Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Интеграции в Центральной Азии на примере ШОС

cool_lady 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Объектом научного исследования является Китайская международная Шанхайская организация. Предметом научного исследования являются взаимоотношения и Интеграции в Центральной Азии на примере ШОС. Цель исследования заключается в выявлении стратегического значения Шанхайской организации сотрудничества для развития Центральной Азии. Поставленная цель предполагает решение в рамках курсовой работы следующих задач: 1. Рассмотреть историю ШОС; 2. Проанализировать теоретические аспекты формирования ШОС как международной региональной организации; 3. Изучить влияние ШОС на развитие региона Центральной Азии; Хронологические рамки исследования. Исследование ограничено хронологическими рамками с 2001-го года по сегодняшний день, также затронут XX век, что обусловлено особенностями рассматриваемого вопроса. Так, например, в данный период времени была сформирована так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан), сформированная в результате подписания соглашения об укреплении доверия в военной области (1996 г.) и соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил ( 1997), который является предшественником ШОС. Теоретико-методологическая основа исследования определяется сочетанием разнообразных методов. Прежде всего это описательный метод, характерный для исследования Шанхайской Организации Сотрудничества. Для рассмотрения самой сущности поставленного вопроса используются методы синтеза и анализа. Особенность объекта исследования позволила прибегнуть к поиску и анализу политических событий, которые были затронуты СМИ, что в свою очередь привело к эффективной оценки различных внешнеполитических решений и их предпосылок. Степень научной разработанности темы исследования. Тема исследования является сравнительно новой и малоизученной и в российской научной литературе, и в китайской, что указывает на ее научную новизну и низкую степень научной разработанности. Научная новизна исследования. Основываясь на результатах, полученных в процессе исследования, были сделаны выводы об исторических истоках, мотивации к созданию Шанхайской организации сотрудничества. В результате анализа было определенно место ШОС в ЦА, и установлены сложности сотрудничества между странами региона в заданном контексте. Более того, новизна работы заключается в систематизации мнений и оценок российских исследователей касаемо значимости ШОС в развитии Центральной Азии. Также оказалось, что ШОС является региональной ассоциацией государств, политических и экономических интересов государств Центральной Азии (В то же время взаимодействие КНР и Российской Федерации в ШОС через стратегическое партнерство оказалось достаточно эффективным). Перспективы ШОС для стран Центральной Азии определяются способностью организации служить структурой, позволяющей поддерживать политический баланс в регионе. Источниковую базу исследования составили разнообразные документы и материалы. На основе этого, можно выделить несколько групп данных источников. 1.Официальные документы, принятые в рамках ШОС: материалы межгосударственных соглашений, декларации, заявления, концепции, протоколы, Хартия ШОС, материалы заседания форумов ШОС; официальные документы РФ, такие как Концепция внешней политики России 1993, 2000, 2008, 2013 и 2016 гг., Концепция национальной безопасности России 1997 и 2000 гг., а также Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. от 2009 и 2015 гг., Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР; официальные документы КНР такие как: Пять принципов мирного сосуществования, Концепция внешняя политика Китая 2006 года, Взаимовыгодная и беспроигрышная внешнеполитическая стратегия открытия Китая 2009 года, Китайская внешняя политика в области безопасности Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества 2017 года, 13-я Пятилетка КНР (2016–2020 гг.) и др. 2. Труды российских ученых, в которых проанализирован процесс создания и развития Шанхайской организации сотрудничества в качестве одного из участников региональной безопасности. Это работы таких российских ученых, как А.В. Абрамов, Л.Б. Аристова и Н.К. Семенова , Е.В. Винокуров, М.А. Джадралиев и Ю.А. Щербанин , А. Волохова , Г.Д. Агафонов и Л.Е. Васильев, М. Ашимбаев. Особо стоит отметить монографию И.Н. Комиссиной и A.A. Куртова , посвященную становлению, развитию, формату работы ШОС, а также различным предложениям Шанхайской организации сотрудничества в таких важных аспектах международной деятельности, как безопасность и экономическое развитие региона ЦА. Авторы исследовали причины и процесс образования ШОС, а также перспективы ее дальнейшего функционирования. Деятельность ШОС подробно исследована в трудах известного российского ученого, директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС, профессора А.В. Лукина. В его работах дается подробный анализ экономической составляющей деятельности ШОС. Автор отстаивает идею неизбежного расширения экономической деятельности ШОС.
Введение

Актуальность темы исследования. Шанхайская организация сотрудничества является одной из самых крупных региональных организаций в Центральной Азии, которая смогла занять место значимого актора современных международных отношений (большую роль здесь играет сотрудничество КНР с РФ, которые также занимают важные позиции в данной организации). Углубляясь в механизмы ШОС, хотелось бы отметить, что в контексте данной организации активно развивается многостороннее международное сотрудничество. А именно, ШОС способствует развитию стран, которые входят регион ЦА, устанавливает между ними сотрудничества в таких сферах, как политика, экономика, региональная безопасность, развитие культурных и гуманитарных связей. Более того, произошло усиление международного положения Шанхайской организации сотрудничества , чему способствовало вступление новых стран-участниц (Индия, Пакистан) в ШОС. Так, можно сделать вывод, что Шанхайская организация имеет прямое влияние как на разностороннее развитие региона, так и на формирование и моделирование взаимоотношений ЦА с другими интернациональными организациями.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……....................................................... 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 7 1.1. История развития ШОС 7 1.2. ШОС в мировой системе международных отношений …… 12 ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 16 2.1 Интеграционных процессы в ЦА 16 2.2 ШОС в деле для обеспечения безопасности в Центральной 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...................................................................................... 26.. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛЕТАРАТУРЫ 29
Список литературы

I. Источники а) Законодательные акты 1. Конституция КНР // Принята на 5-ой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря, 1982 года. — Режим доступа: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ 2. Малашенко А. Указ. соч. С. 62. б) Опубликованные материалы официальных документов 3. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Принята в г. Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 23 октября 2006 г. № 43. Ст. 4417 4. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. Пекин. 7.06.2012. // Шанхайская Организация Сотрудничества 5. Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская Организация Сотрудничества. ? 2012. 6. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. Пекин. 7.06.2012. // Шанхайская Организация Сотрудничества 7. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН A/RES/58/48 от 2.12.2004 // ООН II. Исследования 8. Кирсанов Г.В. Шанхайская организация сотрудничества: правовые аспекты развития региональных антитеррористических институтов // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 131. 9. Кудряшова Ю.С. Форум ШОС об актуальных проблемах развития организации // Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества / под ред А.В. Лукина. М.: МГИМО, 2012. С. 50. III. Статьи 10. Воробьев В. От Шанхая до Шанхая. К созданию Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 11. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М. : Аспект Пресс, 2009. С. 45–52 12. Малашенко А. Центральная Азия: на что рассчитывает Россия? М. : РОССПЭН, 2012. С. 16. 13. Большаков А.Г. Россия в поиске оптимальной модели постсоветской интеграции: станет ли 2012 год переломным? // Сравнительная политика. 2012. № 3 (9). С. 88–90. 14. Уянов С.В. Транспортное сотрудничество в ШОС в контексте проблем региональной стабильности // Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации. М. : ИДВ РАН, 2012. С. 193–206; Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества / под ред А.В. Лукина. М. : МГИМО, 2012. 15. Мухамеджанова Д. Интеграционные процессы в Евразии: ЕАЭС и ШОС // Россия и новые государства Евразии. — 2015. — №3. — С. 29. Д IV. Периодические издания. 16. Относительно критериев международных организаций см. Международное публичное право: учеб. / К.А.Бекяшев [и др.]; под ред. К.А.Бекяшева. – М.: Проспект, 1999. – С. 17. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы / под ред. А.Д. Богатурова. М. : Аспект Пресс, 2011. С. 17–19. 18. Лузянин С.Г. ШОС: проблемы развития (методология, экономика, безопасность) // Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации. М. : ИДВ РАН, 2012. С. 17. 19. Чжао Х. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества // Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. 2005. № 5. С. 50. V.Электронные ресурсы 20. Шанхайская организация сотрудничества // Энциклопедия Кругосвет.-Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/SHANHASKAYA_ ORGANIZATSIYA_SOTRUDNICHESTVA_SHOS.html 21. Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская Организация Сотрудничества. ? Режим доступа: http://rus.sectsco.org/documents/20040617/44343.html 22. Государства наблюдатели, партнеры по диалогу.? Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20200519/647385.html 23. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/25.html; 24. Концепция внешней политики России 2013 –Режим доступа: http://special.kremlin.ru/acts/785;
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1 История развития ШОС Для полного понимания деятельности и функций Шанхайской организации сотрудничества, нам требуется обратится к её истории. Данная организация была основана в 2001 году под руководством лидеров России, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Спустя несколько лет, 10 июля 2015 года, к этим странам присоединились Индия и Пакистан, что позволило ШОС овладеть внушительным демографическим потенциалом, который составил четвертую часть населения земли . Основной задачей при создании ШОС являлось повышение роли региональных организаций в международных отношениях с середины XX — и к началу XXI в. Данная цель была подкреплена растущей взаимозависимостью государств и усилением процессов интеграции в ситуации, при которой решение многих проблем, носящих общий, трансграничный характер возможно только коллективными усилиями через многосторонние отношения. Опираясь на вышеупомянутый сценарий развития событий, В.В. Путин выдвинул мнение о «необходимости интеграции различных государств ведет к созданию региональных организаций, расширению их функций и полномочий, для обеспечения безопасности личности, общества и государства». Основополагающей потенциала и возможностей ШОС является, по его мнению, сотрудничество в данном вопросе двух государств – Российской Федерации и Китайской Народной Республики, чья взаимодополняемость находится на высоком уровне. Прообразы ШОС можно обнаружить попытках решения пограничных вопросов СССР и КНР в 1960-х годах. Однако, после распада Советского Союза появились новые субъекты отношений в лице России и государств Центральной Азии6. Здесь важно отметить, что результатом решения всех территориальных вопросов РФ и КНР с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном стала возможность появления перспективы дальнейшего развития регионального сотрудничества и возможность объединить усилия и потенциалы центрально-азиатских государств с целью сдерживания возможной экспансии других государств. Другим прообразом ШОС можно считать «Шанхайскую пятерку», включавшую Россию, Казахстан, Киргизию, Китай, Таджикистан и образованную в результате подписания в 1996 и 1997 гг. соглашения об укреплении доверия в военной области и соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил соответственно. Данное сотрудничество стран было продиктовано угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии — Афганистана, где шла гражданская война между войсками коалиции и движения Талибан. Итогом данных совместных действий стала встреча 14 - 15 июня 2001 г. в Шанхае, на которой главы России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана провозгласили создание нового регионального объединения в целях развития многостороннего взаимодействия в различных областях — Шанхайской Организации Сотрудничества . Первым действием организации стало создание правового фундамента новой региональной структуры - подписание Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. Важно учесть тот факт, что ШОС не является военным блоком и ее стратегия не направлена против третьих стран или организации?, так как основные усилия нацелены на увеличение объемов экономического сотрудничества. Сложившиеся условия внутри организации, её перспективы и политико-экономический потенциал, вызвал огромный интерес со стороны близ лежащих стран, направленный на присоединения к странам-участницам. Данная возможность подразумевается Хартией ШОС, провозглашающей данную организацию открытой. Однако, первоначальные участники не спешат расширять ШОС, руководствуясь потребностью в первоначальном укреплении организации в её первоначальном составе и налаживании механизмов работы. Нельзя не обратится к событиям XXI в., характеризующим особую роль России в ШОС. Россия, становясь ключевым участником организации, использует организацию в своих государственных интересах. Для данных целей ШОС подходит отлично, так как данный инструмент предназначен для обеспечения стабильности и безопасности в центральной части Евразии, т.е. в зоне, в которой непосредственно располагается сама Россия. Согласно ст. 1 Хартии ШОС от 7 июня 2002 г основными целями и задачами ШОС являются: укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами; развитие междисциплинарного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействие созданию нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка; совместная борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом во всех его проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими формами транснациональной преступности, а также нелегальной миграцией; содействие эффективному региональному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной сферах, окружающей среде, культуре, науке, технике, образовании, энергетике, транспорте, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства с целью постоянного повышения уровня жизни и улучшения условий жизни народов государств-членов; согласование подходов к интеграции в мировую экономику; помощь в гарантировании прав человека и основных свобод в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством; поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями и т. д. В итоге ШОС становится прочным базисом для верного построения курса развития данного региона. Организацией были сформулированы общие принципы и международно-правовая база, активно содействующая эффективному комплексному сотрудничеству в регионе, успешному функционированию совещательных органов по координации взаимодействия и совершенствования механизмов противодействия, так называемым, «трем силам зла»: оборот наркотиков и оружия, другие виды транснациональной преступной деятельности, незаконная миграция. Также основным вопросом среди стран участниц является вопрос развития экономического сотрудничества. Проводится целенаправленное проведение Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-участников ШОС, что характеризует новый импульс дальнейшему экономическому развитию региона. ШОС смогла быстро скоординировать усилия стран для преодоления последствий мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., и своевременно предлагает пути совместного реагирования и принятия мер для повышения возможностей противостоять экономическим рискам, что играет важную роль для обеспечения экономической стабильности. Кроме сотрудничества на политической и экономической арене, страны-участницы ШОС озабочены налаживанием контактов в культурно-гуманитарной сфере. Под началом ШОС организуются многочисленные фестивали искусств, музыкальные фестивали, недели образования, выставки, конференции и другие мероприятия, характеризующиеся большим успехом в государствах-членах ШОС, что весьма важно для развития взаимопонимания между народами в рамках ШОС, укрепления дружбы и добрососедства. Незаурядным успехом и потенциалом ШОС заинтересованы ряд государств и международных структур, среди которых авторитет организации постоянно растет. Для поддержания контакта была создана и эффективно функционирует многоярусная система внешних связей, являющаяся подтверждением открытости к многостороннему сотрудничеству с различными международными объединениями, разделяющими цели и принципы ШОС. Так например, в связи с повышенной аккумуляцией усилии? по борьбе с незаконным оборотом наркотиков решаются вопросы об установлении взаимодействия с Управлением ООН по наркотикам и преступности и Международным Комитетом по контролю над наркотиками. За свое существование ШОС продемонстрировала множество достижений и оправданий своего создания, но основными являются следующие: 1. Организация сохраняет в целом стабильность региона в области безопасности. 2. Создан механизм сотрудничества между КНР и РФ в обеспечении безопасности региона. Успех и неудачи ШОС безусловно связаны с взаимным пониманием, доверием и взаимодействием между странами-участницами. В настоящий момент Россия предпринимает попытки по наращиванию сил в борьбе с терроризмом, особенно здесь важно отметить введение нового антитеррористического комитета на региональном уровне, а также с новыми возможностями в борьбе с финансированием терроризма. Кратким выводом данного пункта можно охарактеризовать ШОС, как жизнеспособную и имеющую неоспоримый вес в решении проблем региона организацию. Принятые участниками договорно-правовые документы, способствуют сотрудничеству и координации в различных областях, в особенности в области безопасности региона и его соседей. В данной организации осуществляется масштабное взаимодействие, что отвечает интересам стран-участниц ШОС, что весьма важно для обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. 1.2 ШОС в мировой системе международных отношений Теперь предлагаю рассмотреть сотрудничество ШОС с другими государствами. Еще на этапе подписания Декларации странами-участницами было обозначена готовность к «диалогу, контактам и сотрудничеству в любых формах с другими государствами и соответствующими международными и региональными организациями» . 14 статья Хартии ШОС, помимо своей заинтересованности в сотрудничестве, также усиливает возможность предоставления статуса наблюдателя или партнера по диалогу государствам и международным организациям. В отличие от других организаций, действующих в СНГ, правовой статус наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС регулируется достаточно подробно. Наблюдатели имеют право: Во-первых,посещать открытые заседания Совета министров и Совещания руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС; Во-вторых, участвовать без права голоса и с предварительного согласия председателя в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию органов ШОС, распространять через Исполнительного секретаря ШОС письменные заявления на рабочих языках ШОС по вопросам представляющих интерес для тех, кто входит в компетенцию ШОС; В третьих, статус наблюдателя не дает права участвовать в подготовке и подписании документов Организации. Наблюдатели также не участвуют в разработке решений органов и не несут ответственности за такие решения . Таким образом, статус юридического наблюдателя в ШОС соответствует статусу других международных организаций. Понятие партнера по диалогу не распространено в свободном праве. На самом деле, это учреждение похоже на статус наблюдателя. В результате права партнера по диалогу в отношении участия в совещаниях, выступлениях и получении документов ограничиваются совещаниями конкретных министерств или ведомств. Так, до июня 2012 г. наблюдателями при ШОС были 4 государства (Индия, Иран, Монголия, Таджикистан), партнерами по диалогу – 2 государства (Республика Беларусь и Шри-Ланка) . Затем в 2012 году было решено предоставить Афганистану статус наблюдателя при ШОС. Более того, страны-участницы не высказывали никаких противоречий, касаемо присоединения Турецкой Республики к сотрудничеству в рамках ШОС в качестве партнера по диалогу . Уже значительно долгое время подобный статус не предоставлялся международным организациям. Однако, ШОС сотрудничает с международными организациями в других формах. К настоящему моменту ею установлены партнерские связи с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС. Так, Генеральная ассамблея ООН декабря 2004 г. предоставила ШОС статус наблюдателя . В 2009, 2010 гг. Генеральной ассамблеей были приняты резолюции, непосредственно касающиеся вопроса сотрудничества с ШОС, в которых она положительно оценивает деятельность ШОС в области безопасности в различных сферах (в том числе военно-политической), а также подчеркивает необходимость регулярных контактов между различными органами ООН и ШОС, в том числе путем участия ШОС в ежегодных встречах на высшем уровне Генерального Секретаря ООН и Генеральных секретарей региональных организаций коллективной безопасности. Говоря о квалификации, доктрина ШОС характеризуется неопределённо: она представляет из себя «региональную международную структуру, находящуюся на начальном этапе своего становления», либо же региональную организацию коллективной безопасности. Если же мы рассматриваем критерии международной организации, то можно утверждать, что ШОС подходит по каждому, следовательно она является международной организацией. А именно, в основе ШОС лежит международное право, она имеет соответствующую организационную структуру, обладает самостоятельными правами и обязанностями . Вместе с тем, имеет место быть квалификация ШОС как региональной организации всеобщей безопасности, в связи с тем, что она соотносится с каждым положением Устава ООН: одной из ее основных целей является установление международного мира и безопасности. Устав ООН не содержит конкретных региональных организаций коллективной безопасности, с тем чтобы распространить действие главы VIII Устава на все организации и мероприятия, направленные на поддержание международного мира и безопасности. Как итог, главы VIII Устава ООН в отношении деятельности, которая направленна на обеспечение международного мира и безопасности, никак не влияет на выполнение других цели ШОС. Ранее уже было отмечено, что ШОС на международной арене выступает в роли организации коллективной безопасности . Хотелось бы подчеркнуть, как и большинство организаций с участием стран постсоветского пространства, образуясь, ШОС брали в пользование схему, действующую в рамках СНГ, переняв ее достоинства и недостатки. Говоря о недостатках данной организации, следует указать на отсутствие определённой правовой базы, которая бы регулировала процесс принятия решений, так как эта деятельность осуществляется странами-участницами на основе их национального законодательства. Соответственно, некая «расплывчатость» мешает ШОС осуществлять более эффективную работу. Помимо этого, в организации отмечается слабое сотрудничество в сферах, не имеющих свое отношение к поддержанию безопасности и мирового порядка. Это показывает на то, что существует необходимость улучшение контроля над реализацией всех поставленных задач. И, безусловно, также необходимо проводить дальнейшую интеграция по всем аспектам международной деятельности организации с условием соблюдения всех интересов стран-участниц. Ко всему прочему, следует добавить, что, согласна 15 статье Хартии , ШОС обладает международным правом, которое действует на территории каждого государства-члена для достижения поставленных целей. Но, несмотря на все вышесказанное, можно отметить, что ШОС — это региональная организация, которая отвечает на вопросы коллективной безопасности, в частности, по борьбе с терроризмом и другой экстремистской деятельностью. Как уже было сказано, для успешного функционирования ШОС необходимо провести ряд преобразований, в которых будут учитываться интересы всех стран, участвующих в интеграции, сформирована хорошая правовая база, координирующая в дальнейшем их деятельность для взаимовыгодного сотрудничества. ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 2.1 Интеграционных процессы в ЦА Существует несколько подходов к изучению процесса интеграции в Центральной Азии. Во-первых, Центральная Азия состоит из группы стран, не имеющих выхода к морю, которые сталкиваются с огромными трудностями при выходе на мировые рынки. Во-вторых, в Центральной Азии нет альтернативы региональной интеграции: в Восточной Европе европейская интеграция может показаться более привлекательной, чем участие в постсоветском регионализме (который, как уже отмечалось, российские и международные исследователи часто интерпретируют как взаимоисключающие варианты). В-третьих, «типичная работа» по постсоветской интеграции в «западной версии» очень мало влияет на исследования регионализма в Центральной Азии, и поэтому региональная интеграция вряд ли будет рассматриваться с точки зрения установления доминирования ( интеграция Казахстана и Кыргызстана, очевидно, не имеет никакого отношения к «русскому империализму»). Напротив, Центральная Азия воспринимается через призму типовых работ по исследованиям в области развития, в которых региональная интеграция рассматривается как важный позитивный фактор экономического развития (работы по Центральной Азии, в отличие от работ по постсоветскому экономическому развитию). Все вышеперечисленные факторы определили сложность и неоднозначность процессов, происходящих в Центральной Азии. Государства рассматриваемого региона имеют между собой множество общих факторов, таких как сеть автомобильных и железных дорог, внутренний рынок, равно используемые водосборные бассейны и ,конечно же, общие границы. Данный регион имеет как экономическую, так и политическую ценность, представленную в виде энергоресурсов и соседством с влиятельными мировыми лидерами. Все это в совокупности приводит к росту заинтересованности мировым сообществом Центральной Азией. Следует отметить, что после распада СССР все государства Центрально-азиатского региона должны были создать новые интеграционные структуры, способные воссоздать связи бывшего СССР. Однако в рамках межгосударственных отношений возникли проблемы и противоречия: в процессе становления государственности началось отдаление централизованных азиатских стран друг от друга, несмотря на упорные попытки интеграции. Теперь же, предлагаю рассмотреть и проанализировать деятельность этих интеграционных структур в Центральной Азии. В добавок, хотелось бы отметить, что на данный момент не функционирует ни одна организация с исключительно региональным компонентом, несмотря на наличие всех компонентов для создания подобной структуры. Прежде чем начать рассматривать развитие интеграционных процессов в Центральной Азии, мне бы хотелось предоставить небольшую историческую справку об обосновании центральноазиатских интегральных структур. Так, к организациям с преобладанием политического компонента относится ШОС. Как уже упоминалось ранее, в качестве основных целей и задач, согласно Хартии ШОС от 7 июня 2002г, является – уставленные между государствами взаимодоверия, добрососедства, для удержания безопасности практикуется многопрофильное сотрудничество , проводятся меры по содействию к установки более демократического и рационального полит-эконом порядка на международной арене, а также совместная борьба с международной преступностью ( терроризм, экстремизм) и с миграцией. Это указывает на то, что ШОС является фундаментальной организацией, на основе которой зарождаются и развиваются различные интеграционные проекты. Об этом свидетельствует тот факт, что многие региональные лидеры хотят вступить в эту ассоциацию. Все составляющие страны Центральной Азии в качестве независимых государств предстали лишь после распада СССР. Исходя из этого можно сделать два выводы. Во-первых, данные страны не имеют достаточного опыта в государственного устройства. Во- вторых, на основе всего это ЦА можно назвать «новым» международным регионом. Исторически сложившиеся ранее в этом пространстве территориально-политические образования основывались на принципах суперэтничности .По этим причинам страны региона по настоящий день придерживаются национальной консолидации . К тому же, все чаще начинает подниматься вопрос самоидентификации народов Центральной Азии, региональные и клановые расхождения. Данные разногласия оставили свой след на внутрирегиональное взаимодействие. Так, в ЦА можно заметить преобладание двустороннего формата отношений над многосторонним. Однако, это совсем не означает преимущество первого над вторым. Территориальные конфликты, споры на основе межэтнического взаимодействия, разногласия касаемые пользования водных ресурсов по-прежнему выступают объектом споров между Кыргызстаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, Таджикистаном и Узбекистаном6. Более того, в 2000-х годах были предприняты попытки создания региональной организации в ЦА, но несмотря на все усилия, в настоящее время так и не появилось регионального формата, объединяющего под собой всего лишь пять государств Центральной Азии7. При всем этом, сами страны проявляют интерес к деятельности многосторонних организаций при содействии внешних акторов. В данном контексте ШОС символизирует собой именно тот формат регионального сотрудничества, который способен объединить большую часть стран Центральной Азии9. Как уже говорилось ранее, получение статуса наблюдателя Индией, Пакистаном, Ираном, Монголией и Афганистаном, более того, статуса партнеров по диалогу Белоруссией, Шри-Ланкой и Турцией способствовало привлечения внимания к ШОС, а также дало толчок формированию не только регионального, но и межрегионального формата для обсуждения вопросов безопасности, экономики и гуманитарного сотрудничества. Предлагаю обратиться к российскому взгляду на региональное сотрудничество в рамках ШОС. Исторические, демографические, экономические и культурные связи являются основой для образования взаимоотношений со с ранами региона, придерживаясь данного подхода еще со времен Российской империи. Однако возросшая конкурентность в сфере международного взаимодействия в Центральной Азии не может быть незамеченной. Однако, сам регион не является консолидированным приоритетом внешней политики России . Отношения с отдельными странами Центральной Азии все чаще становятся элементами различных траекторий сотрудничества как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Несмотря на отсутствие опыта по выстраиванию взаимоотношений с «новыми» соседям, опыт, полученный в результате регионального сотрудничества Центральной Азии с участием России в 1990-2000-е годы, можно назвать достаточно разнообразным . Механизмы же Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС), Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), стали попытки создать работающую структуру многостороннего сотрудничества в регионе. В списке всех перечисленных организаций ШОС выделяется отдельное место. Для начала, ШОС во многом отличается от других постсоветских объединений. Сравнивания ШОС с ОДКБ и СНГ, первая никогда не была под сомнением своих членов. Российскими исследователями выделяется факт того, что, несмотря на отсутствие явных возможностей для глубокой интеграции в области безопасности, ШОС играет особую политическую роль в регионе и благодаря своему членству имеет перспективы выхода на глобальный уровень. В общей сложности, отталкиваясь от функций, рассматриваемых как максимально ценные для деятельности организации, можно выделить перечень подходов в российских исследованиях ШОС. Однако, предлагаю рассмотреть одну конкретную группу исследований, которая изучает ШОС как энергетический проект для образования единого экономического и транспортного пространства Центральной Азии . В этой ситуации подчеркивается необходимость более тесного привлечения наблюдателей к сотрудничеству с ШОС . Значение этой категории стран для ШОС, по-видимому, будет возрастать, поскольку среди них есть Индия и Пакистан, имеющие тесные отношения с США, а также Иран, вопрос о ядерной программе которого занимает одно из ключевых мест в современной американской внешней политике. Соответственно, участие этих стран в ШОС, пусть и на правах наблюдателей, с одной стороны, добавляет глобальное измерение деятельности этой организации, а с другой стороны, ставит вопрос о координации позиций этих стран по конкретно-региональным вопросам повестки дня ШОС. Теперь же предлагаю рассмотреть китайский подход к сотрудничеству в ЦА в рамках ШОС. Межрегиональные торговые, экономические и культурные связи между близко граничащими районами Китая и государствами Центральной Азии начали возобновляться в 1980 году. Это было обусловлено принятием экономических реформ в Китае. Распад же Советского Союза ознаменовал установление Китаем двусторонних отношений со множеством стран Центральной Азии в 1992 году. На данный момент, в определении приоритетов политики Китая в регионе Центральной Азии важную роль играет национальная безопасность и нерешенные экономические вопросы. Первый фактор объясняется тем, что одна из наиболее проблемных административно-территориальных единиц КНР (Синьцзян-Уйгурский автономный район) находится в тесной связи с рассматриваемы регионом. Второй, экономический, определяется расположением в Центральной Азии ключевых поставщиков энергоресурсов, особенно необходимых Китаю в период растущего экономического развития. Здесь имеет смысл затронуть как обособленные аспекты двусторонних отношений Китая с государствами региона, так и цели КНР по отношению к Центральной Азии как самостоятельного целого субъекта. Однако, действующие критерии национальной общности не дают в полной мере утверждать, что ЦА является самостоятельным регионом. В данном случае, мы имеем лишь некоторые основания для такой трактовки китайской стратегии в
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg