Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Территориальные споры государств как объект международно-правового регулирования

cool_lady 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом дипломной работы являются территориальные споры государств. Предметом работы являются судебные и дипломатические механизмы разрешения территориальных споров в международном праве. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломной работы. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: - дать определение территориальному спору; - раскрыть причины возникновения территориальных споров государств; - определить виды территорий; - рассмотреть способы урегулирования территориальных споров; - рассмотреть судебные и дипломатические способы разрешения территориальных споров; В основу работы положены, во-первых, международные нормативные правовые акты, в которых содержатся средства мирного разрешения международных споров; во-вторых, практика разрешения территориальных споров взятая из официальных источников. Теоретической и методологической основой работы явился ряд международных соглашений, а так же учебники, труды, монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов. При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы использованы следующие методы: формально-правовой метод, метод системного анализа, комплексные исследования, сравнительное правоведение. Выводы в дипломной работе практически значимы для государственных органов РФ в процессе разрешения территориальных споров, в частности, при принятии решения о выборе формы урегулирования территориального спора, прогнозирования результатов спора при обращении к той или иной форме, формировании лицами, представляющими РФ на международной арене, тактики доказывания по вопросам территориальной принадлежности в процессе переговоров по заключению соглашения и в международных органах. Структурно работа обусловлена целями и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. В современной науке под территориальным спором понимается столкновение интересов, действий, взглядов, позиций различных субъектов в конфликтной ситуации, в том числе государств или различных социальных групп, политических партий, военно-политических и экономических блоков и альянсов, социально-политических и экономических мировых систем. Любой конфликт имеет свой объект, на который он направлен. Он может быть внутриполитическим, внешнеполитическим, лежащим в сфере экономики, социальных отношений, культуры, его предметом могут быть территориальные, межэтнические, региональные, расовые отношения. В данном случае необходимо рассмотреть территориальный аспект. Все вопросы, в том числе и территориальные, исторически определялись силой. Территориальные проблем как вчера, так и сегодня, являются одними из самых острых проблем в международных отношениях, вызывающих споры и конфликты между государствами. Они напрямую связаны с установлением суверенной власти государств в определенной части земного шара и сохранением независимости определенных народностей. В современном мире наибольшую опасность представляют конфликты, которые одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры общества и вовлекают как можно больше участников в различных условиях. К этой категории относятся международные конфликты, которые при широком применении вооруженного насилия достигают самых высоких стадий своего развития и приводят к гибели человеческих масс.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ…………………………………………………...6 1.1Понятие, виды территорий в международном праве…………………6 1.2 Государственная территория………………………………………......8 1.3Территории с международным режимом…………………………….14 1.4 Территории со смешанным режимом………………………………..20 ГЛАВА 2. МЕЖДАНРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ………………………………………………………………………….26 2.1 Понятие и содержание территориального спора в международном праве……………………………………………………………………….26 2.2 Судебные механизмы решения территориальных споров………....34 2.3 Дипломатические механизмы урегулирования территориальных споров……………………………………………………………………...43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….59
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. "Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) 2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. 3.Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. 4. Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. 5. Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. 6. Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. 7. Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. 8. Договором о Шпицбергене 1920 г. 9. Межамериканский договор о добрых услугах и посредничестве 1936 г., 10. Американский договор о разрешении споров 1948 г., 11. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г. 12. Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. 13. Косовская Декларация о независимости, от 17 февраля 2008 г. 14. Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. 15. Ташкентскую декларацию 1966 г. 16. Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 г. 17. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1998 г. Научная и учебная литература: 18. Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2017. – 136 с 19. Международное право : учеб.пособие / В. В. Богатырев ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. ? 128 с. 20. Международное право : учебник для академического бакалавриата. В 2 т. Том 1 / П. Н. Бирюков. – 10-е изд., перераб. и допю – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 161 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс. ) 21. Международное право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К. К. Гасанов, Ю. А. Кузнецов, Д. А. Никонов [и др.] ; под редакцией К. К. Гасанов, Д. Д. Шалягин. — 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017 – 196 с 22. Международное право : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Ю. В. Трунцевский, О. Ш. Петросян, Р. С. Маковик [и др.]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 233 c. 23. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А.М. Багмет, В.В. Бычков, Е.И. Бычкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 218 с. 24. Международное право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К. К. Гасанов, Ю. А. Кузнецов, Д. А. Никонов [и др.] ; под редакцией К. К. Гасанов, Д. Д. Шалягин. — 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017 – 369 с. 25. Международное право : учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2018. – 491 с. 26. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 27. Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для вузов / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 560 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06679-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449852 (дата обращения: 11.05.2020). 28. Жеребцов А.Н. Международное право: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г. С – 145, 256. Практические материалы: 29. “Observing that Kosovo is a special case arising from Yugoslavia's non-consensual breakup and is not a precedent for any other situation” (Kosovo Declaration of Independent //International Legal Materials. 2008. Vol. 47. N 4.P. 467). 30. Permanent Court of International Justice. Ser. A/B. – No. 42. – P. 116. 31. United Nations doc. A/63/PV.22. P. 2 Научные статьи: 32. Мирное разрешение международных споров: современные проблемы [Текст] : монография / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. – 2-е изд. – М. : РУДН, 2012. – 307 с. 33. Вестник РУДН, серия Юридические науки, Сёмкина Ю.Н. Международное посредничество в урегулировании конфликта в Косово, 2008 г., № 4 34. Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 2014. С. 3–32. 35. Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». Издательство: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" Издательский Дом (типография) (Москва) eISSN: 0130-0113 Иностранная литература: 36. Biehler G. ProceduresinInternationalLaw. Berlin, 2008.P. 281 Электронные ресурсы: 37. URL: https://ruxpert.ru/Территориальные_споры_России 38. URL: https://studopedia.net/17_97505_vliyanie-mezhdunarodnogo-prava-na-formirovanie-funktsionirovanie-i-razvitie-vnutrigosudarstvennogo-prava.html 39. URL: http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 04.12.2014). 40. URL: http://www.rian.ru/world/20091211/198551814.html 41. URL: http://interlaws.ru/posrednichestvo-mediaciya/ 42. URL: https://polit.ru/article/2008/03/24/kosovo/ 43. URL: https://legal.un.org/ola/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 1.1 Понятие, виды территорий в международном праве Под территорией (от лат. terra – земля, суша) в международном праве принято понимать различные пространства земного шара (его сухопутную, водную поверхности, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Все эти виды территорий представляют собой пространственную сферу действия норм международного права . Территориальные проблемы давно являются важнейшими в международных отношениях и дипломатии, так как всякая территория – это одновременно и пространство, и сфера жизнедеятельности того или иного государства, народа, общества, предоставляющая им средства к существованию. Так, один из древнейших известных науке международных договоров – договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма (около 3100 г. до н.э.) – подтверждал существовавшую между ними государственную границу и провозглашал ее неприкосновенность. Развитие цивилизации, средств производства и коммуникаций сделало возможным активное использование пространств, не входящих в традиционно понимаемую сухопутную территорию государств. В первую очередь это освоение пространств и объектов открытого моря, а потом уже – воздушного пространства, Арктики и Антарктики. Со второй половины ХХ в. человечество начало глубже изучать космос. Соответственно стали создаваться нормы, оформляющие международно-правовой режим новых осваиваемых территорий; этот процесс продолжался до последнего времени. Примером является подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки 24 государствами так называемый Договор по открытому небу, целью которого является обеспечения государствами-участниками возможности облетать воздушные территории для контроля за военной деятельностью друг друга. Все пространства нашей планеты, космос, куда входит Луна и другие небесные тела, зависимо от особенности правового режима, делятся на 3 вида: 1) государственная территория; 2) пространства с международным правовым режимом; 3) пространства со смешанным правовым режимом. Следует отметить, что различные зарубежные представители науки международного права дают и более широкий перечень видов территорий. К примеру, известный английский юрист-международник Я. Броунли делил территории по их правовому режиму: территориальный суверенитет; территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус (например, подмандатные и подопечные территории); resnullius (ничейная территория) и rescommunis (территория, принадлежащая всем). Однако сегодня такая классификация не может быть актуальной, так как с практическим отсутствием территорий, которые можно было бы отнести к подопечным или подмандатным, а именно ничейных территорий. Территория государства – это его сухопутные, водные и воздушные пространства, а также недра под ними, в пределах которых государство осуществляет свою суверенную власть и юрисдикцию. Пространства с международным правовым режимом, напротив, характеризуются тем, что на них не распространяются суверенные права ни одного государства, вследствие чего они находятся в общем пользовании всего человечества (для их обозначения некоторыми авторами используется термин «международная территория общего пользования»). Традиционно к ним относят открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа, космос с находящимися в нем небесными телами, Антарктику и всё что находится над ней в воздухе. И на конец пространства со смешанным правовым режимом (к ним относят континентальный шельф и морскую экономическую зону). Они не входят в состав государственных территорий и не находятся под полным суверенитетом государств, примыкающие к ним (прибрежные) государства осуществляют там ряд своих суверенных прав на разведку и разработку их природных ресурсов, а также на защиту природной среды этих районов. Объем и содержание этих прав определяются как нормами международного права (в том числе, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.), так и законами прибрежных государств. 1.2 Государственная территория. Под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием народа и находится под исключительной и полной властью каждого государства . Территория является основой каждого государства, владения которой даёт ему нормальное существование. Главный признак государственной территории – распространение суверенитета государства на всю её территорию. Современное международное право запрещает принудительную смену территории государств. С точки зрения международного права, государственная территория также служит пространством для осуществления верховной власти государства с учётом его исключительного господства как части земельного пространства, принадлежащего этому государству и находящегося под его исключительной властью, состоящего из земли с ее недрами, водами и воздушным пространством над сушей и водами. Они не могут быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. В пределах своих границ государства устанавливают правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров. В современном праве есть много разных теорий, объясняющих государственную собственность. Первой, кто получил влияние, стара теория права публичной собственности на территории. Это означает, что территория является объектом особого права собственности, субъектом права собственности являются граждане данного государства. Данное положение указано в ст. 10 якобинской конституции республиканской Франции - «Территория принадлежит народу» . В середине ХIХ века вышла в свет пространственная теория, или «теория предела власти», которая впервые была отражена в работах русского ученого В. А. Незабитовского и стала классической теорией территориального господства. Здесь понимается, что территория – это пространство, в пределах которого государство существует и действует. Государство осуществляет власть в пределах своей территории и она является пределом суверенной власти. Пространственная теория, которая гласит, что территория государства включает любую область, в которой распространяется его юрисдикция, расширила понятие государственной территории далеко за пределами национальной территории, включая в ее состав национальную территорию других наций – колониальных и зависимых стран. Позже появилась «Теорию компетенции», которая опровергает исключительную природу власти государства в пределах границ и утверждает, что территория государства является частью земной поверхности и служит материальной базой государств и любого пространства, в котором установлены закон и порядок, включая внешнее пространство, национальные границы. Сторонники такой теории предполагали, что понятие территории обобщается из полного территориального охвата (территория в пределах государственных границ, где действует государственная власть), а экстерриториально - личная компетенция (государственная власть над своими гражданами за пределами этого государства). Теория компетентности дополняется идеей так называемой "Международные границы". Согласно идеологов этой идеи, она служит линией разделения экономических, политических, стратегических и даже идеологических интересов отдельных государств. Международное право на современном этапе является результатом соглашения между суверенными государствами и поэтому не может устанавливать пределы преимущества государств, в части территориального аспекта, а просто признает, одобряет и защищает территориальное превосходство каждого государства. В новых международных отношениях высшей правовой основой владения и распоряжения территорией в современном мире является суверенная воля людей, проживающих на этой территории. В соответствии с принципом самоопределения народов, который установлен в Уставе ООН и многих других международных актах, территориальное превосходство принадлежит народу. Народ является суверенным управленцем своей территории, только ему принадлежит право распоряжаться ею. Государство на законных основаниях владеет этой территорией, только если эта собственность общества, организованного в государство, соответствует праву народов на самоопределение. Но даже учитывая это, значение государственной территории не ограничивается тем фактом, что она представляет собой область, в которой это государство осуществляет свою власть. Территория государства также является общей компетенцией каждого государства. Государство в своих законах закрепляет правовой режим территории государства в целом и его частей. Государство осуществляет управление на своей территорией, может делить её на административно-территориальные единицы и занимается организацией государственной власти и государственное управление на территориальной основе. Оно определяет и меняет режим своей границы и других особых зон, режим и условия движения во внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве и т. д. Государство регулирует аспекты гражданства, расселения и передвижения своих граждан, а также условия въезда, выезда и передвижения иностранцев. Оно организует защиту, предупреждение и пресечение попыток вмешательства других государств. Суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами, относятся к государственной территории. Помимо этого к ней приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, трубопроводы и кабели, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или под дном открытого моря, а также искусственные национальные спутники Земли или других планет, запущенные в космическое пространство данным государством : 1) Сухопутная территория включает всю землю, которая находится под суверенитетом данного государства, независимо от расположения его частей. Юридический статус территории страны регулируется исключительно ее внутренним законодательством. Оно включает в себя фрагменты суши, национальные воды. 2) Водная территория. Сюда входят внутренние воды, находящиеся в пределах границ данного государства. Помимо этого относятся воды внутренних рек, озёр, внутренних морей, каналов и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем, или территориальными водами. 3) Полярные секторы. Полярный сектор включает в себя пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, которые соединяют Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. Арктический бассейн (Северный Ледовитый океан) включает в себя: Россию, Канаду, Норвегию, Данию, США. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров СССР от 15 апреля 1926 года указали в своем постановлении, что территория России включает в себя все открытые острова и острова, которые могут быть обнаружены в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане между границей Российской Федерации, Северным полюсом и меридианы расположены на 32 ° 4 '35' 'на восток и 168 ° 49'30' на запад. Исключение составляют страны и острова, признанные Советским государством в качестве иностранной территории на момент 15 апреля 1926 года, а именно восточные острова Шпицбергена, расположенные между 32 ° и 35 ° восточной долготы и находящиеся под суверенитетом Норвегии. 4) Морская, воздушная и космическая территория. Суда с флагом или эмблемой этого государства условно считаются его территорией. Они подчиняются закону и юрисдикции государства флага судна. В то же время военные суда повсеместно признают территорию государства, а другие корабли и самолеты - только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и в воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) действуют иностранные суда, за исключением военной, местной юрисдикции и местного права. Это включает в себя все виды национальных искусственных космических органов и национальных научно-технических структур на других планетах. В современном международном праве ведущую роль занимает разделение государственных территорий между собой, другими словами государственные границы. Пограничный вопрос имеет весомое значение для каждого государства. На разделении территорий завязан интерес государств, многие из которых являются определяющими и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Государственная граница устанавливается путём: ? Делимитаций – договорное установление линии государственной границы по картам (схемам, планам); ? Демаркаций – договорное установление смешанной комиссией линии государственной границы на местности пограничными знаками, буями (столбами), маяками, пирамидами и т.д. в соответствии с картами и описаниями в протоколе. Установление, укрепление и надлежащее оформление границ государства являются определяющими аспектами закрепления международной безопасности, развития дружественных отношений государств. Но в ситуации глобализации национальные границы сглаживаются. Принимая во внимание последние примеры воздействия блока НАТО, давления США и Европейского союза на Украину, ранее Сирию и Ливию, Южную Осетию и Абхазию в 2008 г., Ирак в 2003 г., Косово в 1998 г., ясно, что нормы международного права нарушаются и игнорируются, в частности Хельсинские соглашения 1974– 1975 гг., Устав ООН, где закреплены принципы территориальной целостности, запрета расчленения чужой территории, суверенное равенство, неприменение силы и угрозы силой, наконец, нерушимости государственных границ и др . Названные положения затрагивают государственную границу как научную и правовую категорию, а вследствие этого и её статус. 1.3 Территории с международным режимом. Территории с международным режимом (космическое пространство и небесные тела, воздушное пространство, открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, реки и каналы, некоторые международные проливы и Антарктика) не принадлежат какому-либо государству и являются «достоянием человечества», либо территории с особо установленным международным правом режимом. Режим этих территорий определяется преимущественно международными договорами, такими как: «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.», «Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву», «Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г.» и так далее . Космическое пространство. Космос находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Ни одно государство не может присвоить его каким бы то ни было образом, но оно открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства. Однако в Конгрессе США было сделано предложение предоставить статус памятников всем следам присутствия американских астронавтов на Луне, и отдельные лица пытаются приватизировать астероиды и незаконно торговать на лунной поверхности. Тем не менее, действующее международное космическое законодательство разработано таким образом, чтобы государство, которое где-то установило свое оборудование, фактически получило поверхность под ним для неограниченного использования. В целом, что касается небесных тел Солнечной системы и особенно Луны, мы должны ожидать их постепенного разделения в будущем, согласно изображению Шпицбергена или ожидающегося в более ближней перспективе раздела Антарктиды . Воздушное пространство. Оно регулируется международным воздушным правом и объединяет специальные принципы и нормы, которые закрепляют правовое положение пространства в воздухе различных категорий и находящихся в нём гражданских летательных аппаратов, характеризуемые правовым режимом гражданской авиации. Данные положения регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция), Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. (О двух свободах воздуха), Соглашение о международном воздушно транспорте 1944 г. (О пяти свободах воздуха), Варшавская конвенция 1929 г., Монреальская конвенция 1999 г., Римская конвенция 1952 г, Токийская конвенция 1963 г., Гаагская конвенция 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленные против безопасности гражданской авиации 1971 г., Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающие международную гражданскую авиации 1988 г., Кейптаунская конвенция 2001 г., и другие. Сфера пространства действия по высоте определяется физическими свойствами атмосферы, плотность которой убывает по мере удаления от земной поверхности, достигая значения на высоте 100-110 км над уровнем моря. По горизонтали действует тот же принцип, что и на сухопутные границы. В рамках международного воздушного права закрепились следующие специальные принципы: • Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным воздушным пространством. • Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. • Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ. Особо место в международном воздушном праве занимают международный обычай, закрепляющий в ряде международных договорах положения о предоставлении помощи воздушному судну в исключительных ситуациях, о праве на несанкционированный проход на территорию иностранного воздушного пространства. Понятие «Открытое море» содержит в себе части моря, которые не входят в: исключительную экономическую зону, территориальное море, внутренние воды других государств, воды архипелагов. Оно находится в общем пользовании всех государств и используется на основе общепризнанного принципа свободы в международном праве. Но вместе с этим Женевские конвенции закрепляют положение о том, что государства не могут осуществлять свою власть в открытом море. Интересно то, что национальное право также действует на территории, которые регулируются международным правом. Например, Конвенция по морскому праву устанавливает право непрерывного преследования корабля-нарушителя в открытом море, если нарушение произошло в территориальных водах. Многие реки протекают по территории двух или нескольких государств частично и полностью, это такие реки как: Рейн, Дунай, Амазонка и др. Именно они именуются «международными». Их правовой режим регулируется как законодательством государства, так и международными договорами прибрежных государств. Они устанавливают свободу судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств и говорят о том, что плавание по международным рекам военных кораблей других государств в большинстве своём запрещено. К примеру, режим судоходства по Дунаю установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае (Белград, 18 августа 1948 г.), а также двумя протоколами 1998 г. Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства . Классическим примером территории с особым международным режимом является Антарктика, которая представляет собой область вокруг Южного полюса площадью около 52 млн. кв. км, ограниченную Южным полярным кругом. Она включает в себя Антарктиду (12,4 млн кв. км) и прилегающие к ней акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов с морями Амундсена, Росса, Беллинсгаузена, Уэдделла и другими. В 1959 г. с участием СССР, США, Англии, Франции, Австралии, Аргентины, Бельгии, Новой Зеландии, Норвегии, ЮАР, Чили и Японии был разработан Договор об Антарктике, вступивший в силу в 1961 г. Он носит бессрочный характер. Антарктика признаётся нейтральной территорией и может быть использована только в мирных целях: запрещено создавать на её территории военные базы и укрепления, испытывать какие-либо виды оружия. И на основании статьи II Договора закреплен принцип свободы исследований в Антарктике для всех стран. За соблюдением положений Договора 1959 г. установлен наземный и воздушный контроль, каждое государство-участник договора является участником консультативного совещания – такого международного механизма, созданного для координации деятельности стран по изучению Антарктики и назначает наблюдателей. Он обладает полной свободой доступа во все районы Антарктики, включая станции, установки и сооружения в её пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов и персонала . Также к территориям с особо установленным международным правом режимом относятся зоны оккупации (Германия после Второй мировой войны), демилитаризации (север и юг Ирака), нейтрализации (до 2008 г. – Косово), разъединения (КНДР и Южная Корея), безъядерные (Латинская Америка и южная часть Тихого океана). В теории международного права существует понятие «общего наследия» человечества. Это набор принципов и стандартов, определяющих основополагающие начала правового режима международных пространств и ресурсов, к которым имеют доступ международные сообщества. Это не отрасль международного права, а общая часть многих современных отраслей международного права (морского, воздушного, космического, экологического и пр.). Первым в этом отношении стала концепция открытого моря как общего пространства вне сферы государственного суверенитета. Тогда есть: пространство в космосе, природная среда, окружающая человечество, Арктика, Антарктида. Вероятно, появятся новые области, такие как электронная среда, которая имеет решающее значение для телекоммуникаций. Необходимость определения правового режима в этих областях возродила принцип общего наследия человечества, который стал заменой устаревшей идеи «ничейной земли». Впервые в международной практике принцип общего наследия отразился в Декларации принципов ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году по эксплуатации морского и океанического дна и его недр. Первым международным правовым актом, закрепляющим этот принцип, было Соглашение 1979 года о деятельности государств на Луне и других небесных телах, а вторым таким законом был Закон 1982 года о морском праве. Эти акты отражают ограниченную концепцию общего наследия. В одном случае оно ограничено небесными телами и их ресурсами, в другом - морским дном и его ресурсами. В то же время, это должно по существу включать саму вселенную и открытое море в целом. Наконец, эти договоры запрещают создание или присвоение государственного суверенитета над частями космоса и открытым морем. Все права на эти помещения принадлежат всему международному сообществу. Они могут использоваться с учетом общих интересов и только в мирных целях. Нет сомнений в том, что принцип общего наследия получит дальнейшее развитие и станет основой международного права и порядка. Эта тенденция определяется растущей важностью общечеловеческих интересов. 1.4 Территория со смешанным правовым режимом К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны, международные каналы, Арктика и её секторы, «архипелажные воды», Каспийское море . Характерной особенностью положения таких территорий является то, что они не являются частью территории государства, но прибрежные государства осуществляют в них суверенные права в разведовательных целях, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов. Данный вид территорий можно условно разделить на две группы: 1) Континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не являются частью государственных территорий, но каждое прибрежное государство обладает суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов соседнего континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на защиту природной среды этих районов. В рамках этих прав каждое государство издает свои законы и положения, регулирующие эту деятельность. В противном случае принципы и стандарты международного морского права применяются на континентальном шельфе и в экономической зоне. В юридической литературе есть положение, согласно которому авторы отождествляют континентальный шельф с территорией государства, что не может быть признано истинным. Между тем не только теоретически, но и на практике возникают спорные вопросы, касающиеся континентального шельфа, принадлежащего определенной территории.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg