Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Образ рыцаря в средневековом эпосе

cool_lady 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом исследования является средневековая эпическая литература. Предмет– рыцарская культура эпохи средневековья. Хронологические рамки работы охватывают XI-XV вв., которые считаются временем расцвета рыцарской культуры средневековья, что во многом было связяно с эпохой крестовых походов. Кроме того, именно в этот период появляется большинство литературных произведений, посвященных рыцарской тематике («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах и др.»). Цель работы – воссоздать собирательный облик рыцаря, представленный в произведениях средневековой литературы. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - изучить средневековую рыцарскую литературу; - охарактеризовать повседневную жизнь и занятия рыцарей; - проанализировать воинские ценности и культурные идеалы рыцарей. Методологической основой исследованияявляются общенаучные методы познания: анализ, синтез, логический. Для всестороннего раскрытия темы исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, а также источниковедческий. Они позволили изучить содержание литературных произведений, сравнить их между собой и на основе этого сравнения воссоздать обобщенный образ средневекового рыцаря. Научная новизна работызаключается в поытке комплексного анализа доступных источников и литературы по теме исследования. При этом автор уделяет приоритетное внимание рассмотрению эпической литературы, так как в историографии вопроса просматривается тенденция преимущественного изучения рыцарского романа, образцы которого далеко не всегда являлись эпической литературой. Практическая значимостьработы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в средней школе в процессе преподавания курса всеобщей истории. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность исследования.В истории классического Средневековья рыцарство занимает особое место и это время с полным основанием может быть названо рыцарской эпохой, внешний облик которой, по меткому замечанию выдающегося историка средневековой культуры И. Хёйзинги, во многом определяли «развевавшиеся плюмажи». Не случайно, определяя основополагающее для его концепции истории культуры понятие «игры», нидерландский ученый использовал значительный круг данных, относящихся к истории средневекового рыцарства. Рыцарский образ жизни представлялся ему явлением четко выраженной «игровой» природы, в смысле восприятия «игры» как последовательной антитезы «обыденной жизни», а рыцарский идеал, по его мнению, выражался «по большей части в фантазии и фикции». Еще один аспект актуальности темы состоит в том, что изучение рыцарской культуры, отразившейся в литературных произведениях, позволяет не только глубже понять эпоху средневековья, но почерпнуть оттуда многие важные и для современников, особенно подрастающего поколения, нравственные идеалы, ценности и нормы поведения. Неслучайно, например, что наша речь закрепила идеал мужчины фразеологизмами «рыцарь на белом коне», «рыцарь без страха и упрека» и др. Об актуальности темы исследования свидетельсвует также современная массовая культура. Сегодняшняя популярность Арагорна, доблестных рохирримов и гондорцев из «Властелина колец» – убедительное доказательство популярности и привлекательности рыцарских идеалов. Характеристика использованных источников. Источниковой базой исследования послужили циклы эпических рассказов о Тристане и Изольде, а также «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь и Сиде» «Ланселот, или Рыцарь Телеги» и другие романы о подвигах рыцарей круглого стола, называемые циклом короля Артура, «Персеваль, или Повесть о Граале», «Беовульф», Витязь в тигровой шкуре (пер.Н.Заболоцкий) и другие . Как пишет Н.Р. Малиновская в своей монографии «Миф о Тристане и Изольде – это повествование о любви, которая сильнее смерти, о вине любимого и любящего перед нелюбимым, о вечном возвращении Тристана и о горьком счастье Изольды, о великодушии и жестокости короля Марка» . Важнейшим источником по истории средневекового рыцарства является «Песньо нибелунгах». Этосредневековая германскаяэпическаяпоэма, написанная неизвестным автором в конце XII - начале XIII века. Она принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о взаимоотношениях германских племёни о попытке германцев установить родственные связи с укрепившимися в то время вВосточной Европеи угрожавшими берегам Рейнагуннами. Сюжет поэмы основан на женитьбе легендарнгофранкскогоге-роя«драконоборца»ЗигфриданабургундскойпринцессеКримхильде . Следующим немаловажным источником является «Песнь о Си-де».«Песнь о Сиде» близка к исторической правде в большей степени, чем другие памятники героического эпоса, она даёт правдивую карти-ну Испании и в дни мира и в дни войны. Её отличает высо-кий патриотизм.Главным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни это освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послжил кастильский военачальник, дворянин, герой, ры-царь Реконкисты Родриго . Обзор использованной литературы.Следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Изучением рассматриваемой проблемы занимались следующие отечественные авторы: Мелетинский Е. М., Михайлов А. Д., Андреев М. Л., Кузьмина В. Д., Абрамян Р. Т и другие . Большой интерес представляет работа Мелетинского Е.М. «Средневековый роман» , в которой анализируются формы средневекового романа европейских стран и стран востока, выявляются и характеризуются основные этапы его развития, а также раскрывается национальная специфика отдельных литературных памятников эпохи Средневековья. Не менее значима работа Матюшиной И. Г. «Поэтика рыцарской саги». В данном произведении автор рассматривает особенности жанра рыцарского романа-саги в норвежской и исландской литературе. В том числе рассматривается и история Тристана и Изольды . Значительную роль при анализе данной темы сыграла работа М. Л. Карсавина Л. П. , занимающегося проблемой средневековой культуры и литературных жанров. Большой вклад в разработку темы внесли зарубежные исследователи средневековой европейской литературы Поль Зюмтор и Шарль Диль. При написании работы использовалась также монография итальянского автора Ф. Кардинв, в частности «Истоки средневекового рыцарства» . Автор работает на стыке многих наук:социальной, экономической и культурной истории, археологии, историитехники и материальной культуры, военного дела. Он исходит из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и какопределенной культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения,своеобразной «движущей идеи» эпохи. Концепция Ф. Кардини открыла новые аспекты формирования рыцарства, итальянским исследователем был введен воборот огромный материал, ранее под таким углом зрения не рассматривавшийся. Ф. Кардини показывает, что рыцарство в пору своегорасцвета очень далеко отстоит от своих истоков, но, тем не менее, питаетсяими. И эти истоки, постепенно набирающие силу и трансформирующиеся, иесть живые артерии истории. Рассечь их – значит представить не подлинноисторическое явление как сложнейший организм, а его омертвевшее подобие,лишь напоминающее оригинал. Очень интересны исследования Марии Оссовской – это видный поль-скийфилософ и социолог, родоначальник науковедения, специалист в областитеории и истории морали. Предметом ее социологии морали является анализобщественных условий формирования моральных явлений, анализ моралиразличных эпох и социальных групп. «Рыцарь и Буржуа: исследования поистории морали» – эта книга исследует рыцарский этос, его разновидности .
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Литературные произведения о подготовке к вступлению в рыцари...8 1.1 Воспитание рыцарей ……………………………………………………........8 1.2 Посвящение в рыцари……………………………………………………….15 Глава 2. Повседневные занятия, внешний вид и этический кодекс рыцаря…28 1.1 Вооружение и доспехи рыцарей………………………………………..…..28 1.2 Воинские ценности и культурные идеалы рыцарей ……………………..32 Заключение ……………………………………………………………………...39 Список использованных источников и литературы…………………………..41
Список литературы

I. Источники 1.1 Беовульф// Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=51655 1.2 Песнь о Нибелунгах // Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/WORLD/nibelungi.txt 1.3 Песнь о Роланде // Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/WORLD/roland.txt 1.4 Песнь о Сиде // Режим доступа: https://librebook.me/pesn_o_side 1.5 Старшая Эдда // Режим доступа: http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm 1.6 Тристан и Изольда // Режим доступа: https://www.belcanto.ru/tristan.html 1.7 Цикл о короле Артуре и рыцарях Круглого стола // Режим доступа: https://fantlab.ru/work208717 1.8 Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре (пер.Н.Заболоцкий)// Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/RUSTAWELI/rustave1.txt II. Литература 2.1 Абрамян, Р. Армянское рыцарство (IV-VI вв.) / Р. Абрамян // Армянский вестник.–1999. –№1-2. –С. 144-150. 2.2 Андреев, М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения / И.Л. Андреев. – 1993.–256 с. 2.3 Ауров, О.В. Образ жизни кастильского рыцаря XIII века / О.В. Ауров // Вопросы истории. – 2003.– №8. –С.56-57. 2.4 Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств/ А.А. Долин. – Москва, 1990. – 425 с. 2.5 Дюби, Ж. Рыцарство/ Ж. Дюби // Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом.– Москва, 2000. –С. 262-275. 2.6 Ефимова, Е. Рыцарство / Е. Ефимова. – Москва, 2003. – 240 с. 2.7 Кузьмина, В. Д. Рыцарский роман на Руси / В.Д. Кузьмина. – Москва, 1964. – 344 с. 2.8 Малинин, Ю.П. Рыцарская этикав позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) / Ю.П. Малинин // Средние века. – Москва, 1992.– С. 195-213. 2.9 Мелетинский, Е. М. Средневековый роман / Е. М. Мелетенский// Происхождение и классические формы. – Москва, 1983. – 304с. 2.10 Михайлов, А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе/ А.Д. Михайлов. – Москва, 1976.–352 c. 2.11 Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / М. Оссовская. – Москва, 1987. – 528 с. 2.12 Руа,Ж.Ж. История рыцарства / Ж.Ж. Руа. – М.,1998. – 250 с. 2.13 Тайны, скрытые забралом: Энциклопедический путеводитель по истории рыцарства. – Москва,Современник, 2002. – 416 с. 2.14 Юнусов, A.Г. Восточное рыцарство (в сравнении с западным) // Вопросы Истории. – Вып.9. – 1996. – С. 103-104.
Отрывок из работы

1.1 Воспитание рыцарей Теме рыцарей в средневековом эпосе много времени уделил Руа Ж.Ж., в его издании «История рыцарства».Чем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска,тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в этоблагородное звание. Только родовой поотцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Ноодного дворянского происхождениябыло далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровымвоспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинскихтрудов, необходимо былоосновательное изучение всех рыцарских обязанностей.Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать,что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия,в которое он желал поступить . Пажи. Воспитаниелица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игрыи занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Вооруженныйколом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом, он сражалсяс частоколом родового поместья, и испытывал таким образом рождавшуюсясилу для будущих воинских успехов. Зима особенно способствовала подобнымзабавам: собрав товарищей-однолеток, он сооружал из снега укрепленияи башни, осаждал или оборонял их, и под рукой его рассыпались снежные ограды. В таких играх ужепророчили молодцу то высокое звание, которое Бог и счастье уготовятему в свое время. Семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальнымиуроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю,отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось вдружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательноевоспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честьюдля себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образованиесына. Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлялего и высказывал при этом свои последние наставления. Они заключаютсяв следующем извлечении Маршанжи из разных авторов: Любезный сын,- говорил поседевший в честной службе старыйдворянин,- полно быть домоседом, пора поступить тебе в школу подвигов,ибо всякий молодой дворянин покидает родительский кров, чтобы получитьдоброе воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении;но, Бога ради, храни честь; помни, что ты сын и не обесчести рода нашего;будь храбр и скромен везде и со всеми, потому что хвала в устах хвастунаесть хула; кто во всем полагается на Бога, того и взыщет Бог. Я припоминаюслова одного пустынника, который меня поучал; он говорил мне: гордость,если бы она была во мне, истребила бы все, хотя бы я обладал всеми царствами Александра, хотя бы был мудр, как Соломон, и храбр, как троянский герой Гектор. В собраниях говори последним и первым бейся в бою; хвали заслуги твоих собратьев: рыцарь умалчивающий о доблестях собрата - грабитель его . Любезный сын, еще прошу тебя - будь кроток и добр к низшим; онивозблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все, как должноеим по праву; низший почтен будет твоей обходительностью и сделает тебяповсюду именитым и славным». В минуту разлуки мать юноши дарила ему связанный ею в зимниевечера кошелек с небольшими деньгами, и затем повязывала на шею сынаиздавна хранимый ею ковчежец с мощами, чтобы предохранить егоот заговора,напасти и порчи. Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождениистарого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получалзвание пажа или валета. Обязанности этого звания не заключали в себев те времена ничего унизительного: это была услуга за услугу, хотяпаж, собственно, исполнял обязанности нынешнего слуги. Пажи сопровождалипатрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках,были на посылках и даже служили за столов Почтительно, с поникшим взором,молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание,отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилатькомнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержатьв порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовениястранствующим рыцарям. Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которойон не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юнымпажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельныхдам замка. Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимоеуважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательницпорождали в сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасномуполу, что составлялоотличительную черту рыцарства. Пример дам и рыцарей,которым пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие.Вот источник внешней грации, столь необходимой в общественных сношенияхи которую можно почерпнуть только в обществе. Но более всего старалисьразвить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговениек тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствияспособствовали такому преднамеренному образованию: они заранееприучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям.Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах,перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьеми биться с деревянным рыцарем . Они строили иногда городки и брали их приступом; городкиэти назывались именами некоторых местностей Палестины: они осаждалиглиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста. Полянаснабжала их султанами, а роща - стрелами: все это было зарей их будущейславы2. Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте,об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили молодогопажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви иливоенной славы. Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастахи состояниях, усиливалось с каждым днем, или из желания перейти на службук другому, более знаменитому и более уважаемому рыцарю, или из желанияпопасть в оруженосцы того же дома: часто это был последний шаг в рыцари. Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительностии других доблестей не только для пажей и оруженосцев, но и для молодыхдевушек. Там они с ранних пор изучали свои будущие обязанности. Там развивалии совершенствовали в них грацию и те нежные чувства, для которых они созданы,кажется, самой природой. Молодые девушки учились там оказывать будущимсвоим мужьям те услуги, какие вправе ожидать знаменитый воин от нежнойсупруги. Они первые смывали с рыцарей пыль и кровь, кровь, пролитую заних же. Дамы и девицы учились ботанике и хирургии, и с горячим участиеми ловкостью оказывали раненым необходимую помощь . Оруженосцы. Чтобы показатьмолодежи назначение меча,- при переходе пажа в оруженосцы, когдамеч впервые влагался ему в руки,– совершали религиозный обряд. Отец и мать, или восприемники, держа восковые свечи, подводилик алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола мечи пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемымна них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаряили его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцевили камергеров, на конюших или шталмейстеров; на кравчих или форшнейдеров;на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должностьоруженосца, состоявшего при особе рыцаря. В звании оруженосцев, которогообыкновенно достигали в14 лет, молодые воспитанники ближе допускались к своим сеньорам и свободнееучаствовали в их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которымдолжны были воспитываться.Они с большим вниманием наблюдали за ними,стараясь заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцами придворным своего патрона; они стремились приобрести грацию движений,приветливость, вежливость, Скромность, благоразумие, сдержанность вразговорах и развязность, когда она была нужна. Форшнейдер присутствовал на пирах и, ловко разрезая яства,опрятно подавал их благородным гостям. В это время он молча изучал искусствоговорить красиво. Товарищи его заботились о столе: они приносили блюдаи надзирали за хлебом и вином; все это делалось с постоянным вниманием,чтобы присутствующие ни в чем не нуждались. Они же подавали мыться послеобеда, убирали со стола и, наконец, приготовляли следовавшие послеобеда удовольствия. Тогда они присоединялись к обществу и участвовалив нем вместе с девицами из свиты почетных дам. Потом они подавали лакомства,вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, этоназывалось на сонгрядущий. Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты. Из этих должностей, которые были только подготовкой к болеетрудной, переходили в шталмейстеры. Обязанность шталмейстеров состоялав попечении о лошадях: такое занятие не могло быть унизительным у дворянства,сражавшегося только на коне. Искусные конюшие обучали лошадей ратнымприемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавалиим это искусство. Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядкеи чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанностиперемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойтивсе комнаты и дворы замка. Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешилик нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки,шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно. Боевых рослых коней конюшие вели с правой стороны, поэтомуони назывались destries, их подводили рыцарю при виде неприятеля. Шлеми другие оборонительные и наступательные доспехи подавались рыцарюоруженосцами; все они вооружали его с одинаковой поспешностью. Такони сами приучались вооружаться с предусмотрительностью: собратьи укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало– требовалои ловкости, и умения; частоот этого зависели успех и безопасность сражающихся.Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снималих при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становилисьпозади своих рыцарей и были как бы зрителями боя . Нооруженосцы были не совсем праздными зрителями; их присутствие,полезное для безопасности рыцарей, не менее полезно было и для них самих.При страшном столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг надруга с опущенными копьями, одни - раненные и опрокинутые – поднимались,выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить;другие старались воспользоваться своим преимущественным положениемнад побитым неприятелем. Каждый оруженосец внимательно следил за действиямисвоего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимаяего, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно.Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут молодойвоин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переноситьстолько трудов и опасностей. Но слабую и неопытную молодежь не подвергали таким опасностям,пока заранее не узнавали, есть ли в ней достаточно сил. Воинские игры,в которых приобретается гибкость, ловкость и сила, необходимые длябоя, скачка через кольцо и препятствия, на конях и с копьями, задолгоприучали их к турнирам - слабому подобию войны. Дамы находили особенноеудовольствие быть свидетельницами этих игр и своим присутствием возбуждалидух соревнования в желавших отличиться. Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимуюдля этой трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличногокавалера. Поэтому не удивительно, что и звание оруженосца было в большомпочете. Значительная часть дворян не имела другого звания; даже КарлVIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это званиестаршего своего сына . Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю былоснован на справедливом опасении, что родительская нежность не решитсяподвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимыдля рыцарской службы. По прошествии некоторого времени, проведенного молодымилюдьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке патрона, они начиналипосещать дворы своих государей, затем в военное время находились привойске, а в мирное время странствовали и отправляли должности пословв отдаленных краях. Таким образом они приобретали навык владеть оружием,участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями. Эти трирода занятий назывались les trois metiers des armes, а исполнявший ихporsuivants d'armes. В канун турниров проводились игры, называвшиеся пробнымитурнирами, приготовлением к большому турниру, в которых лучшие оруженосцыиспытывали свои силы оружием более легким, ломким и не так опасным, какрыцарское. Оруженосцы porsuivants d'armes, отличившиеся и удостоенныенаграды на пробных турнирах, иногда получали право участвовать и набольших, среди славного сословия рыцарей. Это былоодной из ступеней,по которой оруженосцы восходили к храму чести, т. е. сами делалисьрыцарями . Можно сделать вывод, чточем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска, тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в этоблагородное звание. Только родовой поотцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Ноодного дворянского происхождениябыло далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровымвоспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинскихтрудов, необходимо былоосновательное изучение всех рыцарских обязанностей.Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать,что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия,в которое он желал поступить. 1.2 Посвящение в рыцари Церемония посвящения в рыцари описана во многих исторических очерках, в художественных произведениях, обыграна в кинематографе и т.д. Как и любая другая традиция, ритуал посвящения в рыцари имеет свою собственную историю и свои нюансы в проведении . Данный ритуал, без всякого сомнения, являлся важным этапом в жизни любого мужчины эпохи средневековья. Чтобы стать рыцарем, молодому оруженосцу необходимо было обратиться с соответствующей просьбой к своему сеньору или к другому высокопоставленному лицу. Далее следовало детальное изучение биографии кандидата в рыцари, анализировались его поступки, его поведение, его взаимоотношения в обществе и т.д. Все это позволяло убедиться в смелости, честности, прямодушии, отваге и прочих личностных качеств кандидата . Если молодой человек удовлетворял этим требованиям, то начинался второй этап подготовки к ритуалу. За некоторое время до церемонии моло-дой кандидат в рыцари должен был обязательно придерживаться поста, проводить львиную долю своего времени за молитвами и покаянием. Ночь перед торжеством будущий рыцарь должен был провести в церкви. Ритуал посвящения обычно приобщался к тому или иному религиозному празднику. Это максимально подчеркивало всю важность происходящего события. На рассвете молодой человек проходил процедуру омовения. Он надевал на себя свободную льняную тунику, а на шею вешал перевязь с мечом. Сам ри-туал посвящения в рыцари проводился в заранее назначенном месте: это могла быть церковь или часовня, замок или вообще чистое поле. Уже на месте виновнику торжества помогали облачиться в доспехи, после чего свя-щенник проводил специальную литургию. Затем зачитывалась книга рыцар-ских законов. Только так будущий рыцарь узнавал о своих обязанностях перед королем, сеньором и церковью. Кандидат в рыцари все это время обязан был стоять на коленях. Далее наступал самый ответственный шаг - непосредственное посвя-щение в рыцари. Для этого к молодому человеку подходил его сеньор или сам король и слегка ударял плоской стороной меча по плечу кандидата. В это время новобранец должен был произносить клятву рыцаря. После этого на юного рыцаря надевались золотые шпоры, символизирующие достоинство. Новоиспеченному рыцарю выдавался в личное пользование щит с гербом королевского рода и оружие для сражения - именной меч. Завершалась процедура посвящения в рыцари передачей юному защитнику королевства его боевого коня. С этого времени еще вчерашний оруженосец являлся благородным человеком и мог проезжать по улицам городов под восторженные крики собратьев по оружию, крестьян и прекрасных дам. С этого момента рыцарь был обязан участвовать во всех военных кампаниях своего королевства и защищать, а также укреплять оборону его пограничных территорий . Оруженосец, домогавшийся рыцарского звания, просил навестио себе справки, когда государь или грансеньор, к которому обращалисьс просьбой, уверясь в храбрости, прямодушии и в других доблестях молодо-гоpoursuivantd'armes, назначал день посвящения. Для этого избирались обыкновеннокануны каких либо торжеств, например, объявление мира или перемирия,коронование королей, рождение, крещение или браки принцев, большиецерковные праздники и, преимущественно, канун Пятидесятницы . Молитвой, строгим постом и чистосердечным раскаянием вгрехах но-вик (lanovice) несколько дней готовился к посвящению. Послеисповеди и благоговейного приобщения Св. Тайн, его облекали в белую,как снег, льня-ную одежду - символ непорочности, необходимой в рыцарскомзвании, отчего и произошло слово кандидат (candide от candidus – белый).В этом одеянии кандидат отправлялся в церковь на ночное бдение. Там, передалтарем Богоматери или своего патрона, подле надгробных памятниковс изваяниями принцев и великих воителей, преклонял он колена и, сложивруки крестом, с поникшим взором, проводил всю ночь в молитве и размышлениях,вспоминалусопших героев и молил Творца сподобить его такой же подвижническойжизнью и смертью. На рассвете приходили за ним старые рыцари, его восприемники,т. е. избранные стоять с ним во время посвящения, и уводили его в ба-ню,приготовленную, из уважения к рыцарству, великим камергером. По вы-ходеиз бани надевали ему на шею перевязь с мечом, укладывали его в постельи покрывали простым белым хитоном, я иногда и черным сукном, взнактого,что он прощался со сквернами мира и вступал в новую жизнь. В таком наряде восприемники, в сопровождении родственников,друзей и всех окрестных рыцарей, приглашавшихся на величественную церемонию,вводилиновопосвящаемого в церковь. Здесь священник, благословляямеч новика, читал по-латыни псалмы и поучения, вроде следующих: «Господи, Боже мой! Спаси раба Твоего, ибо от Тебя исходитсила, без Твоей опоры исполин падает под пращей пастуха, а бессиль-ный,воодушевляемый Тобой, делается непоколебимым, как чугунная твер-дыняпротив немощной ярости смертных. Всемогущий Боже! В руце Твоей победные стрелы, и громы гневаНебесного; воззри с высоты Твоей славы на того, кого долг призываетв храм Твой, благослови и освяти меч его, не на служение неправде и тиранству,не на опустошение и разорение, а на защиту престола и законов, на освобождениестраждущих и угнетенных; подаждь ему, Господи, во имя этого священногодела, мудрость Соломона и крепость Маккавеев» . По окончании этого обряда восприемники уводили кандидатав комна-ты, где надевали на него сперва что-то вроде темной фуфайки, потомгазовую, тканую золотом рубашку, сверх этого легкого одеяния кольчугуи, наконец, мантию, испещренную красками и гербами рыцаря. В таком облаченье он являлся туда, где государь или какой-нибудьзнаменитый рыцарь должен был облобызать его. Обыкновенно это лобзаниедавалосьновопринятому кавалеру в церкви или в часовне; впрочем, иногда давалось оно в зале или на дворе дворца или замка, а иногда даже и в чистомполе. Шествие было церемониальное, под звуки барабанов, труб и рогов;кандидату предшествовали главнейшие рыцари, нося на бархатных подушкахдоспехи, которыми его вооружали по прибытии на место; только щит икопье ему еще не вручались: он получал их после освящения. Затем совершалилитургию во имя Св. Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, помещаяськак можно ближе к алтарю, впереди того, кто давал ему лобзание. Лишь толькокончалась обедня,- церковнослужители выносили налой с книгой рыцарскихзаконов, чтение которых слушали внимательно. Вот несколько статей,дающих понятие о том совершенстве, к какому должны были стре-митьсяпоступающие в рыцарское звание. Рыцари обязаны бояться, почитать, служить любить Бога искрен-но;сражаться всеми силами за веру и в защиту религии, умирать, но не отре-катьсяот христианства. Они обязаны служить своему законному государю и защищатьего и свое отечество . Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного; мужествоих да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится. Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорб-лятьзлословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бед-ных.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg