Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Основные характеристики и классификация цивилизаций

cool_lady 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объёму прав и привилегий. Сформировались государства, была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству. Цель работы: рассмотреть культуру и цивилизацию, а так же различия между ними, рассмотреть классификацию цивилизации и её характеристику, а так же обсудить реформу Петра Великого в области культуры.
Введение

Цивилизация - это саморазвивающаяся, единая система со своими социальными, политическими, экономическими и духовными компонентами. Её определяют как сообщество людей, составляющих определённый культурно-исторический тип. Речь идёт об общности менталитета - системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп. Истоки первых цивилизаций уходят еще в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных в те времена ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.
Содержание

Введение ..................................................................................................................3 1. Сущность цивилизации и её взаимоотношения с культурой………………..4 2. Эпоха Возрождения в истории Европейской и мировой культуры…………7 3. Культурные преобразования Петра I Великого……………………………..15 Заключение ………………………………………………………………………22 Список литературы ………………………………………………………….......24
Список литературы

1. «Культурология», П.С. Гуревич, Москва, 1996 г. 2. Чернокозов А.И. История Мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 1997. 3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с. 4. Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. – Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с. 5. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с. 6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 400с.; карт. 7. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с. –(Культурология, XX век) 8. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984. 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – М., 1981 10. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. – М., 1994 11. «Закат Европы», Шпенглер О., Москва, 1993 г. с288-538 12. Ю.С. Рябцев учебное пособие “История русской культуры 18-19 веков” 13. В.И. Пилявский История Русской архитектуры. 14. А.Н. Сахаров учебник “История России с древнейших времен до конца 17 века” 15. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989
Отрывок из работы

1. Сущность цивилизации и её взаимоотношения с культурой Понятие «цивилизация» Впервые термин «цивилизация» был использован французским экономистом-физиократом В.-Р. Мирабо (1715—1789) в своем труде «Друг людей, или Трактат о народонаселении» (1756), противопоставив его слову «военный» и связав цивилизацию с мирным созидательным трудом на общее благо, с созданием второй, очеловеченной природы. В период европейского Просвещения сложилось устойчивое представление о цивилизованности — таком качестве отношений между людьми, которое зиждется на требованиях гуманизированной религии и морали, мягких нравах и справедливых законах. Считалось, что цивилизованные отношения в обществе регулируются вошедшими в привычку общечеловеческими нормами общежития, правилами приличия, вежливости, учтивости, утонченного обхождения. Польский ученый П. Копечны в работе «О множественности цивилизаций» под понятием «цивилизация» понимал как особую форму коллективности людей, специфический способ организации общественной жизни, при котором внешняя сторона характеризуется показателями здоровья и благоприобретения, а внутренняя сторона — укреплением опор общественной морали и социальной истины. Цивилизованное объединение, с его точки зрения, характеризуется также феноменом красоты. В указанной трактовке, по-видимому, проявилась имеющая историю довольно длительного времени интеллектуальная привычка взаимного сближения «репрезентативной культуры» («культурности») и «представительной цивилизации» («цивилизованности»), доходящего до их некорректного отождествления. Даная цепкая привычка имеет некоторые основания. Вплетенность требований культуры в проекты цивилизованной жизни наиболее отчётливо проступает в идеально-нормативной сфере общества, которая нередко гиперболизируется ригористически настроенными философами и выдаётся за некую желаемую «сверхреальность». Напротив же, различие, и можно сказать, даже противоречие — между культурой и цивилизацией рельефней вырисовывается в мире существующей действительности; хотя в оценках данного противоречия также наблюдаются известные перегибы, их примером может служить трактовка цивилизации как ступени «умирания культуры» О. Шпенглером в «Закате Европы». Параллельно взгляду О. Шпенглера на политизированность культуры и цивилизации мысль об их размежевании резко выразил Н. Бердяев: «Культура и цивилизация — не одно и то же... Культура благородного происхождения... В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения... Её происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа... Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся... Культура имеет душу. Цивилизация же имеет методы и орудия». Необходимо избегать как уравнивания, так и чрезмерного противопоставления культуры и цивилизации, рассматривая характер их взаимоотношений в определённой исторической обстановке и в конкретных условиях функционирования. Культура индивидуализирует, а цивилизация стандартизирует общественную и частную жизнь до определённой степени. В нашем современном времени достижение динамического равновесия между культурой и цивилизацией — уже не говоря об их гармонии — пока является весьма проблемным. Известно категоричное заключение А. Дж. Тойнби: «В мире нет общества, имеющего право утверждать, что оно прошло по пути цивилизации до конца и достигло своей цели». Данная цель, в нашем понимании, должна состоять в создании благоприятных условий для беспрепятственного соединения всех без исключения членов общества с духовным и материальным богатством, накапливаемым человечеством, а также в уравновешивании и во взаимном согласовании материальных и духовных сил на всех направлениях прогресса, росте социальной справедливости. Взаимоотношения культуры и цивилизации и их различия Культура и цивилизация вместе образуют бисистему. Цивилизация удовлетворяет первичные, непосредственно жизненные потребности. Цели культуры представляют: ускорение технико-технологической модернизации, быстрый рост производства, улучшение качества потребления, облегчение и продление жизни, создание комфортных условий, усовершенствование, демократизация экономических, государственно-правовых и других институтов, призванных обеспечивать безопасность и ролевую деятельность индивидов в обществе. Культура генерирует информацию в виде нового и усредненного знания, необходимую для развития и функционирования Цивилизации. Цели культуры представляют: развитие и реализация творческих способностей личности, расширение креативного партнерства, диапазона свободы индивидуальных и социальных субъектов, проектирование гармоничной картины мира, эстетическое преображение среды обитания человека. Культура создает, воспроизводит, сохраняет образцы, программы человеческой деятельности, социального поведения, вырабатывает изменяющуюся систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизация подвергает стереотипизации эти образцы, программы и воплощает их в более совершенные технологии, технические, организационно-экономические и политические системы, усложняющиеся коммуникации, в приспособленную к возросшим потребностям инфраструктуру жизнедеятельности, быта, в качественно улучшенные предметы массового потребления и т.п. Культура составляет информационную, знаково-символическую, духовную и ментальную основы цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технико-технологический базис, систему материального, институционального и жизненного обеспечения. 2. Эпоха Возрождения в истории Европейской и мировой культуры Роли эпохи Ренессанса в развитии культуры Европы Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры Возрождение представляется эпохой, которая отражает начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, а конкретно - в Италии, однако же аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране этот тип культуры имел свои особенности, связанные с её этническими характеристиками, специфическими традициями, а также влиянием других национальных культур. Возрождение тесно связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человечества и утверждения силы, красоты, разумности, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человечества, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а наоборот представлялось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В представленную эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождениявыражается в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре которого стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Этапы развития культуры эпохи Возрождения Эпоху Возрождения принято подразделять на 4 периода: 1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.) 2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.) 3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.) 4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.) Проторенессанс этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения. Термин «Проторенессанс» был впервые употреблён швейцарским историком Я. Бургардтом. Расцвет проторенессанса относится к ХIII — началу XIV вв.; его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было связано с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре XI—XIII вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др.); живописцы П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении времени Треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). Период Раннего Возрождения охватывает собой в Италии время с 1420 и имеет продолжение до 1500 года. В течение этих 80ти лет искусство ещё не в полной силе отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают заниматься подробным изучением строения человека. Появляется новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит совпадение с природой и чувство соразмерности. В искусстве отдельное внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. В XV веке итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая назрела в искусстве треченто. Развитие живописи Раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях Фра Филиппо Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых наилучшей картиной считают «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи смог передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе. В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом. Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые мастера. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Живописная манера художника отличалась чеканностью форм и рисунка, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей на мгновенье реальной сцены — настолько объемно и естественно выглядят его персонажи. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись. Высокое Возрождение несет за собой время самого пышного развития стиля «Ренессанс». Оно дает свое начало в Италии приблизительно с 1500 по 1580 годы. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, именно благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. Искусство данного времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей и явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Леонардо да Винчи (1452-1519) был первым художником, который наглядно воплотил это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение" уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят "Мадонну с цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса. Позднему Возрождение относят вторую - последнюю четверти XVI в., а некоторые исследователи – и первую четверть XVII в. При угасании Высокого Возрождения на первый план выдвигалась Реформация (вкупе с Контрреформацией), сосредоточенная на религиозных вопросах. Художественное творчество затмили ожесточенные идейно-политические и вооруженные столкновения между католиками и протестантами, а заодно между нациями, придерживавшимися разных вероисповеданий. Однако Возрождение мгновенно не кануло в Лету и еще сотню лет оставалось весьма влиятельным процессом «второго плана». Благородное стремление маленьких итальянских государств к независимости и суверенитету достойно всяческих похвал и искреннего уважения. Однако, сегодня трудно понять, почему гражданин Миланского герцогства считал чужеземцем гражданина Неаполитанского королевства, так как они говорили на одном языке и придерживались весьма схожих взглядов на жизнь. Тем не менее, история сыграла с итальянцами злую шутку. К концу XV в. Франция и Испания, закончив собственное объединение, набросились на богатые города и государства Италии. И те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494-1559) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого пламени превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения. Во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие мастера жили и работали в Италии. Но поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения итальянцев намного меньше, чем прежде. Зато очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и др. Расцветавшие абсолютные монархии и борющиеся между собой христианские конфессии понимали, какое большое значение имело искусство в глазах общества, поэтому старались использовать его в собственных интересах. Постановления Тридентского собора (1545-1563) прямо указывали на стремление католической церкви присвоить себе контроль над художественным творчеством. Поэтому особого внимания удостоились те деятели искусств, которые, как и во времена Проторенессанса, связывали свое творчество с обслуживанием религиозных нужд, выражали настроения подавленности и внутреннего надлома или одухотворяли аскетизм и раболепие перед Всевышним. Искусство Позднего Возрождения представляет собой довольно-таки сложную картину борьбы различных течений. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось. В результате этого получалось «нервное искусство надуманных цветов и изломанных линий». Отличительные особенности такого искусства – произвольное сочетание античных и христианских мотивов, нарочитая живописность, утрированность и вычурность форм, капризное усложнение и скучивание элементов. Позднее Возрождение привело к четкому разделению мастеров на творцов и ремесленников. «Чистое» искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первым таким учреждением была «Академия рисунка», основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою «Академию вступивших на правильный путь» для глубокого изучения творчества великих мастеров. По образцу этой академии в XVII-XVIII вв. создавались «Академии художеств» во всех европейских столицах. Многие художники этого времени получили название «маньеристов» (живописцы А. Бронзино, Д. Вазари, Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини, и др.), потому что они нарочито копировали «манеру» великих мастеров - в первую очередь, это Микеланджело, давшего пример крайне свободного отношения к принципам и формам классического искусства. Маньеризим был весьма модным течением. Художественные студии маньеристов стали наподобие современных фотоателье, поскольку изготовляли портреты заказчиков быстро и массово. В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанино), «Покойник в гробу» (Я. Понтормо), «Аллегорические Апеннины» (Джамболонья). Впрочем, такие новации прослеживаются уже в творчестве нидерландского живописца Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460-1516). Вряд ли только эти художники предполагали, какие причудливые формы примет подобное творчество в XX-XXI вв. Разумеется, не все поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма. Среди реалистов выделялись последователи Тициана - венецианские живописцы Веронезе, Тинторетто и другие. А друг и ученик Тициана венецианский архитектор Андреа Палладио (1508-1580) стал родоначальником раннего классицизма (палладианства). Он создал разнообразные вариации сочетания ордерных элементов и показал, как гармонично встраивать здания в окружающую среду, природную и городскую. Самым известным маньеристом-реалистом являлся скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Целый период в развитии ювелирного искусства был назван «эпохой Челлини». Этот ювелир творил с неистовым пылом, нападал на своих действительных и мнимых конкуренитов и врагов, он был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен. Среди архитекторов Позднего Возрождения восхваляли Джакомо да Бароцци, прозванный Виньолой (1507-1573). Он строил церкви, дворцы и виллы для пап и иезуитов. В его творчестве отмечают элементы Высокого Возрождения, барокко и классицизма. Книга «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) сделала Джакомо да Бароцци выдающимся теоретиком. Микеланджело да Караваджо (1573-1610) и его последователи обратились к изображению народного быта и природы. Именно они сформировали реалистическое искусство XVII в. и эпохи Просвещения. «Караваджисты» передали традиции будущим поколениям, созданные эпохой Возрождения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Социология, 14 страниц
300 руб.
Контрольная работа, Социология, 17 страниц
300 руб.
Контрольная работа, Социология, 13 страниц
220 руб.
Контрольная работа, Социология, 94 страницы
900 руб.
Контрольная работа, Социология, 13 страниц
130 руб.
Контрольная работа, Социология, 23 страницы
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg