Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Политика, государство и право: закономерности взаимодействия.

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом курсового исследования выступают проблемы взаимодействия политики, государства и права. Предметом исследования являются теоретические разработки в сфере взаимодействия политики, государства и права; российское законодательство. Целью данной работы является изучение причин взаимодействия и закономерностей взаимодействия таких понятий, как: политика, государство и право. Исходя из цели курсовой работы, определены следующие задачи: 1. Рассмотреть связанность государства правом; 2. Описать учения о правовом государстве. Условия его формирования; 3. Рассмотреть понятие и структуру политической системы общества; 4. Выявить приоритет государства над правом: 5. Ознакомиться с институтами политической системы. Место и роль государства в политической системе; 6. Рассмотреть роль права в гражданском обществе. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Теория государства и права - это дисциплина, которая в юриспруденции является фундаментальной и изучает возникновение, развитие и становление, как государства, так и права. Вопросами о происхождении, возникновении и развитии права на протяжении долгих лет занимается большое количество ученых. Кроме того, одним из самых важных в науке Теория государства и права считается вопрос о закономерностях взаимодействия политики, государства и права. Этот вопрос в особенной мере вызывает дискуссии и споры среди ученых. Этому свидетельствует большое количество теорий и концепций, которые применяются относительно данного вопроса. Более того, закономерности взаимодействия политики, государства и права посвящено огромное количество книг, исследований, монографий. Именно поэтому данная тема считается актуальной. Хотя данному вопросу посвящено множество трудов, представленная тема остается дискуссионной по сей день, ведь существует множество идей и течений, раскрывающих принципы закономерности взаимодействия права, государства и политики. Исследование данного вопроса позволяет лучше понять особенности и характерные черты каждого понятия, а также позволяет сравнить их и установить их место и роль в практической жизни сферы общества и политической сфере. Существует огромное многообразие взглядов на вопросы о закономерностях политики, государства и права. Право и политика как юридические явление неразрывно связаны с государством, а, соответственно, то, что лежит в основе возникновения государства и права, лежит и в основе возникновения политики, а также и в закономерностях взаимодействии этих понятий. Государство играет важную роль в изучении данного вопроса, ведь государство является условием существования, как политики, так и права в целом. Интересным при этом является то, что с одной стороны государство санкционирует и защищает право, а с другой стороны право является основой любого государства, что уже показывает несомненное взаимодействие этих двух понятий.
Содержание

Введение 3 Глава I. Связь государства и права с политикой и другими сферами жизни общества 5 1.1. Связанность государства правом 5 1.2. Учения о правовом государстве. Условия его формирования 7 1.3. Понятие и структура политической системы общества 13 Глава II. Характеристика места и роли государства и права в политической системе общества 17 2.1. Приоритет государства над правом 17 2.2. Институты политической системы. Место и роль государства в политической системе 21 2.3. Роль права в гражданском обществе 26 Заключение 34 Список использованной литературы 36
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993. 2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2015. 3. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Государство и право. 2011. № 2. С. 6-9. 4. Аржанов М.Л. Государство и право в их соотношении. М., 2010. 5. Бердяев Н. А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 2010. 6. Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Н.Новгород, 2013. 7. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 2018. 8. Воротилин Н. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология: Курс лекций. М, 2013. 9. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 2015. 10. Кистяковский В.А. Государство и личность // Русская философия собствен¬ности. СПб., 2013. 11. Козлихин И.К. Идея правового государства: история и современность. СПб., 2013. 12. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. 13. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности// Государство и право. 2014. № 3. С. 7-12. 14. Ленин В. И. Полное собр. соч. Т. 35. М., 2013. 15. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 2015. № 5. С. 15-20. 16. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М„ 2016. 17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. М., 2013. 18. Матузов Н.И. О принципе «все, не запрещенное законом, дозволе¬но» // Сов. государство и право. 2017. № 8. С. 12-18. 19. Нерсесянц B.C. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность. М., 2010. 20. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2016. 21. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2016. 22. Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас // Полн. собр. соч. М., 2012. 23. Федерализм и демократия // Государство и право. 2012. № 4. 24. Федоров В.П. Истоки идей правового государства. Владивосток, 2014. 25. Четвернин И. Л. Демократическое конституционное государство. Введение в тео¬рию. М, 2013.
Отрывок из работы

? Глава I. Связь государства и права с политикой и другими сферами жизни общества 1.1. Связанность государства правом Воздействие государства на право, прежде всего, состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право есть результат государственной деятельности». Государство завершает правообразовательный процесс, придавая ему определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Государство далее обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоит сила, авторитет государства. Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, Первопричины права лежат в социальной необходимости, общественных потребностях. После того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, то есть создает, утверждает право. В конечном счете, право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле «свое» право никто создавать не может. Разумеется, если под правом понимать также естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство. Однако и «прирожденные» права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению. Связанность государства правом Право, прежде всего, легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль за легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Право играет немаловажную роль в становлении, развитии и совершенствовании государства, в придании ему цивилизованного вида, современных черт. Никакая государственная власть немыслима без права или вне права. «Нет ни одной стороны права, которая не находилась бы в тесной и прямой связи с государством». Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами. Такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону государственной деятельности. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом и освободить от него. Государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению. 1.2. Учения о правовом государстве. Условия его формирования Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли¬фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики. Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколь¬ко столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира. Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Возникновение правового государства выражает каче¬ственную грань, обозначающую переход от системы тотали¬таризма к гражданскому обществу. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време¬ни возникновения государства и права и до сих пор че¬ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Современные концепции правового государ¬ства основаны на идеях Канта (1724-1804 гг.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем. Отдельные принципы правового государства (разде¬ление властей, верховенство закона) имели место в Ста¬туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государ¬ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам. Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д. Локку государство устанавливает законы для уст¬ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла¬стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений. Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз¬деления властей. Он выделяет законодательную, испол¬нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес-печить соблюдение прав и свобод граждан. Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас¬сматривал государство как объединение множества лю¬дей, подчиненных правовым законам. И. Кант разработал философскую основу теории правово¬го государства, центральное место в которой занимает лич¬ность, человек, его свобода. И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред-шественников о политико-правовом устройстве общества, со¬здал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос¬тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече¬ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине¬ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за-конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан¬та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие. Гегель рассматривал государство и право как одно¬значные понятия. Г. Гегель считал, что государство есть «наиболее совер¬шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы». Г. Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при¬рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра¬ва, «отвечающего законам разума». Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес¬кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе¬чивает действительные права и свободы человека. Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го¬сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве. На протяжении последующих веков идеи правового госу¬дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека¬ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра¬ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре¬мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще¬ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв¬лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол¬няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти¬пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про¬изволе. Проблема правового государства в России имеет глубо¬кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые. С середины XIV до конца XVIII века М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.И. Герцен за¬нимались вопросом о реорганизации Российского общества. Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова¬нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе¬одального, полицейского государства к буржуазному, основан¬ному на лозунгах братства, равенства и свободы. Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе¬тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме¬ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер¬живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями: а) разделением отдельных функций между различными органами; б) совместным осуществлением одной и той же функции не¬ сколькими органами (например, двумя палатами парламента); в) выполнением различных функций одним и тем же орга¬ном, но в различном порядке. Но этого для обеспечения режима законности мало, пола¬гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея¬тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб. Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод¬ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан. Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол¬жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ¬ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич¬ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга¬низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас¬ти перед представителями народа за правонарушения. Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже¬ние в современной концепции правового государства и форму¬лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства. Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс¬лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности. Г.Ф. Шершеневич в понятие правового государства вклю¬чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог¬раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под¬чиненность государства стоящему над ним праву. Процесс становления правового государства происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор¬мой правления». Но на се¬годняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко¬торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели. Основные теории (концепции) происхождения государства и права. За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе та¬ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо-мические, финансовые, политические и иные интересы. К основным теориям возникновения государ¬ства принято относить: 1. Теологическую (религиозная, божественная); 2. Патриархальную (отеческая); 3. Договорную (естественно-правовая); 4. Органическую; 5. Психологическую; 6. Ирригационную; 7. Насилия (внутреннего и внешнего); 8. Экономическую (классовую). 1.3. Понятие и структура политической системы общества Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст¬венных органов, политических партий, движений, общественных ор¬ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об¬щества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует полити¬ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст¬вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате¬гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg