Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Специфика работы педагога – хореографа с детьми старшего школьного возраста

cool_lady 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объект исследования – работа педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста. Предмет исследования – методы работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста. Цель исследования – на основе теоретического анализа психолого-педагогической и научной литературы изучить специфику работы педагога хореографа с детьми старшего школьного возраста. В соответствии с главной целью исследования решаются следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей старшего школьного возраста; 2. Рассмотреть особенности методических приемов и принципов работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста; 3. Проанализировать формирование эстетической и художественной составляющих культуры личности ребенка. В процессе работы над дипломным проектом нами использовались следующие методы исследования: общенаучные методы познания – обобщение и систематизация, сравнение и сопоставление, системный поход и анализ, методы социологического исследования – интервью, письменный опрос, контент – анализ деловой документации и материалов прессы; психолого–педагогические методы – беседа, включенное наблюдение, опытно – экспериментальная работа. Теоретическая значимость исследования состоит в том, определены возрастные психологические и физиологические особенности развития подростков; определено значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развитая личности, определен воспитательный аспект хореографии в развитии личности подростка. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают педагогов – хореографов научно обоснованными выводами и рекомендациями по работе с детьми старшего школьного возраста.
Введение

Актуальность исследования определяется несколькими причинами. Во-первых, общеобразовательные школы, являясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры подростков, не полностью реализуют возможности предметов образовательной области «Искусство» и практически не используют возможности хореографии. Наряду с этим, для танцевальной педагогики необходимо использовать все научные достижения для оптимизации процессов обучения и репетиций, чтобы увеличить продолжительность профессиональной карьеры танцовщика.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 1.1. Психолого – педагогические особенности развития детей старшего школьного возраста 1.2. Методические приемы и принципы обучения детей старшего школьного возраста ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Эстетическая культура личности современного подростка 2.2. Сценическая практика как средство воспитания детей старшего школьного возраста ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 1.1 Психолого – педагогические особенности развития детей старшего школьного возраста Российскими учеными – педагогами и психологами – в достаточной мере отрефлексированы как общие проблемы формирования личности, так и возрастные особенности её развития. Психический облик личности, – подчеркивает Е.Ф. Рыбалко, – определяется реальным бытием, действительной жизнью человека, формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившейся материальной и духовной культурой. Поэтому, чтобы глубже понять, в чем состоит сложность и своеобразие личности, необходимо проследить путь её становления, начиная с раннего детства. Рассматривая историю развития личности, можно видеть, как складываются многообразные связи личности с обществом, каким образом происходит развитие и организация личностных свойств, формируется активность и целостность личности. Старший подростковый возраст - возраст кризисный, а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. Возрастная стратификация содержит систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций. «Юность» означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще не освоен, старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни. Главное психологическое приобретение - это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит, через эстетических и нравственных идеалов. Ведущая деятельность в этом возрасте - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Развитие самосознания, как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности. Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение. В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе. Личность – это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность – это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно- исторического процесса, во-вторых – субъектом познания, общения и деятельности. Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что субъективность – важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоятельность субъекта, преобразующую функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Личность можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление. Ученые отмечают, что хореографическое творчество можно назвать эффективным средством всестороннего развития личности. Его ядром является танец – древний вид искусства. Мир не переставая меняется, проходит год за годом, а человек все так же танцует, потому что это дарит ему самореализацию, полноту жизни, ее естественность. Через призму танца человек познает окружающий мир, пытается взаимодействовать с ним. Хореография отражает чувства такие, как любовь, восхищение, сочувствие, ненависть. Танец лечит душу порой лучше, чем слова. Хореографическое творчество настолько разнообразно, здесь можно встретить академизм классического танца, бодрящие ритмы бального, богатство народного танца, разнообразие направлений историко-бытового. Сейчас актуален интерес к современным танцевальным формам, молодежной танцевальной лексике. Старший подростковый возраст (15–18 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе развития процесса социализации. В это время значительно усложняются формы общественно направленного влияния на подростка. Они носят как непосредственный характер и осуществляются в процессе общения с взрослыми, так и опосредованный – через различные каналы социального воздействия – кино, телевидение, художественную литературу, а в последние годы посредством Интернет. В ряде исследований характеристики интеллекта и личностных свойств подростка даются раздельно. В действительности же уровень познавательной деятельности определяет особенности формирования личностных свойств. В этот период происходят существенные сдвиги в развитии мышления. Они состоят в том, что осуществляется переход от преобладания наглядно–образного мышления к абстрактно – логическому. Вместе с тем, наглядные компоненты в мыслительных процессах подростка играют еще большую роль и определяют усвоение этических норм и особенности саморегуляции нравственного поведения. Для старшего подростка особую значимость приобретает мир взрослых, отношение и оценка последних оказывают решающее влияние на развитие самосознания. В этот период уровень самооценки подростка характеризуется значительными колебаниями под влиянием педагогических воздействий. Старший подросток обнаруживает повышенную чувствительность к нравственным поступкам взрослых, особенно к проявлениям доброты, справедливости по отношению к нему. Развитие человека, – отмечает исследователь А.М. Баскаков, – сложный диалектический процесс. Он имеет свои качественные особенности на разных возрастных этапах развития. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие возрастные этапы развития детей и молодежи: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), пред дошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7–11 лет) подростковый (11–15 лет), ранняя юность (15–18 лет). Каждый период отличается своими существенными условиями жизни, потребностями и деятельностью, характерными противоречиями, качественными особенностями психики и психическими новообразованиями. Именно в подростковом возрасте осознаётся потребность в самовоспитании. В связи с этим у старших подростков меняются самооценка, отношение к качествам собственной личности, своим обязанностям, взаимоотношениям между людьми. Однако между притязаниями на взрослость и реальными возможностями школьников есть еще значительные расхождения, что, с одной стороны, побуждает их к работе над собой, а с другой, в силу ограниченности знаний, возможностей и сил, в какой–то мере препятствует самовоспитанию. Поэтому самовоспитанием занимается сравнительно небольшая часть учащихся, преимущественно активистов, которые имеют большую практику самооценки в связи с анализом, оценкой поступков и деятельности сверстников. У детей старшего школьного возраста ярко выражен интерес к общественной деятельности. Их увлекают постоянные и разовые поручения быть руководителями младших. Неучастие старших подростков в общественной работе объясняется тем, что в воспитательном процессе не всегда учитываются их интересы и потребности. Дружеские отношения старших подростков развиваются на различной основе. У своих товарищей многие подростки отмечают добросовестное отношение к учебе, готовность оказать помощь, желание вместе выполнять какое–либо задание. В процессе общения с товарищами у старших подростков уточняются представления о себе. Они начинают относиться к себе более самокритично, объективнее видят свои сильные и слабые стороны, чаще начинают сверять свои оценки с оценками товарищей, взрослых. Всё это помогает самовоспитанию подростков, которое занимает в этот период гораздо большее место. Дети старшего школьного возраста раньше начинают оценивать других людей, чем себя. Их суждения о других людях характеризуется большей самостоятельностью, вдумчивостью, конкретностью и глубиной, чем о себе. Однако и здесь они часто ошибаются, обращая внимание на внешнюю сторону поступка, а не на его цель и мотивы. Этим нередко объясняется положительная оценка случаев ложной дружбы, лихачества, упрямства. Раньше всего более правильно начинают осознаваться ими качества, связанные с учебной деятельностью, – трудолюбие, усидчивость, внимательность и др. Затем подростками осознаются качества, выражающие отношения к другим людям, – упрямство, чуткость, чувство товарищества и т.д. Позже – качества, характеризующие отношение к собственной деятельности, – скромность, зазнайство самокритичность. И, наконец, самые сложные качества – принципиальность, целеустремлённость, чувство чести. Личность также формируется воспитанием. Целенаправленные педагогические воздействия с учетом обстоятельств жизни и психического склада подростка могут изменять, переделывать сложившиеся отношения воспитанника и, более того, формировать новые. Следовательно, воспитание играет решающую роль в формировании личности, оно ведущий фактор её развития. Подростковый возраст очень интересен и своеобразен, и требует особого трепетного подхода к вопросам воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми этой возрастной категории, ибо успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных особенностей развития. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший, так как сам процесс превращения ребенка во взрослого труден и связан с серьезной перестройкой организма, психики и ломкой уже сложившихся форм отношений с людьми, связан с изменением условий деятельности. Чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать особенности физического и психического развития подросткового возраста. Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60-70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Современный подросток значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма. Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний. Ребенок, который начинает двигаться, танцевать становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечнососудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Энергия -накапливается! Искусство хореографии способно совмещать в себе физическую и духовную культуру, содействовать разностороннему развитию личности. Среди множества форм успешного развития подрастающего поколения танец занимает особое место. Проблемы воспитания целостной личности возникают по сей день, поэтому хореография в системе средств развития личности актуальна. Танцевальные занятия учат видеть и создавать прекрасное, развивают творческое воображение, образное мышление, фантазию. Хореографическая деятельность в то же время благотворно влияет на физическое развитие и здоровье воспитанников; прививает красоту движениям, пластичность телу, культуру поведения. Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности. Между тем анализ особенностей старшеклассников позволяет выявить психологическое своеобразие детей этого возраста, представляющего важнейший этап формирования личности. Прежде всего, особое значение приобретает готовность школьников к общественному труду, способность владеть развитой трудовой деятельностью. К 17-18 годам человек должен сформироваться настолько, чтобы он мог сознательно подключиться к любой социально необходимой деятельности. Психолог, танце-терапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества. Интеллектуальное развитие. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют старшеклассникам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Ребенок умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Старшеклассники рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: "Какой Я?", "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нём?", "Каковы мои возможности?". Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. Эмоционально - волевое развитие. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет. В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Для старших школьников в целом характерна достаточно высокая степень рефлексии. Сторона самосознания во многом зависит от эмоциональной. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях. Коммуникативное развитие. В этот период наблюдаются две противоположных тенденции общения. Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен " ожидания общения" - активный поиск друзей. Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу. Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного. Происходит укрепление чувства взрослости. Старшеклассник понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность. Индивидуализация старшеклассника проявляется во внешнем виде, одежде. Таким образом, в этот период времени у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность - период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. Система дополнительного образования, при правильной ее организации и ценностном подходе к проблеме воспитания имеет огромный потенциал для создания той благотворной почвы, тех условий, которые необходимы для свободного творчества растущей личности. Посещение детьми различных студий, школ танцев и домов творчества определяется по принципу добровольности, поэтому необходимо создать такую атмосферу, чтобы у ребенка появилось желание приходить снова и снова. Формирование личности ребенка - это, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и на поведение человека в целом. Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных и танцевальных студиях. Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Для того чтобы поднять ребенка на новый уровень произвольности, необходимо, опираясь на его эмоциональное отношение, интересы, желания найти такое средство, которое станет побудителем собственной активности ребенка, и будет мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью. Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это - важнейшее требование к условиям ее формирования. Танец, как средство формирования личности рассматривается во многих теоретических науках: социологических, психологических, педагогических. Так, хореография, как чисто человеческое достояние, особый социокультурный феномен исследуют ученые О. Авдеев, Л. Блок, К.Бюхер, И. Хайзинга. Интересный подход к этой проблеме у группы ученых (А. Моррей, Р. Коллингвуд, А. Хаскел), которые рассматривают танец, как использование проявления эмоций, и как «танец-язык-тела». С удовлетворением потребности человека в общении, в контакте (с матушкой природой, с окружающим миром, и другими людьми, а также с самим собой), социально-психологической позицией развития хореографического искусства. С помощью танцевально-двигательного навыка могут быть сформированы следующие привычные для нас свойства личности: ?Психические функции – внимание, память, воображение и способность к фантазии; ?Регуляция психического процесса; ?Межличностный тип отношений; ?Межличностный тип взаимодействия; ?Самосознание и его компоненты: самоотношение, самопринятие, самооценка, самоуважение, самоприспособляемость, самопреобразования. Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя не говорить при этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отражения объективной действительности. Каждый человек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни - оптимисты, другие - пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Какова психика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: в жизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад художника, его мировоззрение - вот что определяет акт рождения искусства».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg