Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие быстоты у детей среднего школьного возраста элементами футбола

cool_lady 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Цель данной работы: проанализировать проблемы развития быстроты у детей среднего школьного возраста с психологических и педагогических точек зрения на учебно-тренировочных занятиях по футболу. Объект: учащиеся среднего школьного возраста. Предмет: развитие быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу. Гипотеза: регулярные занятия футболом будут способствовать развитию быстроты у учащихся среднего школьного возраста. Задачи: 1. Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме исследования; 2. Описать процесс развития быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу. 3. Определить влияние занятий футболом на развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу. 4. Проанализировать динамику развития быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Введение

Футбол очень популярен среди детей и служит прекрасным средством воспитания, приобщения их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Особенности игры предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков. Крупнейшие футбольные турниры последних лет показали, что эволюция игры идёт в направлении дальнейшего повышения интенсификации игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приёмов в условиях жесткого единоборства. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. С повышением скорости игры, изменились тактические схемы и расстановки игроков, которые предполагают многократные подключения защитников к атакующим действиям. Следовательно, одним из наиболее значимых физических качеств, для современного футбола является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности. В настоящее время достижение соревновательного успеха в футболе без качества быстроты невозможно, а решение проблемы совершенствования этого качества у юных футболистов с помощью поиска новых эффективных средств, методов является весьма актуальной. Акцентированное внимание к развитию скоростных качеств футболистов с использованием различных по специализированности упражнений является одним из эффективных путей формирования устойчивой техники выполнения действий с мячом и быстроты в целом. Это объясняется тем, что создание в ходе работы по развитию скоростных способностей футболистов двигательного потенциала обеспечивает базу для проявления ими своего технического мастерства в любых по сложности условиях игры. Быстроту необходимо развивать с юношеских лет, возраст 13-14 лет считается сенситивным периодом, который является наиболее эффективным в развитии быстроты. Быстрота выполнения приёмов в современном футболе имеет большое значение. На широком просторе футбольного поля игрокам стало тесно и тот, кто не владеет быстротой выполнения технических приёмов, всегда будет выходить из лимита времени и может оказаться за бортом современного футбола. В силу специфики двигательной деятельности футболистов (выполнение ускорений, стартов, прыжков, ударов по мячу, рывков, тормозных действий) основная нагрузка падает на мышцы ног. Это определяет важность и необходимость повышения скоростных способностей футболистов, как предпосылок к повышению ими устойчивости и стабильности технико-тактического мастерства, проявляемого в соревновательных играх. Быстроту необходимо развивать с юношеских лет, возраст 13-14 лет считается сенситивным периодом. Данный возраст является наиболее благоприятным для развития быстроты. Итак, игра в футбол – это важное средство для развития быстроты.
Содержание

Введение 3 Раздел I. Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста элементами футбола. 6 Краткая характеристика развития детей среднего школьного возраста и особенности развития быстроты в данном возрасте 6 Понятие о быстроте, их виды 9 Методики воспитания быстроты 12 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты 22 Воспитание двигательного качества быстрота 22 Раздел II. Организация и результаты исследования 45 Методы исследования 45 Результаты собственных исследований 47 Заключение 51 Библиографический список литературы 52
Список литературы

1. Абрамов В.Н. Футбол [Текст]. / В.Н. Абрамов. - М.: Олимпия ,2002. 2. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с. 3. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. - М., 2000 г. 4. Антипов, А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних футболистов в период полового созревания [Текст]: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.04: Москва,2002. 5. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1979, 1984 г. 6. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. 1990, № 1. 7. Богословский В.П. “Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию”, М. Просвещение, 1984 г. Журналы “Легкая атлетика” 1985-1988 гг. 8. Бабаян, С.С., Курбонов, О.А., Усманов, А.М.Методика применения 9. . Башкиров , В.Ф. физиология футбола [Текст]. / В.Ф. Башкиров - М.:Физкультура и спорт, 2008. 10. Вакулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей среднего школьного возвраста . – Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 г. 11. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебн. для ин-тов физ. культ.- М.: ФиС, 1988. 12. Голомазов С, Шинкаренко И. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов. - М., 1994. - 87 с. 13. Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. - М.: РГАФК, 2000. - 31 с. 14. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. - М.: "СпортакАдемПресс", 2002. - 472 с. 15. Дулибский А.В. Моделирования тактических действий в процессе подготовки юношеских команд из футбола. Украина. - К., 2001 г. 16. ударного метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств у высококвалифицированных футболистов [Текст]. // Журнал Вестник спортивной науки. - №1. – 2012. 17. Годик М.А. Спортивные игры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – М., 1998 с.303. 18. Дубровский В.И. Психология личности. – М.: Издательский центр «Владос», 2002 – 512 с. 19. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. Ростов - н/Д: Феникс, 2004. 20. Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст]. / Под общей ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 1994. 21. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М.Фис.1970. 22. Зациорский В.М. Осторожно: Статистика! //Теор. и практ. физ. культ. 1989, № 2. 23. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. докт. дис. М., 1981. 24. Жилкин, М.М. Футбол [Текст]: автореф.дис. …канд.пед.наук/ М.М. Альжзаерли. - М., 2004. 25. Ильин Е.П. Мотив и мотивация. – М., 2000. – 512 с. 26. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: 2-е изд., испр. и доп. – СПб, 1998. – 283 с. 27. Каковкин А.В. Судейство соревнований по футболу: Методические рекомендации для студентов отделения ФФК ВГПУ – Вологда, изд-во «Русь» 2003. -48 с. 28. Качани.Л. Значение быстроты для футболистов.-М.,1993.-3с. 29. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.( отв.ред. А.А. Бодалёв; АНСССР, ин-т психологии)– М., 1998. – 348 с. 30. Ковалев А.Г. Психология личности: 3-е изд.,переработ. и доп.– М., 1997. – 391 с. 31. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, Т. 1. Л.,1996-1997. – 264с. 32. Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1994. – 175 с. 33. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 185 с. 34. Курамшин Ю.Ф. ТМФ: Учебник/под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина-2-е изд. испр-М.: Советский спорт,2004-464с. 35. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. – СПб., 1997. 36. Михаличик, П. спортивные игры (Футбол) [Текст]. / П.Алешин. -М.: Росс.футб.союз., 2007. 37. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 2000. – 201 с. 38. Неруш, Г.А. Футбол [Текст]. /Г.А.Адоян. - М.: Спутник 2001. 39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999. – 307с. 40. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М., 1998.г. 41. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.,1999.стр.- 146 42. Маслоу А. Психология физического воспитания. – М., 1998. – 96с. 43. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – М.,1991. с. 136 44. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977. 45. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболистов. М., 1994. 46. Методика физического воспитания учащихся 10 – 11классов: Пособие для учителя./ Под ред. В.И. Ляха.- М.,1997. с. 480 47. Настольная книга учителя физической культуры./ Под ред. Л.Б Кофмана.- М., 1998. с. 208 48. Определение физической подготовленности школьников./ Под ред. Б.В. Сермеева. – М.,1998.с. 208 49. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техникумов физ. культ./ Под ред. А.А. Гужаловского. – М.,1999 г. стр. 136 50. Писарев, С.В. Футбол [Текст].- М.: Спорт Академ Пресс, 2000. 51. Рудов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом в футболе [Текст]. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спорт Академ Пресс,2001. 52. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 384 с. 53. Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: Дис. + канд. пед. наук. - М., 1990. - 162 с. 54. Подготовка футболистов / Под общ. ред. В.И. Козловского. - М.: ФиС, 1977. - 173 с. 55. Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 240 с 56. Рудов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом в футболе [Текст]. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спорт Академ Пресс,2001. 57. Хрипкова А.Г., Антронова М.В., Форбер Д.А. «Возрастная физиология и школьная гигиена». 58. Футбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.М. Портнова. Изд. 3-е, перераб.- М.: ФиС, 1988. 59. Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения. Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 1999. - 100 с. 60. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под ред. СП. Андреева и др. - М., 1986. - 262 с. 61. Физическое развитие детей среднего школьного возвраста ./ Под ред. Б.В. Сермеева. – М., 1998.с. 208 62. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для пединститутов. / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.,1990.с. 161 63. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.с. 153 64. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 65. Хьюс Ч. Футбол. Тактические действия команды: Пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. - 144 с. 66. Харре Д. Учение о тренировке.- М.: ФиС, 1971. 67. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В. И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.с. 153 68. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 384 с. 69. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: Дис+. канд. пед. наук. - М., 2003. -112 с 70. Шамардин A.M., Солопов ИМ., Исмаилов AM. Функциональная подготовка футболистов: Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК. - 2000. - 152 с. 71. Швыков И.А., Сучилин А.А., Андреев СМ., Буйлин Ю.Ф., Исмоилов A. M., Лапшин О.Б. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 124 с.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА. Краткая характеристика развития детей среднего школьного возраста и особенности развития быстроты в данном возрасте. Школьный возраст – самый благоприятный период для развития двигательных качеств. Правда, естественный прирост результатов на различных ступенях обучения в школе имеет свои особенности. Развитие быстроты у школьников выражено не так ярко, как силы, и заканчивается раньше. Хотя двигательные качества выделяют как самостоятельные понятия, следует все же иметь в виду, что проявляются они не сами по себе, а в конкретной деятельности. Одним из важнейших физических качеств спортсмена является быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота зависит от волевых усилий, от соответствующих функции нервной системы и ее состояния, от сократительных свойств мышц, их силы и эластичности, от подвижности в суставах, от совершенствования спортивной техники. Упражнения имеют различную направленность, и число их очень велико. Общеразвивающие физические упражнения используются для укрепления организма, всестороннего физического развития, исправления дефектов телосложения. Собственно общеразвивающие физические упражнения служат средством повышения работоспособности органов и систем организма, развития силы, быстроты, выносливости, умения координировать движения, увеличения подвижности в суставах, воспитания других качеств в целях общего физического развития, что особенно важно для новичков и мало подготовленных спортсменов. К этим упражнениям относятся: наклоны, повороты, размахивания, выполняемые с палкой, гантелями, набивным мячом, скакалкой и другими предметами; упражнения в висе и упоре (поднимания ног, отжимания, подтягивания и др.), на снарядах (гимнастическая стенка, перекладина, брусья), на тренажерах в естественных условиях (толстая ветвь дерева и т.д.). Такие упражнения используют на разминке. Специальные упражнения применяются для развития физических качеств, обучения технике избранного вида спорта, воспитания волевых качеств. В этих упражнениях движения и действия спортсмена по координационной структуре и характеру выполнения, кинематическим и динамическим показателям, а также психологическим проявлениям возможно больше соответствуют избранному виду упражнения или его части. К специальным упражнениям относятся также упражнения, выполняемые в облегченных условиях, а также в более трудных и усложненных. Упражнения для развития специальных качеств применительно к избранному виду спорта. Нередко повторным выполнением целостного спортивного упражнения нельзя так развить силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах и другие качества, как это можно сделать с помощью специальных упражнений. Столь же важно использование специальных упражнений для локальных воздействий, обеспечивающих развитие отдельных мышечных групп, органов и систем и, следовательно, повышение отдельных компонентов подготовленности спортсмена. Чем элементарнее специальные упражнения, тем локальнее их воздействие. С помощью таких упражнений достигают избирательного развития силы, быстроты, подвижности в суставах, ловкости, меткости, точности, координации движений, необходимых для совершенствования части или элемента избранного вида спорта (Н.Г. Озолин, 1988). Средствами развития быстроты как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы. Первую, широко применяемую, составляют упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это, прежде всего, спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, единоборства, гимнастические и акробатические упражнения, разнообразные прыжки. Во вторую группу входят скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) на быстроту реакции; б) на скорость выполнения отдельных движений; в) на улучшение частоты движений; г) на улучшение стартовой скорости; д) на скоростную выносливость; е) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом. Третью, вероятно, самую обширную, группу образуют упражнения: а) сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности; б) сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий. Например, упражнения в прыжках можно использовать для одновременного развития скоростных и силовых способностей (В.И. Лях, 1997). Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Например, в легкой атлетике отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов. Для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (Ж.К. Холодов, 2001). В процессе воспитания быстроты следует стремиться к максимальному увеличению темпа движений, не требующих проявления больших мышечных усилий, к обеспечению по возможности оптимальной амплитуды движений и максимального расслабления не участвующих в работе групп мышц. Предпочтение следует отдавать не специальным упражнениям, основанным на искусственном вычленении отдельных элементов, а естественным движениям. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. Наиболее эффективным упражнением является бег – одно из самых естественных движений человека. Бег в тренировочных занятиях должен проводиться в самых различных вариантах. Весьма эффективны скоростные упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме. Требуется обязательное соблюдение дидактических принципов активности, наглядности, способствующих более полному проявлению занимающимися физических качеств и двигательных умений (В.П. Филин, 1974). В.И. Лях (1997) основным методом развития быстроты реакции называет повторный метод. Анализ средств тренировки, используемых 184 сильнейшими бегунами мира, показывает, что только 26 из них начали применять специальные средства тренировки в юношеском возрасте. До 18-19 лет для развития физических качеств использовались неспецифические средства. Следует отметить, что ошибки методического характера, связанные с преждевременным применением средств узкоспециализированной подготовки, приводят к тому, что к 17-18 годам спортивные результаты стабилизируются. Использование больших объемов неспецифической нагрузки юными спортсменами от 10 до 16 – один из важнейших путей подготовки легкоатлетов высокой спортивной квалификации. В содержание занятий легкоатлетов 7-11 лет входит общая физическая подготовка, подвижные и спортивные игры, пешие прогулки, бег в медленном темпе, простейшие упражнения воспитывающие быстроту. Продолжительность тренировочных занятий в этом возрастном периоде должна быть не более 1,5 часа, а число занятий не более 3 раз в неделю. Неспецифические упражнения, с помощью которых воспитывается быстрота, целесообразно применять в возрасте 8-10 лет. Однако включать специфические средства совершенствования скоростных качеств следует не раньше, чем юный спортсмен будет показывать результаты на уровне 1 спортивного разряда (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980). Как известно из методической литературы, основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т.е. упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью (Н.Г. Озолин, 1988). Основными средствами развития быстроты является пробегание коротких отрезков с максимальной околопредельной скоростью. Среди более известных упражнений используемых преимущественно для развития быстроты можно назвать следующие: пробегание отрезков 40-50м.; пробегание отрезков под уклоном; пробегание отрезков 50-60м по ветру или за движущимся лидером; пробегание отрезков 30-40м с высокого или низкого старта; семенящий бег; бег с высоким подниманием бедра; бег прыжками; бег с захлестыванием голени назад; бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад (колесо); беговое движение ногами – «педаляж»; прыжки на одной ноге; быстрые движения рук, как при беге, стоя на месте; бег на месте 15 сек.; имитация быстрого бега в висе на перекладине; (В.Г. Алабин, М.П. Кривоносов, 1976). С.А. Баранцев, В.С. Домащенко (2001) предлагают следующие средства развития быстроты: 1) бег на 10м с хода; 2) челночный бег; 3) бег с максимальной скоростью 12-15м; 4) бег с высоким подниманием бедра на месте и в движении; 5) бег с захлестыванием голени назад на месте и в движении; 6) прыжки вверх на месте; 7) прыжки через скакалку; 8) прыжки через препятствия разной высоты с продвижением вперед; 9) прыжки с ноги на ногу; 10) бег с преодолением сопротивления партнера «в упряжке» 11) бег по отметкам; 12) имитация работы рук с заданной частотой; 13) подвижные игры, эстафеты; В.П. Филин (1964) предлагает следующие средства: бег с ускорением 60-120м; бег с хода 30-60м, повторный бег в 1/2-3/4 силы и с максимальной скоростью; специальные беговые упражнения; контрольные прикидки и соревнования. Основными методами воспитания скоростных способностей являются: метод строго регламентированного упражнения (метод повторного выполнения действий, метод вариативного упражнения), соревновательный метод и игровой (Ж.К. Холодов, 2001). Основным методом развития быстроты являются многократные движения с предельной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Последнее достигается включением упражнений с малыми отягощениями, чтобы учащиеся на уроках сознательно развивали и увеличивали свою силу (И.А. Гуревич, 1980). Основной метод воспитания быстроты – метод выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость (В.П. Филин, 1974). Если под влиянием утомления скорость начинает снижаться, работа над развитием быстроты прекращается, так как дальнейшее повторение при пониженных скоростях воспитывает выносливость, а не быстроту (Я.М. Коц, 1986). Многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа. В этом случае стабилизируются не только пространственные, но и временные характеристики движения – скорость и частота движений спортсмена. В результате образуется своего рода «скоростной барьер» (В.П. Филин, 1974). Можно ли избежать возникновения «скоростного барьера»? В.М. Зациорским и В.П. Филиным было предложено новое направление в методике воспитания быстроты движений спортсменов. Авторы исходили из того, что более эффективным путем, позволяющим избежать возникновения «скоростного барьера», является более поздняя специализация в избранном виде спорта. При этом необходимо до начала специализации совершенствовать отдельные факторы, определяющие максимальную скорость движения, прежде всего динамическую силу, под которой понимается проявление большой силы в условиях быстрого выполнения движений. Ж.К. Холодов (2001) считает, причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями. Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы: облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение; использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений; лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Исследованиями установлено, что с целью воспитания быстроты, повышения скорости на этапе углубленной тренировки надо использовать следующие методы тренировки: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью; метод выполнения скоростного упражнения, в котором специализируется спортсмен, с предельной или околопредельной скоростью; метод выполнения скоростного упражнения в затрудненных условиях; метод выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях; игровой метод тренировки. Ведущее место в процессе воспитания быстроты повышения скорости должен занять метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), направленный на воспитание способности к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамической силы) и на повышение уровня максимальной мышечной силы (В.П. Филин,1974). При развитии динамической силы следует использовать наибольшее для данного спортсмена отягощение, которое, однако, не приводит к существенному нарушению структуры соревновательного движения. С этой целью целесообразно прибегать, главным образом, к таким скоростно-силовым упражнениям, которые по своей структуре и характеру выполнения соответствует основному спортивному навыку. При использовании метода повторных динамических усилий, в программу занятий включаются прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые упражнения; упражнения с набивными мячами; упражнения со штангой и гирями. Применение лишь скоростно-силовых упражнений не позволяет существенно повысить максимальную мышечную силу, потому что их воздействие на нервно-мышечный аппарат относительно кратковременно. В противоположность этому при выполнении силовых упражнений с большим отягощением, хотя и меньшей скоростью движения, максимальное усилие проявляется более длительно, что способствует более эффективному развитию мышечной силы (В.П. Филин, 1974). Важно чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и в высоту с максимально быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения (В.П. Филин, 1974). Эффективным методом воспитания быстроты, является метод выполнения упражнения в затрудненных условиях, стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песчаному грунту). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает занимающемуся овладеть умением выполнять предельно быстрые движения (уменьшение длины дистанции, высоты препятствий, бег по наклонной дорожке), что позволяет выполнять движения с быстротой, превышающей определенный предел для данного спортсмена. Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения выполнять движения без излишних напряжений. Это достигается путем многократного выполнения упражнений, при усилиях близких к предельным, однако без искажения техники движений. С этой целью в программу занятий должны включаться бег с опущенными и предельно расслабленными руками, бег с ускорением при плавном нарастании скорости (В.П. Филин, 1974). Важное значение для воспитания быстроты и скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Количество повторений тренировочных работ для развития быстроты должно быть малое. Объясняется это тем, что наибольшего давления можно добиться воздействием на организм только предельно быстрыми движениями. А это требует значительной концентрации волевых усилий и предъявляет, в связи с этим большие требования к центральной нервной системе. Вследствие этого, уже после нескольких повторений возникает чувство некоторой усталости, ведущее к снижению быстроты движений. А раз быстрота движений уменьшилась, значит, эффективность тренировки, направленной на развитие быстроты, значительно снижается. Понятие о быстроте, их виды Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. Различают несколько элементарных форм проявления быстроты: 1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции. 2. Быстроту одиночного движения. 3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления. 4. Частоту движений. Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно). В простой реакции выделяют два ее компонента: 1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека. 2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции. Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других. При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС. Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере. Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения. Методики воспитания быстроты Быстрота двигательных реакций, может быть, простой и сложной. Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал, появляющийся внезапно. Например, старт в беге, свисток арбитра во время игры. Быстрота простой реакции определяется по латентному периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых не превышает 0,3 с. Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель, с установкой на сокращение времени реагирования. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняются в облегченных условиях (например, в футболе изменения направления движения по сигналу). Как правило, реакция осуществляется не изолированно. А в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (атакующие действия, элементы игровых действий). Поэтому для совершенствования быстроты простой реакции применяются упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным: изменяют время между предварительной и исполнительной командами, разнообразные сигналы – от самых громких до очень тихих. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию, ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях: например, футболист, быстро реагирует на звуковой сигнал рукой, будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того. На что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем, если оно направлено на восприятие сигнала. С точки зрения Каковкина А. В. надо учить занимающихся умению концентрировать внимание на предстоящем напряжении мышц, которое зависит от времени ожидания сигнала. Сложные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий. К сложным двигательным реакциям в физическом воспитании и спорте относят реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцию на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. По мнению Ю.Ф. Курамшина, для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируют отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции. В сложных реакциях выделяют: • Реакции на движущийся объект. • Реакции выбора. Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,18 – 1 с. Латентный период этой реакции вратаря при движении рукой в среднем имеет величину 0,18 – 0,21 с; при выдвижении ногой – 0,22 – 0,24 с. Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элементов: 1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока). 2. Оценить направление и скорость движения его движения. 3. Выбрать план действий. 4. Начать его осуществление. Основная доля этого времени (более 80 %) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (мяча, игрока) в поле зрения. Этот компонент составляет значительную часть времени сложной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями: 1. Воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» в поле зрения объект (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; 2. Направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими её быстроту. [16.стр.48-49]. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует: 1. Постепенно увеличивать скорость движения объекта; 2. Сокращать дистанцию между объектом и занимающимися; 3. Уменьшать размеры движущегося объекта. Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мяча меньшего размера, чем обычные.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg