Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Права ребёнка и формы их правовой защиты в Российской Федерации

cool_lady 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Предметом исследо?ва?ния выступает деятельность сектора по вопросам опеки и попечительства по правовой защите детей в Караидельском районе.???????????????????????? Объектом исследо?ва?ния – совокупность правоотношений, возникающих в процессе защиты и реализации прав детей.???????????????????????? Целью исследо?ва?ния дипломной работы является исследование основных прав ребенка и форм их правовой защиты в РФ.???????????????????????? Для раскрытия темы поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие права ребёнка и защиты прав ребёнка; 2. Изучить виды и формы защиты несовершеннолетних детей; 3. Проанализировать вопросы правовой защиты прав детей; 4. Изучить общую характеристику Сектора по вопросам опеки и попечительства Администрации МР Караидельский район РБ; 5. Изучить характеристику должностных инструкций специалистов Сектора по вопросам опеки и попечительства Администрации МР Караидельский район РБ; 6. Провести анализ работы Сектора по вопросам опеки и попечительства. Теоретической и методологической основой написания выпускной квалификационной работы послужили положения Конституции Российской Федерации, а также международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, которые находятся в непосредственной связи с ней. Среди актов внутригосударственного характера, затрагивающих проблему реализации прав и свобод ребенком, рассмотрены такие Федеральные законы как: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, исследующих проблематику защиты прав несовершеннолетних детей в РФ, а также общие вопросы семейного и гражданского законодательства РФ. Структура? работы состоит из введения, двух глав, разделов, заключения, списка использованных источников и литературы ?. Общий объём работы состоит из 60 страниц. Список использованных источников и литературы включает 45 на?имено?ва?ния.????????????????????????????????????????????????????????????
Введение

А?ктуа?льно?сть темы исследо?ва?ния. В современном российском обществе права человека - это неотъемлемые свойства, которые определяют меру его свободы, а также наиболее существенные его возможности развития. В конституционном праве Российской Федерации, одним из центральных, является институт прав и свобод человека. ???????????????????????????????????????????????????????????? Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. На сегодня действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии. Лишь некоторое число семей смогло адаптироваться к новой ситуации. Страдают от этого, конечно же, дети. Без духовность, равнодушие, жестокость и агрессивность взрослых ведут к деградации, одичанию детей и подростков из различных социальных слоев. Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком. В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей. Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию, правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку. Проблема защиты прав ребенка существует не только в России, но и во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы. Все вышесказанное обуславливает актуальность избранной для исследования темы. Степень ра?зра?бо?та?нно?сти темы исследо?ва?ния. Становление общеправовой теории прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в России и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось лишь в середине 90-х г. прошлого столетия, когда, после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание, и публикации, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов, становлением в России ювенальной юстиции (В.И. Абрамов, Ю.Ф. Беспалов, Н.Е. Борисова, Е.Б. Бреева, И.К. Городецкая, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Ермаков, C.B. Захаров, A.B. Кортунов, Э.Б. Мельникова, Е.М. Рыбинский, С.А. Сорокин, З.К. Шнекендорф и др.).???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Определенный вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, написанные с общетеоретических правовых позиций (О.В. Бутько, Л.Ю. Голышева, В.В. Кулапов, Е.А. Лактюнкина, Е.В. Марковичева, Ю.И. Стародубцев) и раскрывающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты. Особую значимость для решения поставленных задач имеют работы, в которых тщательному исследованию подверглись права ребенка, основы правового положения личности в целом, таких как: И. М. Ильинская, И. С. Кон, А. М. Нечаева, Р.И. Сайфутдинова. Изучением статуса детей в отраслевых аспектах российского права занимались: Н.Л. Хананашвили, А.М. Рабец, Н.А. Чечина.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ 7 1.1. Понятие права ребёнка, защиты прав ребёнка 7 1.2. Виды прав и формы защиты несовершеннолетних детей 11 1.3. Правовые основы защиты прав детей 20 Выводы по главе 1 28 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКТОР ПО ВОПРОСАМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 30 2.1. Общая характеристика Сектор по вопросам опеки и попечительства Администрации МР Караидельский район РБ 30 2.2. Характеристика должностных инструкций специалистов 33 2.3. Анализ работы Сектор по вопросам опеки и попечительства Администрации МР Караидельский район РБ 41 Выводы по главе 2 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2014 года). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с изменениями на 16.12.2019 N 430-ФЗ) 3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 06 февраля 2020 года. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020). 5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". 6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 8. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". 9. Постановление Правительство Республики Башкортостан от 23 августа 2011 года N 297 «О порядке назначения и выплаты единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), в Республике Башкортостан» (с изменениями на 13 февраля 2020 года) 10. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 65-81. 11. Анашкин В.И. Классификация прав ребенка при раздельном проживании родителей в Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 3-4. С. 64-67. 12. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6. 13. Ахметьянова З.А. К вопросу о вещных правах несовершеннолетних // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 13-22. 14. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7. 15. Бурдо Е.П. Общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 19-21. 16. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55. 17. Габбазова А.Р. Правовое положение органов опеки и попечительства // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - Т. 37. - № 3. - С. 16-18. 18. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144. 19. Давыдова Д.А., Кравченко И.А. Права и обязанности родителей по защите прав ребенка // В сборнике: Современное общество: научный взгляд молодых сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2015. С. 317-318. 20. Данилова И.С. Тенденции совершенствования российского законодательства, направленные на реализацию прав детей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 71-75. 21. Еремин А.Р., Кильмаев Д.А. Определение понятия «ребенок». Конвенция о правах ребенка // Контентус. - 2017. - № 5. - С. 1 - 6. 22. Захарова П.В. Неимущественные соглашения в российском семейном праве // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 100-105. 23. Керамова С.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 4. С. 59-63. 24. Кондакова Л.Д., Шульга А.К. Некоторые правовые аспекты опеки и попечительства // Эпомен. - 2018. - № 17. - С. 47-52. 25. Корнеева, И. Л. Семейное право: учебник и практикум для СПО / И. Л. Корнеева. – М.: Юрайт, 2016. – 361 с. 26. Краснова Т.В. Совершенствование норм об ответственности родителей за воспитание детей в контексте мер по укреплению правовой защищенности семьи в России // Крымский научный вестник. 2015. № 5-3. С. 120-140. 27. Лемеш К.И. Обзор нормативно-правовых актов в сфере семейного права Российской Федерации // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 2. С. 51-59. 28. Максимович Л.Б. Правовое регулирование имущественных прав ребенка // В сборнике: Актуальные проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (материальные и процессуальные аспекты) Сборник научно-практических статей. Сер. «Научная мысль» Под общей редакцией А.Е. Тарасовой. Москва, 2015. С. 13-19. 29. Матвеев П.А. Позитивная юридическая ответственность в семейном праве // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 19. 30. Мирзоева Т.А. Имущественные права ребенка в Российской Федерации: Право и юриспруденция. Философия и социальные науки // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 22-26 апреля 2013 г.: Право и юриспруденция. Философия и социальные науки. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. Вып. 4. С. 237-238. 31. Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве – М., 2010. 32. Нестерова О.В. Некоторые аспекты правового регулирования личных прав ребенка по семейному законодательству Российской Федерации // Научное обозрение. 2014. № 12-2. С. 686-688. 33. Нечаева А.М. Семейное право. - М.: Юрайт, 2016. - 304 с. 34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2018. - 736 с. 35. Пивоварова, Т. Г. Комментарий к Федеральному Закону «Об опеке и попечительстве» / Т. Г. Пивоварова, О. В. Кузнецова. – М.: Проспект, 2016. – 351 с. 36. Плодовская, В. Г. Опека и попечительство по российскому гражданскому законодательству / В. Г. Плодовская // Вестник современных исследований. – 2017. – № 1. – С. 283-284. 37. Пчелинцева Л.М. Семейное право России.- М.: НОРМА, 2014.- 832с. 38. Романова Н.А. Понятие и классификация личных неимущественных прав ребенка // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 39-43. 39. Рузакова О.А. Право ребенка на достойное имя: современные проблемы, вопросы совершенствования российского законодательства // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 5. - С. 87 - 91. 40. Семяшкина С.К. Имущественные права ребенка // «Права детей - детям»: сборник материалов IV международной конференции (г. Ульяновск, 1 июня 2013 года) . - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. С. 617-620. 41. Терёшкина, Е. А. Современное состояние правового регулирования защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством / Е. А. Терёшкина, Е. Н. Лоторев // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 7. – С. 140-143. 42. Холинова М.М. Субъекты института опека и попечительства // Юридическая наука: история и современность. - 2017. - № 2. - С. 81-88. 43. Чеснокова Ю.В. Развитие личных неимущественных прав ребенка в России // В сборнике: Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте сборник научных статей. М., 2015. С. 244-253. 44. Яковлева Е.А. К вопросу о личных неимущественных правах несовершеннолетних по семейному законодательству Российской Федерации // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. Вып. 14. С. 636-641. 45. https://karaidel.bashkortostan.ru/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ 1.1. Понятие права ребёнка, защиты прав ребёнка Под правом понимается совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью правовых норм и правил, регулирующих социальные отношения в обществе. Благодаря нормам права человек получает возможность не только как-либо действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения его прав. В отличие от норм иных социальных регуляторов (морали, нравственности, религии, экономических и политических норм) правовые нормы имеют три важных признака: являются общими для всех людей в стране, охраняются государством путем закрепления в законах, обеспечиваются принудительной силой со стороны государства [Бурдо, 2014, с.19] . В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших 18-ти летнего возраста [Еремин, 2017, с.2]. Правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность) возникает в полном объеме: с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; в случаях вступления в брак до достижения 18 лет; при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей. Законными представителями несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие [Давыдова, 2015, с.317]. Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему: - они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы - являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества; - права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом; - такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания; - они складываются объективно и не зависят от государственного признания; - права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права; - механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты [Голубчикова, 2015, с.140]. Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека. Защита прав детей – это действия, предпринимаемые социальными работниками и другими людьми для предотвращения ущерба, наносимого детям умышленно или вследствие небрежного обращения [Керамова, 2015, с.60]. Защита прав детей – общий термин для обозначения мероприятий и процедур при сообщении о жестоком обращении с ребенком. Хотя социальные работники играют ведущую роль в работе с индивидуальными случаями, шаги по защите прав детей почти всегда являются результатом тесного сотрудничества между социальной службой, работниками здравоохранения и полицией. Как правило, чем сложнее случай и чем сильнее причиненный ребенку ущерб, тем больше различных специалистов участвует в разбирательстве. Работа по защите прав детей включает ряд стадий: расследование, оценивание, судебное решение для обеспечения безопасности ребенка, разработка плана, гарантирующего ребенку благополучие в будущем. При подозрении на жестокое обращение с ребенком или получении соответствующего заявления местные социальные службы проводят расследование. Тревожные сигналы чаще всего поступают от врачей, учителей или воспитателей, а также соседей и родственников. По результатам расследования следует подготовить отчет: уже на первой стадии социальному работнику нужно собрать подробную информацию о ребенке и его семье, обсудить с родителями возникшие подозрения о факте жестокого обращения. как правило, члены семьи не приветствуют подобного вмешательства в их личную жизнь, поэтому решение о начале расследования следует принимать обоснованно [Пчелинцева, 2014]. Цель любого расследования случаев возможного нарушения прав ребенка – решить вопрос о целесообразности немедленного принятия мер по его защите. Время дорого, поэтому ограничиваются сбором основных сведений. В частности, выясняют мнение ребенка о сложившейся ситуации, подробно беседуют с ним, если это необходимо, а также обсуждают с его родителями обстоятельства возможных случаев жестокого обращения. Ценные сведения могут предоставить другие специалисты, так или иначе работающие с данной семьей. Решение о принятии безотлагательных мер зависит от основательности подозрений, возраста ребенка, представления о возможном преследователе ребенка, семейного анамнеза, поведения и особенностей родителей. Получать все эти сведения приходится в напряженной и даже враждебной обстановке, что требует от социального работника хороших коммуникативных навыков, выдержки и ведения подробных записей. Проведя расследование, социальный работник может предпринять следующее: прекратить дело (что и бывает в большинстве случаев); предоставить семье ту или иную поддержку, например направить в центр семьи; созвать конференцию по отдельному случаю, чтобы выяснить мнение других специалистов; удалить ребенка из семьи для обеспечения его безопасности. При наличии достаточных оснований для насильственного удаления ребенка из семьи нужно разработать долгосрочный план на будущее (например, следует ли через некоторое время вернуть ребенка домой?), для чего социальный работник всесторонне исследует угрожающие ребенку обстоятельства. Иногда приходится проводить всестороннее оценивание без предварительного расследования, например если специалисты по уходу за детьми беспокоятся за жизнь и здоровье конкретного ребенка, а конкретные основания для проведения расследования отсутствуют. Всестороннее оценивание следует тщательно организовать, поскольку это требует привлечения других специалистов и сбора обширной информации, в частности о природе возможного жестокого обращения. Это могут быть: физический ущерб; небрежное обращение; сексуальная или эмоциональная жестокость; особенности поведения ребенка; эмоциональные проблемы в семье; особенности повседневного ухода за ребенком, в частности питания, сна, гигиенических процедур; отношения между родителями, а также возможности каждого из них ухаживать за ребенком. Результаты оценивания следует подробно записывать, чтобы все участники могли с ними познакомиться. Всестороннее полное оценивание является важной составляющей плана по защите прав ребенка, позволяя распределить обязанности специалистов в отношении ребенка, его семьи и виновного в жестоком обращении. В результате можно выработать требования к родителям ребенка, например предложить им регулярно приносить младенца в поликлинику для взвешивания или навещать ребенка, пока он не вернется домой. При необходимости удалить ребенка из семьи предпочтительно поместить его неподалеку от места проживания членов семьи, чтобы сохранить семейные узы и способствовать скорейшему возвращению ребенка домой. Работа по защите прав детей предполагает интенсивное и длительное взаимодействие с семьей ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Иногда требуется составить письменный договор о возвращении ребенка с указанием тех мер, которые следует принять родителям для обеспечения благополучия ребенка, а также оговорить возможность контролировать ситуацию, например при посещении центра семьи. Социальному работнику иногда приходится консультировать членов семьи по вопросам дисциплины и воспитания ребенка, привлекать других специалистов для работы с виновным в жестоком обращении, например для обучения приемам совладания с гневом и сексуальными влечениями [Корнеева, 2016; Холинова, 2017,с. 85]. Защита прав детей, как ни один другой аспект социальной работы, вызывает противоречивое отношение в обществе и служит причиной напряжения. Каждый этап такой работы требует тесного сотрудничества с другими специалистами, нужно прилагать особые усилия для облегчения взаимодействия между всеми его участниками, что часто ложится на плечи социальных работников. Защитой прав детей занимаются работники, обладающие необходимыми навыками и опытом, умеющие собирать нужные сведения и принимать решения в сложной ситуации, взаимодействовать с родителями и другими членами семьи даже в ситуации, например, угроз физической расправы с их стороны, участвовать в судебном разбирательстве, детально записывать содержание интервью и принятые решения. 1.2. Виды прав и формы защиты несовершеннолетних детей Права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные (неимущественные) права и имущественные права [Нечаева, 2016; Романова, 2012,с.40]. К личным правам несовершеннолетних детей относятся: - право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); - право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); - право на защиту (ст. 56 СК РФ); - право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); - право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Рассмотрим их более подробно. 1. Право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) является одним из самых важных прав ребенка. Данное право ребенка не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка (при лишении родителей родительских прав, при ограничении их в родительских правах и др.). К основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная. Только в тех случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, он передастся на воспитание в детские учреждения. Право ребенка жить и воспитываться в семье тесно связано с такими правами ребенка как: - право на совместное проживание со своими родителями; - право знать своих родителей (дискуссионным является вопрос, насколько данное право соответствует тайне усыновления и тайне биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека); - право на заботу родителей; - право на воспитание своими родителями; - право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; - право на уважение его человеческого достоинства. 2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственникам (ст. 55 СК РФ). Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только дедушек, бабушек, братьев и сестер, непосредственно указанных в ст. 55 СК РФ, но и родственников более отдаленных степеней родства. Право ребенка на общение с родителями и иными родственниками сохраняется в случае расторжения его родителями брака, либо в случае признания их брака недействительным, атак-же в случае раздельного проживания родителей. Формы такого общения могут быть самыми разнообразными (личные контакты при встрече, переписка, телефонные переговоры и т.п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников и от других конкретных обстоятельств. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации, имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом. Понятия экстремальной ситуации в законе не содержится. Семейный кодекс РФ содержит лишь примерный перечень ситуаций, которые можно отнести к экстремальным. Среди них — задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др. Представляется, что экстремальными являются любые ситуации, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т.д. 3. Право ребенка на защиту закреплено в ст. 56 СК РФ. Важным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом (п. 1 ст. 56 СК РФ). Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст. 147 С К РФ). Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. При нарушении прав и законных интересов ребенка п. 2 ст. 56 СК РФ предоставляет возможность детям любого возраста самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а достигшим 14 лет — в суд. Данное положение обеспечивает право ребенка на защиту от злоупотреблений, прежде всего, со стороны родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности. В большинстве случаев дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, не обращаются за защитой своих прав в силу разных причин. В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК РФ установлено, что каждый, кому стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязан незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. 4. Право выражать свое мнение признается за ребенком по достижении им возраста, когда он способен сформулировать собственные взгляды. Для каждого ребенка этот возраст индивидуален. Однако после достижения ребенком возраста 10 лет учет его мнения является обязательным, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57 СК РФ). Ребенок вправе выразить свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Некоторые юридические действия не могут быть совершены без согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Статья 57 СК РФ содержит исчерпывающий перечень вопросов, по которым суд, орган опеки и попечительства могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, даже если это и не соответствует его интересам: а) изменение имени и фамилии ребенка (ст. 59 СК РФ); б) восстановление его родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ); в) его усыновление (ст. 132 СК РФ); г) изменение фамилии, имени и отчества усыновленного (ст. 134 СК РФ); д) запись усыновителей в качестве родителей (ст. 136 СК РФ); е) изменение фамилии, имени и отчества ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ); ж) назначение ребенку опекуна (ст. 145 СК РФ). Если при разрешении спора, связанного с воспитанием ребенка, необходимо опросить ребенка в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос ребенка производится судом с учетом его возраста и развития в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"). 5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию, закрепленное в ст. 58 СК РФ, возникает с момента рождения. Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ имя гражданина включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона иди национального обычая. Имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей (п. 3 ст. 58 СК РФ). При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций). При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разрешается органом опеки и попечительства (п. 4 ст. 58 СК РФ). В случае если отцовство в отношении ребенка установлено не было, имя ребенку дается по указанию его матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, а фамилия — по фамилии матери. Изменение имени и фамилии ребенка (на фамилию другого родителя) ст. 58 СК РФ допускает при наличии следующих условий: а) согласия отца и матери на изменение имени и фамилии ребенка; б) согласия органа опеки и попечительства, которое ими дается исходя из интересов ребенка (отказ может быть обжалован родителями в судебном порядке); в) согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет (мнение ребенка в возрасте до 10 лет желательно учитывать, но не обязательно); г) возраст ребенка должен быть менее 14 лет, так как в этом возрасте он получает паспорт и поэтому самостоятельно и по общим правилам (ст. 58—63 Закона об актах гражданского состояния) решает, какую из фамилий (отца или матери) ему выбрать, изменить ли имя, отчество. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, учет мнения другого родителя не обязателен в случаях: а) невозможности установления его места нахождения; б) лишения его родительских прав; в) признания его недееспособным; г) уклонения без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. К имущественным правам ребенка ст. 60 СК РФ относит: а) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (т. е. совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушек, бабушек); б) право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка; в) право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей) [Семяшкина, 2013, с.618] Суммы алиментов, пенсий и пособий являются собственностью ребенка, но право распоряжения ими в интересах ребенка принадлежит родителям (заменяющим их лицам). Поэтому в случае, если такие средства расходуются не в его интересах, родители могут понести ответственность в установленном порядке (как лица, осуществляющие родительские права и ущерб интересам ребенка). Определенной гарантией служит возможность принятия судебного решения, вынесенного по требованию родителя, уплачивающего алименты, о перечислении до 50% сумм алиментов на банковский счет его ребенка [Мирзоева, 2013, с.238]. Родители наделены правомочиями по управлению имуществом несовершеннолетнего. Порядок управления регулируется гражданским законодательством. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте до шести лет не имеют даже частичной дееспособности — все сделки за них (от их имени) совершают их родители (усыновители, опекуны). Дети в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки (покупать учебники, тетради, продукты питания и т.д.); 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, принять от родственника в подарок компьютер, велосипед и т.д.); 3) сделки по распоряжению средствами, которые им предоставляет законный представитель или, с его согласия, третье лицо для определенной цели или для свободного использования. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей (лиц, их заменяющих): 1) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (например, интегральной микросхемы); 3) вносить вклады в банки, иные кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать любые сделки, разрешенные для детей от шести до 14 лет; 5) с 16 лет — вступать в кооператив. Они могут совершать и другие сделки, но только с письменного согласия своих законных представителей. Родители и несовершеннолетние дети не вправе совершать между собой сделки, за исключением безвозмездных сделок в пользу ребенка. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Однако если родители и дети проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Защита прав ребенка в Российской Федерации относится к числу наиболее актуальных проблем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации. Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, в том числе и ребенка Российская Федерация приняла на себя также обязанности защищать права гражданина любого возраста, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции Российской Федерации). В законодательстве Российской Федерации заложены основы государственных гарантий реализации защиты прав ребенка. Под защитой прав ребенка следует понимать зафиксированные в законодательстве принципы и основы деятельности органов публичной власти, государственных, международных и общественных организаций, направленные на устранение препятствий на пути осуществления прав детей, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении [Ахметьянова, 2014, с.13]. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав [Корнеева, 2016]. Неюрисдикционная форма защиты прав – это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. 1.3. Правовые основы защиты прав детей Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН. Всеобщая декларация прав человека провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию. Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации. Декларация прав ребенка ООН провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конвенция ООН о правах ребенка – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты: - статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка. В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. - Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники прини
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg