Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Германо – Индийские отношения во второй половине XX века.

cool_lady 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом исследования – Германия и Индия. Предмет исследования – отношения двух стран. Цель работы – исследование германо – индийских отношения во 2 половине XX века. Задачами исследования являются: 1. Дать анализ статусу Германии на международной арене с учетом характеристики элементов её современной политики, участия в стратегических альянсах и международных спорах, внешнего сотрудничества и посредничества. 2. Дать оценку контактам Индии с учетом характеристики её внешнеполитических отношений, политики и международных спорах. 3. Рассмотреть Германо – Индийские отношения во 2 половине XX века, дать характеристику их взаимоотношений. Методы исследования. Методология научного исследования предполагает учёт техники, процедуры, приёмов и операций исследования: В числе основных использовались общие исторические методы: сравнительно-исторический – метод исторической реконструкции; структурный – метод непосредственно составляющих аспектов исследования; конструктивный – метод моделирования, направленный на создание концептуальных оценок. Источниковая база связана с анализом источников и современной литературы российских и зарубежных авторов. Выбор нижней границы объясняется подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 12 сентября 1990 г. [Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901736368 (дата обращения: 06.12.2015)], с которого началось объединение. Степень разработанности темы. Литературу мы распределили по нескольким категориям. В нашем исследовании осуществляется анализ и оценка научной литературы, вышедшей в последние десятилетия. Этапы и факторы формирования постбиполярной системы международных отношений рассматривали в своих трудах В. Батюк, А.Д. Богатуров, З. Маршания, Ф.Г. Войтоловский, А.В. Торкунов. В последние годы отечественными учеными было получено немало интересных результатов, имеющих большое значение для понимания теоретических вопросов и методологии анализа внешней политики ФРГ. В этот процесс внесли свой вклад такие авторы, как Р.К. Аяпергенов, А.И. Егоров и др. Научная новизна исследования. Приоритетность последних исследований определяется очевидной необходимостью взглянуть на Германо – Индийские отношения во второй половине XX века. Нами проводится систематизации материала, который существенным образом дополняет исследование заявленной темы. Наше исследование даёт возможность соотнести проблематику и выводы современных авторов по рассматриваемым проблемам, провести их комплексный анализ. Теоретическая значимость исследования усматривается в углублении и осмыслении знаний о Германо – Индийских отношениях XX века. Практическая ценность определяется возможностью использования результатов исследования для подготовки разработок по изучению проблем Германо – Индийских отношений. Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из 3-х глав. В заключении обобщаются итоги исследования. В списке литературы представлены книги которые использовались для написания данной работы.
Введение

Постановка проблемы. После распада в 90-х гг. XX веке СССР и биполярной системы международных отношений начало XXI века стало временем изменения международной конфигурации и новой расстановки сил на глобальном и региональном уровнях. Всё больше политически и экономически окрепших государств стремятся сегодня стать региональными или мировыми державами, активно интегрируются в мировую политику. XXI век носит переходный характер современного миропорядка и постоянно модифицирующегося баланса сил, в котором США стараются сохранить статус единственной сверхдержавы и структуру однополярного мира, а также усилить НАТО, но ослабить при этом ООН как гаранта поддержания мира во всем мире. Актуальность. После объединения Германии расстановка сил в Европе выглядит иначе, чем прежде: сегодня Федеративная Республика Германия играет в Европейском Союзе ключевую роль и является экономическим донором для менее экономически стабильных европейских государств. Германия не намерена останавливаться на достигнутых результатах, а стремится выстраивать многовекторную и рациональную внешнюю политику. Поэтому, даже несмотря на мировой финансово-экономический кризис, Германия активна во многих сферах: это и поддержание экономической стабильности и безопасности внутри ЕС, и участие немецкого контингента в антитеррористических операциях, и инвестирование средств в энергетические проекты в России и Центральной Азии для обеспечения энергетической стабильности в ЕС, а также стремление изменить структуру ООН (Германия, так же как и Индия, намерена стать постоянным членом Совета Безопасности ООН). Многие государства, в особенности экономические гиганты Азии, пытаются вырваться из рамок региональных держав и стремятся оказывать влияние на мировую политику. Сегодня можно наблюдать такую активность со стороны Индии, которая, став ключевым игроком в Южной Азии, хочет получить место постоянного члена Совета Безопасности ООН и, являясь членом практически всех значимых региональных и международных организаций и объединений, упрочить свои позиции на международной арене. Благодаря значительным демографическим ресурсам, устоявшейся демократической форме правления, многочисленной армии, обладанию ядерным оружием, выгодному стратегическому положению, амбициям политической и бизнес-элит, возрастающему авторитету на международной арене, Индия имеет все шансы стать в среднесрочной перспективе не региональной державой, а мировой.Полагаем, что Германия, и в особенности Индия, сегодня демонстрируют стремление к совершенствованию и покорению новых вершин в различных областях. Возможно, накопившаяся внутренняя энергия в этих странах побуждает их к решительным и активным действиям на международной арене.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Статус Германии на международной арене 1.1. Элементы политики современной Германии 1.2.Основные направления внешней политики ФРГ в конце ХХ в.: общая характеристика 1.3.Евроатлантическое направление внешней политики ФРГ Выводы первой главы ГЛАВА 2. Статус Индии 2.1. Элементы политики Индии 2.2. Индия и её внешнее сотрудничество 2.3.Индия и её участие в международных спорах Выводы второй главы ГЛАВА 3.Германо – индийские отношения во 2 половине 20 века 3.1.Военно – политические отношения 3.2.Торгово – экономические отношения 3.3.Социально – гуманитарные аспекты отношений ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Источники 1.Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 12 сентября 1990 г. [Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901736368 (дата обращения: 06.12.2015)], с которого началось объединение. 2. Литература 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. 264 с. 2. Ангела Меркель обвинила Россию в создании угрозы международной стабильности [Электронный ресурс]. [2014]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1042031 (дата обращения: 23.11.2015). 3. Аяпергенов Р.К. Основные направления во внешней политике Германии в XXI веке // Вестник КрасГАУ. 2013. №8. С. 244-248. 4. Батурин Л.М. Итоги и перспективы российско-германского политического сотрудничества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/itogi-i-perspektivy-rossiysko-germanskogo-politicheskogosotrudnichestva. (дата обращения: 21.12.2015). 5. Батюк В. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/twenty- three/009.htm (дата обращения: 03.11.2015). 6. Бернд Б. История Германии [Электронный ресурс] // От создания Германской империи до начала XXI века. URL: http://romanbook.net/book/7903980/?page=117 (дата обращения: 18.10.2015). 7. Бжезинский З. После последней мировой державы 2. Великая шахматная доска [Электронный ресурс]. URL: http://conspi.ru/publ/zbignev_bzhezinskij_velikaja_shakhmatnaja_doska/posle_pos lednej_mirovoj_sverkhderzhavy_2/180-1-0-1456 (дата обращения: 22.11.2015). 8. Богатуров А.Д. Современный международный порядок [Электронный ресурс] // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/ one/001.htm (дата обращения: 06.12.2015). 9. Братчиков И.Б., Люблинский Д.Е. Россия и Германия // Международная жизнь. 2002. № 3. С. 19-26. 10. Братчиков И.Б., Люблинский Д.Е. Российско-германские отношения на современном этапе [Электронный ресурс]. [2007]. URL: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=13789 (дата обращения: 13.11.2015). 11. Войтоловский Ф.Г. Нестабильность в мировой системе // Международные процессы. 2009. № 1. С. 12. 12. Воробьева Л. М. Внешняя политика ФРГ на пороге XXI в. М., 2000. 356 с. 13. Геополитическое положение ФРГ. Историко-географические особенности [Электронный ресурс]. URL: http://www.intoregions.ru/gols-946- 1.html (дата обращения: 30.09.2015). 14. Германия: экономика и политика. Экономико-географическое положение [Электронный ресурс]. URL: http://www.deutschlanddeutsch.ru (дата обращения: 13.10.2015). 15. Горбачев выдвинул Гельмута Коля на Нобелевскую премию мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/12jun2007/kol.html (дата обращения: 26.11.2015). 16. Григорьев Е. Последнее сражение Гельмута Коля // Российский Кто есть Кто. URL: http://www.whoiswho.ru (дата обращения: 15.01.2016). 17. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2566557/ (дата обращения: 18.12.2015). 18. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901736368 (дата обращения: 06.12.2015). 19. Егоров А.И. Германия на международной арене: участие в многосторонних связях и развитие отношений с Россией (1991 – 2008 гг.): диссертация Егоров А.И. канд. ист. наук. Нижний Новгород. 2014. 441 с. 20. Из Правительственного заявления федерального канцлера Г. Шредера в бундестаге (10 ноября 1998 г.). История Германии. Том 3. Документы и материалы. М.: КДУ, 2008. 592 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Статус Германии на международной арене 1.1. Элементы политики современной Германии В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на международной арене произошли кардинальные политические и экономические перемены. Биполярная модель, определявшая ход развития мировой цивилизации на протяжении более половины ХХ столетия, осталась в прошлом. Как справедливо отмечает В. Батюк, в период биполярного мира ФРГ являлась всего лишь государством с фактически ограниченным суверенитетом, отягощенным проблемами восстановления единства и обеспечения национальной безопасности в условиях глобального противостояния социалистического и капиталистического лагерей. В 1990 г. произошло объединение страны, положившее начало коренным изменениям стратегической обстановки в Европе. Федеративная Республика Германия, которая и ранее играла весьма важную роль в НАТО и Европейском экономическом сообществе, после объединения многократно увеличила свой политический и экономический потенциал. Военная политика страны в течение 90-х гг. ХХ столетия также подверглась большой корректировке, во многом обусловленной изменившимися геополитическими реалиями постбиполярного периода международных отношений. В 1955 г. произошло вхождение Германии в НАТО. В сентябре 1954 г. в Лондоне и Париже, в октябре – в Париже прошли многосторонние консультации стран-участниц Брюссельского пакта, а также США и Канады, в ходе которых были разработаны условия включения ФРГ и Италии в Брюссельский пакт, а ФРГ – в НАТО. В октябре 1954 г. в Париже состояло подписание протокола с присоединением ФРГ к Брюссельскому пакту. В связи с этим в тексте пакта была внесены изменения, и Западный союз стал официально называться Западноевропейским. Отдельным протоколом было оформлено присоединение ФРГ к Североатлантическому договору. В косвенной форме включение ФРГ в НАТО означало «сдерживание» Западной Германии в немного меньшей степени, чем сдерживание СССР. 5 мая 1955 г. Парижские протоколы были ратифицированы западногерманским бундестагом, означало правовое оформление присоединения Федеративной Республики Германия к Североатлантическому договору, предусмотренного протоколом 23 октября 1954 г. ФРГ приняла обязательство не производить и не иметь на вооружении оружие массового уничтожения, некоторые типы тяжелого вооружения, крупные военные корабли и подводные лодки, бомбардировщики дальнего радиуса действия. С точки зрения безопасности и внешней политики членство в НАТО имеет для ФРГ большое значение. Благодаря интеграции в этот военный альянс удалось укрепить доверие соседей к Германии, которая после Второй мировой войны быстро окрепла сначала в экономической, а потом и в политической сфере. Длительное существование разделенного на два государства большого и исторически единого народа нереально, поэтому его воссоединение в 1990 г. – неизбежный и естественный акт. Объединение Германии произошло на следующих условиях: - отмена ответственности четырех держав, т.е. полный суверенитет объединенной страны; - объединенная Германия является членом НАТО (до вывода советских войск структуры НАТО не распространяются на бывшую ГДР); - вооруженные силы ФРГ сокращаются до 370 тыс. чел. (бундесвер имел 495 тыс. чел.); - объединенная Германия отказывается от производства, владения и распоряжения ядерным, химическим и биологическим оружием; - объединенная Германия признает послевоенные границы в Европе [Объединение Германии (1990). С объединением выросли вес и авторитет страны в мировой экономике и политической жизни, однако этот процесс не только оказался более длительным, чем предполагалось, но и породил трудные, крайне нестандартные проблемы, ведь впервые в истории проводился уникальный эксперимент - «сращивание» бывшей социалистической страны с крупной капиталистической державой. Очень разными были и структура хозяйства, и формы собственности, и жизненный уровень, политические системы двух немецких государств. В 1990-х гг. начался сложный процесс приватизации и весь восток Германии превратился в регион дочерних предприятий и филиалов западногерманских фирм. Германии удалось приобрести крепкие позиции на товарных рынках, где осуществлялось более половины мировых торговых операций. Это помогло вывести страну на второе место по стоимости экспорта. Глобальным лидером по этому показателю в 1990-е гг. являлись США, однако не следует забывать об их экономическом потенциале: он был почти втрое больше, чем у ФРГ. С 2002 г. ФРГ удалось занять место лидера в мировом экспорте товаров. Немецкие производители не только удерживали прочные позиции в США, странах ЕС и Японии, но и активно осваивали перспективные рынки стран ЦВЕ, Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. Э. Ноэль-Нойман отмечает, что объединение Германии привело к достижению важнейшего национального интереса, однако не смогло быстро изменить сознание немецкого населения, лишь нащупывавшего свое место в постбиполярном мировом порядке и интуитивно чувствовавшего, что ему предстоит пройти по этой дороге длинный и сложный путь. ФРГ удерживала одно из ведущих мест в мировой экономике, ключевой тенденции развития которой стало нарастание процесса углубления международного разделения труда. Этому способствовала большая конкурентоспособность немецких товаров на глобальных и региональных рынках. Но в тоже время, правительство ФРГ после объединения столкнулось с тем, что ряд европейских стран, в том числе ее союзники по НАТО Великобритания и Франция, высказывали опасения, что в ближайшем будущем Германия может поставить перед собой цель создания «Четвертого рейха». Исходя из этого, правительство Коля сразу провозгласило преемственность с внешнеполитическим курсом Боннской республики и заявило, что внешняя политика Федеративной Республики Германия является составной частью политики безопасности Европейского союза и стран Запада в целом. В подтверждение отказа от установки на милитаризацию Германия начала сокращение бундесвера. Его численность к концу 1990-х гг. была доведена до 330 тыс. человек. Таким образом, единая Германия подтвердила свое стремление к тесному политическому и военному сотрудничеству с НАТО. С подписанием в Москве 12 сентября 1990 г. Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии для нее завершился послевоенный период, в том числе и в вопросах внешнеполитической деятельности. Перед ФРГ встали задачи: 1) преодолеть последствия раскола, вызванного многолетним конфликтом между Востоком и Западом; 2) обрести в условиях глобализации свое прочное место для того, чтобы успешно противостоять возрастающей конкуренции в области экономики и внешней политики. Нужно отметить, что с началом реализации этих задач среди западных стран началась своеобразная борьба за лидерство на современной мировой арене, разделенной, как известно, на три основных центра притяжения - Америку, Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион. Реализация этих задач в ФРГ связывалась с появлением в последнее десятилетие новых внешнеполитических механизмов сотрудничества как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, а также с резким снижением идеологической напряженности между Востоком и Западом. Правительство Г. Коля и кабинет Г. Шредера получили невозможные ранее формы межгосударственных отношений, определившие все содержание внешнеполитического курса обновленной Германии. Практическое их осуществление обеспечивает многочисленный аппарат Министерства иностранных дел ФРГ и его дипломатических представительств. В 1990-е гг. ФРГ поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира, имея свыше 230 зарубежных представительств и 11 представительств при межгосударственных и наднациональных организациях. В начале 1990-х гг. статус ФРГ, как нового субъекта международных отношений, определялся следующими геополитическими параметрами: по размерам территории она занимала третье место в западной Европе после Франции и Испании, по численности населения – 12-е место в мире, но зато первое место в западной Европе. Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран. Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается максимальным количеством стран-соседей. Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе, Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в Первой и Второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии. Рассмотрим особенности геополитического положения. Во-первых, необходимо отметить, что западные и северные соседи ФРГ были членами НАТО. Во-вторых, морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за счет побережья Балтики. На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, так как это выход к морским путям для «старых земель» - наиболее развитой индустриально и наиболее интегрированной в мировую экономику части страны. Большую роль здесь играют и два речных пути от внутренних районов ФРГ (и шире - Европы) к морю – Рейн и Эльба. В-третьих, южная граница Германии шла по ярко выраженному природному рубежу – Альпийской цепи. Но она не являлась серьезным препятствием – через альпийские перевалы проходили железные и шоссейные дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов Средиземного моря поступала на юго-запад ФРГ. Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше в 10 - 12 раз ниже немецкой. Центральное положение Германии в Европе многократно сказывалось в ее истории. Канцлер ФРГ Гельмут Шмит говорил, что «наша важнейшая роль есть и будет – быть хорошими соседями. Это особенно сложно, когда соседей так много». Выступив за глобальный подход к проведению внешней политики, «новая ФРГ» в то же время стремилась в рамках этого подхода отстаивать свои национальные интересы. Они предполагали обретение Германией свободы действий в военной сфере и возвращение статуса великой державы. Правительство Коля избрало тактику постепенных шагов в процессе расширения участия ФРГ в международных акциях. В период подготовки и проведения в 1990-1991 гг. военной операции под эгидой ООН в зоне Персидского залива Основной закон Федеративной Республики Германии запрещал использование бундесвера за пределами «зоны ответственности» НАТО, а в пределах зоны НАТО – в тех местах, где во время Второй мировой войны находились солдаты вермахта. Поэтому, несмотря на сильное давление США, ФРГ вместо прямого участия в этой войне, оказала международной коалиции финансовое, медицинское и военное содействие. Внешняя политика Гельмута Коля отличалась многосторонней интенсивностью. Он выступал за европейскую интеграцию, а также при его активном содействии в феврале 1992 г. был подписан Маастрихтский договор о создании Европейского союза. Основополагающие принципы договора отражали и провозглашали: принцип единой денежной и валютной системы, создание будущего центрального банка, создание европейского гражданства, сотрудничество во внутренней и внешней политике и сфере международной безопасности.Коль пытался усилить влияние Германии на решении мировых проблем, путем достижения для ФРГ постоянного места в Совете Безопасности ООН. Михаил Горбачев писал, что «Гельмут Коль сделал неоценимый вклад в дело европейской интеграции. Благодаря ему шрамы, которые оставила в сердцах людей вторая мировая война, постепенно зажили. Это тоже очень важно для будущего Европы» [Горбачев выдвинул Гельмута Коля на Нобелевскую премию мира, М. Штюрмер писал: «Единство, уход русских и перегруппировка очагов угроз в мировой политике не являются для Федеративной Республики Германии «часом ноль», и германская внешняя политика не нуждается в коренных изменениях от А до Я. Тем не менее, все не так, как было раньше. Поэтому следовало бы все проанализировать и затем, исходя из географии и истории, определить и ранжировать интересы. Прежде всего, важны три определяющие величины: Соединенные Штаты, Европа после Маастрихта и отношение к России». В 1996 г. Париж и Бонн выступили с совместной инициативой по уточнению и расширению ряда интеграционных программ, содержащихся в Маастрихтском договоре. При активном участии Германии в октябре 1997 г. был выработан Амстердамский договор. Он расширил компетенции ЕС в области социальной, внутренней политики, в сфере экологии. За Европарламентом было закреплено больше полномочий в формировании законодательства Европейского сообщества. Амстердамский договор более подробно разработал содержание совместной внешней политики и политики безопасности стран ЕС, соблюдения прав человека и демократии. Он закрепил готовность Германии вместе с другими членами ЕС участвовать в международных акциях по борьбе с терроризмом, контрабандой, расизмом, организованной преступностью. Этот договор определил стратегию ЕС на XXI в. Федеративная Республика Германия способствовала принятию решения об упразднении национальной валюты и о введении с января 2002 г. евро как единственного средства расчетов между государствами. Лидирующая роль ФРГ в ЕС определяется также тем, что она производит четверть его внутреннего национального продукта. Несмотря на финансовые трудности, связанные с расходами на объединение страны, в начале 2000-х гг. взносы ФРГ в ЕС достигли четверти его бюджета. Если послевоенная внешняя политика ФРГ ставила главной задачей создание и сохранение прочной системы безопасности перед «военной угрозой советского блока» и, в связи с этим, поиск надежных военных союзников, то в конце ХХ в. международная обстановка диктует необходимость защиты в первую очередь своих экономических интересов. В этой связи можно говорить о смене акцентов во внешнеполитическом курсе ФРГ с военного на экономический. И Гельмут Коль в последние годы своего нахождения у власти, и канцлер Герхард Шредер, характеризуя свою внешнюю политику, постоянно подчеркивали, что главной ее чертой является «мирная направленность». В частности, в своем правительственном заявлении от 10 ноября 1998 г. канцлер Шредер, определяя главную направленность внешнеполитического курса своего кабинета, заявил, что основной его целью является «всяческое содействие мирному процессу во всем мире, так как ФРГ осознает свою ответственность и задачи, вытекающие из значения и авторитета объединенной Германии в мировом масштабе. Германская внешняя политика есть и остается политикой мира, мы решительно заявляем о своей готовности участвовать в мерах по установлению и поддержанию мира» [Из Правительственного заявления федерального канцлера Г. Шредера в бундестаге (10 ноября 1998 г.). внешнеполитического курса была подтверждена и в Коалиционном соглашении «Прорыв и обновление – путь Германии в XXI столетие»: «Новое правительство будет развивать основные принципы ранее проводимой внешней политики Германии: мирное и партнерское сотрудничество с соседями, укрепление трансатлантического партнерства, укрепление и расширение Европейского союза, общеевропейское сотрудничество в рамках ОБСЕ, особая ответственность за демократию и стабильность в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и поддержка поступательного развития во всех странах Юга». Для «красно-зеленой» коалиции ООН стала ядром ее внешней политики мультилатерализма, иными словами, многосторонней и многослойной дипломатии. Об этой важнейшей константе свидетельствует весь внешнеполитический курс Германии с момента объединения ФРГ и ГДР. Для Берлина ООН является центральной организацией, отвечающей за глобальный мир, безопасность и прогресс. В последнее десятилетие ХХ в. наметилось желание Федеративной Республики Германия играть на мировой арене свою, далеко не второстепенную роль. Не противопоставляя себя Соединенным Штатам Америки, ФРГ в то же время пытается перехватить внешнеполитическую инициативу, особенно в вопросах, касающихся решения европейских проблем. Если на протяжении всего срока правления Г. Коля определяющими его политики были идеи объединения Германии и немецкого народа, то кабинет конца 1990-х гг. хотел бы стать «локомотивом и ядром интеграции Европы», отводя ФРГ ведущую в этом процессе политическую роль. В правительственном заявлении от 10 ноября 1998 г. канцлер Шредер сказал: «Речь идет о самосознании повзрослевшей нации, которая не должна ощущать неполноценность по отношению к другим нациям, которая не отказывается от своей ответственности, смотря при этом вперед. Наши соседи также знают, что они могут доверять нам тем больше, чем больше мы, немцы, верим в собственные силы» [Из Правительственного заявления федерального канцлера Г. Шредера в бундестаге. 23 ноября 1998 г. во время церемонии аккредитации дипломатического корпуса федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер заявил: «Руководимое мною федеральное правительство не допустит изменений в принципиальной ориентации германской внешней политики, европейской политики и политики безопасности». По-прежнему коренные интересы ФРГ объявлялись вписанными в европейский контекст. Внешнеполитический курс был и традиционно осуществлялся в русле установившихся западных стандартов. Об этом свидетельствуют цели внешней политики ФРГ, изложенные в коалиционном соглашении «Прорыв и обновление – путь Германии в XXI столетие»: - включение Германии в Европейский союз как неотъемлемой части этого сообщества является центральным звеном германской политики. Особое внимание будет уделено инициативам по сближению реформ, проводимых на национальном и европейском уровнях; - использование исторического шанса расширения Европейского союза за счет стран Центральной и Восточной Европы; - использование закрепленных в Амстердамском договоре инструментов и механизмов совместной внешней политики безопасности; - расширение сотрудничества с НАТО как безотказного инструмента стабильности и безопасности Европы, необходимого для построения прочного европейского и мирового порядка; - США является важнейшим внеевропейским партнером Германии. Тесные и дружеские отношения с США основываются на совместных ценностях и совместных интересах; - ОБСЕ является единственной общеевропейской организацией безопасности, в связи с этим будут выдвигаться инициативы для усиления правового базиса Организации и разрешения конфликтных ситуаций в зоне ОБСЕ; - особая задача - политическое и финансовое укрепление ООН, ее реформирование в дееспособную инстанцию для решения международных проблем. Участие германских солдат в мероприятиях по поддержанию мира и международной безопасности с учетом международного права и германского конституционного права. Германия будет использовать возможности стать постоянным членом Совета Безопасности ООН; - отношения со всеми соседями Германии – важнейший элемент внешней политики. Будут предприняты шаги по интенсификации германо- французской дружбы, усилится сотрудничество с Польшей, Чехией. Цель отношений с Россией и Украиной – достижение стабильности в этом регионе посредством поддержки демократических правовых, социальных и рыночных реформ. Таким образом, объединение Германии привело к территориальному, демографическому расширению страны, росту ее политического и экономического потенциала, обусловило качественно новое положение ФРГ в Европе и мире. В конце ХХ в. начался новый период развития единой, стабильной, экономически мощной и влиятельной в международных отношениях ФРГ. Федеративная Республика Германия вступила в ХХI столетие в качестве государства, чья внешняя политика способна оказывать серьезное влияние на международные отношения в целом. 1.2.Основные направления внешней политики ФРГ в конце ХХ в.: общая характеристика Внешняя политика Федеративной Республики Германия за все время ее существования, вне зависимости от состава правительства и партийного представительства в нем, отличалась преемственностью и предсказуемостью. Это было напрямую связано с итогами Второй мировой войны, с особым положением двух германских государств и с сознательным ограничением со стороны держав-победительниц их внешнеполитического суверенитета. Существовала определенная зависимость ФРГ от Соединенных Штатов Америки, а ГДР от СССР. После объединения ФРГ и ГДР во внешнеполитической доктрине Федеративной Республики, при сохранении основополагающих констант, произошла смена внешнеполитических приоритетов. Европейское направление внешней политики ФРГ. Наибольших успехов Федеративная Республика Германия добилась на западноевропейском направлении своей политики. Очевидно, что после объединения Германии ее экономическая и политическая роль в Евросоюзе существенным образом выросла. Поэтому в Западной Европе усилилось ощущение, что благодаря своему экономическому, техническому, торговому и демографическому превосходству немцы все настойчивее будут выдвигаться на роль «первых среди равных». Немецкие политологи подчеркивали, что после восстановления национального единства государственной целью ФРГ стала необходимость компенсировать наращивание мощи и суверенитета Германии посредством более тесной ее привязки к Европе, что требовало в свою очередь отказа от части национального суверенитета. Цель заключалась в европеизации Германии, а не в германизации Европы. Объединение Германии открыло новый этап в строительстве Европы, придав ему революционный характер. Не подтвердились опасения партнеров и союзников, что единая Германия пойдет своим собственным путем, начнет «сползание к Востоку» или «повернется спиной к ЕС». 8 апреля 1990 г., когда германский объединительный процесс быстро набирал темп и уже был необратимым, президент Ф. Миттеран и федеральный канцлер Г. Коль выступили с инициативой углубления ЕС. Этот шаг должен был успокоить партнеров и преподносился как своего рода гарантия сохранения привязки немцев к западноевропейской интеграции. Германо-французские предложения предусматривали новые компетенции Европейского сообщества в области охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты потребителя. Эти предложения легли в основу саммита ЕС в г. Маастрихте, который состоялся в декабре 1991 г. В Маастрихте сообщество вступило в новый этап западноевропейской интеграции. Путем претворения в жизнь Маастрихтского договора страны- члены ЕС стремятся к достижени качественно новой ступени в строительстве Союза народов Европы. Цель союза – содействие гармоничному и длительному экономическому и социальному прогрессу, утверждение европейской общности в мире, введение союзного гражданства. Как отметил канцлер Г. Коль, Маастрихт явился доказательством того, что объединенная Германия активно воспринимает свою ответственность в Европе и за Европу и что путь к Европейскому союзу необратим. В 90-е гг. из политического лексикона немецких политиков исчезает термин «восточная политика», которая в эпоху биполярности включала в себя комплекс отношений со странами европейского континента, располагавшихся восточнее германской территории. Ему на смену приходит термин «отношения со странами Центральной и Восточной Европы». Начали выстраиваться самостоятельные векторы, которые включали в себя, во- первых, политику в отношении непосредственных соседей и потенциальных членов ЕС и НАТО - Польши и Чехии, а также Словакии и Венгрии (страны Центральной Европы), во-вторых, политику в отношении стран Балтии, в- третьих, политику в отношении стран Юго-Восточной Европы, в четвертых, политику в отношении стран СНГ, включая Российскую Федерацию. Отношения между ФРГ и Россией. Самостоятельное место на «восточном направлении» внешней политики ФРГ занимали отношения с правопреемником бывшего СССР – Россией. Политическое руководство России придает большое значение развитию российско-германских отношений, рассматривая их в качестве одного из приоритетных направлений российской политики в Европе. Важным стабилизирующим фактором сотрудничества обеих стран является широкая договорная база отношений. Говоря о партнерстве как форме отношений между государствами, следует иметь ввиду, что оно истолковывается неоднозначно, поскольку может реализоваться на разных уровнях: -когда партнеры равны и имеют общую долговременную цель; - когда их связывает мгновенный интерес; - когда один партнер попадает в зависимость от другого и вынужден в качестве младшего партнера идти в кильватере политики старшего. После дезинтеграции СССР и объединения Германии российско- германские отношения прошли в своем развитии несколько этапов. Одним из важных является этап с 1991 по 1998 гг. Его можно условно назвать «адаптационной фазой» для обеих стран. Адаптация происходила как к изменившейся международной обстановке принципиально новых субъектов международного права, так и этих субъектов друг к другу. Российско- германские отношения в период «адаптационной фазы» в силу объективных причин носили неоднозначный характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 88 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 103 страницы
2575 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 111 страниц
2775 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 58 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 119 страниц
2975 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 59 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg