Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальное консультирование как одна из технологий социально-психологического сопровождения замещающих семей

gorshenina-92 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Противоречие исследования: между необходимостью социально-психологического сопровождения замещающих семей и недостаточным опытом профессиональной деятельности по данному направлению. Проблема исследования: какое содержание деятельности специалиста по социальной работе обеспечит социально-психологическое сопровождение замещающих семей в процессе социального консультирования. Объект исследования: процесс социально-психологическое сопровождение замещающих семей. Предмет исследования: содержание деятельности специалиста по социальной работе по социально-психологическому сопровождению замещающих семей в процессе социального консультирования. Цель исследования: спроектировать содержание деятельности специалиста по социальной работе по социально-психологическому сопровождению замещающих семей в процессе социального консультирования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - изучить нормативно-правовые основы деятельности специалиста по социальной работе в аспекте замещающих семей; - дать характеристику замещающим семьям; - выявить особенности социально-психологического сопровождения замещающих семей; - изучить технологии социально-психологического сопровождения замещающих семей; - подробно рассмотреть социальное консультирование, как одну из технологий социально-психологического сопровождения замещающих семей; - составить словарь основных понятий по данной теме; - составить проектное предложение по разработке цикла консультаций «Новый дом». Ирбитский гуманитарный колледж 2020 год оценка - 5
Введение

Актуальность проблемы обусловлена тем, что из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. В соответствии с требованиями норм международного права ребенка, который временно или постоянно лишился своего окружения или не может более оставаться в таком окружении имеет право на защиту и помощь, предоставляемые государством(1). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на отдельном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Проблема сиротства, и прежде всего, сиротства социального, за последние 15 лет приобрела в России масштабы национальной катастрофы, к таким выводам пришла И.И. Осипова в научной диссертации на тему « Система предотвращения социального сиротства». Во всех отечественных исследованиях описывается особый тип личности, характерный для ребенка детского дома. А.Н. Прихожан указывает на недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения детей из сиротских учреждений (14,с. 56). Этими детьми общество воспринимается как отвергающая среда. Очень низкая самооценка, характерна для воспитанников детских домов, основа личностных отклонений и невротических расстройств. Государственные детские учреждения не предоставляют детям необходимых условий для полноценного развития и адаптации в обществе (14) . Согласно ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в др. случаях утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (3). Исходя из этого, одним из возможных вариантов решения проблемы может стать использование института замещающих семей. Однако, приемные родители, столкнувшись с трудностями, пытаются решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, т.к., к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляют времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит к повторному отказу от приемного ребенка и возврату его к прежнему образу жизни. Во избежание этого необходима система поддержки замещающих семей, осуществляемая на основе оказания семье комплекса социальных услуг с целью сохранения и укрепления социального, психологического и физического здоровья членов приемной семьи и профилактики вторичных отказов от ребенка. Профессиональное консультирование замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов с членами данной семьи. Эффективность данной технологии заключается в том, что консультирование направлено на анализ проблемы клиента, что непосредственно связано с чувствами, мыслями и действиями, способствующими изменению ситуации. Противоречие исследования: между необходимостью социально-психологического сопровождения замещающих семей и недостаточным опытом профессиональной деятельности по данному направлению. Проблема исследования: какое содержание деятельности специалиста по социальной работе обеспечит социально-психологическое сопровождение замещающих семей в процессе социального консультирования. Объект исследования: процесс социально-психологическое сопровождение замещающих семей. Предмет исследования: содержание деятельности специалиста по социальной работе по социально-психологическому сопровождению замещающих семей в процессе социального консультирования. Цель исследования: спроектировать содержание деятельности специалиста по социальной работе по социально-психологическому сопровождению замещающих семей в процессе социального консультирования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - изучить нормативно-правовые основы деятельности специалиста по социальной работе в аспекте замещающих семей; - дать характеристику замещающим семьям; - выявить особенности социально-психологического сопровождения замещающих семей; - изучить технологии социально-психологического сопровождения замещающих семей; - подробно рассмотреть социальное консультирование, как одну из технологий социально-психологического сопровождения замещающих семей; - составить словарь основных понятий по данной теме; - составить проектное предложение по разработке цикла консультаций «Новый дом». Теоретическая значимость исследования: рассмотрены технологии и особенности социально психологического сопровождения замещающих семей. Практическая значимость исследования состоит в том, что составлено проектное предложение по разработке цикла консультаций для замещающих семей. Методологические основы исследования: Прихожан А.М, Толстых Н.Н., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б, которые рассматривали данную проблему в аспекте психологии, а так же Осипова И.И. которая рассматривает проблему социального сиротства на протяжении многих лет. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Содержание

Оглавление Введение...………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы социально-психологического сопровождения замещающих семей в процессе социального консультирования...…………...7 1.1. Нормативно-правовые основы деятельности специалиста по социальной работе в аспекте социально-психологического сопровождения замещающих семе..……………………………………………………………………………...7 1.2. Характеристика замещающих семей: понятие, виды…………………….8 1.3. Особенности социально-психологического сопровождения замещающих семей…………………………………………………………….12 1.4. Технологии социально-психологического сопровождения замещающих семей…………………………………………………………………………….16 1.5. Социальное консультирование как одна из технологий социально-психологического сопровождения замещающих семей……………………..20 1.6. Словарь основных понятий……………………………………………….23 Выводы по главе 1……………………………………………………………...29 Глава2. Содержание деятельности специалиста по социальной работе по социально-психологическому сопровождению замещающих семей в процессе социального консультирования………………………………….....31 2.1. Проектное предложение по разработке цикл консультаций «Новый дом», направленный на организации социально-психологического сопровождения замещающих семей……………………………………………………...……...31 Выводы по главе 2………………………………………………………………42 Заключение………………………………………………………………………43 Список литературы……………………………………………………………...48 Приложение 1. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих работу с замещающими семьями………………………..49 Приложение 2. Сравнительный анализ форм семейного устройства………..54
Список литературы

Список литературы Нормативно-правовые документы 1. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) 2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 3. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) Принят Государственной Думой8 декабря 1995 года 4. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 15.11.2019) Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 5. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства Постановление Правительства Российской Федерации Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275. Основная литература 6. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приёмными семьями. - Самара,2014. 7. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М., 2015. 8. Байер Е.А. Приёмная семья для детей-сирот // Социальная педагогика. - 2016. - № 1. 9. Быков А.В., Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. - М., 2014. 10. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: Владос, 2013. 11. Жаров А.А. Устройство детей: Учебное пособие для специалистов. - М., 2015. 12. Зубкова Т.С, Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / 2-е издание - М.: "Академия", 2014 13. Клемантович И.П. Социализация подрастающего поколения: история, теория и практика // Воспитание школьников, 2014. - №4. 14. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование. - М., 2014. 15. Морозова Е.Н. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. - М., 2017. 16. Ноздрев, А.Н. Девиантное поведение детей и подростков и пути их решения. - СПб.: Речь, 2016. 17. Олифриенко Л.А., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. - М.: Полиграф сервис, 2013. 18. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М., 2016. 19. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. 20. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб., 2013. 21. Руденкова Г.И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей. - Минск: Дизапресс, 2015. Дополнительная литература 22. Дементьева И. Ф. Приемная семья-институт защиты детства : метод. рек. / И. Ф. Дементьева. - М. : Гос. НИИ семьи и воспитания , 2000 23. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 2006. 24. Ежов Ю.А. Семейное право России: учебное пособие. – М.: Изд. Дом «Данилов и К», 2000. 25. Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослон, А.Б.Холмогорова. – М.: ООО "Вопросы психологии". 26. Иванова Н.П., Бобылёва И. А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. – М.: БФРГТЗ «Слово», 2002. 27. Опека и попечительство: теория и практика / Михеева Л.Ю.; Под ред.: Мананкова Р.П. - М.: Волтерс Клувер, 2004. 28. Приемная семья : психологическое сопровождение и тренинги / Гринберг, Светлана Николаевна [и др.] ; С. Н. Гринберг и др. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. 29. Столин В.В. "...Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А. А. Бодалева, В. М.: Педагогика, 2000. Интернет-ресурсы 30.http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2020) 31.https://www.garant.ru/ (дата обращения: 28.10. 2020)
Отрывок из работы

1.2. Характеристика замещающих семей: понятие, виды Анализ зарубежного и отечественного опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка. Замещающая семья – такая форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, которая приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации (Михеева Л.Ю.). Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по др. причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей (13, с.103). Следовательно, замещающая семья призвана решать целый комплекс задач: 1. Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы. 2. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности. 3. Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы. Замещающая семья в отношении приемного ребенка выполняет многообразие функций: воспитывающую, развивающую, социализирующую, реабилитирующую и призвана восполнить недостатки его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидировать его отставания, восстановить личностное благополучие. В схеме 1 представлены задачи, которые решает замещающая семья по отношению к ребенку. Схема 1. Задачи замещающей семьи(13) За последние десятилетия сложилось несколько разновидностей замещающих семей: усыновление, опека/попечительство, приемная и патронатная семья. В таблице 1 представлены виды замещающих семей и их краткая характеристика. Таблица 1. Виды замещающих семей((Ослон В.Н.) Название Краткая характеристика Классификация, виды Усыновление (удочерение) Ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителя в лице усыновителей и родную семью. Усыновление может быть оформлено на одного человека или на супругов. Государство не оказывает никакой помощи усыновителям, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка, если усыновили младенца Открытое, при котором родители не скрывают от ребенка и окружающих факта отсутствия кровного родства между ними. При закрытом -скрывают. Опека/ попечительство Предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и интересов. Опекуном может быть назначен только один человек. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. Классифицируются по субъекту, по численности субъектов, возмездная и безвозмездная, предварительная (по-другому временная). Приемная семья Предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд, засчитывается стаж. Ответственность за ребенка полностью несут приемные родители. Многодетная, семья с 1 или 2-мя детьми. Патронатная семья Предполагает устройство детей, нуждающихся в защите с установленным статусом и без него. Дети передаются в семью на основе договора не тот срок, который необходим ребенку для реабилитации или установления срока. Ответственность за ребенка разделяется между органами опеки и попечительства, патронатными родителями и учреждением. По сроку реабилитации: краткосрочно -на срок от 1 дня до 6 мес,: долгосрочно -от 6 мес. и более. Усыновление (удочерение) – наиболее предпочтительный вид замещающих семей, т.к. позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи; сохраняет все отношения и права наследования; есть возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место и дату рождения. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним и наделяются теми же правами. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства. Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются его опекуну (попечителю). Приемной семье органы опеки и попечительства обязаны оказывать необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитанию детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. В патронатную семью передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Главная цель – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Следовательно, каждый вид замещающей семьи имеет определенные функции и задачи, плюсы и минусы, сравнительный анализ по которым показан в Таблице (см.Приложение 2). Таким образом, наибольшую эффективность в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, даёт замещающая семья. Замещающие семьи можно поделить на 4 вида: усыновление (удочерение), опека/попечительство, приёмная семь и патронатная семья. Каждый из видов имеет свои особенности и преимущества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 57 страниц
850 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 24 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 31 страница
372 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg