Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Налоги: история, принципы и формы налогообложения

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Целью моей работы является раскрытие экономической природы налогов и сборов в целом, а также анализ налоговой системы России и других стран и влияние экономического кризиса на российскую налоговую политику. Эта проблема в настоящее время актуальна, потому что налогообложение является критической областью экономики. Задачи: во-первых, необходимо понимать сущность налога как важного экономического элемента, его роль для экономики страны; во-вторых, озна-комьтесь с видами налогов и кратко опишите их; в-третьих, следует рассмот-реть механизм налоговой системы, методы и принципы взимания налогов. Работа состоит из трех глав, каждая из которых содержит несколько разде-лов. В первой главе анализируется экономическая природа налогов, история и причины их возникновения, определяются основные функции налогов и пред-ставлена их классификация. Вторая глава посвящена налоговой системе: в ней рассматриваются их виды, механизм действия и характеристики налоговых си-стем России и других стран. В третьей главе оценивается влияние экономиче-ского кризиса на налогообложение в России.
Введение

Налоги были важным звеном в экономических отношениях в обществе с момента создания государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается трансформацией налоговой системы. В со-временном цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственных доходов. В дополнение к этой чисто финансовой функции налоговый механизм используется также для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что налоговый механизм обладает огромным потенциалом влиять на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, и его местоположение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником государственного бюджетирования, поскольку каждому государству необходимы средства для выполнения своих функций. Также очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает у своих «субъектов» в виде физических и юридических лиц. Государственные и социальные программы финансируются из этих фондов, а структуры поддерживаются для обеспечения существования и функционирования самого государства. Государство также может проводить экономическую политику с помощью налогов: протекционистских или, наоборот, ограничивающих реализацию ан-тиинфляционных мер в отношении отдельных отраслей и регионов, выступающих против доминирующего положения монополий на рынке и чрезмерной прибыли, получаемой в бюджете. результат монопольного роста цен. Налоговый механизм также выполняет функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов жителей страны.
Содержание

Введение……………………………………………………………….………… 3 Глава 1. Экономическая сущность налогов…..………………….….………5 1.1 История развития налогообложения……………………….…………..……5 1.2 Понятие и функции налогов……………………………….…………...…….7 1.3 Виды налогов…………………………………………………….……………9 Глава 2. Налоговые системы……………………………………………...……11 2.1 Сущность и виды налоговых систем…………………………….……….…..11 2.2 Способы взимания налогов и принципы налогообложения…………….…13 2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран………………… ……….....................................16 ГЛАВА 3. Налоговая система Российской Федерации……………...……….20 3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ……………………...…...20 3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ…………………..26 Заключение……………………………………………………………….….……29 Список литературы……………………………………………………….……...30
Список литературы

1. Балабин В.И. «Налоговое право: теория, практика споры», – Книжный мир, Москва 2015г. 2. Видяпин В. И., Журавлева Г.П. «Экономическая теория (политэкономия)», – Инфра-М, Москва 2016г. 3. Грязнова А. Г., Думная Н. Н «Макроэкономика. Теория и российская практика», – Кнорус, Москва 2017г. 4. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г., «Основы налогообложения и налогового законодательства», – Питер, Санкт-Петербург, 2015г. 5. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение», – Инфра-М, Москва 2017г. 6. Мысляева И. Н. «Государственные и муниципальные финансы», – Инфра-М, Москва 2018г. 7. Петров А. В., Толкушкин А. В. «Налоги и налогообложение», – Юрайт, Москва 2016г. 8. Пушкарева В. М. «История финансовой мысли и политики налогов», – Фи-нансы и статистика, Москва 2016г. 9. Райзберг Б. А, «Курс экономики», – Инфра-М, Москва 2016г. 10. Романовский М.В. «Налоги и налогообложение», Питер, Санкт-Петербург, 2016г. 11. Черник Д. Г. «Налоги в рыночной экономике», – ЮНИТИ, Москва 2018г. 12. Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение», – Инфра-М, Москва 2017г. 13. Бобоев М.Р. «Налоговая политика России на современном этапе» // Вопросы экономики.- 2016.- №7.-стр. 17. 14. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2016.
Отрывок из работы

Глава 1. Экономическая сущность налогов 1.1 История развития налогообложения Налоги были важным звеном в экономических отношениях в обществе с момента создания государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается трансформацией налоговой системы. В со-временном цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственных доходов. В дополнение к этой чисто финансовой функции налоговый механизм используется также для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса. [5, с. 42] Налоги были известны давно, на заре человеческой цивилизации. Госу-дарства всегда стремились быть в центре экономической активности, в то время как экономическая активность никогда не была стабильной, и ее центр принимал все новые и новые формы. Государство, которое устанавливало налог, было вопросом: что облагать налогом (налоговая база), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговый контроль) и как минимизировать негативное влияние налогов на экономическую деятельность (налоговая политика). Если бы в начале изучаемой истории основными экономическими ценностями были земля и рабочая сила для ее возделывания (или подоходный налог с населения, земельный налог, льготы, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило тип своих налогов. Чтобы понять логику развития налогов в истории налогов, можно выделить пять основных этапов. Первыми налогами были налоги на основные ценности: землю, скот, ра-бочих. Источником налоговых поступлений был также налог на побежденных. Все эти налоги были прямыми, то есть они собирались непосредственно с получателей дохода, операций и владельцев недвижимости. Светские и духовные власти собирали эти налоги самостоятельно. В Древнем Египте основным доходом была плата за пользование землей, принадлежащей главе государства. В древней Греции подоходный налог был основным, но жители городов его не платили. Вместо этого они сделали добровольные пожертвования. В древнем Риме налогов практически не было, потому что государственные расходы покрывались за счет аренды государственных земель, а сам государственный аппарат сохранялся. В Римской империи основным источником дохода был зе-мельный налог в размере 10% от местного дохода. Были использованы другие формы налогообложения земли, такие как налог на фруктовые деревья. Имущество и средства производства облагались налогом: недвижимость, предметы интерьера, ценности. На втором этапе налоги на продукцию или торговые налоги возникали из всех видов экономической деятельности, кроме сельскохозяйственной (взимался земельный налог). Производственный налог рассчитывался как право на его решение. В торговле увеличились таможенные пошлины и косвенные налоги - налоги с продажи определенных видов товаров. На третьем, переходном этапе приоритеты налоговой базы сместились с налогообложения многих статей на единые налоги на доходы физических лиц, единые косвенные налоги и налоги с продаж корпораций. Большинство налогов были обеспечены косвенными налогами - акцизами (вычетами на единицу товаров независимо от их цены), а также налогами на душу населения и подоходными налогами. Четвертый этап налогового развития произошел в 19 веке. Связанные с ростом производства и экономики связанные с концентрацией производства - консолидация экономических единиц и быстрый рост городов. Государство изменило налоговые приоритеты. Основным предметом налогообложения был оборот - передача ценностей от одного субъекта другому. Оборотные налоги были разработаны. Граждане ощутили ощутимый налог на наследство. Операционные налоги увеличились. Налоги на капитал также широко распределяются, главным образом из-за повышения процентных ставок по ценным бумагам или депозитам, дивидендов по акциям и роста стоимости активов. Пятый этап в развитии налогов был обусловлен преобладающим развитием финансового сектора, а также совершенствованием методов управления и финансового контроля. Наиболее распространенные налоги были на вновь созданную стоимость хозяйствующего субъекта, главным образом на налог на добавленную стоимость или комбинацию налога на прибыль и налога на прибыль. [8, с. 86] 1.2 Понятие и функции налогов Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представля-ют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. [7, c.24] Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функ-ции: 1. Фискальная функция. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госу-дарственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). 2. Регулирующая функция. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но государственный бюджет можно сформировать и без них. Поэтому в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись без регулирования налогов. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. 3. Социальная (перераспределительная) функция. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предприни-мателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. 4. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. 5. Контрольная функция. Благодаря контрольной функции оценивается эф-фективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движе-нием финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. [12, c.55] 1.3 Виды налогов Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды). [10, c.41] Глава 2. Налоговые системы 2.1 Сущность и виды налоговых систем Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики. Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д. Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ре-сурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодей-ствие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ. [11, c.52] Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщи-ком, делится на части — шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах. Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами: 1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом; 2. Минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. [11, c. 73] 2.2 Способы взимания налогов и принципы налогообложения Налоги могут взиматься следующими способами: 1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объ-ект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль. 3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. По-этому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или органи-зацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [9, c.64] Основные принципы налогообложения впервые были выведены Адамом Смитом. Благодаря их простоте и ясности, они стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возмож-ностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм). 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. 3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав-лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меня-ющимся общественно-политическим потребностям. 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создавае-мого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. [9, c. 96] 2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зару-бежных стран Многовековая практика построения налоговых систем в странах с разви-той рыночной экономикой выработала опре¬деленные показатели, за пределами которых невозможна эф¬фективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплатель¬щика до 30–40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым ин¬вестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымает¬ся более 40–50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30 % его дохо¬дов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного пра¬вила. Налоговая система отдельных стран, в частности Шве¬ции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государ-ственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. При этом необходимо также иметь в виду, что показа¬тель налогового изъятия, определяемый в целом по нало¬говой системе, страдает весьма серьезным недостатком, зак¬лючающемся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного нало¬гоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учи¬тывать этот средний показатель. Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику. [1, c. 58] В мировой налоговой практике в качестве показателя на¬логовой нагрузки на макроуровне служит отношение сум¬мы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в ка¬кой внебюджетный фонд они поступают, к объему полу-ченного валового внутреннего продукта (ВВП). Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в таблице (приложение А). Из этих данных можно сделать несколько важных выводов: Во–первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени прак-тически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую сис¬тему ВВП и национального дохода. Во–вторых, налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и по¬нятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рас¬сматриваться через призму чрезвычайных особенностей раз¬вития российской экономики на современном этапе. Анализ этого положения показывает, что приведенные данные нуж¬даются в серьезной корректировке. В соответствии с нашими представлениями исходным методологическим положением сравнительного анализа систем налогообложения является выделение наиболее существенных, качественно важных характеристик, которыми выступают функции налоговой системы. Наиболее распространенно объединение всего многообразия различных проявлений налоговой системе в две группы, которые выполняют две комплексные функции: фискальную и экономическую (регулирующую). Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и, опосредованно, на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать его количественные и качественные характеристики этих процессов. Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого, определенно, имеются. Главным источником государственных доходов в России в настоящий момент по-прежнему являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население. Общие результаты сравнительного анализа систем налогообложения различных государств сведены в таблицах (приложение Б). Степень реализации той или иной функции или ее отдельных составляю-щих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического разви-тия. Это означает, что «узким местом» налоговой системы может являться, например, ее высокий региональный потенциал, если поставлена цель совер-шенствования отраслевой структуры экономики в направлении создания высо-котехнологических производств. [13] Таким образом, очевидно, что у нашей страны имеются значительные резервы в повышении инвестиционного, отраслевого и конкурентного потенциала налоговой системы, а также повышения её фискальной функции в части доходов физических лиц и налогообложения собственности. Эти задачи, возможно, будут решаться в процессе дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы Российской Федерации. [3, c. 38]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg