Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социальная политика и инструменты социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья

cool_lady 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом исследования является государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ. Предметом – механизм реализации социальной политики и инстру-менты социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне. Целью исследования является выявление проблем действующей си-стемы социальной защиты лиц с ОВЗ на муниципальном уровне и предло-жение возможностей их решения. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: 1. Изучить понятие социальной защиты, в том числе - лиц с ограни-ченными возможностями здоровья. 2. Рассмотреть особенности их социальной адаптации 3. Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты лиц с ОВЗ в Российской Федерации 4. Рассмотреть участие различных органов власти в системе социаль-ной политики. 5. Проанализировать систему социальной работы с лицами ОВЗ муниципального образования и выявить имеющиеся проблемы (на примере МО «город Норильск»). 6. Предложить пути решения существующих проблем в действующей системе социальной работы с лицами ОВЗ муниципального образования (на примере МО «город Норильск»). Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных учёных в области проблем стратегического управления, управления сферой социальной политики, человеческим капиталом региональной экономики, а также федеральные и региональные концепции и программы в сфере социальной политики. При проведении исследования использовались принципы системного подхода к формированию и развитию системы управления социальной сферой в РФ и регионе, приемы статистического анализа, расчётно-аналитические методы, контент-анализ, структурно-аналитический метод. Совокупность данных путей научного познания позволила провести комплексный анализ проблемы, вывести теоретические обобщения, определить практические рекомендации и предложить новые методы работы с лицами ОВЗ на муниципальном уровне. Информационная база исследования. В качестве информационной базы исследования использовались официальные материалы Федеральной службы госстатистики, материалы органов статистики субъектов Федерации, Концепции и Программы в области социально-экономического развития г. Норильск, Программы развития социальной сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективы на федеральном и региональном уровнях. Практическая значимость работы заключается в возможном использовании ее результатов для работы в области социальной защиты населения, в первую очередь – инвалидов, в разработке теоретических положений, касающихся вопросов социальной защиты населения конкретного муниципального образования – МО «город Норильск». Степень разработанности проблемы. Данная работа опирается на исследования в области социальной работы таких авторов как В. Космарский, Ю. Астахов, В. Галаганов и др. Различные направления социальной защиты населения (социальное страхование, пенсионное обеспечение, поддержка семей и т.д.) получили освещение в работах К.Н. Гусова, А.А. Кощеева, Г.В. Сулейманова и др. В исследованиях М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой и других ученых представлены правовые аспекты организации и функционирования социальной защиты населения. Теоретическая база выпускной квалификационной работы. В основу данной работы легли действующие законодательные акты, отечественная и зарубежная научная литература по вопросу социальной защиты населения, современная публицистика и периодика, а также данные СМИ. Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения, заключе-ния, списка использованных источников и приложений. В первой главе исследования изучено понятие социальной защиты населения, в том числе - лиц с ограниченными возможностями здоровья; рассмотрены особенности их социальной адаптации. Проанализированы нормативно-правовые основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, а также рассмотрено участие различных органов власти в системе социальной политики. Во второй проанализирована роль местных органов власти в реализа-ции социальной политики в отношении лиц с ОВЗ на территории: дана общая характеристика работы на примере МО «город Норильска» и проанализировано исполнение мероприятий социальной политики. Кроме того, в главе выявлены имеющиеся проблемы данной системы. В третьей главе даны рекомендации по оптимизации участия местных органов власти в социальной сфере на территории. В заключении сформулированы выводы и предложены направления повышения эффективности социальной работы на территории.
Введение

Сегодня в законодательстве не закреплен термин «человек с ограни-ченными возможностями здоровья», и этот вопрос освещен в ряде научных изысканий . Ряд авторов указывает, что понятия «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями здоровья» близки по своему содержанию. При этом «инвалид» — медицинский тер¬мин, который отражает результат экспертной оценки картины здоровья конкретного человека, его жизнедея-тельности, что задокументировано по установленной форме (справке о при-знании лица инвалидом). В то же время термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» в нашей стране получил более широкое применение, но и он включает в себя только лиц, имеющих статус инвалида. Подобную смазанность определений можно обусловить нежеланием общества признавать проблему инвалидов, желание избежать прямоты этого термина. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас-стройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последстви-ями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная защита инвалидов - это система создаваемая государством посредством экономиче-ских, социальных и правовых механизмов, которая позволяет инвалидам наравне с другими гражданами принимать участие в жизни общества. Верным будет признать, что в современном российском обществе ин-валиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Как правило, их доход невысок, часто ниже среднего, при этом очень высоки потребности в высококачественном медицинском и социальном обслуживании. Ещё одна проблема – частая невозможность получить хорошее образование, в дальнейшем – работу. Существует большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья. Насущность темы исследования имеет несколько причин: проблема инвалидности обрела масштабные рамки - в России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания; размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться. Все это приводит к тому, что рабо-та с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема социальной защиты инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе
Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3 Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕ-ДЕРАЦИИ…………………………………………………………………...…….8 1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, особенности их социальной адаптации…………………….……8 1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты лиц ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации ………...……………16 1.3 Роль муниципальных властей в реализации социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья ……………………...……………21 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………..28 2.1. Общая характеристика социальной работы с инвалидами на территории муниципального образования (на примере МО «город Норильск»). Анализ деятельности за 2019 год………………………………………………….…….28 2.2. Анализ деятельности всероссийского общества инвалидов в Нориль-ске…………………………………………………………………………………34 Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИ-АЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МО «город Норильск»……….………..43 3.1. Предложения по совершенствованию механизма социальной защиты ин-валидов…………………………………………………………….……………..43 Заключение……………………………………………….….………………….58 Список литературы……………………….….……….………………………..62 Приложения………………………………………….……………………….....69
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 №2-ФЗ (ред. от 27.12.2009). 2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности со-циально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» от 27.07.1999 №29. 3. Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учре-ждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.1995 №1105. 4. Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социаль-ных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапев-тической помощи»; 5. Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» и др. 6. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом попра-вок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ . - 03.03.2014. - № 9. - ст. 851. 7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Феде-ральный закон от 24.07.1998 № 124 - ФЗ // Российская газета. 1998. 05 августа. № 147. 8. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122 - ФЗ // Российская газета. 1995. 04 августа. № 150. 9. Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». 10. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 27.11.1995.- №48. - ст. 4563. 11. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (ред. от 03.11.1999) // Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 05.10.1992.- №14. - ст. 1097. 12. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (ред. от 24.09.2007) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 05.10.1992. - № 14.- ст. 1098.Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 № 59 «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» (с изм. от 05.09.1998) // Собрание законодательства РФ. - 30.01.1995.- №5. - ст. 416. 13. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - №50. - ст. 4872. Научная литература, монографии: 1. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. М.: РАГС, 2017. – 325с. 2. Агапова Т.А. Социальная защищенность населения: вопросы, поднятые реформой / Т.А. Агапова //Российский экономический журнал. - 2018. - № 12. - С. 14. 3. Алексеев Ю.П. Муниципальный менеджмент / Ю.П. Алексеев, А.Я. Гапоненко, А.Н. Алисов. - М.: РАГС, 2016. – 467с. 4. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. М., 2018. – 280с. 5. Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС / В.В. Антропов. - М., 2016. – 211с. 6. Астахов Ю. Кадры муниципальной службы: Проблемы и перспективы развития / Ю. Астахов // Справочник по управлению персоналом. – 2017. - № 5. - С. 25. 7. Базоева И.З. Механизм формирования региональной социальной политики государства переходного периода / И.З. Базоева. - М., 2017. – 329с. 8. Бочкарева В. Макроэкономический фон активной социальной политики / В. Бочкарева //Общественные науки и современность. - 2017. - № 9. - С. 23-26. 9. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2015. // Консультант Плюс. 10. Бриллиантова Н.А. Трудовое право России. М., 2015. – 90с. Бялкина T.M. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2019. – 454, 458с. 11. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. - 2018. - №12. - С. 32. 12. Вильямский В. Основы организации деятельности социальных систем. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 325с. 13. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: 2016. – 225-230с. 14. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской ?едерации /ред. Галаганов, В. П Изд. М: КноРус, 2017. – 160, 65-70с. 15. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие -М; ИНФРА -М, 2018. – 349с. 16. Гусков К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2017. – 74с. 17. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2014.- № 6. - С. 15. 18. Дементьев А.Н. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Федерализм. 2018. - № 1. - С. 37-58. 19. Дементьев А.Н. Теоретико-правовые проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Федерализм. 2013. - № 2. - С. 25-40. 20. Дрегало А.А. Социальная защита: общественная потребность и принципы перестройки / А.А. Дрегало // Экология человека. - 2018. - № 1. - С. 17. 21. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. - 2018. - №2. – С. 18. 22. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов: Сбрник. Под ред. С.Н.Кавокина. - М.: Изд-во МП «Брат», 2018. – 225-230с. 23. Захаров М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. - изд. Москва, 2016. – 231с. 24. Зотов В.Б. Местное самоуправление и муниципальное управление. М., 2016. – 129с. 25. Кощеев А.А. Рынок и социальная защита населения / А.А. Кощеев. - Киев, 2018. – 298с. 26. Кривых В.Д. / «Регион 86» // Реформа местного самоуправления и муниципальная кадровая политика – 2019. - 18-23с. 27. Концепция социальной защиты инвалидов в РФ. М.: ЦИЭТИН, 2017. – 32с. / Консультант плюс. 28. Куликов В.В. Приоритетные задачи усиления социальной политики / В.В. Куликов //Российский экономический журнал. - 2017. - № 5-7. - С. 40-47, 61с. 29. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2018. – 425с. 30. Лесняк Н.А. Муниципальная форма собственности как имущественная основа местного самоуправления // Эпос. 2017. – 93с. 31. Маслов А. Льготы для инвалидов. // Бизнес-адвокат, 2018. - № 18. – С. 15. 32. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Ма-чульская Е.Е., Горбачева Ж.А. - М.: Книжный мир, 2018. – 86, 292с. 33. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2017. – 53, 85, 290с. 34. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2016. – 225с. 35. Основные положения комплексной системы социального обеспечения // Социальная защита. - 2016. - №10. - С. 7. 36. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2016. – 425с. 37. Остапенко Ю.М. Государственное регулирование занятости населения // Государственное регулирование экономики. Проблемные лекции. - М.: ГАУ, 2019. – 200с. 38. Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость. // Трудовое право, 2017. - №4. // Консультант Плюс. 39. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2016. – 68-70с. 40. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 360с. 41. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018. – 184с. 42. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы/ Под ред. В.В. Кукушина. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов - на - дону: Издательский центр «Март», 2018. – 400-405с. 43. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Сулейманова Г.В. - изд. Ростов - на - Дону, 2017. – 115с. 44. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. - М.: ГАСБУ, 2018. Вып. 1.- 85с. 45. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Инфра-М, 2018. – 328с. 46. Фасеев И. О структуре органов местного самоуправления // Местное самоуправление. 2016. - № 7(94). - С.34-36. 47. Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. - 2018. - №2. – С. 43. 48. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: Вопросы теории и практики / Ф.И. Шарков. - Чебоксары, 2016. -190с. 49. Шеденков С.А. Социальная защита в условиях местного самоуправления / С.А. Шаденков. - Белгород, 2016. – 328-330с. 50. Щур Д.Л. Особенности национальной системы квотирования рабочих мест. М., 2017. // Консультант Плюс. Периодические издания: 1. Агапова Т.А. Социальная защищенность населения: вопросы, поднятые реформой / Т.А. Агапова //Российский экономический журнал. - 2016. - № 12. - С. 12-17. 2. Айзинова И.М. Социальные гарантии - методологический аспект / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 1. - С. 3-8. 3. Андреев В.М. О системной методологии социально-политического ре-формирования / В.М. Андреев //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2018. - № 3. - С. 12-15. 4. Гриценко Н.Н. Социальное государство (задачи и программы социаль-ных реформ с точки зрения концепции социального государства) / Н.Н. Гриценко //Общество и экономика. - 2018. - № 8. - С. 28-33. 5. Добреньков В.И. Социальная зашита населения РФ: анализ результатов социологического опроса / В.И. Добреньков, В.Г. Харчева, И.М. Степанов И.М. //Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. - 2016. - № 3. - С. 12-20. 6. Зубова Л. Основные направления реформирования отраслей социальной сферы - проект и комментарии / Л. Зубова //Социальная защита. - 2018. - № 5. - С. 25-32. 7. Иванова С.А. Совершенствование правовых норм в сфере социальной защиты граждан / С.А. Иванова // Российский Юридический журнал. - 2016. - № 1. - С. 10-16. 8. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики соци-альной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. - 2017. - №6. – С. 31. 9. Ришанивская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. - 2017. - №11. – С. 46. 10. Смирнов С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики. - 2016. - №2. – С. 67. 11. Тонких Л. Социальная защита: региональные программы / Л. Тонких // Социальное обеспечение. - 2016. - №4. - С.18-25. 12. Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. - 2016. - №1. – С. 57. Интернет-издания 51. Официальный сайт города Норильска www.norilsk-city.ru 52. Сайт городской газеты «Заполярная Правда» www.gazetazp.ru 53. Официальный сайт правительства Красноярского края www.krskstate.ru 54. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) www.wciom.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, особенности их социальной адаптации В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: 1. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. 2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. 3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетру-доспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). 4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобиль-ным, маломобильным или неподвижным группам . По официальной статистике, в России сейчас почти 13 млн. инвалидов (около 7% населения) (табл. 1). По оценке Агентства социальной информа-ции, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей . В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста. Вызывает тревогу то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства . Таблица 1. Численность инвалидов в РФ: 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Всего инва-лидов, тыс. чел. 13074 13134 13209 13189 13082 12946 12924 В том числе: I группы 1912 1920 1540 1515 1496 1451 1355 II группы 7248 7086 7306 7076 6833 6595 6472 III группы 3399 3609 3822 4038 4185 4320 4492 Дети-инвалиды 515 519 541 560 568 580 605 Общая чис-ленность ин-валидов, при-ходящаяся на 1000 человек населения 91,6 92,0 92,5 92,2 91,3 90,1 88,4 Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте - психические расстройства (2,7%) . Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями . Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. Основные принципы формирования политики в отношении инвали-дов : 1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности. 2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть оди-накового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни. 3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоля-цию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда). 4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы призна-ния, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества. 5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции). 6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учиты-ваться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий . Н.В. Антипьева полагает, что в систему социальной защиты входят: органы государственной власти и органы местного самоуправления, обще-ственные организации, различные предприятия социальной направленно-сти . На данный момент, система социальной защиты и обслуживания инва-лидов находится на стадии создания и развития сети учреждений и налажи-вания механизмов социального обслуживания, исходя из опыта и специфики субъектов Российской Федерации. Наиболее важное значение приобретает структура организации этой системы и ее функционирование. Для эффективности работы системы социальной защиты возникает необходимость в создании инструментов по обслуживанию людей с ограниченными возможностями и инвалидностью. При этом важную роль приобретает деятельность не только государственных структур, но и негосударственных и общественных объединений . В соответствии с федеральными законами, необходимо отметить сле-дующие формы социального обслуживания инвалидов: - социальное обслуживание инвалидов на дому, которое также включает в себя социально-медицинское обслуживание; - полустационарное социальное обслуживание инвалидов, которое осуществляется в отделениях дневного (ночного) пребывания в учреждениях социального обслуживания; - стационарное социальное обслуживание инвалидов, которое осу-ществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания в том числе: дома-интернаты, пансионаты и другие учреждения; - срочное социальное обслуживание инвалидов оказывается с целью оказания несложной помощи, которая носит разовый характер для тех, кто остро нуждается в социальной поддержке; - социально-консультативная помощь инвалидов, которая направлена на адаптацию инвалидов в обществе, а также облегчение адаптации к меня-ющимся социально-экономическим условиям . Большую роль в настоящее время начинают играть нестационарные учреждения - это своего рода центры, в которых производится социальное обслуживание одиноких инвалидов. Важнейшей сегодня представляется задача адаптации таких граждан. У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей. Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию. Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов. Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе—тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми . Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше по-ловины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетвори-тельное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение . В этой связи особенно важна трудовая адаптация (реабилитация) инва-лидов. Выделяют несколько типов реабилитации: социально-средовая и профессионально-трудовая. 1) Социально-средовая реабилитация – это комплекс мер, направлен-ных на создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалидов, обеспе-чение условий для восстановления социального статуса и утраченных обще-ственных связей. Этот этап реабилитации включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально-средовую адаптацию . То есть реабилитация идет от процесса формирования умения человека в статусе инвалида ориентироваться до обучения навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. 2) Трудовая и профессиональная реабилитация. Для большинства ин-валидов вопрос трудоустройства и связанная с ним проблема обучения – одни из самых больных. Желание работать вызвано не только понятным стремлением к материальному благополучию, но и необходимостью социальной реабилитации – люди хотят использовать свои способности, умения, навыки и приносить этим пользу; находиться не дома, а в коллективе, общаться. Поэтому на этом пункте следует остановиться более подробно, тем более учимая, что проблема низкой трудовой занятости инвалидов свойственна и Норильску и требует решения . Одновременно профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро МСЭ, структур, занимающихся занятостью инвалидов, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд инвалидов, а также самих инвалидов. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы профессиональной реабилитации инвалидов . В России утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150). Несмотря на то, что Перечень содержит не только рабочие специальности, но и профессии, требующие квалификации (такие, как программист, юрист, ювелир и другие), как правило, людей с ограниченными возможностями готовы принимать только на низкоквалифицированную или неквалифицированную работу – сторожа, уборщика, подсобного рабочего, курьера . Такие вакансии зачастую не соответствуют ни индивидуальным трудовым рекомендациям, ни уровню образования, ни профессиональным навыкам тех, кто ищет работу. При приеме на работу работодатель должен оценивать в первую очередь реальную способность того или иного лица выполнять конкретную работу. Большие возможности обучения и трудоустройства дает надомная деятельность, в том числе связанная с интернетом. С помощью компьютерных технологий может быть решена проблема занятости инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что работа по формированию службы реабилитации инвалидов, содействующей их занятости, адаптации к трудовой деятельности, рациональному трудоустройству, как и создание центров профессиональн6ой реабилитации инвалидов, находится еще только в начальной стадии своего становления. В отдельных регионах страны создаются специальные рабочие места для инвалидов за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье в результате несчастного случая на производстве или вследствие профессионального за-болевания, должны создаваться за счет средств работодателей, где они про-изошли. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Стоит отметить, что сегодня главная проблема социальной адаптации инвалидов состоит именно в неразвитости сферы жизнедеятельности инва-лидов: транспортные средства и жилищные условия в большинстве своем непригодны для инвалидов, и эти люди могут эффективно заниматься поис-ками работы только после решения этих ключевых вопросов . Учитывая это, а также отмеченные выше особенности трудоустройства инвалидов, по сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни . Как уже было сказано, сегодня действует Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Однако инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников. Было бы целесообразным при посредничестве органов службы занятости резервировать в пределах квоты рабочие места для инвалидов, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку по рекомендуемым им и требующимся в организации профессиям . 1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации Основополагающим законом, регламентирующими охрану здоровья населения Российской Федерации, являются Конституция РФ. Руководству-ясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22.07.1993 №5487-1). В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых четко определено понятие «охрана здоровья граждан» (гл. 1, ст. 2) - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. В основе организации медико-социальной помощи лежит Первичная медико-санитарная (социальная) помощь (ПМСП). Концепция ПМСП, при-нятая в России, ориентирована на преимущественное оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Сохранение общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам РФ при введении государственных минимальных стандартов обеспечения этой помощью, являются приоритетным направлением государственной социальной политики в области реформирования здравоохранения . Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профи-лактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданами обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного ока-зания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019. №1610. Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осу-ществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются: 1. скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при ро-дах; 2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение меро-приятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому; 3. стационарная помощь . При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществ-ляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемых Минздравом РФ. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом РФ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования . Оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности, является целью любой системы здравоохранения. В Российской Федерации принята страховая система здравоохранения. Законодательно это положение закреплено в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, который касается каждого гражданина РФ. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ ОМС. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС. Существует четыре субъекта медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Принципами медицинского страхования являются: - медицинскому страхованию подлежит все население (работающие и неработающие); - застрахованный, имеющий страховой полис, независимо от места проживания имеет право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении России; - система ОМС строится на безвозвратной основе, т.е. предприятию страховая сумма не возвращается, а идет на расширение услуг; - каждый гражданин имеет право на дополнительное медицинское страхование сверх установленного минимума. Эти взносы могут быть воз-вратными или частично возвратными . Права граждан РФ, получивших дорогостоящее лечение, отражены в постановлении правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (с изменениями и дополнениями). Согласно данному постановлению, по окончании финансового года гражданин, получивший дорогостоящее лечение (согласно утвержденному перечню), имеет право подать заявление (с прилагающимися к нему необходимыми справками и чеками) в налоговые органы с просьбой пересчитать сумму его подоходного налога, при этом гражданину должно быть возвращено 13% от израсходованной на лечение суммы. В нашем регионе закон «О социальной поддержке инвалидов» (утвержден постановлением Заксобрания региона 10.12.2004 №12-2707) определяет социальную политику в отношении инвалидов на террито-рии Красноярского края, полномочия органов государственной власти края и местного самоуправления при исполнении законодательства об инвалидах, устанавливает дополнительные к предусмотренным федеральным законодательством льготы и права инвалидам. Социальная политика в отношении инвалидов на территории Красноярского края определяется необходимостью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальной и правовой защищенности, поддержания их жизненного уровня, создания условий для активного участия инвалидов и их объединений в общественной и трудовой деятельности. Правовую основу социальной политики в отношении инвалидов в Красноярском крае образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав, законы и иные нормативные правовые акты Красноярского края, уставы и другие правовые акты органов местного самоуправления. К ведению органов государственной власти Красноярского края в области социальной защиты инвалидов относятся: 1. реализация государственной политики в отношении инвалидов на территории Красноярского края; 2. принятие законов и иных нормативных правовых актов края о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением; 3. определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территории Красноярского края; 4. создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реа-билитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью; 5. аккредитация предприятий, учреждений и организаций, нахо-дящихся в краевой собственности, осуществляющих деятельность в обла-сти реабилитации инвалидов; 6. участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование краевых программ в указанной области; 7. утверждение и финансирование перечня реабилитационных ме-роприятий, осуществляемых на территории Красноярского края в до-полнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов; 8. и т.д. Таким образом, сегодня можно констатировать тот факт, что российская законодательная база, регламентирующая вопросы социально-медицинской работы, все больше соответствует международным правовым стандартам. 1.3. Роль муниципальных властей в реализации социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья Функции по выработке государственной политики и по правовому ре-гулированию в области социального обеспечения населения в стране осу-ществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минздравсоцразвития России. Оно осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координирует деятельность ПФР, ФСС России, ФФОМС . Однако каждый субъект строит свою систему социальной политики с учетом экономических факторов, обеспеченности региона, возможностей местной казны. В ведении региона – выбор приоритетного направления по-мощи (из выше перечисленных), или оказание помощи всем в равной про-порции. В этой связи различными по своей деятельности могут быть и органы, оказывающие социальную помощь и защиту населению . Объектами управления в системе социальной политики являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, отдельные граждане. Субъектами управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению . При этом органы социальной защиты работают в сотрудничестве с такими организациями, как профсоюзы, местные органы власти, различные формы самоуправления в трудовых коллективах. Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Социология, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Социология, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Социология, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg