Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Бюджетный дефицит, как причина возникновения государственного долга

cool_lady 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально - экономическая задача. Попробуем разобраться, кто же сегодня должен, кому и какова перспектива возврата этих долгов. Предмет работы – государственный долг. Объект работы – государственный долг в современных реалиях. Цель работы – анализ управления государственным долгом.
Введение

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние пару лет заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Сегодня используя левередж (заемные средства), свои проблемы решают и бизнес, и домохозяйства, и казначейства государств. Если имеющихся у субъекта в наличии финансовых средств недостаточно, их ему любезно предоставит в долг финансовый рынок. Их можно занять в виде кредитов у банков или получить, разместив облигации на мировом долговом рынке. Именно резкий рост мирового богатства, в том числе и свободных финансовых средств, привел к резкому росту долгов. Спрос на деньги в долг всегда был высок, но ранее этот рынок не имел такого предложения. Проблема государственного долга затрагивает интересы каждого гражданина страны, так как погашение долга и наросших по нему процентов будет осуществляться за счет взимания налогов с жителей этой страны. Актуальна эта проблема и для мирового сообщества, так как при высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Бюджетный дефицит, как причина возникновения государственного долга 5 1.1. Бюджетный дефицит. 5 1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. 9 1.3. Способы финансирования бюджетного дефицита. 12 Глава 2. Сущность государственного долга 16 2.1. Виды государственного долга, причины его возникновения. 16 2.2. Экономические последствия большого государственного долга. 24 2.3. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. Государственный долг и дефицит платежного баланса. 30 Глава 3. Роль государственного долга в функционировании рыночной экономики 33 3.1. Классический подход. 33 3.2. Альтернативный подход к определению роли госдолга. 36 Заключение 38
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Бюджетный дефицит, как причина возникновения государственного долга 1.1. Бюджетный дефицит. Доходы государственного бюджета и его расходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. На протяжении почти всех лет после Второй мировой войны в развитых странах вследствие высоких государственных расходов государственные бюджеты характеризовались хроническими бюджетными дефицитами. Природа дефицита госбюджета различна: • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития; • дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.); • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Источники покрытия бюджетного дефицита- государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды. В современных условиях от 10 до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются путем выпуска государственных займов, которые влекут за собой рост государственного долга. Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой огромный рост государственного долга. Государственная задолженность в США превысила 5,5 трлн дол. в 2001 г. и по оценке к 2005 г. достигнет 6.2 трлн дол., что составит 50,6% ВВП. Государственный долг Великобритании в начале 21 века составлял более 300млрд фунтов стерлингов, Германии- около 800млрд марок, Франция- около 4 трлн франков. В связи с огромными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что приводит к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов и удорожанию кредита. Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами: 1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга. 2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной сумы долга (амортизация долга). 3) При оценке дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение. 4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков. К числу квазифискальных операций относятся: 1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; 2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели “плохих долгов” в переходных экономиках весьма значительны; 3. финансирование ЦБ ( в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству ( на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банком на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д. Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках “жесткого” курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет. Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит- это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Первичный профицит определяется как общий профицит государственного бюджета, увеличенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. ? 1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются: a. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения; b. циклические спады и “встроенные стабилизаторы” экономически; c. сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов). Налоговые поступления в государственный бюджет T и показатель налогового бремени в экономике T/Y (где Y- совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию снижению, так как: 1. в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается “налоговый клин”; 2. все системы налогообложения включают значительное количество льгот; 3. нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской; 4. в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства; d. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением “популярной” макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами; e. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: • увеличения государственных расходов на социальные обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); • увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения). Одним из факторов экономического роста является соотношение долг/ВВП. Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов: 1) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; 2) темпов роста реального ВВП; 3) величины первичного дефицита госбюджета. Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает “бремя долга” в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга. BD общий (G+N+F)-T, где G – государственные закупки. N – выплаты по обслуживанию долга. F – трансферты. Т – налоговые поступления в бюджет. BD=первичный(G+F)-T BD=D*Rr, где N- выплаты по обслуживанию долга; D – величина долга; Rr – реальная ставка процента. Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга. ? 1.3. Способы финансирования бюджетного дефицита. В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита: 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее); 3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества. В рамках темы данной работы, нам, в большей степени, интересен второй способ – долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства. В таблице представлены достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли. Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг). Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга: Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга Достоинства Недостатки Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования. Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можнообеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент). По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. «Эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию. ? Глава 2. Сущность государственного долга Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов. 2.1. Виды государственного долга, причины его возникновения. Различают внутренний и внешний долг государства. Внутренний долг - это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства- это долг перед резидентами. Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг- это перед нерезидентами. Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных бумаг. Непосредственной причиной возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета. Если расходы государственного бюджета превосходят его доходы, то образуется бюджетный дефицит, т.е. нехватка денежных средств на оплату закупаемых государством товаров и услуг и для выплаты предусмотренных в бюджете трансфертных платежей. Каким образом государство может получить деньги, необходимые для покрытия бюджетного дефицита? Существует два способа решения этой проблемы. Первый способ сводится к печатанию бумажных денег, которые используются для оплаты, например, поставляемых военному ведомству вооружений и боеприпасов или для выплаты заработной платы и жалованья чиновникам, военнослужащим и другим лицам, состоящим на государственной службе. Этот способ предполагает, что в экономику накачивается дополнительная денежная масса. Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денег позволяет правительству избежать роста государственного долга, что выглядит весьма привлекательным способом получения недостающих денег. Однако этот прием противоречит законам рыночной системы, и в первую очередь — законам денежного обращения. Избыточная денежная эмиссия становится причиной инфляции, в том числе таких ее острых форм, как галопирующая и гиперинфляция. Поэтому правительство той или иной страны прибегало к использованию печатного станка, как правило, в случае чрезвычайных ситуаций, например войны. В условиях, когда рыночная система приобрела развитые формы и положение в экономике более или менее стабильно, денежная эмиссия как средство покрытия дефицита государственного бюджета не применяется. В настоящее время бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии государственных облигаций, государственных краткосрочных долговых обязательств и других государственных ценных бумаг. В этом случае население часть своих сбережений инвестирует не в акции и облигации частных фирм, не в сберегательные вклады в коммерческих банках, а в государственные бумаги. Такого рода инвестирование сбережений не образует избыточного спроса и не порождает инфляцию. Зато оно приводит к тому, что у населения накапливаются государственные долговые обязательства. Общая сумма имеющихся у домашних хозяйств, банков и частных фирм государственных ценных бумаг составляет государственный долг. Так как в течение многих лет правительствам всех стран приходилось, как правило, прибегать к продажам своих долговых обязательств, чтобы покрыть бюджетный дефицит, то происходило и происходит увеличение государственного долга. Диаграмма, представленная ниже, показывает, что в США за период с 1929 по 1997 г. он вырос с 16,9 млрд долл. до 4515,3 млрд долл., т. е. в 237 раз. Причины роста государственного долга Почему растет государственный долг? Поскольку он равен сумме бюджетных дефицитов за вычетом положительных сальдо государственных бюджетов, то главные причины его образования и роста те же, что и причины бюджетного дефицита: 1. Военные расходы. Ведение войны требует от государства громадных затрат, которые финансируются за счет государственного бюджета. Военные расходы могут расти и в условиях обострения международной обстановки и «холодной войны», которая порождает гонку вооружений. 2. Циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП во время циклического подъема. Чтобы преодолеть циклический спад и стимулировать повышение темпов экономического роста, правительство через посредство Центрального банка увеличивает продажи государственных ценных бумаг, которые накапливаются в руках частных владельцев и фирм. 3. Популизм. Нередко при решении тех или иных сложных экономических проблем глава государства, правительство и представительные органы избегают непопулярных мер, направленных на сбалансирование бюджета: повышение налогов с населения, сокращение расходов на социальные цели и т. д. В то же время, опасаясь чрезмерного роста бюджетного дефицита, чреватого обострением инфляции и, следовательно, общим недовольством, вызванным новым увеличением дороговизны, правительство принимает решение об эмиссии дополнительных облигаций и других долговых обязательств. Опасен ли рост государственного долга? В конце 1997 г. государственный долг США превысил 4,5 трлн долл. Это колоссальная цифра. Если сложить купюры достоинством в 100 долл., то высота полученного столба оказалась бы выше тысячи километров. Можно ли считать, что государственный долг такого масштаба — непосильная ноша для экономики США? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сопоставить долг с создаваемым в стране ВВП. Логика здесь та же самая, что и при сопоставлении долга какой-нибудь семьи с ее доходом. Если рабочий, зарабатывающий в месяц 1 тыс. р., взял в долг 50 тыс. долл., чтобы купить квартиру, и обязан выплачивать ежегодно 5 тыс. долл. процента, то его заработка не хватит, чтобы оплачивать проценты по долгу. Такой долг для рабочего непосилен. Если же 50 тыс. долл. взял в долг «новый русский», имеющий годовой доход 1 млн долл., то сумма 50 тыс. долл. может быть им погашена без напряжения в течение одного месяца. Поэтому чем больший ВВП производится в экономике, чем богаче нация данной страны, тем больший размер государственного долга может она себе позволить. На диаграмме представлены данные роста внутреннего государственного долга в США (в млрд долл.). Долг рос весьма быстро. В 1997 г. он превосходил уровень 1929 г. в 267 раз. Но тяжесть государственного долга нельзя измерять только при помощи абсолютных его размеров. Важно принять во внимание, в каком соотношении долг находится с ВНП и какова доля процентов, выплачиваемых владельцам государственных ценных бумаг, в ВНП страны. Следующие две диаграммы показывают, что рост государственного долга не является катастрофическим. Другим очень важным критерием тяжести долга служит размер процентов, которые приходится выплачивать для его «обслуживания». В 1997 г. сумма процентов составила 257,4 млрд долл. Много это или мало? Для России такая сумма была бы разорительна, а ее правительство оказалось бы банкротом. В США доля процентов по государственному долгу составила лишь 1,9% от ВВП. Это немало, но говорить о государственном банкротстве не приходится. Рост государственного долга США Должно ли государство погашать свой долг? Ответ на этот вопрос должен быть только положительным. Но, погашая долг, выкупая свои долговые обязательства, государство тут же продает новые облигации, т. е. производит рефинансирование своего долга. Своевременное и безусловное погашение долговых обязательств является важнейшим условием доверия населения к государственным ценным бумагам. Если глава государства, премьер-министр и министр финансов будут под какими-либо предлогами уклоняться от погашения долговых обязательств, то государственные ценные бумаги потеряют в глазах населения свою привлекательность как самая надежная форма помещения своих сбережений. Даже ссылки на то, что долги были сделаны предыдущими руководителями государства, для большинства людей не имеют никакого значения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 15 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Финансы, 38 страниц
650 руб.
Курсовая работа, Финансы, 32 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Финансы, 52 страницы
520 руб.
Курсовая работа, Финансы, 33 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Финансы, 30 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg