Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Современные методы принятия управленческих решений»

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Объектом курсового исследования является процесс принятия управленческих решений для достижения более эффективного развития предприятия. Предметом исследования являются методы принятия решений в управлении. Целью данной работы является раскрытие сущности понятия управленческого решения, изучение и анализ методов принятия управленческих решений, а также усовершенствования процесса принятия решений, и понимание того что, эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать теоретические положения, определяющие сущность и содержание понятия «управленческое решение»; - рaскрыть процесс принятия управленческих решений; - изучить методы принятия управленческих решений; - рaссмотреть и выявить методы совершенствовaния процесса принятия управленческих решений;
Введение

Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариaнтов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желaемым состоянием организации. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает упрaвляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. В каждой организации осуществляется разработка упрaвленческих решений. И в каждой организaции практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникaций, внутренней культурой. Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно выбранного метода или группы методов принятия решений зависит успех деятельности и эффективность работы любого предприятия. Поэтому исследование теории принятия управленческих решений является чрезвычайно важным для каждого управленца.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3 Глава 1. Процесс выработки и принятия управленческого решения 1.1.Управленческое решение как продукт управленческой деятельности……....5 1.2.Характеристика и классификация управленческих решений……………......8 1.3.Методы и модели выработки и принятия управленческих решений……...14 Глава 2. Современные технологии принятия управленческого решения 2.1. Технологии коллективной выработки управленческого решения………...23 2.2. Рекомендации руководителю по реализации метода ……….…………..…29 Заключение ………………………………………………………………………...35 Список используемой литературы………………………………………………..36
Список литературы

1) Методы принятия управленческих решений: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика / Сост.: Д.А. Воробьеваа // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 70 с. 2) Государственное и муниципальное управление. Часть 1 / Сост.: А.М. Пищик // ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». – Дзержинск, 2018. – 196 с. 3) Прохоров Ю.К., Фролов В.В. Управленческие решения: Учебное пособие - Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2011. - 138 с. 4) Фахрутдинова А.З. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / А.З. Фахрутдинова, А.А. Кравец. —Новосибирск: Сибирский институт –филиал РАНХиГС -2012. – 216 с. 5) Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений [Текст] / Е.П. Голубков. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. – 544 с. 6) Лукичёва, Л.И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» [Текст] / Л.И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. 7) интернет ресурсы
Отрывок из работы

Глава 1. Процесс выработки и принятия управленческого решения 1.1. Управленческое решение как продукт управленческой деятельности Управленческая деятельность неразрывно связана с принятием решений. Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Управлять – значит принимать решения. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель, формулируя цели и добиваясь их достижения. Неудивительно поэтому, что процесс принятия решений занимает центральное место в теории управления. Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации. Альтернативы – варианты управленческого решения, сопоставляя которые делает свой выбор ЛПР. Управленческому решению свойственно то, что характерно всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления. Управленческое решение: формирует управляющее воздействие, связывая субъект и объект управления; становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта; определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам. Таким образом, управленческое решение — это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам. Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то обстоятельство, что выработка и принятие решения — это оригинальный процесс даже в случае использования для выработки формальных моделей, так как полученный с помощью модели вариант решения не окончателен. Перед утверждением полученного варианта и передачей на исполнение его обсуждают и анализируют с точки зрения факторов, не учтенных в формальном описании проблемы. В процессе выработки и реализации решения менеджер осознанно (творчески) применяет свои научные знания и опыт на практике, тем самым отмечается наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком. Присутствие субъективного в управленческом решении — не отрицательное явление при условии преобладания в нем объективного момента, о чем можно судить по тактическим результатам реализации решения. Поскольку только практикой человек доказывает правильность своих гипотез, справедливость понятий, точность знаний. Максимальная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством использования в ходе ее решения научных методов, поэтому в определении подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем. Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты: 1. экономический: эффективность использования всех видов ресурсов; материальная заинтересованность персонала; обоснованность управленческих решений; максимизация экономического эффекта; 2. социальный: неформальная структура рабочих групп; качество трудовой деятельности; развитие системы участия в управлении; внепроизводственная деятельность неформальных групп; 3. организационный: делегирование полномочий; локализация и устранение конфликтов; разделение труда; структуризация функций управления; 4. правовой: соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений; придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта; соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения; распределение ответственности за выполнение принятого решения; 5. психологический: учет инновационной готовности персонала; оценка социально-психологического климата; профессиональные качества руководителя; деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных; 6. педагогический: воспитательный характер управленческих решений; квалификационный рост персонала; формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры). Условия, при которых осуществляется принятие решения: наличие цели; наличие альтернативных вариантов достижения цели (решения принимаются в условиях более одного способа достижения цели, с различными альтернативами связаны различные затраты и различные вероятности достижения цели); наличие ограничивающих факторов, ограничивающих выбор, или ограничений. Ограничивающие факторы можно разбить на три группы: 1. экономические ресурсы — время, денежные средства, трудовые ресурсы, производственные возможности; 2. технические, связанные с инженерным анализом: габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и т.д.; 3. социальные, в том числе и нравственно-этические, которые выражают требования осуществления той или иной альтернативы, и высокой нравственности, этики, морали. Принятие решений - это функция руководителя любого уровня в процессе управления. Управления являются необходимым элементом общественного производства и социального развития общества. Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Это положение может служить почвой определения процесса управления. Процесс управления - это целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления. Процесс управления состоит из циклически повторяемой во времени последовательности задач - функций управления. Общеизвестно, что управление выполняет следующие функции: планирование; организация; мотивация; контроль. Осуществление функций управления нуждается в принятия решений, которое обеспечивает ответа на вопрос "Что делать?" и "Как делать?", которые возникают в процессе реализации всех функций управления. Таким образом, функция принятия решений выполняет в управлении особую роль, поскольку она является необходимым условием для осуществления всех других функций. 1.2 Характеристика и классификация управленческих решений Типология, т.е. классификация, управленческих решений необходима для четкого определения особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать. В процессе управления организациями принимается большое количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать Классификация управленческих решений: 1. По природе и специфике способов воздействия на объект управления можно выделить решения: - политические - экономические - технические. 2. По числу влияющих на решение субъектов (активных сторон) можно определить: - определяющие решения (один субъект); - конкурентные решения (два и более субъектов); - адаптирующие решения (один субъект решения и природа). 3. По признаку и характеру учета изменений условий реализации решений могут быть выделены: - гибкие решения, алгоритм реализации которых заранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий; - жесткие решения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов. 4. По широте охвата различают: - общие решения, касающиеся всех сотрудников; - узкоспециализированные решения. 5. По признаку состава и сложности реализации решений можно выделить следующие типы решений: - простые, реализуемые при выполнении одного действия; - процессные, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий; - алгоритмизированные, с четко определенной последовательностью, сроками выполнения действий; - размытые, плохо структурированные по действиям и срокам выполнения. 6. По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений можно выделить следующие типы: - решения в реальном масштабе времени: принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления (все решения по реально протекающим процессам); - решения, принимаемые в течение одного из этапов; - решения, не имеющие явных ограничений во времени. 7. В зависимости от продолжительности периода реализации выделяют: - долгосрочные решения имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего, исходящим из условий и потребностей настоящего; - среднесрочные решения отражаются уже в обязательных планах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия; - краткосрочные решения отражаются в устных или письменных приказах или распоряжениях, обычно принимаются без предварительной подготовки. 8. По степени обязательности исполнения решения подразделяются на: - директивные решения обычно разрабатываются высшими органами управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и предназначены для обязательного исполнения на низших уровнях; - рекомендательные решения готовятся совещательными органами, их исполнение желательно, но не обязательно; - ориентирующие решения являются прогнозными. 9. По функциональному назначению выделяют: - организационные (например, об учреждении акционерного общества, распределении служебных обязанностей); - координирующие, имеют в основном оперативный характер (например, распределение текущей работы среди исполнителей); - регулирующие, чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются в различного рода правилах, распорядках, графиках; - контролирующие, служат для оценки результата тех или иных действий подчиненных. 10. По частоте принятия решений: - разовые, - циклические, - постоянные (процессные). 11. По степени структурированности решений: - запрограммированные (типовые), - незапрограммированные (оригинальные). 12. По времени наступления последствий: - стратегические, - перспективные, - текущие, - оперативные; - решения являются прогнозными. - оперативные. 13. По эффективности решений: - неэффективные, - рациональные, - оптимальные; 14. По возможности реализации решений: -реализуемые, - нереализуемые (например, из-за отсутствия необходимых организации, мотивации и контроля). 15. По характеру принятия решений: - организационные (предписанные должностными инструкциями); - диспозиционные (порожденные сложившейся ситуацией). Для оценки управленческих решений необходимо знать полный набор характеристик, которые определяют требования к разработке решений. Наиболее важными из них являются следующие характеристики: 1. Целенаправленность решения, соответствие его цели. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления. Цель отвечает на вопрос: почему принимается решение, какое оно имеет значение в развитии организации, каким образом ведет к достижению цели? Цель, как уже указывалось ранее, систематизирует управленческие решения. 2. Адресность управленческого решения. Эта характеристика отвечает на вопрос: кому оно предназначено? Кто, какие звенья в системе управления являются объектом воздействия, кто реализует решения и отвечает за его реализацию? 3. Близкой к этой характеристике, но в чем-то все-таки отличной, является организационная четкость решения. Решение несет в себе определенный организационный потенциал, иногда оно изменяет организацию деятельности. При этом не должно быть элементов дезорганизации. 4. Конкретность решения. Расплывчатые, половинчатые решения, не отработанные по проблеме и ситуации, общие (усилить, умножить, обратить внимание и т.д.) решения не могут быть эффективными. 5. Своевременность управленческого решения. Как правило, решения принимаются тогда, когда становятся ясными ситуация и проблема. Но процессы, в которых наблюдаются эти проблемы, могут стать необратимыми, если вовремя не принять соответствующее решение. 6. Полномочность управленческого решения отражает восприятие его организацией (исполнителем, группой, социально-экономической системой и пр.) с позиций исполнительства, важности, ответственности. Ведь управленческое решение принимает не только менеджер, его принимает также и персонал. И здесь важно, какие полномочия стоят за управленческим решением, насколько "сильны" эти полномочия. 7. Исполнимость решения. Она означает наличие или предоставление необходимых ресурсов, учет ситуации или компетентных возможностей персонала. Практика показывает, что решения могут быть и неисполнимыми или могут реализоваться лишь частично. В решениях находит свое отражение возможное или только желательное. Часто решения могут скрывать тайные намерения менеджера. Например, можно дать исполнителю заведомо невыполнимое задание (решение), чтобы проверить его отношение к делу или заручиться дополнительным "аргументом" его некомпетентности. Такой прием иногда используется. 8. Контролируемость решения. В каждом из решений должна быть заложена возможность контроля его исполнения. Эта возможность зависит от других характеристик – конкретности, адресности и др. Но при этом она может быть отдельным предметом анализа и оценки. 9. Наличие ресурсов. Ничего нельзя сделать, не имея ничего. Но для различных решений необходимы различные ресурсы (временные, информационные, людские, экономические, технические и пр.) и в различном количестве и соотношении. Поэтому важность такой характеристики, как ресурсоемкость управленческого решения, трудно переоценить. 10. Любое решение реализуется в рамках определенных функций управления, поэтому можно назвать в качестве характеристики и функциональную определенность управленческого решения. Какие функции оно охватывает, как "ложится" на функциональную структуру системы управления, несет ли в себе определенность относительно ответов на эти вопросы? Ведь не исключена возможность, что для реализации решения нет в системе управления той или иной функции. Тогда возникают сложности методологического и организационного характера. 11. Срок действия управленческого решения. Управленческое решение, как уже говорилось выше, можно представить в виде импульса трудовой активности, импульса изменений. Но не всякое решение представляется мгновением воздействия. Многие решения "действуют" продолжительный срок. При разработке решения такой срок должен быть рассчитан. Его можно представить и в виде поэтапной реализации решения. И каждый этап предусматривает определенную продолжительность. 12. Система ответственности по управленческому решению. Существует постоянная система распределения ответственности. Управленческое решение может или вписываться в нее, или может потребовать некоторой ее корректировки или дополнения. Все зависит от типа решения, его важности, характера и содержания. Эта характеристика также даст возможность оценивать решение. 13. Технология разработки и практического осуществления управленческого решения. Это оценка того, как вписывается технологическая схема управленческого решения в общую технологию менеджмента и насколько она рациональна по критериям последовательности операций, экономии времени, использования методов и технических средств и т.д. 14. Аргументация управленческого решения. Она раскрывает необходимость, полезность решения, показывает его своевременность и особенность. Аргументация способствует лучшему восприятию и осознанию решения персоналом. Она несет заряд активности персонала. Решение исполнять легче, если понятно, почему оно разработано, если ясен его смысл и назначение. 15. Формулировка решения. На первый взгляд, эта характеристика кажется второстепенной и не очень важной, однако многое зависит от формулировки в исполнении решений. Формулировка решения отражает энергию деятельности, подход к проблеме, отношение к персоналу. Ведь решение – это, помимо всего прочего, и психологический акт. Об этом нельзя забывать. 1.3. Методы и модели выработки и принятия управленческих решений В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы, среди которых выделяют аналитические, статистические, математического программирования, эвристические, экспертные, ситуационные и ряд других. Каждый метод основан на использовании специально разработанных моделей. Так, например, аналитические методы основаны на моделях, представляющих требуемый набор аналитических зависимостей, топологические методы используют элементы теории графов - сетевую модель. 1) Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений. В деятельности организации имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер: - зависимость между спросом и предложением; - зависимость жизненного цикла продукции от времени; - зависимость производительности труда от квалификации персонала; - зависимость стиля управления от характера деятельности компании; - зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации. Хотя практически каждый руководитель имеет некоторый набор таких зависимостей (выработанных интуитивно или полученных в результате обучения), многие эффективные зависимости так и остаются неизвестными ряду руководителей. Большой набор эффективных зависимостей является ценным ресурсом и обычно объявляется конфиденциальной информацией конкретной организации. 2) Статистические методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации управленческих решений. Необходимые для статистических методов данные могут быть получены как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования (т.е. выработанных искусственно). 3) Математический метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. ЛПР вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению, и критерии. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений. Метод математического программирования хорошо работает при наличии четко сформулированной цели. 3) Эвристический метод решения состоит из трех основных частей: первая классифицирует тип проблемы, подлежащей решению, вторая разбивает большую проблему на меньшие проблемы, если большая или основная проблема не может быть решена, и третья направлена на применение соответствующей техники решения проблем. В классическом применении эвристических программ для решения проблем создается библиотека приемов для решения соответствующих классов проблем. В общих чертах эвристический метод характеризуется следующим: 1. Определяется главная проблема. 2. Определяется тип главной проблемы. 3. Применяется соответствующая техника решения проблем, которая может подойти для данного типа проблем. Если этого не происходит, то выделяются подпроблемы, которые классифицируются по типам и соответствующим методам решения, применяемым для каждого из этих типов. Если каждая из подпроблем может быть решена, то, следовательно, существует общее решение главной проблемы. Если каждая подпроблема не может быть решена, то те проблемы, которые не могут быть решены, в свою очередь делятся на подпроблемы низшего класса, которые снова разбиваются на типы в соответствии с существующей техникой решения. Проведенная выше процедура решения может продолжаться до тех пор, пока: решение проблем на всех уровнях не позволит получить решения главной проблемы; не устанавливается, что главная проблема или известная ее часть в принципе неразрешимы. 4) При разработке управленческих решений широкое использование находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений. Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны. Сценарии развития анализируемой ситуации, разрабатываемые специалистами, позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, определить картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация. С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно осознать опасности, которые могут быть следствием неудачных управленческих воздействий или неблагоприятного развития событий. 5) Активизирующие методы имеют несколько вариантов практического использования. К активизирующим методам относятся две группы методов: - методы психологической активизации; - методы подключения новых интеллектуальных источников. 6) К психологическим методам относятся: - конференции идей; - методы мозговой атаки; - методы вопросов и ответов. 7) Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: - теоретико-игровой метод; - метод наставничества; - работа с консультантами. Модели принятия решений Модели и моделирование играют ключевую роль в процессе принятия решений. Моделированием называется процесс разработки и применения некоторой модели. В связи с этим большое значение имеет определение самого понятия модели. Например, по Р. Шеннону: «Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». В современной литературе дано много подобных определений. Обобщая их, можно сказать, что модель — это некоторый образ или аналог реального объекта (процесса или явления). Поскольку форма модели менее сложна, а все лишние и несущественные данные, затрудняющие понимание реальности, отбрасываются, модели часто повышают способность людей к пониманию и разрешению возникающих перед ними проблем. Модели также помогают человеку выразить свои предпочтения и совместить их с опытом и суждениями экспертов в процессе принятия личных и деловых решений. Существуют три основные причины, объясняющие использование моделей вместо попыток «прямого взаимодействия с реальным миром». Первая причина — сложность реальных ситуаций. Многие ситуации и проблемы, возникающие в организациях, чрезвычайно сложны. Чтобы бороться с этими сложностями, на помощь человеку приходят модели. Вторая причина — необходимость проведения экспериментов. На практике встречается много ситуаций, в которых желательно «опробовать» и экспериментально проверить возможные пути решения проблемы. Часто в таких ситуациях требуется принять важное решение, но провести эксперимент в реальной жизни нельзя, поскольку он требует больших затрат ресурсов и, как правило, имеет необратимые последствия. И наконец, третья причина — необходимость прогнозирования. Важное достоинство моделей состоит в том, что они позволяют «заглянуть в будущее», дать прогноз развития ситуации и определить возможные последствия принимаемых решений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Теория управления, 50 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 24 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg