Понятие правовая система и подходы к её изучению
Система ((от греческого systema) – целое, составленное из частей соединение) – совокупность элементов, находящихся во взаимоотношениях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство. Претерпев долговременную историческую эволюцию, понятие «система» с середины двадцатого века становится одним из главных философско-методологических и специально-научных понятий. В современной научном и техническом знании система занимает одну из ключевых ролей, так как она порождает дальнейшую работу (любая система имеет определенное назначение, например функции и цель). Так же следует сказать о том, что всевозможная система представляет собой холархию составляющих её подсистем. Таким образом, можно дать определение понятию подсистема – система, входящая в состав какой – либо другой, более крупной системы. В состав всякой системы или подсистемы входят некие компоненты (элементы), которые и содействуют в её создании. Элемент – некоторый, далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее развитии и функционировании.
В юридической литературе содержание ключевой в этом смысле категории «правовая система» различными исследователями определяется по- разному, что может быть объяснено не только разницей индивидуальных подходов отдельных ученых-правоведов к данной проблеме, но и их принадлежность к различным ответвлениям юридической науки и , прежде всего, к сферам науки международного права и общей теории государства и права.
В.Д. Попков считает, что понятие «правовая система» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена".
В современной юридической науке у исследователей относительно понятия «правовая система» нет единства в выделении основных критериев, которые они также часто рассматривают в качестве элементов правовой системы. Как справедливо указывает К. Осакве, «на вопрос о том, по каким критериям следует классифицировать правовые системы современности, компаративисты отвечают по-разному. Одни исследователи предлагают единственный критерий для классификации правовых систем, другие — несколько общих признаков или критериев. По вопросу о том, какие факты должны влиять на классификацию правовых систем, одни авторы считают, что имеют значение лишь объективные факты; другие — что должны браться и объективные, и субъективные факторы, т. е. формальное и живое право».
Во второй половине XX века термин «правовая система» начинает находить отражение в трудах не только российских, но и иностранных исследователей, хотя в целом в зарубежной (и, особенно, в англосаксонской) юриспруденции он не получил должного развития, как и большинство других общетеоретических категорий права.
В.В. Сорокин указывает, что из всего обилия правовых явлений к элементам правовой системы необходимо относить только то, «что необходимо для эффективного процесса правового воздействия на общественную жизнь, для целенаправленного благотворного влияния на сознание и поведение субъектов права». При таком подходе наиболее близкой к действительности представляется позиция тех авторов, которые считают, что в статическом состоянии правовая система выступает как «совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный компонент) и совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу (идеологический компонент)».
Так, В.С. Жеребкин дает следующее определение: «правовая система – это набор или совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении определенных целей частей, т.е. подсистем элементов, которая формирует целое правовое образование и имеет характерные системе, интеграционные свойства, признаки самоуправляемости и информационной направленности»
По мнению А. X. Саидова, для характеристики правовой системы ключевыми являются категории« правопонимания», «правотворчество», «правоприменение». Поэтому исследование правовой системы должно прежде всего охватывать систему взглядов, идей, представлений, теорий, то есть «правопонимание», в данный исторический период; анализ нормативной основы, ее структуры; систему осуществления права.
Подводя итог, следует дать более обобщенное и сдержанное определение понятия правовая система - правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.
При формировании такой правовой категории как «система права» следует уделить большее внимание на элементном составе( компонентах) этого явления, относительно которого нет единого мнения.
Структура правовой системы – это стойкое единство и связь между элементами, которые проявляются через определенное взаимодействие.
Элементами правовой системы является все то, что необходимо для правового регулирования.
По мнению Ю.А. Тихомирова, в структуру правовой системы входят четыре группы элементов:
а) правопонимание, правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции, правовой нигилизм;
б) правотворчество как определяющий и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и других правовых актов;
в) правовой массив – включает в себя структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных актов;
г) правоприменение, представляющее собой способы реализации правовых актов и обеспечение законности.
М. ванн де Каршов и Ф. Ост выделяют следующие элементы структуры правовой системы:
1) правовые нормы (актуальная, коммуникативная норма права как реальное поведение субъектов);
2) институты;
3) отрасли права (их связи, иерархия, функции);
4) основополагающие принципы;
5) идеи;
6) правовые ценности (ментальные проявления, определяющие содержание и характеристику правовой системы)
?
Понятие функций и функции правовой системы
Как считает З.К. Аюпова, функции правовой системы - это основные направления ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом. При этом разделение функций правовой системы здесь связано с целой совокупностью обстоятельств, среди которых: функции правовой системы определяются ролью и целями правовой системы в обществе; каждая функция имеет собственный аспект воздействия; исполнение функций определяется наличием соответствующих механизмов; каждая функция имеет свое содержание.
Более полное представление о функциях правовой системы дано О.Ф. Скакун. Она определяет функции правовой системы как главные направления, тенденции развития правовой системы, взаимодействие элементов в системе, способы их связи в условиях воздействия на ее структуру внешних и внутренних факторов.
При таком подходе функциональная характеристика правовой системы рассматривается как применительно к окружающим правовую систему социальным реалиям, так и в отношении самой правовой реальности.
В.С. Нерсесянц рассматривает функции правовой системы применительно к их взаимодействию с внешней средой по двум направлениям:
1. первое включает правотворчество, применение права, правоотношения и т.д., что соответствует динамической функции;
2. второе связано с доктриной, институтами и нормами права, структурированными по горизонтали( система права) и по вертикали( система источников права), что соответствует статической функции.
В западной политологии общепризнанной является классификация функций политической системы Г. Алмонда и Д. Пауелла, которые классифицируют функции по двум направлениям: функции, обеспечивающие сохранение системы в целом; функции, обеспечивающие потребности самой политической организации.
Примечательно, что в таком же аспекте могут быть разделены функции правовой системы. Другими словами, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы).
Можно предполагать, что такой подход определяется также наличием внутренних и внешних связей правовой системы, что позволяет утверждать основательность разграничения этих двух видов функций:
1. внутренние функции - связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках правовой реальности, и внешние функции, которые связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках социальной системы и социальной реальности.
Среди внутренних функций правовой системы претендуют на обособление такие:
o Пространственная функция - определяющая пределы правового пространства, сферу механизма действия права;
o Субъектная функция - обозначающая состав, правовой статус, компетенцию и иные характеристики субъектов, действующих в правовой сфере;
o Функция моделирования - устанавливающая модели правового поведения, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, юридическую ответственность;
o Ценностно-ориентационная функция - обеспечивающая закрепление, иерархизацию, охрану, распределение ценностей права, информирование о них, а также создание системы правовых ценностей, характеризующих само право;
o Коммуникативная функция - выраженная в правовых отношениях, правовых связях и правовом общении.
2. Среди внешних функций правовой системы основными выступают:
o Функция достижения социальной целостности - состоящая в обеспечении правовой системой единения всей системы социального регулирования;
o Функция правовой политики - направленная на обеспечение функционирования политической системы, деятельности разнообразных политических институтов;
o Функция сохранения национального своеобразия - связанная с особенностями использования в социальной системе источников права, правовых институтов, правового менталитета, отношения к праву;
o Функция духовной идентификации - обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме.
Следует заметить то, что функциональная характеристика всей правовой системы в ее ключевых внутренних и внешних функциях получает свое выражение в правовой категории, как «действие права». Кроме того, проблематика функций правовой системы подталкивает на вопросы ее результативности в виде правопорядка и целостности социальной системы, что дает возможность определить эффективность и неэффективность правовой системы.