Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Сущность политики и ее роль в жизни общества

cool_lady 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2021
Целью работы является рассмотреть основные вопросы, связанные с сущностью, функциями политики и ее ролью в современном обществе. В ходе работы следует выполнить ряд задач: • рассмотреть происхождение и природу политики; • определить понятие и сущность политики; • рассмотреть роль политики в обществе; Объект – политика в сфере общественной жизни. Предмет – политические и социальные отношения в современном обще-стве. Для выполнения работы были использованы труды ведущих политоло-гов, социологов, экономистов (Белозеров В., Гаджиев К.С., Горшков М.К., Демидов А.И., Малько А.В., Заславская Т.И., Ильин М.В., Козырев Г.И., Панарин А.С., Прищеп С.Н., Зеркин Д.П. и др.), законодательная база, социсследования, позволяющие сделать выводы о различных направлениях политической жизни общества. Структурно работа состоит из введения, шести глав, заключения и биб-лиографического списка.
Введение

Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на междуна-родной арене (внешняя политика). Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она влияет на судьбы стран и народов, на отношения между ними, на по-вседневную жизнь человека. Вопросы политики касаются каждого. Поэтому проблемы политики и политической жизни никогда не теряют своей актуальности для всех членов общества. Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, внутри государства или между группами людей, которые оно в себе заключает. Политика есть сфера общего блага и общих интересов. Современные по-литические нормы регулируют взаимоотношения общества и государства. Так, Саркисова Н.А. в данном контексте обозначила: «Проблема взаимосвязи общества и государева в современных условиях является одной из фундаментальных. От ее правильного понимания зависит решение многих задач в деле реформирования политической системы государства» . Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования в области политики.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3 1.Возникнование политики………………………………………………………….5 2.Сущность и понятие политики……………………………………………………6 3.Структура политики………………………………………………..…………….14 4.Цели и средства в политике……………………………………………………...16 5.Функции политики……………………………………………………………….19 6.Роль политики в обществе……………………………………………………….21 Заключение……………………………………………………………………….…27 Библиографический список………………………………………………………..28
Список литературы

1. Англо-русский словарь. М, 1976. 2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 4. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. 5. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. 6. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. – М.:Юристъ, 2002. 7. Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций. Ростов-н/Д, 1996. 8. Исаев Б.А. Политология в схемах и комментариях. – Спб., Питер, 2009. 9. Козырев Г.И. Политология: учебное пособие. – М.: ИД «Форум», 2009. 10. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. 11. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 12. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002. 13. Панарин А.С. Политология. М, 2001. 14. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 2001. Пуга¬чев В.П., Соловьев А.Л. Введение в политологию. М., 2005. 15. Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода// Актуальные проблемы теории и истории государства и права. – 2009. - №4. С. 4. 16. Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов. Пер. с англ. М., 2005. 17. Шевцова Л. Россия — год 2006: логика политического страха// Неза¬висимая газета. 2005. 16 дек. С. 10.
Отрывок из работы

1.Возникновение политики В ходе эволюции человечество прошло длительный путь раз¬вития. Дей-ствуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствовали способы произ-водства, благодаря чему расширялся круг их потребностей и способов их удо-влетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания всех пре¬дыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств. Социальные качества — качества, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т.е. в результате социализации. Поэтому, говоря о социальном, мы как бы «выделяем» его из природного, биологического. Соци¬альное в широком смысле слова охватывает все сферы человече¬ских отношений. Политика, политические отношения, политические институ¬ты и т. д. воз-никают на основе социального тогда, когда значи¬тельно усложняется социаль-ная структура общества и обычными (социальными) методами регулировать отношения между большими социальными общностями (группами, классами, сосло¬виями) становится невозможно. В реальной жизни гражданское общество и мир политического в качестве самостоятельных под¬систем существовать не могут. В теоретическом исследовании «политическое» можно предста¬вить в виде одной из подсистем общества, которая наряду с други¬ми подсистемами (экономической, социальной, духовной и др.) имеет свою структуру, собственные категории и понятия, свою сферу деятельности и функции относительно общества в целом. Слово «политика» происходит от древнегреческого слова «по¬лис», обо-значающего город. В Древней Греции города с прилегаю¬щими к ним террито-риями представляли собой государства, т.е. полностью распоряжались всеми вопросами управления городом. Соответственно политика первоначально представляла собой ис¬кусство управления городом-государством. ? 2. Сущность и понятие политики Существует несколько определений политики, каждое из ко¬торых под-черкивает какую-либо из ее особенностей. Все они име¬ют право на существо-вание, если не допускать их абсолютизации. Определение политики как управленческой деятельности не совсем точ-но, поскольку политика не сводится к деятельности, а есть скорее отношение между людьми, и человек, политически пассивный, также оказывается вовле-ченным в эту сферу, являясь не субъектом, но объектом политики по известному афоризму: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами». По этой же причине не точно определение политики как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на рас¬пределение власти. Изначальное определение политики как искусства управления людьми имеет веские исторические основания. Именно такое зна¬чение имело слово «политика» в Древней Греции аналогично то¬му, как риторика является искус-ством красноречия. Но это антич¬ное определение ушло в прошлое, так же как времена греческого полиса, когда оно сформировалось. И ныне такое определение по¬литики представляется неоправданно узким, так как случаются политические решения, далекие от искусства в высоком смысле слова и попросту некомпетентные. Столь же ограниченным будет определение политики как на¬уки управления и не только потому, что политика возникла гораздо раньше, чем наука, но и потому, что конкретный политический уровень деятельности зачастую не основывается на объективных научных данных и вообще протекает на бессознательном уровне, не доходящем до разумной оценки событий. Такое определение имеет историческое основание, так же как, риторику назы¬вали наукой красноречия. Опять-таки, как и в случае с политикой-искусством, оно не соответствует реалиям современной действи-тельности, особенно после появления политологии как науки. Оп¬ределение политики как сферы общественной жизни, имеющей дело с управлением в государстве, более общее и адекватное практике. Но политику в смысле государственного управления тоже можно пони-мать в широком и узком смысле. «В широком смысле политика появляется вместе с зарождением цивилизации, харак¬теризующейся такими признаками, как наличие профессиональ¬ной системы централизованного управления, создание государст¬ва, территориальной организации вместо родоплеменных обра¬зований» . В узком смысле политика выступает как соревнование различ¬ных груп-повых интересов и соперничество за власть при наличии свободного избирателя и единых правовых «правил игры». Само слово «политика» связано с этим узким значением. В этом смысле политика появляется в Древней Греции в Афинах в период демо¬кратии. Здесь политика становится массовым явлением, а свобод¬ный гражданин полиса — политическим субъектом, т.е. человеком, принимающим участие (и даже обязанным делать это) в решении политических, государственных проблем, политически управляющим самим собой. Политика — это особый способ регулирования отношений ме¬жду большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на поли¬тическую власть. В политической науке существует множество определений понятия «по-литика». При этом в каждом определе¬нии, как правило, акцентируется внима-ние на том или ином ас¬пекте этого сложного явления. Из определений видно, что политика связана, с одной стороны, с властью, принуж¬дением, влиянием. С другой — с управлением, регулированием, с третьей — с борьбой интересов и распределением ценностей. Кроме того, политика решает общественные проблемы, то есть проблемы большого количества людей — социальных групп, слоев, классов, наций. Решение этих проблем осуществляется при помощи политических институтов, в совокупности представляющих собой определенное государственное устройство. В английском языке существуют три термина, обозначающих три ипостаси, три стороны политики: • policy ['polisi] — политика, линия проведения, политический курс; • polity ['politi] - политические институты, государственное устройство, государство; • politics ['politics] — политика, политические убеждения, поли¬тическая наука. В англо-американской традиции принято различать политические уста-новления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеж¬дения, то есть внутреннее содержание поли-тики. Статическим оттиском, проекцией политики на общество явля¬ется его государственное устройство, политическая организация, то есть совокупность институтов власти и управления. Динамиче¬ским проявлением политики является политическая жизнь, пони¬маемая как совокупность всех политических процессов. Например, Н. Макиавелли в оп¬ределении политики отдавал приоритет инструментальному (прагматическому) подходу. Для него суть политики за-ключалась в борьбе за власть. Он определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее» . В.И.Ленин, давая определение политики, придерживался институцио-нального подхода. По его мнению, «политика есть участие в делах государ-ства, направление государства, определе¬ние форм, задач, содержание деятельности государства» . В этом определении главным является государство — основной инсти¬тут политической системы. М.Вебер рассматривал политику как определенные дейст¬вия, направлен-ные на обретение, удержание и использование власти. По его мнению, полити-ка «означает стремление к уча¬стию во власти, будь то между государствами, будь то внутри го¬сударства между группами людей, которые оно в себе заключа¬ет». В этом определении наряду с действием ключевым словом является «власть». Французский социолог Р. Арон рассматривал политику в ка¬честве опре-деленной концепции (программы действий) и поли¬тику как область общественной жизни, в которой различные по¬литические концепции сталкиваются, порождая конфликты и консенсусы . Конфликтно-консенсусное представление о политике предпо¬лагает, что реальная политика, с одной стороны, невозможна без социального конфликта, а с другой - без нахождения общест¬венного согласия (консенсуса). Так, К.С. Гаджиев считает, что «феномен политического находится между двумя крайними ин¬терпретациями, одна из которых рассматривает политику всеце¬ло как результат столкновения конфликтующих интересов, а вторая — как систему управления порядком и обеспечения спра¬ведливости в интересах всех членов общества». Само понятие «политика» нередко определяется как борьба субъектов, преследующих несовместимые интересы и цели, ре¬зультатом которой стано-вится установление определенного правового порядка. Социальная реальность такова, что при лю¬бом строе социальные классы и слои занимают неравное поло¬жение в социуме и имеют неравный доступ к общественным ресурсам. При этом проводимая политика может быть более или менее гуманной, более или менее компетентной, но амби¬валентная (конфликт-консенсусная) сущность ее от этого не меняется. При любом строе люди ведут борьбу за власть, а для сохранения своего социума (государства) вынуждены находить компромиссы. Под политикой, политическими методами нередко понима¬ется деятель-ность, направленная на решение сложных общест¬венных проблем ненасиль-ственными способами. В реальной политике даже существуют следующие по-нятия: «политическое решение проблемы», «политическое урегулирование конфликта» и т. д. Достаточно емким по своему содержанию является, на наш взгляд, определение политики, предложенное В.П. Пугачевым: «...деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллек¬тивных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной вла-сти» . В этом определении политика характеризуется как дея¬тельность; указываются субъекты деятельности — социальные группы и индивиды; объект деятельности — коллективные ин¬тересы; суть политики — выработка обязательных для всего об¬щества решений; средство осуществления политики — государ¬ственная власть. Однако никакое, даже самое универсальное определение не в состоянии охватить все многообразие такого феномена, каким является политика. Исходя из этого, Д.П. Зеркин считает, что в научном анализе необходимо рассматривать политику в трех из¬мерениях: 1) институциональном — совокупности политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность; 2) нормативном — совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности; 3) процессуальном — системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управле¬ния государством. Известный западный политолог Э. Хейвуд определяет поли¬тику как «со-здание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития». Он выделяет и анализирует четыре основных представления о политике: политика как искусство государ¬ственного управления; политика как публичный процесс; поли¬тика как компромисс и консенсус; политика как власть
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Политология, 19 страниц
100 руб.
Контрольная работа, Политология, 18 страниц
180 руб.
Контрольная работа, Политология, 15 страниц
150 руб.
Контрольная работа, Политология, 15 страниц
150 руб.
Контрольная работа, Политология, 26 страниц
260 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg