Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Природа и особенности социологического знания

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Объектом исследования данной курсовой работы является социологическое знание. Предмет курсовой работы – природа и особенности социологического знания. Цель исследования: перед научным знанием и исследователями встает необходимость в системном исследовании основных понятий и категорий социологии науки, составление актуального и уникального понятийного аппарата. Помимо этого, важно изучение принципов и методов выработки, накопления и дальнейшего использования знания, его теоретическая систематизация. Задачи исследования: 1.Изучить теоретико-методологические основы социологического знания. 2. Дать определение социологии как науки. 3. Выявить общее и особенное в социологическом знании. 4. Изучить характер социологического знания. 5. Определить уровни социологического знания. 6. Изучить социологию с точки зрения комплекса отраслевых социологических дисциплин.
Введение

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее важных и одновременно сложных методологических вопросов любой конкретной, отдельной науки является вопрос о природе ее знания (т.е. знания вырабатываемого и представляемого данной наукой). Это касается, прежде всего, наук социо-гуманитарного цикла; наук, связанных с изучением человека, а также общества как специфического способа его, человека, существования, жизнедеятельности. Особенное значение данный вопрос имеет применительно к социологии. Особенное потому, что социология занимает ведущее место в комплексе социо-гуманитарных наук - она является примасоциальной наукой, интегрирующей в единый комплекс все социальные (общественные) дисциплины, и выступающей одновременно методологической основой этих последних. Это, во-первых. Во-вторых, актуальность вопроса, о котором здесь идет речь по отношении к социологии, обусловлена тем, что социология - это наука об обществе как таковом, в силу чего она выступает как глубоко теоретическая и довольно абстрактная дисциплина (по крайней мере: в значительной своей части). Границы социологии предельно широки, они простираются от анализа столкновений между передвигающимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов. Эта особенность социологического знания дает ему возможность занять одно из ведущих мест среди многочисленных видов знания, в том числе и тех, что продуцируются социальными науками.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Социологические знания……………………………………………… 5 1.1 Теоретико-методологические основы социологического знания… 5 1.2 Социальная наука……………………………………………………. 7 Глава 2. Общее и особенное для социологического знания………………….. 10 2.1 Схожие черты социологического знания с другими видами знаний 10 2.2 Характер социологического знания…………………………………. 14 Глава 3. Структура социологического знания…………………………………. 16 3.1 Уровни социологического знания…………………………………… 16 3.2 Социология как комплекс отраслевых социологических дисциплин 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 28
Список литературы

1 Социологические знания / Справочник [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/ - (дата обращения: 30.04.2020) 2 Природа и характер социологического знания / Финансес.Сошил [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://finances.social/ - (дата обращения: 30.04.2020) 3 Леонова О. История классической социологии / О.В. Леонова, – А.: Наука, 2016. – 89с. 4 Касьянов В. Социология / В.В, Касьянов, - М.: Наука, 2019. – 197 с. 5 Куканов Е. Основы социологии и политологии / Е.Е. Куквнов – М.: Наука, 2019. – 248 с. 6 ГОСТ 19.404 - 79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. 1.1. Теоретико-методологические основы социологического знания. Метод (от греческого – путь исследования, познания, теория, учение) – Это способ или путь построения соответствующей той или иной науке теории. Применительно к социологии – социологической теории. «Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания». Но это – лишь одно значение метода по отношению к науке. Другое его значение сводится к тому, что метод представляет собой систему (разумеется, если речь идёт о развитой, сложившейся научной дисциплине) средств, способов, приёмов, правил и процедур получения, обработки и анализа, соответствующей информации об изучаемом наукой классе явлений, процессов и т.д., образующих в своей совокупности предметную область данной науки. От того, насколько будут качественными. Отработанными, проверенными исследовательской практикой эти средства и приёмы, насколько мы будем умело, квалифицированно ими владеть. Пользоваться, во многом будет зависеть и успех, продуктивность науки, её эффективность и социально-практическая значимость. Верно замечено одним из мыслителей прошлого: не только результат научного исследования должен быть истинным, но и путь к нему. Научный метод нередко сравнивают с фонарём, который освещает путнику-учёному дорогу к научной истине, а путь этот, как известно, тернист и нелёгок. В рамках каждой ставшей науки существует даже такая отрасль знания – это знание обслуживает данную науку – как методология, то есть учение о методах (средствах, путях и приёмах) исследования, соответствующей предметной области и построения теории о ней. Методологию науки разрабатывают, как правило, лучшие учёные, наиболее опытные и талантливые из них. Овладеть же методологией той или иной науки, как уже было сказано, должен каждый учёный, считающий себя специалистом в её области. При организации и проведении тех или иных социологических исследований возникает такая важная проблема, как соотношение методологических функций общих, частных (или специальных), а также отраслевых социологических теории. Системное видение объекта исследовaния неразрывно связано со структурными и функциональными подходами к его анализу. Анализ объекта, как структурно расчлененной целостности, осуществляется, как правило, наряду с нахождением функций, выполняемых его отдельными элементами. В социологическом исследовании принцип системности и принцип развития диалектически взаимосвязаны. Методология представляет собой не только совокупность принципов организации и осуществления социологического исследования, но и совокупность способов построения и обоснования социологического знания. Последние принято называть социологическими методами. Одним из первых, социологических методов был сравнительно - исторический. Он позволяет, в частности в области социологии права, выявлять и сопоставлять различные уровни эволюции изучаемого социологического объекта, а также в определенной степени вскрыть основные тенденции его развития. Важным методом построения и обоснования социологического, знания любого-уровня является функциональный. Он ориентирует исследователя не на созерцание и рассмотрение внутреннего содержания социологических факторов, а на вскрытие реальных и доступных для изучения и обобщения последствий их проявления. В настоящее время в социологических исследованиях наблюдается тенденция сочетания в них функционального подхода с герменевтическим. Он разрабатывался раньше, прежде всего, как метод исторической интерпретации того или иного текста (герменевтика - искусство и теория исследования текстов). Необходимо подчеркнуть его актуальность применительно к толкованию и пониманию, например, соответствующих статей и положений конституционных норм и требований, принимаемых государством законов. Результатом усилий в области осмысления положений методологии социологии выступает формирование соответствующей ей совокупности приемов, процедур и операций теоретического и эмпирического познания объективности общественной реальности. Такая совокупность накрывается методикой. Необходимо отметить, что нередко называемая как метод социологическою исследования, данная совокупность рассматривается преимущественно в качестве метода эмпирического исследования. Вот почему методика социологических исследований зачастую понимается как система приемов, процедур и операций по установлению социальных (в том числе и правовых) фактов и их систематизация. К этой системе относятся и средства анализа социальных фактов. С изменением методики эволюционирует и техника социологических исследований, в которой методика находит свое специфическое выражение. В целом, с постижением исследователями целостности взаимосвязи личности и общества, более решительным определением предметного содержания социологического поиска значительнее плодотворнее становится единство методологии, методики и техники социологического исследования. Данное положение полностью относится к области права. 1.2. Социология как наука. Социология — одна из важных, фундаментальных наук об обществе и человеке, выполняющая в XXI веке, как и прежде, миссию рационального и объективного познания мира, в котором живут люди. Начиная изучение социологии, прежде всего нужно ответить на вопрос о том, что она собой представляет. Один из столпов мировой социологической науки Роберт Кинг Мертон заметил, что социология — это новая наука на очень старую тему. Социология — относительно молода. Как самостоятельная область научного знания она сформировалась во второй трети XIX века. В научный оборот термин «социология» ввел французский мыслитель и основоположник социологической науки Огюст Конт. Отказавшись именовать открытую им новую науку социальной физикой, он создал термин «социология» (от лат. socius — общество и трем, logos — знание, учение), буквально означающий «наука об обществе». Впервые этот термин был использован Контом в четвертом томе его работы «Курс позитивной философии» в 1838 г. Возникнув в Западной Европе, социология сначала получила формально-институциональное признание в Америке. В США уже в 1892 г. был создан первый социологический факультет в Чикагском университете; им руководил Албион Вудбери Смолл (1854—1926), также организовавший издание «Американского социологического журнала» (American Journal of Sociology). В 1909 г. была основана Американская социологическая ассоциация (American Sociological Association — ASA). В Европе первая кафедра социологии была создана во Франции в 1895 г. в Университете Бордо под руководством Эмиля Дюркгейма, начавшего в 1898 г. издание знаменитого «Социологического ежегодника» (L’Annee Sociologique). В Германии в 1919 г. первую кафедру социологии возглавил Макс Вебер, который в 1909 г. вместе с Фердинандом Тён- нисом и Георгом Зиммелем основал «Немецкое социологическое общество» (Deutsche soziologischaft Gemeinschaft). В Великобритании социология получает признание в Оксфордском и Кембриджском университетах только после Второй мировой войны. Рождение социологии в нашей стране связывают с публикацией в 1869 г. научного труда В. В. Берви- Флеровского (1829—1918) «Положение рабочего класса в России». Первый российский социологический образовательный центр был организован в Высшей школе общественных наук в Париже (1901 — 1906) М. М. Ковалевским и Е. В. Де Роберти. Первая кафедра социологии была образована в 1908 г. в частном Психоневрологическом институте в Петрограде, ее возглавляли М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. В 1916 г. было создано Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского. Среди его инициаторов были П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, Н. И. Кареев, Н. Д. Кондратьев. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. В 1958 г. создана Советская социологическая ассоциация (ССА). В 1989 г. образовано Российское общество социологов (РОС), а в 2003 г. учреждена Российская социологическая ассоциация (РоСА). С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования». В международном масштабе объединение и сотрудничество социологов началось в 1893 г., когда французский ученый Рене Вормс (1869—1926) основал небольшой по численности Международный социологический институт (Institut International Sociologie — IIS). Организация социологов всемирного масштаба — Международная социологическая ассоциация (International Sociological Association) возникла в 1949 г. Таким образом, социология имеет сравнительно непродолжительную историю, что совершенно не отменяет многовековой опыт и результаты раздумий людей об общественной жизни. Человечество всегда так или иначе размышляло на социологические темы. Каждый индивид как член сообщества в какой-то мере социолог, и в этом смысле социология имеет длительное прошлое ? ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. 2.1. Схожие черты социологического знания с другими видами знаний. Социологическое знание выступает в разных ипостасях. Первая и главная среди них - принадлежность его к научному. Значительная часть литературы, посвященной его сущности, содержанию, структуре и специфике, касается исследования его как разновидности научного знания. Даже в работах, которые выполнены в рамках феноменологической социологии и связаны с обыденным, повседневным знанием, последнее становится полем анализа в качестве начального этапа изучения научного знания. С развитием социологии стало возможным выявление принципиальных особенностей социологического знания, его отличий от знания социального, философского, экономического и др. Был проявлен значительный интерес к выделению и анализу типов и видов знания. Одним из таковых, по нашему мнению, является образовательное знание. У М. Шелера есть "намек" на возможность выделения такого вида знания, когда в качестве одной из трех его основных форм выступает образовательное знание философии - наряду с позитивным и религиозным знанием. Однако содержательно эти два вида знания (в шелеровской и современной трактовке) существенно различаются [см. подробнее: Зборовский, 2012]. Говоря о социологии знания, следует сказать, что период ее самодостаточного, относительно автономного развития, заканчивается, а может быть, уже закончился. Мы подошли к ситуации, в принципе характерной практически для всех отраслей социологии. Их дальнейшее развитие может быть по-настоящему эффективным только на стыке исследований данной отрасли с другими областями социологической (и не только) науки. Относительно социологии знания это означает признание необходимости ее тесного взаимодействия с социологиями образования, культуры, науки, религии, а также с философией, социоэпистемологией, психологией и др. Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы". Изучаемая личность для социолога - это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе. У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции. Особо следует отметить наличие связи социологического знания с естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия его с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg