1.1 Воспитание рыцарей
Теме рыцарей в средневековом эпосе много времени уделил Руа Ж.Ж., в его издании «История рыцарства».Чем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска,тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в этоблагородное звание. Только родовой поотцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Ноодного дворянского происхождениябыло далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровымвоспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинскихтрудов, необходимо былоосновательное изучение всех рыцарских обязанностей.Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать,что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия,в которое он желал поступить .
Пажи. Воспитаниелица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игрыи занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Вооруженныйколом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом, он сражалсяс частоколом родового поместья, и испытывал таким образом рождавшуюсясилу для будущих воинских успехов. Зима особенно способствовала подобнымзабавам: собрав товарищей-однолеток, он сооружал из снега укрепленияи башни, осаждал или оборонял их, и под рукой его рассыпались снежные ограды. В таких играх ужепророчили молодцу то высокое звание, которое Бог и счастье уготовятему в свое время.
Семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальнымиуроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю,отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось вдружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательноевоспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честьюдля себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образованиесына.
Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлялего и высказывал при этом свои последние наставления. Они заключаютсяв следующем извлечении Маршанжи из разных авторов:
Любезный сын,- говорил поседевший в честной службе старыйдворянин,- полно быть домоседом, пора поступить тебе в школу подвигов,ибо всякий молодой дворянин покидает родительский кров, чтобы получитьдоброе воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении;но, Бога ради, храни честь; помни, что ты сын и не обесчести рода нашего;будь храбр и скромен везде и со всеми, потому что хвала в устах хвастунаесть хула; кто во всем полагается на Бога, того и взыщет Бог. Я припоминаюслова одного пустынника, который меня поучал; он говорил мне: гордость,если бы она была во мне, истребила бы все, хотя бы я обладал всеми царствами Александра, хотя бы был мудр, как Соломон, и храбр, как троянский герой Гектор. В собраниях говори последним и первым бейся в бою; хвали заслуги твоих собратьев: рыцарь умалчивающий о доблестях собрата - грабитель его .
Любезный сын, еще прошу тебя - будь кроток и добр к низшим; онивозблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все, как должноеим по праву; низший почтен будет твоей обходительностью и сделает тебяповсюду именитым и славным».
В минуту разлуки мать юноши дарила ему связанный ею в зимниевечера кошелек с небольшими деньгами, и затем повязывала на шею сынаиздавна хранимый ею ковчежец с мощами, чтобы предохранить егоот заговора,напасти и порчи.
Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождениистарого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получалзвание пажа или валета. Обязанности этого звания не заключали в себев те времена ничего унизительного: это была услуга за услугу, хотяпаж, собственно, исполнял обязанности нынешнего слуги. Пажи сопровождалипатрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках,были на посылках и даже служили за столов Почтительно, с поникшим взором,молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание,отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилатькомнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержатьв порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовениястранствующим рыцарям.
Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которойон не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юнымпажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельныхдам замка. Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимоеуважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательницпорождали в сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасномуполу, что составлялоотличительную черту рыцарства. Пример дам и рыцарей,которым пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие.Вот источник внешней грации, столь необходимой в общественных сношенияхи которую можно почерпнуть только в обществе. Но более всего старалисьразвить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговениек тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствияспособствовали такому преднамеренному образованию: они заранееприучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям.Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах,перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьеми биться с деревянным рыцарем .
Они строили иногда городки и брали их приступом; городкиэти назывались именами некоторых местностей Палестины: они осаждалиглиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста. Полянаснабжала их султанами, а роща - стрелами: все это было зарей их будущейславы2.
Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте,об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили молодогопажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви иливоенной славы. Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастахи состояниях, усиливалось с каждым днем, или из желания перейти на службук другому, более знаменитому и более уважаемому рыцарю, или из желанияпопасть в оруженосцы того же дома: часто это был последний шаг в рыцари.
Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительностии других доблестей не только для пажей и оруженосцев, но и для молодыхдевушек. Там они с ранних пор изучали свои будущие обязанности. Там развивалии совершенствовали в них грацию и те нежные чувства, для которых они созданы,кажется, самой природой. Молодые девушки учились там оказывать будущимсвоим мужьям те услуги, какие вправе ожидать знаменитый воин от нежнойсупруги. Они первые смывали с рыцарей пыль и кровь, кровь, пролитую заних же. Дамы и девицы учились ботанике и хирургии, и с горячим участиеми ловкостью оказывали раненым необходимую помощь .
Оруженосцы. Чтобы показатьмолодежи назначение меча,- при переходе пажа в оруженосцы, когдамеч впервые влагался ему в руки,– совершали религиозный обряд.
Отец и мать, или восприемники, держа восковые свечи, подводилик алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола мечи пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина.
Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемымна них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаряили его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцевили камергеров, на конюших или шталмейстеров; на кравчих или форшнейдеров;на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должностьоруженосца, состоявшего при особе рыцаря.
В звании оруженосцев, которогообыкновенно достигали в14 лет, молодые воспитанники ближе допускались к своим сеньорам и свободнееучаствовали в их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которымдолжны были воспитываться.Они с большим вниманием наблюдали за ними,стараясь заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцами придворным своего патрона; они стремились приобрести грацию движений,приветливость, вежливость, Скромность, благоразумие, сдержанность вразговорах и развязность, когда она была нужна.
Форшнейдер присутствовал на пирах и, ловко разрезая яства,опрятно подавал их благородным гостям. В это время он молча изучал искусствоговорить красиво. Товарищи его заботились о столе: они приносили блюдаи надзирали за хлебом и вином; все это делалось с постоянным вниманием,чтобы присутствующие ни в чем не нуждались. Они же подавали мыться послеобеда, убирали со стола и, наконец, приготовляли следовавшие послеобеда удовольствия. Тогда они присоединялись к обществу и участвовалив нем вместе с девицами из свиты почетных дам. Потом они подавали лакомства,вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, этоназывалось на сонгрядущий. Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты.
Из этих должностей, которые были только подготовкой к болеетрудной, переходили в шталмейстеры. Обязанность шталмейстеров состоялав попечении о лошадях: такое занятие не могло быть унизительным у дворянства,сражавшегося только на коне. Искусные конюшие обучали лошадей ратнымприемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавалиим это искусство. Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядкеи чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанностиперемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойтивсе комнаты и дворы замка. Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешилик нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки,шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно.
Боевых рослых коней конюшие вели с правой стороны, поэтомуони назывались destries, их подводили рыцарю при виде неприятеля. Шлеми другие оборонительные и наступательные доспехи подавались рыцарюоруженосцами; все они вооружали его с одинаковой поспешностью. Такони сами приучались вооружаться с предусмотрительностью: собратьи укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало– требовалои ловкости, и умения; частоот этого зависели успех и безопасность сражающихся.Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снималих при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становилисьпозади своих рыцарей и были как бы зрителями боя .
Нооруженосцы были не совсем праздными зрителями; их присутствие,полезное для безопасности рыцарей, не менее полезно было и для них самих.При страшном столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг надруга с опущенными копьями, одни - раненные и опрокинутые – поднимались,выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить;другие старались воспользоваться своим преимущественным положениемнад побитым неприятелем. Каждый оруженосец внимательно следил за действиямисвоего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимаяего, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно.Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут молодойвоин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переноситьстолько трудов и опасностей.
Но слабую и неопытную молодежь не подвергали таким опасностям,пока заранее не узнавали, есть ли в ней достаточно сил. Воинские игры,в которых приобретается гибкость, ловкость и сила, необходимые длябоя, скачка через кольцо и препятствия, на конях и с копьями, задолгоприучали их к турнирам - слабому подобию войны. Дамы находили особенноеудовольствие быть свидетельницами этих игр и своим присутствием возбуждалидух соревнования в желавших отличиться.
Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимуюдля этой трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличногокавалера. Поэтому не удивительно, что и звание оруженосца было в большомпочете. Значительная часть дворян не имела другого звания; даже КарлVIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это званиестаршего своего сына .
Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю былоснован на справедливом опасении, что родительская нежность не решитсяподвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимыдля рыцарской службы.
По прошествии некоторого времени, проведенного молодымилюдьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке патрона, они начиналипосещать дворы своих государей, затем в военное время находились привойске, а в мирное время странствовали и отправляли должности пословв отдаленных краях. Таким образом они приобретали навык владеть оружием,участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями. Эти трирода занятий назывались les trois metiers des armes, а исполнявший ихporsuivants d'armes.
В канун турниров проводились игры, называвшиеся пробнымитурнирами, приготовлением к большому турниру, в которых лучшие оруженосцыиспытывали свои силы оружием более легким, ломким и не так опасным, какрыцарское. Оруженосцы porsuivants d'armes, отличившиеся и удостоенныенаграды на пробных турнирах, иногда получали право участвовать и набольших, среди славного сословия рыцарей. Это былоодной из ступеней,по которой оруженосцы восходили к храму чести, т. е. сами делалисьрыцарями .
Можно сделать вывод, чточем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска, тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в этоблагородное звание. Только родовой поотцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Ноодного дворянского происхождениябыло далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровымвоспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинскихтрудов, необходимо былоосновательное изучение всех рыцарских обязанностей.Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать,что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия,в которое он желал поступить.
1.2 Посвящение в рыцари
Церемония посвящения в рыцари описана во многих исторических очерках, в художественных произведениях, обыграна в кинематографе и т.д. Как и любая другая традиция, ритуал посвящения в рыцари имеет свою собственную историю и свои нюансы в проведении .
Данный ритуал, без всякого сомнения, являлся важным этапом в жизни любого мужчины эпохи средневековья. Чтобы стать рыцарем, молодому оруженосцу необходимо было обратиться с соответствующей просьбой к своему сеньору или к другому высокопоставленному лицу. Далее следовало детальное изучение биографии кандидата в рыцари, анализировались его поступки, его поведение, его взаимоотношения в обществе и т.д. Все это позволяло убедиться в смелости, честности, прямодушии, отваге и прочих личностных качеств кандидата .
Если молодой человек удовлетворял этим требованиям, то начинался второй этап подготовки к ритуалу. За некоторое время до церемонии моло-дой кандидат в рыцари должен был обязательно придерживаться поста, проводить львиную долю своего времени за молитвами и покаянием. Ночь перед торжеством будущий рыцарь должен был провести в церкви. Ритуал посвящения обычно приобщался к тому или иному религиозному празднику. Это максимально подчеркивало всю важность происходящего события.
На рассвете молодой человек проходил процедуру омовения. Он надевал на себя свободную льняную тунику, а на шею вешал перевязь с мечом. Сам ри-туал посвящения в рыцари проводился в заранее назначенном месте: это могла быть церковь или часовня, замок или вообще чистое поле. Уже на месте виновнику торжества помогали облачиться в доспехи, после чего свя-щенник проводил специальную литургию. Затем зачитывалась книга рыцар-ских законов. Только так будущий рыцарь узнавал о своих обязанностях перед королем, сеньором и церковью. Кандидат в рыцари все это время обязан был стоять на коленях.
Далее наступал самый ответственный шаг - непосредственное посвя-щение в рыцари. Для этого к молодому человеку подходил его сеньор или сам король и слегка ударял плоской стороной меча по плечу кандидата. В это время новобранец должен был произносить клятву рыцаря. После этого на юного рыцаря надевались золотые шпоры, символизирующие достоинство. Новоиспеченному рыцарю выдавался в личное пользование щит с гербом королевского рода и оружие для сражения - именной меч.
Завершалась процедура посвящения в рыцари передачей юному защитнику королевства его боевого коня. С этого времени еще вчерашний оруженосец являлся благородным человеком и мог проезжать по улицам городов под восторженные крики собратьев по оружию, крестьян и прекрасных дам. С этого момента рыцарь был обязан участвовать во всех военных кампаниях своего королевства и защищать, а также укреплять оборону его пограничных территорий .
Оруженосец, домогавшийся рыцарского звания, просил навестио себе справки, когда государь или грансеньор, к которому обращалисьс просьбой, уверясь в храбрости, прямодушии и в других доблестях молодо-гоpoursuivantd'armes, назначал день посвящения. Для этого избирались обыкновеннокануны каких либо торжеств, например, объявление мира или перемирия,коронование королей, рождение, крещение или браки принцев, большиецерковные праздники и, преимущественно, канун Пятидесятницы .
Молитвой, строгим постом и чистосердечным раскаянием вгрехах но-вик (lanovice) несколько дней готовился к посвящению. Послеисповеди и благоговейного приобщения Св. Тайн, его облекали в белую,как снег, льня-ную одежду - символ непорочности, необходимой в рыцарскомзвании, отчего и произошло слово кандидат (candide от candidus – белый).В этом одеянии кандидат отправлялся в церковь на ночное бдение. Там, передалтарем Богоматери или своего патрона, подле надгробных памятниковс изваяниями принцев и великих воителей, преклонял он колена и, сложивруки крестом, с поникшим взором, проводил всю ночь в молитве и размышлениях,вспоминалусопших героев и молил Творца сподобить его такой же подвижническойжизнью и смертью.
На рассвете приходили за ним старые рыцари, его восприемники,т. е. избранные стоять с ним во время посвящения, и уводили его в ба-ню,приготовленную, из уважения к рыцарству, великим камергером. По вы-ходеиз бани надевали ему на шею перевязь с мечом, укладывали его в постельи покрывали простым белым хитоном, я иногда и черным сукном, взнактого,что он прощался со сквернами мира и вступал в новую жизнь.
В таком наряде восприемники, в сопровождении родственников,друзей и всех окрестных рыцарей, приглашавшихся на величественную церемонию,вводилиновопосвящаемого в церковь. Здесь священник, благословляямеч новика, читал по-латыни псалмы и поучения, вроде следующих:
«Господи, Боже мой! Спаси раба Твоего, ибо от Тебя исходитсила, без Твоей опоры исполин падает под пращей пастуха, а бессиль-ный,воодушевляемый Тобой, делается непоколебимым, как чугунная твер-дыняпротив немощной ярости смертных. Всемогущий Боже! В руце Твоей победные стрелы, и громы гневаНебесного; воззри с высоты Твоей славы на того, кого долг призываетв храм Твой, благослови и освяти меч его, не на служение неправде и тиранству,не на опустошение и разорение, а на защиту престола и законов, на освобождениестраждущих и угнетенных; подаждь ему, Господи, во имя этого священногодела, мудрость Соломона и крепость Маккавеев» .
По окончании этого обряда восприемники уводили кандидатав комна-ты, где надевали на него сперва что-то вроде темной фуфайки, потомгазовую, тканую золотом рубашку, сверх этого легкого одеяния кольчугуи, наконец, мантию, испещренную красками и гербами рыцаря.
В таком облаченье он являлся туда, где государь или какой-нибудьзнаменитый рыцарь должен был облобызать его. Обыкновенно это лобзаниедавалосьновопринятому кавалеру в церкви или в часовне; впрочем, иногда давалось оно в зале или на дворе дворца или замка, а иногда даже и в чистомполе. Шествие было церемониальное, под звуки барабанов, труб и рогов;кандидату предшествовали главнейшие рыцари, нося на бархатных подушкахдоспехи, которыми его вооружали по прибытии на место; только щит икопье ему еще не вручались: он получал их после освящения. Затем совершалилитургию во имя Св. Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, помещаяськак можно ближе к алтарю, впереди того, кто давал ему лобзание. Лишь толькокончалась обедня,- церковнослужители выносили налой с книгой рыцарскихзаконов, чтение которых слушали внимательно. Вот несколько статей,дающих понятие о том совершенстве, к какому должны были стре-митьсяпоступающие в рыцарское звание.
Рыцари обязаны бояться, почитать, служить любить Бога искрен-но;сражаться всеми силами за веру и в защиту религии, умирать, но не отре-катьсяот христианства.
Они обязаны служить своему законному государю и защищатьего и свое отечество .
Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного; мужествоих да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.
Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорб-лятьзлословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бед-ных.