Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

kglieva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2021
Происходящие в течение нескольких последних десятилетий преобразования в России, в том числе и в сфере образования, предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей. Одной из главных целей образования после его реформирования является создание образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению младших школьников, формирует здоровый образ жизни, воспитывает культуру здоровья, нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов среды, формирует мотивации на здоровый образ жизни.
Введение

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в течение нескольких последних десятилетий в России, предъявляют качественно новые требования к воспитанию детей. Одной из актуальных задач на современном этапе является забота о здоровье подрастающего поколения. Одной из главных целей образования после его реформирования, является создание образовательной среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению младших школьников, формирует здоровый образ жизни, воспитывает культуру здоровья, нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов среды, формирует мотивации на здоровый образ жизни. Значительное место в формировании и укреплении здоровья школьников занимает период обучения в начальной школе. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы, требуют более пристального внимания и принятия конкретных мер по его формированию и укреплению. Результаты многочисленных исследований здоровья подрастающего поколения внушают серьезные опасения. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социально-экономических проблем, узколечебной специализации медицины ярко прослеживается динамика увеличения в образовательных учреждениях детей с ослабленным здоровьем. У них затруднены адаптация к учебной деятельности, концентрация внимания и выполнение учебных задач. Подобное состояние организма снижает эффективность самых передовых педагогических технологий и значительно затрудняет реализацию программы развития личности. Решающим фактором, влияющим на состояние здоровья детей, в равной степени с наследственностью и экологией, является внутришкольная среда. У школьников невысокий уровень знаний о сбережении здоровья, не хватает умений и навыков ведения здорового образа жизни, они не способны адекватно оценивать влияние средовых факторов на здоровье человека и генофонд будущих поколений. Таким образом, современное общество характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения как важнейшей составляющей конкурентоспособности будущих специалистов в условиях рыночной экономики и отсутствием научно - педагогических основ проектирования эффективных оздоровительных технологий. Проблема исследования: каковы педагогические условия обеспечивающие повышение качества здоровья и профилактику заболеваний младших школьников в процессе обучения? Цель исследования: создание программ, основанных на формировании мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. Объект исследования: здоровый образ жизни у младших школьников. Предмет исследования: образовательная среда в начальной школе. Гипотеза исследования состоит в том, что система повышения качества здоровья младшего школьника будет эффективна, если: - в учебном учреждении будет создана оптимальная образовательная среда по формированию основных компонентов культуры здоровья; - в каждом возрастном периоде развития школьников целенаправленно формируются потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями, навыками и привычками, которые позволят самостоятельно использовать технологии здорового образа жизни в учебной деятельности. В соответствии с проблемой, целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: - обосновать структуру и определить содержание образования, направленного на формирование здорового образа жизни у младшего школьника; - определить основные направления деятельности коллектива школы по созданию педагогических условий формирования культуры здоровья младшего школьника; - выявить и разработать критерии здорового образа жизни, провести опытно - экспериментальную проверку эффективности разработанной системы оздоровительных технологий. Теоретико-методологические основы исследования составили: - теория деятельности, направленная на обновление и качественное улучшение образования (А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина и др.); - идеи системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации процесса обучения; принципы целостности и непрерывности (В .Г. Афанасьев, Л.В. Занков, В.П. Зинченко и др.). Методы исследования. При решении поставленных в работе задач использовались теоретические и практические методы исследования. Теоретические методы: системный подход, моделирование, прогнозирование, педагогическое проектирование. Практические методы включали: анкетирование, психологические методы оценки мотивации и эмоциональных состояний, тестирование, наблюдение, организация и проведение педагогического эксперимента, статистические методы обработки результатов эксперимента, анализ результатов учебной деятельности (продуктов деятельности). Опытно-экспериментальной базой исследования явилась «Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007». Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в течение одного года: Первый этап - теоретико-поисковый. Изучение и анализ философской, социологической, естественнонаучной, психологической, педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, её теоретическое осмысление, конкретизация научных идей изучаемой проблемы, определение темы исследования, его целей, задач, предмета, объекта и методов экспериментальной работы. Результатом этого этапа исследования явилось предположение о необходимости системного подхода к целенаправленному формированию культуры здоровья школьников. Второй этап - опытно-экспериментальный. Разработка программы исследования. Анализ состояния здоровья младших школьников «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007». В ходе экспериментальной работы проводились опросы, тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния психического, медицинского здоровья школьников, изучалось отношение школьников к собственному здоровью и здоровью окружающих. На этом этапе были разработаны в учебный процесс оздоровительные технологии и оценочные критерии их эффективности. Проведено апробирование результатов исследования в научных публикациях. Третий этап - теоретико-обобщающий. На этом этапе осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, уточнение теоретических и практических выводов, оформление диссертационной работы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: - в структуре обеспечения здоровья учащихся школы в качестве системообразующего рассматривается педагогический фактор, сущность которого состоит в формировании у детей устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, понимания сущности культуры здоровья и здорового образа жизни; - применен системный подход к разработке содержания и мер по укреплению развитию здоровья учащейся молодежи; - выявлены организационно - педагогические условия, позволяющие на основе системного подхода управлять процессом формирования здорового образа жизни. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём: - определены научные основы содержания формирования здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания младших школьников; - теоретические результаты исследования позволяют спроектировать и осуществить более эффективный подход к решению проблем здоровья младших школьников. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования позволяют работникам образовательных учреждений по - новому осуществлять управление оздоровительным процессом и формировать здоровый образ жизни младших школьников. Структура диссертации состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………….............3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе………………….....8 1.1. Формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни как педагогическая проблема………………………........8 1.2 Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников ……………………………………………...…….16 1.3 Проектирование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников………………………………………………….23 Выводы по I главе……………………………………………………...33 ГЛАВА 2. Реализация здоровьесберегающих технологий в формировании мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников………………………………………………………….....35 2.1 Экспериментальное исследование по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни в начальной школе…………35 2.2 Проектирование здоровьесберегающей среды в начальной школе: формирующий эксперимент………………………………….44 2.3 Обобщение и анализ результатов экспериментального исследования…………………………………………………………...53 Выводы по II главе……………………………………………………...57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..60 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..64 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..70
Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма / Н.А. Агаджанян, Т.Ф. Акбашев; Проблемы педагогической валеологии: сб. науч. трудов. – М., 2014. – 345 с. 2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Инфо-М, 2014. – 122 с. 3. Афанасьев, В. В. Управление как объект педагогического исследования / В. В. Афанасьев // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 12–17. 4. Ахметжанова, Г.В. Технологии формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ахметжанова Галина Васильевна. –Тольятти, 1997. – 156 с. 5. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский: Изд-во: М.: Наука, 1982 г. – 336 с. 6. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Фис, 1987. – 342 с. 7. Барышева, Н. В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: дис. … д-ра пед. наук: Барышева Наталья Владимировна. – Москва, 1997. – 240с. 8. Беляков, Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Беляков Николай Иванович. – Барнаул, 2010. – 218с. 9. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М., 1990. – 432 с. 10. Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман – М.: Изд- воФиС,1990. – 208 с. 11. Быков, Е. В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процесс // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №4: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovatelnyh-i zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 20.09.2020). 12. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 368 с. 13. Булгакова, М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №1. – С. 54–58. 14. Бусыгин, А.Г. Педагогика глобальной экологии / А.Г. Бусыгин. – Казань, Инфра – М, 2004. – 257 с. 15. Виленский, М. Я. Лабиринты методологии / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 7. – С. 45 – 50. 16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 33–37. 17. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций / Ю.Б. Гиппенрейтер Ю.Б. – ЧеРо, 2002. – 451 с. 18. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / В.И. Гинецинский. — СПб., 1992. – 342 с. 19. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл, 2015. – 324 с. 20. Дуркин, П.К. Проблемы формирования здоровья. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни / П.К. Дуркин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.– 2004. - №2 – С. 55–58. 21. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с. 22. Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни / В. И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 1996. – 254 с. 23. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук/ Зайцев Георгий Константинович. – СПб., 1998. – 140 с. 24. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с. 25. Зинченко, Е. А. Метод экспертного визуального определения эмоционального состояния / Е.А. Зинченко //Психол. журн. – 1983. – Т. 4.– № 2. – С. 59–63. 26. Зимняя, И.А. Ценностно-мотивационные ориентации в современной России (К проблеме мониторинга качества образования) / И.А. Зимняя. – М., 2000. – 88 с. 27. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – Санкт - Петербург, 1999. – 463 с. 28. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 451 с. 29. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург, 1998. – 234 с. 30. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П. Казначеев. – М.– Кострома, 1996. – 234 с. 31. Келишев, И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт / И.Г. Келишев. – Просвещение, 1975. – 240 с. 32. Кетько, С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности/ С.М. Кетько // Психологическая наука и образование. – № 1. – 2010. – С. 56 – 60. 33. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. –. М. : Владос, 2000. – 346 с. 34. Климчук, В. А. Тренинг внутренней мотивации / В.А. Климчук. – Санкт- Петербург. – Речь, 2005. – 76 с. 35. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с. 36. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. – 234 с. 37. Куликов, Л.В. Психические состояния / Л.В. Куликов. – Питер, 2001. – 512 с. 38. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – 3– М.: Советский спорт, 2007. – 464 с. 39. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с. 40. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 40 с. 41. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка./ М.И. Лисина – М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж, 1997. – 384 с. 42. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – Питер, 2007. – 672 с. 43. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Евразия, 1999. – 478 с. 44. Монахов, В.М. Аксиологический подход к проектированию педагогической технологии / В.М. Монахов // Педагогика. – 1997. – №6. – С. 26–31. 45. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие / Л.М. Митина. – М., 2004. – 234 с. 46. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 2–10. 47. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991. – 521 с. 48. Остроумов, А. А. Избранные труды / А. А. Остроумов. - М., 2005. – 130 с. 49. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды. / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с. 50. Палайма, Ю.Ю. Мотивация спортивной деятельности школьников/ Ю.Ю. Палайма. – М.,1966. – С.56–64. 51. Петрова, Н. Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы //МНКО. 2013. №6 (43). URL http://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 20.0-.2020). 52. Петленко, В.П. Основы валеологии / В.П. Петренко. – 1998.– 433 с. 53. Рейзин, В.М. О совершенствовании физического воспитания в высшей школе / В.М. Рейзин // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи. – Минск, 1995. – С. 53–55. 54. Ратенко, С. Е. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. 2015. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 20.09.2020). 55. Роджерс, К. Р. Свобода учиться / К. Р. Роджерс, Дж. Фритберг. – М.: Смысл, 2002. – 452 с. 56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. – 521 с. 57. Селевко. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –. М., Народное образование, 1998 г. – 234 с. 58. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с. 59. Сластенин, В. А. Педагогика. Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с. 60. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2000. – 321 с. 61. Сухомлинский, В.А. Педагогика / В. А. Сухомлинский. – М., 1979. – 558 с. 62. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения / Н.А. Черникова// Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. – Изд-во СибАДА, 2005. – С. 48–50. 63. Чумаков Б. Н. Валеология / Б.Н. Чумаков — М.: РПА, 1997. – 246 с. 64. Щедрина, А.Г. Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни как основа валеологии и педагогики / А. Г. Щедрина. – Новосибирск, 1996. – 44 с. 65. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. обще. ство России, 1998. – 249с. 66. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с. 67. Ячменникова, Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2011.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 20.09.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе 1.1. Формирование у младших школьников здорового образа жизни как педагогическая проблема К учебному процессу современной школы сегодня предъявляют высокие требования: педагоги должны помогать каждому ученику самореализовываться и развиваться как личность, способствовать самовоспитанию согласно нравственным и духовным запросам общества, а также созданию воспитательной среды в семье. Однако такие задачи, как профилактика и сохранение здоровья детей, мотивация учеников к здоровому образу жизни, являются вторичными, что не может не сказываться на эффективности работы школы в этом направлении. Как известно, наиболее перспективными являются оздоровительные программы, ориентированные на детский возраст. Программы, включающие профилактические мероприятия по предотвращению негативного влияния различных факторов на здоровье детей, а также состояние предболезни, намного эффективнее, чем реабилитационные программы, направленные на коррекцию явных нарушений здоровья. При этом профессиональная медицинская помощь удалена от школы и доступна только в поликлиниках и стационарах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 61 страница
1525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg