Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-китайские отношения на современном этапе

cool_lady 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2021
Цель исследовательской работы: изучить историю развития российско-китайских отношений, рассмотреть наиболее значимые аспекты сотрудничества данных государств, выявить области сотрудничества и предположить дальнейшие перспективы развития двусторонних отношений. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: • Рассмотреть историю зарождения политических контактов России и Китая (XIV-XIX вв.) • Изучить историю дипломатических отношений России и Китая в период с 1920-1950 гг. • Изучить историю дипломатических отношений России и Китая в период с 1960-1980 гг. • Изучить историю дипломатических отношений России и Китая в период с постсоветского времени до современности. • Рассмотреть нормативно – правовое регулирование отношений России и Китая. • Изучить ключевые аспекты торгово-экономического, политического и национального сотрудничества России и Китая. В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы иссле-дования: • Анализ специальной литературы и авторских статей. • Синтез информации из литературных источников и статей в сети Интернет.
Введение

Актуальность. В современных международных отношениях сотрудничество России и Китая является одной из самых актуальных тем. Государства ведут взаимно активную политику. Со временем отношения государств улучшались, интересы совпадали, а позиции по многим вопросам становились обоюдными. Через историческую призму можно проанализировать и дать оценку дальнейшему развитию дипломатических отношений межу данными государствами, поскольку Россия и Китай являются редким примером соседних великих держав, в истории которых не было полноценных вооруженных конфликтов. Также, стоит отметить, что отношения России и Китая это отношения либо взаимного выигрыша, либо взаимного проигрыша. Ярким примером в доказательство этого становятся события предыдущего века. Страны выигрывали, когда становились плечом к плечу, например во время Второй Мировой войны и после нее, и проигрывали когда отношения между странами ухудшались, как это было в шестидесятые-семидесятые годы. Российско-китайские отношения, несомненно, являются важной составляющей современной системы международных отношений и обладают значительными перспективами. От русла развития сотруднических отношений России и Китая будут зависеть многие мировые политические процессы. Интерес к изучению темы исследовательской работы нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских ученых и авторов. При выполнении исследовательской работы были изучены коллективные труды, отдельные статьи и монографии российских авторов, посвященные теме дипломатических отношений России и Китая, например работы российского историка и востоковеда В.С.Мясникова, статьи главного редактора журнала «Россия и Китай. XXI век» А.В.Лукина. Актуальность темы определила объект и предмет исследования. Объектом исследования является геополитическая направленность России и Китая. Предметом исследования являются российско-китайские отношения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….…3 Глава 1. История развития российско-китайских отношений. …………………………5 1.1 Первые взаимодействия России и Китая……………………………………………………..5 1.2 Середина 1920-х и конец 1950-х годов. Стратегическое сближение России и Китая…………………………………………………………………………………………………………………….9 1.3 1960-е годы. Острый кризис дипломатических отношений……………………….11 1.4 Постсоветские отношения России и Китая…………………………………………………..18 Глава 2. Российско-китайские отношения на современном этапе. Перспективы развития сотрудничества……………………………………………………………………………………21 2.1 Нормативно – правовое регулирование отношения РФ и КНР……………………21 2.2 Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая……………………………26 Заключение………………………………………………………………………………………………………….31 Список использованной литературы…………………………………………………………………..35
Список литературы

I. Работы общетеоретического характера: 1.Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). – М.:2000.- гл.5, с.597. 2.Боровкова Л. А. Восстание «Красных войск» в Китае / Ответственный редактор В. Н. Никифоров. — М.: Наука, 1971. — с.173. 3.Густерин П. В. Архимандрит Аввакум (к истории Тяньцзиньского трактата 1858 года) // Новая и новейшая история. 2008, № 6. 4. Лукин, А.В. Актуальные проблемы взаимодействия России и Китая и пути углубления двустороннего сотрудничества / А.В. Лукин // Аналитические записки. -2008. - №4 (33). – с. 11-18. 5. Лукин А.В. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / А.В. Лукин. – М.: Весь Мир, 2013. – с.704. 6. Мясников В.О., академик РАН, зам. директора Института Дальнего Востока РАН. Мы и Китай: Перспективы стратегического партнерства // Свободная мысль - ХХI, №1, 2001 г. 7. Мясников В.С. Империя Цин и Россия в XVII – начале XX века. – М.:1982.-с.327. 8. Мясников В.С. Россия и Китай. – М.:1996.-с.340. 9.Пескова Г.Н. Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, 1917–1924 / Новая и новейшая история. - с.132. 10.Соловьев Ф.В. Китайское отходничество на Дальнем Востоке России в эпоху капитализма (1861-1917 гг.). М.: Наука. Гл. ред. Вост. Лит., 1989. - с. 127.
Отрывок из работы

Глава 1. История развития российско-китайских отношений 1.1 Первые взаимодействия России и Китая История российско-китайских дипломатических отношений берет свое начало еще в XIII – XIV веках, когда некоторые русские войны становились наемниками в армии монгольской империи Юань, подчинившей на тот момент Китай. Плененные русские войны были отправлены в Китай, где обороняли границы и проживали в качестве военных поселенцев, занимаясь по большей части обработкой земель. В Пекине даже был учрежден отдельный орган власти, отвечавший за управление пленными - наемниками. Вскоре в результате «восстания красных повязок» владычество монгольской империи на территориях Китая закончилось, установилась власть китайской династии Мин. В будущем при Иване Грозном будут отправлены два посольства для поиска пути в Китай через Среднюю Азию и Монголию. Примерно с тех времен (XVI в.) начинают поступать фрагментарные сведения о Китае от среднеазиатских купцов и европейских географов. В XVII веке Россия переживает ряд крупных потрясений во всех областях политической и экономической жизни страны. Успешное завершение борьбы с польско-шведскими захватчиками и постепенное восстановление экономики способствовали укреплению международного значения Русского государства. Китай же ближе к середине XVII века наряду с серьезным внутренним кри-зисом вновь теряет независимость в результате завоевательных походов маньчжуров и входит в состав маньчжурской империи Цин. После завоевания маньчжурами пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегу-лирование дипломатическим путем вопросов о границе. царское правительство в начале 1686 года отправило на Амур посольство, наделенное широкими полномочиями («великое и полномочное посольство»), во главе с графом Ф.А. Головиным. Желая избежать судьбы предыдущих русских посольств, часто терпевших неудачи из-за отказа русских представителей выполнять различные обряды, принятые для послов при цинском дворе, граф Головин предложил провести переговоры на русско-китайской границе. Цинские правители затягивали начало переговоров, действуя с помощью военных угроз, пытаясь занять крепость Албазин. Эти попытки не увенчались успехом, и 12 августа 1689 г. близ Нерчинска переговоры закончились подписанием первого русско-китайского договора. Это был первый случай, когда Китай вступал в официальные равноправные переговоры с европейской державой. Благодаря искусству русских дипломатов, мужеству сопровождавших посольство стрельцов переговоры завершились заключением мирного Нерчинского договора, который в равной степени был необходим и России, и Китаю. Нерчинский договор установил порядок разрешения возможных пограничных столкновений между двумя странами, способствовал развитию мирных взаимоотношений. В 1726 году сербский купец Савва Владиславич возглавит русское посоль-ство для визита в Пекин. Главной целью данного визита стало заключения ряда договоров относительно разделения границы между территорией России и Монголии, (частично входившей на тот момент в состав империи маньчжуров), торговых караванов и торгового сотрудничества двух государств. Позже, в 1727 году Цинский Китай и Россия заключили Буринский, а в начале 1728 года - Кяхтинский договоры. С их помощью удалось разрешить вопросы о перебежчиках, торговле и пограничных территориях. Буринский трактат закрепил новую границу, а с помощью Кяхтинского договора строились дальнейшие торговые и политические связи между Россией и Империей Цин. Также он стал первой попыткой достигнуть состояния равновесия после Нерчинского договора 1689 года. Основные пункты Кяхтинского соглашения подтверждали все раннее заключенные пограничные договоры, основы и порядок русско-китайской торговли. Также данный договор дал возможность не только купцам посетить Пекин, но и русским ученикам, желающим изучать китайский язык, культуру и историю, получать там образование. Стоит отметить, что только Россия среди всех европейских стран имела та-кую возможность. Так, в период 1727 по 1864 год в Пекин прибыло 48 русских учеников. 1708 год считается одним из самых важных в развитии русско-китайских отношений, так как в это время в Цинской империи появляется первая русская школа. В 1798 году при Коллегии иностранных дел была официально учреждена школа для подготовки переводчиков с китайского, татарского, персидского, маньчжурского, турецкого языков. Для подготовки профессиональных переводчиков в 1798 году при Коллегии иностранных дел была создана и официально учреждена школа. Она предоставляла возможность изучать китайский, татарский, персидский, турецкий и маньчжурский языки. В этот период бурное развитие получила торговля между двумя данными государствами. Из Китая везли чай, крепкие напитки, шелк-сырец, шелковые и хлопчатобумажные ткани, тростниковый сахар, ревень, фарфор и прочие товары. Из России в Китай ввозили меха, шерстяные ткани, зеркальное стекло и многие другие вещи. Однако в 1744 году был введен запрет на ввоз товаров из Китая в Россию через территории Западной Европы. Это решение было предпринято с целью укрепления непосредственных русско-китайских торговых связей. Позже, в 1761 году введен новый таможенный тариф, освободивший от пошлин ввоз в Россию китайского шелка-сырца, хлопчатобумажных изделий, красок, жемчуга, а также вывоз в Китай русского сукна, иголок и других товаров. В середине XVIII века наблюдается обострение международных отношений в районе Центральной Азии. Однако, в этот момент происходило все большее сближения России и Китая. В конце XVIII- начале XIX века торговля Китая обретает новый, более высокий уровень развития. Однако именно масштабный характер торговли стал одной из причин крупных военных действий, ярким примером которых являются Опиумные войны. В дальнейшем такие военно-политические столкновения отразятся на формировании торговых связей Китая с другими государствами. А в это время Россия проводила успешную политику на территории Центральной Азии. Именно это позволило русской администрации заключить серию договоров с Китайской империей, находившейся под давлением Западных держав. За 170 лет после подписания Нерчинского договора русские землепроходцы освоили северный берег Амура, побережье Охотского моря и Татарского пролива. По Айгунскому договору, подписанному в 1858 г., левый берег Амура от впадения в него реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур и до моря оставался в общем владении «впредь до определения границ между двумя государствами». По сути, договор 1858 г. возвращал России территорию, отданную Китаю по Нерчинскому договору. Подтверждалась соответствующая статья Нерчинского договора о взаимной торговле подданных обоих государств. В 1858 г. был также подписан Тяньцзиньский договор, согласно которому расширялись политические и торговые права России в Китае. Уже в 1860 г. в Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе» (как дополнительный к Тяньцзиньскому договору), в результате чего была зафиксирована российско-китайская граница на большей части ее протяженности. Вскоре после этого, в 1864 г., в г. Чугучак Россия и Китай подписали Чугучакский протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Российско-китайские отношения получили мощный импульс с приходом к власти в России императора Александра III (1881 г.). Важным событием стало подписание в 1881 г. в г. Санкт-Петербурге договора «Об урегулировании пограничных вопросов». Этим договором был решен ключевой вопрос (на тот момент времени) - о передаче Китаю Кашгарской провинции (западный Китай, Синьцзян). Помимо этого, была окончательно определена российско-китайская граница в районе реки Черный Иртыш. Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III , а после его смерти - министр финансов России Сергея Юльевича Витте, который был сторонником российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом. Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III , а после его смерти - министр финансов России Сергея Витте, который был сторонником российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом. В 1898 г. в Китае началось народное восстание (восстание ихэтуаней, 1898-1901 гг.), которое было поддержано широкими слоями китайского общества. В октябре 1900 г. царская Россия ввела свои войска на территорию северного Китая и приняла участие в подавлении восстания вместе с Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией, Италией, США и Японией. Военная интервенция вызвала сильные антизападные и антироссийские настроения во всех слоях китайского общества. Причем антироссийские настроения многократно усиливались осознанием того, что в роли интервента выступило союзное государство. В результате всего этого российско-китайские отношения ухудшились почти на четверть века. 1.2 Середина 1920-х и конец 1950-х годов. Стратегическое сближение России и Китая Однако вплоть до XIX века взаимодействие между Россией и Китаем оставалось слабым из-за их географической отдаленности друг от друга. Более динамичными и важными российско-китайские отношения стали в середине XIX века. С этого момента и вплоть до распада Советского Союза выделяются два этапа сближения России и Китая, когда государства подходили к формированию крепких союзнических отношений. Но после каждого из этих этапов происходило резкое обострение разногласий и ухудшение дипломатических отношений. Советская Россия, позже в форме СССР, и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза. Китай был в числе первых государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1924 г., и в этом же году в Москве было подписано советско-китайское Соглаше-ние «Об общих принципах урегулирования вопросов». В соответствии с данным соглашением, СССР и Китай вступили в совместное владение КВЖД - этой стратегически важной железнодорожной трассой. В 1930-е гг. советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 г. Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так, в 1930-х гг. СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долл. (примерно около 5-6 млрд. современных долл.), за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 г. СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии. Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 г. к власти в стране Коммунистической Партии Китая. После провозглашения Китайской Народной Республики процесс советско-китайского сближения резко ускорился. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 г., сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно. Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших ключевое значение для советской промышленности. В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств. Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками. 1.3 1960-е годы. Острый кризис дипломатических отношений После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней поли-тике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить. В 1954 г. советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться. Доклад Хрущева на XX Съезде ЦК КПСС взбудоражил китайское правительство. СССР обвинили в отходе от истинной идеологии, Китай обвинили в глупости и ослеплении "культом личности", отношения между государствами были испорчены, началась длительная и болезненная полоса разногласий. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Китай отозвал своих специалистов, так же поступил СССР, экономическое и научно-техническое сотрудничество свелось к минимуму. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва. С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществле-ние «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более жестко относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР. КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. Гоминдановское правительство на Тайване считало себя центральным правительством Китайской Республики. США и все западные державы, за исключением Великобритании, не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем дипломатические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров. В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о.Тайвань в мирном использовании атома. Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции. В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену со времен войны в Корее американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. и в августе Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с возду-ха. Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами. Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей. Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский по-граничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы создают препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались. Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран. Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая. В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. это был исчерпываю-щий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство все более категорично настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран-участниц ОВД в Чехословакию. В середине 60-х годов в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни общества, к всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские отношения. Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз - наш смертельный враг». Однако, главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Важно отметить, что до 1960 г. никаких споров между Россией и Китаем по поводу границ не возникало. Советско-китайская граница образовалась историче-ски, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути, представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах. Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придержи-валось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим. Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза. Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР. 2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури - в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы. Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 42 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 13 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 54 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 34 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg