Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Основные признаки социального государства и их отражение в конституции Российской Федерации

cool_lady 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2021
Целью работы является изучение основных признаков социального государства и их отражения в Конституции РФ. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть понятие социального государства; - раскрыть характеристику основных признаков и функций социального государства; - изучить реализацию признаков социального государства и перспективы развития социального государства в России. Объект исследования – система отношений в социальном государстве. Предметом исследования является система признаков социального государства. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности социального государства.
Введение

Государство во все времена обеспечивало своим гражданам защиту не только от внешнего врага, но и от внутренних проблем. Оно принимало на себя социальные обязательства: зафиксированные законодательно социальные услуги, льготы и прочие блага, предоставляемые безвозмездно за счет бюджетных ресурсов, и гарантировало указанную безвозмездность для наиболее уязвимых слоев населения. К числу социальных обязательств любого государства относят охрану конституционных прав и свобод граждан, обеспечение условий для воспроизводства населения, создание нормальных условий труда и обеспечение определенного уровня его оплаты, поддержку науки, культуры, образования и здравоохранения, благоустройство муниципальных территорий. В настоящее время наблюдается тенденция расширения социальных обязательств государства, что говорит об усилении его социальной направленности. Государственная власть стремится смягчать социальную дифференциацию, обеспечивать стабильность в социуме, регулировать не только социальные, но и экономические, и политические процессы, происходящие в обществе. Социальным государством можно назвать такое, которое стремилось бы к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении, а в идеале – примерно одинаковых жизненных шансов и возможностей для самореализации. В настоящее время понятие «социальное государство» вошло не только в науку, но и стало неотъемлемой частью проводимой политики каждого современного демократического правового государства. В Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.7) [1] российское государство также определяется как социальное, но пока что это не реальная действительность, а важнейший социальный ориентир, важнейшая стратегическая цель развития российской государственности. Чтобы понять, правильно ли мы движемся по пути в направлении к провозглашенной цели, необходимо еще раз вернуться к научному пониманию сущности социального государства, более предметно разобраться в условиях, необходимых для его реализации в непростой, кризисно характеризуемой реальной действительности.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3 Глава 1. Конституционные основы и признаки социального государства……..5 1.1. Конституционно-правовые основы социальной государственности………….5 1.2.Признаки социального государства………………………………………….7 Глава 2. Реализация признаков социального государства и перспективы развития социального государства в России……………………………………14 2.1. Реализация признаков социального государства…………………………..14 2.2. Перспективы развития Российской Федерации как социального государства………………………………………………………………………...16 2.3 Конституционно-правовые характеристики социального государства…...22 Заключение……………………………………………………………………..….25 Список использованных источников………………………………………..…...27
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") 3. Бутин, Н.С. Современная Россия как социальное государство / Н.С. Бутин // Конституция РФ и правовая политика на современном этапе. – 2019. – С.23 – 30 4. Гранин, Ю.Д. Россия как социальное государство: проблемы и перспективы / Ю.Д. Гранин // Личность. Культура. Общество. – 2019. - № 1-2 (101 – 102). – С.63 - 74 5. Курушина, А.А. Конституционно – правовые основы формирования социального государства в России / А.А. Курушина // Научный альманах. – 2019. - № 12-1(62). – С.127 - 132 6. Лукшин, О. В. Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи / О. В. Лукшин // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. — 2018. — С. 2-6. 7. Лутченко, А.С. Проблемы становления социального государства в России / А.С. Лутченко // Студенческий вестник. – 2019. - № 18 – 1(68). – С.98 - 100 8. Расторгуев, В.Н. Россия – социальное государство? / В.Н. Расторгуев // Вестник Восточно – Сибирской открытой академии. – 2019. - № 32. – С.11 9. Столяров, Д.А., Крюкова, М.А. Проблемы реализации конституционного принципа социального государства в России / Д.А. Столяров, М.А. Крюкова // Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики.- 2019. – С.73 - 82 10. Чекменёва, Т.Г., Прибытков, А.А. Проблемы и перспективы построения социального государства в современной России / Т.Г. Чекменёва, А.А. Прибытков // Проблемы модернизации современного российского государства. – 2017. – С.229 – 234 11. Шакун, Н.В., Барикаева, Д.Е. Конституционно – правовые основы социального государства и основные направления обеспечения социальных прав и свобод граждан в России на современном этапе / Н.В. Шакун, Д.Е. Барикаева // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – С.68 - 71 12. Яндимиров, Т.И. Россия как социальное государство / Т.И. Яндимиров // Аллея науки. – 2019. - № 5(32). – С.739 – 742 13. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://www.gks.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Конституционные основы и признаки социального государства 1.1. Конституционно-правовые основы социальной государственности Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возводится в ранг общегосударственной политики. По показателям в социальной политике судят о деятельности государства в целом: в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их реализации. Опираясь на нормы международного права, Конституцию Российской Федерации [1], государство обязано проводить такую социальную политику, которая гарантирует каждому гражданину Российской Федерации необходимый жизненный уровень. Безусловно, свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Однако некоторые по тем или иным причинам не всегда способны своим трудом содержать себя и свою семью, и не каждый может вообще трудиться. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми, — инвалиды, старики, дети и др. Положения Конституции Российской Федерации, регулирующие социальные отношения, составляют конституционные основы социальной государственности Российской Федерации. Конституционные основы социальной сущности российского государства целесообразно разделить на несколько элементов: - основы правового положения граждан в социальной сфере: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации), каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности (ст. 6 Конституции Российской Федерации); - основы социальной политики государства: политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации); - признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции Российской Федерации); - непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации); - равенство в правах и свободах и гарантированность их независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации) [3, с.24]. Регулирование основ социальной государственности осуществляется не только посредством конституционных норм, но и с помощью текущего законодательства, которое играет первостепенную роль в формировании целей и реализации социальной политики. Практика законотворчества должна стремиться к тому, чтобы правовые нормы не консервировали достигнутую ступень социального развития общества. Как ни в одной другой сфере, в сфере социального развития право должно не столько закреплять социальные достижения, сколько активно способствовать их наращиванию. Конституция Российской Федерации, определяя правовое положение личности, вслед за Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах провозгласила такие социальные права, как: право на социальное обеспечение, право на труд, право на справедливые условия труда, на защиту трудовых прав всеми предусмотренными законом способами, включая право на забастовку, право на объединение в профессиональные союзы и свободу профсоюзной деятельности, право на образование, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на жилище. Этот перечень основных социальных прав не может считаться исчерпывающим и не препятствует конституционной защите других общепризнанных социальных прав и свобод человека и гражданина. Определенные трудности в понимании природы социальных прав, разночтения в предлагаемых каталогах этих прав (в том числе в тех, которые закрепляются официально в конституциях, международно-правовых документах), а также проблемы выработки механизмов и гарантий их реализации, контроля за деятельностью органов государства по их соблюдению, — все это связано, прежде всего, с многоаспектностью их правовой природы и содержания, а также с тем, что эти права сравнительно недавно стали признаваться в качестве основных прав человека [11, с.69]. Тем не менее, в юридической науке нарастает тенденция рассматривать закрепленные Конституцией Российской Федерации социальные права не только как принципиальные ориентиры для законодателя, но именно как основные права, равные по значимости конституционным гражданским и политическим правам, относящиеся к фундаментальным правам человека, неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения. Основанные на принципах справедливости и социальной солидарности, они закрепляются Конституцией Российской Федерации в качестве непосредственно действующих и подлежат судебной защите. Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеет принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, что само по себе очень важно и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества. Однако, про возглашение в конституциях социальных прав еще не означает их реального исполнения. Для осуществления социальных, экономических и культурных прав требуется значительно больше усилий со стороны государства. Их претворение в жизнь требует определенной и целенаправленной политики государства в течение длительного периода. Следует учитывать, что проведение такой политики возможно только в демократических странах. 1.2.Признаки социального государства Понятие социальное государство (нем. Sozialstaat — государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) является достаточно новым качественным состоянием современной государственности, получившим широкое распространение и закрепление в конституциях многих западных стран после Второй мировой войны [12, с.739]. Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности. В современном мире социальное государство является неотъемлемой характеристикой любой цивилизованной страны с демократическим режимом, в которой господствует право. Государство, опирающееся на народ как источник власти, на разделение властей, права и свободы человека и гражданина, может существовать только в условиях проведения эффективной социальной политики, направленной на благоденствие граждан и защиту социально слабых групп населения. На сегодняшний день практически все государства мира так или иначе являются социальными, хотя не все из них в полной мере соответствуют заявленным требованиям. Большинство современных цветных революций и внутриполитических потрясений во многих странах мира происходят прежде всего вследствие ошибок руководства этих государств в реализации социальной политики. Правильная стратегия в указанной сфере, усиление социальных прав и их гарантированность способствует снятию социальной напряженности, создает стабильную атмосферу свободы и благополучия общества и каждого человека [11, с. 69]. Политическая и экономическая стабильность в государстве реализуема в случае, если закрепленные в Конституции и в законах права, базирующиеся на признании достоинства человека, имеют механизм реализации, а также созданы реальные условия пользования гражданами политическими, экономическими, культурными, социальными правами и свободами. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 прописано, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого-либо различия, которые могут позволить каждому человеку самостоятельно и свободно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал с целью обеспечения себе и своей семье достойного материального благополучия. Вследствие этого ООН рассматривает реализацию эффективной социальной политики в государствах мира как фактор, который способствует стабилизации и развитию политики, экономики, духовно-нравственной сферы жизни общества современных государств. Социальное государство имеет следующие характеристики [4, с.65]: Человек, его жизнь, права, свободы и достоинство является высшей ценностью; Внутренняя и внешняя политика социального государства направлена не на реализацию общенациональных, корпоративных интересов, а на защиту прав и свобод, законных интересов и достойных условий жизни человека; Обеспечивается социальная ориентированность как государственного, так и частного сектора экономики; Каждое управленческое решение носит социально справедливый характер; Проводится активная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности; Осуществляется забота об экономической безопасности человека; Гарантируется справедливое распределение национальных богатств; Развивается гражданское общество, укрепляется авторитет и значимость каждого его института. Формированию идеи социального государства предшествовали идея и практика правового государства, связанного с концепцией функционирования и признания ?первого поколения прав человека — гражданских и политических прав, верховенства права и закона, демократии, торжества индивидуальной свободы. Важнейшим принципом существования социального государства выступает принцип социальной справедливости. Именно социальная справедливость обеспечивает реализацию прав и обязанностей, трудовую деятельность и ее достойное вознаграждение, признание заслуг личности и неотвратимость наказания за совершенные преступления, соответствие социального положения и роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества. В рамках функционирования социального государства следует выделить его характерные признаки: • правовая природа осуществления государством социальной политики, создание для всех граждан равных возможностей и свобод; • доступность социальной поддержки государства для всех членов общества, предоставление индивидам социальных прав и правовых гарантий; • высокий уровень экономического развития, позволяющий осуществлять деятельность по перераспределению доходов и финансировать бюджетные социальные выплаты; • наличие государственной системы социальной защиты населения, его социального обеспечения и обеспечения занятости; • социальная направленность политики государства, его ответственность за уровень благосостояния своих граждан; • наличие условий для развития института семьи, материнства и детства; • достойное человека существование и развитие путем устранения в обществе резкого социального неравенства; • существование институтов гражданского общества, их активное взаимодействие с органами государственной власти как инструментами проведения социально ориентированной политики; • утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; • социальная ответственность государства перед своими гражданами [5, с.128]. Среди признаков социального государства отметим также следующие: 1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека [8, с.11]. 2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п. Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так, оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения. 3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание [8, с.11]. Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов. 4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц. Л. Штейн утверждал, что государство можно сделать социальным за счет наличия у него следующих функций: – устранение юридических препятствий свободному межклассовому движению; – попечение об общественной нужде, которое призвано обеспечить каждой личности физические условия самостоятельности; – содействие труду, не обладающему капиталом, в достижении хозяйственной самостоятельности, например, через вспомогательные кассы, страховое дело, самопомощь в форме союзного строя неимущих [6, с.4]. Реализуя свои функции, социальное государство гарантирует: 1. оптимальный прожиточный минимум, но не за счет социальной благотворительности, а на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации занятости, установления разумного минимального уровня оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой труда, предоставления реальных возможностей на содержательный отдых; 2. строго регламентированное по качеству и объемам социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, бедности и другим жизненно важным показателям. Основной механизм здесь – социальное страхование; 3. право на бесплатное или социальное жилье на основе законодательно утвержденных федеральных и региональных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилой площади и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, приемлемых условий ипотечного кредитования и т.д.; 4. доступность бесплатного (или за доступную плату) качественного медицинского обслуживания, включая бесплатную медицинскую помощь по всей номенклатуре официально утвержденных стандартов медицинских услуг; 5. доступность бесплатного (или за доступную плату) качественного образования в соответствии с реальными возможностями человека, потребностями рынка труда и духовно-нравственного развития общества; 6. запрет незаконных и вредных для экосистемы действий со стороны хозяйствующих и иных субъектов. Сегодня правовое регулирование в области защиты окружающей среды в Европейском союзе осуществляется на основе более, чем 200 нормативно-правовых актов; 7. защита интересов граждан-потребителей от произвола производителей товаров и услуг, особенно в части качества продукции и теневого контрафактного производства [6, с.5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg