его предметом - влияние позитивных отношений со сверстниками на личностное развитие старшеклассников. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования: - личный опыт позитивных отношений выступает в качестве значимого фактора личностного развития в старшем школьном возрасте; - позитивные отношения со сверстниками складываются у старшеклассников, обнаруживающих тенденцию к личностному росту; - старшие школьники могут быть дифференцированы по способности строить отношения со сверстниками по критериям успешности и позитивности; Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования: - проанализировать теоретические и эмпирические работы, отражающие систему личных отношений в старшем школьном возрасте, а также работы, в которых исследуются критерии личностного роста и особенности личностного развития в период ранней юности; - раскрыть психологическое содержание и структуру позитивных отношений, показателей личностного развития старшеклассника; - дать характеристику пространства отношений старшеклассников; - определить содержательное наполнение понятия "позитивные отношения"; - изучить взаимосвязь позитивных отношений и уровня личностного развития в данной возрастной группе; - операционализировать понятие "успешности" старшего школьника в общении со сверстниками; Методологической основой исследования явились: концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В.А.Петровский, В.П.Зинченко и др.), современные теории личности (А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Салливен, В.Франкл и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (В.И.Слободчиков), теории развития личности в юношеском возрасте (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, М.М.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Ш.Бюллер, М.Кле и др.), принципы построения психологических практик (И.В.Дубровина, И.Б.Котова, С.В.Недбаева, Л.А.Петровская, В.Ромек, К.Рудестам, В.Сатир и др.), положения о психологических отношениях как системе сознательных связей субъекта с окружающей действительностью (А.А.Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищев и др.). Эмпирическая база исследования. Учащиеся старших классов ОУ «Академическая гимназия». В исследовании приняли участие 45 старшеклассников. Исследование осуществлялось в несколько этапов: 1. определение концептуального замысла исследования, включая цели, задачи и гипотезы; изучение научной литературы по проблеме исследования; 2. подбором методик научного исследования; 3. включил в себя обработку и анализ экспериментальных данных; Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала; невключенное наблюдение, индивидуальные беседы, тест самоактуализирующейся личности САМОАЛ, методика выявления социометрического статуса личности в группе, проективная методика "Незаконченные предложения", методы математической статистики. Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам личностного развития в старшем школьном возрасте, особенностям различных подходов к выделению критериев личностного развития, характеристикам пространства отношений; научные и учебно-методические публикации по вопросам психологического содействия личностному развитию старшеклассника; учебники и учебные пособия по педагогической психологии, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней изучены существующие в психологии подходы к критериям личностного развития, проведен сопоставительных анализ представленных в отечественной и зарубежной психологии подходов; дана содержательная характеристика позитивному полюсу отношений; выделены критерии успешности в конструировании личных отношений; отобрана система эффективных методов экспериментального изучения личных отношений и личностного развития старшеклассников. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в работе практических психологов общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, могут представлять интерес для педагогов и родителей. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проанализированы различные подходы отечественных и зарубежных психологов, что позволило сопоставить выделяемые ими критерии развития личности. Для зарубежных концепций характерно смещение акцентов при выделении критериев развития личности в сторону интраиндивидных особенностей, а для отечественных – интериндивидных и метаиндивидных. Выявлена роль позитивных отношений старших школьников со сверстниками как значимого фактора развития личности; экспериментально установлены личностные особенности старшеклассников, успешных по субъективным и объективным критериям.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………7 Глава 1. Теоретическое изучение влияния особенностей позитивных отношений старшеклассников на их личностное развитие……………...13 1.1 Личностно-развивающий потенциал позитивных отношений старшеклассников…………………………………………………………..13 1.2 Специфика личностного развития в старшем школьном возрасте …27 1.3 Пространство межличностных отношений старшего школьника…...40 Выводы по первой главе…………………………………………………...57 Глава 2. Эмпирическое исследование позитивных взаимоотношений старшеклассников на формирование их личностного роста……………..60 2.1. Организация и методы исследования…………………………………60 2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………...71 Выводы по второй главе……………………………………………………82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..84 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………88 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….92
Список литературы

1. Абульханова-Славская Н.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2015. http://biblioclub.ru 3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М., 2018 http://biblioclub.ru 4. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. - С. 9-17. 5. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 2011. http://biblioclub.ru 6. Брунер Дж. Психология познания. М., 2016. http://biblioclub.ru 7. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Т.3, Л., 1981. 8. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. – С.36-48. http://biblioclub.ru 9. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1984. Т.4. http://biblioclub.ru 10. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс...канд. психол. наук. М., 1996. 11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 2014. 12. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 2009. http://biblioclub.ru 13. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 2014. http://biblioclub.ru 14. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 2015. http://biblioclub.ru 15. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 2004. 16. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников. Дисс... канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1999. 17. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2017. http://biblioclub.ru 18. Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. Дисс... канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1999. 19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. 20. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. 21. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 2000. 22. Кабишева Л.Я. К вопросу о соотношении понятий: общение, отношение, межличностные связи, внутриколлективные отношения, социально психологический климат // Личность и коллектив, 1973. - С.10-26. 23. Каган Л.Н. Человек и его судьба. М., 2009. 24. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с. 25. Койчуева Ф.Х.Краткий словарь психологических терминов. – Карачаевск: КЧГУ. 2014.-168 с. 26. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976. - 239 с. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 27. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 2013. 28. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М., 2012. 29. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 2016. http://biblioclub.ru 30. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. 31. Мудрик А.В. Общение - фактор воспитания школьников. М., 2015. 32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2010. http://biblioclub.ru 33. Мэй Р. Любовь и воля. М., 2015. 34. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева. М., 1995. - 356 с. http://biblioclub.ru 35. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. М., 2008. 36. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2000. 37. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе // Методология и методы социальной психологии. М., 2014. - С.136-147. http://biblioclub.ru 38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 2016. http://biblioclub.ru 39. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 2013. 40. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Р.Я.Райгородский. Самара, 2015. http://biblioclub.ru 41. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990. 42. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М.: "ПРОСПЕКТ", 2017. – 584 с. 43. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2017. 44. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. – М., 1927. 45. Рубинштейн М.М. Смысл жизни. Л., 1999. 46. Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и письмам. М., 1928. 47. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. СПб., 2018. http://biblioclub.ru 48. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа.// Человек. 2005. № 5. С. 21-25. 49. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2000. 50. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Лабунской. М.: Гардарики, 2016. – 397 с. http://biblioclub.ru
Отрывок из работы

Глава I. Теоретическое изучение влияния особенностей позитивных отношений старшеклассников на их личностное развитие 1.1. Личностно-развивающий потенциал позитивных отношений старшеклассников При рассмотрении специфики личностного развития старшеклассника в отечественной психологической науке одним из основных условий развития личности выступает межличностное взаимодействие. Для анализа особенностей личностного развития старшеклассника нами использовалась концепция личностной атрибуции (структуры личности) А.В.Петровского, согласно которой личностный аспект бытия индивида имеет три пространства. В соответствии с ними выделяются три вида личностной атрибуции: интраиндивидная, интериндивидная, метаиндивидная. В этом возрасте метаиндивидное пространство становится объектом внутреннего осмысления, а его наполнение формируется в актуальную потребность, реализуемую реально через субъективные или объективные изменения в интериндивидной сфере. Прежде чем обратиться к описанию особенностей интериндивидного пространства старшеклассника, необходимо дать общую характеристику пространства отношений личности и рассмотреть специфику тех отношений, которые оказывают позитивное влияние на личностное развитие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 86 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg