Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Политика КНР в Африке.

cool_lady 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что Китай является одной из самых быстрорастущих в экономическом плане стран мира, сотрудничество с Китаем является целью практически всех государств. Однако подобной ситуации стало результатом длительного и сложного политического и экономического развития Китая в ХХ в. и, особенно, в последние несколько десятилетий. Именно Китай в последнее время демонстрирует наиболее успешную стратегию в налаживание Африканского континента. Выпускная квалификационная работа выполнена с целью анализировать развитие международных взаимоотношений КНР и Африки во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Исходя из задач, поставленных для достижения данной цели, в выпускной квалификационной работе исследован африканский вектор внешней политики КНР во второй половине ХХ в., изучен процесс эволюции китайско-африканских отношений в 90-е гг. ХХ в., освещены политические и дипломатические отношения Китая и стран Африки, проанализированы экономические отношения Китая и стран Африки, рассмотрено гуманитарное сотрудничество Китая стран Африки. В этом же контексте выделены основные этапы, становления и развития китайско-африканских стран привлекает внимание многих отечественных, зарубежных и китайских исследователей. Результаты работы могут использоваться для прогнозирования о том, что в перспективе и другие страны африканского региона смогут достигнуть такого результата, если им удастся осуществить внутреннюю реформу экономики и стабилизировать государственную систему.
Введение

Китай является одной из самых быстрорастущих в экономическом плане стран мира, сотрудничество с Китаем является целью практически всех государств. Однако, подобной ситуации стало результатом длительного и сложного политического и экономического развития Китая в ХХ в. и, особенно, в последние несколько десятилетий. Новообразованной Китайской Народной Республике с большим трудом удавалось заключать двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений с другими странами. Долгое время развитые государства не признавали КНР как правопреемницу дореволюционного Китая и принципиально не заключали с ней никаких соглашений. Причины непризнания КНР в качестве международного партнера связаны с «холодной войной» и блоковым противостоянием в Европе. Единственной силой, на которую коммунистический Китай мог рассчитывать на международной арене были СССР, «восточный блок» и страны третьего мира, которые недавно получили независимость и стремились выйти из-под влияния бывших метрополий. Таким образом, решая проблемы выхода из международной политической - дипломатической изоляции, китайская дипломатия сделала ставку на страны Африки - укрепление позиций в этом регионе стало одной из приоритетных задач Китая. Более того, с 1950-х гг. Китайская Народная Республика сформулировала новую внешнеполитическую цель – возглавить блок развивающихся стран. В 50-60-е гг. ХХ в. Китай преследовал идею проведения авангардных социалистических революций и создания большого количества социалистических дружественных ему государств на территории африканского континента. Однако все изменилось, когда к власти пришел Дэн Сяопин, который отошел от модели сотрудничества, основанной на идеологии и прекратил практику вмешательства во внутреннее дела других государств и переориентировал Китай на взаимодействие со странами Африки на прагматической основе. Невмешательство во внутренние дела африканских государств получило широкое одобрение на континенте. Китайская Народная Республика к 1999 г. установила дипломатические отношения с 53 из 55 государств африканского континента, а две других страны: Королевство Эсватини(бывший Свазиленд) и Буркина-Фасо поддержали Китайскую Республику, что исключило возможность сотрудничества с КНР. На сегодняшней день, африканский регион имеет большое значение для многих развитых стран мира - на его территории разворачивается глобальная конкуренция ведущих мира игроков США, Европейского союза, России и Китая. В основе этой конкуренции – стремление получить контроль над ресурсами Африканского континента. Именно Китай в последнее время демонстрирует выстраивание наиболее успешной стратегии на Африканском континенте. Таким образом, изучение сотрудничества КНР с Африкой, анализ методов китайского руководства по реализации собственных проектов, а также изучение экономической политики Китая в африканском регионе делает тему данной дипломной работы актуальной. К тому же данное исследование позволяет судить об эффективности предпринимаемых китайским правительством мер по интенсификации контактов и укрепления отношений, что, в свою очередь, позволяет выделять наиболее продуктивные из них в вопросах развития сотрудничества с Африкой и давать оценку действиям китайского руководства в данном направлении в разные исторические периоды. Объектом данного исследования является внешняя политика Китая в Африке во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Предмет исследования – развитие китайско-африканского сотрудничества, определение основных направлений сотрудничества, динамика и эволюция китайско-африканских отношений во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Цель данной работы – анализ развития международных взаимоотношений КНР и Африки во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Исследовать африканский вектор внешней политики КНР во второй половине ХХ в. 2. Изучить процесс эволюции китайско-африканских отношений в 90-е гг. ХХ в. 3. Осветить политические и дипломатические отношения Китая и стран Африки. 4. Проанализировать экономические отношения Китая и стран Африки. 5. Рассмотреть гуманитарное сотрудничество Китая стран Африки. Вопросы становления и развития сотрудничества КНР с африканскими странами привлекают внимание многих отечественных, западных и китайских исследователей. Особую значимость в написании данной работы сыграли труды российского африканиста Т.В. Дейч . В своих трудах автор дает детальный анализ китайско-африканских отношений с середины ХХ – начало ХХI вв., характеризует формы и методы сотрудничества Китая и Африки, а также выделяет основные тенденции в развитии контактов между КНР и Африканскими государствами. Стоит отдельно отметить монографию С.В. Ливишина , в которой отношения Китая и Африки рассматриваются на фоне изменений, происходящих в глобализирующемся мире. В рамках данного исследования также использовались работы, посвященные проблемам китайской экономики и внешней политики. В отечественной научной литературе существует много работ, в которых рассмотрены основные принципы китайской внешней политики и внешнеэкономических связей. Вопросы взаимоотношений Китая с отдельными странами и внешним миром в целом нашли освещение работах Е.П. Бажанова , И.А. Воробьевой , Ю.М. Галеновича , Б.Т. Колоскова , И.В. Рогачева и др. Наряду с изучением трудов, посвященных эволюции внешней политики КНР в целом, также были рассмотрены работы и публикации таких авторов как Д.А. Дегтярев , В.В. Богословский , С. Пале , С. Сионтьяндиоби и др., посвященные непосредственному изучению Африки во внешнеполитической стратегии Китая и развитию китайско-африканских отношений. Хронологические рамки исследования охватывает временной отрезок с 1949 по 2019 год. Нижняя хронологическая граница исследования объясняется тем, что КНР была создана в 1949г. Выбор верхней границы исследования позволяет оценить динамику и перспективы китайско-африканских отношений на фоне глобальных изменений, происходящих в мировой политике на современном этапе. В качестве методологической основы исследования использовались следующие методы историзма, позволяющий рассматривать проблемы в развитии и взаимодействии, устанавливать связи настоящего с прошлым и будущим. Учитывая, что объектом исследования стала китайской политика в Африке, был осуществлен проблемно-исторический и политологический анализ. В работе был использован системный подход, позволивший осуществить комплексный анализ достаточно обширной проблемы взаимоотношений Китая со странами Африки в процессе их эволюции и определить основные тенденции этих отношений в будущем. Наряду с этим применялся метод логического построения исследования и историко-сопоставительный метод. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, оформляются хронологические рамки исследования, ставятся цель и основные задачи исследования, а также дается краткий обзор основных исследовательский работ, послуживших основой для написания данной работы. В первой главе «Взаимоотношения КНР и Африки в исторической ретроспективе» изучаются основные направления политики Китая в Африке с 1949 г. Во второй главе «Взаимодействие Китая и Африки на современном этапе» освещены политические, экономические и гуманитарные аспекты сотрудничества Китая и Африки в ХХI в. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, даются обобщающие выводы.
Содержание

Введение 7 1 Взаимоотношения КНР и Африки в исторической ретроспективе 11 1.1 Африканский вектор внешней политики КНР во второй половине ХХ в. 11 1.2 Эволюция китайско-африканских отношений в 90-е гг. ХХ в. 29 2 Взаимодействие Китая и Африки на современном этапе 38 2.1 Политические и дипломатические отношения Китая и стран Африки в начале XXI в 38 2.2 Экономические отношения Китая и стран Африки 46 2.3 Гуманитарное сотрудничество Китая и стран Африки 61 Заключение 70 Список литературы 75
Список литературы

1. Абрамова, И.О. Развивающиеся страны в мировой экономике XXI века: формирования новой архитектуры международных экономических отношений [Электронный ресурс] / И.О. Абрамова // Проблема современной экономики. – 2011. – № 1 (37). – URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3453 (дата обращения: 17.01.20). 2. Африка в 70-80-е годы. Становление национальной экономики и стратегия развития / под ред. Н.Н. Воинской. – М. : Изд-во Наука, 1980. – 325 с. 3. Бажанов, Е.П. Китай и внешний мир / Е.П. Бажанов. – М. : Международные отношения, 1990. – 352 с. 4. Богословский, В.В. Происки Пекина в Африке / В.В. Богословский. – Киев : Политиздат Украины, 1978. – 178 с. 5. Богуславский, А. Китай – Африка: опыт взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс] / А. Богуславский. – URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/644 (дата обращения: 16.05.2020). 6. Бондаренко, А.В. В борьбе за Африку [Электронный ресурс] / А.В. Бондаренко // Журнал «Однако». – 2009. – URL: http://www.odnako.org/almanac/material/v-borbe-za-afriku/ (дата обращения: 17.01.20). 7. Ван Хунцзюнь. Китай – крупнейший торговый партнер африканских стран [Электронный ресурс] / Ван Хунцзюнь. – 26.03.2013. – URL: http://www.cntv.ru/2013/03/26/ARTI1364261324583168.shtml (дата обращения: 17.01.20). 8. Воробьева, Т.А. Китай в эпоху перемен (1978-2005 гг.): учебное пособие / Т.А. Воробьева. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2005. – 136 с. 9. Врен, К. Китайский представитель посещает Африку [Электронный ресурс] / К. Врен. – URL: http://www.nytimes.com/1982/12/19/world/a-chinese-official-plans-africa-visit.html (дата обращения: 27.11.2019). 10. Галенович, Ю.М. История взаимоотношений России и Китая / Ю.М. Галенович. – М. : Русская панорама, 2011. 11. Гостев А. Вход к дракону. Кто боится всемирной концепции Китая «Пояс и путь». URL: https://www.svoboda.org/a/30138028.html (дата обращения: 29.04.2020). 12. Дегтярев, Д.А. Китай – Африка: важные аспекты отношений / Д.А. Дегтярев // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 5. – С. 84-91. 13. Дейч, Т.Л. Африка в стратегии Китая / Т.Л. Дейч. – М. : Ин-т Африки РАН, 2008. – 326 с. 14. Дейч, Т.Л. Африка во внешнеполитической стратегии Китая (конец XX – начало XXI вв.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Т.Л. Дейч. – М., 2013. 15. Дейч, Т.Л. Китай и Африка: время перемен (80-е гг.) / Т.Л. Дейч. – М. : Вост. лит., 1992. – 165 с. 16. Дейч, Т.Л. Опыт китайско-африканского экономического сотрудничества / Т.Л. Дейч. – М. : Ин-т Африки РАН, 1998. – 94 с. 17. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая / Дэн Сяопин; пер. с кит. – М. : Политиздат, 1988. – 255 с. 18. Жэньмин Жибао [Электронный ресурс]. – URL: http://russian.people.com.cn (дата обращения 17.01.20). 19. Ирисова О. Гуманный империализм: как Китай завоевывает Африку // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/283713-gumannyi-imperializm-kak-kitai-zavoevyvaet-afriku (дата обращения: 15.03.20). 20. Каменский, Н. Китай наращивает свое присутствие в Африке [Электронный ресурс] / Н. Каменский. – 16.09.2006. – URL: http://www.taiwanembassy.org/ru/fp.asp?xItem=18168&ctNode=1866&mp=237 (дата обращения: 17.01.20). 21. Китай впервые вывел на орбиту спутник связи [Электронный ресурс] // Корреспондент. – 15.05.2007. – URL: http://korrespondent.net/tech/190109-kitaj-vpervye-vyvel-na-orbitu-sputnik-svyazi (дата обращения: 17.01.20). 22. Китай инвестирует 24 миллиона долларов в сельскохозяйственные проекты в Африке [Электронный ресурс]. – 28.06.2009. – URL: http://www.meta.kz/302241-kitajj-investiruet-34-milliona-dollarov-ssha-v.html (дата обращения: 17.01.20). 23. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 1995-1996. – М., 1997. 24. КНР: краткий исторический очерк / отв. ред. Д.М. Митеев. – М. : Изд-во полит. лит., 1980. – 210 с. 25. Ковальчук, А.П. Как мир помогает Африке преодолеть кризис и наращивать темпы экономического развития / А.П. Ковальчук // Азия и Африка сегодня. – 2013. – № 5. – С. 9-15. 26. Колосков, Б.Т. Внешняя политика Китая. 1969-1976 гг. Основные факторы и ведущие тенденции / Б.Т. Колосков. – М. : Политиздат, 1977. – 328 с. 27. Конституция КНР 1982 г. [Электронный ресурс] : с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг. // Законодательство Китая : сайт консалтинговой группы «Окно в Китай». – URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 16.05.2020). 28. Корсун, В.А. Внешняя политика Китая в 80-е гг. (современный внешнеполитический механизм Китая): учебное пособие / В.А. Корсун. – М. : Изд-во МГИМО, 1990. – 106 с. 29. Корсун, В.А. Внешняя политика Китая на пороге XXI века / В.А. Корсун. – М. : Изд-во МГИМО, 2002. – 196 с. 30. Красильников, А. Китай и Африка (подрывная деятельность маоистов в Африке) / А. Красильников, М. Фомичева. – М. : Мысль, 1976. – 263 с. 31. Красильников, А. КНР и национально-освободительное движение на юге африканского континента (1960-1983 гг.) / А. Красильников. – М. : Ин-т Дальнего Востока АН СССР, 1984. – 179 с. 32. Кулинцев Ю. «Один пояс – один путь»: инициатива с китайской спецификой. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/yuri-kulintsev/1868/ (дата обращения: 29.04.2020). 33. Ливишин, С.В. Глобализация и китайско-африканский диалог / С.В. Ливишин. – М. : СПАРРК, 2002. – 150 с. 34. Ливишин, С.В. Политика Китая в Африке и глобализация: автореф. дисс. … канд. полит. наук / С.В. Ливишин. – М., 2002. 35. Нике, В. Стратегия Китая в Африке [Электронный ресурс] / В. Нике. – 2007. – URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/0805-Niquet-RUS.pdf (дата обращения: 17.01.20). 36. Новоселова, Л.В. Китайский опыт преодоления международных санкций [Электронный ресурс] / Л.В. Новоселова // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2015. – № 10-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-opyt-preodoleniya-mezhdunarodnyh-sanktsiy (дата обращения: 16.05.2020). 37. Новоселова, Н.В. Современная экономическая стратегия КНР: инвестиционный фактор / Н.В. Новоселова // Азия и Африка сегодня. – 2013. – № 7. – С. 2-6. 38. Общество и государство в Китае: XXXIX науч. конф. // Ин-т востоковедения РАН. – М. : Вост. лит., 2009. – С. 171-180. 39. «Один пояс, один путь» создает новые возможности для глобального развития // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/10/05/odin-poias-odin-put-sozdaet-novye-vozmozhnosti-dlia-globalnogo-razvitiia.html (дата обращения: 29.04.2020). 40. Павлов, В. Китай возьмет Африку долларом [Электронный ресурс] / В. Павлов // РБК daily. – 17.05.2007. – URL: http://www.rbcdaily.ru/world/562949979052498 (дата обращения: 17.01.20). 41. Пале, С. Китай в Африке: куда смещается центр мирового производства? Новое Восточное Обозрение [Электронный ресурс] / С. Пале. – URL: http://www.bankrot.by/oa/3379 (дата обращения: 27.11.19). 42. Пиковер, А.В. Африканский вектор экономической политики КНР [Электронный ресурс] / А.В. Пиковер // Российская академия наук дальнего востока. – 2010. – URL: http://www.ifes-ras.ru/publications/online/400-afrikanskij-vektor-ekonomicheskoj-politiki-knr (дата обращения: 17.01.20). 43. Пономаренко, Л.В. Китай – Африка – Россия: феномен мировой политики XXI века / Л.В. Пономаренко, В.П. Титов. – М., 2008. – 175 с. 44. Пономаренко, Л.В. КНР – Африка: новые ориентиры взаимоотношений [Электронный ресурс] / Л.В. Пономаренко, Т.М. Соловьева // Вестн. РУДН. Сер. Международные отношения. – 2015. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knr-afrika-novye-orientiry-vzaimootnosheniy (дата обращения: 16.05.2020). 45. Публичные выступления Дэна Сяопина [Электронный ресурс]. – URL: https://archive.org/stream/SelectedWorksOfDengXiaopingVol.3/Deng03_djvu.txt (дата обращения: 27.11.2019) 46. Пять принципов сотрудничества с азиатскими и африканскими государствами [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/ziliao_665539/3602_665543/3604_665547/t18001.shtml (дата обращения: 27.11.2019). 47. Рогачев, И.А. Российско-китайские отношения в конце ХХ – начале ХХI века / И.А. Рогачев. – М. : Известия, 2005. 48. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций» [Электронный ресурс]. – URL: https://undocs.org/ru/A/RES/2758%28XXVI%29 (дата обращения: 16.05.2020). 49. Сальвадор установил дипломатические отношения с Китаем [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5474181 (дата обращения: 16.05.2020). 50. Свешников, А.А. Концепции КНР в области внешней политики и национальной безопасности / А.А. Свешников // Китай в мировой политике. – М., 2001. – С. 93-143. 51. Сионтьяндиоби, С. Экономическая политика Китая в Африке / С. Сионтьяндиоби // Дискуссия. – 2016. – № 4 (67). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-kitaya-v-afrike (дата обращения: 27.11.19). 52. Фам Питер. Китай и Африка: риски и перспективы. URL: https://tsn.ua/ru/blogi/themes/world/kitay-i-afrika-riski-i-perspektivy-1209216.html (дата обращения: 15.03.20). 53. Чубаров, И. «Один пояс – один путь»: глобализация по-китайски / И. Чубаров, Д. Калашников // Мировая экономика и международные отношения. – № 1. – С. 25-33. 54. Чабаровская Н. «Новый колониализм» или ответственность поневоле: как Китай выстраивает отношения со странами Африки // МБХМедиа. URL: https://mbk-news.appspot.com/sences/novyj-kolonializm-kitaj-so-stranami-afriki/ (дата обращения: 15.03.20). 55. Чжоу Эньлай анонсирует 8 принципов, согласно которым Китайской Народной Республикой будет оказываться экономическая помощь [Электронный ресурс]. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2010-08/13/content_11149131.htm (дата обращения: 27.11.2019). 56. Эксимбанк Китая в Африке [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wilsoncenter.org/event/china-exim-bank-africa (дата обращения: 16.05.2020).
Отрывок из работы

1 Взаимоотношения КНР и Африки в исторической ретроспективе 1.1 Африканский вектор внешней политики КНР во второй половине ХХ в. После провозглашения КНР в 1949 г. новое руководство страны, во главе с Мао Цзэдуном, избрало курс на укрепление дружбы с социалистическими странами. Данная политика не только позволила повысить авторитет страны в мире, но и обеспечила экономическую поддержку со стороны стран социалистического блока, главным образом – СССР. Освобождение африканских стран от колониальной зависимости стран Запада благоприятно сказалось на сближении КНР и Африки. Как и китайское правительство, руководители Африканских стран нуждались во внешнеполитической поддержке в ходе антиколониальной борьбы. Активная деятельность Китая в рамках поддержки национально-освободительного движения стран Африканского континента заложила крепкую основу для формирования официальных отношений. Еще одним важным аспектом, который повлиял на сближение Китая и стран Африки, явился тезис об «общности судеб и целей», подразумевающий тяжелое положение обеих сторон, находящихся долгое время под гнетом более сильных держав . Бандунгская конференция 1955 г. стала отправной точкой (началом) развития современных политических связей КНР и стран Африки. В результате конференции была согласована антиимпериалистическая и антиколониальная платформа стран Азии и Африки. Согласованной платформой конференции стал антиимпериализм и антиколониализм. Премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай в ходе данной конференции встретился с лидерами стран Африканского континента. По завершении конференции, активное развитие получили двусторонние отношения между КНР и Египтом – были налажены торгово-экономические отношения и уже 30 мая 1956 г. в Каире и Пекине были созданы торговые представительства. Египет стал первым африканским государством, установившим дипломатические взаимоотношения с Китаем, впоследствии были налажены контакты между КНР и другими странами Африки. К началу 1959 г. Китай также установил дипломатические отношения с Марокко, Алжирской республикой. В 1959 г. – с Суданом и Гвинеей, в 1960 г. – с Мали, Сомали, Конго и Ганой . Как уже отмечалось выше, Китай активно оказывал поддержку африканским странам на мировой арене. Об этом свидетельствует заинтересованная позиция китайского руководства в ходе Суэцкого кризиса в Египте в 1956 г. Мао Цзэдун посредством Чжоу Эньлая передал президенту Египта Гамаль Абдель Насеру свои стратегические предложения о дальнейших действиях, а также египетскому правительству была оказана финансовая помощь со стороны КНР (размер помощи – не нашла) и отправлены необходимые медикаменты. Кроме Египта, КНР в 1958 г. оказала помощь государству Гвинея, оказавшемуся в тяжелом финансовом положении, переправив туда 1,5 тысячи тонн риса . С начала 60-х гг. Китай выдвинул тезис, который гласил, что «борьба народов Африки – это борьба Китайского народа» . Согласно данному тезису, КНР начала проводить в странах Африки активную пропаганду революционной борьбы китайского народа. Так КНР переправляла оружие алжирскому народу, оказывала ему материальную помощь в его борьбе против Франции и в 1958 г. признала Временное правительство Алжира. Также активно КНР участвовала в антиимпериалистической борьбе народа Конго, и в 1960 г. Китай приветствовал объявление независимости Конго. Параллельно с этим КНР, развивала дипломатические и торговые отношения с африканскими странами. В торговой сфере в основном производился обмен сырьевыми продуктами с такими государствами, как Египет, Тунис и Марокко. С этими странами также были подписаны торговые соглашения. В связи с тем, что большая часть стран Африканского континента к началу 50-х гг. еще не получила политической независимости, торговля с ними велась через неофициальные каналы (в обход уплаты налогов, используя взятки пограничникам и таможенным властям). КНР поставляла в Африку продукцию сельского хозяйства, минеральное сырье, в свою очередь, Африка экспортировала фосфаты, хлопок и кустарные изделия . Часто торговые отношения являлись формой помощи КНР странам Африки. Эта помощь имела важное значение как для африканского региона, так и для дальнейшего продвижения КНР на континент. Например, когда в 1954-1955 гг. Запад в качестве меры воздействия на Египет снизил закупки хлопка, Китай закупал хлопковую продукцию, тем самым поддерживая экономику страны. Примерно такая же ситуация сложилась в Судане, где КНР также приобретала хлопок, хотя необходимости в данном товаре в Китае не было . К началу 60-х гг. на фоне охлаждения отношений Китая с мировыми державами, такими как США и СССР, КНР искала единомышленников среди развивающихся стран. С конца 1963 по 1964 гг. Чжоу Эньлай посетил ряд стран Африки, эти визиты благоприятно отразились на укреплении взаимоотношений между африканскими странами и КНР. Во время визита в Алжир и Египет Чжоу Эньлай провозглашены «пять принципов» взаимоотношений Китая с африканскими странами, которые включали в себя следующие пункты: 1. Поддержка народов африканских и арабских государств в их борьбе против империализма, колониализма и неоколониализма ради завоевания и сохранения национальной независимости; 2. Поддержка политики мира, нейтралитета и неприсоединения, проводимой правительствами африканских и арабских государств; 3. Поддержка стремления народов африканских и арабских стран к достижению единства и сплоченности средствами, выбранными ими самими; 4. Поддержка усилий арабских и африканских государств решать спорные вопросы путем мирных консультаций; 5. Уважение суверенитета африканских и арабских государств всеми странами, неприятие агрессии и вмешательства, от кого бы они ни исходили . Впоследствии основу экономических отношений КНР со странами Африки составляли «8 принципов» технико-экономической помощи, провозглашенные премьером КНР Чжоу Эньлаем в ходе визита в Африку в 1963-1964 гг. Принципы включают в себя следующие положения: 1. Китай всегда основывается на принципе равенства и взаимной выгоды при оказании помощи другим странам. 2. Китай никогда не ставит никаких условий и не просит никаких привилегий. 3. Китай помогает максимально облегчить бремя стран-получателей. 4. Китай стремится помочь странам-получателям постепенно достичь самостоятельности и независимого развития. 5. Китай стремится развивать проекты помощи, которые требуют меньших инвестиций, но дают более быстрые результаты. 6. Китай предоставляет самое качественное оборудование и материалы собственного производства. 7. Предоставляя техническую помощь, Китай должен следить за тем, чтобы персонал страны-получателя в полной мере овладел такими приемами. 8. Китайские специалисты не имеют права предъявлять какие-либо особые требования или пользоваться какими-либо особыми удобствами. В тоже время в Китае появились тенденции к изучению Африки, по предложению Мао Цзэдуна в 1961 г. был учрежден Институт Азии и Африки при ЦК КПК и Академии наук КНР . В КНР, в частности, начали переводить речи лидеров Африканских стран, труды западных аналитиков – африканистов и, непосредственно, африканских ученых. Как уже отмечалось ранее, КНР оказывал помощь африканским государствам не только с целью поддержания экономик развивающихся стран Африканского континента, но и укрепляя тем самым их независимость. В начале 60-х гг. КНР подписала со странами Африки соглашения о сотрудничестве в сферах экономики, техники и культуры, предоставляя при этом беспроцентные кредиты. Так были заключены договоры с Гвинеей (1960 год), Ганой (1961), Конго (Браззавиль) (1964), Танзанией (1964). Вследствие чего КНР оказывала помощь государствам Африки в развитии таких отраслей, как сельское хозяйство, рыболовство, транспорт и связь, машиностроение, легкая, текстильная и пищевая промышленность. Все это укрепило взаимоотношения между Африкой и Китаем. К 1965 г. КНР уже установила дипломатические отношения с 18-ю государствами Африки такими, как Египет, Алжир, Бурунди, ЦАР, Конго (Браззавиль), Дагомея, Гана, Гвинея, Мали, Сомали, Марокко, Мавритания, Танзания, Тунис, Уганда, Кения, Замбия и Судан . К этому времени товарооборот между Китаем и Африкой составил 246,73 млн. долларов. Китай в основном вывозил в Африку продукцию текстильной и пищевой промышленностей, позже начался экспорт продуктов машиностроения, химической промышленности и металлургии. Несмотря на расширение контактов между КНР и странами Африки, к середине 60-х гг. в отношениях появились некоторые осложнения, связанные в основном с намерением Китая сплотить вокруг себя развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, тем самым противопоставив себя основным мировым державам. В соответствии с поставленными задачами Китай начал активную пропаганду значимости национально-освободительных движений и революционных войн. Это породило волну беспорядков на африканском континенте. Были сформированы африканские ультралевые группировки (Организация народов Юго-Западной Африки (Намибия), ФРЕЛИМО (Фронт освобождения Мозамбика), лозунги которых были идентичны лозунгам «культурной революции» Китая. Подобные, инспирированные КНР, народные движения в Африке вызвали негодование лидеров ряда стран Африканского континента, и с 1965-1966 гг. ЦАР, Бурунди, Гана и Дагомея разорвали дипломатические контакты с КНР. Китай, в свою очередь, закрыл ряд своих посольства в Африке. 26 октября 1971 г. была принята Резолюция Генассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций». За членство в ООН официального Пекина проголосовали 76 представителей организации, включая СССР, Индию, Великобританию, Францию и большинство европейских государств. Против были 35 стран во главе с США. В том числе против восстановления членства КНР в ООН проголосовали некоторые африканские страны: Габон, Гамбия, Конго, Кот-д’Ивуар, Лесото, Либерия, Малави, Нигер, Дагомея, Свазиленд, ЦАР, Чад, ЮАР . В 1966-1976 гг. китайское руководство было занято осуществлением внутренних преобразований, связанных с «культурной революцией». В этот период отношения с развивающимися государствами были нестабильны, так как с одной стороны некоторая финансовая помощь африканскому региону продолжала оказываться в соответствии с договоренностями, с другой стороны, прекратились визиты на высшем уровне и новые соглашение не заключались. В период культурной революции Пекин сохранял идеологические, экономические, политические, экспансионистские интересы в Африке . Во-первых, повышение собственной роли посредством привлечения менее крупных и более зависимых от межнациональных союзов стран, к которым относится большинство государств африканского континента. Во-вторых, в процессе экономического развития, потребности Китая в углеводородах и других ископаемых резко возросла, дефицит природных ресурсов можно было покрыть за счет их экспорта с африканского континента, что было немаловажной деталью в стратегическом плане китайского руководства. В-третьих, политическое руководство КНР считало африканские страны серьезной революционной силой, которая в союзе с Пекином могла бы существенно влиять на политику развитых стран, а в особенности на СССР и США, что было отмечено в выступлении Дэна Сяопина на 6 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. . Прежде чем рассматривать методы пекинской политики на африканском континенте, необходимо осветить ее теоретический фундамент. Во-первых, в этот период, основной концепцией, на которой строились китайско-африканские отношения являлась доктрина «перманентной мировой революции», согласно которой главным противоречием второй половины ХХ в. является противостояние империализма и угнетенных народов, а главным фактором мировой революции называется национально-освободительное движение . В 1958 г., в начале развертывания общенациональной программы экономической коллективизации, получившей известность как «большой скачок», Мао Цзедун начертал свое видение перманентного движения. Каждая революционная волна, как объявлял он, естественным образом является предшественницей нового потрясения, чье наступление необходимо ускорить, пока революционеры не впали в спячку и не стали почивать на лаврах. Первая половина 60-х гг. ознаменовалась открытым отказом китайских руководителей от «биполярного» видения мира, когда противостояние «социализм – капитализм» было главным критерием при определении практических внешнеполитических шагов. Перед китайскими руководителями встала задача поиска нового теоретического обоснования поведения КНР на международной арене. В практическом плане это выразилось в провозглашении концепции «промежуточных зон». Эта концепция, официально опубликованная в начале 1964 г., звучала следующим образом: «Промежуточная зона состоит из двух частей: к первой относятся независимые и борющиеся за независимость страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эту часть можно назвать первой промежуточной зоной. Ко второй части относятся вся Западная Европа, Океания, Канада и другие капиталистические страны. Эту часть можно назвать второй промежуточной зоной». Впоследствии к 1974 г. концепция «промежуточных зон» / «перманентной мировой революции» была доработана в концепцию «трех миров» где африканским странам отводилось главное значение после Китая. Согласно версии Дэн Сяопина, «США и СССР составляют первый мир. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, а также развивающиеся страны других районов – третий мир. Развитые страны, расположенные между этими двумя мирами, – второй мир» . Претендуя на роль гегемона в международном революционном процессе, пекинское руководство объявляет КНР «центром мировой революции», где идеи Мао Цзэдуна должны были быть основополагающими для всех стран. Вторым немаловажным компонентом в отношениях Китая и Африки служили «пять принципов сотрудничества с африканскими и азиатскими государствами», которые были анонсированы в 1964 г. в рамках визита Чжоу Эньлая в десять стран африканского континента. Именно эти принципы легли в основу китайско-африканского сотрудничества в 60-70-е гг. ХХ в. Третьей частью теоретического фундамента китайско-африканских отношений можно назвать «8 принципов» технико-экономической помощи, определявшие механизмы осуществления технико-экономической помощи всем развивающимся странам, включая африканские государства, что позволило унифицировать процесс оказания экономической поддержки и существенно ускорить его . Таким образом, можно сказать, что серьёзная теоретическая основа китайско-африканских отношений была заложена в середине 60-х гг. и активно использовалась на практике до 1976 г., когда все внешнеполитические доктрины были пересмотрены. Непосредственное проникновение в африканские общества шло по двум каналам: политическому и экономическому. В рамках политической экспансии Китай активно создает и продвигает в государственных аппаратах и в лояльно настроенных народных движениях африканских странах маоистские группировки, которые имели возможность вести пропекинскую пропаганду в широких слоях населения и проводить кампании по дискредитации неугодных КНР общественных лидеров. Широкая экономическая поддержка в условиях отказа от сотрудничества с бывшими метрополиями была необходима африканским странам, именно поэтому Пекин выбрал ее в качестве инструмента влияния на африканские общества. Так как в период «культурной революции» средств у КНР было немного, был сделан упор на несколько стран, с целью превратить их в основные базы своего влияния, где Китай реализовывал крупные инфраструктурные проекты. Среди масштабных проектов с китайским финансированием можно выделить строительство железной дороги ТАЗАРА (из Танзании в Замбию), глубоководного порта в Мавритании и реконструкцию железной дороги в Ботсване. Им также была предоставлена возможность получать беспроцентные денежные займы . После завершения процесса «культурной революции» концептуальная основа внешней политики в отношении стран Африки осталась прежней – она подразумевала дальнейшую борьбу развивающихся стран с гегемонией США, но произошел отказ от ультралевых лозунгов. Китай активно развивал межгосударственные отношения с африканскими государствами, независимо от типа политического режима, существующего в стране, так как главным для Китая было наладить экономические связи, а не влиять на политическую жизнь общества. КНР оказывала существенную помощь странам Африки и расширяла торгово-экономические связи. Подводя итог, можно отметить, что избранная стратегия внешней политики КНР в 60-е гг. привела к негативным результатам, усложнив процесс развития китайско-африканских отношений. Кроме того, на фоне утраты Китаем в этот период части контактов со странами Африки, основные игроки на мировой арене, в то же время, сумели постепенно укрепить свои позиции на африканском континенте. В 70-е гг. в связи с продолжающимся ухудшением отношений между КНР и СССР, Китай сблизился с США, за счет чего правительство КНР сумело повысить свой авторитет в мире и добилось признания со стороны ряда развитых и развивающихся государств. К 1970 г. КНР установила дипломатические отношения с Экваториальной Гвинеей и Эфиопией, в 1971 г. – Нигерией, Камеруном, Сьерра-Леоне, Руандой, Сенегалом и Суданом, в 1972 г. – Ганой . 1971 г. стал знаковым во внешнеполитической стратегии КНР, так как именно в этот год на ХХVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН было восстановлено представительство материкового Китая. Стоит указать, что 25 голосов из 76 за принятие Китая было получено от государств Африки, что дает основания утверждать, что присоединение КНР к ООН является заслугой, в том числе, и Африканских стран . После этого события КНР продолжила пропаганду ранее упомянутого тезиса об общности судеб и целей китайского народа и народов африканских стран. В своей пропагандистской деятельности Китай позиционировал себя в качестве актора, независимого от двух сверхдержав. Это позволило сформировать в представлениях стран Африки образ КНР. В связи с установлением дипломатических отношений между КНР и США в 1979 г., Китай во внешней политике стремился сблизиться со странами Запада, при этом, продолжая критиковать гегемонию обеих сверхдержав - СССР и США, что позволило укрепить связи с максимальным количеством африканских стран. В 70-е гг. ХХ в. были осуществлены ряд проектов таких, как строительство железной дороги Танзания-Замбия, порта Дружбы в Мавритании. Кроме того, КНР продолжила предоставлять беспроцентные кредиты странам Африки для развития региона. Все это благоприятно отразилось на сближении между КНР и Африканскими государствами, а также создало новые возможности для дальнейшего сотрудничества. В результате к концу 1970 гг. Китай установил дипломатические отношения с 44 африканскими государствами. Подводя итог, можно отметить, что внешнеполитический курс Китая в Африке позволил укрепить африкано – китайские связи в сфере политики, экономики, культуры и образования, тем самым повысив авторитет КНР в мире. Тем не менее, на фоне достаточно позитивной общей динамики отношений, выявились и проблемы – сближение КНР с США и Западом в целом, военное сотрудничество Китая с ними породили недоверие к КНР со стороны развивающихся стран, в том числе и африканских со стороны развивающихся стран, в том числе и африканских. И это стало одной из причин поворота во внешней политике КНР в 1982 г. В 1982 г. на XII съезде КПК был закреплен курс на проведение Пекином «независимой и самостоятельной внешней политики» . Конституция 1982 г. закрепила определенный набор внешнеполитических ориентиров: увязка будущего Китая с общемировым прогрессом, независимость внешнеполитического курса, приверженность пяти принципам мирного сосуществования, развитие дипломатических отношений, ориентация на экономический и культурный обмен, непризнание империализма, гегемонизма и колониализма и т.п. . Под влиянием внутриполитических событий Китайская Народная Республика в период 1966-1976 гг. существенно изменила риторику в отношении развивающихся стран – теперь во внешней политике КНР начали проявляться не только экономические интересы, но и политические, идеологические. Несмотря на это, Африка продолжала играть существенную роль во внешней политике КНР. Китай ставил перед собой две основные цели, на африканском континенте: во-первых, привлечение на свою сторону развивающихся государств в Организации Объединенных Наций, чтобы восстановить представительство КНР и вытеснить Тайвань, во-вторых, выход из международной экономической полуизоляции, когда торговые отношения с СССР находились на грани разрыва, а капиталистические страны не спешили замещать позиции Советского Союза. В этой ситуации тогда китайское руководство сделало ставку на африканский регион. Дипломатические отношения Китайской Народной Республики со странами африканского континента в период с 1966 по 1976 гг. были достаточно нестабильными. Так, в разгар политической кампании «огонь по штабам», инициированной Мао Цзэдуном, в рамках которой преследованиям подверглись партийные и государственные работники, в результате деятельности хунвейбинов были атакованы посольства и представители зарубежных стран (Великобритании, СССР и др.). Практически перестали функционировать созданные в регионе общества и институты дружбы с Китаем, договоры, заключенные в ходе визита Чжоу Эньлая в Африку в 1964 г. де-факто до конца так и не были осуществлены, существенно снизился обмен делегациями. Однако, стремясь изменить сложившуюся ситуацию, Пекин выбрал дифференцированный подход ко всем странам континента, сделав упор на социалистический блок государств. В 1970-1971 гг. такая политика увенчивается успехом и Китайская Народная Республика устанавливает дипломатические отношения с 15 новыми развивающимися государствами из них 7 стран представляют Африку: Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Нигерия, Камерун, Сьерра-Лионе, Руанда, Сенегал . Также для укрепления межгосударственных связей в начале 70-х гг. были организованы визиты иностранных представителей в Китай. Так, в 1971 г. КНР посетило более 500 иностранных правительственных, военных, торговых, культурных и прочих делегаций и групп, политических деятелей, писателей и журналистов . Особую роль в этом процессе занимал Премьер Госсовета Чжоу Эньлай, который провел более 180 встреч с представителями 72 стран . В целом в 70-е гг. ХХ в. Китайская Народная Республика в отношении развивающихся государств отошла от принципа сотрудничества исключительно с революционно настроенными странами социалистической ориентации, перейдя к более широким контактам, не обусловленным идеологическими собраниями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 92 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Политология, 95 страниц
2777 руб.
Дипломная работа, Политология, 87 страниц
2777 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg