Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения

cool_lady 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2021
Целью настоящей работы является анализ особенностей и проблемных моментов защиты прав граждан по праву социального обеспечения. Из цели работы исходят ее задачи: ? определить понятие и особенности защиты прав граждан по праву социального обеспечения: ? выделить источники правового регулирования института защиты прав граждан по праву социального обеспечения; ? изучить формы и способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения; ? рассмотреть административный способ защиты прав граждан в сфере социального обеспечения; ? проанализировать защиту прав граждан в сфере социального обеспечения в судебном порядке; ? выявить иные способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения. Исходя из поставленных задач, структурно основная часть работы состоит из двух глав, разбитых на параграфы, в которых рассматриваются поставленные выше вопросы. Источниками для написания работы послужили нормативные акты РФ, а также учебная и научная литература по исследуемой проблематике.
Введение

Принцип социального государства, нашедший воплощение в российской Конституции (ч. 1 ст. 7), идет в одном контексте с провозглашением политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим одним из наиболее значимых индикаторов современного социального государства является закрепление в Конституции социальных прав человека и гражданина как общей гарантии доступности для личности системы общественных благ - минимально необходимых для развития личности ценностей цивилизации. Конституция РФ закрепляет широкий спектр социальных прав и свобод, образующих самостоятельную группу в едином комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Развитие социальных прав подчиняется общей диалектике общественного развития. При этом Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке. К основным социальным правам человека относятся: права в сфере труда - на свободу труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы (ст. 37); право на отдых (ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на жилище (ст. 40); особые права детей, защита материнства и детства (ст. 38), права инвалидов (ст. 39); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Определяя российскую конституционную модель социального государства, нельзя не заметить, что закрепление в ней социальных прав человека осуществлено на уровне не меньшем, чем это предусмотрено международными стандартами и основными законами иных социальных государств . Детализация конституционных норм, устанавливающих социальные права человека и гражданина, производится с помощью развития социального законодательства. При этом динамика государственно-правового развития приводит ко все большему накоплению нормативных правовых актов в разных секторах социальной сферы. Таким образом, интенсивно развивается и сама социальная функция государства . Социальная сфера охватывает такие области жизни человека, как труд, семья, социальное обеспечение, жилищные условия. Указанные сферы непосредственно выделены в ст. 72 Конституции РФ, где они определяются в рамках трудового, жилищного, семейного, административного законодательства. Это значит, что развитие социального законодательства может осуществляться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, где также принимаются законы и иные нормативные правовые акты, приумножая тем самым общий массив законодательного регулирования. Известно, что реализация социальных прав в наибольшей степени, чем иные виды конституционных прав, зависит от уровня экономического развития государства. Конституционные нормы, как правило, не содержат предписаний, которые можно было бы отнести к экономико-правовым гарантиям реализации данной группы прав. В то же время государство не может устраниться от выполнения социальной функции, в связи с чем в литературе совершенно справедливо обосновывается идея государственного содействия реализации человеком своих социальных прав . Эти права становятся задачами и целью государства, раскрывают его социальную сущность, особенно сущность «социального государства». Они отличаются от политических прав меньшей определенностью, меньшей четкостью и жесткостью формулировок. Фундаментом множества существующих социальных прав служат такие предельно общие и широкие понятия, как «справедливый», «достойный», «удовлетворительный», «разумный» и т.п., которые отражают изменчивые явления, крайне трудно определяемые в юридическом смысле. В связи с этим практическое использование и защита этих прав требуют рассмотрения и установления особых критериев, рамок, количественной меры, определяемой едва ли не в каждом конкретном случае. Вышесказанное обуславливает острую актуальность исследования объекта настоящей работы – социального обеспечения в современной РФ. Предмет работы – способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения.
Содержание

Введение 3 Глава I. Общие положения о защите прав граждан по праву социального обеспечения 6 1.1. Понятие и особенности защиты прав граждан по праву социального обеспечения 6 1.2. Источники правового регулирования института защиты прав граждан по праву социального обеспечения 11 1.3. Формы и способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения 14 Глава II. Особенности правового регулирования отдельных способов защиты прав граждан 19 2.1. Административный способ защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 19 2.2. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судебном порядке 28 2.3. Иные способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения 47 Заключение 52 Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы 55
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. « (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - N 237. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 46. - Ст. 4532. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 30. - Ст. 3012. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном социальном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 51. - Ст. 4831. 2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 19 июля 1999 г. - N 29. - ст. 3699. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 10. - Ст. 1391. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. - N 46. - Ст. 4532. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - 23 ноября. - N 263. Приказ Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2012 г. N 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 19 декабря. - N 292. Приказ Министерства юстиции РФ от 21 июля 2010 г. N 174 «Об утверждении форм документов государственного юридического бюро» // Российская газета. - 2010. - 22 сентября. - N 213. Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 1. - Ст. 199. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 20. - Ст. 2444. Материалы судебной практики Постановление КС РФ от 1 июля 2014 г. N 20-П, в котором данный орган дал оценку конституционности абз. 1 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» // Собрание законодательства РФ. - 14.07.2014. N 28. - ст. 4138. Постановление КС РФ от 26 мая 2015 г. N 11-П, в котором суд дал оценку конституционности положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 15.06.2015. - N 24. - ст. 3546. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 187-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // СПС Консультант Плюс. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 509-О «По запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации» // Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. - ч. 1, 2004. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ. - 29.05.2006. - N 22. - ст. 2375. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 4. - апрель 2014. Специальная литература Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. - N 3. - С. 3 - 6. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. - N 2. - С. 36 - 42. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. - N 10. - С. 7 - 12. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах правового регулирования защиты прав социально незащищенных граждан // Социальное и пенсионное право. - 2015. - N 4. - С. 27 - 31. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журнал российского права. 2016. - N 7. - С. 120 - 128. Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт // Российский юридический журнал. 2016. - N 4. - С. 21 - 27. Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. - N 9. - С. 5 - 17. 3. Анохин В.С. Мировое соглашение в арбитражном процессе // Хозяйство и право. - 2015. - N 6. - С. 62. 4. Барков А.В. Договоры с элементами социального содействия, опосредующие оказание социально-правовых услуг // Гражданское право. - 2012. - N 1. - С. 40 - 45. 5. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2017. 6. Барышникова Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Пермь, 2015. 7. Васильев Ф.П. Теория доказательств в административном процессе. Процесс доказывания. Понятие и содержание процесса доказывания // Вестник Чувашского университета. - 2016. - N 3. – С. 5-8. 8. Жумангулов Г.М., Ахметова А., Ахметова Т. Право социального обеспечения: Учебник. - Алматы, 2015. - С. 22. 9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М., 2014. - С. 145. 10. Коваленко А.Г. Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. - М.: Норма, 2012. – С. 24. 11. Козлов А.С. О концептуальности теории доказательств в юрисдикции // Актуальные проблемы теории юридических доказательств. - Иркутск, 2016. – С. 8-11. 12. Колдин В.Я. Судебная идентификация. - М.: ЛексЭст, 2012. – С. 21. 13. Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. - N 12. - С. 1 - 12. 14. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). - М., 2015. - С. 11. 15. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - М., 2015. - С. 525, 535 - 537. 16. Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: Монография. – Екатеринбург. - 2013. - С. 27. 17. Мидонова Е.А. Форма защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2014. - N 8. - С. 40 - 44. 18. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2016. - С. 163 – 172. 19. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2016. - С. 11, 21. 20. Пашков А.В. Европейская социальная политика. - Киев, 2013. - С. 35. 21. Пиунова В.И. Теоретические и организационные основания институализации административной юстиции в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2014. N 6 (43). - С. 1129. 22. Поздняков А.Б. Институт патронажа в Российской Федерации, его отличие от попечительства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. - С. 13. 23. Право социального обеспечения: Учебник / Отв. ред. М.В. Филиппова. - М., 2016. - С. 82 - 84. 24. Роик В.Д. Социальная политика: Учебник для вузов. - М., 2013. - С. 103 - 105. 25. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. - Ростов н/Д, 2014. - Вып. 3. С. 115. 26. Русинова Е.Р., Цыганова Е.М. Проблемы заключения мирового соглашения при рассмотрении публично-правового спора в арбитражных судах // Арбитражный и гражданский процесс. - 2017. - N 1. 27. Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2013. 28. Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2017. – С. 19. 29. Сирота И.М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. - Харьков, 2016. - С. 7 – 9. 30. Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. - М., 2015. 31. Старилов Ю.Н. Административное право России: к вопросу о необходимости разработки новых концепций развития // Административное право и процесс. - 2014. - N 1. С. 2 - 5. 32. Сыченко Е.В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение. - М., 2014.- С. 12. 33. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование социальной сферы // Социальное законодательство: Науч.-практ. пособие. - М., 2015. - С. 1 - 22. 34. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск, 2016. - С. 47. 35. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. - Омск, 2013. 36. Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. - 2015. - N 12. - С. 26 - 28. 37. Хабриева Т.Я. Российская конституционная модель социального государства // Конституции, закон и социальная сфера общества. - М., 2014. - С. 8. 38. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2016. - С. 227. 39. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. - 2014. - N 3. - С. 41. 40. Шайхатдинов В.Ш. Система социальной защиты населения и обеспечения населения современной России // Социальная защита в регионе. - Екатеринбург, 2017. - С. 67. 41. Шелестов Д.С. Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. - С. 12 - 15.
Отрывок из работы

Глава I. Общие положения о защите прав граждан по праву социального обеспечения 1.1. Понятие и особенности защиты прав граждан по праву социального обеспечения Понятие социальной защиты не раз было предметом научных исследований . Однако вопросы в определении содержания этого понятия остаются. В науке социальную защиту населения рассматривают как систему общественных отношений по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите . Социальная защита населения является базовым понятием права социального обеспечения, а также важнейшим понятием социального права, существующего наряду с частным и публичным правом. В широком смысле социальная защита включает в себя не только социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование минимального размера оплаты труда, государственный контроль за ценами, налогообложение и др. В этой связи справедливо мнение М.Ю. Федоровой о том, что социальная защита «формируется как система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, ликвидацию, компенсацию или минимизацию их последствий посредством стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного развития человека, обеспечения его достоинства и независимости» . Некоторые авторы включают в социальную защиту социальное страхование, социальную помощь, государственное социальное обеспечение, социальное обслуживание, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательное государственное страхование, благотворительность . Например, А.В. Пашков отмечает, что социальная защита выражается через три институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту . Т.Ф. Романова указывает, что основными институтами социальной защиты населения являются: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами . По мнению М.И. Лепихова, в качестве организационно-правовых форм социальной защиты выделяются обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственная социальная помощь . В приведенных примерах проявляется, во-первых, неполное представление о содержании социальной защиты населения, а во-вторых, смешение видов социального обеспечения, блоков и организационно-правовых форм социальной защиты населения. Из перечисленных выше положений к социальной защите можно отнести лишь предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера . Социальное обеспечение и благотворительность выступают блоками социальной защиты населения. Социальная помощь, социальное обслуживание входят в социальное обеспечение как его виды. Что касается правовых (организационно-правовых) форм социальной защиты, то под ними понимаются организационно-правовые способы ее осуществления . При этом необходимо различать понятия: «блоки социальной защиты населения» (о них речь шла выше), «правовые (организационно-правовые) формы социальной защиты населения» и «виды (меры) социальной защиты населения» в рамках отдельных блоков общественных и правовых отношений. Организационно-правовые формы социальной защиты населения характеризуют финансовую и управленческую стороны социальной защиты населения. К ним относятся: обязательное социальное страхование, бюджетное финансирование, обязательное государственное страхование, дополнительное добровольное страхование, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, корпоративное финансирование, частное финансирование. Социальное обеспечение и охрана здоровья оказываются на основании обязательного социального страхования, бюджетного финансирования, дополнительного добровольного страхования, корпоративного и частного финансирования; охрана труда, вознаграждение за труд, обеспечение жилыми помещениями - силами бюджетного, корпоративного и частного финансирования, содействие занятости организуется посредством бюджетного и корпоративного финансирования; благотворительность существует в организационно-правовой форме частного финансирования; обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов организуется за счет бюджетного финансирования; социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф, предусматривается в форме бюджетного финансирования, а также обязательного страхования имущества (посевов, техники и др.). Видами (мерами) социальной защиты населения являются денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии и др.), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и т.д.), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и др.). Защите прав российских граждан посвящено множество работ ученых-юристов, многие из них привязаны к отдельным отраслям права . При этом в них представлены различные точки зрения на понятие «защита права гражданина». Приведенное определение защиты права взаимоувязано с понятием юридической ответственности, основным элементом которой также является использование государственно-принудительного механизма со стороны государства для восстановления нарушенного права, хотя на первый взгляд их определения не дают оснований для такого утверждения. Так, В.Н. Хропанюк видит юридическую ответственность для правонарушителя в применении к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности . И.Н. Сенякин обращает внимание на то, что при юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права . Определение защиты права, предложенное С.С. Алексеевым, достаточно четкое, но не учитывает того обстоятельства, что в ходе реализации субъективных прав могут быть созданы препятствия, устранение которых также подпадает под понятие «защита права». Кроме того, заметим, что защита права может быть осуществлена не только посредством государственно-принудительной деятельности. Наиболее приемлемым представляется определение А.А. Сапфировой, которая, говоря о трудовых правах и законных интересах граждан, предлагает под их защитой понимать правомерную деятельность, содержание которой составляет реализация предусмотренных законом правовых способов и средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав и законных интересов, их восстановление или устранение препятствий в реализации . Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего государственных, или управомоченных лиц (представитель профсоюза), направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством (например, Гражданским, Жилищным, Трудовым кодексами Российской Федерации). 1.2. Источники правового регулирования института защиты прав граждан по праву социального обеспечения Социальная защита населения получила конституционное закрепление в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее - Конституция РФ) . В ст. 7 Конституции Российской Федерации в общих чертах определено содержание социальной защиты. К ней отнесены: охрана труда, охрана здоровья, гарантированная оплата труда, государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; система социальных служб, государственные пенсии, пособия и др. Эти положения развиты в ст. 37 Конституции РФ (вознаграждение за труд, защита от безработицы), ст. 38 (государственная защита материнства, детства и семьи), ст. 39 (гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность), ст. 40 (обеспечение жилыми помещениями), ст. 41 (охрана здоровья). Система социальной защиты населения представляет собой совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия . Представляется, что исходя из содержания ст. ст. 7, 37, 38, 39, 40, 41, 72 Конституции Российской Федерации в систему социальной защиты населения входят следующие блоки общественных и правовых отношений: 1) социальное обеспечение; 2) охрана труда; 3) охрана здоровья; 4) вознаграждение за труд; 5) содействие занятости; 6) благотворительность; 7) обеспечение жилыми помещениями; 8) обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья; 9) социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф. Т.К. Миронова аргументированно полагает, что в систему социальной защиты, помимо иных составляющих, входят социальное страхование и социальное обеспечение, которые должны рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем. Указанный автор обоснованно подвергает критике позицию ученых, представляющих социальную защиту в неполном виде: «если социальную защиту рассматривать как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем согласно Конституции Российской Федерации социальное обеспечение». Необходимо отметить, что гражданское законодательство РФ содержит некоторые юридические механизмы, направленные на обеспечение интересов лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Так, ст. 41 Гражданского кодекса РФ регламентирует патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами. Однако в юридической науке отмечается неэффективность существующей правовой модели патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами. Так, А.Б. Поздняков не согласен с позицией законодателя, в соответствии с которой договор поручения назван одним из оснований патронажа. Данный автор указывает: «Договор поручения предполагает совершение поверенным лишь юридических действий, в то время как деятельность помощника обусловлена в первую очередь неспособностью патронируемого самостоятельно осуществлять свои права и обязанности из-за физической немощи. Поэтому помощник совершает не только юридические, но и фактические действия, направленные на восполнение физических недостатков патронируемого лица. Следовательно, договором поручения полностью «охватить» патронажные отношения невозможно» . Договор доверительного управления имуществом, с точки зрения А.Б. Позднякова, также не может рассматриваться в качестве основания патронажа, «поскольку цель такого договора - профессиональное управление имуществом, направленное на систематическое получение прибыли либо на его сохранение в период отсутствия собственника, в то время как помощник оказывает правовые и фактические услуги патронируемому лицу в процессе реализации его гражданских прав и обязанностей, которые могут быть личными неимущественными. Следовательно, доверительное управление и патронаж имеют принципиально разные цель и предмет». Еще одним способом правовой поддержки лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, является механизм бесплатной юридической помощи, закрепленный Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» , однако существующий порядок функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи подвергается сегодня обоснованной критике со стороны профессионального сообщества юристов . По мнению А.В. Баркова, реализация мер социального содействия гражданам может быть обеспечена при помощи договора агентирования: «Преимуществом агентского договора является не только присущая данному договору длительность отношений сторон, т.е. растянутость действия договора во времени, но прежде всего многократность оказания услуг в сочетании с их многообразием... Агентский договор, в отличие от договора поручения, может принять организационный характер» . С приведенной точкой зрения А.В. Баркова следует согласиться. Действительно, в современных динамично изменяющихся условиях гражданского оборота товаров и услуг у лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, возникает потребность не в разовых социально-юридических услугах, а в длительных отношениях с агентом, способным совершать широкий спектр полезных действий. Например, такая потребность может возникнуть в сфере возмездного оказания медицинских, образовательных, риэлтерских и других услуг, в отношениях в сфере страхования, урегулирования спора с помощью процедуры медиации. При этом точный перечень мер, которые необходимо принять для оказания помощи лицу, нуждающемуся в повышенной социальной защите, чаще всего не может быть определен на момент обращения такого лица за помощью, а формируется в процессе ее оказания. 1.3. Формы и способы защиты прав граждан по праву социального обеспечения Для защиты и восстановления нарушенных социальных прав граждане могут обращаться в различные органы, в том числе в международные, по защите прав и свобод человека в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты . Допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки. Существуют формы защиты, которые связаны с реализацией общественного контроля . Так, в ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» предусматривается возможность общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования, который осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений. В качестве отправной точки рассмотрим положения теории права и базовые конституционно-правовые нормы, на которые опирается теория российской правозащиты в целом. На первое место следует поставить положения Конституции РФ, устанавливающего для всех россиян: - признание и гарантии основных прав и свобод, их неотчуждаемость (ст. 17 Конституции Российской Федерации); - непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, определение ими смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение их правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации); - юридическое (формальное) равенство перед законом и судом, равенство в правах и свободах независимо от имущественного, должностного положения, места жительства и других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации); - свободу мысли и слова, право выражения своего мнения или его невыражения (ст. 29 Конституции Российской Федерации); - право на общественные объединения, в том числе на профессиональные союзы для защиты своих прав (ст. 30 Конституции Российской Федерации); - право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции Российской Федерации); - право на участие в управлении делами государства, на участие в правосудии (ст. 32 Конституции Российской Федерации); - право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации); - право на свободный труд, выбор вида профессиональной деятельности, на достойное вознаграждение за труд, на разрешение трудовых споров индивидуально или коллективно (ст. 37 Конституции Российской Федерации) . Административный порядок защиты преимущественно проявляется через защиту социальных прав в процессе обжалования действий (бездействия) органов власти, должностных лиц в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам. В судебной практике по защите прав на социальное обеспечение в настоящее время можно выделить две основные формы (способа). Первая форма непосредственно связана с подтверждением права на вид социального обеспечения. Суть ее заключается в том, что орган социального обеспечения отказывает в предоставлении пенсии, пособия, поскольку, по его мнению, документы, представленные гражданином, не подтверждают условия, с которыми связано право на социальное обеспечение (юридические факты, дающие право на получения пенсии, пособия). Наиболее действенной формой защиты социальных прав выступает судебная защита. Именно суд вправе обязать государство и его органы выполнить свои обязательства перед человеком и возместить ему ущерб. В связи с этим в юридической литературе отмечено, что полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов. Исследование различных аспектов правоприменительной практики в сфере защиты социальных прав личности отвечает потребностям совершенствования деятельности судебной власти в России. Споры, связанные с защитой социальных прав, разрешаются как Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, так и судами общей юрисдикции. К способам защиты социальных прав граждан российское законодательство, прежде всего Гражданский кодекс РФ (ст. 12), относит: признание права; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, а также восстановление положения, существовавшего до нарушения права; прекращение или изменение правоотношения; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; присуждение к исполнению обязанности в натуре; иные способы, предусмотренные законом. При этом потребность в применении этих способов защиты может возникать не только в рамках отношений, подпадающих в сферу гражданско-правового регулирования, но и в публичных отношениях . Что касается защиты социальных прав, то их защита может касаться как сферы публичного, так и сферы частного права. Применение конституционных норм, касающихся установления социальных прав человека, находит отражение практически по всем вопросам реализации компетенции Конституционного Суда РФ, предусмотренным в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». При этом основные направления деятельности Суда по социальной защите граждан нельзя не рассматривать в общем русле реализации конституционных принципов социального правового государства. На сегодняшний день в практике Конституционного Суда РФ накоплено большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют в том числе ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями. При этом правовые позиции Суда сформулированы в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека. ? Глава II. Особенности правового регулирования отдельных способов защиты прав граждан 2.1. Административный способ защиты прав граждан в сфере социального обеспечения Административный порядок защиты преимущественно проявляется через защиту социальных прав в процессе обжалования действий (бездействия) органов власти, должностных лиц в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам. Среди форм защиты социальных прав административная форма как акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав, является, бесспорно, преобладающей . Институт досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц широко применяется как инструмент обеспечения соблюдения прав и свобод граждан. В рамках рассматриваемого института невластный субъект получает возможность публично выразить несогласие с совершенным в его отношении действием (бездействием) властного субъекта и передать свое дело путем обжалования для рассмотрения вышестоящим органом или должностным лицом. При этом общеправовые принципы справедливости, верховенства права и равноправия требуют, чтобы вышестоящий орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы и принятии решения основывались на сведениях, достоверность которых не может быть подвергнута сомнению в силу соблюдения предусмотренной законом процедуры их получения, которая, в свою очередь, призвана исключить возможность подлога. С этой точки зрения вопросы доказывания в процессе досудебного (внесудебного) обжалования представляются одними из ключевых, что обусловливает их актуальность и важность как для науки, так и для правоприменения. В теории права исследователи различно определяют понятие доказывания. Так, Алексеев С.С. полагает, что доказывание необходимо понимать в широком и узком смысле. Доказывание в широком смысле - это деятельность субъектов, направленная на установление с помощью юридических доказательств истинности обстоятельств дела . В узком смысле понятие доказывания довольно близко к понятию логического доказывания, то есть аргументирования, когда оно состоит в деятельности по обоснованию выдвигаемых доводов и возражений, по убеждению в их истинности тех или иных лиц . А.В. Малько определяет доказывание как юридически оформленную деятельность субъектов, направленную на установление с помощью доказательств объективной истины по делу . А.И. Трусов называет доказывание процессом установления фактов . Многие ученые сходятся на понимании в качестве результата доказывания установления достоверных, истинных обстоятельств дела. Однако понятия достоверных и истинных фактов зачастую не дифференцируются, что не может быть признано бесспорным. Как верно указывал Ф.П. Васильев, «истинность характеризует отношение нашего знания к отражаемому объекту, их соответствие друг другу, а достоверность, кроме того, - обоснованность нашего знания и сознание этой обоснованности. Догадка, предположение, гипотеза могут быть истинны, т.е. соответствовать действительности, но лишь будучи обоснованы, доказаны, они превратятся в достоверное знание» . Таким образом, результатом доказывания являются именно достоверные факты, при этом обоснованны они должны быть для субъекта, уполномоченного на принятие решения по делу. Нельзя не отметить, что обоснованность для властного субъекта заключается в первую очередь в доказанности фактов средствами, полученными в предусмотренном законом порядке, т.е. доказательства, полученные с нарушением закона, независимо от содержания и обоснованности для субъекта, не могут подтверждать факты, которые лягут в основу решения по делу. Нормативное регулирование доказывания в административном законодательстве состоит из разрозненных отраслевых нормативных правовых актов, основная масса которых регламентирует доказывание в судопроизводстве. Это связано прежде всего с тем, что многие административисты отождествляют административный процесс и административное судопроизводство. Так, например, в статье «Административное право России: к вопросу о необходимости разработки новых концепций развития» профессор Ю.Н. Старилов пишет: «Однако под административным процессом мы понимаем административное судопроизводство по соответствующим видам административно-правовых споров» . Нельзя не отметить, что доказательства и доказывание не только регулируются, но и в большей степени изучаются в рамках так называемого «судебного права», оставляя без внимания область досудебного (внесудебного) процесса, в том числе по обжалованию действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Единое понятие обжалования также законодательно не установлено. Толковый словарь Ушакова определяет: «Обжаловать - подать официальную жалобу в высшую инстанцию, протестуя против какого-н. решения, постановления; опротестовать» . Согласно статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон об обращениях) жалоба - просьба гражданина о восс
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg