Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Патриотическое воспитание сельской молодежи в условиях деятельности дома культуры

cool_lady 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объект исследования –патриотическое воспитание молодежи. Предмет исследования – деятельность домов культуры по патриотическому воспитанию сельской молодежи. Цель исследования: выявить особенности деятельности домов культуры по патриотическому воспитанию сельской молодежи. Задачи исследования: ? уточнить патриотическое воспитание молодежи как актуальную задачу современности; ? определить возможности домов культуры по патриотическому воспитанию сельской молодежи. ? выявить особенности патриотического воспитания сельской молодежи в условиях домов культуры. Методы исследования: анализ и синтез, сравнение. Данная дипломная работа отличается высокой практической значимостью, она будет полезна обучающимся направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность в процессе подготовки к практическим занятиям по специальным дисциплинам, а также специалистам-практикам, занятым подготовкой и проведением театрализованных представлений и праздников. Апробация результатов научного исследования по данной проблеме заключается в публикации научной статьи в сборнике СГИИ, а также выступление на конференции «Этнос, культура, молодёжь» с докладом: «Патриотическое воспитание сельской молодежи в условиях деятельности дома культуры». Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы; выделены объект и предмет исследования; формулируется цель и задачи работы; определены методы исследования, показана практическая значимость работы и её апробация. В первой главе «Теоретические аспекты патриотического воспитания сельской молодежи» определяется значимость патриотического воспитания сельской молодежи. Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматриваются сущность, понятие и направления патриотического воспитания. Во втором параграфе дается характеристика сельской молодежи и рассматривается вопрос об актуальности патриотического воспитания сельской молодежи. Во второй главе «Патриотическое воспитание сельской молодежи в условиях деятельности дома культуры», также состоящей из двух параграфов, рассматриваются примеры деятельности домов культуры по патриотическому воспитанию молодежи. В первом параграфе рассматривается опыт реализации домами культуры мероприятий по патриотическому воспитанию сельской молодежи. Второй параграф содержит проект «Ими гордится район», идея которого заключается в создании патриотической зоны с портретами и данными о людях внесших вклад в развитие Тёмкинского района. В заключении приводятся выводы по теме работы. Список литературы содержит 43 источника.
Введение

Актуальность исследования обусловлена задачами социального становления подрастающего поколения, которые являются важными для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период поиска национальной идеи, формирования жизненных ценностей, существенно влияющих на процесс овладения социальным опытом у подростков. От того, какие ценности сформированы у подрастающего поколения сегодня, насколько молодое поколение готово к новому типу складывающихся социальных отношений, зависит путь развития российского государства в настоящее время и в будущем. Возрастание роли патриотического воспитания на современном этапе развития общества, новые геополитические и социально?экономические реалии определили социальный заказ системе сферы культуры на формирование активных граждан с выраженной жизненной и гражданской позицией. В документах по воспитанию подрастающего поколения в качестве одного из предварительных результатов рассматривается готовность молодых людей самостоятельно принимать решения в жизненных ситуациях, прогнозируя возможные последствия таких решений, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества, что определяет в целом активную гражданскую позицию личности. В Законе «Об образовании» одним из принципов государственной политики провозглашается «воспитание гражданственности и любви к Родине». «Концепция модернизации российского образования», «Программа развития воспитания в системе образования России» и «Программа развития воспитания в системе образования России» закрепили и конкретизировали данный приоритет через социально?воспитательное, гражданское, культурно?созидательное направления образования. Потребностью современного общества является воспитание гражданина, способного к самостоятельному ответственному действию в политической, правовой и социальной жизни, для которого гражданская активность – условие личного и общественного благополучия, норма поведения. В связи с этим возрастает значимость деятельности общественных институтов, направленная на создание условий для социализации молодежи. Среди этих институтов свое место занимает деятельность домов культуры, деятельность которых предполагает развитие инициативы, общественной активности, помощь в патриотическом воспитании личности. Современность характеризуется высокой долей интереса молодежи к общественно?политической и культурной жизни страны, родного края но одновременно с этим многие старшеклассники не находят применения своим силам, так как не видят сферы деятельности для удовлетворения потребности в самореализации через общественно активную деятельность, не владеют и не проявляют навыки патриотического поведения (самостоятельность, гражданская активность, ответственность, гражданский долг). Поиск педагогически и социально приемлемых, оптимальных способов формирования личности позволяет с иной точки зрения взглянуть на проблему формирования патриотического воспитания молодежи, в первую очередь, делая акцент не на когнитивном, а на мотивационном и волевом компонентах образования. Темп жизни, изменяющиеся запросы социума создают объективную значимость и внутреннюю готовность старшеклассники к общественно активной деятельности именно в рамках деятельности современных поисковых отрядов. Развитие человека в современном обществе невозможно без акцентирования внимания на становлении его личностной позиции, которая определяет поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития. Общество делегирует учреждениям культуры задачу формирования у подрастающего поколения жизненной позиции, идеалов и стремлений, предоставляющих ему возможность успешной адаптации в современном мире. Именно учреждения культуры способны внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, включая патриотическую позицию личности. Растить из молодежи граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать гражданина может только тот, кто сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе молодежи семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. В связи с вышесказанным, изучение проблемы патриотического воспитания молодежи в условиях сельских домов культуры, представляется актуальной и практически значимой задачей. Степень научной разработанности. Предпосылки решения проблемы патриотического воспитания были заложены в трудах Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Различные аспекты патриотического воспитания представлены в работах Е.А. Бондаревской, В.Г.Бочаровой, Б.С.Гершунского, В.А.Караковского, Т.Н.Мальковской, Ю.А.Миславского, Н.Д.Никандрова, М.И.Шиловой, Н.Е.Щурковой и др. Психолого?педагогический аспект становления позиции личности рассматривают Л.С.Выготский, В.Т.Ефимов, В.В.Игнатова, С.М.Косолапова, Т.Н.Мальковская, В.И.Слободчиков и др. Проблема патриотического воспитания обсуждается в исследованиях Л.Н.Боголюбова, Н.М.Воскресенской, Б.Ф.Горелика, Ю.А.Миславского, Я.В.Соколова, М.А.Терентий, Г.Н.Филонова, Л.Л.Хоружей и др. Вопросы развития социальной и гражданской активности рассматривались Е.А.Ануфриевым, А.И.Андрюшенко, В.П.Кисилевым. Существенный вклад в решение проблемы патриотического воспитания личности внесли работы Г. И. Аксеновой, Т. С. Воропаевой, Б. З. Вульфова, О. Н. Прокопец, Э. П. Стрельниковой, И. Л. Судаковой, Г. Н. Филонова, Л. Л. Хоружей, Н. И. Элиасберг.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1.1. Патриотическое воспитание: сущность, понятия и направления……………………………………………..стр. 9 1.2. Патриотическое воспитание сельской молодежи как актуальная задача……………………………………….стр. 25 ГЛАВА 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА КУЛЬТУРЫ 2.1. Опыт реализации домами культуры мероприятий по патриотическому воспитанию сельской молодежи……………стр. 38 2.2. Проект по созданию патриотической зоны «Ими гордится район» ………………………………………………………………стр.54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..стр. 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….стр. 67
Список литературы

1. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 ? 2020 годы": постановление Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2015г. № 1493 // Собр. законодательства Рос. Федерации. ? 2016. ? № 2. ?368 с. 2. Гумилев, Л.Н. От Руси к России: Великая отечественная литература / Л.Н. Гумилев. ? М. : Эксмо, 2008. – 672 с. 3. Тарле, Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию [Текст]/ Е.В.Тарле. –М.: Соцэкгиз,1958. ? 480 с. 4. Русских, В.Г. Генезис проблем образования в отечественной государственной политике XVIII в.: [основ. направления гос. политики России по патриот. воспитанию молодежи в XVIII в.]./ В.Г. Русских // Педагогика./? 2011. ? № 9. ? С. 75?79. 5. Ленин, В. И. О национальной гордости великороссов. ?[Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://libelli.ru/works/26?3. htm (дата обращения: 09.04.2017). 6. Быков, А.К. Организационно?педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст] / А. К. Быков // Воспитание школьников. ? 2006. ?№5. ? с. 4?7. 7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. ? 4?е изд., доп. ? Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с. 8. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. 4?е изд. М.: Политиздат, 1982.? 431 с. 9. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5?е изд. М.: Политиздат, 1987. ?590 с. 10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В .Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1999. Т. 2. ?672 с. 11. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.?метод. Пособие/ В.Е. Мусина.? Белгород: ИД «Белгород», 2013. ?156 с. 12. Лысенкова М. В. Влияние культурно?исторического наследия на воспитание подрастающего поколения [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. кф. (г. Санкт?Петербург, июль 2019 г.). ? СПб.: Свое издательство, 2019. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15182/ (дата обращения: 08.02.2020). 13. Фетисова М. А., Борисова Н. В. Возрождение традициного культурно?исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи // Молодой ученый. ? 2017. ? №14. – 666 с. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://moluch.ru/archive/148/41853/ (дата обращения: 08.02.2020). 14. Луков, В.А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи /В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. ? 2006. ? №2.? 528с. 15. Концепция военно?патриотического воспитания молодёжи Российской Федерации: проект. – М.: Экон?информ, 2014. – 85 с. 16. Конжиев, Н. М. Вопросы теории и методики военно?патриотического воспитания/ Н.М. Конжиев. ? Петрозаводск, 1990. ? 16 с. 17. Дранишников, В. В. Теоретико?методологические основы и практика формирования гражданственности школьников: (на материале истории и культуры народов Кол. Севера)/ В.В. Дранишников// моногр. ? М.: Альфа, 2002. ? 199 с. 18. Лисовский, В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи/ В.Т. Листовский/ М., 1962. ?208с. 19. Иконникова, С.Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках : (социологические исследование) / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. - Ленинград : Лениздат, 1969. - 134 с. 20. Кон, И.С. Молодежь // Философский энциклопед. словарь. 2?е изд. / ред. кол.: Аверинцев С.С. и др. М., 1989.? 375 с. 21. Добрынина, В.И. Воспитание личности ? управляемый процесс/В.И. Добрынина // Социальное управление и молодежь. М., 1969. Вып. 3.?38с. 22. Суртаев, В. Я. Молодежь и культура / В. Я. Суртаев ; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1999. - 223 с. 23. Михайлова, Е.П., Михайлов Н.Н. Формирование духовных потребностей как управляемый процесс /Е.П.Михайлова// Совершенствование управления развитием культуры / Сб. статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1981. 48с. 24. Панфилова, Е. В. Культурная социализация городской и сельской студенческой молодёжи: пути и особенности формирования [Текст] /Е.В. Панфилова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). ? Уфа: Лето, 2012. ? [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2534/ (дата обращения: 01.02.2020). 25. Чупахина, Т.Н. Роль библиотек Мценского района Орловской области в социальном и культурном воспитании сельской молодежи // Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. №4(4). 26. Холостова, Е. И. Черняк, Е.М. Чупина, Г.М. Сельская семья и социальная работа/ Е. И. Холостова //? М.: Дашков и К, 2005. ? 240с. 27. Рыбина, В.Н. Организация социальной работы в условиях сельского социума: теоретический аспект / В.Н. Рыбина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. ? 2009. ? № 9. – 353 с. 28. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности/ В.Н. Карандашев// Концепция и методическое руководство. ? СПб.: Речь, 2004. 29. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / Изд?во "Учитель" ; авт.?сост. С.А. Цабыбин. ? Волгоград: Учитель, 2008. ? 172 с. 30. Дыхан, Л. Б. Кукушкин, В.С. Трушкин,А.Г Педагогическая валеология / Л.Б. Дыхан/ под общ. ред. В.С. Кукушина. ? М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. ? 527 с. 31. Жарков, А. Д . Теория и технология культурно?досуговой деятельности/ А. Д. Жарков//учебник для студентов вузов культуры и искусств / М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. ? 480 с. 32. Смаргович, И. Л. Основы культурно?досуговой деятельности: учеб.?метод. пособие / И. Л. Смаргович // Мин?во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун?т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013.?174 с 33. Смаргович, И. Л. Культурные услуги в досуговой сфере: предпочтения на региональном уровне / И. Л. Смаргович // основные тенденции развития современной белорусской культуры: материалы научной конференции (Минск, 23?24 ноября 2011 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. ? Минск, 2013. –464 с. 34. Смаргович, И. Л. Основы культурно?досуговой деятельности: учеб.?метод. пособие / И. Л. Смаргович // Мин?во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун?т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013.? 174с. 35. Макарава, А. А. Клубные учреждения как субъект реализации приоритетов государственной культурной политики / А. А. Макарова // Вестник Белорусского государственного университета культуры. ? 2003. ? № 2. –268с. 36. Жарков, А. Д. Технология кулыурно?досуговой деятельности учеб. пособ. / А. Д. Жарков–, М. : «Профиздат», 2002 – 288 с. 37. Сударева, И. И. Информационно?аналитический отчет о работе государственных областных и муниципальных культурно?досуговых учреждений Смоленской области в 2018 году Выпуск 2 / Смол. обл. центр народного творчества, отдел аналитической и методической работы. – Смоленск, 2019. – 85 с. 38. Сафоновская РЦКС [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://rcks?safonovo.smol.muzkult.ru/news/51415558. – Загл. с экрана. 39. МБУК «Глинковский Центр» [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://centr?glinka.smol.muzkult.ru// (дата обращения: 22. 04. 2020). 40. МБУК «Тёмкинская» ЦКС [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://цкс?темкино.рф/media//(дата обращения:22.04.2020). 41. Знамя: еженед.газ.общ.?полит. – Смоленск,?1919?2020 42. МБУК «Шумяческая» ЦКС [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://shcks.smol.muzkult.ru//(дата обращения 25.04.2020) 43. Сударева, И. И. Информационно?аналитический отчет о работе государственных областных и муниципальных культурно?досуговых учреждений Смоленской области в 2018 году Выпуск 2 / Смол. обл. центр народного творчества, отдел аналитической и методической работы. – Смоленск, 2019. – 85 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ. 1.1. Патриотическое воспитание: сущность, понятия и направления. Согласно проекту Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016?2020 годы» патриотизм ? это базовая направленность социального поведения граждан, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества [1]. Чувство патриотизма не образуется и не существует само по себе, о возникает в ответ на различные исторические вызовы, которые бросают жизненные реалии существующему в конкретном времени обществу. Одним из первых проявлений общероссийского патриотизма может являться поступок Сергия Радонежского. Благословив князя Дмитрия, он закрепил патриотический дух народа, поднимавшийся в ответ на продолжительное татаро?монгольское иго. «Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах» [2, с. 159]. Государственный деятель и ученый XVIII в. Ф. И. Соймопов в составленном им экстракте русской истории «верхом славы» назвал эпоху Петра. Наиболее важной была подпись автора: «Благосклонного читателя всеподданнейший слуга, Всероссийского Отечества всенижайший патриот». По мнению А. А. Преображенского, это одно из первых употреблений понятия «патриот» применительно к русским людям. В знаменитой речи перед войском накануне Полтавского сражения Петр I ярко выразил идею служения Отчизне всех ? от царя до последнего солдата: «А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние» [3,с.94]. М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека?патриота, человека?гражданина, честного труженика должно стать главной целью педагогического процесса [4, с. 76]. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. После Октября 1917 г., патриотизм был объявлен устаревшей буржуазной ценностью. Теория была основана на идеях К. Маркса и Ф. Энгельса провозглашавших, что пролетариат не имеет отечества. Трудящиеся массы, как утверждали классики марксизма, эксплуатировались везде. Поэтому пролетарии не имеют обязательств перед своими странами или народами, только подлинные обязательства. В советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В. И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Владимир Ильич дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов...» [5]. Новый подъем патриотических чувств возник после того, как Борис Николаевич Ельцин, первый президент России, обозначил возникший духовный кризис России 1 990?х гг. и вы ?звал комитет для разработки национальной идеи российского народа и государства. Основные политические, социологические и образовательные журналы сосредоточились на аспектах патриотизма, которые являются традиционными для России, таких, как любовь к своей Отчизне; гордость за свою Отечество; преданность своему отечеству; и обязательство служить его интересам [6]. Современная энциклопедия даёт более широкое определение понятия «патриотизм» ? любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [7,]. Для наиболее целостной характеристики рассмотрим данное ппонятие с точки зрения трёх аспектов: ? историко?философского; ? социально?педагогического; ? психолого?педагогического. Историко?философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно?исторического явления, обусловленного социально ?политическими, экомическими, этнокультурными и другими характеристиками ккретного общества. В Кратком словаре по философии патриотизм определяется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [8, с. 244], а в другом философском словаре ? как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [9, с. 358]. В социально?педагогическом плане можно рассматривать патриотизм как социально?нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине. Проблема ценностей представляется в современных философско?педагогических исследованиях особо актуальной в связи с преобразованиями в обществе, духовной культуре и сфере нравственности. Патриотизм выражает отношение человека к Родине, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре. Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернациализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей. Патриотизм как социально?нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа. В психолого?педагогической литературе понятие «патриотизм» трактуется по?разному. Так, в Российской педагогической энциклопедии патриотизм ? социально?политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально?культурным традициям [10, с. 109]. Одно из ведущих мест в исследованиях учёных?педагогов всегда занимали вопросы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики рассматривалось в качестве необходимой составной части воспитательного процесса. Патриотическое воспитание ? это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоциально?ценностных отношений и действенно?практического опыта в различных видах патриотически?ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание ? это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. И стержнем этой системы становится ведущая нравственная ценность, обусловливающая постановку цели, содержания, принципов, форм и методов воспитательно образовательного процесса ? ценность патриотизма [11,с.33]. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием). Есть несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения: Духовно?нравственное; Культурно?историческое; Гражданско?правовое; Военно?патриотическое; Спортивно?патриотическое. Все и разные по внешним проявлениям, но имеют перед собой одинаковые цели. Данные направления ориентированы, прежде всего, на активное участие в политических и правовых событиях, процессах общества и государства, а также в области военной политики, на соблюдение и выполнение основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, на формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга. Под духовно?нравственным воспитанием мы подразумеваем деятельность, направленную на формирование духовного мира человека, обеспечивающую гармонию человека с внутренним миром, природой, социумом, поиск смысла жизни и своего места в ней, определение критериев добра и зла, оценку по ним людей и событий, формирование мотивов поведения в согласии с общечеловеческими принципами нравственности. Сложность и глубина проблемы духовно?нравственного воспитания состоит, прежде всего, в отсутствии ее новой теоретической разработки и, самое главное, понимания сути категорий «духовность» и «нравственность» для практической педагогики. Таким образом, мы вынуждены обратиться к генезису понятий «духовность» и «нравственность», поскольку определение методологических основ данных категорий до последнего времени мало исследовано в педагогической науке. В широком смысле слова понятие «духовность» (от лат. ? буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) тождественное идеальному сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления В энциклопедическом словаре понятие «нравственности» отождествляется понятием «морали»: « мораль (лат. moralis ? нравственный; mores ? нравы) ?особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм Под нравственностью понимаются этические нормы, правила поведения в социуме и природе, которыми руководствуется человек и которые служат основой в развитии его духовного мира. Самым важным компонентом духовно?нравственного воспитания является ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе. Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом. По сути, только с этого момента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности ? поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой. Вопрос о духовно?нравственном воспитании ? это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни. Процесс духовно?нравственного воспитания ? процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса, кроме того, сложность определяется и тем, что очень динамичен, подвижен и изменчив. Назначение духовно?нравственного воспитания ? правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанника. Выделим основные этапы духовно?нравственного воспитания: ? осознание воспитанниками требуемых нравственных норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения не может быть успешным; ? знания должны перейти в убеждения. Воспитаннику необходимо глубоко осознать именно такой, а не другой тип поведения. Убеждения ? это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни. Воспитание чувств ? непременный и очень важный компент духовно?нравственного воспитания. Без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины. В основу духовно?нравственного воспитания мы должны положить систему национальных и общечеловеческих ценностей. Ценности возможны, если основы бытия духовны. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Духовность мы рассматриваем как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. «Культура – это ориентир, основа и пространство всей нашей жизни. В культуре концентрируется историческая память и духовная энергия народа, и служить ей – особая, благородная и ответственная миссия. И важнейшая задача – это сбережение и приумножение уникального культурного наследия России, формирование и укрепление ценностей, объединяющих наше общество, воспитание высокой нравственности, вкуса, эрудиции, образцов поведения. Все это подвластно только культуре», – сказал В. Путин во время вручения премий молодым деятелям культуры и премий в области искусства и литературы за произведения для детей и юношества в марте 2017 года. Культурно?историческое направление включает воспитание любви к «малой» и «большой» родине, знакомство с замечательными людьми, прославившими свой край и свою страну, изучение истории культуры своей страны, региона, этноса, участие в сохранении культурных и исторических памятников, формирование чувства национальной гордости, толерантного отношения и способности жить рядом с представителями разных языков и культур. К. Д. Ушинский утверждал, что личность можно воспитать только личностью. Чем богаче духовно, разносторонне культурно, чище нравственно педагог, тем ярче след, который оставляет в душах воспитанников ? и, следовательно, тем успешнее и эффективнее будет проходить процесс «обучения» ценностям. Воспитание на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности, о естественно опирается на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, любви, уважения, гордости, сострадания… Эмоционально?чувственное наполнение отдельных духовно?нравственных понятий помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу. [12] Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. [13] Гражданско?патриотическое воспитание ? это формирование у молодежи гражданской ответственности и патриотического самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В процессе гражданско? патриотического воспитания, направленного на развитие гражданского воспитания и правовой культуры молодежи, необходимо: ? воспитывать личность, осознающей достоинства человека, терпимость; ? формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; ? воспитывать гражданские чувства молодежи: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; ? формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь; ? формировать гражданственную позицию старшеклассника: «Я ? Россиянин»; ? развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно? исторических традиций родного села, города, других народов. Основной целью гражданско?патриотического воспитания является формирова¬ние правосознания и правовой культу¬ры, воспитание в духе гражданственности, патриотизма. Выражением гражданско? патриотического воспитания являются: их отношение к обществу, деятельности, людям, самим себе. Гражданско?патриотическое воспитание проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я ?14, с. 74?. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданственности личности. «Научиться жить ? значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, пять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней». Военно?патриотическому воспитанию присущи такие компоненты, как «защитник Родины», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящие народа». Современное понимание военно?патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов представлено в «Концепции Военно?патриотического воспитания молодежи». В ней сформулирована цель – «развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно?нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности» [15,с.5]. Военно?патриотическое воспитание – это многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз. Представители военно?патриотического направления подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства. Профессор, доктор педагогических наук Н. М. Конжиев утверждает: «...военно?патриотическое воспитание нельзя свести к начальной военной подготовке и сообщению некоторых сведений по гражданской обороне. Воспитание у учащихся готовности к защите Родины требует широкого социально?педагогического подхода к его осуществлению» [16, с. 3?4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 57 страниц
560 руб.
Дипломная работа, Культурология, 93 страницы
700 руб.
Дипломная работа, Культурология, 63 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Культурология, 19 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg