Глава 1. Кревская уния 1385 года
1.1 Внутриполитические и внешнеполитические причины заключения унии
Кревская уния 1385 года играет важнейшую роль во всей истории нашего государства. Ведь весь период истории Беларуси можно разделить на «Докревский» и «Послекревский».Каковы были причины заключения Кревской унии 1385 года? Таким вопросом задавались и задаются множество историков[2,с.219 ].
Некоторые историки считают, что уния являлась во-первых: последствием необходимости борьбы с крестоносцами, которые были общим врагом как Королевства Польского, Так и Великого княжества Литовского [3,с.79-80].
С 1340 года Великое княжество Литовское и Королевство Польское вели нескончаемые войны за галицко-волынское наследство. В 1377 году Великое княжество Литовское потеряла своего князя Ольгерда, в период правления которого с 1345 по 1377 годы значительно расширились границы государства[4].
Великое княжество Литовское, стало одним из самых крупных государств Европы. В нём белорусские земли, окончательное объединение которых закончилось в это время, занимали центральное место, что ещё в большей степени обеспечивало им доминирующее положение. Это и давало возможность определить главные пути как внутренней, так и внешней политики Великого княжества Литовского[5,с.96].
За свою долгую жизнь Ольгерд оставил большое потомство: пять сыновей от первого брака и семь - от другого, а также не менее шести дочерей. После смерти Ольгерда его место по просьбе второй жены его Ульяны занял младший сын Ягайло. Остальные дети получили уделы. В результате появилось около двадцати уделов и опасность междоусобиц, тем более что сохранял активность Кейстут, который являлся братом Ольгерда и был его фактическим соправителем. Также включился в политику и его сын Витовт. Непосредственным толчком для внутригосударственной борьбы стало нарушение традиции передачи княжеской власти: занятие великокняжеского трона младшим братом в обход старших. Старшие Ольгердовичи оказались обделенными и выступили против Ягайло. Первым выступил Андрей Полоцкий[6].
Андрей Полоцкий был князем псковским и полоцким. Являлся сыном Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны.
Вёл успешную борьбу с Ливонским орденом. В 1386 году стал инициатором восстания против Ягайло, однако в том же году был взят в плен. Через 7 лет ему удалось сбежать, после чего он стал служить Витовту. В 1399 году был убит в битве с татарами[7,с.560].
Андрей Полоцкий, являясь старшим сыном Ольгерда, попытался оспорить решение своего отца по поводу возведения на великокняжеский престол своего младшего брата Ягайло. Ягайло начал искать себе помощь на стороне у татар и крестоносцев, чтобы победить своих противников, а князь Андрей искал себе помощь в Пскове, Новгороде и Москве. Только благодаря своему дяде Кейстуту Ягайло удалось отстоять свои права. Они вместе в 1377 году осадили Полоцк, но не смогли его взять, потому что, отрезанный от своих братьев, Андрей был вынужден обратиться к ливонскому магистру, который и пришёл на помощь полоцкому князю. Это заставило Кейстута и Ягайло, которые боялись вступать в бой с крестоносцами, снять осаду и отступить от Полоцка. Тем не менее, осада вынудила Андрея Полоцкого бежать в Псков[2,с.448].
В течение четырёх лет после конфликта родной дядя Андрея, Кейстут в 1381 году захватил власть в Великом княжестве Литовском, взяв в плен Ягайло и провозгласив себя Великим князем Литовским. Однако, он быстро освободил Ягайло и дал ему надел в Креве и Витебске, а сам начал войну с Псковом, чтобы подчинить его Великому княжеству Литовскому. Воспользовался этим Ягайло. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича. Ягайло занял Вильно и Троки, где были главные центры Великого Княжества, а затем, пригласив к себе Кейстута и его сына Витовта, предательски схватил их и посадил в тюрьму в Креве, где Кейстута убили подосланные Ягайло убийцы. Тем самым Ягайло нажил себе непримиримого врага – Витовта, сына Кейстута. Заняв великокняжеский пост, Ягайло должен был укреплять свою власть, потому что его не признали князья Андрей Полоцкий, Змитер Брянский и самый главный соперник - Витовт, который начал вводить в земли Великого Княжества немецких рыцарей.
Имея за спиной двух таких опасных претендентов на престол великого княжества, как Андрея Полоцкого и Витовта, Ягайло был вынужден искать союзников.
В 1382 году умер король Польши Людовик. Не имея сыновей, он назначил наследником мужа старшей своей дочери Марии, Сигизмунда, Маркграфа Браденбургского, сына чешского короля и немецкого императора Карла IV. Польские вельможи постановили: присягнуть второй дочери короля Людовика, Ядвиге, и выбрать ей в мужья князя по общему одобрению. Для Ядвиги нашёлся жених, Семовит Мазовецкий, его и выбрали в мужья по согласию большинства[8,с.641].
Однако, между Семовитом и Сигизмундом началась война, ставшая причиной кровопролития и внутренних волнений. Всё это заставило поляков задуматься по поводу кандидатов на польскую корону, и их внимание привлёк на себя более выгодный жених[9].
В результате этого начал планироваться союз Великого княжества Литовского с Польшей. «Верхушку» Польши этот союз вполне устраивал, так как появлялась возможность расширить свои земли за счёт ВКЛ. В 1384 году начались переговоры о браке между Ягайло и наследницей польской короны Ядвигой. Затем 12 января 1386 г. в Волковыске был проведён съезд, где окончательно приняли решение по данному вопросу, заключив соглашение. Полный текст этого соглашения неизвестен.
И сторона Польской короны, и сторона Великого княжества Литовского видели множество причин, указывающих на возможность создания обоюдно-выгодного союза. Среди этих причин была слабость Польши после периода правления Людовика Венгерского и Польского, а затем и отсутствие короля. Две дочери покойного короля были помолвлены с немецкими принцами, а значит, один из них мог в будущем стать правителем Королевства Польского. Это было бы катастрофой для поляков, потому что немцы и так владели значительной частью Польши. Колонизация в Польше приобрела значительный размах, т.к. этому способствовали онемеченные польские феодалы и духовенство. Онемечивание населения происходило одновременно с усилением феодального гнета, введением новых поборов. В XIII–XIV вв. во всех крупных польских городах верхи состояли из немцев и онемеченных поляков, а немецкие порядки и право господствовали во всем государстве.
В Великом Княжестве Литовском также не было спокойно. Оно было ослаблено внутренней борьбой разногласиями.
Выбор Поляков остановился на Ягайло. Для этого было несколько причин:
Во-первых: Ягайло также был заинтересован в союзниках, которые помогли бы ему полученную власть.
Во-вторых: Великое княжество Литовское было давним врагом крестоносцев, а значит, естественным союзником Королевства Польского.
В-третьих: Если бы Ягайло крестил Литву в католичество, это подняло бы авторитет поляков, так как им удалось бы сделать то, что до сих пор не удавалось сделать немцам.
Великое княжество Литовское, находясь в центре Европы и имея границы со многими феодальными государствами, осуществляло активную внешнеполитическую деятельность на основе принципов, принятых в тот период в международных отношениях. В зависимости от многих внутренних и внешних обстоятельств ВКЛ либо вело оборонительные войны, либо совершало захватнические военные походы, либо заключало торговые и политические соглашения, часто прибегая к заключению династических браков и организации совместных военных походов[5,с.96].
Другой причиной заключения Кревской унии являлся тот факт, что в конце XIV века укрепилось политическое положение и значение Москвы как центра объединения всех русских земель. В западнорусских землях Великого княжества Литовского всё больше росла тяга к Москве. В них существовала сильная партия, стремившаяся к объединению Москвы с Великим княжеством Литовским на основе православия.
После победоносной битвы русских с татарами в 1380 году, в которой принимали участие на стороне Москвы Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, на белорусских землях усилилось стремление к сотрудничеству с Московским княжеством. У Ягайло установились непосредственные отношения с Дмитрием Донским. Началось тесное политическое сотрудничество[10,с.176].
Стал рассматриваться вопрос об образовании союза между ВКЛ и Московским княжеством. Начались переговоры о браке Ягайло с Софьей, дочерью Дмитрия Донского. Этот проект предусматривал принятие Литвой православия, а великому князю Ягайло предлагалось стать младшим братом, вассалом Дмитрия. Однако литовские князья и феодалы ответили отказом на эти условия.
Сказалось также и стремление польских феодалов, как и литовских, усилить своё положение в русских, украинских и белорусских землях. Польские магнаты желали, чтобы будущий король подчинялся шляхте, а не наоборот.
Одной из внешнеполитических причин заключения Кревской унии была угроза со стороны немецких крестоносцев.
Немецкий (Тевтонский) орден появился в Прибалтике после его изгнания из Палестины. В 1226г. он был приглашен польским мазовецким князем Кондратом, который надеялся, что рыцари будут защищать его владения от набегов пруссов. Князь просчитался. Подчинив пруссов, немцы принялись опустошать владения своего «благодетеля».
Еще ранее в восточную Прибалтику явился немецкий орден Меченосцев. В 1201 г. в устье Западной Двины он основал замок Ригу и вступил в противоборство с соседними русскими княжествами и Литвой. Разгромленный русскими и литовцами, орден Меченосцев в 1237 г. был присоединен к более мощному Тевтонскому ордену, а земли меченосцев стали рассматриваться как филиал Тевтонского ордена, размещенного в Ливонии. После ослабления прусского ядра ордена этот, в свою очередь, приобрел самостоятельность и стал называться Ливонским орденом, по месту своего размещения.
Немецкая армия тамплиеров под покровительством католического миссионерства, с благословления рима, не стесняясь в средствах, стремились заполучить новые земли для расширения собственных прибалтийских владений. Они с жестокостью грабили и захватывали польские, литовские и русские территории.
На существование такой причины заключения Кревской унии акцентируют внимание большинство исследователей: В. Орлов, А. Вишневский, М. Ермалович, И. Лапо, С. Платонов, Г. Саганович, С. Терохин, И. Юхо и другие[10,с.211].
С другой стороны всестороннее историческое изучение данного вопроса демонстрирует, что орден никогда не имел таких сил и средств. Следовательно, он не мог всерьез ставить под вопрос существование настолько великих государств, таких как Русь, Литва и Польша. Угроза со стороны Ордена тамплиеров никак не могла сравниться с татарской, которая не раз угрожала существованию многих земель, оказавшихся жертвой вторжения воинственно настроенных армий.
Для того чтобы разгромить основные силы немецкого ордена на чудском озере в 1242 г. и отбросить немцев от русских границ оказалось достаточно сил по сути одной, не самой многолюдной Новгородской земли. Впоследствии, грюнвальдский разгром 1410 г., последующие военные конфликты самым напряженным из которых была Тридцатилетняя война в середине XV в., превратили в начале XVI в. Восточную Пруссию на несколько столетий в польского вассала.
Гораздо большую угрозу этнической целостности Польши представляло постепенное, начавшееся еще в Х в., поглощение ее западных земель соседними немецкими княжествами Германской империи. Этот процесс сопровождался немецкой торгово-ремесленной колонизацией польских городов и захватом немецким духовенством руководящих постов в польской церкви.
Особенно возросло немецкое засилье при Казимире III, который в 1335 г. передал немцам Селезию. А в 1343 г. подарил крестоносцам польское Поморье и многие другие земли, тем самым, отрезав Польшу от Балтийского моря. Уступая крестоносцам без боя польские земли, Казимир III все силы своего государства направил на украинские земли и тем самым поддержал немецкую колонизацию.
При нем только во Львов переселились 1.200 немецких семей. Учитель Казимира III венгерский король Людовик в 1380 г. поставил во главе Польши немца Сигизмунда Люксембургского.
Если при короле Казимире III и Людовике Венгерском польские земли захватывали немцами частями, то после восхождения на польский трон в 1384 г. дочери Людовика Ядвиги (она была обвенчана с Вильгельмом Габсбургским Австрийским) вся Польша должна была перейти в руки Габсбургов, да и сама Ядвига с 7 лет находилась при венгерском дворе[11,с.103].
Опасность перехода всей Польши в руки немцев несколько отрезвила польских феодалов – они вынуждены были пойти на разрыв договора с Вильгельмом Австрийским и разорвать помолвку, тем более свое недовольство сложившей обстановкой высказал и народ.
Такое поглощение отнюдь не было остановлено унией с Литвой. Уния, отвлекая силы польского государства на восточную экспансию, скорее ослабляла его на западе.
Таким образом, крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь не была ее основной причиной. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы, в свою очередь, надеялись инкорпорировать в состав Польши саму Литву вместе с ее русскими владениями.
Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставалась последним в Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. К тому же это христианское большинство принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию.
Такая ситуация ставила литовское государство в изолированное и весьма уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием[12,с.76].
Заинтересованность в заключении унии была у обеих сторон. Таким образом получается, что Заинтересованность со стороны Великого княжества Литовского заключалась в следующем:
• ВКЛ стремилось спасти Польшу от немецкого влияния и объединить силы в борьбе против Ордена.
• Укрепить личные позиции Ягайлы.
• укрепить международный престиж ВКЛ, что можно было сделать, присоединившись к католическому Западу.
В свою очередь Королевство Польское желало:
• Избавиться от немецкого влияния.
• Создать военно-государственный союз против Ордена.
• Прекратить набеги на польские земли со стороны литвинов.
• Обогатиться за счёт присоединённых земель Великого княжества Литовского.
• Распространить влияние католической церкви на земли восточного соседа.
?
1.2 Содержание, условия Кревской унии, последствия заключения
В 1385 году, в начале лета три больших посольства Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии съехались в Кревском замке. Уже к 14 августа были составлены обязательства, которые Ягайло обязан был исполнить для получения короны. Принятие католической веры и обращение в эту веру своих родственников и подданных являлось одним из обязательств, которые Великий князь был обязан исполнить. Так же Ягайло обязался компенсировать ущерб, нанесённый Королевству Польскому.
Ягайло должен был также отвоевать все польские земли, захваченные другими государствами, и «Страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского»[13].
Среди обязательств, принятых Ягайло было ещё одно. В 1378 году при подписании договора о браке Вильгельма Габсбурга и Ядвиги стороны договорились о выплате очень большой компенсации стороной, отказавшейся от брака. Ягайло пообещал выплатить 200 тысяч флоринов за Королевство Польское.
В 1385 году на съезде в Волковыске были одобрены несколько условий Кревской унии. Таковыми были следующие условия:
• Объединёнными государствами обязан управлять только один человек, в функции которого будут входить обязанности как короля, так и великого князя. Изначально, этот пост будет занимать Ягайло, а затем - прямой потомок его и Ядвиги.
• Ведение внешнеполитических дел, касающихся как Великого княжества Литовского, так и Королевства Польского, а также оборона земель должны были быть совместными.
• Внутренняя власть, по условиям заключенного союза, в каждом из государств будет должна была быть раздельной.
• И в Польше, и в Великом княжестве Литовском должна быть своя армия, свои органы управления и отдельная казна.
• Белорусское население, согласно условиям Кревской унии, могло свободно исповедовать восточно-христианскую веру и дальше
11 января 1386 года польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королём и обладателем» королевства Польского. Великий князь потребовал подтверждения этого акта «обществом»[13].
В Люблине 2 февраля представители «народа шляхетского» заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим «господином». Только после этого Ягайло направился в Краков. В процессе следования Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности.
В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика, православный Ягайло крестился по католическому обряду и получил новое имя - Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который два года назад уже крестился по католическому обряду.
После этого состоялся брак Владислава с Ядвигой. После этого Ягайло, в окружении князей и рыцарства направился из замка в собор. Там, архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши[14,с.54].
На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принёс присягу на верность жителям столицы и её городскому совету.
Кревская уния 1386 года не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств.
К сожалению, оригинал грамоты не сохранился, поэтому есть повод считать, что условия унии были сфабрикованы позже поляками с целью инкорпорировать Великое княжество Литовское в состав Королевства Польского[15,с.53].
Условия унии были на руку польской знати, однако не удовлетворяли интересов ни княжеских, ни литовско-белорусских феодалов, ни в том числе соседних западнорусских.
Во 1-ых потому, что уния являлась прямой инкорпорацией ВКЛ в состав Польши, удельные князья становились вассалами Польши и теряли свою самостоятельность, а русский князья явно опасались дальнейшего распространения католичества на новые территории.
Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся как «монарх обеих сторон». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена.
Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.
Иногда эта уния рассматривалась как династично-персональная и не меняющая юридической базы двух государств.
Однако по тексту этого соглашения юридически литовские земли на вечное время присоединялись к Польской короне, и даже прекращалось независимое существование великого княжества, ведь после унии все литовские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а литовские католики получали тоже право собственности, что и польские.
Что касается самого акта Кревской унии, то есть предположение, будто бы он (в том виде, в котором дошёл до нас) подделан в ХV веке, чтобы оправдать претензии поляков на белорусские земли. Потому что очень неправдоподобным выглядит астрономический «выкуп» Ядвиги и лёгкое соглашение Ягайло включить Великое Княжество в состав Польши.
Про это говорили наши послы ещё в 1569 году на Люблинском сойме. Такого мнения придерживаются Я.Юхо и другие многочисленные белорусские историки.
Таким образом можно отметить, что уния имела не только династический характер. Этой унией был создан не союз двух государств, а процесс, угрожающий последующему существованию самостоятельного государства Великого княжества Литовского.
Условия унии были на руку польской знати, но не удовлетворяли интересов ни княжеских, ни литовско-белорусских феодалов, ни в том числе соседних западно-русских. Началась борьба против Ягайло.
Еще продолжались коронационные торжества, как из Полоцка поступило сообщение: брат Ягайло, князь Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей и латгальских воинов, при поддержке князя смоленского Святослава совершил нападение на Великое княжество. Атака отличалась особой безжалостностью[16,с.151].
Собрав армию, князья трокский Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северский Корибут выступили к Мстиславлю, который был осаждён войсками князя Святослава.
В ожесточенной битве смоляне были разгромлены. Святослав с многими своими боярами погиб, его сыновья Глеб и Юрий попали в плен. После этого армия Великого княжества пошла на Полоцк, захватила его, а князя Андрея заковала в цепь и посадила в склеп.
Полоцким князем стал Скиргайло, в смоленском княжестве остался его ставленник [17,с.127].
Осенью 1386г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, побывал в Полоцке и в других городах ВКЛ. Целью этой поездки было разъяснение своей политики на будущее, чтобы развеять враждебное отношение к себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и поддержку.
В это же время распространялись слухи о его намерении не только крестить язычников, но и обращать православных в католичество[18,с.33].
После заключения Кревской унии на Великое княжество Литовское и королевство Польское обрушился ряд проблем. Религиозные, культурные, внутренние и другие. Именно в это время религиозные проблемы в княжестве стали восприниматься очень серьёзно.
Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду страны Литвы и Руси. А когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, преимущественно в Москву и Рязань.
После принятия католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве.
20 февраля 1387 года, чтобы укрепить своё положение, Ягайло выдает грамоту, в соответствии с которой литовским феодалам преподносились большие привилегии при условии принятия ими католичества. На православных эти привилегии не распространялись.
Согласно привилею 1387 года, православная знать, которая в большинстве своем происходила из белорусско-украинских земель, ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с феодалами католического вероисповедания.
В грамоте феодальная знать католического вероисповедания получила неограниченные права владения и распоряжения своими владениями, а также освобождалась от всякого рода платежей и повинностей, выполнения ряда государственных повинностей[18,с.33].
Так в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными.
Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества.
В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи[19,с.416].
Акатоличивание начало затрагивать уже интересы не только верхов, но и широких масс православного населения ВКЛ. Ягайло столкнулся со сложной внешнеполитической проблемой[20,с.212].
Габсбурги, которые являлись наиболее могущественными монархами начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским.
Польские судьи в свою очередь признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Римского Урбана VI и крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы.
Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ Доброгост, в свою очередь представили папе Римскому перечень необыкновенно щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло.