Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СТРАХОВАНИЕ

Социальное страхование в России как механизм социальной защиты работников

cool_lady 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Актуальность темы исследования определена тем, что в рыночной экономике главный институт защиты граждан заключается в социальном страховании. В периоды социально - экономической реформы, когда сложившееся отношение социальных объектов изменяется кардинальным образом, общество оказалось не готово к осмыслению задачи в областях социального страхования при развитии экономики. И в этой связи принципиально важными являются изучения теоретической основы социального страхования, а так же концептуального подхода к законодательным базам. Обоснованные системы социального страхования являются одной из предпосылки обеспечения социальной справедливости, создании и поддержании политической стабильности. Как показывают опыты развитых стран, наличия сбалансированной системы социального страхования и социального обеспечения как базового элемента социальной защиты трудящегося и всего населения расширяют и укрепляют трудовой ресурс страны, усиливают национальные потенциалы экономического роста, являются необходимыми условиями проведения реформы, а также содействуют политической и экономической стабилизации общества. Объектом исследования ВКР является система социальной защиты федерального и регионального уровня. Предмет исследования – формы и методы социальной защиты населения в России. Цель исследования работы состоит в раскрытии состояния и механизма социальной защиты в современных условиях, процесса совершенствования в условиях экономической нестабильности, сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации. Задачи исследования: 1) охарактеризовать основные направления и инструменты социальной защиты; 2) сравнить механизм социальной защиты по уровням управления; 3) выявить основные направления социальной защиты населения совершенствования на современном этапе.
Введение

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является совершенствование социальной сферы, которое в свою очередь ориентируется на повышение уровня и качества жизни населения, на его благосостояние. Огромную роль в этом играет государственное регулирование в области социальной защиты населения. Система социальной защиты имеет важное значение по вопросам поддержания среднего уровня жизни населения, уменьшения масштабов бедности, сужение разрывов в уровне жизни между различными категориями населения. Современные условия рыночной экономики создают адекватные системы социальной защиты населения, важнейшими звеньями которых являются основы социального страхования. Становления новых моделей социальной защиты должны обеспечивать принципы преемственности в социальной политике и соблюдения принципа общественной солидарности и социальной справедливости. К основным задачам основы социального страхования относят: - формирования денежного фонда, из которого покрывается объем затрат, связанных с содержанием нетрудоспособного или лица, неучаствующего в трудовых процессах; - сокращения разрывов в уровнях материального обеспечения неработающего и работающего члена общества. Учитывая особые важности социального страхования, их влияния на общественный процесс, государство во множестве стран создают систему обязательного государственного социального страхования, дающую возможности значительной концентрации ресурса в едином фонде и тем самым обеспечение надежных основ социальной защиты населения страны. Процессы создания эффективных правовых механизмов социального страхования предполагают реализации, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, они должны строиться на исторических преемственностях правовых основ регулирования социально-обеспечительного отношения. Это обеспечения активной роли государства не только в обязательной форме социального страхования, но и добровольного (договорного). Во-вторых, эти механизмы должны основываться на сочетаниях общих и особенных, что означает взаимодействия международного и национального начала, принципа правового регулирования основы социального страхования. Национальные специфики формы и метода социального страхования обусловлены уровнями социально-экономического развития стран, их исторической и этнической особенностью. В этой связи, очевидно, что механические копирования тех или иных моделей социального страхования или их компиляции в российском законодательстве не принесут ожидаемого результата. В России системы обязательного государственного социального страхования представлены рядом внебюджетных фондов: - пенсионный; - обязательного медицинского страхования; - социального страхования. При формировании и использовании ресурсов этих фондов имеется ряд особенностей. Задуманные в качестве страховых, их деятельность не всегда соответствует принципу формирования и использования страхового фонда. В их деятельности очевидна черта бюджетных подходов: обязательности и нормативности отчисления, плановые расходования средств, отсутствия персонификаций накопления и др. Согласно экономической сущности этот фонд не является страховым, по формам он относится к внебюджетному фонду.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 7 1.1.Понятие и сущность социального страхования 7 1.2. Формы социального страхования 16 1.3. Социальная защита 20 1.4. Государственное социальное страхование 29 1.5. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как форма социального страхования 33 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ 37 2.1.Развитие системы социального страхования населения 37 2.2. Деятельность Фонда социального страхования 42 2.3. Анализ статистики по страховым выплатам за 2018-2019 гг. 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 ГЛОССАРИЙ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ А 65 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
Список литературы

1Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 2Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» 3Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 4Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 5Федеральный закон от 25.12.2018 № 477-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» 6Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. № 479 "О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" 7Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" 8Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 "Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" 9Постановление Правительства от 02.03.2000 № 184 "Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 10Постановление Правительства от 17.11.2000 № 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 11 Гуляева, Е.В. Обязательное социальное страхование на производстве / Е.В. Гуляева, Е.В. Алексеева // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32541068_61260507.pdf. 12 Елизарова О.Е. Роль финансовой системы в обеспечении финансовой безопасности государства / О.Е. Елизарова, О.И. Костина // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (22 ноября 2017 г.). Ч. 1. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. – С. 223–230. 13 Елизарова О.Е. Роль финансовой системы в обеспечении финансовой безопасности государства / О.Е. Елизарова, О.И. Костина // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (22 ноября 2017 г.). Ч. 1. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. – С. 223–230. 14 Елизарова О.Е. Роль финансовой системы в обеспечении финансовой безопасности государства / О.Е. Елизарова, О.И. Костина // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (22 ноября 2017 г.). Ч. 1. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. – С. 223–230. 15 Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1. С. 23-28. 16 Замараева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 2. С. 203-209. 17 О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ // Электронный ресурс.– Режим доступа: http://www.consultant.ru. 18 Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 36-42. 19 Сайт «1popersonalu.ru», статья «Особенности страхования работников предприятия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:///info/straxovanie-rabotnikov.html. 20 Сайт «Роснефть», статья «Охрана здоровья и личное страхование», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosneft.ru/Development/social/healthcare/. 21 Сайт «Сбербанк», статья «Отчет о корпоративной социальной ответственности 2019» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/CSR2019ru.pdf. 22 Федеральный закон от 11 октября 2018 года №358-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год». 23 Федорова М.Ю. Об оценке социальных рисков на различных этапах существования обязательств по социальному обеспечению // Российский юридический журнал. 2014. № 6. С. 110-115.
Отрывок из работы

Глава 1. Основы социального страхования 1.1.Понятие и сущность социального страхования Сосредоточим внимание на том моменте, что «социальное страхование» плотно вошло в нашу жизнь, о чём нам наглядно было продемонстрировано в масштабной исследовательской статье американских учёных Т. Бека, И. Уэбба. Кроме этого, Т. Бека и И. Уэбба констатируют, что «динамичный рынок страхования жизни в значительной степени зависит от основы и политическая стабильность страны. Если мошенничество распространено в отчетности по претензиям, страхование становится непомерно дорогим для значительной части населения». Интересно, что систематические исследования учёных в исторических аспектах социального страхования, как в России, так и за рубежом безусловным образом обогатили изучение данной предметной области. Хотя стоит признать факт того, что по-прежнему в архивах находят всё новые и новые да ныне неизвестные моменты, относящиеся к данной тематике. Ещё одна важная и вместе с, тем не менее, ценная статья по своему содержанию написана М. Ленгвилером. В частности в его новелле происходит повествование об истории взаимоотношений между страхованием и гражданским обществом в ХІХ-ХХ вв. Кроме этого автор проверяет традиционное представление о том, что эти отношения последовали за курсом, который был отмечен как расцвет самоорганизованных взаимных обществ в ХІХ веке и спадом с маргинализацией этого сектора гражданского общества вследствие роста корпоративных страховых компаний и статусного социального страхования в XX веке Собственно говоря, тут впервые был показан сравнительный анализ взаимного страхования XIX в. различных европейских странах (Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии), кроме этого было обращено внимание на ограничения демократического и самоорганизованного характера взаимных объединений. Необходимо иметь в виду, что во второй части статьи автор рассматривает случай корпоративного страхования в Швейцарии в XX в. Особо хочется подчеркнуть, что страховые корпорации приняли нормы расширенной защиты конфиденциальности в 1980-х гг., процесс, который отражал новые правовые требования, требования клиентов и политики организаций, гражданских прав. Помимо этого, один из весомых аргументов в работе состоит в том, что в заключении подводятся итоги противоречивого влияния страхования на историю гражданского общества и обсуждаются последствия для концепции гражданского общества. В качестве исторической справки необходимо упомянуть, что впервые сводный Закон о социальном страховании, охватывал в себе пять видов страхования (по болезни, несчастному случаю, инвалидности, старости, потере кормильца), и он был принят в Германии в 1912-1914 гг. Достаточно большой вклад в развитие социального страхования в нашей стране был внесён вождём мирового пролетариата В.И. Лениным (1870–1924 гг.) и его, так называемой «Марксистско-Ленинской философией», возникшей в 40-е г. XIX веке В последующем, эти воззрения находят своё прямое отражение в законопроекте, который был опубликован в 1914 г. в «Вопросах страхования», а уже после был внесён в VI Государственную думу социал-демократической фракцией. Именно с 1917 г. социальное страхование стало неотъемлемой частью государственной политики России того времени. Стоит сказать, что значительно позднее большинство отечественных историков дореволюционного периода отметили, что данный документ написанный пером вождя был очень прогрессивным и даже не имел себе подобных аналогов в мире. В приложении А (таблица 1) можно наблюдать представленные этапы развития социального страхования в России. Как бы то ни было, можно резюмировать, что система социального страхования в России так же модернизировалась под воздействием различного рода факторов, среди которых можно отметить ряд необходимых перестроек. Необходимо отметить, что институт страхования от безработицы за счёт взносов работодателей действовал в России до 2001 г., но сейчас пособия по безработице финансируются из общих поступлений федерального бюджета, по сути, являясь формой государственной социальной поддержки. Стоит указать, что среди массива существующих современных отечественных работ по данной тематике «ярко» выделяется статья , которая принадлежит перу одного из самых известных в современной России, эксперту в области социальной работы, учёному С.В. Козину. Автор отмечает, что «одним из ключевых признаков социального государства и социальной защиты граждан собственного государства считается как раз так называемая система социального страхования». Однако далее сам С.В. Козин, продолжив свои рассуждения, уточнил, что большое значение в системе социальной защиты (куда входит и социальное страхование граждан) играет выбранный курс политических реформ и соотношение нормативно-законодательной базы с тем временем, в котором она пребывает. К тому же в ходе проведённого анализа и обобщения научной литературы, а так же источников было получено, что суть социального страхования с позиции его институционального предназначения состоит в вырабатывании экономических, организационных и правовых механизмов по социальной защите материального положения работников от социальных рисков. Считаем, что на сегодняшний момент одной из первостепенных задач социального страхования должна являться его доступность вне зависимости того где проживает гражданин РФ. А так же его «прозрачности» и понятности в проведении тех реформ, которые будет происходить в последующем, это не должно быть подобно «Форт-ноксу». Таким образом, резюмируя данные материалы можно сказать, что в социалистическом периоде были устранены недостатки предыдущего времени. Именно государство выступало гарантом доступности и стабильности социального страхования. Из зарубежных научных публикаций видно, что автором было тоже интересно узнать не только исторический опыт в своих странах, но и попытаться понять, как социальное страхование развивается в других странах особенно в СССР. На сегодняшний день государство по-прежнему является гарантом стабильности обязательного социального страхования, так как имеется система дотаций из федерального бюджета. Социальное страхование выступает как одна из форм социальной защиты населения от рисков, которые могут быть связаны с потерей работы, трудоспособности, доходов. Социальное страхование это система мер поддержки нетрудоспособных граждан, которая реализуется государством посредством государственного страхового фонда, а также частных или коллективных страховых фондов. Так же социальное страхование можно рассматривать как систему отношений, касающихся способа перераспределения национального дохода, где лица, которые не принимают участие в общественном труде, имеют возможность получать содержание из специально созданных фондов. Выделим источники формирования фондов социального страхования: - государственные дотации; - страховые взносы, которые оплачивают граждане, занятые трудом и работодатели. Важная черта социального страхования – его финансирование из внебюджетных фондов, которые формируются за счет целевых взносов работников и работодателей. Величина страховых выплат зависит от величины трудового вклада и страхового стажа. Основная функция социального страхования – создание условий, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов. Социальное страхование способствует поддержанию социальной справедливости и политической стабильности в обществе. Основные задачи социального страхования: • Формирование денежных фондов, покрывающих затраты на содержание нетрудоспособных лиц, которые не заняты в трудовом процессе. • Обеспечение структуры воспроизводства трудовых ресурсов. • Уменьшение различия в материальном плане между работающими членами общества и неработающими. • Повышение уровня жизни различных нуждающихся социальных групп в обществе, которые не заняты в трудовом процессе. Система социального страхования имеет две важные особенности: - с одной стороны, она обеспечивает восстановление и сохранение трудоспособности работников; - с другой стороны, социальное страхование гарантирует материальное обеспечение населения, которое утратило трудоспособность. Основной социального страхования, обеспечивающего его материальную составляющую, являются фонды, функционирующие на принципах самоуправления. Существует две формы социального страхования: - обязательное страхование; - добровольное страхование. Обязательное социальное страхование - это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетных (государственных или общественных) фондов. Под обязательным социальным страхованием понимается система социальной защиты граждан, состоящая в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства. В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета. Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день: Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой; Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению; В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни. Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом. Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида: общее страхование; профессиональное страхование. Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору/контракту. Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда. Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании. Добровольное социальное страхование - это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. Черты добровольного социального страхования: - демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами; - социальное партнерство работодателей и наемных работников; - тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого. Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний и пенсионных фондов. Принципы частного страхования: - рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска; - зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица; - взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица. Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании. В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества. Социальный риск ведет к потере трудоспособности и дохода. Обозначим основные виды социального риска: болезнь; производственная травма; профессиональное заболевание; несчастный случай; материнство и детство; безработица; старость; смерть кормильца. Каждому риску соответствует своя форма социального страхования. Специфика социальных рисков заключается в высокой значимости их последствий не только для отдельной личности, но и для общества. Чем более развитое общество, тем больше роль социального страхования. Это связано с развитием системы социальной защиты населения, расширением программ страхования, ростом оказываемых услуг. Социальное страхование является способом реализации конституционных прав граждан, гарантируемых государством. Размеры выплат зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности. Фонд социального страхования Российской Федерации образуется за счет следующих источников: - страховые взносы работников; - страховые взносы работодателей; - субсидии государства. Страховые взносы работников – прямой вычет определенной суммы из их дохода. В сущности, целевой подоходный налог. Ставка взноса зависит от валового заработка, устанавливает в процентах, независима от величины дохода. Предусмотрена годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка. Страховые взносы работодателей взимаются в процентах от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы. Другими словами суммы, которые превышают этот максимум, не учитываются. Субсидии государства представляют собой взносы в фонды обязательного социального страхования, которые вносят за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы. Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах: - денежные выплаты; - финансирование социальных услуг; - предоставление льготных благ. Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей. Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д. Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения. Выплаты и услуги распределяются на следующие группы: Выплаты и услуги, предназначенные для поддержания жизнедеятельности. Например, пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по нетрудоспособности и прочие. Выплаты и услуги, которые связаны с дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей. Например, пособие на рождение ребенка, пособия на детей и т.д. Выплаты и услуги для восстановления трудоспособности, которые связаны с медицинской реабилитацией инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к труду после декретного отпуска. 1.2. Формы социального страхования Социальное страхование имеет довольно сложную и разветвленную структуру. Это означает, что в реальной жизни оно осуществляется через различные формы. Многообразие форм социального страхования не является случайным, оно обусловлено объективными причинами: 1) многообразием задач, которые оно решает при обеспечении социальной защиты населения. Спектр этот весьма широк — от пенсионного обеспечения человека в старости до страховой защиты работников при болезни, производственном травматизме и т. п. Многообразие задач, естественно, предполагает многообразие форм страхования; 2) возможностью и необходимостью участия в социальном страховании, наряду с государством, иных структур общества (корпораций, объединений, ассоциаций работников и проч.). Сложность структуры социального страхования предполагает необходимость классификации его форм. Это важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Такая классификация осуществляется по ряду критериев: 1) по юридическому статусу; 2) по организационно-правовому положению; 3) по организационным формам; 4) по страхуемым рискам. В соответствии с юридическим статусом различают: - обязательное страхование; - добровольное страхование. В соответствии с организационно-правовым положением выделяют: - государственное страхование; - негосударственное страхование. На основе организационного критерия различают: - профессиональное страхование; - территориальное страхование; - корпоративное страхование; - личное страхование. Выделение форм социального страхования по видам социальных и профессиональных рисков в страховой форме защиты населения занимает особое место. К этим рискам, как уже отмечалось, относятся: риски материальной необеспеченности в случае болезни, старости, инвалидности, смерти кормильца, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, безработицы и др. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования. Только в этом случае обеспечивается максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных их видов, исключается угроза необоснованного перераспределения финансовых средств в пользу одних видов социального страхования за счет других. Последнее, как известно, неизбежно в объединенных системах. Таким образом, существование отдельных направлений социального страхования — одно из важных условий для обеспечения финансовой прозрачности и экономической эффективности системы. Далее, весомым аргументом в пользу введения отдельных направлений социального страхования является идентичность интересов лиц, застрахованных в соответствии с конкретными видами социальных рисков, в противоположность разнородности интересов лиц, застрахованных в объединенной системе (пенсионеры, безработные, временно нетрудоспособные и т. п.). Однородность и общность интересов страхуемых — определяющее условие для солидарного перераспределения средств, когда материальное обеспечение отдельного человека при наступлении страхового случая осуществляется за счет общих средств страхового сообщества. На основании данного критерия в системе социального страхования существуют следующие его направления (формы): - пенсионное страхование; - страхование безработицы; - медицинское страхование; - страхование временной нетрудоспособности; - страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Структура национальной системы социального страхования России сформирована с учетом опыта зарубежных стран и собственных социально-экономических, культурно-исторических особенностей. Уже стало хрестоматийным выделение двух концептуально отличающихся друг от друга вариантов социальной защиты населения — шведского и американского. Для шведской модели характерны: социальное обеспечение, включающее в себя социальное страхование и социальную помощь, а также здравоохранение и образование, гарантируемые всем на одинаковых условиях. Рынок в эту сферу не допускается. Это означает, что государство непосредственно обеспечивает социальную безопасность граждан, концентрируя для этих целей необходимые финансовые и материальные ресурсы. В основе же американского варианта рыночной модели социальной защиты населения лежит иной принцип: государство восполняет гражданину лишь то, что не могут для удовлетворения его потребностей сделать рынок и семья. Прямым следствием таких различных подходов является, во-первых, разный характер участия государства в социальной защите населения и, во-вторых, различный объем социальных расходов, которые несет государство. Но как в первом, так и во втором случае право работника на обязательное социальное страхование возникает лишь при уплате им самим или работодателем за него страховых взносов в определенном размере. Это определяет, с одной стороны, минимальные обязательства работодателя по социальной защите работника, а с другой — стимулирует работника к активному участию в формировании своих пенсионных прав. Правовое регулирование отношений обязательного социального страхования следует рассматривать как регулирование хотя и самостоятельной, но одной из сторон трудовых отношений между работником и работодателем, или как их составляющей. Применительно к России шведский вариант оказался наиболее целесообразным. Для этого имеется ряд причин и прежде всего то, что в условиях неразвитости рыночных механизмов, слабой организованности населения с точки зрения защиты и отстаивания своих интересов уход государства из социальной сферы привел бы к непредсказуемым последствиям. Поэтому сегодня в национальной системе социального страхования России преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Осуществляет обязательное пенсионное страхование; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах; Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), который осуществляет страхование временной нетрудоспособности, материнства и детства, а также несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Фонд занятости, осуществлявший страхование безработных и их материальное обеспечение (упразднен в 2001 г.). В то же время определенное развитие получило и негосударственное социальное страхование, а также его частные формы. Данная структура сохраняется и сегодня. 1.3. Социальная защита Исторически термин «социальная защита» впервые был применен в криминологии, которая определяла его как охрану общества от преступлений, при этом он рассматривался как выражение общественной реакции на преступное деяние, т. е. на неблагоприятный фактор, представляющий собой угрозу субъективным правам личности и общественным интересам. Таким образом, речь шла о разновидности социальных рисков, теория которых была сформулирована впоследствии. Соответствующий подход нашел отражение в первых актах советского уголовного законодательства, в частности глава IV УК РСФСР 1922 г. именовалась «Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты». Дальнейшая трансформация содержания понятия «социальная защита» нашла свое отражение в современной российской правовой науке. В частности, С.Д. Соловьева в своем диссертационном исследовании рассматривала данное понятие в широком и в узком смысле. В широком смысле социальная защита определялась как экономическая, правовая, экологическая, медицинская и моральная защита людей от ущемления их прав, а также обеспечение безопасных условий их жизни, защита от преступных посягательств, помощь в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях. В узком смысле социальная защита рассматривается как защита одного или нескольких видов прав. В качестве элементов социальной защиты выделяются социальное обеспечение, социальное страхование, вспомоществование, здравоохранение, природоохранение, сохранение исторического и культурного наследия. По сути, аналогичный подход на основе анализа зарубежных источников был сформулирован З.П. Замараевой, которая определила социальную защиту в широком смысле как деятельность, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, в том числе выявление и нейтрализацию негативных факторов, а также создание условий для самоопределения и самореализации человека. В узком смысле социальная защита рассматривается как поддержка и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. По мнению указанного автора, в рамках узкого подхода основными инструментами социальной защиты выступают социальное страхование и социальная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает другие сферы жизнеобеспечения . Рассмотренные определения отражают по существу весь спектр социальных рисков, реакцией на проявление которых и выступает социальная защита. Большинство же авторов сводит социальную защиту к системе мер по реализации социальных прав населения. Так, разработчики одной из концепций развития российского законодательства о социальном обеспечении 1990-х гг. рассматривали социальную защиту исходя из содержания ст. 7 Конституции РФ как совокупность мер по охране труда и здоровья людей, установлению гарантированного минимума оплаты труда, государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, созданию системы социальных служб и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Страхование, 48 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Страхование, 96 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Страхование, 94 страницы
2350 руб.
Дипломная работа, Страхование, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Страхование, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg