Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Политика, государство и право: закономерности взаимодействия.

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2021
Объектом курсового исследования выступают проблемы взаимодействия политики, государства и права. Предметом исследования являются теоретические разработки в сфере взаимодействия политики, государства и права; российское законодательство. Целью данной работы является изучение причин взаимодействия и закономерностей взаимодействия таких понятий, как: политика, государство и право. Исходя из цели курсовой работы, определены следующие задачи: 1. Рассмотреть связанность государства правом; 2. Описать учения о правовом государстве. Условия его формирования; 3. Рассмотреть понятие и структуру политической системы общества; 4. Выявить приоритет государства над правом: 5. Ознакомиться с институтами политической системы. Место и роль государства в политической системе; 6. Рассмотреть роль права в гражданском обществе. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Теория государства и права - это дисциплина, которая в юриспруденции является фундаментальной и изучает возникновение, развитие и становление, как государства, так и права. Вопросами о происхождении, возникновении и развитии права на протяжении долгих лет занимается большое количество ученых. Кроме того, одним из самых важных в науке Теория государства и права считается вопрос о закономерностях взаимодействия политики, государства и права. Этот вопрос в особенной мере вызывает дискуссии и споры среди ученых. Этому свидетельствует большое количество теорий и концепций, которые применяются относительно данного вопроса. Более того, закономерности взаимодействия политики, государства и права посвящено огромное количество книг, исследований, монографий. Именно поэтому данная тема считается актуальной. Хотя данному вопросу посвящено множество трудов, представленная тема остается дискуссионной по сей день, ведь существует множество идей и течений, раскрывающих принципы закономерности взаимодействия права, государства и политики. Исследование данного вопроса позволяет лучше понять особенности и характерные черты каждого понятия, а также позволяет сравнить их и установить их место и роль в практической жизни сферы общества и политической сфере. Существует огромное многообразие взглядов на вопросы о закономерностях политики, государства и права. Право и политика как юридические явление неразрывно связаны с государством, а, соответственно, то, что лежит в основе возникновения государства и права, лежит и в основе возникновения политики, а также и в закономерностях взаимодействии этих понятий. Государство играет важную роль в изучении данного вопроса, ведь государство является условием существования, как политики, так и права в целом. Интересным при этом является то, что с одной стороны государство санкционирует и защищает право, а с другой стороны право является основой любого государства, что уже показывает несомненное взаимодействие этих двух понятий.
Содержание

Введение 3 Глава I. Связь государства и права с политикой и другими сферами жизни общества 5 1.1. Связанность государства правом 5 1.2. Учения о правовом государстве. Условия его формирования 7 1.3. Понятие и структура политической системы общества 13 Глава II. Характеристика места и роли государства и права в политической системе общества 17 2.1. Приоритет государства над правом 17 2.2. Институты политической системы. Место и роль государства в политической системе 21 2.3. Роль права в гражданском обществе 26 Заключение 34 Список использованной литературы 36
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993. 2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2015. 3. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Государство и право. 2011. № 2. С. 6-9. 4. Аржанов М.Л. Государство и право в их соотношении. М., 2010. 5. Бердяев Н. А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 2010. 6. Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Н.Новгород, 2013. 7. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 2018. 8. Воротилин Н. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология: Курс лекций. М, 2013. 9. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 2015. 10. Кистяковский В.А. Государство и личность // Русская философия собственности. СПб., 2013. 11. Козлихин И.К. Идея правового государства: история и современность. СПб., 2013. 12. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. 13. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности// Государство и право. 2014. № 3. С. 7-12. 14. Ленин В. И. Полное собр. соч. Т. 35. М., 2013. 15. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 2015. № 5. С. 15-20. 16. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М„ 2016. 17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. М., 2013. 18. Матузов Н.И. О принципе «все, не запрещенное законом, дозволено» // Сов. государство и право. 2017. № 8. С. 12-18. 19. Нерсесянц B.C.Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность. М., 2010. 20. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2016. 21. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2016. 22. Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас // Полн. собр. соч. М., 2012. 23. Федерализм и демократия // Государство и право. 2012. №4. 24. Федоров В.П. Истоки идей правового государства. Владивосток, 2014. 25. Четвернин И. Л. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М, 2013.
Отрывок из работы

Глава I. Связь государства и права с политикой и другими сферами жизни общества 1.1. Связанность государства правом Воздействие государства на право, прежде всего, состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право есть результат государственной деятельности». Государство завершает правообразовательный процесс, придавая ему определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Государство далее обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоит сила, авторитет государства. Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, Первопричины права лежат в социальной необходимости, общественных потребностях. После того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, то есть создает, утверждает право. В конечном счете, право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле «свое» право никто создавать не может. Разумеется, если под правом понимать также естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство. Однако и «прирожденные» права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению. Связанность государства правом Право, прежде всего, легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль за легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Право играет немаловажную роль в становлении, развитии и совершенствовании государства, в придании ему цивилизованного вида, современных черт. Никакая государственная власть немыслима без права или вне права. «Нет ни одной стороны права, которая не находилась бы в тесной и прямой связи с государством». Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами. Такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону государственной деятельности. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом и освободить от него. Государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению. 1.2. Учения о правовом государстве. Условия его формирования Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики. Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира. Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Современные концепции правового государства основаны на идеяхКанта(1724-1804 гг.),Монтескье(1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как ГугоГроций,Спиноза,Дж. Локк,Дени Дидро,Ж. -Ж. Руссо. Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ,Платон,Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем. Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого КняжестваЛитовского(1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам. Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д. Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений. Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. И. Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода. И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие. Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия.Г. Гегельсчитал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы». Г. Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума». Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека. Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве. На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе. Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые. С середины XIV до конца XVIII века М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.И. Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества. Во время правленияАлександра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы. Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями: а) разделением отдельных функций между различными органами; б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента); в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке. Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб. Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан. Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства. Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности. Г.Ф. Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву. Процесс становления правового государства происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели. Основные теории (концепции) происхождения государства и права. За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. К основным теориям возникновения государства принято относить: 1. Теологическую (религиозная, божественная); 2. Патриархальную (отеческая); 3. Договорную (естественно-правовая); 4. Органическую; 5. Психологическую; 6. Ирригационную; 7. Насилия (внутреннего и внешнего); 8. Экономическую (классовую). 1.3. Понятие и структура политической системы общества Политическая система общества— это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» показывает, как регулируютсяполитические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Структуру политической системы составляют следующие компоненты: 1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - государство,политические партии, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть». Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы: 1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); 4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); 5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); 7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); 8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность). ? Глава II. Характеристика места и роли государства и права в политической системе общества 2.1. Приоритет государства над правом В своем движении государство и право вступают в различные связи со многими социальными, духовными, экономическими, политическими факторами, в которых так или иначе проявляются их природа и сущность. Проблема соотношения государства и права сводится к тому, что первично: государство или право, и что из них зависит от другого. Выделяют пять основных подходов соотношения государства и права. Первый - этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Идеи этатизма, первоначально обоснованные X. Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте. Этатическаяконцепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Согласно взглядам сторонников философии этатизма, государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство является организатором всей экономики - от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно бороться с праздностью я расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, управляет системой образования и др. Словом, государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятельности общества. С этатистской точки зрения все области приватного, непосредственно не входящие в сферу публичной власти, суть явления низшего (по сравнению с государством) порядка. Ни одна из них не выполняет миссии носителя политического единства, но каждая порознь и все вместе так или иначе его подрывают. Поэтому государство вынуждено конфронтировать с ними, укрощать их, удерживая в рамках политической целостности. Для того чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о самосохранении собственной мощи. Это главным образом и составляет интерес государства. Согласно рассматриваемой теории, государство предшествует праву, порождает его. Право, с этой точки зрения, есть совокупность норм (велений, установлений, приказов государства), посредством которых государственная власть осуществляет руководство обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая в свою очередь основывается на силе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg